«Послевоенное восстановление и развитие Украины



Скачать 86.98 Kb.
Дата02.02.2018
Размер86.98 Kb.
ТипУрок




Артёмовський учебно – воспитательный комплекс «Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №11 имени Артёма – многопрофильний лицей» Артёмовського городского совета

Донецькой области

Урок - семинар

Послевоенное восстановление и развитие Украины (1945- начало 1953 года). Голод 1946-1947 гг.

Подготовила

Чухлебова Елена Анатольевна

Тема урока: «Голод 1946-1947 гг.»

Цели:

1.- Познакомить учащихся с голодом 1946-1947 гг. в Украине, объяснив его причины и последствия

- учить сравнивать с предыдущими голодоморами 1921-1923 гг., 1932-1933 гг.

- учить давать собственную оценку событиям.

2.- Воспитывать чувство сопереживания, гражданственности, уважения к прошлому своей страны.

- формировать отношения к террору, как к преступлению против человечности и человечества.

3. Уметь делать анализ исторических событий, проводить сравнения, собирать информацию из разных источников, делать аргументацию и выводы.

Оборудование: карта Украины, атласы, документы, настенный коллаж, таблицы.

Тип урока: урок с использованием групповой работы и интерактивных методик.

Актуализация

музыка

Эпиграф урока:

„О, як же ти не вмерла, Україно,

Бо скільки ж то зловісницька мета

Звела людей, приречених безвинно, -

Й ніхто за це ні в кого не спитав.

А ще ж були голодомори;

Валялись трупи – цілі гори!

Бувало – села вимирали

Але червоні генерали

Кричали: „Мало! Мало!

Ще є в селян і хліб, і сало!”

Забрали все...Людей не стало”

Мотивация

Ужасным преступлением против собственного народа стал голод 1946-47 гг., организованный Сталинским руководством. Не было тогда ни войны, ни потопа. А была только злая воля одних людей против других. Мало кто знал, сколько невинных людей ушло в могилу – старых, молодых и детей. Объявление темы урока и ожидаемых результатов (зачитать на доске).

Беседа по повторению

На предыдущем уроке вы ознакомились с особенностями восстановления промышленности в Украине.



Задание 1 и 2 группе.

Назовите эти особенности.


Задание экспертам

какие из этих особенностей могли повлиять на ухудшение положения в сельское хозяйство?

- расчет на собственные силы, а не на « план Маршалла»

- не развивалось сельскохозяйственное машиностроение

- ставка на промышленность, энергетику

- малые капиталовложения в сельское хозяйство - 7%

Действительно, эти особенности восстановления промышленности служили причинами голода 1946-47 гг. Голод охватил 16 областей Украины

Работа с картой

Задание 1 группе

На основе знакомства с документами, назовите причины голода 1946-47 гг. При ответе – аргументация из документов. Записывайте ответы на листах. Приложения №1,2,3,4,9



Задание 2 группе

-На основе документов учебника определите последствия голода. При ответе – аргументация из документов. Записывайте ответы на листах. Приложения № 2,3,5,6,7,8., документы



Задание группе экспертов

-Ознакомьтесь с материалом учебника стр.93-96, документом №3 на странице 100 и сделайте вывод, ответив на вопросы к документу №3 (стр. 101)

-По мере ответов учащихся из групп разложите карточки по вопросам: причины голода- последствия голода. Приложение №10

-Сделайте вывод: можно ли считать события 1946-47 гг. голодомором?



Задания группам

Дайте ответ на вопросы к документам учебника стр.101 документ №1,2.

Группа №1 – вопрос 1

Группа №2 – вопрос 2

Группа экспертов

Сравните голодоморы 1921-1923 гг., 32-33 гг., 46-47 гг., причины, последствия, отношения власти.



Учитель

Действительно, документы подтверждают, что Сталинское руководство знало о голоде, охватившем основную часть территории Украины, однако газета «Правда» в октябре 1947 года писала: «Колхозное село отправилось в победное наступление за послевоенный подъем сельского хозяйства», с благодарностью обращая «Свои мысли любимому вождю и учителю, творцу колхозного строя товарищу Сталину…»

А люди тем временем умирали: в поле, стиснув в ладонях колоски, в хатах, осиротелых, холодных, на дорогах, которые вели к недостижимым городам и поселкам. Тысячами, сотнями тысяч. Старые, малые, в расцвете лет. А вождь тем временем фарисействовал, что мы должны сначала научиться «ценить людей, ценить каждого работника. Нужно, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, которые есть в мире ценнейшим и решающим есть люди, кадры.». А это время по селам проносился детский плач и детские руки тянулись к иконам. (зажечь свечу)

Приложение №8

История голода 1946-47 гг. на Украине не написана в таком объеме, как история страшных 1932-33 гг. Но она взволнованно говорит устами очевидцев, историков и писателей. Посмотрите на этот коллаж - здесь помещены: символ голодомора, молитва за убиенных голодом Катерины Мотрич, фотографии, воспоминания очевидцев. Зачитать Приложение №11
Задание

Давайте мы пополним этот коллаж, нарисовав свой символ голодоморов. (музыка)


Хотелось бы, чтобы в вашем сердце, душе, закрепилась мысль о том, что человеческая жизнь бесценна и никакая власть не вправе ее уничтожить

Домашнее задание

  1. Изучить параграф 14

  2. Сравнить голодоморы 1921-23 гг., 32-33 гг, 46-47 гг., составив таблицу

Годы

Причины

Масштабы, последствия

Отношение власти

1921-23 гг.










1932-33 гг.










1946-47 гг.











Приложение №1
Документ №1
29 августа 1946 года былю официально объявлено, что в связи с засухой в ряде областей СССР и сокращением государственных запасов продовольствия, решено на год отложить отмену карточной системы. А 6 сентября местных руководителей предупредили о повышении пайковых цен на продовольствие. 27сентября появляется постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «Об экономии и и использовании хлеба». Оно содержало нормы выдачи хлеба иждивенцам и детям, мероприятия снятия с продовольственного пайка рабочих и служащих предприятий промышленности, совхозов. 15 октября 1946 года Хрущев прислал письмо к Сталину, где сообщал, что засуха снизила урожайность хлебов на половину, и просил снизить план хлебозаготовок. Н.Хрущев в воспоминаниях писал «Я понимал трагедию, которая грозила не только моей персоне, но и украинскому народу, республике: голод стал неотвратимым».

Из Москвы пришла телеграмма на имя Н.Хрущева, в которой украинское руководство обвинялось в том, что стало на путь сворачивания хлебозаготовок. Содержалось и требование покончить с небольшевистским отношением выполнению плана хлебозаготовок, наказать тех, кто прячет хлеб


Приложение №2
Документ №2
Днепропетровская область 1947г.

«Исполком областного Совета трудящихся и обком КП(б)У сообщает, что во многих колхозах области, особенно в районах, которые пострадали от засухи, в последнее время установлены случаи голодного опухания колхозников и их семей. Как установлено, болеют в большинстве случаев семьи погибших воинов, инвалиды, люди пожилого возраста и многодетные, люди, у которых погиб глава семьи или стал инвалидом, переселенцы из Польши и репатриированные.

Так как продзапасы у сельского населения отсутствуют, то в последнее время сильно выросла заболеваемость среди детей и значительно увеличился переход детей из сельской местности в города.

Отмечены случаи оставления детей родителями, которые живут в сельской местности. Такое положение сложилось в результате того, что в 1946 году некоторые колхозники получили незначительное количество хлеба по трудодням».




Приложение №3
Документ №3
«Совершенно секретно. Главе Винницкого облисполкома. Спец сообщение о жалобах семей военнослужащих. Из письма родственников.»

10 июня 1946 года. «Живем мы очень бедно, дорогой сынок! И также как в 1933 году хлеба и картошки нет, купить не на что. Да еще из дома выкинули, сейчас живем в хлеву. Это сделал председатель колхоза Ситников. Вот такая забота у нас о семье фронтовика, может, придет время и из хлева выкинут».

15 сентября 1946 года «Дети! Хлеба и овощи погорели, и мы голодаем. Мать ходила собирать колоски в поле, там, где уже собраны снопы. Председатель колхоза Скорыч ее побил, отобрал мешок и перерубил жилы у нее на руке, теперь она ею не может работать. По два дня сидим без хлеба, люди над нами смеются, что сыны капитаны, а отец без хлеба пропадают…»

Приложение №4
Документ №4
8 февраля 1946 года в Москве было подписано соглашение о поставке Франции 50 тыс. тонн зерна. Зерно экспортировалось также в Болгарию, Румынию, Польшу, Чехословакию. «Советский союз спас нас от голода»- говорил президент Чехословакии Климент Готвальд. В апреле 1946 года в Москве было подписано советско-польское соглашение о поставках в Польшу 200 тыс. тонн зерна.

В целом экспорт зерновых из СССР только в 1946 году составил 1,7 млн. тонн, или 10 % от всех хлебозаготовок. Это могло бы быть существенной помощью тем регионам, которые голодали. При этом поставки осуществлялись по ценам, которые были ниже мировых и преимущественно в кредит.



Приложение №5
Документ №5
Письмо к родственникам в Канаду – август 1946 года.

«Дорогой брат! Жить очень тяжело, ждем голодной смерти. В этом году неурожай, все зерно сгорело, засуха страшная. Нет ни овощей, ни картофеля, ни хлеба. Ждем голода, который был в 1933 году.»

Свидетельство очевидца.

«Я работала медсестрой. Весной 1947 года около входа в райздравотдел каждое утро ждали десятки подкинутых матерями детей. Они просили есть. Были и младенцы с записками: «Валя», «Татьяна», «Кирилл».

Статистические данные

«Из 16 восточных, а также Измаильской и Чернивецкой областей от голода умерло:

в 1946 году – 282 тыс. человек;

в 1947 году – 520 тыс. человек.



Приложение №6
Документ №6
Из воспоминаний очевидцев.

«Многие председатели колхозов, наученные горьким опытом 30- х г., начали в массовом порядке прятать часть зерна от заготовок, рискуя быть осужденными, как «вредители и саботажники». Чтобы удержать зерно выводились из строя молотильные агрегаты, сельскохозяйственные машины. Очищенное зерно колхозники часто прятали, закапывали в землю. Специально снижались показатели урожайности, много буряков, картошки осталось в земле (что позднее спасло жизнь многим крестьянам).

Начались репрессии против председателей колхозов. Их не только снимали с должностей, но и привлекали к судебной ответственности. Фактически арестован был каждый 16-й председатель колхоза»

Приложение №7

Документ №7
Из свидетельств историков

Неурожай трав, непомерные хлебозаготовки, поставки сена обострили без того тяжелое положение с кормами. Это негативно сказалось на животноводстве. Начался падеж скота. Чтобы избежать этого, было разрешено сдавать скот на забой больше, чем по норме. В результате животноводство республики понесло огромные потери, возрождать его пришлось очень долго.


Приложение №8

Документ №8
Из свидетельств историков

Кроме дистрофии, которой болели 1 млн. человек, распространялся и тиф. В Днепропетровской области в ноябре 1947 года было выявлено около 1,6 тыс. больных. Можно бы было обратиться к международной общественности, но сам факт голода оберегался, как государственная тайна до начала 90 гг. 20 века. А тем временем голод расширялся. До десяти лет лагерей давали за десяток колосков, собранных на поле голодными детьми.


Приложение №11
„Бозю! Що там у тебе в руцї?

Дай мені, Бозю, хоч соломинку...

Щоб не втонути в Голодній ріці,

Бачиш, мій Бозю, я ще дитинка.

Тож, підрости ще хоч трохи бодай.

Світу не бачив ще білого, Бозю,

Я – пташенятко, прибите в дорозі.

Хоч би єдину піріїночку дай.

Тато й мама – холодні мерці,

Бозю, зроби, щоби їсти не хотілось!

Холодно, Бозю,

Сніг дуже білий.

Бозю, що там у тебе в руці?”
«Відкрийтесь, небеса!

Зійдіть на землю

Всі українські села й хутори,

Повстаньте всі, кому сказали:

-Вмри!

Засяйте над планетою, всі душі,



Зійдіть на води й суші Збудуйте пам’яті негаснучий собор»
Каталог: doc -> files -> news
news -> «Только на эту букву»
news -> Урок дифференцированного обучения по теме Фразеологизмы
news -> Тема. Правописание падежных окончаний существительных (без употребления термина); работа с деформированным текстом. Цель
news -> Урок по истории Украины Продолжение Национально-освободительной борьбы в 1648-1649гг. (8 класс) учителя Артёмовской
files -> Клещевина обыкновенная
news -> Донецкая гимназия №92 Донецкого городского совета Донецкой области Тетрад ь для практических работ по информатике
news -> Конспект урока по физической культуре для учащихся 6-х классов Задачи урока: Совершенствование техники бега, прыжков и метаний


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница