Пояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы



страница1/14
Дата10.10.2018
Размер2.35 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


f:\аооп мкоо двойновская сош.jpg



f:\аооп мкоо двойновская сош.jpg

Содержание


1.

Целевой раздел.


3

1.1.

Пояснительная записка


3

1.2.

Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы

8

1.3.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования

14

2.

Содержательный раздел.


19

2.1.

Программа формирования базовых учебных действий.


19

2.2.

Программы учебных предметов, курсов коррекционно – развивающией области.

31

2.3.

Программа духовно-нравственного развития для обучающихся с умственной отсталостью.

56

2.4.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

62

2.5.

Программа коррекционной работы.


75

2.6.

Программа внеурочной деятельности.


90

3.

Организационный раздел.


95

3.1.

Учебный план


95

3.2.

Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной

программы начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.




99

3.3.

Кадровое обеспечение реализации адаптированной образовательной программы.


100

3.4.

Финансово-экономические условия.


101

3.5.

Материально-технические условия обеспечения реализации адаптированные образовательные программы для детей с умственной отсталостью.

101



  1. Целевой раздел.

Пояснительная записка

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью МКОО «Двойновская средняя общеобразовательная школа» Новониколаевского района Волгоградской областиявляется общей программой деятельности администрации школы, учителей, родителей и самих детей. Назначение настоящей образовательной программы – организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов.

АООП разработана и утверждена в соответствии со Стандартом и с учетом ПрАООП с привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления Организацией.

Образовательная программа разработана на основе нормативных документов:

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

-ФГОС НОО ОВЗ;

-ФГОС НОО УО;

-Устава образовательной организации;

-Локальных актов.

Данная программа направлена на практическую реализацию социального заказа, сформулированного в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и предназначена удовлетворить потребности:

- Общества – в воспитании молодого поколения граждан способных к самостоятельной жизни, интеграции в социум;

- Выпускника образовательной организации– в его социальной адаптации и свободном выборе дальнейшего маршрута;

- Ученика образовательной организации- в получении базового образования по всем предметам, развития в процессе обучения, коррекции дефектов развития в процессеобразовательной, воспитательной и трудовой подготовки;

- Родителей учащихся – в качественном образовании детей, их воспитание и развитие.


Цель АООП НОО формировать общую культуру, обеспечивающую разностороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (нравственное, эстетическое,социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Каждому обучающемуся, воспитаннику обеспечить получение образования на максимально возможном уровне, в соответствии с индивидуальными возможностями для последующей успешной трудовой адаптации и социализации в обществе.



Задачи:

-Обеспечение гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование;

-Создание комфортной педагогической среды коррекционно-развивающего типа для каждого школьника с учетом особенностей его личности, которую формируют: окружающая школьная среда, педагоги и их взаимоотношения с ребенком, общение со сверстниками; родители и их взаимоотношения с ребенком; внеучебное время;

-Обеспечение обучающихся знаниями, способствующими не только предметной подготовке, но и помогающими формированию социального опыта и коррекции личности ребенка на основе психофизических особенностей на всех этапах обучения;

-Создание основы для адаптации учащихся к жизни в обществе;

-Формирование позитивной мотивации учащихся к учебной деятельности;

-Формирование ценности здоровья и ЗОЖ у обучающихся.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы.
В основу разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной организации заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.



Деятельностныйподход основывается натеоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:



  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу адаптированной основной общеобразовательной программыобразованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

―принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характеробразования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанникови др.);

―принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

―онтогенетический принцип;

―принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

―принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

―принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

―принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

―принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью

Умственная отсталость, которых связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет).

Общим признаком у таких обучающихся выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Данная адаптированная образовательная программа рассчитана на категорию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Своеобразие развития обучающихся с умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких детей в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. У обучающихся страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего,способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания воспитанников об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения. Развитие всех психических процессов у детей с умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания ощущения и восприятия. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки обучающихся в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков идифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно - действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой).

Обучающимся с умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.

Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Особенности нервной системы обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости.

Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения

обнаруживаются трудности сосредоточения, на каком - либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания, и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение.

Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение, как один из наиболее сложных процессов, отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У обучающихся отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно - логического мышления. Следует отметить, что речь детей в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие детиспособны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности обучающихся проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера обучающихся характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Они предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.

Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что

выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку обучающиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.

При проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда.

Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории обучающихся в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально - бытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации.

Важнейшими задачами поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей.

Ограничение возможностей не является чисто количественным фактором. Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. (Л. С. Выготский) Таким образом, у обучающихся с умственной отсталостью можно выделить следующие образовательные потребности:



  1. Общие образовательные потребности:

К общим образовательным потребностям относятся:

- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьными этапами;

(Родительские собрания в образовательной организации, дошкольная диагностика психологом и специалистами ПМПК);

- непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через содержание всех образовательных областей, через организацию индивидуальной коррекционной работы;

- индивидуальное и групповое психологическое сопровождение, направленное на оптимальное взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками;

- психолого–медико– педагогическое сопровождение семьи;

-расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;


Каталог: folder 5 -> folder 1
folder 1 -> Рабочая программа спецкурса по выбору для учащихся 10 класса
folder 1 -> Олимпиадные задания 9 класса для районной олимпиады 2009-2010 учебный год. Задача
folder 1 -> Основная образовательная программа основного общего образования мкоу «Успенская сош» Нехаевского муниципального района Волгоградской области
folder 5 -> Воспитанниками и родителями
folder 1 -> Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса мбоу «Родничковская сош»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница