I. Целевой раздел основной образовательной программы среднего общего образования 7
I.1. Пояснительная записка 7
I.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 13
I.2.1. Планируемые личностные результаты освоения ООП 13
I.2.2. Планируемые метапредметные результаты освоения ООП 16
I.2.3. Планируемые предметные результаты освоения ООП 18
Русский язык 20
Литература 25
Иностранный язык 28
История 37
География 41
Экономика 46
Право 57
Обществознание 63
Россия в мире 71
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия 74
Физика 123
Химия 127
Биология 131
Естествознание 136
Физическая культура 138
Экология 139
Основы безопасности жизнедеятельности 140
I.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования 149
II. Содержательный раздел основной образовательной программы среднего общего образования 160
II.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности 160
II.1.1. Цели и задачи, включающие учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средство совершенствования их универсальных учебных действий; описание места Программы и ее роли в реализации требований ФГОС СОО 160
II.1.2. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности 162
II.1.3. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий 165
II.1.4. Описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся 168
II.1.5. Описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся 168
II.1.6. Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности 169
II.1.7. Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся 171
II.1.8. Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий 173
II.2. Программы отдельных учебных предметов 176
Русский язык 177
Литература 184
Иностранный язык 205
История 212
География 244
Экономика 251
Право 256
Обществознание 261
Россия в мире 266
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия 271
Информатика 286
Физика 298
Химия 307
Биология 321
Естествознание 329
Физическая культура 336
Экология 338
Основы безопасности жизнедеятельности 340
II.3. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования 347
II.3. 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 348
II.3.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации 349
II.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 352
II.3.4. Модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся 357
II.3.5. Описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся 358
II.3.6. Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов 360
II.3.7. Описание методов и форм профессиональной ориентации в организации, осуществляющей образовательную деятельность 361
II.3.8. Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах 363
II.3.11. Критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по обеспечению воспитания и социализации обучающихся 370
II.4. Программа коррекционной работы 373
II.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, на уровне среднего общего образования 373
II.4.2. Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов 375
II.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов 379
II.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников 382
II.4.5. Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами 384
III. Организационный раздел основной образовательной программы среднего общего образования 387
III.1. Учебный план 387
Пояснительная записка к учебному плану 387
среднего общего образования, в соответствии с ФГОС СОО 387
III.2. План внеурочной деятельности 396
III.3. Система условий реализации основной образовательной программы 407
III.3.1. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы 407
III.3.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы 420
III.3.3. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы среднего общего образования 423
III.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы 423
III.3.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы 428
III.3.6. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования 436
III.4. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий 437
III.6. Контроль за состоянием системы условий 444