Пояснительная записка Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение системы знаний



Скачать 106.5 Kb.
Дата09.08.2019
Размер106.5 Kb.
#127090
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

- овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;

- воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;

- применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работы; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать / понимать

- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d- орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса;

- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений;

- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

- природные источники углеводородов и способы их переработки;

- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;


уметь

- называть изученные вещества по "тривиальной" и международной номенклатурам;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных раствора, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

- характеризовать: s-, p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, редакционной способности органических соединений от строения их молекул;

- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

- объяснения химических явления, происходящих в природе, быту и на производстве;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

- определения возможности и протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

13,23 гр.



Разделы и темы

Количество часов

всего

практические




Методы научного познания

2







Раздел I. Основы теоретической химии

    1. Атом

    2. Молекулы и химическая связь

    3. Вещества

    4. Химические реакции

70

17

16



15

22


№ 1,2,3




Раздел II. Неорганическая химия

2.1. Характерные химические свойства металлов и основных классов неорганических соединений

2.2. Характерные химические свойства неметаллов и основных классов неорганических соединений


43

21
22



№ 4,5




Раздел III. Органическая химия

3.1. Теория строения органических соединений

3.2. Типы реакций в органической химии

3.3. Углеводороды (алканы, алкины, алкены, диены, бензол, циклоалканы).

3.4. Кислородосодержащие органические соединения (спирты, фенол, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы).

3.5. Азотосодержащие органические соединения (нитросоединения, амины, аминокислоты).

3.6. Высокомолекулярные органические соединения.


90

20

5



22
27

8
8

№ 6,7
№ 8-11

№ 12
№ 13






Раздел IV. Экспериментальные основы химии.

4.1. Правила работы в лаборатории. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

4.2. Синтез органических и неорганических газообразных веществ, твердых и жидких веществ.

4.3. Качественный и количественный анализ веществ. Идентификация органических соединения и функциональных групп.



15

1
3
9

2


№ 14,15





Раздел V. Химия и жизнь

5.1. Химия и здоровье.

5.2. Химия в повседневной жизни.

5.3. Научные принципы химического производства.

5.4. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.


14

4

4



3

3





ВСЕГО

117





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

12,14 гр.



Разделы и темы

Количество часов

всего

практические




Методы научного познания

1







Раздел I. Основы теоретической химии

    1. Атом

    2. Молекулы и химическая связь

    3. Вещества

    4. Химические реакции

38

8

10



8

2


№ 1,2,3




Раздел II. Неорганическая химия

2.1. Характерные химические свойства металлов и основных классов неорганических соединений

2.2. Характерные химические свойства неметаллов и основных классов неорганических соединений


19

9
10


№ 4,5





Раздел III. Органическая химия

3.1. Теория строения органических соединений

3.2. Типы реакций в органической химии

3.3. Углеводороды (алканы, алкины, алкены, диены, бензол, циклоалканы).

3.4. Кислородосодержащие органические соединения (спирты, фенол, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы).

3.5. Азотосодержащие органические соединения (нитросоединения, амины, аминокислоты).

3.6. Высокомолекулярные органические соединения.


36

4

2



10
14

3
3

№ 6,7
№ 8-11

№ 12
№ 13






Раздел IV. Экспериментальные основы химии.

4.1. Правила работы в лаборатории. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

4.2. Синтез органических и неорганических газообразных веществ, твердых и жидких веществ.

4.3. Качественный и количественный анализ веществ. Идентификация органических соединения и функциональных групп.



15

1
3
9

2

№ 14,15





Раздел V. Химия и жизнь

5.1. Химия и здоровье.

5.2. Химия в повседневной жизни.

5.3. Научные принципы химического производства.

5.4. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.


8

2

2



2

2





ВСЕГО

117





Содержание
Методы научного познания
Научные методы исследования химических веществ и превращений. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира.
Раздел I. Основы теоретической химии


    1. Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов.

Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Электронные конфигурации атомов переходных элементов.


    1. Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая вязь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.

    2. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ.

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации.
Решение задач: расчеты с использованием понятий "массовая доля растворенного вещества", "молярная концентрация", "молярный объем", моль, масса, объем.


    1. Химические реакции, их классификация в неорганической и органической химии. Закономерности протекания химических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Катализ и катализаторы.

Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Водородный показатель (рН) раствора.

Гидролиз органических и неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Ряд стандартных электродных потенциалов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Электролиз растворов и расплавов.
Практическое занятие № 1. Скорость химических реакций, химическое равновесие.

Практическое занятие № 2. Решение экспериментальных задач по теме: "Гидролиз"

Практическое занятие № 3. Реакции ионного обмена.
Раздел II. Неорганическая химия
2.1. Характерные химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических соединений.

Водород. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Пероксид водорода.

Галогены. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородосодержащие соединения хлора.

Кислород. Оксиды и пероксиды. Озон.

Сера. Сероводород и сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли.

Азот. Аммиак, соли аммония. Оксидлы азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли.

Фосфор. Фосфин. Оксиды фосфора. Фосфорные кислоты. Ортофосфаты.

Углерод. Метан. Карбиды кальция, алюминия и железа. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Силан. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты.

Благородные газы.

Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения. Алюминий и его соединения.

Переходные элементы (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец, железо) и их соединения.

Комплексные соединения переходных элементов.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы (черные и цветные).
Практическое занятие № 4. Получение, собирание и распознавание газов (аммиака, ацетилена, этилена, водорода, кислорода, углекислого газа) и изучение их свойств.

Практическое занятие № 5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

Решение задач: на выход продукта (прямая и обратная0

Решение задач: на избыток-недостаток (если одно из реагирующих веществ дано в избытке).
Раздел III. Органическая химия
3.1. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикал. Функциональная группа. Гомологи и гомологический ряд. Структурная и пространственная изомерия. Типы связей в молекулах органических веществ и способы их разрыва.

3.2. Типы реакций в органической химии. Ионный и радикальный механизмы реакций.

3.3. Алканы. Алкены, диены. Алкины. Бензол и его гомологи.

Галогенопроизводные углеводородов.

3.4. Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Функицональные производные карбоновых кислот. Сложные эфиры неорганических и органических кислот. Жиры, мыла.

3.5. Нитросоединния. Амины. Анилин.

Аминокислоты. Пептиды. Белки. Структура белков.



Пиррол. Пиридин. Пиримидиновые и пуриновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот. Представление о структуре нуклеиновых кислот.

3.6. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Практическое занятие № 6. Качественный анализ органических соединений.

Практическое занятие № 7. Углеводороды

Практическое занятие № 8. Спирты и фенол.

Практическое занятие № 9. Альдегиды и кетоны.

Практическое занятие № 10. Карбоновые кислоты и сложные эфиры.

Практическое занятие № 11. Углеводы.

Практическое занятие № 12. Белки

Практическое занятие № 13. Идентификация органических соединений

Практическое занятие № 14. Определение волокон и пластмасс.

Практическое занятие № 15. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

Решение задач на выход формулы органического вещества по его плотности и массовой доле элементов, а также по продуктам сгорания органических веществ.
Раздел IV. Экспериментальные основы химии

4.1. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, дистилляция.



4.2. Синтез органических и неорганических газообразных веществ. Синтез твердых и жидких веществ. Органические растворители.

4.3. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений, обнаружение функциональных групп. Измерение физических свойств веществ (масса, объем, плотность). Современные физико-химические методы установления структуры веществ. Химические методы разделения смесей.
Практические работы
Практическое занятие № 1. "Скорость химических реакций, химическое равновесие".

Практическое занятие № 2. "Решение экспериментальных задач по теме: "Гидролиз".

Практическое занятие № 3. "Реакции ионного обмена".

Практическое занятие № 4. "Получение, собирание и распознавание газов (аммиака, этилена, ацетилена, водорода, кислорода, углекислого газа) и изучение их свойств".

Практическое занятие № 5. "Решение экспериментальных задач по неорганической химии".

Практическое занятие № 6. "Качественный анализ органических соединений".

Практическое занятие № 7. "Углеводороды".

Практическое занятие № 8. "Спирты и фенол".

Практическое занятие № 9. "Альдегиды и кетоны".

Практическое занятие № 10. "Карбоновые кислоты и сложные эфиры".

Практическое занятие № 11. "Углеводы".

Практическое занятие № 12. "Белки".

Практическое занятие № 13. "Идентификация органических соединений".

Практическое занятие № 14. "Определение волокон и пластмасс".

Практическое занятие № 15. "Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ".
Раздел V. Химия и жизнь

5.1. Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

5.2. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

5.3. Общие принципы химической технологии. Природные источники химических веществ.

Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Новые вещества и материалы в технике.



5.4. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.

Источники химической информации учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.


Самостоятельные работы

  1. Витамины

  2. Токсичность веществ

  3. О химии – с "плюсом" (о путях решения проблем охраны окружающей среды)

  4. Экологические символы на товарах

  5. Побываем на кухне

  6. Заглянем в гардероб

  7. Почистим изделия из металлов

  8. Зайдем в аптеку (возможно посещение аптеки - экскурсия)

  9. Химия и пища

  10. Средства личной гигиены и косметики

  11. Маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать

  12. Экология жилища

  13. Химия и генетика человека

  14. Моющие и чистящие средства

  15. Средства борьба с бытовыми насекомыми.


ЛИТЕРАТУРА
Основная


  1. О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, в.И. Теренин. Химия – 10 класс, "Дрофа", Москва, 2002.

  2. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – Химия 11 "Дрофа", Москва, 2002.

  3. Л.А. Цветков. Органическая химия 10-11 класс, "Владос", Москва, 2001 г.

  4. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия – 10 класс, Москва, "Просвещение", 2000.

  5. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия -11, Москва, "Просвещение", 2000.

  6. Я.Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков. Сборник задач и упражнений по химии. Москва, "Просвещение", 1996.

  7. Н.Л. Глинка. Задачи и упражнения по общей химии. Ленинград, "Химия", 1988.

  8. Программа образовательных учреждений. Химия. Москва, Просвещение, 2002.



Дополнительная


  1. Э.Е. Нифантьев, Л.А. Цветков. Химия 10-11 кл. Москва, "Просвещение, 1993.

  2. Ю.Д. Третьяков. Химия (справочные материалы, книга для учащихся). Москва, "Просвещение", 1989.

  3. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии – 8, 9, 10, 11. Москва, "Дрофа", 2002.

  4. З.В. Малыгина "Тестовые задания по органической химии". Москва, Творческий центр, 2001.

  5. О.А. Попова "Тестовые задания по неорганической химии". Москва, Творческий ценрт, 2001.

  6. А.М. Радецкий, В.П. Горшкова. "Дидактический материал по химии", Москва, Просвещение, 2000.

Скачать 106.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница