Программа по хоккею с шайбой (юноши)
В предлагаемом учебном пособии рассматриваются методические аспекты построения тренировочного процесса юных хоккеистов.
Содержание
Пояснительная записка
Раздел I. Организационно-методические указания
Раздел II. Нормативная часть
1. Режимы учебно-тренировочной работы и требования
по физической, технической и спортивной подготовке
2. Соотношение средств подготовки по этапам обучения
3. Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле
Раздел III. Методическая часть
1. Примерный учебный план на 52 недели учебно-тренировочных
занятий
2. Примерные объемы тренировочной нагрузки
4. Программный материал для практических занятий
5. Подпрограмма по теоретической подготовке
6. Воспитательная работа
7. Психологическая подготовка
8. Восстановительные мероприятия и врачебный контроль
9. Инструкторская и судейская практика
10 Особенности подготовки игроков в современном хоккее с шайбой
Литература
Пояснительная записка
Программа подготовки спортсменов на разных возрастных этапах направлена на решение следующих задач:
-формировать потребности в здоровом образе жизни;
-совершенствование психических качеств, определяющих успешность овладения техникой и тактикой самбо и выступлений спортсменов на соревнованиях;
-осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями занимающихся;
-способствовать физическому совершенствованию и подготовке высококвалифицированных спортсменов, способных достойно защищать честь России на международной спортивной арене;
-формирование умения на основе анализа результатов выступлений вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс, цель которого достижение вершин спортивного мастерства;
-овладение навыками инструкторской и судейской практик.
Решение перечисленных задач осуществляется на каждом возрастном этапе обучения и тренировки, исходя из конкретных требований, учитывающих специализацию и квалификацию обучаемых.
Настоящая учебная программа составлена на основе директивных и нормативных документов, регулирующих деятельность спортивных школ.
При ее написании учтены основополагающие принципы спортивной тренировки, результаты научных исследований, передовой спортивной практики и современные требования к подготовке спортивного резерва.
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и является основным документом, регламентирующим учебно-тренировочную и воспитательную работу. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в спортивной школе, содержит методические рекомендации и практические материалы по проведению учебно-тренировочных занятий.
В программе последовательно изложено годовое планирование по этапам обучения; определены задачи и средства подготовки; объемы тренировочных и соревновательных нагрузок; приемные и контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке. Разработана подпрограмма по теоретической подготовке.
Раздел I. Организационно-методические указания
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-оздоровительные мероприятия, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях, инструкторская и судейская практика.
В зависимости от подготовленности учащихся тренер может самостоятельно подбирать необходимые средства подготовки. Для последующего года обучения излагается только новый материал, а для закрепления и совершенствования изученных навыков используется материал, изложенный для младших возрастных групп, который в программе специально не оговаривается. В то же время, если перспективные учащиеся освоили предусмотренный программой материал, тренер может перейти к обучению их техническим приемам, предусмотренным для следующего этапа подготовки.
Все цифры, указанные в программе, являются рекомендуемыми. Они отражают желаемые показатели для указанного возраста. При планировании нагрузок педагогу следует ориентироваться не столько на паспортный, сколько на биологический возраст воспитанника и его предварительную подготовленность. Во всех группах, начиная с 8 лет нагрузку следует контролировать не только по визуальным признакам, но и по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
Спортивно-оздоровительный этап
Возраст 3–18 лет
Задачи:
• привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
• привитие основ здорового образа жизни;
• восполнение дефицита общения и двигательной активности;
• содействие гармоническому развитию, укрепление здоровья, закаливание организма;
• овладение основами техники хоккея с шайбой.
Этап начальной подготовки
Возраст 6-7 лет
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
• содействие укреплению здоровья и физического развития, закаливание организма;
• отбор способных к занятиям хоккеем с шайбой детей;
• формирование интереса к хоккею с шайбой, воспитание черт спортивного характера;
• базовое физическое развитие, построение фундамента ОФП;
• освоение основ техники катания на коньках;
• обучение основным приемам техники игры в хоккей с шайбой.
Особое внимание в этом возрасте следует уделять воспитанию специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры, а также укреплению мышц и связок голеностопного сустава и подвижности разгибателей стопы.
На каждой тренировке разминочный, заключительный бег и общеразвивающие упражнения составляют в сумме не менее 20 минут, на ледовых занятиях – это обязательная сухая разминка. Безостановочный бег (сначала в чередовании с быстрой ходьбой) постепенно доводится до 10 минут.
Подвижные игры, преимущественно на ловкость, координацию и скоростные способности, в этом возрасте – ведущее средство тренировочного процесса. Они занимают до 50% общего времени занятий. Двустороннюю игру в футбол, хоккей с шайбой по полным правилам проводить в этом возрасте нецелесообразно – только элементы спортивной игры на индивидуальную и групповую тактику.
Возраст 8-9 лет
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
• формирование стойкого интереса к занятиям, черт спортивного характера;
• повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовки;
• выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП;
• освоение основ спортивной техники и тактических действий в хоккее с шайбой;
• привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами хоккея с шайбой;
• приобретение основ игрового мышления, соревновательного опыта, определение игрового амплуа.
Особо: развитие подвижности разгибателей стопы, укрепление мышц и связок голеностопного сустава, развитие быстроты.
На каждой тренировке разминочный, заключительный бег и общеразвивающие упражнения составляют в сумме не менее 20 минут, включая ледовые занятия (сухая разминка). Безостановочный бег (сначала в чередовании с ускоренной ходьбой) постепенно доводится до 15–20 минут на ЧСС до 160 ударов в минуту. Хоккеистам с хорошей функциональной подготовкой можно начиная с июля включать «фартлек» (чередования бега с упражнениями общего и специального характера различной интенсивности).
Спортивные и подвижные игры занимают до 40% общего времени тренировок. Элементы спортивных игр следует давать на освоение индивидуальной и групповой тактики.
Силовая подготовка носит общий базовый характер: гимнастические упражнения на все группы мышц в парах, с собственным весом; упражнения на трибунных ступенях. В подготовительном периоде на тренировках фрагментами желательно применять манжеты-утяжелители на ноги до 300 г на каждую ногу (индивидуально).
Учебно-тренировочный этап обучения
Возраст 10–15 лет
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
• формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям избранным видом спорта, черт спортивного характера;
• освоение базовых объемов общей физической подготовки;
• воспитание физических качеств (скоростно-силовых, ловкости, быстроты, гибкости) в соответствии с сенситивными периодами их развития;
• выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП, разрядных требований II юношеского разряда;
• совершенствование спортивной техники в хоккее с шайбой;
• накопление соревновательного опыта, уточнение игрового амплуа.
Особо: воспитание основ игрового мышления, быстроты, а также укрепление мышц и связок голеностопного сустава, подвижности разгибателей стопы.
На каждой тренировке разминочный, заключительный бег и общеразвивающие упражнения в сумме не менее 20 минут, включая ледовые занятия (сухая разминка). Кроссовый бег, «фартлек» юные хоккеисты этого возраста могут выполнять уже до 25–35 минут безостановочно на ЧСС до 140–170 ударов в минуту.
Силовая подготовка все еще носит общий базовый характер: гимнастические упражнения на все группы мышц, упражнения в парах, с амортизаторами, упражнения на трибунных ступенях. В различных частях тренировки (во время кроссовой или игровой подготовки) для укрепления связок и суставов желательно применять манжеты-утяжелители до 500 г на каждую ногу (индивидуально, с учетом подготовленности).
В спортивных играх совершенствуется индивидуальная, групповая и командная тактика.
Возраст 15–16 лет
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
• освоение допустимых тренировочных объемов общей и специальной физической подготовки;
• повышение уровня функциональной подготовки, развитие специальных физических качеств: скоростной, силовой, технической выносливости;
• выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП, разрядных требований I юношеского разряда;
• совершенствование спортивной техники и тактики в хоккее с шайбой;
• накопление соревновательного опыта, совершенствование в игровом амплуа;
• формирование личностных качеств спортсмена.
Особо: базовая силовая подготовка. Половое созревание, бурно протекающее в этом возрасте, создает наиболее благоприятные предпосылки для воспитания силовых качеств подростков. Поэтому силовая подготовка подростков носит специализированный характер.
На каждой тренировке разминочный, заключительный бег и общеразвивающие упражнения в сумме составляют не менее 30
10 минут, включая ледовые занятия. Безостановочный бег необходимо постепенно доводить до 45 минут. На тренировках желательны манжеты-утяжелители на ноги до 700 г на каждую ногу (индивидуально, с учетом подготовленности, приближаясь к весу конька).
В спортивных играх совершенствуется индивидуальная, групповая и командная тактика.
Планирование учебно-тренировочного процесса
План должен быть:
• реальным, т.е. исходить из конкретных условий (материально-технической базы школы, климатогеографических условий региона, возрастных особенностей учащихся и др.);
• конкретным, т.е. с перечнем количественных показателей средств подготовки (в километрах, килограммах, часах, минутах), с указанием пульсового режима и т. п., в том числе и планируемая подготовленность учащихся;
• вариативным, учитывая возможные изменения;
• преемственным (учитывая прошлое);
• перспективным (т.е. с учетом ожидаемого будущего);
• компактным (кратким, удобным для работы).
Принципиально важным является содержание, т.е. методическая грамотность распределения нагрузок по величине и направленности на планируемый период. По форме же написания планы могут быть самые разные, удобные для тренера.
На каждую учебную группу в спортивной школе разрабатывается перспективный план работы на два или четыре года. Перспективный план подготовки учащихся конкретной учебной группы должен включать следующие разделы: краткая характеристика учебной группы, цель и основные задачи на период, этапы подготовки, их продолжительность, основная направленность процесса тренировки на этапах, основные соревнования, спортивно-технические показатели и модельные характеристики по годам, комплектование учебной группы, педагогический и врачебный контроль.
Перспективный план предусматривает постепенное повышение сложности решаемых задач, волнообразное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
Одновременно на каждую группу составляется годовой и месячный планы. На основе месячного плана составляются планы-конспекты учебно-тренировочного занятия. Кроме того, начиная с групп ССМ, на каждого перспективного учащегося составляется индивидуальный план подготовки.
В работе с хоккеистами групп начальной подготовки основная направленность тренировки – обучающая. Поэтому вся подготовка строится по типу подготовительного периода, соревновательный период короткий, переходный может и совсем отсутствовать. В связи с этим для данных учебных групп не предусматривается четкая периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле.
Однако в учебно-тренировочных группах в годичном цикле уже четко выделяются три периода – подготовительный, соревновательный и переходный, имеющие свои задачи, содержание и динамику тренировочной нагрузки.
Подготовительный период. Задача этого периода состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку юных хоккеистов и на этой основе совершенствовать тактико-техническую подготовку для успешного выступления в соревнованиях. Тренировки в этом периоде должны носить разнообразный характер – как по содержанию, так и по нагрузкам. Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.
Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе – создание фундамента общей физической подготовки: повышение функциональных возможностей организма и развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости). Нагрузка объемная, малоинтенсивная. Техническая и тактическая подготовка направлена на освоение новых двигательных умений и их совершенствование.
Тренировочный процесс на специально-подготовительном этапе направлен на непосредственное становление спортивной формы. Здесь совершенствуются физические качества и функциональные возможности юных хоккеистов с учетом специфики игры, а также технико-тактическая подготовленность. Нагрузка увеличивается по интенсивности и снижается в объемных показателях. Увеличивается доля средств специальной подготовки.
Соревновательный период продолжается четыре-пять месяцев. В этом периоде физическая подготовка достигает наивысшего уровня, который сохраняется на протяжении всего периода. Нагрузки высокоинтенсивные, близкие к соревновательным, с полноценным восстановлением. Технико-тактическая подготовка предусматривает совершенствование ранее изученных приемов, умение применять их в соревнованиях, в различных игровых ситуациях и должна способствовать высокому уровню тактического мышления игроков, их взаимопониманию в звеньях.
Переходный период начинается по окончании соревнований и длится три-четыре недели в апреле. Главная задача этого периода – полноценное восстановление и поддержание определенного уровня подготовленности. Нагрузки преимущественно общей направленности, малые как по объему, так и по интенсивности. Основные средства: кроссы, общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры, плавание и другие физические упражнения. В этом периоде юные хоккеисты должны пройти курс диспансеризации.
Раздел II. Нормативная часть
Программа составлена на основе нормативных документов, регламентирующих деятельность спортивных школ.
На этап спортивно-оздоровительный зачисляются учащиеся 6–18 лет, желающие заниматься хоккеем с шайбой, независимо от их одаренности, уровня физического развития, и не имеющие медицинских противопоказаний. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники хоккея с шайбой.
На этап начальной подготовки (НП) зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап (УТ). Группы формируются на конкурсной основе из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в течение не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется также при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической (ОФП) и специальной (СФП) подготовке.
Из учащихся, выполнивших первый спортивный разряд, формируются группы спортивного совершенствования (ССМ) и затем группы высшего спортивного мастерства (ВСМ).
Критерии комплектования1 учебных групп
по хоккею
(в соответствии с данными программ спортивной подготовки для спортивных школ)
Таблица 1
Год
обучения
|
Минимальный
возраст для
зачисления, лет
|
Число
учащихся в группе
|
Максимальное
количество
учебных часов в неделю 2
|
Требования
по физической и специальной
подготовке
на начало учебного года 3
|
Группы начальной подготовки
|
До года
|
6-7
|
15-30
|
6
|
|
Свыше года
|
7-9
|
14-30
|
9
|
|
Учебно-тренировочные группы
|
1-й
|
10
|
12-25
|
12
|
Выполнение нормативов
по ОФП и СФП
юн.сп.р-ды
|
2-й
|
11
|
12-25
|
14
|
Выполнение нормативов
по ОФП и СФП
III сп.р-д
|
3-й
|
12
|
12-25
|
16
|
Выполнение нормативов
по ОФП и СФП
II сп.р-д
|
4-й
|
13
|
12-25
|
18
|
Выполнение нормативов
по ОФП и СФП
II сп.р-д
|
5-й
|
14-15
|
12-25
|
18
|
Выполнение нормативов
по ОФП и СФП
II сп.р-д
|
Группы спортивного совершенствования
|
1-й
|
16
|
6-25
|
24
|
50% I сп.р-д
|
2-й
|
17
|
6-25
|
26
|
I сп.р-д
|
3-й
|
18
|
6-25
|
28
|
50% КМС
|
Группы высшего спортивного мастерства
|
|
19-23
|
6-25
|
32
|
КМС
|
Раздел III. Методическая часть
Методическая часть программы включает в себя учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, проведение педагогического мониторинга эффективности учебно-тренировочного процесса.
Таблица 2
Примерный учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий (в ак. часах)
№№
|
Средства подготовки
|
НП
|
УТ
|
ССМ
|
ВСМ
|
1 г
|
2-3 г.
|
1-2 г.
|
3-5 г.
|
1 г.
|
Свыше года
|
-
| -
|
Общая физическая подготовка
|
75
|
120
|
146
|
186
|
200
|
210
|
220
| -
|
Специальная физическая подготовка
|
35
|
51
|
80
|
140
|
190
|
210
|
240
| -
|
Технико-тактическая подготовка
|
150
|
224
|
271
|
343
|
435
|
519
|
584
| -
|
Теоретическая подготовка
|
20
|
29
|
37
|
65
|
94
|
120
|
136
| -
|
Контрольные игры и соревнования
|
-
|
16
|
28
|
42
|
78
|
78
|
90
| -
|
Инструкторская и судейская практика
|
-
|
-
|
9
|
20
|
32
|
40
|
50
| -
|
Медицинское обеспечение
|
2
|
2
|
16
|
16
|
16
|
16
|
16
| -
|
Учебные и тренировочные игры
|
20
|
16
|
22
|
33
|
48
|
48
|
60
| -
|
Зачетные контрольные испытания, переводные экзамены
|
10
|
10
|
15
|
15
|
15
|
15
|
18
| -
|
Восстановительные мероприятия
|
-
|
-
|
16
|
76
|
140
|
200
|
250
|
|
Общее количество часов
|
312
|
468
|
624
|
936
|
1248
|
1456
|
1664
|
Примечания: 1. Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от периода и задач подготовки. 2. Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25%.
2. Рекомендуемое количество ледовых тренировок в неделю (в акк. час.)
СОГ – 25-30%;
ГНП - 30-35%;
УТГ - 35-40%;
ГССМ - 40-50%;
ГВСМ - 50-70%.
Поделитесь с Вашими друзьями: |