Пояснительная записка Раздел I. Организационно-методические указания Раздел II. Нормативная часть



страница1/3
Дата15.12.2018
Размер0.67 Mb.
#64362
ТипПояснительная записка
  1   2   3



Программа по хоккею с шайбой (юноши)

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются методические аспекты построения тренировочного процесса юных хоккеистов.



Содержание

Пояснительная записка

Раздел I. Организационно-методические указания

Раздел II. Нормативная часть

1. Режимы учебно-тренировочной работы и требования

по физической, технической и спортивной подготовке

2. Соотношение средств подготовки по этапам обучения

3. Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле

Раздел III. Методическая часть

1. Примерный учебный план на 52 недели учебно-тренировочных

занятий

2. Примерные объемы тренировочной нагрузки

4. Программный материал для практических занятий

5. Подпрограмма по теоретической подготовке

6. Воспитательная работа

7. Психологическая подготовка

8. Восстановительные мероприятия и врачебный контроль

9. Инструкторская и судейская практика

10 Особенности подготовки игроков в современном хоккее с шайбой

Литература



Пояснительная записка

Программа подготовки спортсменов на разных возрастных этапах направлена на решение следующих задач:

-формировать потребности в здоровом образе жизни;

-совершенствование психических качеств, определяющих успешность овладения техникой и тактикой самбо и выступлений спортсменов на соревнованиях;

-осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями занимающихся;

-способствовать физическому совершенствованию и подготовке высококвалифицированных спортсменов, способных достойно защищать честь России на международной спортивной арене;

-формирование умения на основе анализа результатов выступлений вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс, цель которого достижение вершин спортивного мастерства;

-овладение навыками инструкторской и судейской практик.

Решение перечисленных задач осуществляется на каждом возрастном этапе обучения и тренировки, исходя из конкретных требований, учитывающих специализацию и квалификацию обучаемых.

Настоящая учебная программа составлена на основе директивных и нормативных документов, регулирующих деятельность спортивных школ.

При ее написании учтены основополагающие принципы спортивной тренировки, результаты научных исследований, передовой спортивной практики и современные требования к подготовке спортивного резерва.

Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и является основным документом, регламентирующим учебно-тренировочную и воспитательную работу. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в спортивной школе, содержит методические рекомендации и практические материалы по проведению учебно-тренировочных занятий.

В программе последовательно изложено годовое планирование по этапам обучения; определены задачи и средства подготовки; объемы тренировочных и соревновательных нагрузок; приемные и контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке. Разработана подпрограмма по теоретической подготовке.

Раздел I. Организационно-методические указания

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-оздоровительные мероприятия, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях, инструкторская и судейская практика.

В зависимости от подготовленности учащихся тренер может самостоятельно подбирать необходимые средства подготовки. Для последующего года обучения излагается только новый материал, а для закрепления и совершенствования изученных навыков используется материал, изложенный для младших возрастных групп, который в программе специально не оговаривается. В то же время, если перспективные учащиеся освоили предусмотренный программой материал, тренер может перейти к обучению их техническим приемам, предусмотренным для следующего этапа подготовки.

Все цифры, указанные в программе, являются рекомендуемыми. Они отражают желаемые показатели для указанного возраста. При планировании нагрузок педагогу следует ориентироваться не столько на паспортный, сколько на биологический возраст воспитанника и его предварительную подготовленность. Во всех группах, начиная с 8 лет нагрузку следует контролировать не только по визуальным признакам, но и по частоте сердечных сокращений (ЧСС).



Спортивно-оздоровительный этап

Возраст 3–18 лет

Задачи:

• привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;



• привитие основ здорового образа жизни;

• восполнение дефицита общения и двигательной активности;

• содействие гармоническому развитию, укрепление здоровья, закаливание организма;

• овладение основами техники хоккея с шайбой.



Этап начальной подготовки

Возраст 6-7 лет

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

• содействие укреплению здоровья и физического развития, закаливание организма;

• отбор способных к занятиям хоккеем с шайбой детей;

• формирование интереса к хоккею с шайбой, воспитание черт спортивного характера;

• базовое физическое развитие, построение фундамента ОФП;

• освоение основ техники катания на коньках;

• обучение основным приемам техники игры в хоккей с шайбой.

Особое внимание в этом возрасте следует уделять воспитанию специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры, а также укреплению мышц и связок голеностопного сустава и подвижности разгибателей стопы.

На каждой тренировке разминочный, заключительный бег и общеразвивающие упражнения составляют в сумме не менее 20 минут, на ледовых занятиях – это обязательная сухая разминка. Безостановочный бег (сначала в чередовании с быстрой ходьбой) постепенно доводится до 10 минут.

Подвижные игры, преимущественно на ловкость, координацию и скоростные способности, в этом возрасте – ведущее средство тренировочного процесса. Они занимают до 50% общего времени занятий. Двустороннюю игру в футбол, хоккей с шайбой по полным правилам проводить в этом возрасте нецелесообразно – только элементы спортивной игры на индивидуальную и групповую тактику.

Возраст 8-9 лет

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

• формирование стойкого интереса к занятиям, черт спортивного характера;

• повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовки;

• выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП;

• освоение основ спортивной техники и тактических действий в хоккее с шайбой;

• привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами хоккея с шайбой;

• приобретение основ игрового мышления, соревновательного опыта, определение игрового амплуа.

Особо: развитие подвижности разгибателей стопы, укрепление мышц и связок голеностопного сустава, развитие быстроты.

На каждой тренировке разминочный, заключительный бег и общеразвивающие упражнения составляют в сумме не менее 20 минут, включая ледовые занятия (сухая разминка). Безостановочный бег (сначала в чередовании с ускоренной ходьбой) постепенно доводится до 15–20 минут на ЧСС до 160 ударов в минуту. Хоккеистам с хорошей функциональной подготовкой можно начиная с июля включать «фартлек» (чередования бега с упражнениями общего и специального характера различной интенсивности).

Спортивные и подвижные игры занимают до 40% общего времени тренировок. Элементы спортивных игр следует давать на освоение индивидуальной и групповой тактики.

Силовая подготовка носит общий базовый характер: гимнастические упражнения на все группы мышц в парах, с собственным весом; упражнения на трибунных ступенях. В подготовительном периоде на тренировках фрагментами желательно применять манжеты-утяжелители на ноги до 300 г на каждую ногу (индивидуально).

Учебно-тренировочный этап обучения

Возраст 10–15 лет

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

• формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям избранным видом спорта, черт спортивного характера;

• освоение базовых объемов общей физической подготовки;

• воспитание физических качеств (скоростно-силовых, ловкости, быстроты, гибкости) в соответствии с сенситивными периодами их развития;

• выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП, разрядных требований II юношеского разряда;

• совершенствование спортивной техники в хоккее с шайбой;

• накопление соревновательного опыта, уточнение игрового амплуа.

Особо: воспитание основ игрового мышления, быстроты, а также укрепление мышц и связок голеностопного сустава, подвижности разгибателей стопы.

На каждой тренировке разминочный, заключительный бег и общеразвивающие упражнения в сумме не менее 20 минут, включая ледовые занятия (сухая разминка). Кроссовый бег, «фартлек» юные хоккеисты этого возраста могут выполнять уже до 25–35 минут безостановочно на ЧСС до 140–170 ударов в минуту.

Силовая подготовка все еще носит общий базовый характер: гимнастические упражнения на все группы мышц, упражнения в парах, с амортизаторами, упражнения на трибунных ступенях. В различных частях тренировки (во время кроссовой или игровой подготовки) для укрепления связок и суставов желательно применять манжеты-утяжелители до 500 г на каждую ногу (индивидуально, с учетом подготовленности).

В спортивных играх совершенствуется индивидуальная, групповая и командная тактика.

Возраст 15–16 лет

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

• освоение допустимых тренировочных объемов общей и специальной физической подготовки;

• повышение уровня функциональной подготовки, развитие специальных физических качеств: скоростной, силовой, технической выносливости;

• выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП, разрядных требований I юношеского разряда;

• совершенствование спортивной техники и тактики в хоккее с шайбой;

• накопление соревновательного опыта, совершенствование в игровом амплуа;

• формирование личностных качеств спортсмена.

Особо: базовая силовая подготовка. Половое созревание, бурно протекающее в этом возрасте, создает наиболее благоприятные предпосылки для воспитания силовых качеств подростков. Поэтому силовая подготовка подростков носит специализированный характер.

На каждой тренировке разминочный, заключительный бег и общеразвивающие упражнения в сумме составляют не менее 30

10 минут, включая ледовые занятия. Безостановочный бег необходимо постепенно доводить до 45 минут. На тренировках желательны манжеты-утяжелители на ноги до 700 г на каждую ногу (индивидуально, с учетом подготовленности, приближаясь к весу конька).

В спортивных играх совершенствуется индивидуальная, групповая и командная тактика.

Планирование учебно-тренировочного процесса

План должен быть:

• реальным, т.е. исходить из конкретных условий (материально-технической базы школы, климатогеографических условий региона, возрастных особенностей учащихся и др.);

• конкретным, т.е. с перечнем количественных показателей средств подготовки (в километрах, килограммах, часах, минутах), с указанием пульсового режима и т. п., в том числе и планируемая подготовленность учащихся;

• вариативным, учитывая возможные изменения;

• преемственным (учитывая прошлое);

• перспективным (т.е. с учетом ожидаемого будущего);

• компактным (кратким, удобным для работы).

Принципиально важным является содержание, т.е. методическая грамотность распределения нагрузок по величине и направленности на планируемый период. По форме же написания планы могут быть самые разные, удобные для тренера.

На каждую учебную группу в спортивной школе разрабатывается перспективный план работы на два или четыре года. Перспективный план подготовки учащихся конкретной учебной группы должен включать следующие разделы: краткая характеристика учебной группы, цель и основные задачи на период, этапы подготовки, их продолжительность, основная направленность процесса тренировки на этапах, основные соревнования, спортивно-технические показатели и модельные характеристики по годам, комплектование учебной группы, педагогический и врачебный контроль.

Перспективный план предусматривает постепенное повышение сложности решаемых задач, волнообразное увеличение объема и интенсивности нагрузки.

Одновременно на каждую группу составляется годовой и месячный планы. На основе месячного плана составляются планы-конспекты учебно-тренировочного занятия. Кроме того, начиная с групп ССМ, на каждого перспективного учащегося составляется индивидуальный план подготовки.

В работе с хоккеистами групп начальной подготовки основная направленность тренировки – обучающая. Поэтому вся подготовка строится по типу подготовительного периода, соревновательный период короткий, переходный может и совсем отсутствовать. В связи с этим для данных учебных групп не предусматривается четкая периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле.

Однако в учебно-тренировочных группах в годичном цикле уже четко выделяются три периода – подготовительный, соревновательный и переходный, имеющие свои задачи, содержание и динамику тренировочной нагрузки.



Подготовительный период. Задача этого периода состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку юных хоккеистов и на этой основе совершенствовать тактико-техническую подготовку для успешного выступления в соревнованиях. Тренировки в этом периоде должны носить разнообразный характер – как по содержанию, так и по нагрузкам. Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.

Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе – создание фундамента общей физической подготовки: повышение функциональных возможностей организма и развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости). Нагрузка объемная, малоинтенсивная. Техническая и тактическая подготовка направлена на освоение новых двигательных умений и их совершенствование.

Тренировочный процесс на специально-подготовительном этапе направлен на непосредственное становление спортивной формы. Здесь совершенствуются физические качества и функциональные возможности юных хоккеистов с учетом специфики игры, а также технико-тактическая подготовленность. Нагрузка увеличивается по интенсивности и снижается в объемных показателях. Увеличивается доля средств специальной подготовки.

Соревновательный период продолжается четыре-пять месяцев. В этом периоде физическая подготовка достигает наивысшего уровня, который сохраняется на протяжении всего периода. Нагрузки высокоинтенсивные, близкие к соревновательным, с полноценным восстановлением. Технико-тактическая подготовка предусматривает совершенствование ранее изученных приемов, умение применять их в соревнованиях, в различных игровых ситуациях и должна способствовать высокому уровню тактического мышления игроков, их взаимопониманию в звеньях.

Переходный период начинается по окончании соревнований и длится три-четыре недели в апреле. Главная задача этого периода – полноценное восстановление и поддержание определенного уровня подготовленности. Нагрузки преимущественно общей направленности, малые как по объему, так и по интенсивности. Основные средства: кроссы, общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры, плавание и другие физические упражнения. В этом периоде юные хоккеисты должны пройти курс диспансеризации.


Раздел II. Нормативная часть

Программа составлена на основе нормативных документов, регламентирующих деятельность спортивных школ.

На этап спортивно-оздоровительный зачисляются учащиеся 6–18 лет, желающие заниматься хоккеем с шайбой, независимо от их одаренности, уровня физического развития, и не имеющие медицинских противопоказаний. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники хоккея с шайбой.

На этап начальной подготовки (НП) зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап (УТ). Группы формируются на конкурсной основе из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в течение не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется также при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической (ОФП) и специальной (СФП) подготовке.

Из учащихся, выполнивших первый спортивный разряд, формируются группы спортивного совершенствования (ССМ) и затем группы высшего спортивного мастерства (ВСМ).


Критерии комплектования1 учебных групп

по хоккею

(в соответствии с данными программ спортивной подготовки для спортивных школ)

Таблица 1


Год

обучения


Минимальный

возраст для

зачисления, лет


Число

учащихся в группе



Максимальное

количество

учебных часов в неделю 2


Требования

по физической и специальной

подготовке

на начало учебного года 3



Группы начальной подготовки

До года

6-7

15-30

6




Свыше года

7-9

14-30

9




Учебно-тренировочные группы

1-й

10

12-25

12

Выполнение нормативов

по ОФП и СФП

юн.сп.р-ды


2-й

11

12-25

14

Выполнение нормативов

по ОФП и СФП

III сп.р-д


3-й

12

12-25

16

Выполнение нормативов

по ОФП и СФП

II сп.р-д


4-й


13

12-25

18

Выполнение нормативов

по ОФП и СФП

II сп.р-д


5-й


14-15

12-25

18

Выполнение нормативов

по ОФП и СФП

II сп.р-д


Группы спортивного совершенствования

1-й

16

6-25

24

50% I сп.р-д

2-й

17

6-25

26

I сп.р-д

3-й

18

6-25

28

50% КМС

Группы высшего спортивного мастерства




19-23

6-25

32

КМС




Раздел III. Методическая часть

Методическая часть программы включает в себя учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, проведение педагогического мониторинга эффективности учебно-тренировочного процесса.


Таблица 2

Примерный учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий (в ак. часах)




№№



Средства подготовки

НП

УТ

ССМ

ВСМ

1 г

2-3 г.

1-2 г.

3-5 г.

1 г.

Свыше года

-



Общая физическая подготовка

75

120

146

186

200

210

220



Специальная физическая подготовка

35

51

80

140

190

210

240



Технико-тактическая подготовка

150

224

271

343

435

519

584



Теоретическая подготовка

20

29

37

65

94

120

136



Контрольные игры и соревнования

-

16

28

42

78

78

90



Инструкторская и судейская практика

-

-

9

20

32

40

50



Медицинское обеспечение

2

2

16

16

16

16

16



Учебные и тренировочные игры

20

16

22

33

48

48

60



Зачетные контрольные испытания, переводные экзамены

10

10

15

15

15

15

18



Восстановительные мероприятия

-

-

16

76

140

200

250




Общее количество часов

312

468

624

936

1248

1456

1664

Примечания: 1. Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от периода и задач подготовки. 2. Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25%.

2. Рекомендуемое количество ледовых тренировок в неделю (в акк. час.)

СОГ – 25-30%;

ГНП - 30-35%;

УТГ - 35-40%;

ГССМ - 40-50%;

ГВСМ - 50-70%.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница