Пояснительная записка шоссейный велоспорт одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Олимпийская дисциплина с 1896 года



страница1/8
Дата09.08.2019
Размер0.71 Mb.
#128088
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Шоссейный велоспорт — одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Олимпийская дисциплина с 1896 года.

Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчивается осенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.

История шоссейного велоспорта началась в 1868 году, а первая крупная велогонка, «бабушка всех однодневок» — Льеж — Бастонь — Льеж, проводится начиная с 1892 года. Большинство самых известных и престижных в настоящее время гонок появилось в конце XIX — начале XX веков.

Является наиболее популярной и развитой в коммерческом отношении дисциплиной велоспорта. Особенно популярен в Европе, где проходят важнейшие шоссейные велогонки: легендарные классические однодневки и Гранд туры.



Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом. По классификации UCI велогонки делятся на разные категории, имеющие числовые обозначения. С 2009 года гонки высшей категории, подведомственные UCI, входят в ПроТур, а гонки, принадлежащие организаторам гранд туров, составляют серию Монументов велоспорта. По итогам выступлений на всех соревнованиях велосипедисты получают баллы в Рейтинг UCI.

Программа по велосипедному спорту (гонки на шоссе) для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) разработана на основе нормативных документов, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту: - «Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) - «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» № 96- ИТ от 25 января 1995 г.; - «Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР, ШВСМ и УОР», утвержденный Госкомспортом России № 390 от 28 июня 2001 г. Программа содержит современные научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации спортивной подготовки велосипедистов, специализирующихся в гонках на шоссе. Данная программа разработана в соответствии с требованиями к спортивной подготовке в группах начальной подготовки (ГНП), учебно-тренировочных группах (УТГ), реализуемой в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ. Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач: - формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, содействие разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся; - создание условий в процессе занятий велосипедным спортом для формирования у занимающихся навыков здорового образа жизни, устойчивого интереса и потребности к занятиям физической культурой и спортом; - обеспечение эффективной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов резерва сборной команды России по велосипедному спорту (гонки на шоссе); - подготовка инструкторов и судей по велосипедному спорту. Структура программы содержит четыре основные части. I. Вводная часть включает в себя краткую общую характеристику системы подготовки велосипедиста. Рассматриваются основные компоненты системы спортивной подготовки велосипедиста, а также цели, задачи и основные принципы, реализуемые в процессе спортивной подготовки. Отдельный раздел посвящен общим положениям, определяющим построение многолетней подготовки велосипедиста. В заключительном разделе представлена модель многолетней подготовки велосипедиста. II. Нормативная часть программы включает в себя материалы, регламентирующие деятельность спортивной школы, раскрывающие и организующие содержание подготовки учащихся спортивной школы по годам обучения. Основной материал представлен в форме таблиц. В данной части программы нашли отражение: условия комплектования учебных групп по годам обучения в спортивной школе; основные показатели соревновательной деятельности; примерная модель распределения тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки велосипедистов по годам обучения; приемные и контрольно-переводные нормативы; состав и соотношение основных средств подготовки конкретных возрастных контингентов занимающихся. III. Методическая часть программы включает в себя пять разделов. В них рассматриваются организационно-методические рекомендации к построению этапов многолетней подготовки, материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса, требования к организации врачебного и педагогического контроля, основы воспитательной работы, меры безопасности и предупреждения травматизма. IV. Программный материал имеет практический и теоретический разделы. Теоретический раздел программы определяет минимум знаний, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения в спортивной школе, а практический раздел - программный материал, определяющий содержание физической, технической, тактической и психической подготовки велосипедистов. В отдельном разделе представлен программный материал по 3инструкторской и судейской практике. В данной программе, в отличие от ранее изданной (1977), представлена целостная модель построения системы многолетней подготовки велосипедистов, специализирующихся в гонках на шоссе. В основу построения программы положена идея комплексного подхода к решению задач подготовки велосипедистов за счет использования в единой системе всех организационно-методических форм практикуемых в системе спортивных школ Российской Федерации. В программе впервые представлена общая последовательность изучения материала, что позволяет тренерам ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ придерживаться в своей работе единого стратегического направления в построении учебно-тренировочного процесса. Программа является основным государственным документом по организации и проведению спортивной подготовки в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва и школах высшего спортивного мастерства по велосипедному спорту (гонки на шоссе). Построение и содержание программы позволяет творчески подходить к перераспределению часов между отдельными компонентами и формами спортивной подготовки с учетом индивидуальных особенностей учащихся, задач и организационных условий освоения тех или иных разделов программы. В процессе реализации программного материла должны учитываться различные региональные, климатические условия, наличие материальной базы, тренажерных и восстановительных средств

Программа для детско-юношеских спортивных школ по велоспорту-шоссе разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 13.01.1996 г. №12-Фз, нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ, Приказ Министерства Спорта РФ № 681 от 30 августа 2013 года, «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта велоспорт-шоссе», а также в соответствии с Типовым планом –проспектом учебной программы для ДЮСШ и СДЮСШОР (приказ Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. №390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для ДЮСШ и СДЮСШОР»).

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико - тактической подготовке, современные научные и методические разработки по велоспорту-шоссе отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных игроков.

Программа является основным документом при организации и проведении занятий по велоспорту-шоссе в ДЮСШ.

Учебный год в ДЮСШ рассчитан на 46 недель, и начинается с 1 сентября. Основными формами учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ являются:

• групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

• участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах;

• пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях;

• прохождение медицинского осмотра ;

• инструкторская и судейская практика обучающихся;

• тестирование оценки уровня технической и физической подготовленности.

Кроме того, обучающиеся должны ежедневно заниматься утренней гимнастикой, принимать водные процедуры. Помимо этого, регулярно проводятся тестирования для оценки уровня технической и физической подготовленности, а для выявления уровня спортивного мастерства – контрольные соревнования по велоспорту-шоссе, подготовка спортсменов в ДЮСШ является многолетним процессом, рассчитанным на

8 лет работы, и предусматривает определенные требования к занимающимся велоспортом-шоссе в соответствии с этапом подготовки.

Подготовка велосипедистов делится на несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности:

• этап начальной подготовки (до 3-х лет) ;

• этап учебно-тренировочный (до 5 - лет) ;

В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных этапах подготовки велоспортсменов, отбору и комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.

В программе предложен учебный материал с учетом индивидуальных особенностей велосипедистов. Представлены новые нормативы с учетом современных требований.

Особенности организации занятий, календаря спортивно-массовых мероприятий, а также наличие материально-технической базы, тренажеров и специальных устройств могут вносить коррективы в программу.

Нормативная часть программы представляет собой комплекс документов, регламентирующих организацию и содержание учебно-тренировочного процесса в учреждениях спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ) по велосипедному спорту (гонки на шоссе). Нормативная часть программы разработана в соответствии с «Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ»(1995), и «Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР)»(2001). Спортивная школа организует работу с учащимися в течение календарного года. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием. Начало и окончание учебного года устанавливается администрацией и зависит от специфики вида велосипедного спорта, календаря спортивных соревнований, климатических условий, возраста занимающихся и периодизации спортивной подготовки. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: практические (групповые и индивидуальные) учебно-тренировочные и теоретические занятия, медико- восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся. Расписание тренировочных занятий составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более эффективного режима спортивной подготовки и обучения спортсменов в общеобразовательных и других учреждениях. Комплектование учебных групп (зачисление и перевод на последующий год обучения) осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми основами деятельности спортивных школ. В соответствии с этими требованиями в условиях спортивных школ, имеющих отделение велосипедного спорта (гонки на шоссе), комплектуются следующие учебные группы спортивной подготовки:

• начальной подготовки (1-3 года обучения);

• учебно-тренировочные (1-5 года обучения);



ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план на 46 недель учебно-тренировочных занятий

отделения велоспорт-шоссе


№ п/п

Разделы

подготовки



Этапы подготовки

НП

УТ

До года

Свыше года

До 2-х лет

Свыше 2-х лет

1

Теоретическая

10

20

20

40

2

Общая физическая

100

110

130

150

3

Специальная физическая

70

90

130

170

4

Техническая

30

50

70

150

5

Тактическая

30

40

70

100

6

Игровая

10

20

50

50

7

Соревнования

10

20

50

50

8

Контрольно-переводные нормативы

8

10

14

10

9

Инструкторская и судейская практика

-

-

10

10

10

Медицинское обследование

8

8

8

6




Всего:

276

368

552

736



1.1.НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Изложенный в программе материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:

- подготовка спортивных резервов для сборных команд страны и клубов – мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1 спортивного разряда;

- повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований велоспортсменов;

-воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных, трудолюбивых и дисциплинированных спортсменов, готовых к трудовой деятельности и защите Родины;

- подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту;

- методическая помощь по подготовке олимпийского резерва на основе широкого развития велоспорта-шоссе.

РЕЖИМ РАБОТЫ

Учебный год в ДЮСШ рассчитан на 46 недель, и начинается с 1 сентября, подготовка спортсменов в ДЮСШ является многолетним процессом, рассчитанным на 8 лет работы, и предусматривает определенные требования к занимающимся велоспортом в соответствии с этапом подготовки.

Подготовка велоспортсменов делится на несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности:

• этап начальной подготовки (до 3-х лет) ;

• этап учебно-тренировочный (до 5 - лет) ;
Главным отличием является возраст и подготовленность детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. При зачислении дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности.

После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы. Повышение уровня спортивной подготовки по велоспорту-шоссе в соответствии с определенными этапами предусмотрено нормативными требованиями. Требования по спортивной подготовленности, наполняемости групп и количеству часов тренировочной работы в неделю представлены в таблице 1.

Учитывая, что образовательная школа производит набор в начальные классы с 7 лет, то и зачисление в спортивную школу, на отделение велоспорт-шоссе может производиться с 10 лет. При этом необходимо учитывать, что тренировочная нагрузка в течение дня и в неделю не должна превышать допустимых норм (табл. 1-3).

И в то же время при переводе младших детей в старшие группы, необходимо придерживаться требований длительности одного занятия, что обусловлено физиологическими требованиями, предъявляемыми к растущему организму, и необходимостью проведения восстановительных мероприятий (табл.2).

Однако многолетний опыт и проведенные научные исследования показали, что достижение зоны первых серьезных успехов (выполнение норматива мастера спорта России), зоны оптимальных возможностей (выполнение норматива мастера спорта международного класса), так же, как и выполнение предшествующих разрядных

нормативов, во многом зависит от возраста начала занятий и стажа занятий велоспортом-шоссе (табл.2). И часто дети, пришедшие из других видов спорта, не только догоняют по уровню подготовленности своих сверстников, но иногда и опережают в росте спортивного мастерства.



Таблица 1

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по спортивной подготовленности

Этапы подготовки

Период обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальная наполняемость групп, чел.

Максимальный объём учебно-тренировочной работы (час/неделю)

Требования по спортивной подготовке

Начальной подготовки

До года


10

10-14

2

Выполнение нормативов ОФП, юношеских спортивных разрядов

Свыше года


11

10-14

2

Учебно-тренировочный

До двух лет

13

8-12

3

Выполнение нормативов ОФП, СФП, ТТП, спортивные разряды до 1 сп .разряда

Свыше 2-х лет

14

8-12

4



Таблица 2

Выполнение разрядных нормативов

в зависимости от возраста начала занятий настольным теннисом

Возраст, лет

Разряд

IIю

Iю

III

II

I

КМС

МС

МСМК

10

11

12

13

14

15

16

17

18-20

11

12

13

14

15

16

17

18

19-20

12

13

14

15

16

17

18

19

20-21

13

14

15

16

17

18

19

20

20-22

14

15

16

17

18

19

20

21

21-23

15

17

18

19

20

21

22

23

23-24

16

17

18

19

20

21

22

23

23-25

И в то же время при переводе младших детей в старшие группы, необходимо придерживаться требований длительности одного занятия, что обусловлено физиологическими требованиями, предъявляемыми к растущему организму, и необходимостью проведения восстановительных мероприятий (табл.3).



Таблица 3
Режимы учебно-тренировочной работы и требования

Каталог: storage -> files -> methodologicals
methodologicals -> Кружкова работа «Фитобар доктора Пилюлькина» Воспитателя Васильевой И. А
methodologicals -> Система физминуток, методика проведения
methodologicals -> Сценарий проведения единого урока
methodologicals -> Активные формы методической работы в доу
methodologicals -> Урок литературы в -м классе по теме: «У. Шекспир. Слово о поэте и драматурге. Своеобразие сонетов У. Шекспира» Урок рассчитан на часа
methodologicals -> Цикл занятий «Аптека в стакане»
methodologicals -> Значение и роль логических задач в курсе математики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница