Пояснительная записка
Существенным признаком состояния общества последних лет стало
социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения
условий жизни значительной части семей, следствием чего становится
изменение отношения к детям, вытеснение их из семей, беспризорность. На
обеспечение социальной защиты, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством и обществом затрачиваются значительные средства, а выпускники интернатных учреждений с большим трудом адаптируются в обществе.
На сегодня лучшей формой удовлетворения потребностей ребенка сироты является передача его на воспитание в замещающую семью. Но нельзя не учитывать, что если дети не попадают под опеку родственников, то они часто теряют связи с родными, находятся вдалеке от семьи, знакомых, друзей, территории, где начиналось их детство, т.е. испытывают серьезные психологические потери:
-
потеря генетической, культурной истории;
-
потеря (нарушение) окружающей среды, в которой вырос ребенок: дом, игрушки, вещи, домашнее животное, социум (друзья, учителя и т.д.);
-
географические и природные «потери», связанные с перемещением ребенка;
-
потеря родных родителей и кровных родственников – семьи;
-
потеря разделенного с кем-либо времени, опыта – прошлого;
-
потеря культурных, национальных, семейных традиций;
-
потеря осознания своего сходства с кем-то из родственников – физического сходства;
-
потеря места на родословном древе;
-
потеря порядка рождения детей в семье (младший, старший);
-
потеря истории рождения и свидетельств о рождении (воспоминания родных);
-
потеря религиозных взглядов;
-
иногда потеря имени, данного при рождении и осознании того, кто дал это имя;
-
потери в самосознании и самооценке;
-
потеря возможности чувствовать себя частью большинства. Дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, в общественном сознании относятся к меньшинству.
Все это накладывает на учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника. Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.
Возвращение воспитанника школы-интерната в кровную семью - это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско-родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника детского дома в кровную семью.
Цель программы:
-
Обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье.
-
Восстановление и развитие позитивных родительско-детских отношений, восстановление субъектов кровной семьи.
Задачи программы:
-
Реабилитация кровной семьи. Развитие у родителей социальных навыков, повышение социальной компетенции и способности к адаптации для самостоятельного преодоления жизненных трудностей и проблем.
-
Формирование положительной мотивации «бывших» родителей на восстановление детско-родительских отношений.
-
Восстановление семейного и социального окружения кровной семьи.
-
Психолого-педагогическая подготовка детей к возврату в кровные семьи.
-
Возврат ребенка в кровную семью (восстановление детско-родительских отношений).
-
Сопровождение кровной семьи для предотвращения рецидивов.
Целевые группы:
Содержание программы
Программа по реинтеграции воспитанников школы-интерната в кровные семьи включает несколько блоков:
-
I блок Социально-психологическая работа с кровной семьей.
-
II блок – Психолого-педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью.
-
III блок – Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.
I-й блок программы
Социально-психологическая работа с кровной семьей
Контингент кровных родственников, с которыми может проводиться взаимодействие:
-
Родители, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
-
Розыск родственников - потенциальных усыновителей.
-
Родители, отказавшиеся от ребенка при рождении, выяснение причин.
-
Родители, ограниченные в родительских правах или лишенные родительских прав.
Формы реализации блока:
-
Информационно-просветительская работа.
-
Психодиагностика.
-
Консультирование.
-
Социально-психологический тренинг.
Данный блок включает в себя следующие направления:
-
Выявление и учет особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах.
-
Изучение семейной истории, составление карты социальных контактов.
-
Помощь в осознании причин лишения или ограничения в родительских правах.
-
Выявление степени готовности и ресурсности биологических родителей к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка. Оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье.
-
Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций.
-
Подготовка родителей к исполнению свей родительской роли. Групповая и индивидуальная реабилитационно-коррекционная работа с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка, допущенных ошибок.
-
Разработка индивидуальных программ восстановления родительско-детских отношений.
-
Восстановление родителей в родительских правах (представление в суде, сопровождение, поддержка).
Классификация кровных семей
(4 группы)
-
Родители со стойкими родительскими привязанностями, искренними материнскими или отцовскими чувствами, имеющие крепкие эмоционально-чувственные отношения с ребенком и заинтересованные в его судьбе;
-
Родители со слабо проявляющимися родительскими привязанностями, безвольные, ведомые, безответственные, родительские чувства их поверхностные, нестойкие;
-
Родители, имеющие крайне низкий уровень родительских привязанностей или не проявляющие их совсем по отношению к ребенку, иногда даже отвергающие его;
-
Родители - больные (психически или физически) или имеющие еще на иждивении ребенка-инвалида.
II-й блок программы
Психолого-педагогическая работа с ребенком
Данный блок включает в себя следующие направления:
-
Компенсация последствий травматического опыта ребенка.
-
Эмоционально-психологическая подготовка ребенка к возврату в кровную семью, осознание причин нахождения в школе-интернате.
-
Формирование положительного отношения к родителям, позитивного образа кровной семьи.
-
Формирование положительной мотивации ребенка на восстановление детско-родительских отношений.
-
Разработка и реализация индивидуальной для каждого воспитанника плана работы по восстановлению отношений с кровными родителями и родственниками.
Классификация отношений воспитанников к своей кровной семье
-
Дети, адекватно понимающие ситуацию. Существует взаимное доверие между родителями и детьми; идет восстановление семьи.
-
Дети воспринимают родителей, в основном мать, но нет доверия, тепла в отношениях. Быстро идет восстановление родительско-детских взаимоотношений, но часто семья не восстанавливается по нескольким причинам: не соответствуют жилищно-бытовые условия; родители больны; родителей (в основном одинокая мать) устраивает положение вещей, когда она не может создать соответствующие условия своему ребенку.
-
Дети не принимают родителей. Потеря интереса к своей семье, часто желание попасть в новую семью.
-
Дети полностью отвергают собственную семью.
III блок программы
Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком
Формы реализации блока:
-
Информационно-просветительская работа.
-
Психодиагностическая.
-
Консультирование.
-
Социально-психологический тренинг.
Данный блок включает в себя следующие направления:
-
Систематическое отслеживание и оценка безопасности и условий, созданных для жизни и развития ребенка в кровной семье.
-
Отслеживание эмоционального благополучия ребенка в кровной семье.
-
Поддержание контактов с ребенком и его кровной семьей: по телефону, e-mail, индивидуальные собеседования, приглашения на развивающие тренинги, праздники и т.д.
-
Консультации по актуальным вопросам социального, психологического, медицинского и правового плана.
Критерии эффективности программы.
К критериям эффективности программы относятся: способность родителей выполнять родительские функции, а также эмоционально-психологическое благополучие ребенка в семье.
Оценка способности родителей выполнять родительские функции:
-
основной уход (удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, чистоте, обеспечение одеждой, гигиене, предоставление медицинской помощи);
-
обеспечение безопасности ребенка (угроза нанесения ребенку вреда, отсутствие доступа к опасным предметам в быту и др.);
-
эмоциональное тепло (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение; уважение привязанностей ребенка к другим людям, предоставление контактов с ними);
-
обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребенка (обеспечение его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);
-
руководство поведением и установление границ в поведении ребенка;
-
обеспечение стабильности (стабильность отношений, поддержка контактов со значимыми людьми.
II. Эмоционально-психологическое благополучие ребенка в семье
-
стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с близким взрослым; преимущественно с положительным фоном настроения;
-
развитие познавательной мотивации;
-
широта связей с социумом,
-
разнообразная, когнитивно насыщенная среда;
-
собственная активность и активная разнообразная обратная связь от окружающего мира;
-
эмоциональная поддержка и понимание взрослых;
-
высокая самооценка;
-
сформированный самоконтроль;
-
ориентация на успех в достижении целей;
-
эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Возможные риски
Большинство возможных рисков реализации программы связано с проблемами при восстановлении родителей в родительских правах.
-
Основная часть восстановленных в родительских правах - это родители, которые были не лишены, а ограничены судом в своих правах на определенный период времени и причина лишения была «не выполнение родительских обязанностей».
-
Низкий доход, низкий уровень воспитания и образования, отсутствие элементарных знаний об ответственности за своих детей.
-
Юридическая безграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком приводит мам на судебном заседании к психологическому шоку от того, что у них отняли ребенка. Затем идет страх снова пережить отрицательные эмоции в суде.
-
Изначально родители боятся прийти в школу-интернат . И здесь необходима серьезная работа педагогов и психологов школы-интерната для того, чтобы замотивировать родителей на восстановление в своих правах.
-
Проблема социального иждивенчества родителей. Они видят, что ребенок накормлен, одет, за ним ухаживают, он имеет то, чего не мог бы получить, проживая с родителями. Поэтому педагоги не редко слышат, как родители говорят своим детям «слушайся воспитателей, не переживай, здесь хорошо и т.д.»
-
Очень серьезно стоит проблема с жильем мам, которые пытаются восстановить свои родительские права: отсутствие или аварийное жилье, проживание совместно с родственниками – алкоголиками.
-
Много проблем существует при восстановлении родительско-детских отношений, когда родители находятся в М.Л.С.
-
Проблемы послетюремной адаптации биологических родителей.
Проблемы личностного характера:
-
слабая мотивация на возвращение ребенка со стороны родственников;
-
пассивность родительской позиции;
-
несформированность чувства ответственности родителей по отношению к судьбе своего ребенка;
-
отсутствие выраженного стремления родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом;
-
недостаток представлений родителей о собственном ребенке, о его потребностях и о методах его воспитания и развития.
Литература:
-
Варга А.Я. Система семейной психотерапии. СПб., 2001.
-
Иванюк Н.А., Маханько A.M. и др. Некоторые аспекты содействиясоциальной адаптации воспитанников интернатных учреждений. М, 2003.
-
Каптерев П. Ответственность родителей перед детьми. М. 2002.
-
Лиханов А. Дети без родителей: Кн. для учителя. М., 1987.
-
Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студвысш. учебн. заведений. М., 2003.
-
Мухина B.C. Проблема материнства и ментальности в местах лишения свободы // Развитие личности. М., 2003.
-
Проект «Семья для каждого ребенка»: Учебно-методическое пособие. М., 2010.
-
Смирнова Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи. Абакан, 1996.
-
Шипицина A.M., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы. СПб, 2000.
-
Шульга Т.Н. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. Пособие. М., 2005.
Приложение № 1
Информационная карта первичных сведений о семье воспитанника ________________________________________________________________________
Ф.И.ребенка
Сведения о семье
|
Готовность семьи к воссоединению
|
Ф.И.О.
родителей
|
Причины отсутствия родительского попечения
|
Родственники ребенка
(социальное благополучие)
|
Братья, сестры,
их местонахождение
|
Ситуация развития ребенка в в семье
|
Ресурсы семьи
|
Действия родителей по возвращению ребенка в семью
(предпринятые ранее)
|
Мать
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец
|
|
|
Приложение № 2
План мероприятий, направленных на возвращение ребенка в семью
Ф.И.О. родителя_______________________________________________ Ф.И. ребенка ____________________________
План составлен «____» _________________ 20____ ( ____________________)
-
Мероприятия
|
Планируемые действия, сроки
|
Результат (дата заполнения)
|
Обращение в ООП или Суд
|
|
|
Алименты
|
|
|
Жилье
|
|
|
Посещение ребенка
|
|
|
Психолого-педагогическая помощь семье
|
|
|
Другие мероприятия
|
|
|
Приложение № 3
Ресурсная оценка(мониторинг) готовности родителей к восстановлению семьи
____________________________________________________________________
Мониторинг визитов (встреч, контактов, посещений),
направленных на восстановление детско-родительских отношений,
развитие у родителей навыков общения с ребенком,
чувства привязанность членов семьи друг к другу
|
Мотивация на возвращение ребенка
со стороны родителей
(активность/пассивность родительской позиции)
|
Кто посещал ребенка (родители, родственники, другие члены семьи)
|
Частота контактов,
в присутствии каких специалистов
|
Форма общения
(личная встреча, телефонные переговоры, письма, посылки, открытки, подарки, фотографии)
|
Уровень активности общения родителей, родственников с ребенком во время встречи, (наличие обстоятельства, при которых дальнейший контакт невозможен (родитель причиняет ребенку физический или моральный вред во время встречи, приезжает в нетрезвом состоянии и т.д.)
|
Стремление
(его отсутствие) родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом,
представления родителей о собственном ребенке, о его потребностях, здоровье, о методах его воспитания и развития, обращения за консультациями к специалистам
|
Выполнение родителями плана мероприятий, направленных на возвращение ребенка в семью
|
|
|
|
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |