Пояснительная записка Существенным признаком состояния общества последних лет стало



Скачать 124.09 Kb.
Дата23.06.2018
Размер124.09 Kb.
ТипПояснительная записка


c:\documents and settings\школа 7 вид\рабочий стол\отсканировано 20.10.2016 10-26.bmp


Пояснительная записка
Существенным признаком состояния общества последних лет стало
социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения
условий жизни значительной части семей, следствием чего становится
изменение отношения к детям, вытеснение их из семей, беспризорность. На
обеспечение социальной защиты, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством и обществом затрачиваются значительные средства, а выпускники интернатных учреждений с большим трудом адаптируются в обществе.

На сегодня лучшей формой удовлетворения потребностей ребенка сироты является передача его на воспитание в замещающую семью. Но нельзя не учитывать, что если дети не попадают под опеку родственников, то они часто теряют связи с родными, находятся вдалеке от семьи, знакомых, друзей, территории, где начиналось их детство, т.е. испытывают серьезные психологические потери:



  • потеря генетической, культурной истории;

  • потеря (нарушение) окружающей среды, в которой вырос ребенок: дом, игрушки, вещи, домашнее животное, социум (друзья, учителя и т.д.);

  • географические и природные «потери», связанные с перемещением ребенка;

  • потеря родных родителей и кровных родственников – семьи;

  • потеря разделенного с кем-либо времени, опыта – прошлого;

  • потеря культурных, национальных, семейных традиций;

  • потеря осознания своего сходства с кем-то из родственников – физического сходства;

  • потеря места на родословном древе;

  • потеря порядка рождения детей в семье (младший, старший);

  • потеря истории рождения и свидетельств о рождении (воспоминания родных);

  • потеря религиозных взглядов;

  • иногда потеря имени, данного при рождении и осознании того, кто дал это имя;

  • потери в самосознании и самооценке;

  • потеря возможности чувствовать себя частью большинства. Дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, в общественном сознании относятся к меньшинству.

Все это накладывает на учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника. Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.



Возвращение воспитанника школы-интерната в кровную семью - это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско-родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника детского дома в кровную семью.


Цель программы:

  • Обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье.

  • Восстановление и развитие позитивных родительско-детских отношений, восстановление субъектов кровной семьи.


Задачи программы:

  • Реабилитация кровной семьи. Развитие у родителей социальных навыков, повышение социальной компетенции и способности к адаптации для самостоятельного преодоления жизненных трудностей и проблем.

  • Формирование положительной мотивации «бывших» родителей на восстановление детско-родительских отношений.

  • Восстановление семейного и социального окружения кровной семьи.

  • Психолого-педагогическая подготовка детей к возврату в кровные семьи.

  • Возврат ребенка в кровную семью (восстановление детско-родительских отношений).

  • Сопровождение кровной семьи для предотвращения рецидивов.


Целевые группы:

  • Биологические семьи, находящиеся в кризисной ситуации.
  • Воспитанники школы-интерната.





Содержание программы

Программа по реинтеграции воспитанников школы-интерната в кровные семьи включает несколько блоков:



  • I блок   Социально-психологическая работа с кровной семьей.

  • II блок – Психолого-педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью.

  • III блок – Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.


I-й блок программы


Социально-психологическая работа с кровной семьей

Контингент кровных родственников, с которыми может проводиться взаимодействие:


  • Родители, отбывающие наказание в местах лишения свободы.


  • Розыск родственников - потенциальных усыновителей.


  • Родители, отказавшиеся от ребенка при рождении, выяснение причин.


  • Родители, ограниченные в родительских правах или лишенные родительских прав.



    Формы реализации блока:

  1. Информационно-просветительская работа.

  2. Психодиагностика.

  3. Консультирование.

  4. Социально-психологический тренинг.



Данный блок включает в себя следующие направления:

  • Выявление и учет особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах.

  • Изучение семейной истории, составление карты социальных контактов.

  • Помощь в осознании причин лишения или ограничения в родительских правах.

  • Выявление степени готовности и ресурсности биологических родителей к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка. Оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье.

  • Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций.

  • Подготовка родителей к исполнению свей родительской роли. Групповая и индивидуальная реабилитационно-коррекционная работа с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка, допущенных ошибок.

  • Разработка индивидуальных программ восстановления родительско-детских отношений.

  • Восстановление родителей в родительских правах (представление в суде, сопровождение, поддержка).


Классификация кровных семей
(4 группы)

  • Родители со стойкими родительскими привязанностями, искренними материнскими или отцовскими чувствами, имеющие крепкие эмоционально-чувственные отношения с ребенком и заинтересованные в его судьбе;


  • Родители со слабо проявляющимися родительскими привязанностями, безвольные, ведомые, безответственные, родительские чувства их поверхностные, нестойкие;


  • Родители, имеющие крайне низкий уровень родительских привязанностей или не проявляющие их совсем по отношению к ребенку, иногда даже отвергающие его;


  • Родители - больные (психически или физически) или имеющие еще на иждивении ребенка-инвалида.




II-й блок программы


Психолого-педагогическая работа с ребенком

Данный блок включает в себя следующие направления:
  • Компенсация последствий травматического опыта ребенка.


  • Эмоционально-психологическая подготовка ребенка к возврату в кровную семью, осознание причин нахождения в школе-интернате.


  • Формирование положительного отношения к родителям, позитивного образа кровной семьи.


  • Формирование положительной мотивации ребенка на восстановление детско-родительских отношений.


  • Разработка и реализация индивидуальной для каждого воспитанника плана работы по восстановлению отношений с кровными родителями и родственниками.





Классификация отношений воспитанников к своей кровной семье


  1. Дети, адекватно понимающие ситуацию. Существует взаимное доверие между родителями и детьми; идет восстановление семьи.


  2. Дети воспринимают родителей, в основном мать, но нет доверия, тепла в отношениях. Быстро идет восстановление родительско-детских взаимоотношений, но часто семья не восстанавливается по нескольким причинам: не соответствуют жилищно-бытовые условия; родители больны; родителей (в основном одинокая мать) устраивает положение вещей, когда она не может создать соответствующие условия своему ребенку.


  3. Дети не принимают родителей. Потеря интереса к своей семье, часто желание попасть в новую семью.


  4. Дети полностью отвергают собственную семью.


III блок программы

Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком

Формы реализации блока:

  1. Информационно-просветительская работа.

  2. Психодиагностическая.

  3. Консультирование.

  4. Социально-психологический тренинг.



Данный блок включает в себя следующие направления:
  • Систематическое отслеживание и оценка безопасности и условий, созданных для жизни и развития ребенка в кровной семье.


  • Отслеживание эмоционального благополучия ребенка в кровной семье.


  • Поддержание контактов с ребенком и его кровной семьей: по телефону, e-mail, индивидуальные собеседования, приглашения на развивающие тренинги, праздники и т.д.


  • Консультации по актуальным вопросам социального, психологического, медицинского и правового плана.





Критерии эффективности программы.

К критериям эффективности программы относятся: способность родителей выполнять родительские функции, а также эмоционально-психологическое благополучие ребенка в семье.



Оценка способности родителей выполнять родительские функции:
  • основной уход (удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, чистоте, обеспечение одеждой, гигиене, предоставление медицинской помощи);


  • обеспечение безопасности ребенка (угроза нанесения ребенку вреда, отсутствие доступа к опасным предметам в быту и др.);


  • эмоциональное тепло (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение; уважение привязанностей ребенка к другим людям, предоставление контактов с ними);


  • обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребенка (обеспечение его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);


  • руководство поведением и установление границ в поведении ребенка;


  • обеспечение стабильности (стабильность отношений, поддержка контактов со значимыми людьми.




II. Эмоционально-психологическое благополучие ребенка в семье
  • стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с близким взрослым; преимущественно с положительным фоном настроения;


  • развитие познавательной мотивации;


  • широта связей с социумом,


  • разнообразная, когнитивно насыщенная среда;


  • собственная активность и активная разнообразная обратная связь от окружающего мира;


  • эмоциональная поддержка и понимание взрослых;


  • высокая самооценка;


  • сформированный самоконтроль;


  • ориентация на успех в достижении целей;


  • эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.




Возможные риски

Большинство возможных рисков реализации программы связано с проблемами при восстановлении родителей в родительских правах.


  1. Основная часть восстановленных в родительских правах - это родители, которые были не лишены, а ограничены судом в своих правах на определенный период времени и причина лишения была «не выполнение родительских обязанностей».


  2. Низкий доход, низкий уровень воспитания и образования, отсутствие элементарных знаний об ответственности за своих детей.


  3. Юридическая безграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком приводит мам на судебном заседании к психологическому шоку от того, что у них отняли ребенка. Затем идет страх снова пережить отрицательные эмоции в суде.


  4. Изначально родители боятся прийти в школу-интернат . И здесь необходима серьезная работа педагогов и психологов школы-интерната для того, чтобы замотивировать родителей на восстановление в своих правах.


  5. Проблема социального иждивенчества родителей. Они видят, что ребенок накормлен, одет, за ним ухаживают, он имеет то, чего не мог бы получить, проживая с родителями. Поэтому педагоги не редко слышат, как родители говорят своим детям «слушайся воспитателей, не переживай, здесь хорошо и т.д.»


  6. Очень серьезно стоит проблема с жильем мам, которые пытаются восстановить свои родительские права: отсутствие или аварийное жилье, проживание совместно с родственниками – алкоголиками.


  7. Много проблем существует при восстановлении родительско-детских отношений, когда родители находятся в М.Л.С.


  8. Проблемы послетюремной адаптации биологических родителей.




Проблемы личностного характера:
  • слабая мотивация на возвращение ребенка со стороны родственников;


  • пассивность родительской позиции;


  • несформированность чувства ответственности родителей по отношению к судьбе своего ребенка;


  • отсутствие выраженного стремления родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом;


  • недостаток представлений родителей о собственном ребенке, о его потребностях и о методах его воспитания и развития.



Литература:

  1. Варга А.Я. Система семейной психотерапии. СПб., 2001.

  2. Иванюк Н.А., Маханько A.M. и др. Некоторые аспекты содействиясоциальной адаптации воспитанников интернатных учреждений. М, 2003.

  3. Каптерев П. Ответственность родителей перед детьми. М. 2002.

  4. Лиханов А. Дети без родителей: Кн. для учителя. М., 1987.

  5. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студвысш. учебн. заведений. М., 2003.

  6. Мухина B.C. Проблема материнства и ментальности в местах лишения свободы // Развитие личности. М., 2003.

  7. Проект «Семья для каждого ребенка»: Учебно-методическое пособие. М., 2010.

  8. Смирнова Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи. Абакан, 1996.

  9. Шипицина A.M., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы. СПб, 2000.

  10. Шульга Т.Н. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. Пособие. М., 2005.

Приложение № 1

Информационная карта первичных сведений о семье воспитанника ________________________________________________________________________

Ф.И.ребенка



Сведения о семье

Готовность семьи к воссоединению

Ф.И.О.

родителей



Причины отсутствия родительского попечения

Родственники ребенка

(социальное благополучие)



Братья, сестры,

их местонахождение



Ситуация развития ребенка в в семье

Ресурсы семьи

Действия родителей по возвращению ребенка в семью

(предпринятые ранее)

Мать






















Отец







Приложение № 2

План мероприятий, направленных на возвращение ребенка в семью

Ф.И.О. родителя_______________________________________________ Ф.И. ребенка ____________________________

План составлен «____» _________________ 20____ ( ____________________)



Мероприятия

Планируемые действия, сроки

Результат (дата заполнения)

Обращение в ООП или Суд







Алименты







Жилье







Посещение ребенка







Психолого-педагогическая помощь семье







Другие мероприятия






Приложение № 3



Ресурсная оценка(мониторинг) готовности родителей к восстановлению семьи

____________________________________________________________________


Мониторинг визитов (встреч, контактов, посещений),

направленных на восстановление детско-родительских отношений,

развитие у родителей навыков общения с ребенком,

чувства привязанность членов семьи друг к другу




Мотивация на возвращение ребенка

со стороны родителей

(активность/пассивность родительской позиции)


Кто посещал ребенка (родители, родственники, другие члены семьи)

Частота контактов,

в присутствии каких специалистов




Форма общения

(личная встреча, телефонные переговоры, письма, посылки, открытки, подарки, фотографии)




Уровень активности общения родителей, родственников с ребенком во время встречи, (наличие обстоятельства, при которых дальнейший контакт невозможен (родитель причиняет ребенку физический или моральный вред во время встречи, приезжает в нетрезвом состоянии и т.д.)

Стремление

(его отсутствие) родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом,



представления родителей о собственном ребенке, о его потребностях, здоровье, о методах его воспитания и развития, обращения за консультациями к специалистам

Выполнение родителями плана мероприятий, направленных на возвращение ребенка в семью






















Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница