Пояснительная записка Учебно-тематический план на 1 год обучения



страница1/6
Дата14.08.2018
Размер0.9 Mb.
#43869
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6


c:\users\lenovo\appdata\local\temp\rar.403\пересыпкина.jpg

Содержание

Информационная карта……………………………………………….............3

Пояснительная записка ...…………………………………………….............4

Учебно-тематический план на 1 год обучения ………….………………….8

Содержание программы на 1 год обучения …………………..…………..…9

Учебно-тематический план на 2 год обучения ………….………………….13

Содержание программы на 2 год обучения…………………………………14

Учебно-тематический план на 3 год обучения …………………………..…18

Содержание программы на 3 год обучения………………………………….19

Методическое обеспечение………………………………………………….. 54

Используемая литература………………………………………………......63

Приложение……………………………………………………………………65



Информационная карта
Соответствует образовательному стандарту (областным требованиям): да

Количество объединений обучающихся по программе: 1

Уровень образовательной программы: образовательная программа

Тип программы: модифицированная

Направление образовательной программы: художественное

Вид деятельности: декоративно-прикладное творчество

Уровень освоения содержания образовательной программы: общекультурный

Уровень реализации программы: начальное, основное образование

Форма реализации образовательной программы: очная

Продолжительность реализации образовательной программы: трехгодичная.



Пояснительная записка
Старинная мудрость гласит, что все дети талантливы с рождения. Главная задача педагога, вовремя заметить к какому виду творчества наиболее сильно тянется душа ребенка, и помочь развить задатки, заложенные самой природой. Конструирование и моделирование -  это первые шаги детей в самостоятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов, это познавательный процесс формирования у них начальных политехнических знаний, умений и развития художественного вкуса. Конструкторским и графическим навыкам, необходимым при изготовлении поделок, не уделяется должного внимания в процессе школьного обучения, которое направлено в основном на развитие словесно-логических компонентов мышления. Конструирование и моделирование строится на активном воображении и творческом мышлении.   Оно позволяет ребенку в наиболее полной форме раскрыть свою личность, свои способности, дает веры в свои силы. Все это явилось основанием для разработки модифицированной образовательной программы «Умелые руки», которая вводит ребенка в удивительный мир творчества с помощью таких видов деятельности, как конструирование из бумаги, моделирование поделок из бросовых материалов, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Для достижения результата должно быть полное взаимопонимание, поддержка, сотворчество, совместная разработка новых проектов и воплощение их в жизнь, неиссякаемый оптимизм, желание учить и учиться. А также постоянное повышение культурного уровня по средствам самообразования, как педагога, так и его воспитанников. Регулярное посещение выставок прикладного творчества и различных воспитательных мероприятий, проводимых в ДДТ.

Именно в дополнительном образовании ведётся целенаправленная подготовка к самостоятельной жизни в обществе. Формируется готовность к сознательному выбору профессии, осваивается духовная культура своего народа, принимаются общечеловеческие ценности. Занятия в детском творческом объединении помогают обучающимся выявить и развить свои потенциальные творческие способности, способствуют развитию художественного вкуса, пространственного воображения, логического мышления, целеустремлённости, внимательности, усидчивости, чувства взаимопомощи, прививают навыки общественно полезного труда, осознанно выбирают в дальнейшем дело своей жизни.

Социальная значимость программы «Умелые руки» в том, что она доступна детям разного возраста и не требует больших материальных затрат: по ней могут заниматься дети из разных социальных слоёв населения, из малообеспеченных семей. Приходя на занятия, ребёнок получает разнообразный социальный опыт, учится содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.  Опыт работы с детьми показывает, что чем раньше они начинают заниматься в кружках технического творчества, тем больше умений и навыков они приобретают, а если такие занятия постоянны и продолжаются несколько лет подряд, это даёт большие результаты. На занятиях по моделированию и конструированию обучающиеся получают первоначальные сведения о техническом рисунке, чертеже, эскизе, развивают умения и навыки работы с ручными инструментами. 

В детской психологии доказано, что благополучное развитие высших форм мышления во многом определяется уровнем сформированности наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Поэтому  целью обучения является не загружать ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

В процессе реализации программы изучение геометрического материала обучающихся способствуют формированию графических и конструкторских умений и навыков, развивают пространственного и логического мышления, осуществлению первых шагов к конструкторско-технологической деятельности, подготовке обучающихся к более  раннему восприятию  технической информации.      



Актуальность   модифицированной образовательной программы «Умелые руки» является интеграция разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование).  Применение информационно – коммуникативных технологий при сборке моделей и макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов, способствуют достижению таких метапредметных результатов освоения программы дополнительного образования - владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, поиск новых технических решений, работа с литературой и документацией, интернет ресурсами. Такая деятельность способствует готовности обучающегося к самостоятельному поиску методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности, достижениям в области моделирования и конструирования. 

Новизна  программы - постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса, что позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Программа носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей, увлекающихся конструированием и моделированием. В программу включены разнообразные виды работ с использованием следующих материалов: пластилина, разных видов бумаги, природного материала, проволоки, ниток, пряжи, фольги и бросового материала (упаковки полуфабрикатов).



Цель:

повышение творческо - деятельностного потенциала обучающихся в области технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков.



Задачи:

образовательные:

— познакомить с историей  декоративно-прикладного искусства;

— формировать у обучающихся навыки работы с различными материалами, первоначальные графические знания и умения;

— научить работать в различных техниках: вязание, аппликация, бумагопластика, конструирование мебели для кукол;

— научить детей правильно организовывать и планировать творческий процесс труда.

Развивающие:

—развивать и совершенствовать навыки ручного труда, мелкую моторику рук;

—развивать конструкторские способности, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой и проектной деятельности;

—развивать техническое, образное и логическое мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, культуру организации труда;

— развивать  потребности детей в самообразовании и самосовершенствовании;

Воспитательные задачи:

— воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

—формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

—формирование позитивной мотивации к творческой деятельности;

— формирование эстетического и художественного вкуса;

— воспитание у обучающихся таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;

Набор детей проводится на добровольной основе в конце летних каникул и в начале учебного года. В данном объединении занимаются дети от 7 до 17 лет. В объединении занимаются как мальчики, так и девочки. Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество детей: первого года обучения 15 человек

второго и более 12 человек в группе.

Продолжительность занятия для детей 1 классов 35 минут, для всех остальных 45 минут. Дети младшего школьного возраста очень неусидчивы, подвижны, для того чтобы учащиеся смогли переключиться на другой вид деятельности, им нужно расслабиться. Поэтому через каждые 45 минут занятий запланирована перемена 5 минут. Так же на занятии проводятся физкультминутки, которые обучающимся очень нравятся. Дети старшего школьного возраста более усидчивы, собраны, поэтому группы набираются смешанные. Старшие помогают младшим, делятся с ними своим опытом, заботятся о них. В программе предусмотрены вариативные маршруты, т. к. группы разновозрастные. Младшие школьники выполняют данное задание в упрощенном виде, а старшие стараются овладеть более глубокими знаниями, выполнить более сложные работы. Темы могут меняться местами по просьбе учащихся. Если, на пример необходимо выполнить какую то, срочную работу для участия во всероссийских и международных выставках. Дополнительный набор детей на вакантные места проводится на основании результатов собеседования, просмотра работ.



Корректировка

Темы, включенные в план, могут быть заменены, в зависимости от возможности, способностей и желаний учащихся. Учитывая общий уровень учащихся и их творческую активность, допустимо заменить работу на данном этапе другой. Корректировка тематического планирования может быть проведена в связи с болезнью педагога, праздничными днями.



Итоги работы кружка (результативность)

  1. Изготовление работ для оформления выставок в детских садах, библиотеках, школах и других учебных заведениях. Оформление и проведение отчётных и муниципальных выставок прикладного творчества в ДДТ «Юность». Участие во всероссийских и международных интернет выставках.

  2. Изготовление поделок в призовой фонд ДДТ «Юность», организация и проведение ярмарок.

  3. Оформление и проведение персональных выставок кружковцев.

  4. Оформление кабинета работами детей.

Ожидаемая оценка полученного результата.

Аккуратность, тщательность в исполнении работы по техническому моделированию позволяют воспитанникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность в творчестве художественного конструирования. В программе предусмотрено выполнение коллективных заданий (проектирование изделий), работа над отдельным изделием или тематической композицией. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и других взаимоотношений в коллективе и чувство взаимопомощи.



Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.


Учебно – тематический план

1 год обучения 1 группа

Тема

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

1 Вводное занятие

2

2

-

2 Спицы:










Инструменты и материалы

2

1

1

- Материаловедение

2

2




- Техника вязания

2

1

1

- Вывязывание узоров

12

2

10



18

6

12

3 Крючок:










- Инструменты и материалы

2

2

-

- Материаловедение

2

1

1

- Техника вязания

2

1

1

- Вывязывание узоров

12

2

10




18

6

12

4 Техническое

конструирование вязаных игрушек:










- «Мышь»

12

2

10

- «Кот»

18

4

14

- «Собака»

12

2

10




42

8

34

5Декоративное вязание:










- Салфетки

20

5

15

- Прихватки

18

2

16



38

7

31

6 Разработка творческого проекта.

24

5

19

7Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

144

40

104


Содержание программы

1 год обучения

1) Вводное занятие.

1.1 Правила техники безопасности во время работы (с ножами, ножницами, иглами, булавками, утюгом), противопожарной безопасности, правила дорожного движения.



2) Спицы:

2.1 Знакомство учащихся с различными видами спиц. Ознакомление с литературой и работами объединения.

2.2 Материалы, инструменты. Оборудование кабинета.

Теория:


Знакомство с инструментами и материалами. Организация рабочего места. 2.3 Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности во время работы. Изучение цветового круга

2.3 Техника вязания на спицах. Разбор описания рисунков. Выполнение упражнений на составление различных цветовых гамм. Знакомство с обозначением различных видов петель. Учащиеся должны рассчитать петли в зависимости от номера спиц, выбранной пряжи и узора.

2.4 Вывязывание узоров Знакомство с простыми схемами и условными обозначениями

2.5 Вывязывание узоров «Резинка», технология выполнения , обозначение на схеме.

2.6 «Платочная вязка», технология выполнения , обозначение на схеме 2.7«Гладь», технология выполнения, обозначение на схеме

2.8 «Путанка», технология выполнения, обозначение на схеме

2.9 «Вертикальные и горизонтальные полосы», технология выполнения , обозначение на схеме

3) Крючок Материалы, инструменты.

3.1 Теория:

Знакомство с инструментами и материалами. Организация рабочего места. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности во время работы. Повторение цветового круга. Выполнение различных упражнений

3.2 Техника вязания крючком

Разбор описания рисунков. Выполнение упражнений на составление различных цветовых гамм. Знакомство с обозначением различных видов петель. Учащиеся должны рассчитать петли в зависимости от номера крючка, выбранной пряжи и узора.

3.3 Вывязывание узоров

Знакомство с простыми схемами и условными обозначениями

3.4 Вывязывание узоров «Цепочка из воздушных петель», технология выполнения, обозначение на схеме.

3.5 «Полустолбик», технология выполнения , обозначение на схеме

3.6 «Столбик с накидом», технология выполнения , обозначение на схеме

3.7 «Столбик с двумя накидами», технология выполнения, обозначение на схеме

3.8 «Столбик с тремя накидами», технология выполнения, обозначение на схеме

3.9 «Пышный столбик», технология выполнения , обозначение на схеме

4) Техническое конструирование вязаных игрушек:

4.1 Мышь


Теория:

Выбор техники, изготовление игрушки. Конструирование модели. Организация рабочего места. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Расчёт петель. Правила техники безопасности во время работы с ножницами, спицами и крючком.

Практика:

Зарисовка игрушки, подбор пряжи и вязание игрушки, различные приёмы моделирования при подборе оформления игрушки.

4.2 «Кот»

Теория:


Выбор техники, изготовление игрушки. Организация рабочего места. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности во время работы с ножницами, спицами и крючком.

Практика:

Зарисовка игрушки, подбор пряжи и вязание игрушки, художественное оформление.

4.3 «Собака»

Теория:

Выбор техники, изготовление игрушки. Организация рабочего места. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности во время работы с ножницами, спицами и крючком.



Практика:

Зарисовка игрушки, подбор пряжи и вязание игрушки, оформление

Самостоятельное вязание игрушки по выкройке и оформление.

5) Декоративное вязание.

5.1«Салфетки»

Теория:

Выбор техники, изготовление салфетки. Организация рабочего места. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности во время работы с ножницами, спицами и крючком.



Практика:

Зарисовка несложных схем, подбор пряжи и вязание салфеток, оформление и оценка готово изделия

5.2 «Прихватки»

Теория:


Знакомство с их разновидностями и историей возникновений

Выбор техники, изготовление прихватки. Организация рабочего места. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности во время работы с ножницами, спицами и крючком.

Практика:

Зарисовка несложных схем, подбор пряжи и вязание прихваток, оформление

Их различными способами

6) Разработка творческого проекта

6.1 Теория:

Введение в проект. Выбор творческого проекта, техники исполнения, оформления. Организация рабочего места. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила техники безопасности во время работы.

Практика:

Изготовление поделки, оформление творческого проекта

7) Итоговое занятие

7.1 Теория:

Подведение итога опрос учащихся

Практика:

Выполнение практического задания по карточкам заданиям.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница