Пояснительная записка возрастные особенности детей 4-5 лет с нарушенным зрением



страница1/7
Дата14.08.2018
Размер1.44 Mb.
#44513
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7

f:\cci20032018_0017.jpg

Содержание

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка ………………………………………………. 4

1.2. Возрастные особенности детей 4-5 лет с нарушенным зрением …………….4

1.3. Характеристика группы…………………………………………6

1.4. Нормативная база…………………………………………………………………6

1.5. Цель, задачи рабочей программы ………………………………………………7

1.6. Целевые ориентиры…………………………………………………………8

1.7. Предполагаемые результаты …………………………8
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание коррекционно-образовательного процесса…………… 10

2.2. Комплексно-тематический план………………………………………19

2.3 ННОД……………………………………………………………………25

2.4. Календарное планирование……………………………………………………………………...28

2.5. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…………………………………..……………..31

2.6. Образовательная область «Познавательное развитие»………………………………………………..…………….…32

2.7. Образовательная область «Речевое развитие»………………………………………………………..………………...34

2.8. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»……………………………..…………………..35

2.9. Образовательная область «Физическое развитие»……………………………………………………………………...37
3.ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим дня ………………………………………….. 53

3.2 Расписание работы учителя – дефектолога……………………………………57

3.3. Образовательная нагрузка по СанПин2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. с изменениями на 04.04.2014 г……….…....................................................58
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

4.1. Психолого-педагогические условия ……………………………….. 59

4.2. Информационно-методическиое обеспечение программы………………………………………………………..….59

4.3. Материально-технические условия, организационные условия………………………………………………………61



Список литературы…………………………………………………………65


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. ООБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

      1. ППояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе разработана на основе адаптированной общеобразовательной программы ГБДОУ № 82, утвержденной

12 сентября 2014 г.

Рабочая программа разработана на период 2017-2018 учебного года (с 01.09.2017 по 31.08.2018 года).

При разработке программы учитывался контингент детей группы (краткая характеристика воспитанников группы).

Количество детей: 17

Мальчиков: 9

Девочек: 8

Состав предыдущего уч.года 15

Вновь поступивших детей 10

Дети, прибывшие из семьи 0


1.2. Возрастные особенности детей 4-5 лет с нарушением зрения

Социально-коммуникативное развитие

К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.


Познавательное развитие

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Речевое развитие

Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.


Художественно-эстетическое развитие

На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.

К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.



Физическое развитие

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.

1.3.Характеристика подгруппы


Группа, возраст детей

Особенности детей

Пол

Особенности поведения

Контактность

Познавательная сфера

Ж

М

старшая 5-6 лет

8

9

Спокойный, уравновешенный -15

Легко вступает в контакт, иногда выступает инициатором общения –17

у 2 детей познавательная сфера на высоком уровне, у 15 детей средний уровень

Гипервозбудимый, эмоционально лабильный - 2

Заторможенный, вялый, безынициативный - 0

С трудом вступает в контакт, замкнут, не может быть инициатором общения –0




Не сразу идет на контакт, но постепенно раскрывается в общении - 0

1.4. Нормативная база

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Вступил в силу 01.09.2013 г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 года).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»

- Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2013 г. Вступили в силу:30 июля 2013 г.

- Инструктивно - методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23- 16.


- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
- Методические разъяснения о специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1- 5 видов от 26.12. 2000 г. № 48;
- Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении от 04.06. 2003г. № 27/2897 – 6.

- Устав государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 82 компенсирующего вида

1.5. Цель и задачи рабочей программы:


Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с различными зрительными патологиями. Оказание помощи детям с нарушенным зрением в освоении Программы.

Задачи:

1. Обеспечить коррекцию и развитие зрительного восприятия (механизмов, сторон) как психической деятельности дошкольников в условиях зрительной депривации.

2. Обеспечить формирование компенсаторных способов сенсорно-перцептивной деятельности в соответствии со степенью и характером нарушения зрения.

3. Обеспечить освоение детьми с нарушением зрения точных, полных, совершенных, целостных и детализированных зрительных образов-памяти об объектах окружающей действительности в соответствии с образовательной Программой.

4. Способствовать удовлетворению особых сенсорно-перцептивных потребностей детей с нарушением зрения в различных образовательных областях

5. Способствовать освоению детьми умений и навыков предметно-практической деятельности, умений и навыков пространственной ориентировки, сенсорных и социальных эталонов, предметных, пространственных , коммуникативно-социальных представлений, развитию ЗМК (зрительно-моторной координации)

6. Способствовать развитию мотивационно-аффективных образований, обеспечивающих активность и самостоятельность детей с нарушением зрения.

7. Способствовать освоению детьми с нарушением зрения опыта бережного отношения к зрению, поддержания зрительной работоспособности.



8. Способствовать решению задач лечебно-восстановительного процесса.

1.6. Целевые ориентиры:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.



1.7. Предполагаемые результаты

  • Ребенок произвольно и качественно работает по зрению. Не испытывает трудностей при решении зрительных задач в процессе общей познавательной деятельности.

  • Ребенок владеет зрительными сенсорными эталонами на уровне возрастных возможностей:

Цвет: Ребенок знает название 7 основных цветов, а также коричневого, черного, белого, розового; различает 4 оттенка основных цветов, самостоятельно соотносит объекты по цвету, локализует заданный цвет из множества, выделяет заданный цвет в предметах большого пространства, раскладывает от самого темного к самому светлому; активно использует в речи для обозначения цвета объектов словосочетания светло- …, темно-…, светлее, темнее; самостоятельно описывает цвет предмета, находящегося на расстоянии.

Форма: Ребенок узнает и самостоятельно называет следующие геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр, конус; самостоятельно находит и выделяет из множества одинаковые геометрические фигуры, отличающиеся цветом или величиной; самостоятельно соотносит геометрическую фигуру и ее контурное изображение, локализуя ее из множества сходных форм; выделяет форму предметных изображений и предметов, выполненных на основе геометрической фигуры; правильно находит и выделяет все фигуры, собранные в предметное изображение.

Величина: Ребенок самостоятельно соотносит предметы по размеру; без ошибок раскладывает до 5 предметов в порядке возрастания или убывания.


  • Ребенок владеет алгоритмом зрительного и тактильного восприятия объектов, близких по форме к геометрическим фигурам. Описывает объекты последовательно и развернуто, правильно называет части, при описании использует обобщающие понятия. Выделяет информативные признаки и использует их для узнавания объекта. Имеет широкие представления об объектах по лексическим темам.

  • Ребенок способен к наблюдению и извлечению предметной информации. Сравнение последовательное, в форме развернутого описания и обобщения. Сравнение происходит по различным параметрам (соответствуют алгоритму зрительного восприятия) с выделением похожего и различного в предметах.

  • У ребенка развита зрительно-моторная координация. Умеет правильно держать карандаш, ножницы и пользоваться ими.

  • Ребенок не испытывает трудностей при ориентировке в пространстве.

  • У ребенка устойчивый интерес к учебной деятельности (охотно посещает занятия, активно участвует в них). Положительно относится к трудному и новому заданию. Заинтересован в оценке и результате. Владеет самоконтролем.












  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ



2.1. Содержание воспитательно-образовательного процесса

Содержание коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с нарушенным зрением, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии, осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы.



Направления работы тифлопeдaгoга

1. Тифлопедагогическое обследование детей.

2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

3. Индивидуальная работа с детьми

4. Совместная деятельность с детьми

З. Участие в методической работе дошкольного учреждения.

4. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Тифлопедaгогическое обследование детей

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами МППК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт. Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, о соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.

Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.

Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. Схема обследования включает в себя анкету для родителей и анкету для ребенка. Анкета для родителей отражает общие сведения о ребенке и его семье, анамнез, особенности психологического развития ребенка до 3 лет. Анкета для ребенка состоит из вопросов и заданий, позволяющих выявить его ориентированность в окружающем мире, особенности его познавательной деятельности, вторичные отклонения в развитии.

По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей.

Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведенных обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.

Проведение специальных коррекционных занятий

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует детей в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.



Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит 3 раза в неделю. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 20 минут

Тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия, которые предполагают учет зоны ближайшего развития ребенка. Занятия проводятся с детьми, испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на подгрупповых коррекционных занятиях).    



Типы специальных коррекционных занятий:

  1. Формирование предметных представлений и способов обследования предметов;

  2. Развитие предметности восприятия;

  3. Формирование сенсорных эталонов;

  4. Развитие восприятия сюжетных изображений;

  5. Развитие восприятия глубины пространства;

  6. Развитие навыков ориентировки и пространственных представлений;

  7. Развитие зрительно-моторной координации.

Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия. Они носят уточняющий, закрепляющий, обобщающий характер. Их содержание предполагает использование детьми определенных навыков по всем типам занятий.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этапе обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей, задачи усложняются.

Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.


этапы лечения

цель

игры и упражнения

Плеоптический


Повышение остроты зрения амблиопичного глаза

- обводка через кальку контурных изображений (Дорисуй по точкам, Обведи и заштрихуй, Угадай предмет, Обведи по контуру, Дорисуй вторую половину);

- нанизывание бус;

- сличение изображений (Что неправильно нарисовал художник, Парные картинки, Найди похожие предметы, Что изменилось, Найди ошибки);

- классификация предметов (Найди похожие предметы, Разложи по группам, Какой предмет лишний, Добавь предмет);

- игры-лабиринты (Цветная прогулка, Найди дорожку, Поймай рыбку, Приведи детеныша к маме);

- использование электрифицированных игрушек (Сколько огоньков, Что ближе, что дальше?);

- составление разрезанного на части изображения (Составь целый предмет, Собери картинку, Сложи из геометрических фигур).


ортоптический


Развитие бинокулярного зрения, восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.

- составление разрезанного на части изображения (Моделирование картины, Сложи картинку, 1-2-3 (разложи картинки на 1, 2, дальнем плане), Дорисуй вторую половину);

- выделение из фона замаскированного объекта (Угадай, кто прячется, Узнай предмет, Узнай по контуру, Узнай по силуэту);

- опознание изображения по какой-либо отдельной части (Кто без чего?, Узнай по детали предмет, Найди ошибку, Как не бывает, Что забыл нарисовать художник);

- опознание перевернутых, зашумленных изображений (в различных условиях предъявления) (Кто ближе, кто дальше? (на зашумленных рисунках), Узнай и назови, Кто здесь спрятался?, Кто больше увидит и назовет?).




стереоптический


Добиться нормального глубинного зрения и тем самым закреплять результаты лечения косоглазия.


- оценка глубины пространства (Колодец, Рыбалка, Дорожки, Бадминтон, Настольный теннис, Волейбол, Чтение с решеткой).

Каталог: images
images -> В списке студентов (или магистрантов)
images -> Н. И. Сулейманов Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения профессионального модуля разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
images -> По направлению подготовки
images -> Добавить гаджеты. Добавление гаджетов
images -> Техническое задание № apnip/C. 2/CS/Ind/01 Международный консультант по улучшенной производительности орошаемого земледелия
images -> Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю пм. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница