Практики краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях



страница1/14
Дата24.12.2017
Размер1.58 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет социологии

Кафедра анализа социальных институтов

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему
ПРАКТИКИ КРАУДСОРСИНГА В ПРИКЛАДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Студент группы № 732

Моисеев Станислав Павлович
Научный руководитель

кандидат социологических наук

доцент кафедры анализа

социальных институтов

Климов Иван Александрович

Москва, 2014



ОГЛАВЛЕНИЕ


1.1.Специфика прикладных социальных исследований 8

1.1.1. Ключевые характеристики прикладных социальных исследований 9

1.1.2. Нормативная модель прикладных социальных исследований 20

1.1.3. Точки пересечения прикладных социальных исследований и краудсорсинга 23

1.2. Место краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях 25

1.2.1. Обстоятельства появления краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях 26

1.2.2. Рабочее определение понятия «краудсорсинг» 27

1.3. Способы применения краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях 34

1.3.1. Классификация способов применения краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях. 36

1.3.2. Неточности в определении способов применения краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях. 49

2.1. Применение кейс-стади для исследования краудсорсинговых проектов 56

2.2. Общее описание кейса «НП» 63

2.3. Анализ содержания кейса «НП» 67

2.4. Научно-исследовательское содержание кейса «НП» 81

Исключить из поиска публикация с тэгом «question». Включить статьи первых 5 страниц по критерию «relevance» 107



ВВЕДЕНИЕ

Термин «краудсорсинг» появился в публичном дискурсе около 8 лет назад и изначально определялся как «акт передачи компанией функций, которые ранее исполнялись наёмными работниками, на аутсорсинг неопределенной сети людей в формате открытого обращения» [Howe, 2006a]. В течении нескольких лет в популярной и научной литературе образовалось около 12 альтернативных подходов к пониманию содержания краудсорсинга, каждый из которых включил в себя несколько вариантов конкретных определений [Estelles-Arolas & Gonzalez-Ladron-de-Guevara, 2012, P. 189]. Параллельно с этим «различный» краудсорсинг стал использоваться во многих направлениях человеческой деятельности. К числу этих направлений относятся прикладные социальные исследования.

Так, Уитла, Гататиус, Виткайскайт и Булавкина описывают возможности применения краудсорсинга в маркетинге, в частности, для проведения маркетинговых исследований [Булавкина, 2012; Gatatius & Vitkauskaite, 2014; Whitla, 2009]. Китинг и его соавторы предлагают три направления применения краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях – открытые инновации, сбор и анализ данных [Keating et al., 2013]. В ряде публикаций эффективность краудсорсинговых проектов сравнивается с применением методов социальных исследований – онлайн-опросами, интервью и фокус-группами [Весп, 2013; Schwitzer et al., 2012]. В нескольких русскоязычных источниках отмечается, что краудсорсинг используется в деятельности Фонда «Общественное мнение» – компании, которая традиционно занимается прикладными социальными исследованиями [Борисова, 2013; Гуревич, 2013a и 2013b]. Полутин и Седлекций отмечают, что «краудсорсинг в … маркетинге и социологических исследованиях стал привычным явлением» [Полутин и Седлецкий, 2012, С.71].

Данные факты актуализируют ряд проблемных вопросов. Во-первых, не ясно, что отдельные авторы имеют ввиду, когда говорят о применении или возможности применения краудсорсинга в прикладном социальном исследовании. С одной стороны, это связано с обозначенным ранее многообразием определений краудсорсинга, а с другой – с тем, что в большинстве из этих определений используется язык менеджмента и понятия, которые не имеют однозначных соответствий в тезаурусе социальных исследователей. Во-вторых, на данный момент не понятно, каким образом можно систематизировать направления применения краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях. В литературе имеются различные примеры классификаций краудсорсинга, однако они также несут в себе проблему «чужого» языка [Хау, 2011; Schenk & Guittard, 2009; Bonabeau, 2009; Brabham, 2011]. Кроме того, способы применения краудсорсинга в прикладных социальных исследований не подвергались систематическому обзору и анализу, основанному на строгих определениях данных явлений. В-третьих, не известно, оказывает ли использование краудсорсинга влияние на сложившиеся исследовательские практики. Как пишет Лихэй «все технологические достижения потенциально важны для социальных исследований» [Leahey, P.46]. Отдельным направлением социологии социальных исследований является изучение того формируют ли они «новые привычки и меняют ли способы сбора и управления данными, тестирования теорий, представления результатов» [Leahey, P.46].

В данном исследовании мы предлагаем рассмотреть некоторые аспекты обозначенного проблемного поля, а именно, ответить на вопрос о том, как именно краудсорсинг используется в прикладных социальных исследованиях. Мы постараемся поместить краудсорсинг в контекст прикладных социальных исследований, т.е. осуществить «перевод» содержания данного явления на язык социального исследования. С одной стороны, мы займемся генерализацией направлений применения краудсорсинга, а с другой, обратимся к анализу конкретных кейсов для прояснения деталей этой практики.

Специфика данного исследования будет связана с обращением внимания на процедурные аспекты реализации прикладных социальных исследований. Его результаты внесут вклад в систематизацию представлений о возможности использования краудсорсинга в исследовательской деятельности. При этом, за пределами нашего интереса окажется существующее теоретические направления изучения краудсорсинга, связанные с реконструированием понятия «crowd», изучением трансформации отношений между производителем и потребителем и др. [Rogers, 2012; Wexler, 2011].



Предметом данного исследования являлся краудсорсинг, как практика, осваиваемая социальными науками. А объектом – а) корпус литературы по методологии социальных исследований, б) документальные источники и материалы конкретных проектов в которых описывается возможность или реальная практика применяется краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях.

На начальном этапе данного исследования мы будем отталкиваться от следующей основной гипотезы: в прикладных социальных исследованиях практики краудсорсинга относятся не к научно-исследовательским, а к организационно-техническим операциям. Следствием данной гипотезы будет предположение о том, что сравнение краудсорсинга с методами социального исследования является неправомерным.



Цель работы состоит в выявлении специфики и классификации направлений применения краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях. Для ее достижения необходимо решить несколько отдельных задач:

1. Описать ключевые характеристики прикладных социальных исследований, которые сделали возможным появления практик краудсорсинга в исследовательской деятельности.

2. Описать нормативную модель прикладного социального исследования и указать на возможную локализацию практик краудсорсинга.

3. Рассмотреть подходы к определению краудсорсинга и уточнить его место в прикладных социальных исследованиях.

4. Классифицировать способы применения краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях.

5. Проанализировать практики использования краудсорсинга, которые не укладываются в границы проведенной классификации.

Методология эмпирического исследования в данной работе основывается на проведении «кабинетного исследования» (анализа документов) и кейс-стади. Ресурсы для поиска документальных источников включают в себя базы зарубежной периодики и книг ACM, Emerald, Science Direct, Springer Link, JSTORE, SAGE. Кроме того, мы проведем поиск по базам отечественной периодики eLibrary, Grebennikov и воспользуемся информацией, доступной на Интернет-ресурсах «crowdsourcing.org» и «crowdsourcing.ru», которые аккумулируют информацию о краудсорсинге в России и в мире.

Кейс-стади будет применяться для анализа практик использования краудсорсинга, которые не укладываются в границы проведенной классификации. Для проведения разностороннего и обоснованного анализа мы будем использовать несколько самостоятельных источников информации: данные полуформализованных интервью с организаторами (6 шт.) и участниками проекта (4 шт.), данные неструктурированных интервью с экспертом и исследователем, которые принимали участие в подготовке и реализации кейса (2 шт.), документальные источники (техническая документация, формализованные правила, презентации и др. материалы), а также вторичные данные.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе исследования будет проанализирована специфика прикладных социальных исследований, сформулировано рабочее определение краудсорсинга и обозначено место практик краудсорсинга в прикладных социальных исследованиях. Главным результатом первой главы станет классификация способов применения краудсорсинга в прикладном социальном исследовании. Вторая глава работы будет посвящена анализу кейса краудсорсингового проекта. Он будет описан с точки зрения поставленных задач и процедуры реализации.





Каталог: data -> 2014
2014 -> Реферат Отчет с., главы, 22 рис., табл., 16 источников, прил видео стеганография, стеганография mpeg, сокрытие информации в видео, встраивание и извлечение информации, дискретное косинусное преобразование, помехоустойчивое кодирование, циклические
2014 -> Становление футбольного клуба как бренда на примере фк
2014 -> Проблемы и перспективы взаимодействия Европейского Союза и России по урегулированию локальных кризисов
2014 -> Факторы формирования российского и американского экспорта вооружений в начале XXI века
2014 -> Памятка студентам бакалавриата «Куда обращаться?»
2014 -> «Восприятие института монархической власти в Великобритании, России и в Японии»
2014 -> Программа краткосрочного повышения квалификации работников ниу вшэ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница