Правительство санкт-петербурга комитет по образованию



страница1/5
Дата29.04.2018
Размер0.92 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение


детский сад № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ул. Белградская, д.26, к.3, Санкт-Петербург, 192212,

тел./факс: (812) 360-75-66; Тел. (812) 360-18-23 E-mail/ ds-115@yandex.ru, dou115@edu-frn.spb.ru

ОКПО 53210602 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027807997621, ИНН / КПП 7816160410 /781601001


Принято


Педагогическим советом
ГБДОУ д/с № 115

Протокол № 1

От

УТВЕРЖДЕН



Заведующим ГБДОУ д/с № 115
___________________Васильева Л.А.

Приказ №



Рабочая программа дошкольного образования,
адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)
группы «Бабочка» (средняя группа №1)
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 115 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт –Петербурга

Учитель – дефектолог: Сурина О. В.


Оглавление


1.1Пояснительная записка. 4

1.2Планируемые результаты освоения Программы детьми группы «Бабочка» (целевые ориентиры) 13

1.3Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе 17

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 19

Педагогические системы: «Упражнения с Монтессори – материалом». 48

Упражнения с Монтессори материалом Автор:  Мария Монтессори Издательство:  Педагогический центр «Эксперимент» 1998 г. 49



№2 Организация коррекционно – развивающей среды в группе «Бабочка»……………….61

№3 Виды индивидуальной работы с детьми на различных этапах лечения………………..63

№4 Перспективный план работы с родителями детей группы «Бабочка»………………....65

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга посещают дети с различными зрительными нарушениями, в том числе с амблиопией и косоглазием. Понимание общих особых образовательных потребностей дошкольников этой группы, определяемую как дети с функциональными расстройствами зрения (далее – дети с ФРЗ) [Фомичева Л. В., 2007], ориентирует на разработку Адаптированной ООП для дошкольников всей группы, а не только для детей с амблиопией и косоглазием.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе «Бабочка» (средняя группа № 1) разработана на основе образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) ГБДОУ д/с № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт - Петербурга, утвержденной Приказом № 61 по ГБДОУ № 115 от 29.08.2017 года. Рабочая программа разработана на период 2017-2018 учебного года (с 01.09.2017 по 30.06.2018 года). При разработке программы учитывался контингент детей группы «Бабочка» (средняя группа № 1).



  1. Цели и задачи реализации Программы.

Деятельность государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» направлена на обеспечении права семьи на получение помощи в воспитании детей дошкольного возраста, на охрану и укрепление их физического и психического здоровья, на развитие их индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития.

Общеразвивающая и коррекционная работа, предложенная в Программе, обеспечивает всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения, подготовку его к школьному обучению. Общеразвивающее направление деятельности, включающее согласно ФГОС ДО пять образовательных областей, достигается за счет коррекционной направленности обучения. Специальные занятия с ребенком, имеющим нарушения зрения, обеспечивают сенсорно-перцептивное развитие, развитие компенсаторных процессов за счет сохранных анализаторов (слуховое восприятие, осязание, обоняние, вкус, накопление сенсорного опыта), коррекцию нарушений речи, развитие предметных, игровых действий.



Предусмотрена возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Цель АООП для дошкольников с ФРЗ, в том числе детей с амблиопией и косоглазием – создание образовательной среды, обеспечивающей дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного, зрительного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей, равные со сверстниками без зрительной недостаточности стартовые возможностиосвоения ООП НОО через удовлетворение им особых образовательных потребностей,развитие и восстановление дефицитарных зрительных функций; формирование социокультурной среды, поддерживающей психоэмоциональное благополучие ребёнка с нарушением зрения, осуществляющего жизнедеятельность в условиях трудностей зрительного отражения и суженной сенсорной системы.

Задачи реализации АООП:

  • Формирование общей культуры личности дошкольника с ФРЗ с развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности, самостоятельности и ответственности.

  • Обеспечение развития в соответствии с возрастными особенностями (онтогенез сенсорно-перцептивного развития) зрительного восприятия, профилактики появления и при необходимости коррекции нарушений в его области с преодолением дошкольником трудностей зрительного отражения, формированием адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия c их визуализацией и повышением осмысленности; профилактики и при необходимости коррекции вторичных нарушений в сферах личностного развития, возможность появления которых обусловлена прямым или косвенным влиянием нарушенных зрительных функций.

  • Повышение способностей к формированию ребенком с нарушением зрения целостной картины мира с расширением знаний, представлений о его предметно-объектной, предметно-пространственной организации, освоением умений и расширением опыта использовать неполноценное зрение в познании и отражении действительности с установлением связей разного порядка, организации собственной деятельности.

  • Формирование ребёнком образа Я с развитием знаний и представлений о себе, развитием интересов об окружающем, их широты, освоением опыта самореализации и самопрезентации в среде сверстников.

  • Обеспечение преемственности целей и задач дошкольного и начального общего образования детей с ФРЗ с учетом и удовлетворением ими особых образовательных потребностей.

  • Создание условий формирования ребёнком с ФРЗ предпосылок учебной деятельности с обеспечением сенсорно-перцептивной готовности к освоению базовых учебных умений, с развитием способов познавательной деятельности, пространственной ориентировки на микроплоскости, с развитием им общей и двигательной активности.

  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образованиядетей с ФРЗ.

  1. Принципы и подходы к формированию Адаптированной программы

Общие закономерности личностного развития дошкольников с ФРЗ и нормально видящих зрячих детей позволяют разработчикам АООП взять за основу примерную основную образовательную программу дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г.№2/15). Тем самым, принципами построения АООП в соответствии с требованиями ФГОСДО, обозначенными и раскрытыми в Примерной программе, выступают:

  • поддержка разнообразия детства;

  • сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

  • позитивная социализация ребенка;

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • сотрудничество Организации с семьей;

  • сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития;

  • развивающее вариативное образование;

  • полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

Учет индивидуально-типологических особенностей детей с ФРЗ указывает на необходимость соблюденияпринципа педагогической целесообразности в уточнении объёма и содержательного наполнения образовательной деятельности.

В тоже время особенности развития детей с ФРЗ, наличие у них особых образовательных потребностей c необходимостью их удовлетворения образовательной средой актуализируют следующие принципы построения Адаптированной Программы:



  • Учитывая и опираясь на принцип возрастной адекватности образования, реализуемый в деятельности педагога с нормально видящими дошкольниками и ориентирующий на подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, в разработке адаптированной программы для детей с нарушением следует также придерживаться принципа учёта определенных трудностей развития дошкольников с функциональными расстройствами зрения, которые могут замедлять темп их развития.

  • Адаптированная Программа сочетает принципы научной обоснованности и практического применения тифлопсихологических и тифлопедагогических изысканий в области особенностей развития детей с нарушением зрения, коррекционной, компенсаторно-развивающей, коррекционно-развивающей работы с дошкольниками данной группы воспитанников. Адаптированная Программа определяет и раскрывает специфику образовательной среды во всех её составляющих в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей с ФРЗ и их особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающее предметное содержание образовательных областей, отражающее задачи активизации зрения и зрительного восприятия, введение в содержание образовательной деятельности специфических разделов педагогической деятельности, создание востребованной детьми c ФРЗ коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды, обеспечение адекватного взаимодействия взрослых с детьми с ФРЗ, коррекционно-развивающая работа специалиста и др.

  • Полнота содержания и интеграция образовательной и коррекционно-развивающей деятельностей Организации. Образовательная деятельность и коррекционно-развивающая деятельность, осуществляемая специалистами в рамках коррекционной работы, взаимосвязаны: содержание каждой образовательной области имеет коррекционно-развивающую направленность для зрения и зрительного восприятия, предметное содержание образовательных областей учитывается и частично реализуется в рамках коррекционной работы. Адаптированная Программа для детей с ФРЗ в своих составляющих, в т. ч. в содержании образовательной деятельности в пяти образовательных областях, ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей дошкольников с нарушением зрения. Придание содержанию образовательных областей коррекционно-развивающей направленности с удовлетворением ребёнком с ФРЗ особых образовательных потребностей и ее реализация в тесной связи с коррекционной работой специалиста создают условия личностного развития дошкольников с нарушением зрения с достижением ими интегративных характеристик, обозначенных ФГОСДО, на уровне возрастных возможностей и с учетом индивидуально-типологических возможностей. Под коррекционно-развивающей направленностью образовательной области понимается особое, кроме общеобразовательного, ее значение для развития зрения и зрительного восприятия дошкольника с ФРЗ с преодолением им определенных трудностей развития, появление которых обусловлено негативным влиянием (прямым или опосредованным) нарушенного зрения. Адаптированная Программа обозначает для каждой образовательной области целевые коррекционно-развивающие установки, отражающие целеполагающее значение области для развития детей с ФРЗ, восстановления ими зрительных функций и определяет специальные направления педагогической деятельности с раскрытием программных коррекционно-развивающих задач образовательной области – специальное содержание образовательной деятельности, учитывающее особые образовательные потребности детей с ФРЗ.

  • Адаптированная Программа отражает комплексность и единство лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических мероприятий с обеспечением всесторонних подходов к охране, восстановлению, поддержке нарушенного зрения с момента поступления ребенка в Организацию.

1.1.3 Особенности развития детей дошкольного возраста со зрительной депривацией.

У детей этой группы выражено становление зрительной системы как доминантной в сенсорной организации ребёнка, что характерно для нормально видящих: познание и ориентировка в окружающей действительности на основе зрительного восприятия в соответствии с возрастными возможностями.

Зрительные возможности детей этой группы не определяются слабовидением, т.к. у ребенка имеется «благополучный глаз» с остротой зрения в условиях оптической коррекции от 0,5 и выше, вплоть до 1.0. Кроме этого, у подавляющего числа детей с ФРЗ сохранна на каждый глаз другая базовая функция – поле зрения. Сохранность двух базовых зрительных функций позволяет детям этой группы достаточно успешно, в сравнении с слабовидящими, осваивать зрительные умения и навыки.

Основными клиническими формами зрительных расстройств являются нарушения рефракции: гиперметропия, миопия, астигматизм, миопический астигматизм, анизометропия, которые поддаются оптической коррекции; разные виды косоглазия: монолатеральное, билатеральное, постоянное содружественное сходящееся, непостоянное сходящееся, расходящееся, альтернирующее; нарушение бинокулярного зрения (монокулярное, монокулярное альтернирующее, одновременное зрение); амблиопии разных видов: рефракционная, анизометропическая, истерическая, дисбинокулярная амблиопия с косоглазием разных степеней и другие варианты функционального несовершенства зрительной системы.

Для этой группы детей с нарушением зрения характерна положительная динамика в улучшении функционального механизма зрительного восприятия – ощутимое и наблюдаемое развитие базовых зрительных функций при моно- или бинокулярном зрении вследствие лечебно-восстановительного процесса, возрастного созревания зрительной системы и развития сохранных и нарушенных функций зрения. Основное условие достижения такого эффекта – единство лечебно-восстановительной работы (осуществляется в условиях ДОУ), коррекционно-развивающей работы тифлопедагога и образовательной деятельности специалистов с решением задач активизации зрения, зрительных функций ребенка, повышения его зрительных умений и навыков, развития зрительного восприятия.

Дети этой группы могут находиться на разных этапах лечения амблиопии и косоглазия: на этапе плеоптического лечения – повышение остроты зрения амблиопичного глаза, развитие моторного компонента зрения, достижение ортофории; на этапе ортоптического лечения – развитие фузии, восстановление бинокулярных механизмов; на этапе развития стереоскопического зрения, его механизмов.

Особенностью этой группы выступает и то, что значительная часть детей получает окклюзионное лечение (в большинстве случаев – «выключение» из акта видения благополучного глаза), в условиях которого окружающее воспринимается ребёнком амблиопичным глазом ( амблиопия - стойкое снижение остроты зрения), вследствие чего ребенок может испытывать определенные, в том числе значительные, трудности в использовании сниженного зрения в построении зрительных образов, в зрительном контроле движений, действий.

У детей с функциональными расстройствами зрения на фоне разных клинических форм (косоглазие, аметропии, амблиопия), разного характера нарушения (монокулярное, одновременное, бинокулярное) имеют место быть особенности развития и протекания зрительного восприятия, определенные трудности пространственного видения, зрительно-моторной координации. Однако, его уровень (темп развития, качество свойств и, прежде всего, скорость и осмысленность) всегда выше, чем у слабовидящих дошкольников, что связано с относительно высокими (от 0,5 до 1,0) показателями остроты зрения «рабочего» глаза при амблиопии или лучше видящего глаза при аметропии (в условиях оптической коррекции), что позволяет ребенку достаточно успешно накапливать зрительный опыт c формированием достаточно точных зрительных образов окружающего в раннем и дошкольном детстве, опираться и использовать его в условиях окклюзии хорошо видящего глаза.

Дошкольникам с ФРЗ в целом по общему уроню развития свойственны возрастные характеристики, однако, выявляются и особенностей психо-физического развития, обусловленные прямым или косвенным негативным влиянием нарушенных зрительных функций.Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе. Дошкольники с ФРЗ наряду с общими типологическими особенностями развития имеют индивидуальные достижения в общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ФРЗ

Психолого-педагогической характеристикой дошкольников с ФРЗ выступает степень соответствия общего темпа развития ребёнка с ФРЗ темпу развития нормально видящих сверстников. Детям этой группы свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников, что может проявиться в несовпадении периодов освоения этими группами дошкольников:



  • Умений и навыков зрительной сенсорно-перцептивной деятельности – отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон.

  • Двигательной сфере – отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объёма и качества.

  • Познавательной сфере – недостаточный темп и объём формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов познавательной деятельности с точки зрения их интериоризации.

  • Освоение разных видов игр дошкольниками с ФРЗ происходит замедленными темпами, что связано с обеднённым запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активности, трудностями развития зрительно-моторной координации и др.

Для детей характерен ряд особенностей личностного развития:

Личностные образования с высокой степенью риска появления и развития вторичных отклонений даже в условиях достаточно сильной, т.е. адекватной потребностям и возможностям ребенка с нарушением зрения социальной среды: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мнемические (представления как образы памяти), коммуникативные. Нарушение зрения обуславливает возможность развития у дошкольников вторичных нарушений типа:

  • бедность чувственного опыта;

  • недостаточный запас и несовершенные зрительные образы-памяти (образов предметов и явлений окружающего мира, экспрессивных образов эмоций, образов сенсорных эталонов, движений и действий);

  • недостаточность осмысленности чувственного отражения;

  • отставание в моторных умениях, недостаточная развитость физических качеств, координации, зрительно-моторной координации, недостаточное развитие психической структуры «схема тела»;

  • недостаточный запас, неточность предметно-практических умений;

  • недостаточный уровень владения неречевыми средствами общения.

Личностные образования с риском возможного развития вторичныхнарушений, что обусловлено бедностью чувственного опыта вследствие зрительной деприваци и слабостью социальной среды, игнорирующей потребности (настоящие и будущие) ребёнка, обусловленные нарушением зрения:мотивационные, аффективные, темпераментные, регуляторные, интеллектуальные, рефлексивные.Неадекватная позиция взрослых к личностным потребностям ребёнка с нарушением зрения может привести к появлению таких вторичных нарушений как:

  • определенная пассивность к новому, нерешительность, недостаточность познавательных интересов и активности, недостаточное развитие любознательности; недостаточное развитие мимики, жестов, пантомимики;

  • трудность развития зрительно-моторных образований, неточность движений;

  • недостаточность опыта саморегуляции движений, действий;

  • недостаточное развитие наглядно-образной форм мышления;

  • определенные трудности развития образа -Я.

Личностные образования, для которых риск развития вторичных нарушений вследствие нарушения зрения практически отсутствует:креативные и нравственные интегративные психические образования, становление и развитие которых определяется социальными факторами и не находятся в действии прямого негативного влияния зрительной депривации. К развитию пассивной личности, личности с не реализованным эмоционально-волевым потенциалом (бедный опыт волевого поведения) приводит неадекватная позиция взрослого социума к возможностям и потребностям ребёнка с нарушением зрения, проявляющаяся в негативных стилях воспитания и, прежде всего, по данным тифлологии - гиперопёка ребенка с нарушением зрения.

Особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития.

Особенностями социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушением зрения выступают: определённая зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности окружающего социума, определенные трудности дистантного отражения эмоциональной отзывчивости других в общении, трудности зрительного контроля и регуляции взаимодействия с партнерами по общению, игровой деятельности, в совместной познавательной деятельности. Особенности социально-коммуникативного развития детей с ФРЗ могут быть обусловлены полисистемным функциональным нарушением зрительной, двигательной, речевой сфер, нервной системы и, с этой точки зрения, проявляться в общей раскоординированности действий, угловатости, «взрывчатости», в устранении от совместных практических действий, недостаточности вербальной коммуникации. На социально-коммуникативное развитие детей этой группы негативное влияние могут оказывать методы лечения амблиопии (засветы, окклюзия и др.), воздействующие и состояние ЦНС, провоцируя возникновение у ребенка нежелательных эмоциональных проявлений (плаксивость, раздражительность, чрезмерную возбужденность и др.).

Особенностями познавательного развития дошкольников c ФРЗ выступают: недостаточные полнота, диффернцированность, тонкость и точность образов восприятия; недостаточная познавательная активность; речь и уровень речевого (его достаточность или недостаточность) развития оказывают выраженное влияние на познавательную деятельность, её осмысленность, целостность, последовательность, логичность выбора и осуществления познавательных действий; чувственный этап познания, его компоненты имеют своеобразие в развитии и требуют специального (прямого и опосредованного) педагогического сопровождения: развитие зрительных умений и навыков, зрительного восприятия и представлений, создание востребованной ребёнком с нарушением зрения особой предметной среды, повышающей и развивающей его зрительный потенциал; трудности зрительного отражения предметного мира в его организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового; компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития у дошкольников с нарушением зрения процессов памяти, мышления, воображения, речи.

Особенностями речевого развития дошкольников с нарушением зрения выступают: своеобразие развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях; речи ребёнка с нарушением зрения присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.

Особенностями физического развития детей с ФЗР выступают: недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средне возрастным показателям, ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы (вальгусная установка стоп, уплощение свода стоп, плоскостопие), низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, особенно динамической, быстроты реакции, выносливости и др.; обедненный двигательный опыт, недостаточный запас двигательных умений и навыков, трудности освоения пространственно-временных характеристик движений, трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа), неточность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, трудности освоения подвижных игр большой подвижности; трудности формирования навыков правильной ходьбы (с учетом монокулярного характера зрения); низкая двигательной активности, недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки в условиях отражения действительности амблиопичным глазом с низкой остротой зрения; особенности и трудности регуляции движений.

Особенностями художественно-эстетического развития детей с ФРЗвыступают: трудности и недостаточность формирования зрительных сенсорных эталонов, недостаточность эстетических переживаний и чувств, своеобразие и трудности созерцания явлений природы, её предметов и объектов, малый запас и бедный опыт познания с эмоциональным переживанием совершенства, красоты, выразительности и особенностей форм, обликов, цветовой тональности и др. предметов и объектов действительности, трудности и недостаточность развития координации и зрительно-моторной координации.

Особенности развития процесса зрительного восприятия и особенности его протекания в психической деятельности.

К особенностям развития зрительного восприятия при нарушениях зрения следует отнести:

  • замедленность (в сравнении с нормально видящими сверстниками) развития процесса зрительного восприятия;

  • трудности развития механизмов зрительного восприятия: 2-го уровня функционального механизма (функциональная деятельность высших отделов) вследствие слабости 1-го уровня (зрительные функции); операционного и мотивационного механизмов восприятия;

  • объём и качество овладения сенсорными эталонами и их системами, период становления перцептивных действий у детей с нарушением зрения не совпадают с таковыми у нормально видящих. Степень и характер нарушения зрения, выступая негативным фактором, обуславливают разную временную характеристику длительности (растянутость), недостаточность объёма и качества составляющих операционный механизм восприятия;

  • трудности и некоторое отставание в формировании представлений как образов памяти сенсорных, предметных, пространственных, социальных;

  • неравномерность развития разных сторон зрительного восприятия, обеспечивающих ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую деятельность;

  • бедность чувственного опыта;

  • возникновение особых сенсорно-перцептивных потребностей;

  • некоторые трудности развития свойств восприятия;

  • несовершенство зрительных образов в условиях их спонтанного формирования;

  • зависимость развития зрительного восприятия на уровне возрастных возможностей от коррекционно-педагогического сопровождения, организации и осуществления лечебно-восстановительного процесса в их единстве.

Особенностями процесса зрительного восприятия у детей с нарушением зрения выступают:

  • cниженные скорость и объём зрительного восприятия, их определённая зависимость от степени и характера функционального расстройства зрения и / или структурной сложности объекта восприятия;

  • затруднённость формирования полного, точного, тонкого, детализированного образа восприятия, особенно сложного по структуре и пространственной ориентации, представленного на зашумленном фоне;

  • трудности формирования сенсорных эталонов и недостаточный уровень развития всех типов сенсорно-перцептивных действий (действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования), что снижает способность к тонкой и точной дифференциации воспринимаемого;

  • потребность в дополнительной мотивации к зрительной перцептивной деятельности;

  • успешность процесса восприятия (точность и быстрота опознания) амблиопичным глазом (амблиопия средней и тяжелой степеней) во многом зависит от оптико-физических характеристик объекта восприятия, условий в которых решается задача на зрительное восприятие.


1.1.4 Особые образовательные потребности дошкольников с функциональными расстройствами зрения.

К особым образовательным потребностям дошкольников с ФРЗ относятся потребности в:

  • системном повышении функциональных возможностей детского организма в условиях ОВЗ, целенаправленном поддержании его здоровья, охране и развитии зрения и зрительных функций, органов чувственного отражения, поддержании и повышении психо-эмоционального тонуса, бодрости, эмоционального благополучия;

  • обогащении чувственного опыта с развитием тонкости зрительных ощущений и на этой основе зрительных функций (нарушенных и сохранных), целенаправленном развитии зрительной сенсорно-перцептивной деятельности с формированием сенсорных эталонов и их систем, развитием умений и навыков построения точных, полных и тонко дифференцированных зрительных образов;

  • использовании в жизнедеятельности оптической коррекции, максимально повышающей функциональные возможности нарушенного зрения, а в познавательной деятельности и современных тифлотехнических средств.

  • повышении и целенаправленном развитии ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей роли зрения в жизнедеятельности, актуализации деятельности сохранных сенсорных систем и развитии компенсаторной функции речи, повышении роли памяти, мышления, воображения в формировании и осмыслении картины мира, формировании правильных и точных умений навыков движений и действий во внешнем плане;

  • накапливании позитивного опыта, умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками с преодолением трудностей социальной перцепции и практического взаимодействия с партнером по общению в совместной деятельности, с развитием коммуникативных умений и навыков;

  • владении взрослым социумом средствами общения, учитывающими трудности визуального отражения окружающего ребенком с нарушением зрения;

  • развитии умений и навыков позитивного и результативного взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности;

  • повышении двигательной активности с обеспечением освоения опыта уверенного, безбоязненного передвижения в пространстве, опыта ходьбы с преодолением препятствий; развитии и при необходимости коррекции двигательного умения и навыка правильной ходьбы с формированием двигательного динамического стеротипа; развитии точности воспроизведения, ритмичности, координированности, плавности освоенных движений; развитии зрительно-моторной координации в системах «глаз-рука», «глаз-нога»;

  • целенаправленном развитии предметно-практических умений и навыков осуществления разных видов деятельностей (игровой, продуктивной, познавательной, трудовой, двигательной с предметами ) с обучением отдельным действиям, способам захвата орудий действия, развитием зрительно-моторной координации, регулирующей и контролирующей роли зрения в выполнении практических действий;

  • особой предметно-пространственной организации образовательного пространства с обеспечением доступности дошкольникам с нарушением зрения самостоятельно и результативно осваивать разные его среды;

  • поддержании и развитии активности, самостоятельности в образовательном пространстве в соответствии с возрастными и типологическими особенностями; развитии познавательных интересов и любознательности;

  • в раннем и системном коррекционно-педагогическом сопровождении специалистом развития ребенком с ФРЗ зрения, зрительно-моторной координации, зрительного восприятия на уровне возрастных возможностей;

  • в раннем и системном лечебном сопровождении по максимально возможному развитию и восстановлению зрительных функций, в сочетании коррекционно-педагогической и образовательной деятельностью по их поддержанию и устойчивому развитию, в т.ч. с профилактикой рецедивов амблиопии и косоглазия;

  • организации жизнедеятельности в ДОУ, поддержке специалистами детей с амблиопией и косоглазием (их сенсорных возможностей, психо-эмоционального состояния) с учетом этапов проводимой с ними лечебно-восстановительной работы;

  • расширении знаний, представлений, опыта практического освоения социальных и предметно-пространственных сред жизнедеятельности человека;

  • поддержке родителей с формированием ими адекватного отношения к настоящим и будущим потребностям и возможностям ребенка с нарушением зрения.


1.1.5. Краткая характеристика детей группы «Бабочка»

При разработке программы учитывался контингент детей (4 – 5 лет).

Списочный состав группы: 14 воспитанников, 6 девочек, 8 мальчиков.

В группе воспитываются 14 детей с нарушением зрения :

косоглазие (сходящееся-5 воспитанников,

расходящееся -2 воспитанника),

амблиопия (слабой, средней и высокой степени ), 4

миопия ( 1 ),

гиперметропия ( 10),

анизометропия (4)

астигматизм (3)

Нарушением речи :

ОНР III – 8 воспитанников,

ОНР II – 2 воспитанников

ОНР I – 2 воспитанника

Стёртая дизартрия – 3 воспитанника

Дизартрия – 9 воспитанников



Группы здоровья:

II группа здоровья – 5 воспитанников

III группа здоровья – 9 воспитанников

IV группа здоровья – 1 ребёнок

При разработке программы были учтены результаты диагностики развития зрительного восприятия детей всей группы по следующим параметрам:

- развитие сенсорного восприятия,

- формирование предметных представлений,

- развитие зрительно-пространственного восприятия,

- развитие восприятия изображений сложной формы,

- развитие зрительно-моторной координации,

- развитие зрительного внимания и памяти,

- развитие восприятия сюжетных изображений,




  1. Каталог: sveden -> files
    files -> Экология агроландшафтов
    files -> 530 учащихся, на конец года – 519 учащихся в 24 классах-комплектах
    files -> К рабочей программе «Английский язык, 10 класс»
    files -> Рабочая программа по учебному предмету «историческое краеведение»
    files -> К рабочей программе по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 классов
    files -> В. Д. Шадриков 27 марта 2000 года Номер государственной регистрации 260гум/сп Вводится в действие с момента утверждения государственный образовательный стандарт
    files -> I. Целевой раздел


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница