Предлагаемая методическая разработка — участник конкурса



Дата09.08.2019
Размер88 Kb.
#126637
ТипПлан урока

Предлагаемая методическая разработка — участник конкурса
Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)


Более подробную информацию о конкурсе можно найти на сайте:
http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/news/020908.html

Муниципальное образовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа № 40
Ленинского района городского округа город Воронеж

Урок о русской выхухоли

(для учащихся 8-10 классов)

Подготовила и провела учитель биологии и экологии

Шацких Марина Алексеевна

Адрес: 394052 г. Воронеж


ул. Краснознамённая 74
МОУ СОШ № 40
Shkola40@comch.ru.

Воронеж, 2008.



Цель: изучить биологические и экологические особенности русской выхухоли, причины сокращения её численности и пути восстановления.

Задачи: развивать умение определять систематическое положение животных; расширять кругозор; развивать познавательный интерес к предмету; сформулировать причины снижения численности животных; привлечь знания учащихся и их наблюдения для обсуждения проблемы влияния человека на биологическое разнообразие, сформировать представление о необходимости разработки экологической и экономической стратегии сохранения выхухоли; показать роль каждого человека в деле охраны природы.

Оборудование: фильм «Русская выхухоль» (Центр охраны дикой природы); фотографии выхухоли, карты распространения, Красная книга Российской Федерации (Животные), информационные листы на каждого учащегося, комплект распечатанных листовок о русской выхухоли по числу учащихся.

План урока

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Систематическое положение.

  3. Внешний вид зверька.

  4. Образ жизни. Показ фильма «Русская выхухоль».

  5. Ареал обитания.

  6. Причины сокращения численности зверька.

  7. Пути сохранения русской выхухоли.

  8. Заключение. Домашнее задание.


1. Вступительное слово учителя

На уроках биологии и экологии мы часто поднимаем вопросы сохранения биологического разнообразия. Биологическое разнообразие является гарантом существования биосферы Земли. Любая экологическая система будет устойчивой лишь в том случае, если в ней существуют разнообразные цепи питания, которые возможны лишь при большом разнообразии видов. Активная хозяйственная деятельность и большая антропогенная нагрузка на природные экосистемы приводит к гибели разнообразных живых обитателей планеты. С каждым днём список исчезнувших организмов, к сожалению, пополняется новыми видами.

Перед вами Красная книга Российской федерации (учитель показывает Красную книгу России). Она очень объемна, но в ней размещены только виды животных. На страницах этой книги мы можем встретить зверька, который обитает в нашей Воронежской области. Это очень необычный зверёк – русская выхухоль. О нём и пойдет сегодня речь на нашем уроке.

Вы знаете, что Красные книги созданы в каждой области и даже в некоторых крупных городах (например, Красная книга Москвы), но, к сожалению, наша область, одна из немногих, до сих пор не имеет своей Красной книги. Хотя работы по её созданию ведутся давно.

Сегодня на уроке вы узнаете много интересной информации о маленьком зверьке, который должен быть занесён и в Красную книгу нашей области - о русской выхухоли. У вас на столах лежат информационные листки, которые вы будите заполнять по ходу урока. Эта информация вам пригодится для выполнения домашнего задания, поэтому будьте внимательны.
2. Систематическое положение. Русская выхухоль — загадочный, малоизученный житель пойменных биоценозов, представитель отряда насекомоядных. Зверек третичного периода, дошедший до наших дней в почти не измененном виде, удивительно своеобразен и дает неоценимый материал для глубокого изучения эволюции животного мира. Таких животных называют консервативными реликтами или живыми ископаемыми.

Выхухоль относится к классу млекопитающих (Mammalia), отряду насекомоядных (Insectivora). Одни авторы выделяют ее в самостоятельное семейство выхухолевых (Desmanidae), другие рассматривают в качестве отдельного подсемейства Desmaninae семейства кротовых (Talpidae). До наших дней сохранились только два монотипических рода — Desmana и Galemys.

На территории России обитает русская выхухоль Desmana moschata L. Представитель рода Galemys – пиренейская выхухоль Galemys pyrenaicus – имеет небольшой ареал, ее можно встретить в Пиринейских горах между Францией и Испанией, а также в горных районах Центральной Португалии. Она обитает по берегам небольших горных рек и озер на высоте до 1200 метров над уровнем моря. Теперь запишите на своем информационном листке систематическое положение русской выхухоли.

3. Внешний вид. Русская выхухоль - это небольшое животное плотного сложения, весом около 450 г и длиной тела около 20 см. Валикообразное тело покрыто густым волосяным покровом, на короткой и малоподвижной шеи сидит конусовидная голова, оканчивающаяся довольно длинным подвижным хоботком с парой крупных носовых отверстий на конце. Лапки небольшие, пальцы соединены плавательными перепонками. Хвост длинный, чешуйчатый, сплющен с боков. В 1-1,5 см от его основания располагается подхвостовая железа, которая продуцирует пахучий секрет и, вероятно, участвует в химической коммуникации животного. У половозрелых особей в секрете подхвостовой железы появляются вещества, обладающие резким мускусным запахом. Секрет подхвостовой железы используется зверьком для мечения территории. Сделанные метки, помимо прочих своих функций, помогают зверьку ориентироваться при возвращении в свою нору. Глаза у выхухоли маленькие, хрусталик недоразвит, поэтому зрение очень слабое. Ушные раковины отсутствуют, но слух у зверька хороший. При погружении в воду ушные щели механически закрываются, а на носовых отверстиях плотно замыкаются специальные клапаны.

Мех у зверька густой, шелковистый и блестящий; на спине он буроватый, на горле, груди и брюшке - серебристо-белый. Благодаря таким сочетаниям цветов выхухоль малозаметна в воде как снизу, так и сверху. Структура волосяного покрова позволяет удерживать значительное количество воздуха в то время, когда зверёк находится в воде. Это обеспечивает ненамокаемость меха при плавании зверька, что очень важно для его теплорегуляции и гидродинамики.

Температура тела выхухоли колеблется от 34,5 до 37,1°С. Зверек четко реагирует на изменение температуры внешней среды изменением температуры своего тела. Выхухоль приспособлена к определенному температурному режиму, свойственному для нор и водоемов, при повышении температуры окружающей среды зверек может погибнуть от теплового удара.

Тип строения задних и передних лап, хорошо развитые когти, длинный, сжатый с боков чешуйчатый хвост, маленькие глаза, структура волосяного покрова – всё это говорит о том, что зверёк ведёт полуводный образ жизни.

Глядя на фотографии зверька давайте попробуем описать её волосяной покров. (выхухоль имеет плотный, густой, хорошо смазанный жиром мех; остевые волосы вверху шире, чем в основании; подпушь извитая; на брюхе волосы даже гуще, чем на спине; сильный хвост шерстью не покрыт). Продолжите ответ и запишите его, объяснив особенности волосяного покрова выхухоли.

4. Образ жизни. Сейчас вы просмотрите фильм «Русская выхухоль», который нам предоставил Центр охраны дикой природы. Посмотрев фильм, вы найдете ответы на многие вопросы (просмотр фильма).

Основная пища выхухоли — это моллюски, насекомые и их личинки, пиявки, дождевые черви. У уреза воды можно найти “кормовые столики” зверька с остатками раковин прудовиков, лужанок. Охотно поедает мелкую рыбу, лягушек и их икру. Не отказывается от растительной пищи: стрелолиста, тростника, рогоза, кувшинок. Причём аппетит у зверька отменный. За сутки он съедает почти столько же, сколько весит сам. Список кормов выхухоли обширен и содержит 102 наименования, из которых 72 — животные объекты и 30 — объекты растительного происхождения. Я вам предлагаю составить несколько цепей питания, в которых принимает участие выхухоль (составляют цепи питания на информационных листках).



5. Ареал обитания. В прошлом выхухоль была широко распространена в бассейнах рек Днепра, Волги, Урала и ее ареал был более широким и сплошным, чем современный. В наши дни основная часть популяции выхухоли обитает в России - в основном в бассейнах рек Волги и Дона, в меньшей степени - в бассейнах рек Днепра, Урала, Уй и Тобола. Кроме России выхухоли обитают еще в Казахстане, Украине и Белоруссии, но там их совсем немного (демонстрация карт).

6. Причины сокращения численности зверька

Численность этого реликтового млекопитающего с каждым годом неумолимо сокращается: если в начале 1970 г. на территории России обитало около 69 тысяч особей, то в настоящее время их осталось не более 25 тысяч. Снижение численности выхухоли стало причиной введения ограничения на добычу этого животного. Первое ограничение было введено еще в 1982 году. А в 1920 г. Советское правительство совсем запретило его добычу. Промысел вновь был разрешен в 1933 г., но заготовки оказались малы, и в 1934 г. он был закрыт. В 40-х годах начался лицензионный промысел, который продолжался до 1956 г. С 1941 по 1956 год было заготовлено около 176 тыс. шкурок, что существенно превысило заготовки конца XIX в. С 1957 г. и по настоящее время добыча выхухоли запрещена. В первые годы после запрета промысла выхухолевые шкурки продолжали поступать на заготовительные пункты — результат случайной добычи зверьков рыбаками. В 1958 г. было заготовлено 2608 шкурок, а в последующие два года соответственно 1320 и 1140 шкурок. Вскоре после этого в большинстве областей и автономных республик заготовительные организации перестали принимать шкурки выхухоли, что создало иллюзию некоторого благополучия с охраной вида. Но по-прежнему свободно продаются ставные сети, и гибель зверьков продолжается по всему ареалу. Теперь погибших выхухолей, попавших в сети, просто выбрасывают, но иной раз шкурки идут на “черный” рынок.

Хотя выхухоль занесена в Красную книгу Российской Федерации и Красный список МСОП (Международного союза охраны природы) и охраняется законом, но численность её продолжает сокращаться. Каковы же причины сокращения численности этого зверька? По ходу моего рассказа вы должны заполнить схему.
Факторы, негативно влияющие на численность русской выхухоли:

- загрязнение водоёмов (вызывает гибель зверьков и деградацию местообитаний);
- вырубка пойменных лесов (нарушает гидрологический режим поймы, что вызывает деградацию местообитаний выхухоли);
- осушение пойменных угодий (лишает выхухоль исконных мест обитания и нередко сопровождается ликвидацией древесно-кустарниковой растительности методом химической обработки, что ухудшает кормовые и защитные условия выхухолевых угодий);
- зарегулирование стока рек: спрямление русел, строительство плотин и дамб (приводит к падению уровня грунтовых вод и, как следствие, к пересыханию отдельных водоёмов и малых рек, исчезновению лесных родников, усыханию пойменных лесов);
- застройка берегов водоёмов (создаёт серьёзный фактор беспокойства для выхухолей, а сопутствующие людям домашние животные (кошки, собаки) могут уничтожать зверьков);
- создание водохранилищ (это означает затопление выхухолевых угодий, при котором гибнут и сами зверьки);
- выпас скота вблизи водоёмов (часто взывает разрушение нор и гибель их обитателей);
- использование лесочных сетей и электроудочек (в оставленных в водоемах лесочных сетях выхухоль запутывается и погибает; электроудочка уничтожает кормовую базу животных)

У выхухоли довольно много врагов, которые уничтожают самих зверьков или разрушают их норы. Это 12 видов хищных зверей: лисица, енотовидная собака, выдра, горностай, хорь и т.д. Летом и осенью во время кочевок на выхухоль могут нападать даже бродячие собаки и кошки. Но наибольшее давление оказывают акклиматизированные в нашей стране американская норка и ондатра, численность которых сейчас значительна.




7. Пути сохранения русской выхухоли.

В стране неоднократно предпринимались меры по охране и восстановлению численности этого зверька. С 1929 по 1999 год было расселено около 10 тыс. особей. В разные времена создали 4 заповедника и около 80 заказников федерального и местного значения, где сосредоточено более 30% от общего числа животных.

Но если мы, как и раньше, будем брать за основу один лишь запрет добычи, то все равно ничего не сделаем для процветания вида. Нужна и инвентаризация угодий, и учет численности, и налаженная охрана вида и мест его обитания. Необходимо обратить внимание и на биотехнические мероприятия, в частности на создание рыболовных снастей и других орудий лова, исключающих гибель выхухоли. Помимо организации охраняемых природных территорий и специализированных охотхозяйств по выхухоли следует разработать и освоить технологию содержания и разведения зверьков в неволе и, конечно, всемерно распространять знания об этом удивительном “живом ископаемом”, чудом дожившем до наших дней.

Для успешной охраны и восстановления численности этого вида очень важно повышать уровень экологической грамотности населения о причинах его исчезновения. Необходимо объяснять людям, какие действия могут причинить выхухоли вред. К сожалению, очень часто люди наносят урон природе просто из-за незнания того, какие последствия будут иметь их действия. Я вам предлагаю подумать и составить «Дерево решений» как сохранить русскую выхухоль.




9. Заключение

Ребята! С 2000 года специалисты профессиональной природоохранной организации Центр охраны дикой природы реализуют программу, направленную на сохранение русской выхухоли в природе. Но помочь выхухоли выжить могут не только специалисты, но и каждый из нас. Сейчас я раздам вам листовки с краткой информацией о проблеме исчезновения этого зверька. Эти листовки можно размножить на ксероксе или скачать из Интернета и распечатать на принтере. Пожалуйста, сделайте несколько копий этих листовок и разместите их на досках объявлений в посещаемых вами местах. Раздайте их вашим родителям, расскажите им о выхухоли, попросите их отнести эти листовки на работу. Этим вы внесете свой вклад в дело спасения этого уникального животного.


10. Домашние задание

Помимо этого, я предлагаю вам следующие творческие задания, которые также будут помогать сохранению выхухоли. Разделитесь на группы, каждая группа выбирает себе одной из заданий.

1 группа – составить лекцию о выхухоли для младших школьников.

2 группа – выпустить газету о выхухоли.

3 группа – сделать компьютерную презентацию «Русская выхухоль».

4 группа – придумать викторину о русской выхухоли.

5 группа – создать страничку о выхухоли в Красную книгу Воронежской области.
Для подготовки этих заданий вы можете использовать комплект информационных материалов о русской выхухоли, разработанный Центром охраны дикой природы и размещенный на сайте этой организации (ссылка на сайт – на доске).

Примечание для учителя
Урок можно дополнить одной из разработанных к урокам о выхухоли презентаций, размещенных на сайте ЦОДП в разделе «Дополнения для уроков»:

http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html
Полезные ссылки к уроку:

http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/gallery/video.html

1. Фильм «Русская выхухоль», телестудии «Брянский лес» (11 мин., рус. и англ. язык)

2. Фильм «Знакомьтесь: русская выхухоль», видеостудия заповедника «Керженский» (13 мин., рус. язык)

3. Видеоролик социальной рекламы, посвященный борьбе с использованием для лова рыбы лесочных сетей и защите русской выхухоли (35 секунд).


http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html

Комплект информационных материалов к уроку о русской выхухоли, разработанный Центром охраны дикой природы. В комплект входят научно-популярные фильмы и статьи о русской выхухоли, научная монография, карты ареала, рекомендации по сохранению вида, тест на проверку полученных знаний, фотографии и ряд других материалов. Также здесь размещен набор планов к уроку о русской выхухоли, разработанный профессиональными педагогами для школьников разных возрастов, а также приложенные к планам учебные игры и красочные презентации, которыми можно дополнить ваш урок.



http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/vyhuh-leaflet.doc

Информационная листовка, кратко освещающая проблему катастрофического уменьшения численности русской выхухоли.

Информационный лист учащегося ________ класса

_____________________________________________



Русская выхухоль



  1. Систематическое положение.

Империя ______________________

Надцарство ____________________

Царство _______________________

Тип ___________________________

Подтип ________________________

Класс _________________________

Отряд _________________________

Семейство _____________________

Подсемейство __________________

Род ___________________________



Вид ______________________________________________________



  1. Приспособленность к образу жизни.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Цепи питания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Причины сокращения численности русской выхухоли.

















  1. Пути сохранения выхухоли.

  1. ________________________________________________________

  2. ________________________________________________________

  3. ________________________________________________________

  4. ________________________________________________________

  5. ________________________________________________________

  6. ________________________________________________________

  7. ________________________________________________________

  8. ________________________________________________________



  1. Домашние задание.

Каждый из вас может внести свой вклад в дело охраны русской выхухоли. Поэтому я вам предлагаю творческие задания по группам.

1 группа – составить лекцию о выхухоли для младших школьников.

2 группа – выпустить газету о выхухоли.

3 группа – сделать компьютерную презентацию «Русская выхухоль».

4 группа – придумать викторину о русской выхухоли.

5 группа – создать страничку о выхухоли в Красную книгу Воронежской области.





Каталог: programs -> vyhuh -> Docum
programs -> Программа «Фармацевтическая химия»
programs -> Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 04. 04. 01 «Химия» Тема Общая химия и неорганическая химия
programs -> Программа «Биоорганическая химия»
programs -> Документация о проведении запроса цен в электронной форме
programs -> Программа учебной дисциплины
programs -> Пояснительная записка Актуальность программы
programs -> Оао «Чусовской металлургический завод»
Docum -> Конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли»


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница