Предмет и задачи психиатрии и наркологии. Организация психиатрической и наркологической службы. Патология ощущения и восприятия. Возрастные особенности сферы ощущения и восприятия



Скачать 465.5 Kb.
страница1/5
Дата05.06.2019
Размер465.5 Kb.
#96758
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


«Утверждаю»

проректор по учебной работе

профессор Тешаев О.Р.

______________________

«___»______________2012

Кафедра: ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ
Предмет: ПСИХИАТРИЯ
Технология обучения
на практическом занятии
по теме:
Предмет и задачи психиатрии и наркологии. Организация психиатрической и наркологической службы. Патология ощущения и восприятия. Возрастные особенности сферы ощущения и восприятия.

Мышление. Границы нормы и патологии.

Возрастные особенности сферы мышления.

Психология и патология памяти, внимания, интеллекта

Ташкент 2012
Составители:

Ашуров З.Ш. – зав. кафедрой,

Н.И. Ходжаева – профессор.

Ш.Ш. Магзумова – профессор.

М.А. Сергова – ассистент

Н.Ф. Ядгарова – ассистент

Г.Х. Рузиева – ассистент
Рецензент: У.Х.Алимов – заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии ТашИУВ, профессор.

Технология обучения составлена на основании типовой программы, регистрации №___, обсуждена на заседании кафедры (протокол № ___ от «__»_________2012 г.)



1. Место проведения занятия

  • кафедра «Психиатрии и наркологии» на базе ГКПБ ГУЗа г. Ташкента

2. Продолжительность изучения темы:

Количество часов – 5.



3. Цель занятия.

Закрепить и углубить знания о предмете и задачах изучения психиатрии и наркологии. Развить навык подхода к пациенту, страдающему нарушениями в сфере ощущения, восприятия; дифференцировать различные виды нарушения ощущения, восприятия и представления, мышления, памяти, внимания, интеллекта; собрать жалобы, анамнестические или катамнестические данные у пациента с патологией ощущения, восприятия и представления, мышления, памяти, внимания, интеллекта.Развить коммуникативные навыки.



4. Педагогические задачи

  • закрепить общее представление о предмете и задачах изучения психиатрии и наркологии;

  • дать обзорную информацию о развитии и становлении психиатрии как отдельной дисциплины в системе медицинских знаний;

  • информировать об организации психиатрической и наркологической служб;

  • закрепить знание об особом подходе к психическим больным, о значении сердечного, корректного отношения к ним;

  • закрепить и углубить общее представление о физиологии, психологии процессов ощущения, восприятия и представления, мышления, памяти, внимания, интеллекта;

  • дать общее представление о значении мышления в психической деятельности;

  • дать классификацию патологии ощущения, восприятия и представления, мышления, памяти, внимания, интеллекта;

  • закрепить и углубить понятие о наиболее распространенных нарушениях ощущения, восприятия и представления, мышления, памяти, внимания, интеллекта;

  • закрепить и углубить понятие об особенностях патологии данной сферы психической деятельности в некоторых нозологических единицах;

  • выработать навык систематизации, сравнения, обобщения и анализа информации;

5. Результаты учебной деятельности

Студент должен знать:

  • предмет и задачи психиатрии;

  • основные этапы становления и развития психиатрии;

  • физиологические основы процессов ощущения, восприятия и представления, мышления, памяти, внимания, интеллекта;

  • классификацию нарушений ощущения, восприятия и представления, мышления, памяти, внимания, интеллекта;

  • нозологические особенности нарушения ощущения, восприятия и представления, мышления, памяти, внимания, интеллекта при некоторых психических патологиях.

Студент должен уметь:

Найти подход к пациенту, страдающему нарушениями в сфере ощущения, восприятия и представления, мышления, памяти, внимания, интеллекта; дифференцировать различные виды нарушения ощущения, восприятия и представления, мышления, памяти, внимания, интеллекта; собрать жалобы, анамнестические или катамнестические данные. Закрепить и углубить знания о нормальном и патологическом мышлении. Развить навык подхода к пациенту.



6. Методы и техники обучения

  • Мозговой штурм; техника: графический органайзер – кластер.

7. Средства обучения

  • Учебные пособия, учебные материалы, слайды, листы бумаги А 32, маркеры, флипчарт.

8. Формы обучения

Индивидуальная работа, работа в группах, коллективная.



9. Условия обучения

  • Аудитория, имеющая условия для работы в группах.

10. Мониторинг и оценка

  • Устный контроль: контрольные вопросы, выполнение учебных заданий в группах.

  • Письменный контроль: контрольные вопросы.

11. Мотивация.

Приступая к изучению психиатрии студенты должны уяснить себе ее задачи как самостоятельной дисциплины. Знание истории становления и развития психиатрии как отдельной дисциплины в системе медицинских наук помогает проследить этапность формирования различных взглядов на столь неоднозначные проблемы, как вопросы изучения и лечения человеческой психики. Психиатрия, являясь самостоятельной клинической дисциплиной, вместе с тем неотделима от всех других разделов медицины. При всякой болезни страдает весь организм, а, следовательно, в той или иной мере и психика. Поэтому вне зависимости от характера специальности каждый врач, распознавая любую болезнь, особенности ее развития и течения у отдельного больного , всегда исследует и его психическое состояние (сознание, настроение, поведение, отношение к своей болезни). Всякая терапия, включая и хирургическое вмешательство, неразрывно связана с влиянием на психику, с чем также всегда считается врач любой специальности.

В обычной практической деятельности первоначальное распознавание психического заболевания или подозрение о нем чаще впервые возникают не у психиатра, а у врача иной специальности, главным образом у терапевта, к которому обращаются больные в первую очередь, вне зависимости от характера болезни. Наряду с этим следует подчеркнуть и то обстоятельство, что значительное число психических болезней в одних случаях на инициальной стадии, в других - на всем протяжении протекают стерто, с наличием выраженных соматических и невротических расстройств при минимальной выраженности психических. Это и налагает на всех врачей ответственность за раннюю диагностику психической болезни, ведь от этого во многом зависит дальнейшая судьба больных.

Процесс познания окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Эти же процессы лежат в основе развития психической деятельности. Поэтому это диктует необходимость знания этих процессов студентами.



12. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Преподавание данной темы базируется на знании студентами основ физиологии, патологической физиологии, психологии, а также требует воспроизведения в памяти информации, полученной на семинарах и лекциях по истории медицины, философии, правоведению, судебной медицины. Полученные знания будут полезны при прохождении всех дисциплин терапевтического и хирургического профиля (кардиология, неврология, гинекология, урология, общая хирургия и т.д.), так как общение с людьми неизбежно для врача любой специализации, контактирующего с пациентами. Непосредственно при изучении психиатрии знание данной темы даст возможность лучше ориентироваться в материале при прохождении тем, посвященных практически всем остальным вопросам частной и общей психиатрии, так как нарушения ощущения, восприятия и представления входят в структуру подавляющего большинства психических заболеваний, а также встречаются при заболеваниях инфекционного, соматического и инволюционного генеза.



13. Содержание занятия.

13.1 Теоретическая часть.

Предмет и задачи изучения психиатрии. Приступая к изучению психиатрии, студенты должны уяснить себе ее задачи как самостоятельной дисциплины. Прежде чем дать определение предмета, нужно ответить на вопрос, что такое психическое заболевание, а это, в свою очередь, требует ответа на вопрос, что мы понимаем под психикой или психической деятельностью.

Психика - это отражение материального мира, осуществляемое мозгом человека. Отражение внешнего мира - это сложный диалектический процесс, имеющий свои стадии. Стадии процесса познания отражены в формулировке: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него - к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности”. На первой стадии чувственного познания человек отражает внешнюю сторону предметов и явлений природы. На второй стадии - абстрактного мышления - он, отвлекаясь от всего несущественного и второстепенного в предметах и явлениях природы, проникает в их сущность. Основой всего процесса познания и каждой его стадии является практика. Практическая проверка знаний есть высшая стадия процесса познания. Только познание, проверенное практикой, дает объективную истину.

Стадиям процесса познания соответствуют некоторые категории нормальной психологии некоторые закономерности физиологии высшей нервной деятельности. Следующие три психологические категории - ощущение, восприятие, представление - относятся к I стадии познавательного процесса, к живому созерцанию. II стадия познавательного процесса - познание внутренней связи, законов внешнего мира - осуществляется мышление, которое оперирует понятиями.

Сопоставляя учения И.П.Павлова о двух сигнальных системах с теорией о стадиях познавательного процесса, можно сказать, что первая сигнальная система составляет преимущественно физиологическую основу первой стадии познавательного процесса - живого созерцания, в то время, как вторая сигнальная система является физиологической основой абстрактного мышления.

Переходя к определению психической болезни, следует указать, что это заболевание головного мозга особого рода, при котором извращается, нарушается его отражательная деятельность, что ведет к нарушению познания окружающей нас действительности. Если у психически здорового человека внешний мир является источником психической деятельности, то при психическом заболевании окружающая больного действительность перестает быть им. Следовательно, обусловленность психической деятельности внешним миром у психически больного ослабляется, искажается или вовсе исключается. У психически здорового человека наступает тоска, если случилось несчастье; он радуется, если исполнилось желание, у психически больного аффект изменяется вне зависимости от внешнего воздействия.

Нарушение отражательной деятельности мозга есть объективная реальность, которая изучается патофизиологически, методом клинического исследования и наблюдения.

Отражение окружающей объективной действительности не при всех психических заболеваниях нарушается одинаково. На ранних этапах течения определенных форм психических заболеваний начальное нарушение чувственного познания еще критически оценивается больным и лишь позднее, после дальнейшего усложнения клинической симптоматики болезни связывается с общим поражением абстрактного мышления и личности в целом.

При некоторых психических заболеваниях чувственное познание, т.е. непосредственное отражение предметов и явлений, нарушается незначительно, а наиболее сложные формы мышления - абстрактное, рациональное познание, отражение внутренних связей вещей и явлений нарушается в большей мере.

Материальным субстратом психики является мозг. Однако огромное влияние на психическую деятельность человека оказывают эндокринные железы с гуморальной и химической регуляцией и вегетативная нервная система.

Психиатрия (“психе” - душа, “иатреиа” - лечение) - наука о проявлениях, этиологии и патогенезе психических болезней, их предупреждении, лечении, организации помощи. Развитие психиатрии исторически сложилось так, что область ее исследования не ограничилась психозами, распространилась и на неврозы, а также психические изменения, наступающие при соматических болезнях.

Психиатрия является частью медицины, медицинской дисциплиной. В свою очередь она разделяется на общую психиатрию, изучающую основные, общие для многих психических болезней закономерности проявления и развития расстройств психической деятельности, вопросы этиологии и патогенеза, природу типических психопатологических процессов, их причины, принципы классификации, проблемы восстановления, методы исследования, и частную психиатрию, исследующую отдельные психические болезни. В результате расширения поля деятельности психиатрии образовались ее отдельные отрасли: детская психиатрия, изучающая психические заболевания у детей; военная психиатрия, исследующая особенности психических заболеваний, возникающих в армии, их предупреждение а лечение, а также вопросы военно-психиатрической экспертизы; судебная психиатрия, разрабатывающая проблемы судебно-психиатрической экспертизы, психиатрические критерии невменяемости и недееспособности, правового положения психических больных; психиатрическая трудовая экспертиза, занимающаяся вопросами трудоспособности при психических болезнях, проблемы трудовой компенсации, социальной адаптации, трудоустройством инвалидов; организационная психиатрия, разрабатывающая методы и формы профилактики психических заболеваний и психиатрической помощи; эпидемиология психических болезней, т.е. исследование их распространенности среди населения и факторов, влияющих на их распространение; психогигиена, занимающаяся изучением вопросов укрепления психического здоровья населения и предупреждения психических заболеваний. Специализированными разделами психиатрии становятся патофизиология, биохимия, биофизика, иммунология, электрофизиология, патологическая анатомия и гистопатология психических болезней, психофармакология.

В обычной практической деятельности первоначальное распознавание психического заболевания или подозрение о нем чаще впервые возникают не у психиатра, а у врача иной специальности, главным образом у терапевта, к которому обращаются больные в первую очередь, вне зависимости от характера болезни. Наряду с этим следует подчеркнуть и то обстоятельство, что значительное число психических болезней в одних случаях на инициальной стадии, в других - на всем протяжении протекают стерто, с наличием выраженных соматических и невротических расстройств при минимальной выраженности психических. Это и налагает на всех врачей ответственность за раннюю диагностику психической болезни, ведь от этого во многом зависит дальнейшая судьба больных.



История развития психиатрии. История психиатрии показывает, что познание сущности психических расстройств происходило в постоянной борьбе материалистических и идеалистических мировоззрений.

В XVI веке в Европе утвердился взгляд на психических больных как на лиц, одержимых нечистой силой. Так, М.Лютер писал о том, что умалишенные повержены в рассудке чертом. Если же врачи приписывают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силен черт.

Духовенство России того времени на психически больных смотрело как на “одержимых бесом” вопреки их воле. В современных учебниках по психиатрии широко распространено мнение, что первые шаги психиатрии как науки совпадают с периодом взлета научной и философской мысли, с эпохой французской буржуазной революции. В этот период приобретают известность Филипп Пинель (1745-1826), Ж.Эскираль (1772-1840), в основном правильно оценивавших сущность психических заболеваний и способствовавших улучшению условий содержания психических больных.

Наши исследования по изучению наследия Авиценны в области психиатрии позволяют говорить о том, что основы психиатрии как самостоятельной дисциплины были заложены Ибн Синой в X веке. Великий мыслитель и ученый, философ и поэт, просветитель и врач Абу Али Ибн Сино оставил колоссальное наследие, сыгравшее огромную роль в развитии различных отраслей медицины. Трудно понять, как мог гений одного человека, жившего почти 1000 лет назад, так широко осветить в своем “Каноне” все стороны медицинской науки того времени. По сей день с полным правом говорится о неувядающем наследии Авиценны, которого современники называли “князем врачей”.

“Канон врачебной науки” в значительной степени затмил и вытеснил другие крупнейшие медицинские сочинения. В течение многих веков он служил основным источником медицинских познаний, являлся главным пособием при изучении различных дисциплин медицины. Эта книга еще в XVII в пользовалась на Западе широкой популярностью, а деятелями традиционной восточной медицины применяется в процессе врачевания и по сей день. “Канон” издан в 5 объемных книгах. В третьей книге изложены данные частной патологии и терапии применительно ко всем специальным разделам клинической медицины.

Авиценна рассматривал психические болезни как болезнь мозга. Для того времени это были очень прогрессивные взгляды, которые свидетельствуют о том, что Авиценна, несмотря на непоследовательность своих философских воззрений, был близок к материалистическому толкованию психических функций, тонко и мудро отделял область собственно психопатологических расстройств от пограничных между психиатрией и неврологией состояний. Об этом свидетельствуют названия статей: “Заболевания головы, вредящие главным образом способности ощущать и мыслить”, “О заболеваниях мозга, причиняющих вред его двигательным способностям”. Выделением этих статей ученый как бы подчеркивал существенное различие между нарушением “способности ощущать и мыслить” и нарушением “двигательной способности”. Оставаясь на материалистических позициях, он уже в какой-то мере намечал возможность развития психопатологических расстройств на различных отражательных, познавательных уровнях. В “Каноне” можно найти описания таких расстройств, как элементарные нарушения (простые симптомы) и сложные психопатологические синдромы.

В развитии научной и практической психиатрии в России во второй половине XIX века важную роль сыграло открытие кафедр психиатрии, первая из которых была организована в 1857 году при Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии. Возглавил кафедру профессор И.М.Балинский. Им была разработана учебная программа по психиатрии, по его инициативе построена новая клиника для душевнобольных. Ему принадлежит приоритет в создании учения о психопатиях, им предложен термин “навязчивые идеи”.

В 1877 году И.М.Балинского сменил его ученик И.П.Мержеевский, уделивший большое внимание изучению психических расстройств при соматических заболеваниях. Им были описаны патологоанатомические особенности олигофрении. И.П.Мержеевский предпринял первые шаги по изучению психических заболеваний у детей.

В 1893 году руководство Санкт-Петербургской психиатрической школой было возложено на В.М.Бехтерева. В 1908 году он организовал психоневрологический институт. В 1905 году В.М.Бехтерев под названием “бред гипнотического очарования” дал яркое описание психопатологических феноменов синдрома психического автоматизма.

Среди психиатров второй половины XIX столетия особое место занимает видный представитель Санкт-Петербургской психиатрической школы - В.Х.Кандинский. Он разграничил истинные и ложные галлюцинации, впервые описал все психопатологические синдромы, феномены синдрома психического автоматизма, сделал попытку физиологического толкования сущности галлюцинаций, выделил идеофрению в качестве самостоятельной формы психического заболевания, разработал классификацию психических заболеваний, принятую первым съездом русских психиатров.

В 1887 году в Московском университете была организована первая психиатрическая клиника под руководством С.С.Корсакова, который своими клиническими наблюдениями и описаниями обогатил нозологическую симптоматику психозов. В 1889 году он выступил с докладом об алкогольном полиневритическом психозе на Международном медицинском Конгрессе в Вене, а в 1897 году этот психоз был назван его именем.

П.Б.Ганнушкин - ученик С.С.Корсакова, развивая его идеи, оставил большое наследие в различных областях психиатрии. Он является основоположником “малой”, или “пограничной“ психиатрии. Его монография “Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика” (1933) до настоящего времени не потеряла своего значения.

Значительный вклад в развитие психиатрии в последующие годы внесли А.В.Снежневский, О.В.Кербиков, Г.В.Морозов.

Важнейшим событием начала и середины ХХ века в психиатрии следует считать создание внебольничной психиатрической службы, представленной психоневрологическими диспансерами и психиатрическими кабинетами. Они сыграли большую роль в осуществлении наблюдения за больными, оказания им помощи.

С 20-х годов начинает развиваться биологическая терапия психических заболеваний, направленная на болезнь как на биологический процесс и на организм больного как на биологический объект. Первоначальными разновидностями биологической терапии являлись маляриотерапия прогрессирующего паралича, инсулиношоковая терапия шизофрении и электросудорожная терапия маниакально-депрессивного психоза.

На развитие психиатрии оказало огромное влияние внедрение в психиатрическую практику психофармакологических средств. Их положительное влияние на клинические особенности и течение психических заболеваний проявляется не только в обратном развитии вплоть до полного исчезновения продуктивных психопатологических расстройств, но и нередко в ослаблении негативных расстройств, считавшихся ранее необратимыми. В результате широкого применения психофармакологических средств в последние годы перестали встречаться и появляются лишь в рудиментарной форме такие тяжелые психические расстройства, как кататонические и парафренные состояния, с одновременным увеличением удельного веса психических болезней с неврозоподобными, психопатоподобными и стертыми аффективными расстройствами.



Патология ощущения и восприятия. Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято делить на 3 сферы: 1)познавательную; 2)эмоционально-волевую; 3)сознание и личность.

Без такого разграничения практически невозможно разобраться как в отдельных звеньях психического процесса, так и в симптомах болезненного нарушения психики.

Познавательная сфера - это ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление.

Ощущение и восприятие - источник наших познаний о внешнем мире и собственном “я”, основа для построения общих представлений и понятий.



Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов окружающего материального мира и собственного организма (цвет, свет, тепло, боль и т.д.), результат воздействия предметов внешнего мира и собственного тела на органы чувств. Объекты внешнего и внутреннего мира воздействуют на ЦНС не непосредственно, а через экстеро-, интеро- и проприорецепторы. Различают проприорецепторы 2 видов: дистанционные, т.е. воспринимающие раздражение вне непосредственного контакта с объектом внешнего мира (зрение, слух, термические ощущения, обоняние), и контактные, для возбуждения которых необходимо непосредственное раздражение (чувство вкуса, тактильная чувствительность, вибрационное чувство и др.). Ощущения классифицируются по качеству, силе и длительности.

Качеством зрительных ощущений является цвет, слуховых - звуки. Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества. Длительность ощущения - это время, в течение которого сохраняется впечатление от данного конкретного ощущения. Длительность ощущения не совпадает с длительностью реального раздражения. Действие раздражителя уже может быть законченным, однако ощущение продолжается в течение еще некоторого времени.

Всякое ощущение сопровождается той или иной (положительной или отрицательной) эмоциональной реакцией. Этот процесс определяется индивидуальными свойствами организма. Различают несколько видов ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, проприоцептивные и органические (интерорецептивные). К последним относятся ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов, ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и пр. Органические чувства носят генерализованный характер и переживаются человеком как неопределенные состояния организма вообще. Для того, чтобы то или иное явление или предмет внешнего мира был осознан, мало знания одного свойства или качества предмета - нужен комплекс ощущений.


Каталог: uum -> uum-psixiatria
uum -> Контроль близорукости 9 Упражнения для глаз 20
uum -> Руководство по репродуктивному здоровью и контрацепции, ситуационные задачи, стенды, таблицы
uum -> Гинекологические операции в объеме тотальной и субтотальной гистерэктомий до настоящего времени в структуре гинекологических заболеваний занимают основное место
uum-psixiatria -> Учебное пособие для студентов медицинских вузов 2007
uum-psixiatria -> Общая медицинская психология и психопатология
uum-psixiatria -> Общие вопросы синдромологии
uum-psixiatria -> Ташкентская Медицинская академия
uum-psixiatria -> Лекция № «Шизофрения (клиника, формы, течение, лечение, вопросы реабилитации больных).»
uum-psixiatria -> Методы самозащиты, которые используют члены семьи

Скачать 465.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница