Приемы работы с текстом в рамках профессионально-ориентированного обучения



Дата05.06.2019
Размер52.5 Kb.
#96406

В.В. КОЛОКОЛЬЦЕВА, О.А. УРАЗОВА
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В РАМКАХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Современная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты содержат до 75% избыточной информации. Приемы и способы, рекомендуемые различными курсами быстрого чтения (скорость чтения – одна из важнейших характеристик рационального чтения), помогают отыскать и сосредоточить внимание на 25% информативной части текста. Интересны на наш взгляд, обобщенные способы работы с текстом активизирующие характер учебной профессионально-ориентированной деятельности, разработанные старшим преподавателем кафедры иностранных языков МАДИ, кандидата филологических наук Л.П. Бельковец. Их применение при работе с текстами в рамках профессионально-ориентированного обучения значительно повышает интерес студентов, помогает достичь поставленные для данного занятия цели.

Для активизации психофизиологических механизмов чтения предлагаются, например, следующие упражнения: работа с цифровыми таблицами: а) проследить глазами цифровой ряд в порядке его возрастания. При этом должен фиксироваться центр таблицы; б) отобрать цифры в порядке уменьшения цифрового ряда; в) отобрать цифры четного ряда в порядке их возрастания, г) отобрать цифры нечетного ряда в сторону увеличения или уменьшения. Усложнение задач при работе с цифровыми таблицами тренирует оперативную память, активизирует концентрацию внимания, развивает смысловое восприятие.

Для запоминания слов проводится работа с карточками:

- возьмите 3 карточки и запомните как можно больше слов (в каждой – по 15 слов на иностранном языке) – 20 секунд на запоминание, 1 минута – на воспроизведение. Это задание можно выполнять, начиная с 1, 2 карточек. Воспроизвести слова можно письменно, фиксируя результаты;

- сочинение (рассказ) по заданным словам. Из карточек, по которым тренировались, можно выбрать 10 слов и в течение 3-х минут написать рассказ;

- чтение «медленно-быстро». Прочесть страницу любого текста вначале максимально медленно, затем – максимально быстро. После прочтения составить план прочитанного. Это упражнение формирует способность «гибкого чтения», т.е. такого, при котором произвольно меняется темп чтения в зависимости от цели;

- чтение 2-х текстов одновременно. Читать разные тексты поочередно по 30 секунд в течение 5 минут. Затем составить план содержания одного из прочитанных текстов. Упражнение развивает способность к переключению внимания;

- восстановление разрушенных текстов;

- восстановление разрушенных текстов необходимы 2 экземпляра одной газетной (журнальной) статьи, один из экземпляров разрезать по абзацам. Собранный текст сопоставляют с авторским вариантом. Если есть расхождения абзацев, то проверяют, не нарушено ли это смысловое содержания в сравнении с авторским текстом. Можно усложнить задачу: назвать текст иначе, т.е. изменить цель высказывания, и попросить собрать текст заново, в соответствии с изменившейся целью. В упражнении тренируются смысловое восприятие, память, мышление.

Также выполняются упражнения развивающие способность чтения смысловыми комплексами. Для этих упражнений нужно использовать не большие тексты на немецком языке из 600 слов. Вертикальными линиями выделить смысловые группы, состоящие из 3-4 слов. Нужно тренировать чтение этих текстов, делая паузы в соответствии с выделенными смысловыми группами.

Для более глубокого проникновения в смысловое содержание те5ста должны учитываться особенности его построения (структура, характер), которые использовались автором для передачи определенного содержания.

Для активизации деятельности чтения необходимо ставить перед собой вопросы. Первый – о цели текста. На основании прошлого опыта прогнозировать содержание читаемого. Затем необходимо просмотреть текст. При этом можно выполнять действия в следующей последовательности:

- установить название текста, автора, выходные данные, т.е. таким образом составить представление об общем характере и целевых установках текста;

- просмотреть подзаголовки, которые, как известно, указывают на развертывание основных мыслей и общую структуру текста – просмотреть иллюстрационный материал графики, схемы, картинки, диаграммы – они являются наглядным отображением содержания текста;

- установить длину абзацев. Абзац – это законченная мысль. Считается, что наличие многих коротких абзацев является выражением большого количества идей. И, наоборот, большой абзац содержит мало идей, но большую детализацию;

- прочитать 1-е и последнее предложение 1-го и последнего абзацев текста. Основная мысль заключена именно в этих частях текста. Основная идея, выраженная «ядерным» предложением, находится в 60-80% случаев также в начале абзаца, а обобщение или предложение, повторяющее основные идеи абзаца, – в конце абзаца.

Этот метод не может безоговорочно применяться для каждого текста. Однако он может быть взят за основу деятельности с текстом. Техника предварительного просмотра может быть достаточно для понимания содержания.

После предварительного просмотра нужно переходить к дифференцированному чтению. В процессе просмотра можно наметить ряд вопросов, которые будут детально отработаны в процессе последующего прочтения. После окончания чтения нужно еще раз просмотреть текст. Это позволяет организовать прочитанное, облегчит в дальнейшем воспроизведение содержания в связи с различными задачами по прочитанному содержанию. Можно ставить следующие вопросы: - основные высказывания текста? - достаточно ли достоверность высказываний? - что было бы новым для меня? - где я смогу найти дополнительную информацию по данному вопросу? - для кого еще может быть полезна эта информация?

Чтение абзацами – это основной метод при овладении рациональным чтением. Если научиться выделять основную идею абзаца, то чтение текста будет идти быстрее и основательнее. Можно при этом пользоваться методикой подчеркивания: одной чертой – основные идеи абзацев, двумя – детали, раскрывающие содержание этих идей.

Способы и приемы извлечения информации, которые позволяют решать профессионально-ориентированные задачи, существенно отличаются от других тем, что процесс чтения организуется с совершенно определенной профессионально значимой для чтеца задачей. Для организации логики учебной деятельности на данном этапе необходимо ввести студентов в профессионально-ориентированные (игровые) ситуации, например:



  • Вы – директор автопредприятия района. Известно, что в сельской местности удобнее использовать автомобиль с независимой подвеской всех колес. Подходит ли для таких условий эксплуатации новая модель фирмы «Фольксваген»? (бегло просмотреть текст и найти, что говорится о виде подвески).

Сколько свечей зажигания необходимо приобрести для смены всех свечей в двигателе новой модели «БМВ»?

Фирмы «АУДИ», «БМВ», «Фольксваген» выпустили новые автомобили.



Одинаково ли решена проблема привода в их конструкциях (на передние или на задние колеса)?

  • Вы руководитель отдела. Инженер Вашего отдела не смог найти всю необходимую ему информацию о модели «Мерседес». Помогите ему заполнить таблицу:

    Коробка передач

    Расход топлива (шоссе)

    Время разгона до 60 миль в час

  • Вы редактор технического журнала. Проверьте, соответствует ли таблица, сопровождающая перевод статьи из немецкого журнала, оригиналу. Если нет, внесите необходимые исправления.

  • Ваш друг – выпускник технического вуза, 26 лет, имеющий степень магистра и проработавший 4 года в этом же вузе ассистентом.

Может ли он рассчитывать на то, что будет принят на работу по приведенному объявлению? (Изучите текст объявления, выпишите кратко необходимую информацию на русском языке и соотнесите ее с данными кандидата).

  • Вы – эксперт по изобретениям. Прислана заявка на изобретение новой конструкции омывателя стекол. Проверьте, не повторяет ли новая конструкция уже известное решение немецкой фирмы? При этом удобно воспользоваться таблицей.

Сходство

Отличие

Работа с несколькими текстами.

  • Вы – представитель торговой организации. Вам необходим грузо-пассажирский автомобиль за умеренную цену. Какой из рекламируемых автомобилей Вам подойдет?

    Модель

    Объем грузового размещения

    Стоимость

  • Вы главный инженер завода, поставляемого комплектующие детали на ВАЗ. В рамках программы по совершенствованию продукции на заседании дирекции Вам предстоит сделать доклад о путях совершенствования конструкции и технологии изготовления поршневых колец. Отберите нужные Вам статьи.

На данном этапе предлагается следующая последовательность учебной деятельности: - отбираются тексты, относящиеся к проблеме или теме, одной из ситуаций в условия которой поставлен специалист; - последовательно просматриваются статьи с целью дальнейшего их анализа для использования в решении поставленной в данной ситуации задачи; - отбирается материал, в котором наиболее подробно и достоверно представлена интересующая информация. Данная статья становится основой для сопоставительного анализа всех отобранных материалов по отрабатываемой задачи; - материал базовой статьи организуется в логику соответствующую решению данной задачи; - к базовому материалу после соответствующего анализа добавляется информация других статей с критической оценкой (подтверждающей базовую или опровергающей содержание базовой); - далее делается собственный вывод на отработанном и проанализированном материале. Весь материал, отобранный и структурированный по законам логики, подготавливается окончательно как решение данной задачи.

Начинается с вступления, затем идет основная часть, раскрывающая главную мысль, содержащуюся во вступлении, с фактами, оценками, ссылками, и завершается материал выводами.

Организация работы с текстами на занятиях с использованием описанных выше заданий значительно повышает интерес студентов, их активность.

Интерес значительно возрастает в тех случаях, когда вносится элемент соревнования. Студенты разбиваются на две группы, которые получают одно и то же задание.



Побеждает та команда, которая правильно выполнит задание за меньший период времени.
Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files -> nodes -> 32510
nodes -> Методические рекомендации по воспитанию двигательных функций подростков
nodes -> Первая на переломе эпох. К проблеме формирования декабристской идеологии
nodes -> Стресс и спортивное плавание
nodes -> Философия древнего мира
nodes -> Способ достижения гармонии человека один систематическое выполнение физических упражнений
nodes -> Список трудов доцента Рыжова В
nodes -> Рабочая программа дисциплины (модуля) История (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки
32510 -> Исторические аспекты развития системы военного образования в россии
32510 -> Психолого-педагогические ресурсы технологий направленных на сохранение здоровья дошкольников и школьников


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница