«Профилактика эмоционального выгорания личности педагога: профессиональная самореабилитация педагога»



Дата08.07.2019
Размер228 Kb.
#116956
ТипПрограмма

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«ЧУКОТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

Программа профессионального развития по теме:

«Профилактика эмоционального выгорания личности педагога:

профессиональная самореабилитация педагога»

Анадырь, 2013

1. Цель реализации программы:

- повышение уровня компетентности педагогов по вопросу профессионального выгорания; оказание педагогам помощи в предупреждении возникновения синдрома профессионального выгорания педагога.

Задачи:

- ознакомление педагогов с теоретическими и практическими знаниями в области профессионального выгорания;

- ознакомление педагогов с современными техниками и приемами стабилизации эмоционального состояния;

- формирование профессиональных качеств: коммуникативных способностей, рефлексии, способности к эмпатии;

- создание условий для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.
2. Формализованные результаты обучения.

Программа рассчитана на 72 часа и включает пять модулей. Первый модуль ориентирован на ознакомление слушателей с государственной политикой в области российского образования. Второй призван активизировать теоретические знания и практические умения педагогов в области профессиональной самореабилитации педагогов. Третий модуль направлен на совершенствование знаний о методическом сопровождении образовательного процесса. Четвертый модуль предполагает совершенствование применения здоровьесберегающих технологий. Содержание пятого блока ориентировано на повышение компетентности педагогов в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

В результате прохождения курсов повышения квалификации, слушатель, освоивший программу, должен:

- проводить анализ и рефлексию собственного эмоционального состояния и причин его возникновения;

- регулировать свое психоэмоциональное состояние;

- осуществлять профилактические мероприятия для предупреждения явлений эмоционального выгорания;

- осуществлять эффективное общение с членами коллектива с учетом их личных особенностей и эмоциональных состояний.

3. Содержание программы профессионального развития.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Категория слушателей (требования к слушателям) – педагогические работники.

Продолжительность обучения – 72 часа.

Форма обучения – очная.


п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

лекции

практические и лабораторные занятия

1

2

3

4

5

1

Государственная политика в области российского образования

8

2

6

2

Профилактика эмоционального выгорания личности педагога:

профессиональная самореабилитация педагога



40

20

20

3

Методическое сопровождение образовательного процесса в учреждениях образования и культуры

6

5

1

4

Здоровьесбережение и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

10

9

1

5

Использование информационно-коммуникационных технологий электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

8

1

7




Итоговая аттестация

- итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе










лекции

практические и лабораторные занятия

1

2

3

4

5

1

Государственная политика в области российского образования

8

6

2

1.1

Современные подходы к осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам в Российской Федерации

2

2

-

1.2.

Нормативно-правовое регулирование аттестации педагогических работников

4

2

2

1.3

Введение ФГОС с точки зрения тенденций и закономерностей развития и изменения образовательных систем

2

2

-

2

Профилактика эмоционального выгорания личности педагога:

профессиональная самореабилитация педагога

40

20

20

2.1

Психологическое здоровье педагога и его поддержание в условиях образовательного учреждения

2

2

-

2.2

Понятие «эмоционального выгорания» и основные теоретико-методологические основы выделения его причин

2

2

-

2.3

Профессиональное становление личности. О взаимодействии индивидуального, личностного и профессионального развития личности

2

2

-

2.4

Эмоции и их влияние на жизнь человека

2

2

-

2.5

Взаимодействие личности с профессией

2

2

-

2.6

Профессиональные деформации личности

2

2

-

2.7

Основы психопрофилактики и преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности

6

2

4

2.8

Саморегуляция как метод профилактики профессионального выгорания

4

-

4

2.9

Самодиагностика рисков профессионального выгорания

4

-

4

2.10

Тренинг как метод психопрофилактики «эмоционального выгорания» педагога

2

-

2

2.11

Профессиональная самореабилитация педагога. Моббинг

2

-

2

2.12

Синдром профессионального выгорания и его профилактика

2

-

2

2.13

Основы физиологии труда

2

2

-

2.14

Требования к образовательным учреждениям на соответствие санитарным правилам и нормам

4

2

2

2.15

Условия труда женщин

2

2

-

3

Методическое сопровождение образовательного процесса в учреждениях образования и культуры

6

5

1

3.1

Научная статья: подготовка и оформление

2

2

-

3.2

Педагогика межличностных отношений

2

1

1

3.3

Приемы деловых коммуникаций

2

2

-

4

Здоровьесбережение и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

10

9

1

4.1

Предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних

2

2

-

4.2

Современные подходы к формированию навыков здорового образа жизни

2

1

1

4.3

Формирование психологической культуры педагогов в работе с детьми и подростками как фактор качества образования

2

2

-

4.4

Профилактика стрессов в деловом общении

2

2

-

4.5

Здоровьесберегающие технологии в образовании

2

2

-

5

Использование информационно-коммуникационных технологий электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

8

1

7

5.1

Использование программ Hot Potatoes v 6.0 для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов

4

1

3

5.2

Использование информационных и коммуникационных технологий при хранении, передаче и представлении итоговых материалов в практической деятельности педагога

4

-

4

Форма и вид контроля

Итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения

Всего

72

41

31

Зачёт

8







Итого

80








СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
Модуль 1. Государственная политика в области российского образования (8 часов)
Тема 1.1 Современные подходы к осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам в Российской Федерации (2 часа - лекция)

Дополнительное профессиональное образование как непрерывное повышение профессиональных компетенций, совершенствование профессиональной квалификации специалистов. Особенности организации ДПО в современных условиях. Федеральные государственные требования к результатам обучения по дополнительным профессиональным программам.


Тема 1.2 Нормативно-правовое регулирование аттестации педагогических работников (2 часа – лекция, 2 часа - практика)

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Общие положения. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей). Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Оформление сопутствующей документации, бланков установленного образца.


Тема 1.2 Введение ФГОС с точки зрения тенденций и закономерностей развития и изменения образовательных систем (2 часа - лекция)

Состояние российского образования. Цели и основные задачи модернизации образования. Нормативно-правовые основы государственной образовательной политики. Концепция развития содержания образования. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.


Перечень практических занятий


Номер темы

Наименование практического занятия

1.2

Нормативно-правовое регулирование аттестации педагогических работников (2 часа)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативно-правовая литература:

1. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, Минобрнауки России, № 209 от 24 марта 2010 г.

2. Административный регламент Департамента образования, культуры и молодёжной политики Чукотского автономного округа по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Чукотского автономного округа на первую или высшую квалификационную категорию», Постановление Правительства ЧАО, № 404 от 10 октября 2011г.

3. Административный регламент Департамента образования, культуры и молодёжной политики Чукотского автономного округа по предоставлению государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Чукотского автономного округа с целью подтверждения соответствия занимаемой должности», Постановление Правительства ЧАО, № 460 от 16 октября 2012г.

Основная литература:

Батракова И.С. Обобщённая модель повышения квалификации педагогических кадров в контексте непрерывного профессионального образования/ И.С. Батракова, В.А. Бордовский, А.В. Тряпицын // Человек и образование.-2011.-№ 1 (26). – С. 28-35.



Модуль 2. Профилактика эмоционального выгорания личности педагога:

профессиональная самореабилитация педагога (40 часов)
Тема 2.1 Психологическое здоровье педагога и его поддержание в условиях образовательного учреждения (2 часа – лекция)

Понятие «здоровье» как проявление уровня физической культуры личности. Понятие «здоровье» как ценность не только личная и социальная, но и образовательная. Здоровье педагога как образовательная ценность.


Тема 2.2 Понятие «эмоционального выгорания» и основные теоретико-методологические основы выделения его причин (2 часа – лекция)

Психологические аспекты и факторы эмоционального выгорания педагога. Факторы, обуславливающие психологическое «выгорание» личности. Внутренние факторы «эмоционального выгорания». Симптомы «эмоционального выгорания» педагога. Стадии «эмоционального выгорания» педагога: нервно-психическое напряжение; резистенция; истощение психических ресурсов.


Тема 2.3 Профессиональное становление личности. О взаимодействии индивидуального, личностного и профессионального развития личности (2 часа – лекция)

Организационные (внешние) факторы: 1.Взаимодействие личности с профессией. Стадии цикла профессионализации: оптант; адепт; адаптант; интернал; мастер; авторитет; наставник. Критерии зрелой личности и формы организации труда. Противоречия и кризисы профессионального развития личности.


Тема 2.4 Эмоции и их влияние на жизнь человека (2 часа – лекция)

Эмоции, их функции, проявление и параметры. Обидчивость и ее последствия. Настроения, страсти, аффекты. Стресс и тревожность и их взаимосвязь с темпераментом.


Тема 2.5 Взаимодействие личности с профессией (2 часа – лекция)

Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации: понятия «регресс», «нормальный труд». Профессиональная адаптация и дезадаптация личности в экстремальных условиях. Профессиональное «выгорание» организации.


Тема 2.6 Профессиональные деформации личности (2 часа – лекция)

Профессиональные деформации личности: понятие и основная проблематика. «Профессионально обусловленные акцентуации личности» (по Е.И. Рогову). Основные виды профессиональных деформаций: общепрофессиональные деформации; типологические деформации; индивидуальные деформации. Копинг-стратегии личности.


Тема 2.7 Основы психопрофилактики и преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности (2 часа – лекция, 4 часа – практика)

Здоровьесберегающие технологии в психопрофилактике и преодолении синдрома «эмоционального выгорания» педагога. Тренинг личностного роста как метод психопрофилактики «эмоционального выгорания» педагога. Возможности арт-терапии в психопрофилактике «эмоционального выгорания» педагогов. Психопрофилактика и преодоление синдрома «эмоционального выгорания» педагогов на разных стадиях профессионального развития. Изучения метода «Книга жизни».


Тема 2.8 Саморегуляция как метод профилактики профессионального выгорания (4 часа – практика)

Основные подходы в работе с профессиональным выгоранием. Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания. Практические приемы и техники саморегуляции.


Тема 2.9 Самодиагностика рисков профессионального выгорания (4 часа – практика)

Практическое занятие «Врага надо знать в лицо».


Тема 2.10 Тренинг как метод психопрофилактики «эмоционального выгорания» педагога (2 часа – практика)

Тренинг «Сказочная инициация в профессию».


Тема 2.11 Профессиональная самореабилитация педагога. Моббинг (2 часа – практика)

Феномен реабилитационной педагогики. Профессиональная депрессия. Частота возникновения симптома выгорания. Опросник для изучения индекса жизненного стиля Плучека-Келлермана-Конте. Методики изучения особенностей нервной системы («Сила НС», «Уравновешенность НС», «Подвижность НС»). Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. Методика определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».


Тема 2.12 Синдром профессионального выгорания и его профилактика (2 часа – практика)

Профилактика эмоционального сгорания у педагогов в профессиональной деятельности. Понятие эмоциональное сгорание, синдром эмоционального сгорания, стресс, его фазы и симптомы. Знакомство с основными методами снятия психоэмоционального напряжения.


Тема 2.13 Основы физиологии труда (2 часа – лекция)

Классификация труда. Виды физической работы. Утомление. Рационализация труда. Влияние условий труда на различные органы и системы.


Тема 2.14 Требования к образовательным учреждениям на соответствие санитарным правилам и нормам (2 часа – лекция, 2 часа- практика)

Требования к размещению и оборудованию образовательных учреждений. Требования к учебно-воспитательному процессу. Требования к санитарно-противоэпидемическому режиму. Требования, предъявляемые к интернатам и школам-интернатам.


Тема 2.15 Условия труда женщин (2 часа – лекция)

Физиологические особенности женщин. Требования к условиям труда женщин. Требования к ограничению неблагоприятных факторов. Требования к помещениям для обслуживания работающих женщин. Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в области охраны труда.


Перечень практических занятий


Номер темы

Наименование практического занятия

2.7

Основы психопрофилактики и преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности (4 часа)

2.8

Саморегуляция как метод профилактики профессионального выгорания (4 часа)

2.9

Самодиагностика рисков профессионального выгорания (4 часа)

2.10

Тренинг как метод психопрофилактики «эмоционального выгорания» педагога (2 часа)

2.11

Профессиональная самореабилитация педагога. Моббинг

(2 часа)


2.12

Синдром профессионального выгорания и его профилактика (2 часа)

2.14

Требования к образовательным учреждениям на соответствие санитарным правилам и нормам

(2 часа)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Интернет-ресурсы:

http://Krugosvet.ru

http://www.slovopedia.com

http://www.psifak.com

http://mirrosta.ru

http://bibnout.ru



http://premier.gov.ru

http:// www.neva24.ru



http://www.cnews

http://ruprofitexter.ru

www.azps.ru

www.psylist.net

www.testforall.narod.ru
Основная литература:

  1. Аминов А.Н. Российская энциклопедия социальной работы // Синдром эмоционального сгорания: В 2 т. Т.2. – М., 1997.

  2. Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. Социальная работа /Под ред. И. Зимней. Вып. 2. М., 1992.

  3. Анциферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А.Бодрова. – М.,1991.

  4. Асмаковец Е.С. Взаимосвязь эмоциональной гибкости и синдрома эмоционального сгорания учителя /Е.С. Асмаковец //Библиотечка ж. «Вестник образования России». – 2006. - № 5. –С.12-14

  5. Битянова Н.Р. Психология личностного роста.-М., 1995.

  6. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. Бодрова. – М.,1991.

  7. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М.:Наука,1981.

  8. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности.- М., 1992.

  9. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

  10. Высоцкий В.И. Синдром «профессионального выгорания»/В.И.Высоцкий //Педдиагностика.-2006.-N 6.-C.110-120.

  11. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться /К.Ефремов //Социальная педагогика.-2007.-N 2.-С.97-102.

  12. Журавлева Г. «Эмоциональное выгорание» в педагогической деятельности и способы его профилактики /Г.Журавлева //Народное образование.-2008.-N 5.-С.114-120

  13. Каверин С.Б. Мотивация труда. – М.,1998.

  14. Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе.- М.,1969.

  15. Качюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академический проект; Трикста, 2004.

  16. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.,1983.

  17. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. – М.,1986.

  18. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. – М.,1995.

  19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс,1996.

  20. Климов Е.А. Психология профессионала. Психология Отечества. – М.,1996.

  21. Котик М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса в труде // Вопросы психологии.1989. №6.С. 81-92.

  22. Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций // Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005.

  23. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

  24. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

  25. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

  26. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен и структура и функции в произвольной активности человека.-М., 2001.

  27. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся. – М., 2003.

  28. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. – М., 2003.

  29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 1992.

  30. Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог, 2003, № 3.

  31. Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье, 2003, № 9.

  32. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000

  33. Психология здоровья. – СПб., 2000.

  34. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

  35. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. — СПб.: Питер,2003

  36. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1995.

  37. Тренинг преодоления тревожности и повышения стрессоустойчивости/ под ред. Мгкова И.Ф.- Воронеж, 1998.

  38. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.

  39. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания»и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7

  40. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.

  41. Харькин В. , Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания.-М., 1998.

  42. Хухлаева О.В. Эмоциональное выгорание учителей // Школьный психолог. №4. 2006.

  43. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н./Д., 2002

  44. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – М., 2002


Модуль 3. Методическое сопровождение образовательного процесса в учреждениях образования и культуры (6 часов)
Тема 3.1 Научная статья: подготовка и оформление (2 часа – лекция)

Научная статья как жанр научного произведения. Характеристика научного стиля. Типы научных статей. Структура научной статьи. Основное содержание (рамочная конструкция). Языковые средства научного стиля. Правила оформления. Библиографические ГОСТы.


Тема 3.2 Педагогика межличностных отношений (1 час – лекция, 1 час - практика)

Общение как средство передачи форм культуры, социального и профессионального опыта, педагогического сотрудничества. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения. Требования к личности современного преподавателя. Компоненты педагогического профессионализма. Педагогическая этика.


Тема 3.3 Приемы деловых коммуникаций (2 часа – лекция)

Умение точно передавать и правильно использовать полученную информацию. Приобретение навыков в общении, необходимых для успеха в любом виде деятельности. Межличностное общение. Способы и методы коммуникации. Навыки проведения публичных презентаций.



Перечень практических занятий


Номер темы

Наименование практического занятия

3.2

Педагогика межличностных отношений (1 час)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература:

  1. Валеева Н.Г. Жанрово-стилистическая характеристика научных текстов [Электронный ресурс] // Н.Г. Валеева. Введение в переводоведение. – М. : Изд-во РУДН, 2006. – Режим доступа: www.trpub.ru/valeeva-har-text.html.

  2. Научные публикации [Электронный ресурс] // Ин-т фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ. – Режим доступа: bio.sfu-kras.ru.

  3. Крылова О.А. Научный стиль [Текст] / О.А. Крылова // Функциональные типы русской речи. А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов. – М.: Высш. шк., 1982. – С. 92–103.


Модуль 4. Здоровьесбережение и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни (10 часов)
Тема 4.1 Предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних (2 часа – лекция)

Возрастные особенности суицидального поведения. Факторы и ситуации суицидального риска. Способы информирования о намерении суицида. Первичная экспертная оценка суицидального поведения. Маркеры суицидального состояния. Примерная шкала оценки суицидального риска (рекомендации ВОЗ).

Превентивные меры. Формы и методы работы по осуществлению превентивных мер. Диагностика суицидального риска. Кризисное вмешательство при высоком риске суицида. Алгоритм действий психологов в образовательном учреждении в ситуации совершенного суицида.
Тема 4.2 Современные подходы к формированию навыков здорового образа жизни (1 час – лекция, 1 час - практика)

Два закона зависимости. Биологический подход в обучении навыкам здорового образа жизни. Психологический подход в обучении навыкам здорового образа жизни. Социальный подход в обучении навыкам здорового образа жизни. Формы работы с зависимыми и созависимыми людьми по методу Я. Маршака: лекции, психотренинги, кинезиогенная терапия – утренняя и вечерняя йога, психотерапевтическая малая группа, группа самоанализа, вечерняя группа самопомощи. Особый режим питания, работы и отдыха для зависимых и созависимых людей. Программа 12 шагов и 12 традиций анонимных алкоголиков как одна из основ устойчивого выздоровления.


Тема 4.3 Формирование психологической культуры педагогов в работе с детьми и подростками как фактор качества образования (2 часа – лекция)

Определение «сложных» детей и оптимальные способы взаимодействия с ними. Рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности и «проблемных детей». Практические приемы, способствующие адаптации «проблемных» детей, а также советы как с ними работать.


Тема 4.4 Профилактика стрессов в деловом общении (2 часа – лекция)

Понятие и природа стресса. Причины и источники стресса. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения. Саморегуляция психологических состояний с помощью нейролингвистического программирования Музыка как средство борьбы с переутомлением.


Тема 4.5 Здоровьесберегающие технологии в образовании (2 часа – лекция)

Понятие здоровьесберегающих технологий. Принципы работы, основные компоненты, функции, типы, классификации. Средства и методы, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий в школе. Структура процесса обучения при использовании здоровьесберегающих технологий. Урок с позиций здоровьесберегающих технологий.



Перечень практических занятий


Номер темы

Наименование практического занятия

4.2

Современные подходы к формированию навыков здорового образа жизни (1 час)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература:

  1. Аладьин А.А. Внутрисемейные отношения в семьях подростков с нарушениями поведения. – Автореф. дис. канд. психол. наук. – Минск, 1996. – 18 с.

  2. Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера // Нарушения поведения у детей и подростков.– М., 1981.– С. 51–59.

  3. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности несоврешеннолетних правонарушителей. – Автореф. дис... канд. психол. наук. – М, 1968. – 24 с.

  4. Аликина Н.В. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики/ Метод. рекомендации.– Киев, 1991.– 20 с.

  5. Анонимные алкоголики. Рассказ о том, как многие тысячи мужчин и женщин вылечились от алкоголизма. Нью Йорк, ALCOHOLICS ANONYMOUS WORLD SERVICES, INC, 1989.

  6. Анцыферова Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран// Теоретические проблемы психологии личности.– М.: Наука, 1974.– С. 290–291.

  7. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования, 2002, №8.

  8. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 1980. – 254 с.

  9. Беличева С.А. Социально–психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних – Автореф. дис... докт. психол. наук. – М., 1989. – 45 с.

  10. Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников. – Автореф. дис... докт. пед. наук. – М., 1980. – 36 с.

  11. Бестужев-Лада И.В. Пьянство как социальная проблема. М., 1999.

  12. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под. ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной.–М., Педагогика, 1972.– С. 41.

  13. Бука Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. М, «Психотерапия», 2008.

  14. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.

  15. Вернон Джонсон. Метод убеждения. Как помочь наркоману или алкоголику принять решение выздоравливать. М, ИОИ В. Секачев, 2007.

  16. Воронов Д.Н. Алкоголь в современном быту. М.-Л.. 1930.

  17. Войцех,В.Ф. Клиническая суицидология [Текст]/ В.Ф.Войцех- М.: Миклош, - 2008.

  18. Вроно, Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков [Текст] / Е.М. Вроно - М.: Академический проект, 2001.

  19. Вроно, Е.М., Ратинова, Н.А. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков [Текст] / Е.М. Вроно, Н.А. Ратинова // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. - М., 1989, с. 38-46.

  20. Всемирная организация здравоохранения Предотвращение самоубийств. Справочное пособие для консультантов. - Женева 2006, 30 С.

  21. Двенадцать шагов и двенадцать традиций. Нью Йорк, ALCOHOLICS ANONYMOUS WORLD SERVICES, INC, 1989.

  22. Дик Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками / Н.Ф. Дик, Т.И.

  23. Дик. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  24. Ефремов, В.С. Основы суицидологии [Текст]/ В.С. Ефремов. – СПб.: Диалект, 2004, 30 С.

  25. Зинкевич–Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]/ СПб.: ООО Речь, - 2000, 310 С.

  26. Костюкевич, В.П., Биркин, А.А., Войцеха, В.П., Кучер, А.А. Теория и практика выявления и предупреждения самоубийств в деятельности практического психолога [Текст] / В.П. Костюкевич, А.А. Биркин, В.П. Войцеха, А.А. Кучер. - М., 2003.

  27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

  28. Маршак Я.И. Генетика и ксенофобия. Ж. «Национальный акцент», М, 2009. с. 52.

  29. Маршак Я.И. Методические рекомендации. Эгвекинот, Красный Крест Чукотки, 2010.

  30. Матафонова, Т.Ю., Пелешенко, М.А. Диагностика и коррекция детей и подростков при посттравматическом стрессовом расстройстве [Текст] / Т.Ю.Матафонова, М.А. Пелешенко // Методическое руководство. Ч. 2, 2006.

  31. Мелоди Битти. Алкоголик в семье или преодоление созависимости. М, изд-во «Физкультура и спорт», 1997.

  32. Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. В семье зависимость от алкоголя или наркотиков. Как выжить тем, кто рядом? М, ПЕР СЭ, 2009.

  33. Образовательная программа по депрессивным расстройствам (редакция 2008 г.) Том 2. Популяционные группы и профилактика суицида. Перевод на русский язык выполнен в Московском НИИ Психиатрии под редакцией профессора В. Н. Краснова. Москва — 2010.

  34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога 1. Изд. ВЛАДОС_ПРЕСС, 2001.

  35. Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе (мастер-класс по проблемам воспитания) / Г.Н. Сибирцова. Изд. 6-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  36. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия [Текст] / Г.В. Старшенбаум. М.: Когито- Центр, 2005.

  37. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии травматического стресса, Ч. 2, Бланки методик, - М.: Когито- Центр, 2007. (Психологический инструментарий).


Модуль 5. Использование информационно-коммуникационных технологий электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе (8 часов)
Тема 5.1 Использование программ Hot Potatoes v 6.0 для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов (1 час – лекция, 3 часа – практика)

Создание интерактивных сетевых упражнений. 6 программ, которые позволят создать 10 интерактивных типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):

1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).

2. JCloze – Заполнение пропусков.

3. JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).

4. JCross – Кроссворд.

5. JMix – Восстановление последовательности
Тема 5.2 Использование информационных и коммуникационных технологий при хранении, передаче и представлении итоговых материалов в практической деятельности педагога (2 часа – лекция, 2 часа – практика)

Направление на формирование системы знаний и умений в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании, составляющих основу формирования компетентности педагога по применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном и воспитательном процессе.

- Назначение и структура MS Power Point. Алгоритм создания презентации в MS Power Point.

- Назначение и структура Paint.

- Общие сведения и указания по выполнению наиболее распространенных операций с помощью программы Paint.

- Назначение и структура Microsoft office Picture Manager.

- Начальные сведения о программе Windows Movie Maker.

- Общие сведения и указания по выполнению наиболее распространенных операций с помощью программы Windows Movie Maker.

- Создание меню с автозапуском (autorun) для диска в программе Autoplay Media Studio
Перечень практических занятий


Номер темы

Наименование практического занятия

5.1

Использование программ Hot Potatoes v 6.0 для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов (3 часа)

5.2

Использование информационных и коммуникационных технологий при хранении, передаче и представлении итоговых материалов в практической деятельности педагога (2 часа)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Интернет-ресурсы:

http://hotpot-anna.narod.ru/lessons.html


Основная литература:

  1. Бовтенко, М.А. Рекомендации по созданию интерактивных упражнений с помощью универсальной программы-оболочки «Hot Potatoes» / М.А. Бовтенко. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет. Институт дистанционного образования. Центр лингвометодических информационных ресурсов , 2004. – 45 с.

  2. Глушаков С.В., Сурядный А.С. Компьютеры, программы сети. Москва, 2009г.

  3. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия компьютера. Москва, 2011г.

  4. Макаревич, Л. Г. Hot Potatoes - программа для создания заданий и тестов / Л. Г. Макаревич. – Новосибирск: Областной центр информационных технологий Новосибирской области, 2004. - 31 с.

  5. Шмыр, А.С. Методическое пособие к курсу повышения квалификации учителей «Использование программ Hot Potatoes 6.0 для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов» (курс для начинающих) / А.С. Шмыр. – Калининград: МОУ лицей №23 г. Калининграда, 2005. – 25 с.

  6. Шмыр, А.С. Горячая картошка от Анны Сергеевны. – Калининград.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Курсы проводятся в очном формате. На лекционных занятиях используется видеопроектор для демонстрации презентаций. Практические занятия второго модуля проводятся в форме психологических тренингов. Практические занятия первого, третьего и четвертого модулей проходят в форме семинаров-обсуждений, тренингов. Использование компьютеров требуется для проведения занятий пятого модуля, посвященного информационно-коммуникационным технологиям.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Оценка эффективности освоения содержания программы осуществляется в ходе оперативной обратной связи на занятиях, тренингах, контрольных заданиях и др.

Формой итоговой аттестации является междисциплинарный экзамен, который проводится на основе контрольных работ.

Междисциплинарный экзамен по следующим модулям:

Модуль 2 «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога: профессиональная самореабилитация педагога»

Контрольная работа. Вопросы для контроля:

1. Методы экстренной эмоциональной разгрузки.

2. Роль прекрасного в профилактике эмоционального выгорания педагогов.

3. Психогигиена педагогического труда.

4. Толерантность и конфликтная компетентность педагога: пути развития.

5. Личностный ресурс профессионала («профессиональное здоровье/не здоровье», метод составления «Карты жизни» авт. Головаха Е.И., Кроник А.А.).



СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Составителем программы является методист по предпрофильному и профильному образованию центра развития образования ГАОУ ДПО ЧИРОиПК Пивович Арина Игоревна.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Программа курсов «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога: профессиональная самореабилитация педагога» предназначена для организации повышения квалификации учителей русского языка и литературы.

Содержание программы построено с учётом рекомендаций (22.05.2001) Министерства образования РФ «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений» и реализуется через 4 модуля, каждый из которых может представлять собой программу отдельного семинара.



Данная программа разработана для формата очных курсов повышения квалификации. При условии увеличения количества часов, выделенных на самостоятельную работу, а также изменения формы контроля данная программа может быть использована для дистанционных курсов.


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница