Программа дисциплины «Источниковедение и историография изучаемого региона»



Скачать 85.52 Kb.
Дата09.08.2019
Размер85.52 Kb.
#126804
ТипПрограмма дисциплины

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Источниковедение и историография изучаемого региона»

для направления 41.03.03 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет мировой экономики и мировой политики,

Школа востоковедения




Рабочая программа дисциплины

«Источниковедение и историография изучаемого региона»

(Арабские страны)
для образовательной программы «Востоковедение»

направления 41.03.03 «Востоковедение, африканистика»

уровень бакалавр

Разработчик(и) программы

Куделин Андрей Александрович, кандидат исторических наук, доцент, andkudelin@rambler.ru

Одобрена на заседании школы востоковедения

«___»____________ 2015 г.

Руководитель А.А. Маслов________ [подпись]


Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________


Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

Д.А. Худяков _________________ [подпись]

Москва, 2015



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Арабские страны


1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 2 курса направления 41.03.03 «Востоковедение» подготовки бакалавра.
Программа разработана в соответствии с:

;

основной образовательной программой бакалавриата по направлению подготовки 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";



рабочим учебным планом университета по направлению 41.03.03 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2015 г.

2 Цели освоения дисциплины

Цель курса – дать сведения студентам о характере и направлениях эволюции исторической традиции арабов в древности, средние века, новое и новейшее время, а также развитие представлений об арабском мире во внешних по отношению к нему источниках указанных эпох.



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

  • базовые даты, персоналии, термины по тематике курса

  • основные источники и литературу по курсу

  • основные этапы развития арабской исторической традиции

  • основные группы внутренних источников по истории арабского мира

  • основные группы внешних источников по истории арабского мира

Уметь:

  • излагать устно и письменно (в форме эссе, реферата и на письменных аттестациях) базовые знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам

  • ориентироваться в основных источниках и литературе по курсу, выделять в них ключевую информацию

  • системно анализировать процессы и явления в сфере тематики курса

  • уважительно относиться к работам предшественников, корректно использовать имеющуюся информацию

Иметь навыки (приобрести опыт):

  • работы с первичными, вторичными источниками, справочной и научной литературой, имеющими отношении к истории арабо-мусульманского мира

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

УК-5

Использует профессиональную литературу и источники, отбирает и интерпретирует информацию по заданной тематике.

Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, выполнение домашнего задания).

Способен понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточный язык тексты культурного, научного, политического, экономического и религиозно-философского характера

ПК-10

Грамотно формулирует тезисы устного выступления и аргументировано их излагает, точно передает знания и мысли в письменной речи в аудиторных и домашних работах.

Доклады и ответы на семинарских занятиях, письменные домашние и экзаменационные работы, эссе.

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

УК-8

Умеет грамотно донести до студентов и преподавателя свое мнение в ходе дискуссии.

Доклады и дискуссия на семинарских занятиях.

Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных

ПК-21

Способен написать письменную творческую работу, исходя из базовых знаний, полученных в ходе лекций и семинарских занятий и используя самостоятельно освоенный фактический материал.

Написание творческой работы по курсу – эссе.

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и

современных проблем истории развития стран Азии и Африки: генезис азиатских и африканских обществ и регионов; развитие стран Азии и Африки в древности, средневековье, в новое и новейшее время; общее и особенное в историческом развитии Азии и Африки; народные движения, коммунизм и национализм на Востоке, политическая, культурная, интеллектуальная история Востока.



ПК-2

Способен использовать полученные в ходе общеисторических курсов знания для уточнения места и роли конкретных источников в изучении соответствующего периода истории региона.

Лекции, семинары, самостоятельная работа.

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и

современных проблем религиозных, духовных и философских традиций Востока: религиозно-философская мысль Востока; конфуцианство, буддизм, даосизм, синтоизм, ислам, индуизм, джайнизм, манихейство и др. течения; народные культы, традиции и верования; философско-религиозный синкретизм на Востоке; основные духовные школы и религиозные организации; современные религиозные течения и этноконфессиональные конфликты на Востоке.



ПК-5

Способен использовать знания о религиозных традициях изучаемого региона для уточнения роли и места рассматриваемых источников в изучении истории ислама.

Лекции, семинары, самостоятельная работа.



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Для специализаций «История и культура изучаемого региона», «Социально-политическое развитие изучаемого региона», «Межгосударственные отношения на Востоке» и «Религиоведение» настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Введение в востоковедение

История религий

Всемирная история

Культурное развитие изучаемого региона

История изучаемого региона

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Основной восточный язык (арабский), уровень одного курса обучения

Знание исторических процессов периодов, предшествующих изучаемым в рамках данной программы.

Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-5).

Умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2).


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

История изучаемого региона

Научные и исследовательские семинары

Духовная культура и интеллектуальная история изучаемого региона



Культурное развитие изучаемого региона

5 Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




РАЗДЕЛ I. Доисламский период.













1.1

Источники по истории доисламской Аравии.

10

2

2

6




РАЗДЕЛ II. Средние века.













I2.1

Коран и Сунна как исторические источники.

10

2

2

6

I2.2

Складывание и расцвет арабо-мусульманского историописания (VII – X вв.)

10

2

2

6

I2.3

Арабская географическая литература.

10

2

2

6

I2.4

Внешние источники по истории средневекового Арабского Востока. Летописание ближневосточных христиан.

10

2

2

6

÷2.5

Арабское летописание зрелого средневековья (XI-XV вв.)

10

2

2

6




РАЗДЕЛ III. Новое время.













3.1

Арабо-мусульманские источники османской эпохи (XVI-XIX вв.).

10

2

2

6

3.2

Внешние источники по истории арабов в XVI-XVIII вв. Арабо-христианское летописание османской эпохи.

10

2

2

6

3.3

Европейские и российские источники XIX в.

10

2

2

6

3.4

Памятники арабской общественной мысли второй половины XIX –начала XX в. как исторический источник.

10

2

2

6



РАЗДЕЛ IV. Новейшее время.














4.1

Источники по истории арабских стран XX - начала XXI века. Интернет-источники.


14

2

4

8




ИТОГО:

114

22

24

68



6 Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры

4 модуль

Текущий

(неделя)


Контрольная работа




Письменная контрольная работа на повторение материала лекций (45 мин)

Эссе

*

3-5 тыс. знаков

Домашнее задание




Домашние задания по подготовке к семинарам (самостоятельное изучение литературы, подготовка устных докладов)

Итоговый

Экзамен


*

письменный экзамен 90 мин.



6.1. Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной шкале.

Для получения оценки по данным формам контроля студент должен подготовить доклад, а также эссе.

Доклад готовится по двум и более источникам и представляет собой самостоятельный, специально подготовленный текст по тематике курса, имеющий проблемный характер. Докладчик должен специально оговаривать случаи цитирования, называть источник цитирования, изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер). Оценка снижается за несоответствие доклада тематике курса, некорректное использование чужого текста, применение нерепрезентативных источников или главным образом базового учебника, непоследовательность и бессвязность изложения, отсутствие четко поставленных проблем и отчетливо сформулированных выводов, несоблюдение 10-минутного регламента.

Эссе представляет собой изложение содержания нескольких научных статей или разделов монографий по проблематике курса, а также содержит авторскую оценку изложенного материала. Студент должен понимать, уметь кратко и адекватно излагать содержание излагаемых научных работ, выявлять и самостоятельно формулировать главные идеи труда, с которым он ознакомился, выявлять суть авторской концепции, обобщать изученный материал и высказывать собственное мнение о прочитанном. Необходимы проявить навыки корректного цитирования чужого текста, составления библиографического описания в соответствии с ГОСТом.. Оценка снижается за некорректное цитирование (даже короткие фразы, если они взяты из чужого текста, должны браться в кавычки и сопровождаться ссылкой), непоследовательность и бессвязность изложения, искажение содержания реферируемого источника, использование нерепрезентативной (не имеющей научного характера) литературы, некорректное библиографическое описание реферируемых работ и оформление ссылок. На компьютере текст эссе набирается с двойным интервалом, кегль – 14. Обязательна тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса.

Итоговая оценка выставляется при условии выполнения студентом заданий письменного зачета. Задание, предлагаемое на зачете, помимо контрольного вопроса (вопросов) включает также тест и перечень персоналий, терминов, названий из числа содержащихся в словаре, приложенном к методическим материалам к курсу, значения которых должны быть раскрыты в одном-трех предложениях. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы тестов, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий.

7 Содержание дисциплины



Раздел I. Доисламский период.
Тема 1.1. Источники по истории доисламской Аравии.
1. Деление Аравии на две основные культурно-исторические области – Юг и Север. Цивилизационные различия между ними в доисламский период и необходимость раздельного рассмотрения источников по этим регионам.

2. Южноаравийская (сабейская) цивилизация.

Внешние источники по Древнему (I тыс. до н.э.) и Среднему (I-III вв. н.э.) периодам сабейской истории: шумерские, библейские, греко-римские. В целом малая информативность сохранившихся сведений. Поздний период сабейской истории (IV-VI вв.): вовлечение Южной Аравии в соперничество Византии и Ирана, возрастание объема и качества сведений. Сообщения греческих и сирийских авторов (Симеон Бетаршамский, Иоанн Малала, Прокопий Кесарийский). История Южной Аравии в трудах мусульманских средневековых авторов.

Внутренние источники. Отсутствие нарративных древнейеменских источников. Роль эпиграфических источников для реконструкции политической истории. Характер эпиграфических памятников, их достоинства и недостатки. Проблема датировки текстов.

Археологические источники. Основные этапы археологического изучения Южной Аравии, роль в нем отечественных исследователей.

3. Северная Аравия.

Арабы в истории Древнего Востока и Античности. Арабская государственность: Набатейское царство, Хатра, Пальмира, Лахмиды, Гассаниды.

Внешние источники. Древность: Библия, египетские, ассирийские, нововавилонские, ахеменидские источники. Античные авторы: Геродот, историографы Александра Македонского и эллинистических царей, Диодор, Страбон, Иосиф Флавий. Византийские авторы: Аммиан Марцеллин, Созомен, Прокопий Кесарийский, Иоанн Малала. Сирийские источники: Симеон Бетаршамский, Иоанн Эфесский.

Внутренние источники. Набатейская эпиграфика. Арабская эпиграфика: надпись в Намаре, эпитафия царя Имуулькайса.

Археологические источники: Петра, Хатра, Пальмира.

Арабская доисламская поэзия как источник по социально-экономическому укладу, идеологии и культуре арабских племен. Аййам ал-араб как выражение коллективной племенной памяти, событий политической и культурной жизни кочевников.

Количество аудиторной работы: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа: 6 часов (подготовка к семинарским занятиям, написание эссе).

Литература по разделу:

Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М., 1964. С. 6-22, 291-313.



Вопросы к семинару по теме:

    1. Внешние источники по истории Южной Аравии.

    2. Внутренние источники по истории Южной Аравии.

    3. Внешние источники по истории Северной Аравии.

    4. Внутренние источники по истории Северной Аравии.


Раздел II. Средние века.
Тема 2.1. Коран и Сунна.
1. Двойственность идеологической основы Корана, отражающей переход от многобожия к единобожию. Содержание Корана: легенды, притчи, эпические сказания; основы вероучения, догматики, культа; правовые и этико-моральные наставления; религиозная полемика. Кораническое видение исторического развития. Историческое развитие общества в понятиях космогонии и эсхатологии ислама. Учение Корана о прошлом человечества как о череде пророческих миссий, завершающихся миссией Мухаммада. Рост временной глубины прошлого в Коране по сравнению с племенным преданием.

2. Исторические условия складывания текста Корана. Проблемы хронологии коранического текста. Проблема библейских влияний на коранический текст.

Отображение в Коране реалий жизни Аравии (географо-климатические сведения, хозяйство, торговля). Древняя история Аравии в Коране. Коран как источник о доисламских верованиях. Коран как источник по событиям истории раннего ислама. Социальные отношения, идеологические и этико-моральные проблемы раннеисламской эпохи в Коране.

3. Хадис как особая форма передачи информации. Структура хадиса (иснад, матн). Формирование понятия «Сунна Пророка». Проблема хронологии письменной фиксации хадисов. Мухаммад аз-Зухри (ум. В 741 г.) и его роль в утверждении авторитета хадисов как второго источника мусульманского вероучения. Возникновение науки о хадисах и складывание региональных школ (Медина, Ирак, Сирия). Принципы классификации хадисов. Организация сборников хадисов по именам ранних передатчиков или по тематическому принципу.

Хадисы как источник права и политический аргумент в мусульманском обществе. Традиционные и современные методы определения достоверности хадисов, их верификации и критики как исторического источника. Рост степени исторической достоверности сведений в хадисах по сравнению с племенным преданием.

Роль собирания хадисов в развитии арабо-мусульманской историографии.



Количество аудиторной работы: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа: 6 часов (подготовка к семинарским занятиям, написание эссе).

Литература по разделу:

Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001. С. 468-536.



Вопросы к семинару по теме:

    1. Формирование текста Корана как основного священного текста ислама.

    2. Коран как исторический источник.

    3. Складывание корпуса хадисов.

    4. Хадисы как исторический источник.


Тема 2.2. Складывание и расцвет арабо-мусульманского историописания (VIIX вв.)
Особенности племенной исторической памяти у арабов. Роль генеалогии. Мусульманская община как новый субъект исторического процесса.

Начало собирания исторических сведений – деятельность ахбарийун (Ибн Мунаббих, Абу Михнаф, Абу Убайда). Хабар как смысловая единица повествования. Порядок расположения хабаров в сочинении: хронологический, логический, ассоциативный. Роль иснада.

Первые мусульманские хроники: повествования о военных походах Пророка (VIII в.): «Китаб ал-магази» ал-Вакиди. «Сират расул Алла» Ибн Исхака – Ибн Хишама – попытка связного изложения жизни Пророка. Освоение арабами иранских и византийских исторических представлений. Ибн ал-Мукаффа: перевод персидской «Книги царей». Составление жизнеописаний сподвижников Пророка (Ибн Сад «Китаб ат-табакат»).

Выработка двух основных линий арабо-мусульманской историографической традиции: описание всеобщей истории и частное изложение материалов (ахбар, генеалогия). Становление композиционных форм исторических сочинений: погодные и династийные хроники. Становление основных жанров историописания.

Ад-Динавари «Книга долгих известий»: параллельное изложение исторических и легендарных событий. Историко-географические сочинения: ал-Йакуби «Книга стран». Сведения об арабских завоеваниях в произведении ал-Балазури «Завоевание стран».

Местные исторические предания и региональные истории. Связь с местными хадисоведческими школами, обилие топографических сведений по расселению арабов на завоеванных территориях. «Завоевание Египта, Магриба и ал-Андалуса» Ибн Абд ал-Хакама как пример подобных сочинений.

«Книга о налоге» Абу Йусуфа (ум. в 798 г.) как источник по социально-экономической жизни Халифата.

«История пророков и царей» ат-Табари (ум. в 923 г.) – высшая точка развития средневековой арабо-мусульманской историографии. Опора ат-Табари на труды предшественников. Композиционная специфика «Истории»: изложение одних и тех же событий по версиям различных авторов. Хадисоведческий подход ат-Табари к материалу (приведение полных иснадов).

«Золотые копи и россыпи самоцветов» ал-Масуди (ум. в 956 г.): беллетризованная историческая хроника. Структура сочинения: череда отдельных хабаров, а также анекдотов, диалогов, новелл и стихов. Главы о правлении аббасидских халифов как пример династийной хроники. Связь с адабной литературой.

Количество аудиторной работы: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа: 6 часов (подготовка к семинарским занятиям, написание эссе).

Литература по разделу:

Гибб Х.А.Р. Арабская литература: классический период. М., 1960. С. 117-156.



Вопросы к семинару по теме:

  1. Ранние мусульманские хроники.

  2. Хроники арабских завоеваний.

  3. Расцвет арабо-мусульманской историографии. Сочинения ат-Табари и ал-Масуди.


Тема 2.3. Арабская географическая литература.
Место географии в средневековой арабо-мусульманской культуре. Факторы, стимулировавшие развитие географической науки: сбор статистических данных о налогообложении провинций, описание путей для нужд почтовой службы, путешествия с паломническими, торговыми, образовательными целями и т.д. Основные жанры географической литературы: математическая география, описательная география (преобладающий тип), беллетризованные рассказы о путешествиях.

Эволюция географической литературы. Знакомство арабов с наследием античной географии (IX в.). Становление и дифференциация жанров. Появление географических справочников для нужд чиновников (катибов). Сочинения ал-Хамадани (ум. в 903 г.), Ибн Хордадбеха (ум. в 912 г.).

X в. – создание классической школы арабских географов. Творчество ал-Масуди, ал-Мукаддаси (947-1000).

Появление географических словарей, энциклопедических описаний вселенной (XI-XII вв.). Работы ал-Бируни (973-1048), ал-Идриси (1100-1165), Йакута (1179-1229). Путешествия и сочинения Насира Хусрау (1003-1088), Ибн Джубайра (1145-1217), Ибн Баттуты (1304-1377).

Достоинства и недостатки географической литературы как исторического источника. Большое количество и высокая познавательная ценность сочинений. Недостаточно критическое отношение авторов к источникам. Компилятивность многих сочинений (особенно после X в.), проблема различения заимствований и собственного текста автора.
Количество аудиторной работы: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа: 6 часов (подготовка к семинарским занятиям, написание эссе).

Литература по разделу:

Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература. М., 2004. С. 15-36 и разделы по отдельным авторам (для самостоятельного чтения).



Вопросы к семинару по теме:

  1. Складывание корпуса арабской географической литературы.

  2. Арабская географическая литература как исторический источник.


Тема 2.4. Внешние источники по истории средневекового Арабского Востока. Летописание ближневосточных христиан.
Классификация не-арабо-мусульманских источников – «внешние», созданные сопредельными народами; «внутренние», созданные внутри арабо-мусульманского мира – иранские, тюркские, восточно-христианские, иудейские. Жанры: хроники, жития, паломническая литература, дипломатические акты, послания, богословская полемика.

Византийские источники. Сочинения Феофана Исповедника (ум. в 812 г.). Византийско-мусульманские войны в изложении византийских хронистов X-XIII вв. Трактат «Об управлении империей» Константина Багрянородного. Паломничества в Палестину. Иоанн Фока (кон. XII в.). Армянские источники. Славянские источники. «Хождения» как литературный жанр. Сочинения игумена Даниила, св. Саввы Сербского.

Западные источники. Летописи Крестовых походов. Постепенное накопление сведений об исламской культуре.

Иранские источники по истории арабов. Вклад иранцев в развитие арабоязычного летописания. Персидские переводы арабских историков. Становление ираноязычного летописания в монгольский период: летописи Рашид ад-Дина (1247-1318) и ал-Джувейни (ум. в 1283 г.).

Летописание ближневосточных христиан. Сирийская историографическая традиция: западная (яковитская) и восточная (несторианская) ветви. Восприятие истории с позиции низов: сообщение о ценах, налогах; критика властей у некоторых авторов. Интерес к хронологии. Важнейшие авторы VII – XIV вв.: Бар Пенкайе (кон. VII в.), Псевдо-Дионисий (ум. в 775 г.), Дионисий Телльмахрский (ум. в 842 г.), Михаил Сириец (ум. в 1199 г.), Бар Эбрей (ум. в 1286 г.).

Арабо-христианская историография. Арабизация ближневосточных христиан в VIII – X вв., необходимость изложения мировой истории на доступном языке. Мелькитская историография: Евтихий Александрийский (876-940), Агапий Манбиджский (ум. после 942 г.), Йахья Антиохийский (ум. в 1034 г.). Летописание коптов. Яковитские и несторианские хроники на арабском языке.

Роль и значение «внешних» источников для средневековой арабо-мусульманской истории.
Количество аудиторной работы: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа: 6 часов (подготовка к семинарским занятиям, написание эссе).

Литература по разделу:

Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979.



Вопросы к семинару по теме:

  1. Византийские источники по истории средневекового Ближнего Востока.

  2. Западные летописи Крестовых походов.

  3. Иранские источники по истории Халифата.

  4. Сирийская историографическая традиция.

  5. Арабо-христианская историография.


Тема 2.5. Арабское летописание зрелого средневековья (XI-XV вв.)
Общая характеристика развития арабского летописания в период распада Аббасидского халифата: ослабление культурной гегемонии Багдада, рост значения региональных центров (Каир, Мосул, Халеб, Дамаск, Кордова и др.), децентрализация историографии, рост числа трудов при сужении географических рамок исторического изложения. Упадок иракской традиции после сельджукского завоевания, преобладание Сирии и Египта. Распространение жанров современных событиям анналов и исторических компендиумов (XI в.). Результаты монгольского нашествия (XIII в.) для арабской историографии – перемещение ее центра в Египет, вытеснение арабского языка персидским в литературной жизни восточных провинций Халифата. Утрата оригинальность арабоязычных исторических текстов.

Переход фиксации политической истории от религиозных деятелей (улама) к придворным и чиновникам. Развитие жанра династийных хроник, жизнеописаний правителей. Ослабление хадисоведческой культуры историописания. Сильные (опора на документы, осведомленность авторов) и слабые (ограниченность кругозора, политические предубеждения авторов) «чиновных» и «придворных» анналов. Новое представление о задаче истории: назидание для будущих поколений.

«Иранский стиль» в историографии: риторические фигуры, нарочитая запутанность текстов. Основные авторы и сочинения: «Книга листов» ас-Сули (ум. в 946 г.), «Книга изначального в истории» ал-Макдиси (вторая пол. X в.), «Опыты народов» Мискавейха (ум. в 1030 г.), «Установления и обычаи двора халифов» Хилала ас-Саби (ум. в 1056 г.).

Расширение биографического жанра – списки-разряды (табакат) хадисоведов, поэтов, литераторов, врачей, астрономов, вазиров, судей. Ветвление жанра по профессиональному и региональному принципам. Словарь багдадских богословов ал-Хатиба ал-Багдади (1002-1071), «Словарь литераторов» Йакута ар-Руми (1179-1229) как примеры подобных сочинений.

Развитие жанра исчерпывающего биографического словаря. Произведения Ибн Халликана (ум. в 1282 г.), Халила ас-Сафади (ум. в 1363 г.). «Хранимые жемчуга» Ибн Хаджара ал-Аскалани (ум. в 1449 г.): утверждение новой системы расположения биографического материала в алфавитном порядке по десятилетиям и столетиям. «Сияющий свет» Шамс ад-Дина ас-Сахави (ум. в 1497 г.).

Автобиографический жанр: «Книга назидания» Усамы ибн Мункыза (ум. в 1188 г.).

Характерные черты арабо-мусульманской биографической литературы (сохранение иснадов, внимание к хронологии, привлечение перечней трудов, стихотворений, внимание к эпизодам жизни описываемого лица). Достоинства (яркость образов, близость к бытовой жизни, освещение не только политической истории) и недостатки (фрагментарность сведений, ненадежность первоисточников, нередкая шаблонность образов) биографической литературы как исторического источника. Биографии как дополнение к анналам: биографии в «Истории Халеба» Камал ад-Дина (ум. ок. 1260 г.), «Истории Дамаска» Ибн Асакира (ум. в 1176 г.).

Библиографические своды. «Перечень» Исхака ибн ан-Надима (сост. в 987 г.), его значение в источниковедении.

История религии и философских учений. «Книга религии и власти» Али ибн Раббана ат-Табари (сер. IX в.). Труды Ибн Хазма (993-1064). «Книга о религиях и сектах» аш-Шахрастани (1075-1153). Шиитская историография об алидских мучениках. «Шиитские секты» ан-Наубахти.

Возрождение жанра всемирной хроники как результат синтеза политических анналов и биографических трудов. «Совершенный в истории» Ибн ал-Асира (ум. в 1223 г.). Произведения Абу-л-Фиды (1273-1331), Ибн Касира. Арабские исторические энциклопедии зрелого средневековье. Произведения ар-Рази (1149-1209), ан-Нувайри (1279-1333), ал-Умари (1301-1349), ал-Калкашанди (1355-1388) как примеры подобных сочинений. Ценность работ энциклопедистов как исторических источников (широкий кругозор, детальность описаний Сирии и Египта, знание политических реалий своего времени).

Особое место египетской историографии зрелого средневековья. Наибольшая в мусульманском мире полнота исторического предания ввиду отсутствия внешних завоеваний, непрерывность традиции историописания. Сочинения ал-Макризи (1364-1442), ас-Суйути (ум. в 1505 г.), Ибн Ийаса (ум. ок. 1524 г.).

Теория исторического процесса в «Мукаддиме» Ибн Халдуна, написанной в качестве введения к всемирной хронике «Книга примеров». Представление об обусловленности исторического развития экономическими, климатическими и др. обстоятельствами жизни людей. Понятие родоплеменной солидарности (асабиййа) и его применение Ибн Халдуном в объяснении истории. Анализ Ибн Халдуном проявлений цивилизации в ее религиозном, политическом, экономическом, художественном и научном аспектах.



Количество аудиторной работы: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа: 6 часов (подготовка к семинарским занятиям, написание эссе).

Литература по разделу:

Гибб Х.А.Р. Арабская литература: классический период. М., 1960. С. 117-156.



Вопросы к семинару по теме:

  1. Общая характеристика арабо-мусульманской историографии позднего средневековья.

  2. Всемирные хроники XIII – XVI вв.

  3. Теория исторического процесса в «Мукаддиме» Ибн Халдуна.


Раздел II. Новое время.
Тема 3.1. Арабо-мусульманские источники османской эпохи (XVI-XIX вв.).
Политические и культурные перемены в арабском мире после османского завоевания. Широкий круг нарративных и документальных источников османского периода. Переориентация арабской историографии на страновые проблемы, относительно самостоятельное развитие египетской, сирийской и магрибинской традиций историописания. Единство авторского стиля и композиции арабских источников XVI – XVIII вв. с произведениями средневековой эпохи.

Особенности арабских хроник Нового времени в соответствии с социальной принадлежностью их авторов: выделение «алимских хроник», написанных лицами духовного звания, и «военных летописей», созданных представителями военно-административной иерархии; специфика отражения в них исторической действительности.

Арабские хроники Египта XVII – XVIII вв.: произведения Ахмада Шалаби, Йусуфа ал-Маллавани, Ахмада ад-Дамирдаши. Принципы организации текста, информационная ценность. Хроника Абд ар-Рахмана ал-Джабарти (1754-1826) «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий» как кульминация египетской исторической традиции, наиболее обстоятельный и достоверный источник по истории Египта XVIII – начала XIX в. Дневник ал-Джабарти эпохи французской оккупации, его историческая ценность.

Городские хроники Сирии XVIII в.: «Повседневная жизнь Дамаска» Ахмада Будайри ал-Халлака, «Эпизоды из истории Дамаска» Мухаммада Абу-с-Сууда ал-Хасиби.

«Сборник» по истории Андалусии ал-Маккари (1591-1632) – эпилог историографии мусульманской Испании.

Произведения правительственных чиновников и дипломатов: сочинения Джаззар-паши и Хусейн-эфенди о Египте, труды магрибинских авторов Абу-л-Касима аз-Зайани (1734-1833) и Ахмада ан-Насири (1835-1897). Тематика и круг интересов авторов: военно-административная система, финансово-налоговая система, мамлюкская и исламская иерархии и т.д.). Положительные и отрицательные стороны этих произведений.

Генеалогические своды и жизнеописания в Новое время. Биографический словарь Мухаммада Халила ал-Муради, «Автобиография» Ахмада ибн Аджибы (1747-1809) как источники по социально-политической и духовной жизни арабской интеллектуальной элиты.

Мусульманские географы Нового времени. «Описание Африки» Хасана ал-Уаззана (Льва Африканского). Традиции средневековой описательной географии в труде Мухаммада Байрама ал-Хамиса (1840-1879). Путевые заметки арабских путешественников XVII - XVIII вв.: Абд ал-Гани ан-Набулуси, Абу-с-Салима ал-Айаши.

Документальные источники. Официальная переписка центральной османской администрации, административные распоряжения провинциального уровня, актовый материал по истории городов и поземельных отношений, архивы шариатских судов. Непрерывность документации с XVI в., отражение семейно-бытовых, имущественных, социальных вопросов.
Количество аудиторной работы: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа: 6 часов (подготовка к семинарским занятиям, написание эссе).

Литература по разделу:

Куделин А.А. Летописные своды Османского Египта XVII – первой половины XVIII в. Сборник статей участников ХI Московской научной конференции. М.: РУДН, 2011. С.60-72.



Вопросы к семинару по теме:

  1. Общая характеристика арабо-мусульманских источников османской эпохи.

  2. Арабские хроники Египта XVII – XVIII вв.

  3. Сочинения Джаззар-паши и Хусейн-эфенди о Египте.

  4. Документальные источники османской эпохи.


Тема 3.2. Внешние источники по истории арабов в XVI-XVIII вв. Арабо-христианское летописание османской эпохи.
Значение «внешних» источников для выработки правильных представлений об экономике, исторической географии, общественной жизни Ближнего Востока в османский период. Группы источников: османские, западные, российские.

Османские источники. Преимущественный интерес османских хроник к общеимперской истории, побочный характер арабских сюжетов. Архивные материалы как главный османский источник по истории арабов. Основные типы архивных материалов: мюхимме дефтери – копии исходящих документов канцелярии великого везира и Государственного совета, переписка с провинциями, военные вопросы; тапы дефтери – налоговые кадастры, описи земель и переписи населения; малийе – финансовые документы. Исследования на базе архивных источников по экономике, социальной структуре, урбанизации и демографии арабо-османского общества. Степень достоверности османских документов.

Западные источники. Дипломатические документы. Записки путешественников. Характер, маршруты путешествий, круг интересов путешественников, качество описаний и уровень анализа материала. Характеристика работ Н. Радзивила, К. Нибура, К.Ф. Вольнея.

Русские источники. Паломнические «Хождения» в Святую землю. Характеристика сочинений В. Позднякова, А. Суханова, Т. Коробейникова, И. Лукьянова, В. Григоровича-Барского, Серапиона. Постепенный сдвиг авторского интереса в стороноу светских тем.

Архивные материалы: переписка с ближневосточными православными церквями, сбор сведений о политической ситуации в Османской империи; военно-политические контакты с правителями арабских территорий в ходе Архипелагской экспедиции русского флота (1769-1774 гг.). Деятельность русских консульств на Арабском Востоке в кон. XVIII в.

Подъем арабо-христианской культуры в XVII-XIX вв. Высокий удельный вес христианских исторических сочинений в общей массе нарративных источников османского периода. Основные жанры: церковная история, светская история, произведения смешанного характера. Ареал распространения: сиро-ливанский регион, в меньшей степени Египет. Подразделение историографических школ по конфессиональному признаку: маронитская, униатская, православная.

Маронитская историография. Влияние европейских католических авторов. Полемический тон маронитских летописцев, приверженность местным историческим мифам. Виднейшие представители: Ибн ал-Килаи (ум. в 1516 г.), патриарх Истифан ад-Дувейхи (1629-1704), ал-Айнтурини (ум. в 1821 г.), эмир Хайдар Ахмад Шихаб (1761-1835), Таннус аш-Шидьяк (1791-1861). Постепенно смешение интереса в сторону светских тем. Становление представления о ливанской идентичности в трудах маронитских историков.

Православное летописание. Халебский культурный ареал: патриарх Макарий аз-Заим (ум. в 1672 г.), Павел Алеппский (1627-1669). Бейрутский культурный ареал: «Бейрутская летопись» XVIII-XIX вв.

Униатское летописание, его связь с задачами религиозной полемики. Основные персоналии: Юханна ал-Аджими (1724-1785), Ханания ал-Мунайир (1756-1832), Михаил Саббаг (1780-1816), Никула ат-Турк (1763-1828).

Количество аудиторной работы: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа: 6 часов (подготовка к семинарским занятиям, написание эссе).

Литература по разделу:

Кириллина С.А. Очарованные странники. Арабо-османский мир глазами российских паломников XVI – XVIII столетий. М., 2010; Куделин А.А. Подход европейских путешественников XVII– XVIII веков к описанию стран Ближнего Востока. Цивилизация, государство и общество Евразии: вчера, сегодня, завтра: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 11–12 ноября 2008 г. М.: РУДН, 2009. С. 143–153.



Вопросы к семинару по теме:

  1. Османские источники по истории арабов в Новое время.

  2. Западные источники XVI – XVIII вв.

  3. Русские источники XVI – XVIII вв.

  4. Арабо-христианские источники Нового времени.


Тема 3.3. Европейские и российские источники XIX в.
Типы источников, характерные для XIX в. Документы, связанные с военными операциями европейцев в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Колониальная документация. Дипломатические документы. Отчеты финансовых, торговых, промышленных европейских компаний, действовавших в арабском мире.

Детальные описания и исследования стран Востока европейскими и российскими учеными, дипломатами и путешественниками. «Описание Египта», составленное французскими учеными, входившими в состав экспедиции Бонапарта. Характеристика трудов И.Л. Буркхардта, Э. Лэйна, К.М. Базили, полковник Львов, Дж. Боуринг, Д. Пэлгрейв. Материалы европейской и российской периодической печати об арабском мире: газетные публикации, специализированные востоковедные журналы. Начало формирования научных представлений о Востоке.



Количество аудиторной работы: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа: 6 часов (подготовка к семинарским занятиям, написание эссе).

Литература по разделу:

Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, военных и консульских обзорах первой половине XIX века. М., 1991; Египет глазами россиян середины XIX – начала XX века. Политика, экономика, культура. М., 1991.



Вопросы к семинару по теме:

  1. Общая характеристика внешних источников по истории арабов в XIX в.

  2. Характеристика источника (по выбору учащегося).


Тема 3.4. Памятники арабской общественной мысли второй половины XIX – начала XX в. как исторический источник.
Феномен «Нахды» (арабского Возрождения) и его идейные истоки: обращение к достижения науки и культуры Запада; возврат к арабскому духовному наследию прошлого. Общая характеристика двух основных направлений Нахды: светское просветительство и религиозное мусульманское реформаторство. Три основных центра Нахды – Египет, сиро-ливанский ареал, Тунис.

Египетское просветительство, становление египетского национализма. Характеристика работ Рифаа ат-Тахтави «Извлечение чистого золота из описания Парижа» и Али-паши Мубарака «Знамя религии». Творчество Абдаллаха ан-Надима (1844-1896). Религиозное направление Нахды: творчество Джалал ад-Дина ал-Афгани (1839-1897), Мухаммада Абдо (1849-1905) и их последователей. Паносманское направление: Мустафа Камил. Идеи возрождения арабской нации через восстановление халифата в произвдениях ал-Кавакиби.

Сирийские просветительские общества сер. XIX в. Творчество Бутруса ал-Бустани, Селима ал-Бустани, Касима Амина, Адиба Исхака. Идеи исламского единения как метода разрешения политических проблем мусульманского Востока в творчестве Ахмада Фариса аш-Шидьяка (1804-1887).

Нахда в Тунисе. Сочинения Махмуда Кабаду и Хайр ад-Дина ат-Туниси.

«История мусульманской цивилизации» Джирджи Зейдана: введение научных методов исследования в арабскую историографию.

Количество аудиторной работы: семинары – 2 часа.

Самостоятельная работа: 6 часов (подготовка к семинарским занятиям, написание эссе).

Литература по разделу:

Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время). М., 1972.



Вопросы к семинару по теме:

  1. Общая характеристика периода Нахды.

  2. Египетское просветительство периода Нахды.

  3. Сирийское просветительство периода Нахды.


РАЗДЕЛ IV. Новейшее время.
Тема 4.1. Источники по истории арабских стран XX - начала XXI века. Интернет-источники.
Протоколы переговоров. Межгосударственные договоры. Документы Лиги наций, ООН, Лиги арабских государств и других международных организаций. Конституции арабских стран, национальные хартии, документы политических партий. Материалы обследований арабских экономик миссиями МВФ, МБРР, Мирового банка и др. Выступления, мемуары, дневники, переписка арабских государственных, общественных, культурных и религиозных деятелей. Материалы национальных статистических служб (переписи населения, торговые, промышленные, сельскохозяйственные переписи, банковская и таможенная статистика). Материалы полевых социологических, этнографических и других обследований арабских обществ. Арабская периодика, фото-, кино- и видеодокументация.

Интернет-источники, их специфика. Тематический поиск в интернете по арабским и исламским сайтам. Арабские блоги социальных сетей Facebook и Twitter как источник по событиям «Арабской весны».


Количество аудиторной работы: лекции – 2, семинары – 4 часа.

Самостоятельная работа: 8 часов (подготовка к семинарским занятиям, написание эссе).

Литература по разделу:

Иракская агрессия против Кувейта в зеркале российской прессы (август 1990 – апрель 1991). М., 2000.



Вопросы к семинару по теме:

  1. Общая характеристика источников по истории арабского мира в XX в.

  2. Общая характеристика интернет-источников по истории арабского мира в XX – начале XXI в.



8 Образовательные технологии

На семинарах используются активные и интерактивные формы проведения занятий, в том числе обсуждения студентами отдельных вопросов темы, дискуссии, индивидуальные и коллективные доклады.


8.1 Методические указания студентам


При подготовке докладов на семинарах следует учитывать, что доклад – это специально подготовленный, целостный, самостоятельный текст, а не выдержки из чьих-то работ, механически зачитываемые докладчиком. Доклад не может быть подготовлен исключительно или даже главным образом по базовому учебнику; для подготовки доклада необходимо использовать не менее двух-трех источников. Формулировка темы доклада должна носить проблемный характер, текст должен быть четко структурирован, рассчитан на 10-минутное выступление, которое должно завершаться кратким выводом. Перед тем, как прочесть доклад, студент должен назвать его тему, перечислить проблемы, которые будут освещены в докладе, указать источники, по которым доклад готовился.

Реферат отдельной статьи или раздела научной монографии должен предваряться библиографическим описанием реферируемого текста и оформляется не по образцу учебного реферата (сводных рефератов по определенной тематике, предполагающих наличие элементов аналитического обзора), а в виде рабочего реферата (материала, который референт предполагает использовать в будущем при написании собственного текста). Для того, чтобы в реферате было впоследствии легче найти нужный блок информации (необходимый при написании учебной или научной работы), текст реферата целесообразно размещать в таблице из двух столбцов; при этом внутренние подзаголовки (сформулированные референтом тезисы, рубрицирующие отдельные части реферируемого текста), целесообразно помещать в левом столбце и выделять жирным шрифтом, а информацию, раскрывающую содержание данного тезиса, давать в правом столбце. Такое размещение текста реферата позволяет при его быстром «прокручивании» легко находить нужный заголовок на экране монитора (при обычном расположении заголовка – сверху – его легко пропустить).

9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля


1. Письменная характеристика одного из рассматриваемых в курсе источников (источник – по выбору обучающегося).

2. Эссе – обзор источников для изучения определенной темы/проблемы (регион и период – по выбору обучающегося).



    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Исторический источник.

  2. Классификация источников. Типы, роды и виды источников.

  3. Анализ исторических источников, его этапы и методики.

  4. Источники по истории доисламской Аравии и сабейской цивилизации.

  5. Становление исторического сознания у арабов. Генеалогические источники.

  6. Коран и Сунна как исторический источник.

  7. «История пророков и царей» ат-Табари (IX-X вв.).

  8. Исторические и географические труды ал-Масуди (X в.).

  9. Арабская историография XI-XV вв.

  10. Историософская концепция Ибн Халдуна (XIV в.).

  11. Арабская географическая литература как исторический источник.

  12. «Внешние» источники по истории арабо-мусульманского Востока в Средние века (исторические сочинения соседних народов, летописание ближневосточных христиан).

  13. Арабо-мусульманские исторические источники XVI-XVIII вв.

  14. «Внешние» источники по истории арабского мира в османскую эпоху (османские, европейские, русские).

  15. Источники арабской истории XIX в.

  16. Источники арабской истории XX в.


10 Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает регулярность посещений занятий студентом – Опосещ.

В течение модуля студент должен подготовить не менее одного доклада на семинаре. Преподаватель оценивает репрезентативность использованных студентом источников, самостоятельность текста доклада, его проблемный характер, полноту раскрытия темы, стройность и логичность изложения, доказательность сделанных докладчиком выводов. Оценивается также активность студента на семинарах и правильность ответов на заданные преподавателем вопросы. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, определяя качество подготовки рефератов. Оценки за реферат преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Ореф.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = n1·Опосещ. + n2·Оаудиторная + n3·Ореф ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля – арифметический.

Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Опромежуточный/итоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий

Способ округления оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета – арифметический, но оценка промежуточного (итогового) контроля не может быть выше оценки, полученной на зачете.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник


Гибб Х.А.Р. Арабская литература: классический период. М., 1960.
    1. Основная литература


  1. Египет глазами россиян середины XIX – начала XX века. Политика, экономика, культура. М., 1991.

  2. Иракская агрессия против Кувейта в зеркале российской прессы (август 1990 – апрель 1991). М., 2000.

  3. Кириллина С.А. Очарованные странники. Арабо-османский мир глазами российских паломников XVI – XVIII столетий. М., 2010.

  4. Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература. М., 2004.

  5. Куделин А.А. Летописные своды Османского Египта XVII – первой половины XVIII в. Сборник статей участников ХI Московской научной конференции. М.: РУДН, 2011. С.60-72.

  6. Куделин А.А. Подход европейских путешественников XVII– XVIII веков к описанию стран Ближнего Востока. Цивилизация, государство и общество Евразии: вчера, сегодня, завтра: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 11–12 ноября 2008 г. М.: РУДН, 2009. С. 143–153.

  7. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время). М., 1972.

  8. Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М., 1964.

  9. Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979.

  10. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

  11. Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, военных и консульских обзорах первой половине XIX века. М., 1991.



    1. Дополнительная литература


1. Бартольд В.В. Сочинения. Т.8. Работы по источниковедению.

2. Данциг Б.М. Русские путешественники на Ближнем Востоке. М., 1965.

3. Ибн Исхак. Жизнеописание Пророка. Великая битва при Бадре. М., 2009.

4. Ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов. М., 2002.

5. Очерки истории арабской культуры. М., 1982.

6. Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. СПб, 2000.



    1. Справочники, словари, энциклопедии


Материалы сайта www.vostlit.info

12 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекций необходим проектор.
Каталог: data -> 2015
2015 -> Программа семинара: Новое в расчётах с персоналом в 2015 г.: оплата труда, средний заработок
2015 -> Программа дисциплины Английский язык Для направления 38. 03. 02 Менеджмент Квалификация
2015 -> Программа дисциплины Английский язык для направления 38. 03. 01 Экономика
2015 -> Программа дисциплины Теория функций комплексного переменного
2015 -> К дипломному проекту «подсистема распознования положения динамических объктов для управления средой ос windows» Студент
2015 -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
2015 -> Программа дисциплины Теория функций комплексного переменного  для направления 230700. 62 «Прикладная информатика» подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины Теория функций комплексного переменного  для направления 231300. 62 «Прикладная математика» подготовки бакалавра

Скачать 85.52 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница