Программа дисциплины «Неорганическая химия ii»



Скачать 206.7 Kb.
Дата17.11.2018
Размер206.7 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН



государственный университет

имени Шакарима г. семей



Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-10.1.90

/01-2013



Программа дисциплины «Неорганическая химия II» для преподавателя

Редакция № 1

от 18.09.2013 г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
«Неорганическая химия II»

для специальности 5В072000 – «Химическая технология



неорганических веществ»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Семей


2013

Предисловие
1 РАЗРАБОТАНО
Составитель ________ « 28 » 08 2013 г. Ж.С. Касымова, к.б.н.,

доцент кафедры «Химия»
2 ОБСУЖДЕНО

2.1 На заседании кафедры «Химия»


Протокол от « 28 » 08 2013 года, № 1
Заведующий кафедрой ________ Б.Х. Мусабаева
2.2 На заседании учебно-методического бюро инженерно-технологического факультета
Протокол от « 12 » 09 2013 года, № 1
Председатель ________ С.С. Толеубекова
3. УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета

Протокол от « 18 » 09 2013 года, № 1
Председатель УМС ________ Г.К. Искакова
4. ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ

Содержание


1.

Область применения

4

2.

Нормативные ссылки

4

3.

Общие положения

4

4.

Содержание учебной дисциплины (модуля)

6

5.

Перечень тем для самостоятельной работы студентов

10

6.

Учебно-методическая карта по дисциплине

12

7.

Карта обеспеченности учебно-методической литературой

16

8.

Литература

18



1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «Неорганическая химия II» предназначена для студентов специальности «5В072000» – «Химическая технология неорганических веществ».


2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Настоящая программа дисциплины для преподавателя устанавливает порядок организации учебного процесса по дисциплине «Неорганическая химия II» в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:

- Государственный общеобязательный стандарт высшего образования РК, постановление № 1080 от 23 августа 2012 года;

- Типовой учебный план специальности «5В072000» – «Химическая технология неорганических веществ»;

- СТУ 042-ГУ-4-2013 Стандарт университета «Общие требования к разработке и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин»;

- ДП 042-1.01-2013 Документированная процедура «Структура и содержание учебно-методических комплексов дисциплин».


3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Краткое содержание дисциплины:

Неорганическая химия – одна из химических наук, которая относится к общепрофессиональным дисциплинам в системе образовательно-профессиональных программ специальности. Курс неорганической химии открывает систематическое химическое образование. Курс неорганической химии предполагает получение студентами знаний о внутренней логике химической науки, изучение фактического материала по химии элементов и тенденций в изменении свойств простых веществ и соединений элементов. Студент должен освоить основные закономерности, определяющие свойства и превращения веществ, и на этой основе изучить фактический материал по химии элементов.



3.2 Цели изучения дисциплины:

Целью курса «Неорганическая химия» является получение студентами знаний о свойствах химических элементов, их соединений, формах нахождения в природе, практического применения. Изучение курса «Неорганическая химия» предполагает рассмотрение свойств элементов на основе современных взглядов на строение вещества. Рассматриваются основные закономерности химических реакций, процессов, протекающих в растворах и т.д., которые лежат в основе всех химических дисциплин.



3.3 Основные задачи изучения дисциплины:

Основные задачи определены квалификационными требованиями к выпускникам специальностей «химическая технология неорганических веществ».

-ознакомление студентов с физическими и химическими свойствами элементов и их соединений, основываясь на современных взглядах, теориях о строении веществ, природе химической связи;

-получение студентами знаний о химических превращениях элементов и их соединений;

-ознакомление с формами нахождения в природе тех или иных элементов, способах получения;

-использование основных химических теорий и закономерностей в объяснении химической активности элементов и их соединений, химических превращений и процессов;

-ознакомление с синтезом новых соединений, перспективами их использования.

3.4 Результаты обучения:

В результате изучения дисциплины студент должен:


  • Знать строение атомов элементов, типы химических связей характерные для данного элемента; физические и химические свойства элементов; свойства химических соединений и общие закономерности в изменении свойств соединений и их строении; токсичные неорганические вещества;

  • Владеть представлениями о формах нахождения в природе, основных соединениях;

  • Усвоить способы получения элементов и их соединений;

  • Уметь объяснить поведение элементов, основываясь на законах химии и теоретических предпосылках, выявлять общие закономерности;

  • Понимать сущность основных закономерностей протекания химических реакций; формы воздействия токсичных неорганических веществ на человека;

  • Иметь представление об основных областях применения тех или иных химических элементов и их соединений; о путях синтеза новых соединений;

  • приобрести навыки самостоятельной работы над учебной и специальной литературой, проведения химических экспериментов, по обобщению наблюдаемых фактов и полученных данных при выполнении лабораторных опытов и закреплению теоретического материала.

3.5 Пререквизиты курса:

  • Школьные курсы химии, физики и математики

  • Теоретическая неорганическая химия

  • Неорганическая химия I

3.6 Постреквизиты курса:

  • Физическая и коллоидная химия

  • Органическая химия;

  • Аналитическая химия;

  • Химическая технология


3.7 Выписка из рабочего учебного плана:

Таблица 1



Курс

Семестр

Кредиты

ЛК час.

ЛБ

час.


СПЗ час.

СРСП

час.


СРС

час.


Всего

час.


Форма итогового контроля

1

2

3

15

15

15

22,5

67,5

135

экзамен


4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)

Таблица 2



Наименование тем и их содержание

Количество часов

1

2

МИКРОМОДУЛЬ 1 «ХИМИЯ ВОДОРОДА, КИСЛОРОДА. ХИМИЯ ЭЛЕМЕНТОВ VIIА – группы»

Лекции

« Водород, кислород»

1. Общая характеристика водорода.

2. Получение водорода в лаборатории и промышленности.

3. Химические свойства водорода. Применение

4. Общая характеристика кислорода.

5. Получение кислорода в лаборатории и промышленности.

6. Химические свойства. Применение.



2

«Элементы VIIА – группы»

1. Общая характеристика элементов подгруппы галогенов.

2. Получение галогенов.

3. Химические свойства галогенов.

4. Соединения галогенов. Применение.


3

Лабораторные занятия

«Кислород. Водород. Пероксид водорода»

1. Лабораторные работы:



Опыт1. Получение кислорода.

Опыт2. Свойства кислорода.

Опыт 3. Различие окислительных свойств чистого кислорода и воздуха.

Опыт 4. Получение водорода действием металла на кислоту.

Опыт 5. Восстановление перманганата калия водородом в момент выделения.

Опыт6. Реакция открытия пероксида водорода.

Опыт 7. Окислительные свойства пероксида водорода.

Опыт 8. Восстановительные свойства пероксида водорода.

2. Оформление и защита лабораторных работ.



2

«Получение свободных галогенов, их свойства. Водородные и кислородные соединения галогенов»

1. Лабораторные работы



Опыт1. Получение хлора.

Опыт 2. Взаимодействие хлора с металлами и неметаллами.

Опыт 3. Свойства йода.

Опыт 4. Восстановительные свойства галогенидов.

Опыт 5. Взаимодействие галогенов с водой.

Опыт 6. Получение и свойства белильной извести.

Опыт 7. Взаимодействие брома и йода с водой.

Опыт 4 Окислительные свойства.

2. 2. Оформление и защита лабораторных работ.



2

Практические занятия

«Строение, свойства кислорода, водорода и их соединений»

1. Общая характеристика элементов главных подгрупп.

2. Строение, физические свойства водорода.

3. Химические свойства водорода. Соединения.

4. Строение, физические свойства кислорода.

5. Получение, химические свойства кислорода.

6. Пероксид водорода, строение, получение, свойства.


3

«Свойства, основные соединения галогенов»

1. Распространение в природе, получение.

2. Физические и химические свойства.

3. Водородные соединения галогенов.

4. Кислородные соединения.


3

МИКРОМОДУЛЬ 2 «ХИМИЯ ЭЛЕМЕНТОВ VIА, VА, IV А – групп»

Лекции

«Элементы VIА – группы»

1. Общая характеристика халькогенов.

2. Получение халькогенов.

3. Химические свойства.

4. Соединения халькогенов. Применение.


3

«Элементы VА – группы»

1. Общая характеристика элементов подгруппы азота.

2. Получение элементов VА – группы.

3. Химические свойства элементов подгруппы.

4. Соединения элементов VА – группы. Применение.


3

«Элементы IV А – группы»

1. Общая характеристика элементов IV А – группы.

2. Химические свойства углерода и кремния.

3. Соединения углерода и кремния. Применение.



2

Лабораторные занятия

«Сера, водородные и кислородные соединения серы»

1. Лабораторные работы:



Опыт 1 Аллотропия серы.

Опыт 2. Получение и свойства сероводорода.

Опыт 3. Получение сульфидов.

Опыт4. Получение оксида серы (IV).

Опыт 5. Свойства серной кислоты.

2. Оформление и защита лабораторных работ.



2

«Свойства азота. Получение и свойства аммиака, кислородные соединения азота»

1. Лабораторные работы:



Опыт1. Получение азота.

Опыт 2.Получение аммиака, его взаимодействие с водой и хлористым водородом»

Опыт 3. Восстановительные свойства аммиака.

Опыт 4. Образование оксида азота (IV)

Опыт 5. Образование оксида азота (II).

Опыт 6. Окисление сероводорода азотной кислотой.

Опыт 7. Термическое разложение солей азотной кислоты.

Опыт 8. Восстановительные свойства азотистой кислоты.

Опыт 9. Окислительные свойства азотистой кислоты.

2. Оформление и защита лабораторных работ.



2

«Свойства фосфора. Получение и свойства соединений фосфора. Подгруппа мышьяка»

1. Лабораторные работы:



Опыт 1. Получение белого фосфора.

Опыт 2. Растворимость фосфора в сероуглероде.

Опыт 3. Получение ортофосфорной кислоты.

Опыт 4. Получение солей ортофосфорной кислоты.

Опыт 5. Гидролиз растворимых фосфатов.

Опыт 6. Свойства оксида и гидроксида мышьяка (III).

Опыт 7. Свойства оксида сурьмы (III).

Опыт 8. Гидролиз хлоридов сурьмы (Ш) и висмута (Ш).

Опыт 9. Получение йодистых соединений висмута.

2. Оформление и защита лабораторных работ.



2

«Углерод и его свойства. Получение и свойства оксидов, угольной кислоты»

1. Лабораторные работы:



Опыт 1.Восстановительные свойства углерода.

Опыт 2.Абсорбционные свойства угля.

Опыт 4. Восстановление углем серной кислоты.

Опыт 3. Восстановление углем оксида меди.

Опыт 5. Восстановление дихромата калия.

Опыт 6. Получение диоксида углерода и его растворение в воде.

Опыт 7. Получение карбонатов щелочноземельных металлов и их растворение в уксусной кислоте.

Опыт 8. Образование гидроксокарбонатов некоторых металлов.

Опыт 9. Гидролиз карбоната и гидрокарбоната натрия.

Опыт 10. Влияние иона CO3 2- на гидролиз некоторых солей.

2. Оформление и защита лабораторных работ.



2

«Кремний, его соединения»

1. Лабораторные работы:



Опыт 1. Получение геля и золя кремниевой кислоты.

Опыт 2. Соли кремниевой кислоты.

Опыт 3. Гидролиз силиката натрия.

2. Оформление и защита лабораторных работ.



1

Практические занятия

«Свойства элементов и соединений халькогенов»

1. Распространение в природе, получение.

2. Физические и химические свойства.

3. Водородные соединения халькогенов

4. Кислородные соединения.


3

«Свойства элементов и соединений группы V A»

1. Распространение в природе, получение.

2. Физические и химические свойства.

3. Водородные соединения

4. Кислородные соединения


2

«Свойства элементов и соединений группы IV A»

1. Общая характеристика элементов подгруппы.

2. Аллотропные модификации углерода.

3. Физические и химические свойства.

4. Общая характеристик соединений.


2

МИКРОМОДУЛЬ 3 «ХИМИЯ ЭЛЕМЕНТОВ III А – группы и благородных газов»

Лекции

«Элементы III А – группы»

1. Общая характеристика элемента бора.

2. Химические свойства бора.

3. Соединения бора. Применение.



1

«Химия благородных газов»

1. Общая характеристика элементов группы VIIIA.

2. Получение благородных газов.

3. Химические свойства.

4. Применение.


1

Лабораторные занятия

«Бор, его соединения»

1. Лабораторные работы:



Опыт 1. Получение ортоборной (борной) кислоты.

Опыт 2. Гидролиз тетрабората натрия.

Опыт 3. Получение малорастворимых боратов.

2. Оформление и защита лабораторных работ.



1

Итоговое занятие

1

Практические занятия

«Свойства элементов и соединений группы III A»

1 Физические и химические свойства бора.

2. Получение бора.

3. Соединения и их применение.



2


5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ




СРСП

Кол-во час.

СРС

Кол-во час.

1.

Строение атома водорода и кислорода. Восстановительная способность водорода. Химические свойства водорода и кислорода.

4

Формы нахождения водорода и кислорода в природе. Применение в технике. Важнейшие соединения.

12

2.

Сравнительная характеристика свойств галогенов. Галогеноводородные кислоты. Кислородосодержащие кислоты. Производство соляной кислоты.

4

Формы нахождения галогенов. Промышленные способы получения галогенов, их соединений. Токсичность галогенов.

13,5

3.

Изменение свойств элементов в подгруппе халькогенов. Водородные и кислородные соединения. Кислоты и их соли. Тиокислоты. Политионовые кислоты.

4

Селенистая, теллуристая, селеновая, теллуровая кислоты и их соли. Пероксосоединения, их строение, окислительно-восстановительные свойства.

12

4.

Особенности азота. Гидразин, гидроксиламин. Гидроксиды мышьяка, сурьмы. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные – свойства. Особенности гидролиза соединений сурьмы.

4

Азотные кислоты, нитраты и нитриты. Фиксация азота из воздуха. Фосфорные удобрения. Химические свойства сурьмы.

10

5.

Оксиды, гидроксиды германия. Сравнительная устойчивость, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства.

4

Уголь, нефть, газ, горючие сланцы. Кварц, кварцевое стекло. Состав и получение стекла. Цеолиты, цемент.


10

6.

Бораны, боразон, галогениды бора.

2,5

Особенности химии благородных газов.

10


6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 3



Тема

Наглядные пособия, ТСО

Вопросы для самостоятельного изучения

Форма контроля

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия










«Водород, кислород»

«Кислород. Водород. Пероксид водорода»

Общая характеристика элементов главных подгрупп. Строение, свойства кислорода, водорода и их соединений

Слайды, таблицы.

Химическая посуда, реактивы.



Восстановительная способность водорода. Химические свойства водорода и кислорода. Важнейшие соединения водорода, кислорода.

Опрос, КР, отчет по лабораторной работе.


«Элементы VIIА – группы. Галогены»


«Получение свободных галогенов, их свойства. Водородные и кислородные соединения галогенов».

Свойства, основные соединения галогенов


Посуда, реактивы. Слайды. Таблицы.

Формы нахождения галогенов. Промышленные способы получения галогенов, их соединений.

Опрос, КР, отчет по лабораторной работе.


«Элементы VIА – группы»

«Сера, водородные и кислородные соединения серы»


Свойства элементов и соединений халькогенов

Посуда, реактивы. Слайды. Таблицы.

Селенистая, теллуристая, селеновая, теллуровая кислоты и их соли.

Опрос, КР, отчет по лабораторной работе

«Элементы VА – группы»

«Свойства азота. Получение и свойства аммиака, кислородные соединения азота»


Свойства элементов и соединений группы V A

Посуда, реактивы. Слайды. Таблицы.


Фиксация азота из воздуха. Соединения As, Sbi. Особенности гидролиза соединений сурьмы.

Отчет по лабораторной работе. Опрос.

Отчет по лабораторной работе.

Опрос, КР



Свойства фосфора. Получение и свойства соединений фосфора




Фосфорные удобрения. Химические свойства сурьмы, висмута.




«Элементы IV А – группы»


«Углерод и его свойства. Получение и свойства оксидов, угольной кислоты»


Свойства элементов и соединений группы IV A


Посуда, реактивы. Слайды. Таблицы.

Уголь, нефть, газ, горючие сланцы. Кварц, кварцевое стекло. Состав и получение стекла. Цеолиты, цемент.


Опрос, КР, отчет по лабораторной работе

«Кремний, его соединения»


Посуда, реактивы. Слайды. Таблицы.

Оксиды, гидроксиды германия.

Опрос, КР, отчет по лабораторной работе

«Элементы III А – группы»

«Бор, его соединения»


Свойства элементов и соединений группы III A

Посуда, реактивы. Слайды. Таблицы.




Опрос, КР, отчет по лабораторной работе

«Химия благородных газов»








Слайды, таблицы





Опрос

РК по химии элементов главных подгрупп.




7 КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ

Таблица 5



Наименование учебников, учебно-методических пособий

Кол-во экземпляров

Кол-во студентов

Процент обеспечения

Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. - М.: Высш. шк, 2001. – 743 с.

1

5

20

Анорганикум /Под редакцией Л. Кольдица. В 2-х томах. - М.: Мир, 1984.

3

5

60

Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. В 3-х томах. М.: Мир, 1982.

2

5

40

Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. В 2-х томах. М.: Мир, 1982.

2

5

40

Кемпбелл Дж. Современная общая химия. В 3-х томах. М.: Мир. 1975.

2

5

40

Мартыненко Л.И., В.И.Спицын Избранные главы неорганической химии. Выпуск 1. - М.: МГУ, 1986. - 287с.

1

5

20

Мартыненко Л.И., В.И.Спицын Избранные главы неорганической химии. Выпуск 2. - М.: МГУ, 1988. - 256с.

1

5

20

Рипан Р., Четяну И. Неорганическая химия. В 2-х томах. - М.: Мир, 1971.

1

5

20

Буркитбаев М.М., Бекишев К.Б. и др. Практикум по неорганической химии. Алматы: Қазақ университеті. - 2002. - 287с.

6

5

100

Ахметов Н.С., Азизова М.К., Бадыгина Л.И. Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии. - М.: Высшая школа. 1988. - 303с.

1

5

20

Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии: учеб.пособие для нехим.спец. / Н.Л. Глинка; Под ред.В.А. Рабиновича, Х.М.Рубиновой.- Изд. испр.- М.: Интеграл-Пресс, 2002.- 240 с.

1

5

20

Любимова Н.Б. Вопросы и задачи по общей и неорганической химии. - М.: Высш.шк.1990. - 351с.

3

5

60

Мартыненко Л.И., Спицын В.И. Методические аспекты курс неорганической химии. - М.: МГУ, 1983. - 185с.

1

5

20

Костромина Н.А., Кумок В.Н., Скорик Н.А. Химия координационных соединений. - М.: Высшая школа, 1990. - 432с.

1

5

20

Химия и периодическая таблица/ под ред. К.Сайто. М.: Мир, 1982. - 320с.

1

5

20

Новиков Н.Г., Жарский И.М. Общая и экспериментальная химия. - Минск: Современная школа, 2007.

6

5

100

Васильева З.Г., Грановская А.А., Таперова А.А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии. - Л.: Химия, 1986. - 287с.

25

5

100

Воробьева О.И., Лавут Е.А., Тамм Н.С. Вопросы, упражнения и задачи по неорганической химии: учебное пособие. - М.: МГУ, 1985. - 175с.

1

5

20

Полторак О.Н., Ковба Л.М. Физико-химические основы неорганической химии: учебное пособие. - М.: МГУ, 1984. – 284 с.

1

5

20

М. Фримантал. Химия в действии. В 2-х томах. - М.: Мир, 1991.

1

5

20

Хабердицл В. Строение материи и химическая связь. - М.: Мир, 1974. – 296 с.

1

5

20


8 ЛИТЕРАТУРА

8.1 Основная:

1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. - М.: Высш. шк, 2001. – 743 с.

2. Анорганикум /Под редакцией Л.Кольдица. В 2-х томах. - М.: Мир, 1984.

3. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. В 3-х томах. - М.: Мир, 1982.

4. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. Основные законы химии. В 2-х томах. М.: Мир, 1982.

5. Кемпбелл Дж. Современная общая химия. В 3-х томах. - М.: Мир, 1975.

6. Мартыненко Л.И., В.И.Спицын Избранные главы неорганической химии. Выпуск 1. - М.: МГУ, 1986. - 287с.

7. Мартыненко Л.И., В.И.Спицын Избранные главы неорганической химии. Выпуск 2. - М.: МГУ, 1988. - 256с.

8. Рипан Р., Четяну И. Неорганическая химия. В 2-х томах. - М.: Мир, 1971.

9. Буркитбаев М.М., Бекишев К.Б. и др. Практикум по неорганической химии. Алматы: Қазақ университеті. - 2002. - 287с.

10. Ахметов Н.С., Азизова М.К., Бадыгина Л.И. Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии. - М.: Высшая школа. 1988. - 303с.

11. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии: учеб.пособие для нехим.спец. / Н.Л. Глинка; Под ред.В.А. Рабиновича, Х.М.Рубиновой.- Изд. испр.- М.: Интеграл-Пресс, 2002.- 240 с.



8.2 Дополнительная:

12. Химия и периодическая таблица/ под ред. К.Сайто. М.: Мир, 1982. - 320с.

13. Любимова Н.Б. Вопросы и задачи по общей и неорганической химии. - М.: Высш.шк.1990. - 351с.

14. Полторак О.Н., Ковба Л.М. Физико-химические основы неорганической химии: учебное пособие. - М.: МГУ, 1984. – 284 с.

15. Мартыненко Л.И., Спицын В.И. Методические аспекты курс неорганической химии. - М.: МГУ, 1983. - 185с.

16. М. Фримантал. Химия в действии. В 2-х томах. - М.: Мир, 1991.

17. Хабердицл В. Строение материи и химическая связь. - М.: Мир, 1974. – 296 с.

18. Воробьева О.И., Лавут Е.А., Тамм Н.С. Вопросы, упражнения и задачи по неорганической химии: учебное пособие. - М.: МГУ, 1985. - 175с.

19. Васильева З.Г., Грановская А.А., Таперова А.А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии. - Л.: Химия, 1986. - 287с.

20. Костромина Н.А., Кумок В.Н., Скорик Н.А. Химия координационных соединений. - М.: Высшая школа. - 1990. - 432с.



21. Новиков Н.Г., Жарский И.М. Общая и экспериментальная химия. - Минск: Современная школа, 2007.
Каталог: ebook -> umkd
umkd -> Программа дисциплины «Аграрная экология»
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Лекция Теоретические основы стратегии экономического развития Республики Казахстан
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Лекция часа Приборы для контроля параметров микроклимата, систем вентиляции, пылегазового режима, пылегазоулавливающих систем
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Учебно-методическии комплекс
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы судебно-медицинской экспертизы»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница