Программа дисциплины по дисциплине «травматология, ортопедия» По направлению подготовки



страница1/30
Дата08.05.2018
Размер5.19 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации







УТВЕРЖДАЮ

Декан лечебного факультета

к.м.н., доцент Маркова О.В.

__________________________

«____»_____________________2016 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

По дисциплине «ТРАВМАТОЛОГИЯ, ОРТОПЕДИЯ»

По направлению подготовки 31.05.01 – Лечебное дело

Курс – 5, 6

Семестр – 10, 11

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) – Экзамен

Кафедра – Травматологии, ортопедии и военной хирургии

Трудоемкость дисциплины – 216 (час.) / 6 (зач. ед.)


Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол № 1

«30» августа 2016 г.

Зав. кафедрой д.м.н., доцент Матвеев Р.П.

__________________________


Автор-составитель: д.м.н., доцент Матвеев Р.П., зав. кафедрой

к.м.н., Брагина С.В., доцент кафедры


Архангельск, 2016
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью изучения травматологии и ортопедии студентами V и VI курса лечебного факультета является подготовка врача широкого профиля, способного обладать компетенциями (врача лечебника), ориентироваться в вопросах повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата и оказывать первую врачебную помощь при неотложных состояниях в экстренных случаях на этапах медицинской эвакуации, а также в очагах массового поражения.

Задачи изучения дисциплины:

- обучение вопросам организации травматологической и ортопедической помощи;

- усвоение первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;

- обучение медицинской помощи населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;

- изучение вопросов профилактики травматизма и ортопедических заболеваний, реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата (ОДА);

- изучение вопросов этиологии, патогенеза повреждений и заболеваний ОДА;

- изучение методики обследования, диагностики повреждений и заболеваний ОДА;

- обучение приемам и методам оказания медицинской помощи и лечения пострадавших при различных повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата в объёме первой врачебной помощи с использованием терапевтических и хирургических методов;

- отработка практических учений и навыков, позволяющих будущему врачу быстро разобраться в ургентной ситуации, наметить план экстренных и неотложных лечебных и диагностических мероприятий;

- обучение приемам и методам оказания помощи пострадавшим в объеме первой врачебной помощи при экстремальных ситуациях.

- отработка практических навыков по оказанию экстренной и неотложной помощи при различных видах ранений и закрытых повреждений ОДА;

- проведение медицинской эвакуации в условиях чрезвычайной ситуации и оказание медицинской помощи населению в экстремальных условиях, в очагах массового поражения;

- формирование у студентов высокого морального уровня милосердия к пострадавшему.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО базовая часть (блок 1, базовая часть – «Дисциплины Травматология, ортопедия»; вариативная часть) по направлению подготовки 31.05.01, лечебное дело (врач общей практики).

Цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина –медицинский, профессиональный.

Дисциплины, на знаниях которых базируется освоение данной дисциплины: нормальная анатомия и патологическая анатомия человека, нормальная и патологическая физиология, микробиология и иммунология, фармакология, оперативная хирургия и топографическая анатомия, общая хирургия, неврология, анестезиология и реаниматология, лучевая диагностика, общественное здоровье и организация здравоохранения.


3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Травматология, ортопедия, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы


Коды формиру- емых компетен-ций

Компетенции

Знать

Уметь

Владеть

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОПК-№

Общепрофессиональные компетенции

ПК - № Профессиональные компетенции

ПК - 5

алгоритм и правила проведения физикального осмотра, клинического и лабораторного обследования

- анализировать результаты современных лабораторно- инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала.

- написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.



- методами проведения и интерпретации опроса, физикального осмотра, клинического обследования, навыками оценки результатов современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного операционного и секционного материала

-заполнением карты амбулаторного и стационарного больного.



ПК - 6

структуру МКБ-10, цели и задачи, решаемые при ее использовании


выделить основные

патологические состояния, симптомы, синдромы, нозологические формы, требующие использования МКБ-10




методикой использования МКБ-10 при заполнении медицинской документации


ПК - 8

этиологию, патогенез, клинические синдромы, принципы диагностики, лечения, реабилитации пациентов при различных нозологических формах поврежде6ний и заболеваний

выявлять и анализировать клинические симптомы, синдромы;

- провести диагностику, назначить лечение и реабилитацию



методами клинической диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний и повреждений при различных нозологических формах, оценить прогноз.

ПК - 9

основные патологические симптомы, синдромы в хирургии и травматологии;

- алгоритм постановки диагноза (предварительного, клинического);

- план обследования,

основные симптомы заболеваний

внутренних органов;

- клинические

проявления основных

хирургических синдромов;

- оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;

- правила заполнения типовой медицинской документации;

- правила оформления документов временной нетрудоспособности.


провести обследование

больного;

- оценить полученные данные;

- сформулировать синдромальный и клинический

диагноз и наметить план

дополнительных методов

исследования и лечения пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.;

- заполнить историю болезни; амбулаторную карту, оценить результаты

обследований пациента


методами общеклинического

обследования (расспрос, осмотр,

пальпация, перкуссия,

аускультация, определение свойств артериального пульса, измерение артериального давления);

- агоритмом развернутого клинического

диагноза;

- алгоритмом постановки предварительного диагноза с

последующим направлением к

соответствующему

врачу-специалисту.



- методами клинической диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний при различных нозологических формах, оценить прогноз.

ПК - 10

принципы клинического

обследования хирургического и терапевтического

больного;

- диагностику неотложных, острых состояний;

- оценить данные лабораторных и инструментальных методов исследования;

- основные патологические симптомы, синдромы;

алгоритм постановки диагноза (предварительного, клинического);

- клинические симптомы повреждений опорно-двигательной системы, грудной клетки, брюшной полости, полости таза, головы и полости черепа;

-оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи при внезапных

острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний,

не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной

медицинской помощи;




определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников;

- провести физикальное обследование пациента (осмотр,

пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.);

- оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;

- провести первичное обследование систем и органов;

- определить по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости,

гидро-пневмоторакса;

- наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

- сформулировать клинический диагноз;

- обследовать пациентов при различных травматических повреждениях, с гнойно-септическими состояниями, выявлять жизнеонасные нарушения при

кровотечениях;

- проводить контроль за показателями гемодинамики и дыхания.



методами: объективного обследования больного, выявления патологических симптомов и синдромов;

- оценивать данные лабораторных, биохимических методов исследования и результаты инструментальных, рентгенологических исследований;

- алгоритмом развернутого

клинического диагноза;

- алгоритмом постановки

предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;

- методами проведения неотложных мероприятий,

медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента;

- показания для плановой госпитализации больных;


ПК - 11

основные принципы оказание

медицинской помощи при

неотложных состояниях;

- оказание скорой медицинской помощи при состояниях, требующих

срочного медицинского вмешательства;

оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;

- особенности организации оказания медицинской помощи при проведении массовых и спортивных мероприятий, в чрезвычайных ситуациях и при катастрофах в мирное и военное время;

- алгоритм выполнения основных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.





использовать медицинское оборудование при оказании первой помощи, оказать неотложную помощь в экстренных случаях, осуществлять противошоковые мероприятия;

- выявлять жизнеопасные нарушения при кровотечениях,

наложить жгуты, транспортные шины, бинтовые и косыночные повязки, ввести медикаменты через дренажи и микроирригаторы;

- оценить пригодность крови и ее препаратов к трансфузии, проводить контроль за показателями гемодинамики и дыхания;

- разработать план терапевтических

(хирургических) действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;

- оказать неотложную первую врачебную помощь в экстренных случаях.


основными врачебными

диагностическими и лечебными

мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и

угрожающих жизни состояниях (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), владеть методиками их немедленного устранения;

- составлением плана лечебных мероприятий, техникой проведения процедур и манипуляций при неотложных состояниях;

- алгоритмом

выполнения основных

диагностических и лечебных

мероприятий по оказанию пергой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

- методами временной остановки

наружных кровотечений;

- методикой

сказания первой медицинской

помощи при травках (транспортная иммобилизация, наложение повязок на рану, обезболивание).




4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр

10

11

Аудиторные занятия (всего)

119

47

72

В том числе:










Лекции (Л)

34

12

22

Клинические практические занятия (КПЗ)

85

35

50

Самостоятельная работа (всего)

61

25

36

Экзамен

36

-

36

Общая трудоемкость (час.)


216

72

144


5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Общие вопросы травматологии и ортопедии










Становление, развитие и достижения современной травматологии и ортопедии.

Переломы костей. Классификация, клиника, диагностика.

Регенерация костной ткани. Осложнения консолидации переломов костей.

Основные принципы лечения переломов костей. Реабилитация травматологических и ортопедических больных.

Рентгенологическая диагностика повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата

Методы обследования в травматологии и ортопедии. Знакомство с клиникой. Курация пациентов. Обход травматолого-ортопедического отделения.

Гипсовая повязка и техника наложения. Скелетное вытяжение. Рентгенологическое обследование в травматологии и ортопедии.

Транспортная иммобилизация. Закрытые повреждения мягких тканей.

2

Переломы и повреждения конечностей










Травматические вывихи в суставах конечностей.

Хронический остеомиелит. Современное хирургическое лечение.

Переломы и вывихи костей плечевого пояса и плеча. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.

Переломы и вывихи костей предплечья и кисти.

Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.



Переломы и вывихи бедра. Повреждения коленного сустава (связки, мениски). Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.

Переломы и вывихи костей голени и стопы. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.

Амбулаторный прием в травматологическом пункте.

3

Переломы и повреждения позвоночника и таза










Повреждения позвоночника. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.

Повреждения таза. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.

4

Политравма










Множественные и сочетанные повреждения. Травматическая болезнь.

Травматический шок. Синдром длительного сдавления. Объем помощи на этапах медицинской эвакуации.

Открытые и огнестрельные переломы. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.

5

Термические поражения










Термические поражения. Ожоговая болезнь. Ожоги и отморожения. Общее охлаждение. Электротравма.

6

Ортопедические заболевания










Системные заболевания опорно-двигательной системы.

Дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника и суставов.

Деформирующий артроз.

Остеохондропатии. Опухоли костей.

Остеопороз и остеопения в травматологии и ортопедии.

Ампутации и экзартикуляции. Протезирование и ортезирование при патологии опорно-двигательного аппарата.

Сколиотическая болезнь.

Эндопротезирование суставов. Показания и противопоказания. Виды эндопротезов. Осложнения.

Ортопедические статические заболевания стоп. Врожденная кривошея

Врожденный вывих бедра. Врожденная косолапость. Клиника. Диагностика. Лечение.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий






п/п

Наименование раздела дисциплины

Л


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

1

Общие вопросы травматологии и ортопедии

10

15

12

37

2

Переломы и повреждения конечностей

4

25

15

44

3

Переломы и повреждения позвоночника и таза

-

10

5

15

4

Политравма

4

10

7

21

5

Термические поражения.

2

5

4

11

6

Ортопедические заболевания

14

20

18

52

Итого

34

85

61

180


6. Интерактивные формы проведения занятий
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять определенный процент аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ОП).

Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: индивидуализация и гибкость, элективность через внеаудиторную самостоятельную работу, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, дискуссия, кейс-метод (разбор ситуаций), имитации (разыгрывание ролей, игровое проектирование – конструирование, разработка методических или технологических решений), работа в малых группах, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, творческие задания, ситуационные задачи с эталонами ответов, мультимедийное обучение.



В процессе преподавания дисциплины применяются методы, основанные на современных достижениях науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. С этой целью применяются:

  • интерактивные формы ведения семинаров и клинических разборов

  • тренинговые формы проведения практических занятий

  • лекции по телемедицине (или на СД дисках) ведущих специалистов страны.






п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длитель-ность (час.)

1

Общие вопросы травматологии и ортопедии

Деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, ситуационные задачи с эталонами ответов. Метод малых групп. Дискуссия по теме занятия. Разбор конкретных клинических ситуаций.

2

2


Переломы и повреждения конечностей

Деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, ситуационные задачи с эталонами ответов. Метод малых групп. Дискуссия по теме занятия. Разбор конкретных клинических ситуаций.

2

3

Переломы и повреждения позвоночника и таза

Деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, ситуационные задачи с эталонами ответов. Метод малых групп. Дискуссия по теме занятия. Разбор конкретных клинических ситуаций.

3

4

Политравма

Деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, ситуационные задачи с эталонами ответов. Метод малых групп. Дискуссия по теме занятия. Разбор конкретных клинических ситуаций.

4

5

Термические поражения. Раны и раневая инфекция

Деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, ситуационные задачи с эталонами ответов. Метод малых групп. Дискуссия по теме занятия. Разбор конкретных клинических ситуаций.

1

6

Ортопедические заболевания


Деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, ситуационные задачи с эталонами ответов. Метод малых групп. Дискуссия по теме занятия. Разбор конкретных клинических ситуаций.

2

Итого (час.)

12

Итого (% от аудиторных занятий)

10%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Перечень вопросов и тем, предназначенных для самостоятельного изучения студентами, указаны в разделе методические рекомендации для преподавателей по дисциплине травматология и ортопедия, подпункт «Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся».






п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Общие вопросы травматологии и ортопедии

Изучение учебного материала по основной и дополнительной литературе, лекционному материалу. Написание учебной истории болезни. Подготовка списка терминологии (глоссарий), рефератов и докладов с презентациями на темы- Ложный сустав. Современные технологии иммобилизации сегментов конечности. Количественные показатели рентгенанатомических взаимоотношений в тазобедренном суставе. Травматический бурсит, клиника, диагностика, лечение.

Оказание помощи пострадавшим с открытыми повреждениями сухожилий кисти на этапах первой медицинской, доврачебной и врачебной помощи. Профилактика столбняка. Профилактика бешенства и клещевого энцефалита.



Защита учебной истории болезни. Проверка рефератов, докладов и презентаций. Заслушивание и обсуждение в группе.

2

Переломы и повреждения конечностей

Подготовка рефератов и докладов с презентациями на темы: Интрамедуллярный металлоостеосинтез с блокированием.

Оперативное лечение переломов лопатки. Оперативные методы лечения привычного вывиха плеча.

Переломовывих Беннета.

2. Туннельные синдромы при повреждениях предплечья в нижней трети. Медиальный перелом шейки бедра у пожилых пациентов.

2 Повреждения менисков коленного сустава. Перелом таранной кости.

2 Вывихи в суставах стопы.



Проверка рефератов, докладов и презентаций. Заслушивание и обсуждение в группе.

3

Переломы и повреждения позвоночника и таза

Подготовка рефератов и докладов с презентациями на темы: Переломы вертлужной впадины таза. Переломовывихи шейного отдела позвоночника.

Внеочаговый остеосинтез переломов костей таза



Проверка рефератов, докладов и презентаций. Заслушивание и обсуждение в группе.

4

Политравма

Подготовка рефератов, докладов с презентациями на темы: Объективная оценка тяжести повреждений при политравме. Оперативные методы лечения синдрома длительного сдавления. Первичная хирургическая обработка при огнестрельной травме ОДА. Металлоостеосинтез при огнестрельных переломах.

Проверка рефератов, доклада и презентаций. Заслушивание и обсуждение в группе.

5

Термические поражения. Раны и раневая инфекция

Подготовка докладов с презентациями на темы: Электротравма, клиника, диагностика, лечение. Консервативное лечение ожоговых ран. Некролитические препараты в лечение ожоговых ран.

Проверка рефератов, докладов и презентации. Заслушивание и обсуждение в группе.

6

Ортопедические заболевания

Подготовка рефератов и докладов с презентациями по темам: Плечелопаточный периартрит. Артроскопические методы лечения деформирующего артроза.

Медикаментозная терапия остеоартроза. Болезнь Кенига, оперативное лечение. Органосохраняющие операции при опухолях костей: показания, противопоказания, техника.

Оперативное лечение вальгусного отклонения большого пальца стопы. Ортопедические стельки: классификация, строение, показания.

Лечение врожденной косолапости. Метод Понсети. Функциональное консервативное лечение врожденного вывиха бедра.



Проверка рефератов, докладов и презентаций. Заслушивание и обсуждение в группе.


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные: устный опрос по теме занятия, собеседование, оценка доклада, защита истории болезни, клинический разбор больного, разбор мультимедийных презентаций и слайд-шоу, отчет о дежурстве в городском травматологическом пункте;

- письменные: аттестационный тестовый контроль на бумажном носителе, рефератов, конспектов, написание рефератов по темам пропущенных практических занятий, решений клинических ситуационных задач, проверка учебной историй болезни.

Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в приложении №4 к рабочей учебной программе «Фонд оценочных средств».

8.2. Формы промежуточной аттестации: промежуточный зачет с оценкой «зачтено» по дисциплине, переходящей на следующий семестр, по окончании лекционного и практического циклов данного семестра. По завершении учебного процесса по дисциплине – экзамен.

1. защита учебной истории болезни;

2. тестовый контроль;

3. собеседование;

4. экзамен.

Этапы проведения экзамена:
1. Этап – контроль знаний – тестирование;

2.Этап – демонстрация практических навыков у постели больного (сбор анамнеза, объективное обследование, постановка диагноза, дифференциальная диагностика, составление плана обследования, лечения и наблюдения);



3. Этап – собеседование по билету и решение ситуационной задачи.
Вопросы к зачету и экзамену приводятся в приложении №4 к рабочей учебной программе «Фонд оценочных средств».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература.

В список основной литературы (не более 5 наименований) следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия и тексты лекций, имеющиеся в библиотеке СГМУ в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров в соответствии с нормативами обеспеченности (по ФГОС).

Основная литература для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла должна быть издана за последние 5 лет, для дисциплин остальных циклов - за последние 10 лет.

  1. Антипенко В.С. Военно-полевая хирургия [Текст] : учеб. для студентов мед. вузов / [В. С. Антипенко и др.]; под ред. Е. К. Гуманенко, 2008. - 763 c.

  2. Быков И.Ю. Военно-полевая хирургия: нац. рук. / Ассоц. мед. обществ по качеству, Гл. воен.-мед. упр. М-ва Обороны Рос. Федерации; под ред. И. Ю. Быкова, Н. А. Ефименко, Е. К. Гуманенко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 815 с.

  3. Корнилов Н.В. Травматология и ортопедия: Учеб. для студентов мед.вузов/ под ред. Н. В. Корнилова. - Изд.2-ое – СПб.: Гиппократ, 2008. – 544 с.

  4. Котельников Г.П. Травматология и ортопедия: Учебник / Г.П. Котельников, С.П.Миронов, В.Ф.Мирошниченко. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006. – 397с.: ил.

  5. Силин Л.Л. Травматология и ортопедия: учеб. для студентов мед. вузов/ Л. Л. Силин [и др.] ; под ред. Г. М. Кавалерского. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Академия, 2008. - 622с.


9.2. Дополнительная литература.

В список дополнительной литературы (не более 10 наименований) включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса.

Список литературы может также включать дополнительно рекомендуемую литературу для углубленного изучения и самостоятельного поиска в городских библиотеках, а также для приобретения в личную библиотеку:

- справочно-информационные издания (словари, справочники, энциклопедии, библиографические сборники и т.д.);

- официальная литература (сборники нормативно-правовых документов, законодательных актов и кодексов);

- первоисточники (исторические документы и тексты, литература на иностранных языках);

- научная и научно-популярная литература (монографии, статьи, диссертации, научно - реферативные журналы, сборники научных трудов, ежегодники и т.д.);

- периодические издания (профессиональные газеты и журналы); и т.д.

В список литературы не следует включать материалы, не опубликованные в широкой печати, а также труднодоступные и устаревшие издания. Перечень литературы составляется в алфавитном порядке фамилий первых авторов, со сквозной нумерацией. Указываются также: название, вид учебной литературы, наименование издательства, год издания.

  1. Агаджанян В. В. Политравма. Неотложная помощь и транспортировка : [моногр.] / И. М. Устьянцева [и др.]; под ред. В. В. Агаджаняна. - Новосибирск : Наука, 2008. - 318,с : ил., цв.ил.

  2. Бельских А.Н. Указание по военно-полевой хирургии. Гл. воен.-мед. упр. Министерства Обороны Рос. Федерации // под ред. А.Н.Бельских, И.М.Самохвалова – Москва, 2013 – 474 с.

  3. Гуманенко Е.К. Военно-полевая хирургия : практикум: учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. Е. К. Гуманенко. - 2-е, измен. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 391 с. - Библиогр. в конце глав. - Библиогр.: с. 378.

  4. Кавалерский Г.М. Хирургия катастроф [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по мед. направлениям и специальностям / под ред. Г. М. Кавалерского, А. В. Гаркави, Л. Л. Силина, 2008. – 349с.

  5. Корнилов Н.В. Травматология и ортопедия: Руководство для врачей в 4-х томах / Под ред. Н.В.Корнилова. – СПб.: Гиппократ, 2004, 2005, 2006, 2006.

  6. Матвеев Р.П. Клинические методы обследования в травматологии и ортопедии: учебное пособие / Р.П. Матвеев, С.В. Брагина – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2015. – 136с.

  7. Матвеев Р. П. Травматолого-ортопедический статус больного с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата: Метод. рекомендации / Р. П. Матвеев, Г. В. Пяткова. – Архангельск: Изд-во СГМУ, 2012. – 105 с.

  8. Миронов С.П. Травматология: нац. рук.: [учеб. пособие с прил. на компак-диске для системы послевуз. проф. образования врачей]/ Ассоц. мед. о-ств по качеству, Рос. ассоц. ортопедов и травматологов; гл. ред.: Г. П. Котельников, С. П. Миронов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -803 с.: ил.

  9. Миронов С.П. Ортопедия: нац. рук.: учеб. пособие для послевуз. образования/ Ассоц. мед. о-в по качеству, Рос. ассоц. ортопедов и травматологов; под ред. С. П. Миронова, Г. П. Котельникова. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 826 с.

  10. Соколов В.А. Множественные и сочетанные травмы / В.А. Соколов – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 512 с.

9.2.1. Периодические издания (журналы):



  1. Травматология и ортопедия России

  2. Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова

  3. Гений ортопедии


9.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной среды «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

  1. Военно-полевая хирургия : рук. к практ. занятиям [Электронный ресурс] : учебное пособие/ ред. М. В. Лысенко. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 576 с.: ил. Режим доступа: www.studmedlib.ru

  2. Травматология и ортопедия [Электронный ресурс] : учебник с компакт-диском/ Г.П. Котельников, С.П. Миронов, В.Ф. Мирошниченко. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 400 с. Режим доступа: www.studmedlib.ru

  3. Травматология и ортопедия [Электронный ресурс] : учебник с компакт-диском/ Г.П. Котельников, С.П. Миронов, В.Ф. Мирошниченко. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 400 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

  4. Травматология и ортопедия [Электронный ресурс]: учебник / [Н. В. Корнилов]; под ред. Н. В. Корнилова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 585с.: - ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4

  5. Загородний Н.В. Эндопротезирование тазобедренного сустава. Основы и практика [Электронный ресурс] : Руководство/ Н. В. Загородний . -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -704 с.: ил. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru

  6. Стандарты медицинской помощи: http://www.rspor.ru/index.php?mod1=standarts3&mod2=db1

  7. Протоколы ведения пациентов: http://www.rspor.ru/index.php?mod1=protocols3&mod2=db1

  8. Государственный реестр лекарственных средств: http://www.drugreg.ru/Bases/WebReestrQuery.asp


9.4. Перечень информационных технологий, используемых для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

- специализированные программы, видеофильмы, аудиозаписи, цифровые коллекции, цифровые библиотеки и т.п.,

- программное обеспечение: сертифицированные, лицензионные программы общего и образовательного назначения, информационные справочные системы – Гарант, Консультант и т.п.

Электронно-библиотечные системы



Наименование ЭБС

Адрес сайта

1

Консультант врача. Электронная медицинская библиотека

http://www.rosmedlib.ru/

2

Электронно-библиотечная система «Консультант студента», комплект «Здравоохранение» СПО ООО ИПУЗ; гос. Контракт №/216/КС05 2014 от 24.06. 2014. 01.09.2014-31.08.2015.

http://www.studmedlib.ru/


3

Электронно-библиотечная система IPRbooks

http://www.iprbookshop.ru/

4

Система «Консультант студента» комплект «Здравоохранение» СПО; ООО ИПУЗ; гос. Контракт №/216/КС05 2014 от 24.06. 2014. 01.09.2014-31.08.2015.

http://www.studmedlib.ru/

Электронные версии периодических изданий

1.

Научная электронная библиотека eLibrary.ru

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp




  • «Consilium medicum»

  • «Русский медицинский журнал» - http://www.rmj.ru

  • «Трудный пациент» - http://www.t-pacient.ru

  • www.ilizarov.ru

  • www.cito.ru

  • www.ortopediya.org

  • www.nocto.sgmu.ru




Справочная правовая система

1

Справочная правовая система «Консультант Плюс»

В локальной сети университета, в зале электронной информации библиотеки

Международные базы данных

1

База данных «Scopus»

http://www.scopus.com/

2

Электронный архив журналов издательства SAGE PUBLICATIONS

www.sagepub.com

3

Электронный архив журналов издательства IOP Publishing

http://iopscience.iop.org/jornals?type=archive

4

Электронный архив журналов издательства OXFORD UNIVERSITY PRESS

www.oxfordjournals.org/

5

Электронный архив журнала SCIENCE издательства AAAS

www.sciencemag.org.

6

Электронный архив журналов издательства ROYAL SOCIETY OF CHEMISTRY

www.rsc.org/

7

Открытый архив университета в международном директории

http:/оа./lib.nsmu.ru/

Электронная библиотека университета

1

Специализированный сайт научной библиотеки:(электронный каталог научной библиотеки)

http://lib.nsmu.ru/lib/


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Приводится перечень:

- оборудованных аудиторий (указывается используемое оборудование);

- аудиовизуальных, технических и компьютерных средств обучения (указываются используемые средства);

- наглядных пособий (указываются конкретные наглядные пособия);

- другое используемое оборудование.
Учебный процесс по травматологии, ортопедии проводится на 4-х базовых лечебно-профилактических учреждениях МЗ Архангельской области кафедры травматологии, ортопедии и военной хирургии Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) – 5 учебных комнат: ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница» (3), ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Е.Е.Волосевич», ГБУЗ АО «Городская клиническая больница № 7», травматолого - ортопедическое отделение ГБУЗ АО «Городская поликлиника № 1». Используются операционные, перевязочные, гипсовые комнаты, лекционный зал областной больницы, где читаются лекции и проводятся еженедельные травматологические конференции с демонстрацией и разбором травматолого-ортопедических пациентов.

Имеются: расписание занятий по всем темам, вопросы по программе дисциплины, план дополнительных занятий. В наличии наборы рентгенограмм, металлоконструкций, используемые в операционных, наборы шин, скелеты, стенды, аппараты внешней фиксации. По всем темам подготовлены презентации, используется мультимедийная приставка.



В процессе преподавания дисциплины используются следующие средства обучения:

  1. Материально-техническое обеспечение:

  • Учебные комнаты для преподавания, специально оборудованные для мультимедийного сопровождения лекций и семинарских занятий.

  • Конференц-зал, оборудованный стационарным мультимедийным проектором, используется для проведения конференций, занятий, чтения лекций.

  • Стенды по травматологии, ортопедии.

  • Переносной мультимедийный проектор (2 шт.).

  • Компьютер (1)

  • Ноутбук (3 шт.).

  • Слайдовый проектор (2).

  • Палаты, гипсовые кабинеты и перевязочные в отделениях.

  • Операционные, кабинеты диагностических отделений клинических баз.

  • Инструментарий клинических баз.

  • Схемы и скелет человека (3).

  • Наборы хирургических операционных инструментов, металлоконструкций.

  • Аппараты внешней фиксации, шины Бёлера, детали устройств скелетного вытяжения.

  • Наборы шин, гипсовых бинтов, перевязочного материала, жгутов, кровезаменителей.

  • Эндовидеохирургическая аппаратура и инструментарий.

  • Оборудование операционных, приемного, лечебных и диагностических отделений АОКБ, ГБУЗ «ГКБ № 1», ГБУЗ «АОКДБ».

  • Оборудование операционных, приемных, лечебных и диагностических отделений клинических баз.

  1. Визуальные:

    • Истории болезни стационарных пациентов и выписки из них.

    • Амбулаторные карты пациентов.

    • Электрокардиограммы пациентов и наборы ЭКГ.

    • Наборы бланков с результатами ультразвуковых, рентгенологических, эндоскопических и других видов исследований, используемых для диагностики заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата.

    • Наборы ситуационных задач для разборов клинических случаев.

    • Схемы и таблицы на бумажных носителях по некоторым разделам дисциплины.

    • Наборы тестов для контроля уровня знаний.

    • Рентгенограммы.

    • Мультимедийные лекции «Power Point 2007». Слайды.

  1. Аудиовизуальные (фрагменты видеофильмов).

  2. Учебные фильмы по технике оперативных вмешательств в цифровом формате «AVI».

  3. Учебные видеоролики, также эндоскопических картин заболеваний и манипуляций с помощью эндоскопической техники.

  4. Учебные рентгенограммы в цифровом формате «Jpeg».

  5. Фотоматериалы в цифровом формате «Jpeg».

  6. Бумажные (учебники, монографии, медицинские журналы, методические пособия).

  7. Электронные (компьютерные программы, диски с основными положениями по различным проблемам дисциплины, ординаторет-сайты).

Материально-техническое обеспечение кафедры травматологии, ортопедии и военной хирургии на 16.11.2015




Наименование объекта (предмета)


Инвентарный номер

Единицы измерения

Стоимость за 1 шт.(руб)

Всего

(руб)

Принтер Canon Laser 2 BP - 2900

М 008067688

1 шт.

3370,0

3370,0

Проектор BenQ MP 611C

M 008067346

1 шт.

21258,0

21258,0

Мультимедийный проектор BenQ МР 624

М 008067450

1 шт.

24905,0

24905,0

Ноутбук Aser Extensa 5620

M 008067545

1 шт.

22383,92

22383,92

Ноутбук Aser Extensa 5620

М 008067547

1 шт.

22383,92

22383,92

Ноутбук HP Compaq 615 RM-76

M 008067636

1 шт.

24636,0

24636,0

Системный блок «Universal»

М 008068613

1 шт.

9293,0

9293,0

Экран настенный Screen Media Economy

M 008068396

1 шт.

2464,0

2464,0

Экран настенный Sopar WS 1,25x1,25

M 008069639

1 шт.

2568,0

2568,0

Экран настенный Sopar WS 1,25x1,25

M 008069640

1 шт.

2568,0

2568,0

Экран настенный Sopar WS 1,25x1,25

M 008069641

1 шт.

2568,0

2568,0

Монитор TFT 19 AOC 919 Va2

M 008068474

1 шт.

6126,0

6126,0

36-модем М 21-1

9210892625

1 шт.

1700,0

1700,0

36-модем М 21-1

9210891093

1 шт.

1700,0

1700,0

36-модем М 21-1

9210892127

1 шт.

1700,0

1700,0

Скелет «Lеo» на пяти-рожковой стойке

М 008068432

1 шт.

32306,0

32306,0

Скелет «Стен» на четырех-рожковой стойке

М 008068433

1 шт.


13737,0

13737,0

Скелет «Стен» на четырех-рожковой стойке

М 008068434

1 шт.

13737,0

13737,0

Светильник «Дельта» на струбцине, черный

М 008067510

1 шт.

608,82

608,82

Доска одноэлементная ДК 03, зеленая

М 008068011

2 шт.

2060,0

4120,0

Доска одноэлементная для мела ДК-123

М 008069636

1 шт.

2545,0

2545,0

Стенд информационный 1,3х1,5 для каф.травматологии и ортопедии

М 008072634

1 шт.

998,95

998,95

Антресоль

М 008072850

1 шт.

2700,0

2700,0

Шкаф комбинированный без стекла

М 008071637

1 шт.

4900,0

4900,0

Шкаф-купе

М 008071439

1 шт.

10000,0

10000,0

Шкаф для одежды

М 008071638

1 шт.

4575,0

4575,0

Шкаф

М 008071711

1 шт.

5350,0

5350,0

Шкаф для документов

М 008068819

1 шт.

3800,0

3800,0

Тумба мобильная

М 008072384

3 шт.

2100,0

6300,0

Стол преподавателя

М 008072818

3 шт.

2300,0

6900,0

Стол однотумбовый с подвесной тумбой с ящиками

М 008071664

1 шт.

3200,0

3200,0

Стол однотумбовый с подвесной тумбой с ящиками

М 008071665

1 шт.

3200,0

3200,0

Стол аудиторный 1200х500х750

М 008069009

17 шт.

1000,0

17000,0

Стол компьютерный 900х650х750

М 008069012

1 шт.

1800,0

1800,0

Стул жесткое сидение 1149

М 008067358

24 шт.

537,82

12970,56

Стул СМ-7

М 008068992

20 шт.

429,0

8580,0

Сейф

М 008064855

1 шт.

18,0

18,0

Негатоскоп на 3 снимка общего пользования «НР3-02»

М 008071593

1 шт.

15000,0

15000,0

Негатоскоп на 3 снимка общего пользования «НР3-02»

М 008071594

1 шт.

15000,0

15000,0

Негатоскоп на 3 снимка общего пользования «НР3-02»

М 008071595

1 шт.

15000,0

15000,0

Негатоскоп на 3 снимка общего пользования «НР3-02»

М 008071596

1 шт.

15000,0

15000,0

ИТОГО










368 970,17

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «Травматология, ортопедия» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Травматология, ортопедия». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Зав. кафедрой травматологии,

ортопедии и ВХ СГМУ,

доктор медицинских наук,

доцент


Матвеев Р.П.




Доцент кафедры травматологии,

ортопедии и ВХ СГМУ,

кандидат медицинских наук


Брагина С.В.



Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

ФГБОУ ВО СГМУ








Приложение №1 к рабочей программе дисциплины






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница