Программа для учащихся 9-11 классов «тренинг активизации внутренних ресурсов»



Скачать 227.27 Kb.
Дата17.11.2018
Размер227.27 Kb.
ТипПрограмма

М. Р. Григорьева

ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ

«ТРЕНИНГ АКТИВИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ

РЕСУРСОВ»
Пояснительная записка
Не секрет, что за последнее десятилетие психоэмоциональ­ное состояние учащихся заметно ухудшилось, возросло количе­ство тревожных детей. Можно назвать множество факторов, способствующих этому: СМИ, современные нестабильные ус­ловия жизни, родители и т. д.

С введением ЕГЭ по основным предметам требования к знаниям учащихся стали несколько выше, чем раньше, когда учащиеся сдавали экзамены в привыч­ной форме, в своих школах, своим же учителям. Понятно, что показатели тревожности и эмоционального перенапряжения пе­ред экзаменами или контрольными значительно возрастают, поэтому необходимо за некоторое время перед экзаменами про­водить с учащимися тренинги профилактики эмоционального перенапряжения, активизации внутренних ресурсов и повыше­ния их уверенности в себе и своих силах.

Данный тренинг рассчитан на учащихся старшего звена.

Целью тренинга является профилактика тревожности, не­уверенности в себе и своих силах, активизация внутренних ре­сурсов учащихся, оказание подросткам психологической под­держки.
Поставленная цель требует решения следующих задач:


  1. Выявление знаний учащихся о себе и своих ресурсах и пополнение этих знаний.

  2. Активизация найденных ресурсов.

  3. Прояснение ситуаций и способов использования своих ресурсов.

  4. Оказание помощи в избавлении от страхов и приобретении учащимися уверенности в себе.


Тематический план

№ п/п

Тема занятия



Кол-во часов

1-5

Мои ресурсы

5

6

Где и как я могу использовать свои ресурсы

1

7-8

Способы снятия эмоционального напряжения и приобретения уверенности перед экзаменами

2


КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Блок 1. МОИ РЕСУРСЫ

Занятие 1

Цели: познакомить учащихся с правилами работы, ее це­лями; установить благоприятный психологический климат в груп­пе; формировать интерес к занятиям.

Материалы: карточки «Мои ресурсы», ручки.



Ход занятия

1. Разминка, вводное слово психолога.

Психолог представляется, озвучивает основные правила ра­боты и договаривается с учащимися об обязательном их выпол­нении:

а) Участники тренинга называют друг друга по имени и на «ты».

б) Участники тренинга уважительно относятся друг к другу и мнению другого.

в) Участники тренинга соблюдают правило конфиденциаль­ности.

г) Участники тренинга соблюдают правило «сотовых теле­фонов».



Упражнение «Алфавитная шеренга». Участники должны в максимально короткий срок выстроиться в одну шеренгу так, чтобы их имена были в алфавитном порядке.

Упражнение «Пересядьте все те, кто...». Участники садят­ся в круг, один выходит в центр, он ведущий. Задача ведущего -закончить фразу «Пересядьте все те, кто... сегодня завтракал». Те учащиеся, которые завтракали, должны быстро поменяться местами. Задача ведущего -занять место одного из участников. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим. Игра продол­жается до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего, или до тех пор, пока вы не почувствуете, что группа уже готова для того, чтобы приступить к основной работе.

2. Знакомство с целями курса.

Психолог. Учебный год (четверть) подходит к концу и силы на исходе, а впереди нас ждут экзамены. Как с ними справиться, где взять столько сил? Человек - существо высшей организации. Природа предусмотрела возможность попадания человеческого организма в критические ситуации и заложила в него множество восполняемых ресурсов, которые призваны помогать человеку в этих ситуациях. Например, вы, наверное, слышали, что человеческий мозг работает лишь на 10 % своей реальной мощности, мышцы тоже работают не в полную силу. Известны случаи, когда во время пожара пожилая женщина 60 лет вынесла из горящего дома сундук с нажитым добром, поднять который потом смогли лишь шесть пожарных. Одна женщина подняла КамАЗ, когда под него попал ее ребенок. И это не единичные случаи. В стрессовых ситуациях организм человека включает дополнительные ресурсы, которые помогают ему спасти жизнь себе и своим близким. Но для того чтобы ис­пользовать ресурсы своего организма, стрессовая ситуация не обязательна (хотя экзамен в некотором роде тоже стресс). Дос­таточно знать о них, научиться их развивать и использовать. Именно это мы и попытаемся сделать: узнать о ресурсах своего организма и научиться их использовать.



3. Основная часть.

Так что же такое ресурс?



Ресурс - это личностное качество или свойство организма, помогающее достичь поставленной цели.

Упражнение «Мои ресурсы».

Участникам предлагается начать с тех ресурсов, о существо­вании которых они уже знают. На карточке «Мои ресурсы», (см. рис. а, Приложение 1,), они записывают те из них, ко­торые очень помогают им в жизни. Далее происходит озвучива­ние этих ресурсов по очереди по кругу. После чего психолог просит участников обратить внимание на рисунок б ( При­ложение 1) и записать в нем качества, которые мешают им в жизни. Далее также происходит озвучивание этих качеств и обсуждение: только ли мешают эти качества, а может, они все-таки чем-то помогают нам? В процессе обсуждения психолог подводит подростков к мысли о том, что эти качества, казалось бы, негативные (лень, трусость, зависть, коварство и т. д.), но и они приносят нам пользу, помогают нам в некоторых жизнен­ных ситуациях и тоже могут являться внутренними ресурсами нашего организма. В связи с этим психолог просит учащихся на­рисовать улыбающееся лицо у человечка на 2-м рисунке.


Домашнее задание. Учащиеся делятся на группы путем расчета на 1-6-й (в зависимости от количества выделенных ус­ловно негативных качеств). Задача каждой группы - написать и презентовать хвалебную оду этим условно негативным каче­ствам.
Занятие 2

Цели: развивать творческие способности и навыки презен­тации результатов своего труда; развивать уверенность в себе.

Материалы: картонные коробки разных размеров, пла­стиковые стаканчики, кусочки ткани, нитки, иголки, ленточки, бусинки, клей, ножницы, цветная бумага, баночки из пластика и стекла, краски, кисточки, стакан с водой и другие материалы и вторсырье.



Ход занятия

1. Разминка.

Упражнение «Звуки». Психолог раздает участникам кар­точки, каждому по одной, на которых написаны названия жи­вотных (корова, лягушка, котенок, собака, хрюшка и т. п.). Уча­щиеся читают, что написано на карточке, только так, чтобы ни­кто не видел. Задача учащихся - по команде психолога с закры­тыми глазами найти своих, произнося только соответствующие своему животному звуки. Побеждает та команда, которая быст­рее всех собралась и выполнила задание честно, не подглядывая. После выполнения задания участники делятся впечатлениями, немного обсуждают трудности и свои ощущения, когда они, ориентируясь только на слух, искали своих.

  1. Рефлексия прошлого занятия.

  2. Презентация домашнего задания.

Каждая команда презентует свою оду. Это может быть выра­зительное чтение одного или нескольких участников по ролям, инсценировка оды и т. п.
4. Новый этап.

Психолог. Как уже говорилось на прошлом занятии, наш организм является неким «сосудом», в котором хранятся ресур­сы. Сейчас вам необходимо постараться изготовить из этого ма­териала «вместилище» для своих ресурсов. Это может быть ме­шочек, сундук, коробочка-шкатулочка, тележка, домик - что угодно. Но в любом случае это что-то уникальное, где будут храниться именно ваши ресурсы.

На эту работу учащимся отводится 20-30 минут.

После выполнения работы психолог хвалит учащихся и за­дает им вопрос: «Как вы думаете, проявлением какого ресурса являются созданные вами «копилки ресурсов»? Совершенно верно - они являются результатом вашего творчества. Значит, какой ресурс мы положим в ваши «копилки ресурсов» первым? Правильно, это творчество!»



Домашнее задание. Создать (нарисовать и вырезать) сим­вол, условно обозначающий творчество. А также создать симво­лы всех ресурсов, описанных учащимися в Приложении 1 на пер­вом уроке. Например, символом творчества может быть кисточ­ка, рука и т. д. На каждом символе необходимо подписать на­звание ресурса, который он символизирует.

Занятие 3

Цели: поиск внутренних ресурсов и расширение знаний о себе.

Материалы: мел, доска, ручки, листы бумаги, ватман с таблицей для упражнения «Энергетика ума», ватман с опор­ными словами для упражнения «Изобретатель».



Ход занятия

1. Разминка. Упражнение «Дракон-самоед».

Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу друг за другом. Крайний слева - голова, крайний справа - хвост. Задача головы - схватить хвост, но половина шеренги, та что ближе к хвосту, помогает хвосту, половина шеренги, которая ближе к голове, помогает голове. Игра идет в течение минуты (или до тех пор, пока голова не поймает хвост), потом подростки меняются местами так, чтобы головой и хвостом каждый раз были другие участники.

После разминки психолог предлагает участникам поместить символы ресурсов в свои «копилки», при этом участники показывают друг другу свои творения, называют ресурсы и склады­вают их в «копилки». Эта работа проходит по очереди в кругу.

2. Основная часть.

Психолог проводит с учащимися блок упражнений, и после каждого из них участники фиксируют каждый для себя, кто и какой ресурс кладет в свою «копилку ресурсов».



Упражнение «Виртуальная муха».

Психолог чертит на доске таблицу и говорит: «Представьте себе, что в этой клетке сидит большая виртуальная муха. Сейчас каждый из вас по очереди будет двигать ее на определенное ко­личество клеток в любом направлении, а остальные должны внимательно следить за ее передвижениями. Передвигать ее будем до тех пор, пока не выскажется каждый из вас. Выигрывает тот, кто правильно укажет месторасположение мухи в конце иг­ры». (Здесь речь идет о внимании, и подростки, выигравшие в этой игре, кладут в «копилку» этот ресурс.)



Упражнение «Энергетика ума».

С помощью этого несложного упражнения можно определить скорость мышления, своеобразную «энергетику ума». За­дача - в течение 3 минут вписать вместо прочерков пропущен­ные буквы в максимально большем количестве данных слов. Слова даны в единственном числе, именительном падеже. Затем подсчитывается количество правильно заполненных слов.




с-ло

Т-ОР

Б-Н-ЕТ

Д-Р-ГА

М-РА

Б-Л-К

В-С-О

П-Н-МА

Ч-ДО

С-Т-А

Г-А-ИТ

К-Ш-ЛЬ

Г-РЯ

Б-Н-А

П-РА

С-Ы-ЦА

Л-ВА

В-Г-Н

К-Р-НЬ

П-М-ДА

Р-КА

Г-Д-К

Д-Ч-А

Р-М-Ь

Т-ЛА

з-в-к

М-Н-ЕР

С-С-РА

К-ЕН

В-Н-А

М-С-А

К-С-ЮМ

Л-МА

н-л-м

С-М-ИТ

Ч-Б-ЕЦ

О-НО

М-С-0

Р-ЧА

Н-В-ГА


31 и более слов. Быстроте вашего мышления можно только позавидовать! Способность думать, соображать с такой скоро­стью, подвижность нервных процессов наверняка не раз выру­чали вас в нелегких, а быть может, даже опасных ситуациях, подсказывая вам правильные варианты выхода из них без потерь (в том числе для нервного или физического здоровья).

21—30 слов. Вас характеризует «усредненная», присущая большинству людей скорость мыслительных процессов. Сооб­ражая с такой не слишком-то большой торопливостью, вполне возможно жить и работать, но вот добиваться каких-либо замет­ных и тем более значительных успехов - это вряд ли (впрочем, всякое бывает...). Поэтому начните тренировать свою «соображалку», решая необычные задачки, головоломки, отгадывая кроссворды, тренируйте свое внимание.

20 или менее слов. Ваши мыслительные процессы идут мед­ленно, хотя, возможно, вас выручает то, что качество компенси­руется именно этой медлительностью. Если же подобное появи­лось у вас недавно, то это может свидетельствовать о переутом­лении. В этих случаях вам необходимо проконсультироваться со специалистами. Но и сами постарайтесь позаботиться о своем головном мозге, подкрепляя его энергетику рациональным пи­танием, добавляя в дневной рацион побольше орехов, зелени, соков и ограничивая потребление жирного мяса и вообще жи­вотных жиров, не говоря уже об уменьшении (а еще лучше -исключении) алкоголизации.

После этого упражнения все учащиеся кладут ресурс в свою копилку: те, кто набрал более 20 баллов, - скорость мышления, менее 20 баллов - скрупулезность и качество выполнения зада­ния. Важно сделать акцент на позитиве и ни в коем случае не акцентировать на «неудаче» внимание тех, у кого низкая ско­рость выполнения задания. И в этом искать позитив.



Упражнение «Изобретатель».

Учащимся нужно из каждого слова взять последние слоги


или любые другие и составить новое слово:
мебель, ружье (бель-е)

соломка, пора, мель (ка-ра-мель)


лиса, бельмо, буклет (са-мо-лет)
пуловер, пальто, билет (вер-то-лет)

молоко, реле, лассо (ко-ле-со)

смола, слеза, берет (ла-за-рет)

пенопласт, вести, павлин (плас-ти-лин)

пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)

сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)


косари, заморозки, летчик (са-мо-лет)

мука, рагу, диван (ка-ра-ван)

обруч, кара (руч-ка)

олово, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)


молоко, стекло, раскол (ко-ло-кол)

Упражнение «Наборщик».

Задача учащихся - составить из букв предложенных слов как можно большее количество других слов. Слова: скорого­ворка, работники, вооружение, подросток и др.

Например, ЧАСОВЩИК (час, сова, воск, часок, сачок и др.) В обоих этих упражнениях все участники кладут себе в «ко­пилку» ресурс под названием «ум».

Домашнее задание. Создать символы обнаруженных на се­годняшнем занятии ресурсов: внимание, скорость мышления (точность выполнения задания), ум.

Занятие 4

Цели: поиск внутренних ресурсов и расширение знаний о себе.

Материалы: две пиалы с водой, две стопки из 2-3 книг, 2 стула, 2 стола, 2 набора дартса с дротиками на магнитах (или их аналоги), бланки с заданиями к упражнению «Спорим, я мо­гу!» по количеству участников.



Ход занятия

1. Разминка.

Упражнение «Передай другому».

Учащиеся делятся на 4 группы, которые встают друг напро­тив друга. Каждая команда получает свое название («Львы», «Обезьяны», «Змеи» и «Пулеметчики») и свое движение. Далее одна команда начинает игру, сделав вызов любой другой коман­де при помощи своего движения. Та команда повторяет движе­ние предыдущей и делает вызов любой другой команде при по­мощи своего движения и т. д.

После разминки психолог предлагает участникам поместить символы ресурсов в свои «копилки», при этом участники пока­зывают друг другу свои творения, называют ресурсы и склады­вают их в «копилки». Эта работа проходит по очереди в кругу.

2. Основная часть.

Психолог говорит о том, что работа по выявлению ресурсов продолжается. И предлагает следующую серию упражнений, после которых «копилка» каждого подростка пополнится новы­ми ресурсами.



Упражнение «Спорим, я смогу!».

Здесь учащимся предлагается 10 заданий на сообразитель­ность. Их задача - выполнить и рассказать об их решении (или показать), начиная со слов: «Спорим, я смогу...».

Задания:

А) Спорим, я смогу дотронуться носом до уха.

Б) Спорим, я смогу прыгнуть выше холодильника.

В) Спорим, я смогу выпить из запечатанной бутылки 10 грам­мов напитка.

Г) Спорим, я смогу разделить число 33 пополам так, что по­лучится два целых числа.

Д) Спорим, я смогу зажечь спичку под водой.

Е) Спорим, я положу в банку шарик от настольного тенниса, затем переверну ее, и шарик не выпадет, хотя горлышко банки ничем не будет закрыто.

Ж) Спорим, что я разведу руки в стороны, в одной из них будет спичка, и я, не соединяя рук, переложу спичку из одной руки в другую.

3) Спорим, я смогу бросить теннисный мяч так, что он про­летит некоторое расстояние, остановится, а потом начнет дви­гаться в обратном направлении.

И) Спорим, я прыгну с пятиметровой лестницы и не разо­бьюсь.

К) Спорим, я поставлю пустую бутылку посреди комнаты, а потом заползу в нее.

Упражнение «Точнее, лучше, быстрее».

Упражнение на ловкость, точность, координацию движения. Выполняется в виде эстафеты. Учащиеся делятся на 2 группы и выстраиваются в 2 колонны. Задача: первый учащийся ставит на голову стопку из 2 книг и, не уронив их и не поддерживая руками, должен донести их до стула и оставить их там, затем от стула он скачет на одной ноге до стола. На столе лежат дротики (на магнитах), их необходимо как можно точнее метнуть в цель, затем одной рукой взять со стола пиалу с водой и донести ее, не расплескав воду, и передать следующему участнику. Второй участник берет пиалу одной рукой и с точностью до наоборот вы­полняет все действия предыдущего участника и т. д. Выигрыва­ет та команда, которая выполнила быстрее и не нарушала правила.

Те участники, которые выполняли быстрее, проявили лов­кость, кто медленнее, но правильно - честность.

Домашнее задание. Создать символы новых ресурсов: лов­кость (честность), сообразительность.

Занятие 5

Цели: поиск внутренних ресурсов и расширение знаний о себе.

Материалы: карточки с ситуациями для упражнения «Передай настроение».



Ход занятия

1. Разминка.

Упражнение «Меняющаяся комната».

Психолог. Давайте сейчас все будем медленно ходить по комнате... А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой, и вы продираетесь сквозь нее... А теперь комната ста­ла оранжевой - оранжевые стены, пол, потолок; вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми, легкими, как пузырьки в «Фанте»... А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печальные, грустные, усталые... А теперь комната вдруг стала яркой, мигают фотовспышки, представьте, что вы находитесь в зале, где вручают премию «Оскар», вы иде­те на сцену по красной ковровой дорожке за своей наградой... Молодцы, закончили. Мы немного размялись, пришло время выполнить одно очень интересное задание.



2. Основная часть.

Упражнение «Передай настроение».

Учащиеся делятся на группы при помощи следующей считалочки: «Морковка, лучок, горох, огурец, кабачок». Получилось 5 команд, каждая из которых получает карточку с заданием. В карточке описана некоторая эмоционально окрашенная ситуа­ция, которую необходимо инсценировать без помощи слов. Группы выступают по очереди, остальные участники должны по их действиям понять, что за ситуация была в карточке у этой группы, и озвучить ее. На подготовку учащимся отводится 5-7 минут. Варианты ситуаций:




  1. Два зайца прыгали по полянке, и вдруг один из них увидел бабочку. И так она ему понравилась, что он поскакал за ней, да так быстро, что второй упустил его из виду и очень огорчился, заплакал и один побрел домой.

  2. Медвежонок шел мимо старого дуба и услышал жужжа­ние пчел. Ему стало очень любопытно: что же это жужжит? Он залез в дупло, а там пчелы, которые, испугавшись, покусали медвежонка.

  3. Сидят две лягушки на болоте и вдруг видят: вкусная муха недалеко приземлилась. Лягушки голодные были - вот и стали они спорить, кому муху съесть. Пока спорили, она улетела. Так они и остались ни с чем.

  1. Ползет червячок, настроение у него хорошее, ползет он по своим делам. Вдруг откуда ни возьмись, подбегают к нему два цыпленка, один хватает его за голову, другой за хвост и да­вай из стороны в сторону тянуть. Так тянули, что червячок по­ полам и разорвался. Обрадовались цыплята, что каждому по ку­сочку досталось, и пошли довольные дальше.

  2. Идет муравьишка, несет тяжеленную палочку. Долго не­ сет, устал, еле ноги волочит. Но тут его увидали его братья из муравейника и прибежали на помощь, вместе они быстро до­несли палочку в муравейник.

После того как сценки проиграны, участники в кругу обсуж­дают, легко ли было показывать самому и понимать, что пока­зывают другие. Какие качества проявились у них во время этого упражнения (артистизм, умение понимать друг друга, умение доступно объяснить, эмоциональная выразительность и т. д.).

Упражнение «Очередь».

Участники встают в одну колонну друг за другом. Из них выбирают 2-3 добровольцев. Далее психолог объясняет задачу: «Представьте себе, что случился продовольственный дефицит, колонна - это очередь за колбасой. Она очень длинная, и стоите вы в ней уже с самого утра. Добровольцы по одному будут пы­таться купить колбасу без очереди. Они могут использовать разные средства, на свое усмотрение. Люди в очереди могут их пропустить, а могут не пропустить. Добровольцы пробуют свои силы по очереди».

Психолог внимательно следит за ситуацией и старается пре­дупредить возникновение острых конфликтных ситуаций, напо­миная участникам, что это всего лишь игра. После завершения игры психолог обсуждает с учащимися основные интересные моменты, возникшие в процессе игры, и просит ребят назвать качества, которые они проявляли в игре (настойчивость, целе­устремленность, вежливость, доброту, самообладание и т. д.). Если учащиеся проявили себя не с лучшей стороны, то психолог говорит о том, что хорошо, что это проявилось в игре, зато те­перь эти люди знают, над чем им нужно еще поработать, у них есть прекрасная возможность для личностного роста.

3. Рефлексия.

Психолог подводит итог и вместе с учащимися резюмирует ресурсы, которые обнаружились у них на этом занятии.



Домашнее задание. Создать символы новых ресурсов.

Блок 2. Где и как я могу использовать свои ресурсы?

Занятие 6

Цель: подведение итогов по первому и второму блоку. Материалы: бланки со схемой по количеству учащихся, ручки.

Ход занятия

1. Разминка.

Упражнение «Ревущий мотор».

Это упражнение участники выполняют, стоя в кругу.

Психолог. Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем здесь нечто вроде автогонок по кругу.

Представьте себе рев гоночного автомобиля - «рррмм!» Один из вас начинает, произнося «рррмм» и быстро поворачивая голову налево или направо, его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «рррмм», по­вернувшись к следующему соседу. «Рев мотора» быстро переда­ется по кругу, пока не будет сделан полный оборот. Кто хотел бы начать?

Когда «рев мотора» пройдет полный круг, можно остановить действие и продолжить объяснение игры дальше: «У гоночного автомобиля есть и тормоза. Когда на них нажимают, раздается другой звук -г «иииик!» Когда кто-нибудь во время «движения автомобиля» вдруг произносит: «Ииик», он тем самым останав­ливает нашу машину и разворачивает ее в противоположную сторону. Любой из вас может внезапно «остановить автомо­биль» и заставить его двигаться в противоположную сторону. Но у каждого есть право только дважды сделать это, чтобы и остальные смогли поучаствовать в игре.

2. Основная часть.

Психолог обращает внимание участников на их «копилки ресурсов» и предлагает каждому участнику посмотреть, сколько и каких ресурсов у него накопилось.



Упражнение «Ситуации».

Психолог предлагает учащимся ситуацию. Каждый участник должен подумать и выделить из всех накопившихся у него ре-: сурсов те, которые он мог бы использовать в этой ситуации (ка­кие вообще могут понадобиться). После этого происходит обсу­ждение: какие ресурсы они применили, кому хватило ресурсов с лихвой, кому, наоборот, не хватило и каких ресурсов, чем их можно заменить.

Примеры возможных ситуаций:

А) Вы в составе команды от школы участвуете в городских спортивных соревнованиях.

Б) Вы всем классом пошли в тяжелый 3-дневный поход.

В) Вы сидите в составе суда присяжных и вместе должны вынести вердикт по очень сложному делу.

Далее психолог просит учащихся заполнить схему (см. При­ложение 2,). Подростки могут добавлять сегменты к схеме, если считают важным описать больше ситуаций и способов, чем на это им отведено места. После заполнения схемы происходит обсуждение в кругу. Каждый из участников по очереди коротко зачитывает свои ситуации и способы использования своих ре­сурсов, остальные могут помечать интересные идеи в своих схемах по ходу обсуждения. Затем психолог говорит: «Посмот­рите, как много разных ситуаций и способов использования своих ресурсов вы нашли, а это значит, что вы их знаете и мо­жете использовать в повседневной жизни. Обратите внимание на то, что схема по форме напоминает ограненный драгоценный камень. Так и каждый из нас является драгоценностью со мно­жеством граней, каждая из которых по-своему играет на солн­це. Этому драгоценному камню можно придать еще множество дополнительных граней, и от этого он станет еще больше играть на солнце, станет только лучше и уникальнее».

3. Рефлексия занятия.

Что нового вы узнали? Как это может пригодиться вам в по­вседневной жизни?



Блок 3. Способы снятия

Эмоционального напряжения и приобретение уверенности перед экзаменами.

Занятие 7

Цели: познакомить подростков со способами снятия эмо­ционального напряжение; оказать им помощь в выработке уве­ренности в себе.

Материалы: большое зеркало, ручки, листы А4, четыре красных маркера.


Ход занятия

1. Разминка.

Упражнение «Ой-ой-ой».

Подростки встают в круг, рассчитываются по порядку и за­поминают свой номер. Ведущий встает в центре круга и называ­ет два любых номера. Участники, чьи номера прозвучали, хло­пают себя ладошками по коленям со словами «Ой-ой-ой» и бы­стро меняются местами. Задача ведущего - успеть занять одно из их мест. Кто не успел занять место, становится ведущим.



2. Основная часть.

Упражнение «Восточные стихи».

Психолог спрашивает учащихся, знает ли кто-то из них хоть одно стихотворение об экзаменах или контрольных? Нет? Это легко исправить. И предлагает им придумать стихи об экзаменах или обо всем, что с ними связано. Но сочинять необходимо не просто стихи, а восточные стихи. После чего он излагает прави­ла восточного стихосложения:

Главное слово (существительное).

Прилагательное, прилагательное.

Глагол,глагол, глагол.

Фраза, выражающая отношение.

Существительное. Например:

Экзамен!


Страшный, мучительный.

Выучен, выстрадан, сдан.

Кто придумал экзамены?

Счастье!


Упражнение «Снайперы».

Психолог просит подростков перечислить свои страхи или самые, на их взгляд, распространенные страхи их сверстников. То, что говорят ребята, он записывает на заранее приготовлен­ных полях для дартса. В результате должно получиться четыре одинаковых поля.

Задача участников - рассчитаться на 1-4-й. В результате по­лучится 4 команды, которые выстроятся в 4 колонны по одному перед каждым из полей, висящих на стене. Задача учащихся -бросая по очереди, попасть магнитным дротиком в тот страх, который ему не нравится, который он считает наиболее вредным для подростка (человека). Если он попал, то все члены его ко­манды дружно ему хлопают и поддерживают; если не попал, пробует еще раз. После попадания участник сам красным мар­кером зачеркивает этот страх, в него больше не стреляют . Игра длится до тех пор, пока в ней не примут участие все члены ко­манды или не выбьют все страхи. Затем происходит обсуждение чувств, которые испытывали участники, когда играли, попадали в страхи.

Поле для дартса.





Упражнение «Письмо трусу».

Задача учащихся - написать небольшое письмо трусу, в ко­тором они должны оказать ему психологическую поддержку, приободрить и вселить уверенность в свои силы. После этого участники по очереди очень убедительно и с выражением чита­ют это письмо своему отражению в зеркале. Затем в кругу про­исходит небольшое обсуждение чувств, возникших от выполне­ния этого упражнения.



3. Заключительная часть занятия.

В завершение занятия психолог просит учащихся сохранить эти письма и читать их своему отражению, чтобы поддержать себя в трудную минуту, когда почувствуют, что им это необхо­димо. Все встают и аплодируют друг другу.



Занятие 8

Цели: оказать помощь подросткам в избавлении от стра­хов, приобретении уверенности в себе; подведение итогов.

Материалы: листы формата А4, цветные карандаши, бас­кетбольное кольцо, урна, спички, лоскуты ткани, нитки, ленты, природные материалы, бечевка, мешковина, клей, ножницы, бу­синки и т. п.



Ход занятия

1. Разминка.

Упражнение «Здравствуй, я тебе рад!».

Работа проходит в кругу. Задача каждого участника -по очереди сделать шаг вперед и, производя определенное дви­жение, поприветствовать окружающих, сказать им комплимент. Остальные сразу после участника одновременно повторяют его движение и фразу, которую он произнес, с той же интонацией.



2. Основная часть.

Психолог напоминает ребятам, что на прошлом занятии они начали работать со страхами и сейчас продолжат эту работу.

Психолог. Упражнение, которое мы сейчас будем вы­полнять, называется «Бабайки». Кто-нибудь из вас знает, кто это такие? Верно, это существа, которыми пугают детей. «Учись хорошо, а то тебя бабайка заберет». Ваша задача - нарисовать на листе бумаги своего самого страшного бабайку (то, чего вы боитесь больше всего), одного или несколько. На эту работу от­водится около 10-15 минут.


Затем психолог просит учащихся внимательно посмотреть на свой рисунок и с чувством, с удовольствием скомкать его. После этого участники по очереди с некоторого расстояния бро­сают эти комки в баскетбольную корзину, под которой стоит урна; задача — попасть в кольцо. В конце занятия все выходят на улицу и происходит торжественное сжигание содержимого урны. Пепел высыпают в ямку под дерево и закапывают. Психо­лог говорит о том, что от страхов ничего не осталось, их больше нет. Более того, в данном случае они даже принесли пользу -стали удобрением для живого дерева.

Упражнение «Берегиня».

Психолог спрашивает у подростков, кто такая берегиня (оберег). Это существо (предмет), которое оберегает нас, при­носит удачу, помогает. Есть ли у кого-то обереги? Потом пред­лагает сделать обереги, которые принесут удачу на экзамене*. На эту работу учащимся отводится еще 20-30 минут. Обереги ребята забирают с собой.



Упражнение «Я желаю тебе...».

Участники, сидя в кругу, по очереди желают друг другу что-то доброе. В конце психолог подводит итог занятия и высказы­вает свои пожелания ребятам.



В заключение занятия ребята делают общую фотографию на память в процессе работы и с оберегами**.
Литература

  1. Молчанова, 3. М. Личностное портфолио старшеклассни­ка: учебн.-метод, пособие / 3. М. Молчанова, А. А.Тимченко, Т. В. Черникова. - М.: Глобус, 2005. - (Серия «Профильная школа»).

  2. Тренинг развития жизненных целей / под. ред. Е. Г. Трошихиной - СПб.: Речь, 2001.



Каталог: images -> metod kopilka -> kafedra
metod kopilka -> Неорганическая химия. Углубленный курс для факультативных занятий
metod kopilka -> Номенклатура органических соединений
metod kopilka -> Герои Великой Отечественной войны Танкисты Моряки
kafedra -> Методические рекомендации Основные подходы к организации деятельности учащихся с разными типологическими свойствами нервной системы
kafedra -> В теоретических построениях воспользуемся Методом конкретного приближения Габриэля Марселя, согласно которому мы можем постепенно приближаться к искомому, задавая вместо объективирующего вопроса Что
kafedra -> Методические рекомендации по выявлению случаев насилия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница