Программа дополнительного образования детей «шахматы» сертификат №23/11 выдан Международной Академией



Скачать 264.5 Kb.
страница1/3
Дата09.08.2019
Размер264.5 Kb.
#127901
ТипПрограмма
  1   2   3


Управление образованием

администрации муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Методическим советом Директор МУДО ДДЮТ

Протокол №_____ ______________ С.Н. Ионова

от «____»___________20__ г. «___» _______________20__ г.
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ШАХМАТЫ»


(сертификат № 23/11 выдан Международной Академией

дополнительного образования 27.12.10)


Возраст детей: 4-7 лет

Срок реализации: 3 года


Автор:

Педагог дополнительного образования

Меркулова Маргарита Васильевна

Люберцы


2015 г.

Рецензенты:



  1. Заведующий кафедрой теории и методики шахмат РГУФКСиТ (ГЦОЛИФК) кандидат наук, доцент Линовицкий. 25.06.2009.

  2. Методист отдела мониторинга и программно-методической поддержки ГОУ МО ЦРТДЮ О.П. Потапкина. 09.12.10.

  3. Зав.отделом неформального образования ИСМО РАО доктор педагогических наук, профессор В.А. Горский. 17.01.2011.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автором программы «Шахматы» изучен большой опыт преподавателей и тренеров по шахматам, авторов методических разработок, программ, научных статей, и рефератов, опубликованных в различных сборниках, материалы дипломов, курсовых работ Российского Государственного университета физической культуры, спорта и туризма, а также другие монографии. Автором приобретён богатый опыт на основе двадцатилетней работы с детьми в детских учреждениях, а также в результате собственной спортивной деятельности. Всё это позволило разработать свою Авторскую программу.

Новизна программы и её отличие (по мнению автора) от существующих программ заключается в следующем:



1. Участие в реализации программы детей в возрасте от 4 лет.

Процесс обучения детей шахматной игре начинается с 4 лет, однако, в большинстве случаев, рекомендовалось начинать занятия по шахматам с детьми 8-10 лет ( см. работы следующих авторов: Ю.Авербах и М.Бейлин [1], А.В. Запорожец [6], Весела Инна и Ириен [7], В.Г. Гришин [13], В. Зак и Я. Друголенский [15], А.Н. Костьев [19], И.Г. Сухин [28].Из современных педагогов, занимающимся вопросом обучения шахматной игре дошкольников, необходимо отметить И.Г.Сухина [28] – научного сотрудника Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании и автора многих книг для маленьких детей. По его мнению, сегодняшние дети умнее своих предшественников. Сегодня становится всё больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием. Их способность постигать сложный, современный мир проявляется очень рано - в 3-4 года. Исследования, проведенные современными российскими учёными-психологами Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера [23], и др. свидетельствует, что возможности маленького человека велики и путём организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старшего возраста. В спортивном мире последнее время наметилась закономерность, что шахматные звёзды становятся всё моложе и моложе. Так в г. Костроме прошло первенство России по шахматам среди детей до 8-ми лет. В соревновании приняли участие - 244 мальчика и 94 девочки от 4 до 8-ми лет. Достаточно сказать, что из них были 21 перворазрядник. Маленькие дети научились играть в шахматы. Поэтому настоящая программа рассчитана на детей именно раннего возраста. Можно добавить, что дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Настоящая программа направлена на создание таких условий. Одно из условий эффективности занятий является правильное распределение детей по группам. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст ребёнка. Так психолог Е.А. Стребелёва [27] в своей работе «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» подробно излагает особенности развития всех трёх возрастных групп дошкольников. И.Г. Сухин [28] предлагает, при распределении детей по группам учитывать психофизиологические особенности ребёнка, разделяя детей по поведению на активных (шустриков) и медлительных (мямликов). Наблюдения за детьми полностью подтверждают выше сказанное. Автор активно используется в своей деятельности данные рекомендации, в частности, при формировании учебных групп (см. Методические рекомендации по реализации программы).

Заслуживает особого внимания работа Х. Айзенка и Д. Эванса [4] «Энциклопедия психологических тестов». По мнению авторов в психологии принято различать «познание» и «эмоции». Познание – это ментальный акт или процесс приобретения знаний, в то время как эмоции имеют отношения к настроению, чувствам. Все ментальные тесты ориентированы на выявление способностей к познанию и стремятся измерить способности человека к приобретению знаний (обучаемость) и его успехи на этом пути. Первые тесты на определение ментального уровня детей были придуманы Альфредом Бине, французским психологом и специалистом в области образования. Он придумал тесты, распределил их по возрастным группам, исходя из решаемости их детьми, и закрепил по этим группам, опираясь на статистические данные. Теперь для каждого ребёнка можно определить ментальный возраст (см. Методические рекомендации по реализации программы). В настоящей программе, в экспериментальном режиме, определялись психолого-педагогические особенности детей по способу Бине. Работа в этом направлении автором программы продолжается, поскольку (по мнению автора) определение ментального возраста, а в перспективе и коэффициента интеллектуальности (КИ), позволяют своевременно определить психолого–педагогические особенности ребёнка и развить его творческий потенциал. Это особенно важно, поскольку шахматное обучение дошкольников в большей мере используется автором как средство подготовки детей к школе, развитие у них следующих качеств: усидчивость, внимательность, исполнительность, восприятие, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, выдержку и способствует развитию творческого потенциала. При обучении шахматной игре у детей развивается ориентирование на местности, формируется аналитико-синтетическая деятельность, вырабатывается способность запоминания, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, что очень важно для будущего школьника. Не случайно сегодня рассматривается вопрос о введении шахматного обучения в школах, как обязательного предмета [24]. Поэтому настоящая программа находится на стыке физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленностей.

2. Обогащено предметное содержание.

Для облегчения понимания понятия: «контроль поля» автором дифференцированы функциональные свойства шахматных фигур, а именно: их передвижение, нападение на фигуры противника, защита своих фигур. Освоение детьми этих функций на первом году обучения позволило педагогу, путём интегрирования этих функций перейти к изучению понятия «контроль поля» и далее к решению задач МВМ (см. Приложение № 3. Методическое пособие для педагога: задачи Меркуловой Маргариты Васильевны).



3. Разработаны методические приемы.

Автором разработаны шахматные задачи МВМ (см. Приложение № 3. Методическое пособие: задачи Меркуловой Маргариты Васильевны) кардинально нового типа. Задачи МВМ несут тройную функциональную нагрузку, а именно:

- глубокое познание геометрии шахматной доски;

- возможности шахматных фигур;

- цель задачи – построение мата.

4. Разработана авторская методика целевого мышления.

Процесс приобретения шахматного мастерства основан на разработанной автором Методике Целевого Мышления (далее МЦМ, см. Методические рекомендации по реализации программы). Обычно педагогом применялось многократное напоминание шахматисту, сводившееся к одной фразе: «думай», а как думать – не пояснялось. МЦМ дает технологию размышления, т.е. вырабатывает у ребёнка стойкую последовательность, как и над чем, думать. Это абсолютно новый способ, являющийся своего рода умственным тренажёром для выработки рационального мышления в процессе игры. Метод дисциплинирует мыслительный процесс, вырабатывает целевую концентрацию на отдельный шахматный ход, анализ позиции и план игры. Кроме того МЦМ делает более эффективной организацию мыслительных процессов шахматиста, а в некоторых случаях компенсирует недостатки мышления (инертность), уровень умственного развития (способность к обучению – обучаемость).



5. Разработан учебно-методический комплекс (учебно-методическое пособие для педагога и рабочие тетради для обучающихся).

Автором разработан богатый дидактический материал, а также написаны стихи, сказки, песни, созданы элементы игры с отдельными шахматными фигурами, а также логотип и сказочный помощник - Чатурёнок. Каждое занятие включает в себя шахматную тематику и вспомогательные процессы, направленные на концентрацию внимания, восстановление работоспособности, укрепление памяти, элементарный отдых ребёнка и физкультурные паузы.



6. Применяются разнообразные вспомогательные материалы.

Вспомогательные процессы, применяемые автором –это «процесс ориентации» (см. Методические рекомендации по реализации программы), техника «наполненная чаша», рекомендованной С.А. Лысенко [21] - квалифицированным психологом, сильным шахматистом, известным тренером.

На занятиях вводятся физкультурные паузы с использованием «Тренажера Агашина» [2], которые длятся от 5 до 10 минут. Они направлены на снятие напряжения, восстановление работоспособности, улучшение самочувствия. Эти занятия несут лечебно-восстановительные функции, а именно: развивают все группы мышц, вырабатывают осанку, помогают создавать фигуру и рельеф мышц.

Помощником в проведении занятий может быть вымышленный персонаж. В некоторых источниках шахматной литературы таким персонажем являются: Буратино, Карандаш, Незнайка, Чебурашка и т.д. В настоящей программе автором изобретен робот-шахматист, которого назвали - Чатурёнок. (см. Методические рекомендации по реализации программы). Имя Чатурёнок – производное от персидского названия: Чатуранга (шахматы). В переводе на русский язык Чатурёнок обозначает – шахматенок. Чатурёнок может быть собран из других шахматных фигур, но он должен быть веселым и маленьким по возрасту и отражать шахматную тематику. В данном ДДЮТ существует шахматное объединение названное «Чатурёнок», имеется шахматный листок, значок шахматиста, переходящий приз назван тоже «Чатурёнок».



Цель программы – создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала ребенка и воспитание нравственной личности посредством шахматной игры.

Задачи:

  1. Изучение правил шахматной игры.

  2. Развитие творческих и аналитических способностей, воображения ребенка.

  3. Развитие и укрепление памяти ребенка.

  4. Воспитание выдержки, усидчивости, организованности, самодисциплины и целеустремленности.

  5. Воспитание стойкого интереса к шахматной игре, мотивированного поведения.


Срок реализации программы – 3 года

Возраст детей – 4-7 лет.

Настоящая программа рассчитана на детей раннего дошкольного возраста.

Прием детей в группы происходит по первичному тестированию в течение двух занятий в присутствии родителей. Цель этого теста – выявление степени внимательности, образа мышления (общее, детальное), развития мелкой моторики, психологической подготовки работы в группе. Родителям, чьи дети, получили отрицательный результат по одному из пунктов теста, даются методические рекомендации по подготовке ребенка и предлагается привести ребенка на следующий год. Дети, принятые на обучение, распределяются педагогом на три группы. При этом учитывается их хронологический возраст (далее ХВ), ментальный возраст (далее МВ) и психолого-педагогические особенности, определяемые педагогом по тестам.

Форма и режим занятий.

Занятия с детьми проводятся по группам в 12 человек, подгруппам и индивидуально. Группы формируются в основном по возрастному признаку (ХВ) а также с учётом результатов тестирования.



  • Группа № 1 – дети в возрасте 4-5 лет.

  • Группа № 2 – дети в возрасте 5-6 лет.

  • Группа № 3 – дети в возрасте 6-7 лет.

Продолжительность обучения:

1-й год обучения (дети 4-5 лет) - 72 ч/год – 2 раза в неделю по 1 часу.

2-й год обучения (дети 5-6 лет) – 108 ч/год – 3 раза в неделю по 1 часу.

3-й год обучения (дети 6-7 лет) - 144 ч/год – 3 раза в неделю по 1 часу на теоретических и по 2 часа на практических занятиях.

Тематический материал программы адаптирован к каждой возрастной группе ребят. Для этого используются: тематические сказки; игровые ситуации с придуманными и известными детям персонажами, в том числе с Чатурёнком; стихотворно-музыкальная форма изложения материала.

Учитывая возраст ребенка, было установлено, что дети продуктивно занимаются не более 20 мин. Однако, используя музыкальные физкультурные паузы (далее МФМ), с тренажером Агашина можно увеличить время занятий ещё на 20 мин. Таким образом, режим занятий для 1-го года обучения выглядит так: 20 мин занятия + 5 минут МФП + 20 минут занятия. Всего – 45 минут. Для 2-3-го годов обучения – 25 минут занятия + 10 минут МФП + 25 минут занятия. Всего – 60 мин. на теоретических занятиях.

В игровой день МФП обязательно даются после окончания партии – для снятия психологического напряжения, поднятия настроения (особенно при проигрыше), получения заряда эмоциональной радости.

Каждое занятие начинается с беседы о здоровом образе жизни (см. Приложение № 1,стр.66, темы этического воспитания детей).

Шахматы – это наука, игра и искусство. Как наука шахматы требуют обучения и поэтому автором из всех существующих были выбраны следующие технологии:

1. Технологии групповой деятельности (Авторы: Виноградова М.Д., Дьяченко В.К)

2.Игровые технологии (авторы: К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, С.А. Шмаков, Л.С. Выгодский)

3.Технологии развивающего обучения (авторы: Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Кроме этого используются методы по Г. Селевко, а именно:

1. Обьяснительно-иллюстрационный метод;

2. Игровой метод;

3. Практический метод;

4. Метод – «создание ситуации успеха»;

5. Метод «повторения вслух».


1. Обьяснительно-иллюстрационный метод сопровождает каждое занятие.

Педагог, объясняя материал, даёт подробные иллюстрации, проводит тренировочные упражнения, которые выполняются в парах сменного состава. Иллюстрации сопровождают задания от исходного положения задач до их решения с помощью диаграмм, на которых изображаются закономерности метода решения. Деятельность педагога при использовании этого способа направлена на накопление и закрепление знаний шахматиста.



2. Игровой метод занимает большую часть занятий. Автором разработаны элементы шахматной игры, выполняя которые шахматисты осваивают правила и закономерности шахматной игры, при этом находясь в тоне интереса на протяжении всего занятия. Игровой метод занятий предусматривает использование стихотворно-песенных форм, сказочных персонажей (Чатурёнок), «живых шахмат» - шахматистов в шахматных костюмах и т.д.

3. Практический метод используется педагогом, как один из важных методов работы. Практические занятия являются основой для выполнения важной задачи программы такой как: подготовка шахматистов 5-4 разрядов. Проведение квалификационных турниров, участие в шахматных соревнованиях на уровня от школьного до Российского, а также в товарищеских встречах с шахматистами других образовательных учреждений, позволяет шахматистам повышать спортивное мастерство и свой квалификационный уровень игры.

4. Метод – «создание ситуации успеха» используется педагогом практически на всех занятиях. Основой этого метода является составление всех задач, упражнений и любого учебного задания с учётом возможности обучаемого, его способности принять, понять и освоить преподносимый педагогом материал. Благодаря регулярному выполнению заданий у обучаемого вырабатывается стойкая уверенность в успехе освоения знаний. На практических занятиях педагог использует этот метод при составлении пар играющих, а именно - подбирает шахматистов для игры друг с другом примерно равного уровня подготовки и возраста. Главное, используя этот метод, педагог не должен завышать каждому ребёнку градиент преподносимых знаний. Каждый ребёнок заканчивая очередной этап обучения получает свою « минуту славы». Надо видеть счастливое лицо ребёнка, когда педагог объявляет: «Варвара закончила «Ладью», получает «Слона».

5. Метод «повторения вслух» - описан выше и отражен в приложениях №13,14,15.
Прогнозируемые результаты 1 года обучения

В конце первого года обучения воспитанники



Знают:

1) название всех шахматных фигур;

2) основные правила и закономерности функций шахматных фигур;

3) геометрию шахматной доски, шахматную нотацию;

4) что такое мат одинокому королю.

Умеют:

1) слушать, понимать и выполнять требования педагога;

2) концентрировать внимание при выполнении конкретных заданий;

3) играть друг с другом в элементы шахматной игры (одна или несколько фигур);

4) ставить мат королю;

5) ориентироваться на напольной шахматной доске;

6) обладают мотивированным отношением к шахматам;

7) доброжелательно относятся друг к другу, к своему шахматному партнеру;

8) самостоятельно подготавливать своё рабочее место перед занятием и убирать его после занятий;

9) заучивать наизусть небольшие по размеру стихотворения на шахматную тематику.



Прогнозируемые результаты 2 года обучения.

В результате реализации учебно-тематического плана 2-го года обучения ребенок становится шахматистом.

К концу 2-го года дети:

Знают:

1) все правила шахматной игры (фигуры, рокировки, мат, шах, пат, ничья);

2) все правила взаимоотношений с партнером во время игры (этика поведения шахматиста);

3) построение мата одинокому королю из любой позиции;



4) как создать патовую позицию.

Умеют:

1) проигрывать (терпеть поражение), быстро восстанавливать психологическое равновесие после игры;

2) пользоваться шахматной нотацией, записывать шахматные партии;

3) играть турнирные партии;

4) заучивать наизусть шахматные правила и стихи;

5) самостоятельно разбирать по учебнику шахматные задания и выполнять их, в том числе частично самостоятельно. Решать задачи МВМ.



Прогнозируемые результаты 3 года обучения.

В результате 3-го года обучения ребенок становится шахматистом, владеющим начальным курсом знаний по шахматам.

К концу 3-го года дети -

Знают:

1) все шахматные фигуры в композиции (где они стоят, как ходят, как бьют, как защищают свои фигуры), их взаимодействия друг с другом;

2) схемы мата одинокому королю с участием всех фигур;

3) геометрию шахматной доски и шахматную нотацию, в том числе с закрытыми глазами;

4) шахматные часы, правила пользования ими;

5) понятия: «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль» шахматной партии;

6) правила прохождения пешки на поле превращения.

Умеют:

1) самостоятельно изучить шахматный материал по книжкам источникам и обучающим компьютерным программам.

2) концентрировать внимание на отдельных этапах шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль); планах игры; контроле времени; записи партии;

3) самостоятельно решать шахматные задачи (домашние и летние задания), в том числе МВМ;

4) поставить мат одинокому королю в комбинациях: Ф+Кр, Л+Кр, 2С+Кр, К+С+Кр.

Кроме того дети приобретают первый опыт составления плана игры и развития творческого воображения в реализации самостоятельных комбинаций в процессе игры, тактических приемов (двойные удары, связки), создание матовых и патовых ситуаций.


Система контроля знаний

Контроль знаний шахматиста осуществляется с помощью индивидуальной программы шахматиста, а также с помощью наглядной таблицы, которая позволяет педагогу, родителям и детям следить за учебным процессом и вовремя корректировать обучение (см. Приложение № 1). Кроме того, практические успехи детей демонстрируются в турнирных таблицах, которые помещаются на стенд в шахматном объединение (см. Приложение №1).

По мере освоения материала педагог делает отметки в индивидуальной программе шахматиста. (см. Приложение №1)

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Для осуществления контроля и просто для удобства на каждого ребенка заводится портфолио юного шахматиста (приблизительно 40 файлов), куда помещают:



  • анкетные данные;

  • копию свидетельства о рождении;

  • индивидуальная программа начального курса обучения

  • «Шахматный практикум»

  • рабочие тетради;

  • задачники;

  • результаты турниров, копии грамот и др. наград;

  • квалификационные книжки

  • другие выполненные материалы.

На празднике выпускников объединения, в конце всего курса обучения, подводятся итоги деятельности каждого шахматиста.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ




п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Шахматы. История возникновения

1

1

-

3

Геометрия шахматной доски

6

2

4

4

Шахматная нотация

3

1

2

5

Виды шахматной доски.

3

1

2

6

Шахматные фигуры, их действие и взаимодействие на шахматной доске

28

10

18

7

Практические занятия «Фрагменты шахматной игры»

29

-

29

8

Итоговое занятие

1

1

-




Итого

72

17

55

Каталог: uploads -> 2000 -> 1948
2000 -> Пояснительная записка Рабочая программа по иностранному языку (английский) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения, «Примерных программ по учебным предметам
2000 -> Методические рекомендации для проведения профилактической работы
2000 -> Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации
2000 -> «Методика применения средств современных информационных технологий при обучении истории и обществознанию»
2000 -> Рабочая программа по истории (истории России) 11 класс
2000 -> Программа на 2011 2016 учебный год г. Дмитров
1948 -> Муниципальное учреждение дополнительного образования «дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования люберецкий муниципальный район московской области

Скачать 264.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница