Программа элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции»



Скачать 182.6 Kb.
Дата17.11.2018
Размер182.6 Kb.
ТипПрограмма

c:\users\учитель\desktop\селезнева о.н\11 овр.jpeg

Рецензия

на авторскую программу спецкурса

«Окислительно-восстановительные реакции»

учителя химии МАОУ многопрофильного лицея №20

Селезневой Ольги Николаевны

Представленная на рецензирование программа элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции» направлена на решение проблемы профильного обучения учащихся 11 класса. Актуальность и значимость данной программы не вызывает сомнений, так как она содействует созданию условий учащимся для более качественной подготовки к ЕГЭ.

Курс направлен на ликвидацию пробелов в подготовке выпускника, выработку у школьника навыка составления окислительно-восстановительных реакций и поиска ответов на сложные вопросы общей, неорганической и органической химии. Рассматривается классификация окислительно-восстановительных реакций, составление уравнений методом электронно-ионного баланса, количественные характеристики окислительно-восстановительных процессов, влияние среды на характер протекания этих реакций, окислительно-восстановительные свойства соединений серы, марганца, окислительно-восстановительные реакции в органической химии.

Программа составлена грамотно, с учетом всех требований, предъявляемых к данному виду научно-теоретических исследований. В программе имеется пояснительная записка, раскрывающая цели и задачи курса, её актуальность и практическую значимость в обучении. Содержание курса рассчитано на 34 часа.

Автором проделан значительный объём работы по детальной разработке и методическому обеспечению программы. Тематическое планирование курса составлено грамотно, с учётом дидактических и методических принципов обучения. Для каждого занятия выделено краткое содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности учащихся, планируемые результаты обучения и перечень используемых педагогических программных средств.

Содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся нацелены на достижение целей, указанных в пояснительной записке.

Программа элективного курса рекомендована к использованию в учебном процессе. Наличие методического обеспечения программы делает её доступной для широкого использования в других учебных заведениях.
Заведующий кафедрой естествознания

УИПК ПРО, кандидат химических наук

сентябрь 2013 г М. А. Ахметов

Программа спецкурса «Окислительно-восстановительные реакции» составлена для учащихся 11 класса естественнонаучного профиля на основании кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена и

спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена; рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).

В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы довольно поверхностно.

Так, в курсе химии, изучаемом в школе, предусмотрено лищь краткое знакомство с одной из важнейших тем - особенностями окислительно-восстановительных объектов и процессов. Даже в профильных классах на эту тему отведено всего 6 часов. Поэтому учащиеся не понимают, как можно применить полученные в курсе химии знания в области окислительно-восстановительных реакций.

Между тем знания учащихся по этому разделу химии необходимы для успешной сдачи ЕГЭ. Кроме того, ОВР чрезвычайно распространены. С ними связаны природные процессы обмена веществ, брожения, круговорота веществ в природе. Эти реакции можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты и многие другие ценные химические вещества. ОВР лежат в основе преобразования химической энергии в гальванических и топливных элементах. Для того, чтобы заинтересовать учащихся данной темой, приблизить ее к жизни, а также связать изучаемый материал с биологическими и физическими знаниями, необходимо показать значение ОВР в живой природе.

В школьном курсе химии понятие «окислительно-восстановительные реакции» формируется на нескольких уровнях. Первое знакомство с понятием «окисление» происходит в 8 классе, в теме «Кислород. Оксиды. Горение», а с понятием «восстановление» - в теме «Водород. Кислоты. Соли». В этом же классе после изучения тем «Периодический закон» и «Химическая связь» формирование понятия окислительно-восстановительных реакций осуществляется на достаточно высоком уровне с помощью электронной теории. В 9-ом классе это понятие закрепляется в течение всего курса, а в 10-ом формируются представления об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ. В 11-ом классе обобщаются знания учащихся по данной теме.

Однако ОВР изучают в обязательном курсе химии недостаточно полно: не рассматривается их классификация, составление уравнений методом электронно-ионного баланса, количественные характеристики ОВ процессов, мало внимания уделяется влиянию среды на характер протекания этих реакций, окислительно-восстановительным свойствам серы, марганца, хрома, пероксида водорода. Тема ОВР традиционно важна, но зачастую ее изучение вызывает у учащихся трудности. И, конечно, эта тема важна для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению данной науки и предполагающих связать свою будущую профессию с химией, биологией, медициной и т.д.

В связи с вышеизложенным разработан данный элективный курс для 11 профильного естественнонаучного класса. Этот курс направлен на ликвидацию пробелов в подготовке выпускника, выработку у школьника навыка составления ОВР и поиска ответов на сложные вопросы общей, неорганической и органической химии.

Программа спецкурса рассчитана на 34 часа.



Цель курса:

  • Закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о сущности ОВ процессов, их роли в природе и практическом значении; о важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР;

  • Сформировать у учащихся знания о классификации ОВР, количественных характеристиках данных процессов, структуре гальванического элемента;

  • Сформировать умение составлять уравнения ОВР с использованием метода электронно-ионного баланса, развить навыки использования метода электронного баланса для решения различных типов задач повышенного уровня сложности, в которых идет речь об ОВР;

  • Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания.

Формы и методы обучения.

Элективный курс –это функциональный целевой узел знаний, в котором теоретический и практический материал различных тем по неорганической и органической химии объединен в единую целостную систему. Каждое занятие данной системы имеет целевой план действий, методическое руководство по достижению дидактических целей.

Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой и дидактической целью. На каждом занятии выделяются важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности и т.д. Объем учебного материала подобран оптимально, учащиеся не должны быть перегружены.

Одной из форм обучения является лекция, построенная с учетом возрастных особенностей учащихся. Главная задача лекции - вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль. Данный элективный курс предусматривает также лекционно-семинарскую и практическую формы работы.

Каждое занятие включает контроль усвоения и выполнения заданий. Используются формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Содержание спецкурса по химии «Окислительно-восстановительные реакции» в 11 классе

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Теория ОВР (повторение и обобщение ранее изученного в курсе химии). Степень окисления в молекулах и ионах. Понятие о низшей, промежуточной и высшей степени окисления.

Важнейшие восстановители и окислители, их роль в окислительно-восстановительных реакциях в различных условиях.

Классификация окислительно-восстановительных реакций. Межмолекулярные реакции, внутримолекулярные реакции, реакции диспропорционирования.

Использование метода электронного баланса для реакций межмолекулярного окисления-восстановления; внутримолекулярного окисления-восстановления; диспропорционирования.

Окислительно - восстановительные свойства соединений воды и пероксида водорода.

Окислительно-восстановительные свойства галогенов и их соединений. Кислородосодержащие соединения галогенов и их участие в ОВР.

Окислительно-восстановительные свойства серной кислоты и соединений серы. Окислительно-восстановительные возможности сероводорода, серы, оксидов серы, серной кислоты разбавленной и концентрированной.

Окислительно-восстановительные свойства азота и азотной кислоты. Окислительно-восстановительные возможности азота, аммиака, азотной кислоты, нитратов, нитритов.

Восстановительные свойства металлов

Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические реакции в гальванических элементах. Гальванические элементы, применяемые в жизни

Коррозия металлов как окислительно-восстановительный процесс.

Получение металлов как окислительно-восстановительный процесс

Электролиз расплавов и растворов электролитов как окислительно-восстановительный процесс. Правила электролиза. Суммарные уравнения электролиза. Закон Фарадея. Применение электролиза.

Задачи различных типов и уровней сложности по теме «Электролиз».

Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах.

Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах.

Решение заданий ЕГЭ по теме с участием неорганических веществ.

Задачи различных типов и уровней сложности на протекание ОВР с участием неорганических веществ.

ОВР с участием органических веществ.

Использование метода полуреакций для составления уравнений ОВР с участием органических веществ

Решение заданий ЕГЭ по теме с участием органических веществ.

Итоговое занятие.

Тематическое планирование


Тема

Знания, умения, навыки

Формы

и методы

ФОПД

учащихся

Оборудование и эксперимент

Формы и виды

контроля

1. Знакомство с целями и задачами курса. Теория ОВР

Знать:

основные положения теории ОВР; понятия «окислитель», «восстановитель», окисление и восстановление как процессы, связанные с переходом электронов; «степень окисления», «окислительно-восстановительные реакции».



Урок-диалог.

Репродуктивный, частично-поисковый метод.

Выполнение упражнений по определению СО



Взаимодействие металла средней активности с серной кислотой, растворами солей менее активных металлов

тест

2. Степень окисления элементов в молекулах и ионах.

Знать: степень окисления металлов и неметаллов.

Уметь: расставлять степень окисления в молекулах и ионах.



Комбинированный урок.

Упражнения в применении знаний.



Репродуктивный, частично-поисковый метод, парная работа


Таблицы

Составление шкалы важнейших СО, тест

3. Важнейшие окислители и восстановители.

Знать:

важнейшие восстановители и окислители; их роль в ОВР в различных условиях; понятия о низшей, промежуточной и высших степенях окисления.

Уметь:

составлять шкалу СО, определять по ней роль соединения в ОВР; ориентироваться по положению элемента в ПС, определяя его роль.



Лекция с элементами беседы.


Репродуктивный, частично-поисковый метод, парная работа


Восстановительные свойства активных металлов: натрия, лития, кальция, магния – в реакциях взаимодействия с водой, кислотами, кислородом воздуха.




4. Использова

ние метода электронного баланса для ОВР различных типов.




Знать:

классификацию ОВР по реагентам и продуктам реакций: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования, сопропорционирования

Уметь:

определять восстановитель и окислитель в ОВР различных типов



Семинар- практикум

Частично-поисковый метод; парная, индивидуально-дифференцированная работа

Получение водорода и восстановление им оксида меди, взаимодействие металлов разной активности с растворами кислот

Самостоятельная работа, взаимопроверка

5. ОВР с несколькими окислителями и восстановителями.


Знать:

алгоритм составления уравнений ОВР с несколькими окислителями и восстановителями.

Уметь:

определять восстановители и окислители в ОВР различных типов, определять суммарное количество электронов



Семинар-практикум

Частично-поисковый метод, групповая работа

Решение расчетных задач по уравнениям ОВР различных уровней сложности.




6. Окислительно- восстановительные свойства пероксида водорода


Знать:

окислительно-восстановительные возможности водорода и кислорода в изучаемых веществах; направление ОВР с участием Н2О2;

Уметь:

Составлять ОВР с участием Н2О2;



Урок- практикум с элементами беседы

Частично-поисковый метод, групповая работа

Разложение раствора Н2О2; при нагревании и действии катализаторов

Проблемная демонстрация; самостотельная работа, самопроверка


7. Окислительно-восстановительные свойства галогенов и их соединений.


Знать:

получение и свойства CI2, Br2, I2, HCI, хлоридов с точки зрения ОВР, краткие сведения о кислородсодержащих соединениях хлора ( от +1 до +7); направление ОВР с участием этих веществ.

Уметь:

Определять роль галогенов как восстановителей и как окислителей в ОВР различных типов.



Комбинированный урок. Упражнения в применении знаний.

Частично-поисковый метод, групповая работа

Вытеснение йода хлором.

Каталитическое

взаимодействие йода с активными металлами.

Разложение хлората калия



Проблемная демонстрация

8-9. Окисли

тельно-восстанови

тельные свойства соединений серы и ее соединений.


Знать:

окислительно-востановительные возможности серы, сероводорода, серной кислоты;

Направление ОВР с участием этих веществ.

Уметь:


прогнозировать и определять роль серы и ее соединений как восстановителей и как окислителей различных типов

Комбинированный урок. Упражнения в применении знаний.

Частично-поисковый метод;

парная работа


Окислительные свойства разбавленной серной кислоты, горение серы в кислороде

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты


Проблемная демонстрация, Исследовательская практическая работа

10-11.Окисли

тельно-восстанови

тельные свойства соединений азота и его соединений.


Знать:

окислительно-восстановительные возможности азота, аммиака, азотной кислоты, нитратов, направление ОВР с участием этих веществ.

Уметь:

прогнозировать и определять роль азота и его соединений как восстановителей и как окислителей в ОВР различных типов



Комбинированный урок. Упражнения в применении знаний.

Частично-поисковый метод;

парная работа



Горение аммиака в кислороде.

Окислительные свойства концентрированной и разбавленной азотной кислоты

Разложение нитратов


Проблемная демонстрация,

12. Окислительно-восстановительные свойства соединений фосфора.


Знать: основные закономерности протекания ОВР с участием фосфора и его соединений;

Уметь: прогнозировать продукты ОВР, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР



Комбинированный урок. Упражнения в применении знаний.

Частично-поисковый;

парная работа



Восстановительные свойства фосфора




13.Восстановитель

ные свойства металлов.





Знать:

Общехимические свойства металлов; восстановительные свойства металлов в различных средах. С различными окислителями. В различных условиях

Уметь:

Пользоваться рядом активности металлов в определении их восстановительной активности; составлять уравнения реакций, отражающие общие свойства металлов.



Семинар-практикум

Выполнение индивидуально-дифференцированных упражнений

Взаимодействие цинка, железа, алюминия, магния, меди с расворами кислот и щелочей. Взаимодействие железа и цинка с растворами солей: сульфатом или хлоридом меди.

Исследовательская практическая работа.

14. Электрохими

ческий ряд напряжений металлов.

Химические реакции в гальванических элементах.


Знать:

количественные характеристики ОВР: стандартные окислительно-восстановительные потенциалы, скачок потенциала; гальванический элемент;

Уметь:

использовать ряд напряжений металлов при прогнозировании результатов между металлами и различными окислителями



Лекция с элементами беседы

Парная, индивидуальная работа

Взаимолдействие металлов с растворами солей меди, свинца. Серебра, натрия, кальция

Проблемна демонстрация. Исследовательская работа

15. Коррозия металлов как окислительно- восстанови

тельный процесс.




Знать:

сущность процессов, протекающих при коррозии в различных средах; виды коррозии; коррозийные свойства металлов на основании их положения в ПС



Лекция с элементами беседы

Частично-поисковый метод, парная работа

Взаимодействие цинка с соляной кислотой без и в присутствии медной проволоки.

Самостоятельная работа. взаимопроверка

16. Получение металлов как окислительно-восстановительный процесс.


Знать:

общие способы получения металлов; окислительные свойства катионов металлов с различными восстановителями.

Уметь:

пользоваться рядом активности металлов в определении окислительной активности катионов металлов; составлять уравнения реакций, отражающие общие способы получения металлов



Лекция с элементами беседы

Репродуктивный метод, парная, индивидуальная работа

Способы получения металлов

Самостоятельная работа. взаимопроверка

17. Электролиз расплавов и растворов электролитов как окислительно-восстановительный процесс.


Знать:

сущность электролиза как окислительно-восстановительного процесса; правила разрядки на электродах воды, катионов и анионов.

Уметь:

составлять схемы и уравнения электролиза растворов и расплавов солей и щелочей.



Лекция с элементами беседы

Репродуктивный метод, парная, индивидуальная работа

Электролиз растворов хлорида магния и сульфата меди в электролизере.

Самостоятельная работа. взаимопроверка

18-19. Задачи различных типов и уровней сложности по теме

«Электролиз».




Знать:

основные приемы решения расчетных задач различных типов с использованием уравнений электролиза.

Уметь:

использовать основные физические величины, единицы их измерения, законы Фарадея.



Тренинг

Выполнение упражнений, парная, индивидуально-дифференцированная работа

Задачник




20.Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах.



Знать:

зависимость окислительно-восстановительных возможностей хрома от степени окисления в различных соединениях.

Уметь:

прогнозировать роль элемента как окислителя или восстановителя.



Лекция с элементами беседы

Частично-поисковый метод, парная работа

Получение хромата.

Окислительные свойства дихромата.



Самостоятельная работа, самопроверка.

21. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах.


Знать:

зависимость окислительно-восстановительных возможностей марганца от степени окисления различных соединениях.

Уметь:

прогнозировать роль элемента как окислителя или восстановителя.



Проблемная лекция с элементами беседы

Частично-поисковый метод, парная работа

окисление сульфита натрия раствором перманганата калия в разных средах.

Самостоятельная работа, самопроверка.

22. Решение экспериментальных задач с использованием ОВР неорганических веществ.


Знать:

основные приемы выполнения и решения экспериментальных задач по ОВР.

Уметь:

правильно составлять план рещения, осуществлять подбор химических реактивов и оборудования, давать полное объяснение и делать выводы.



Практическая работа

Частично-поисковый метод, парная, индивидуальная работа




Исследовательская работа

23. Обобщающее занятие по теме «ОВР в неорганической химии»







Индивидуальная работа учащихся




Самостоятельная работа по вариантам

24-25. Задачи различных типов и уровней сложности на протекание ОВР с участием неорганических веществ


Знать:

основные приемы решения расчетных задач различных типов с использованием уравнений электролиза.

Уметь:

использовать основные физические величины, единицы их измерения.



Тренинг

Выполнение упражнений, парная и индивидуально-дифференцированная

тесты ЕГЭ

Самостоятельная работа, самопроверка.

26-27.

ОВР с участием органических веществ различных классов




Знать:

окислительно-восстановительные свойства углеводородов ( алканов, алкенов, аренов и их производных) различных классов кислородсодержащих соединений.

Уметь:

использовать шкалу степеней окисления углерода, прогнозировать процессы окисления и восстановления;



Лекция с элементами беседы.

Репродуктивный метод, парная, фронтальная работа

Окисление этилена водным раствором перманганата калия;

Окисление этанола хромовой смесью; окисление муравьиной кислоты аммиачным раствором оксида серебра.



Проблемная демонстрация. Самопроверка.

28. Решение заданий ЕГЭ по теме базового уровня сложности.

Знать: основные закономерности протекания ОВР с участием;

Уметь: определять степень окисления, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР



Упражнения в применении знаний.

Выполнение заданий ЕГЭ, парная и индивидуально-дифференцированная

Тесты ЕГЭ




29. ОВР или реакции обмена?

Знать: основные закономерности протекания ОВР

Уметь: прогнозировать продукты ОВР, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР






Выполнение упражнений, парная и индивидуально-дифференцированная

Тесты ЕГЭ




30. ОВР в заданиях №36 ЕГЭ.

Знать: основные закономерности протекания ОВР

Уметь: прогнозировать продукты ОВР, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР, устанавливать формулы веществ, пропущенных в схемах реакции.






Выполнение заданий ЕГЭ, парная и индивидуально-дифференцированная

Тесты ЕГЭ

самостоятельная работа с самопроверкой

31. ОВР в заданиях №37 ЕГЭ.

Знать: основные закономерности протекания ОВР

Уметь: прогнозировать продукты ОВР, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР






Выполнение заданий ЕГЭ, парная и индивидуально-дифференцированная

Тесты ЕГЭ

самостоятельная работа с самопроверкой

32. ОВР в заданиях №38 ЕГЭ.

Знать: основные закономерности протекания ОВР

Уметь: прогнозировать продукты ОВР с участием органических веществ, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР






Выполнение заданий ЕГЭ, парная и индивидуально-дифференцированная работа

Тесты ЕГЭ

самостоятельная работа с самопроверкой

33.Решение экспериментальных задач с использованием ОВР неорганических веществ.


Знать:

Основные приемы выполнения и решения экспериментальных задач по ОВР.

Уметь:

Правильно составлять план решения, осуществлять подбор химических реактивов и оборудования, давать полное объяснение и делать выводы.



Практическая работа

Применение теоретических знаний на практике.

парная работа






Исследовательская работа.

34. Итоговое занятие




Подведение итогов курса.

Фронтальная работа




Итоговое тестирование

Каталог: school20 -> files
files -> Программа элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции»
files -> Содержание стр I
school20 -> Советы детям и их родителям: как бороться с тревожностью?
school20 -> Находкинского городского округа
school20 -> Рабочая программа по английскому языку разработана на основе Примерной программы среднего общего образования 2004года по английскому языку на базовом уровне
school20 -> Синтез серо- и селенсодержащих аналогов токоферолов С. Е. Ягунов1, С. В. Хольшин
school20 -> Инструкции по охране труда с учащимися и родителями
school20 -> Е. П. Лякишева рабочая программа по кубановедению


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница