Программа «фантазёры. Мультитворчество»



страница1/5
Дата14.08.2018
Размер0.61 Mb.
#44499
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5

c:\documents and settings\aea\local settings\temp\doc00474020180329165217-001.jpg

Пояснительная записка
Программа «ФАНТАЗЁРЫ. Мультитворчество» является дополнительной общеразвивающей программой открытого типа технической направленности. Предоставляет неограниченные возможности для продуктивной и творческой деятельности детей.

Нормативные правовые документы, в соответствии с которыми разработана программа: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года; Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Закон «Об образовании в Калининградской области» от 20.06.2013 г. № 241; Примерные требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ, принятые Ученым советом Калининградского областного института развития образования.

Программа составлена на основе Методического пособия под редакцией группы авторов и разработчиков к Программно-методическому комплексу «ФАНТАЗЁРЫ. Мультитворчество».

Педагогическая целесообразность программы

Активная интеграция информационных технологий в учебный процесс ведет к появлению новых методов, форм и средств обучения, которые направлены не только на повышение уровня и качества образования, но и на подготовку учащихся к жизни в современном высокотехнологичном обществе.



Уникальной особенностью программы является её комплексность, многофункциональность и гибкость, это создает возможность использовать её вариативными способами, включая детей в разные виды деятельности. Интерактивные творческие среды, используемые в данной программе, полностью поддерживают метод проектов.
Новое технологическое решение позволяет организовать продуктивную работу каждого учащегося за компьютером.

Технология от компании Microsoft MultiPoint Mouse поддерживает одновременную работу нескольких компьютерных мышей, что позволяет включить в активную совместную деятельность за компьютером всех учащихся в группе.

Педагог может организовывать коллективную работу детей за компьютером как в небольших группах – по 2–3 чел. перед одним монитором, так и одновременно всей группы – перед большим проекционным экраном, интерактивной доской. Технологией обеспечивается работа проводных и беспроводных мышей, что значительно улучшает взаимодействие учащихся.
Первым программным продуктом с использованием технологии MultiPoint Mouse стал программно-методический комплекс «ФАНТАЗЁРЫ. Мультитворчество», разработанный компанией "Новый Диск".
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Программа позволяет организовывать совместную творческо-эвристическую деятельность учащихся за одним компьютером: дети могут конструировать и моделировать из геометрических фигур и строительного материала; делать аппликации и коллажи из элементов растительного мира; изучать народные промыслы; выполнять разнообразные проектные работы.
  Практическая значимость программы.
Масштабная апробация нового программно-технологического решения. В эксперименте приняли участие 405 детей разных возрастных групп, от 5 до 12 лет. Результаты апробации программы «ФАНТАЗЁРЫ. Мультитворчество» в учебном процессе показали, что:

- возрастает интенсивность и повышается эффективность применения компьютерных технологий на уроках;

- создаются благоприятные условия для повышения уровня компьютерной грамотности и освоения более широким кругом учащихся навыков работы за компьютером;

- повышается интерес учащихся к учебному процессу, что, в свою очередь, способствует формированию учебной мотивации, улучшению успеваемости;


- открываются возможности для развития навыков общения и других социально важных личностных качеств учеников.
Кафедра информационных технологий и информационно-методический центр Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования также дали положительную экспертную оценку представленному решению. В настоящее время программа эффективно используется более чем в 100 образовательных учреждениях РФ.

Отличительные особенности данной Программы.

В 2011 году образовательная программа «ФАНТАЗЁРЫ. Мультитворчество» компании «Новый Диск» награждена Национальной премией «Золотой медвежонок».



Ключевые понятия.

Программа «ФАНТАЗЁРЫ. Мультитворчество» дает широкие возможности для личностного развития:


- стимулирует познавательное и творческое развитие каждого ребенка;
- учит детей общаться, координировать и согласовывать свои действия, вместе решать поставленную задачу.
В результате формируются и развиваются ключевые компетенции учащихся – коммуникативные и интеллектуальные, что соответствует образовательным стандартам нового поколения. Педагогу применение программы дает новые возможности для педагогической практики: программная среда позволяет активно использовать метод коллективного обучения, открывая новые формы работы учащихся за компьютером; открытость, вариативность и интерактивность содержания позволяет применять пособие в разных звеньях учебного процесса, при изучении различных дисциплин, дает богатые возможности для организации межпредметных занятий, таких как "информатика и технология", "информатика и математика", "информатика и ИЗО", "информатика и развитие речи".

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка дети имеют право на образование и полную подготовку к самостоятельной жизни в обществе, воспитание в духе мира, достоинства, толерантности, свободы, равенства и солидарности, на участие в общественной жизни. В целом, обучение по данной программе призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к современному миру, лучшей адаптации в нем. Личностное становление ребенка осуществляется в процессе его общения со взрослыми и другими детьми.

Распределение и обмен действиями между детьми (или взрослым и ребенком) способствуют развитию теоретического мышления (понимания и рефлексии), повышению качества знаний, усвоению обобщенного способа решения различных задач.

Цель дополнительной общеразвивающей программы: развитие и активизация индивидуальных творческих способностей учащихся, раскрытие личностного потенциала каждого участника процесса посредством компьютерных технологий.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательные:


  • освоение детьми первичных сведений о компьютере и его возможностях;

  • обучение анализу, сравнению, рассуждению, выводам и принятию решения (теоретическое мышление);

  • обучение основам творчества и моделирования;

  • обучение обобщенным способам конструирования;

  • формирование познавательной деятельности;

  • формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Развивающие:

  • развитие интереса к изучаемому предмету;

  • развитие речевого общения;

  • улучшение памяти;

  • развитие мышления;

  • развитие воображения;

  • развитие эмоциональных возможностей и творческих способностей детей;

  • развитие организационно-управленческих умений и навыков (умение планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место).

  • способствовать активному творческому развитию каждого учащегося с учётом его индивидуальности и способности.

Воспитательные:

  • выработка навыков активного участия работы в коллективе;

  • формирование основ культуры поведения, культуры общения, культуры гигиены;

  • формирование трудолюбия, ответственности.

  • воспитание умения адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

  • формирование познавательной активности путем достижения положительных эмоций, волевых качеств, самодисциплины и самооценки.

Основные формы и методы.

Данная программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у учащихся мотивации к творчеству. Всевозможные логические задачи, сказочные ситуации, игровые задания, познавательные презентации, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя изобретателем, волшебником, творцом, конструктором.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей, у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей творчеством, привить любовь к познанию, разбудить в каждом из них потребность к информационному поиску ответов на все «почему». Основой общения между педагогом и ребенком является диалог. Коллективная работа при использовании технологии MultiPoint способствует развитию внимания и сосредоточенности детей, так как совместная деятельность стимулирует ребенка быть внимательным не только к своим действиям, но и к работе партнеров, быть более сконцентрированным, развивает произвольность, волевую саморегуляцию, так как отвлекаемость и рассеянность может навредить общему результату работы. Разумеется, для выполнения поставленной педагогом цели коллектив должен внимательно выслушать задание, определить круг задач для каждого участника, начиная с постановки вопросов, которые нужно решить, и распределить обязанности. Наличие таких особых правил в работе воспитывает внутреннюю организацию детей, развивает концентрацию внимания. Результат выполнения общей работы зависит от продуктивности деятельности каждого участника команды (группы), что повышает ответственность к своей части работы. Интерес учащихся к новым формам обучения способствует, в первую очередь, более высокой включенности детей в работу. Работа по группам и совместная реализация творческих идей стимулирует фантазию, инициативность и очень увлекает детей, что вызывает положительные эмоции и улучшает общий эмоциональный фон в детском коллективе. Дети с нетерпением ждут очередного занятия и принимают активное участие на протяжении всего урока, с азартом и большой радостью берутся за любое задание. Все это, конечно, способствует повышению учебной мотивации детей. А совместная работа в группах и положительные результаты влияют на улучшение взаимоотношений между детьми. Выполняя задания, они не только приобретают новые знания и навыки коллективной работы, но и учатся дружить, быть терпеливыми и внимательными по отношению друг к другу.

В зависимости от целей занятия используются групповая, подгрупповая, индивидуальная формы организации занятий.

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы используются следующие формы проведения занятий:


  1. Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.

  2. Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы с различными информационными материалами (учащиеся получают преимущественно теоретические знания).

  3. Тематическое занятие – включает изучение учебной темы, практическое выполнение задания, подведение итогов. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка, конструкторского мышления.

  4. Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе инструментария художественных мастерских и использовании различных объектов. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

  5. Занятие-исследование – помогает педагогу подвести ребенка, погружая его в изучение нового материала, составляя логические цепочки наводящих к размышлениям, вопросов, к эвристическому решению поставленной задачи.

  6. Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования познавательных, лидерских качеств детей.

  7. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

  8. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный период. Может проходить в виде мини-выставок, тестирования, защиты проектных творческих работ.

Ожидаемые результаты от реализации программы и способы определения результативности.

Данная программа поможет развить у ребенка любознательность, творческую активность, способность решать самостоятельно интеллектуальные и личностные задачи, т. е. овладеть теми интегративными качествами, которые характеризуют разносторонне развитого ребенка с инженерным подходом к решению задач. 

В процессе обучения учащихся по данной дополнительной общеразвивающей программе отслеживаются три вида результатов: текущие (выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за определенный период времени, как правило – освоение определенного раздела тем, мастерских); итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков учащихся по окончании всего курса обучения).

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль. Для контроля знаний, умений, навыков используются: тестирование, выставки, конкурсы, защиты проектов.

Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы с инструментарием программы «ФАНТАЗЁРЫ. Мультитворчество», умение анализировать и решать конструкторские и художественные задачи, сформированность интереса у обучающихся к занятиям.

Итоговая аттестация учащихся проводится в конце периода обучения в виде участия обучающихся в мероприятиях технической направленности различного уровня (выставки, конкурсы, фестивали и т.д.).

К концу учебного года учащиеся должны знать:


  • Основы информационной культуры;

  • Правила поведения в компьютерном кабинете;

  • Устройство компьютера;

  • Основы конструирования;

  • Основы народной художественной культуры России;

  • Назначение и применение инструментов программы

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно сидеть за компьютером;

  • Верно держать мышку;

  • Включать и выключать компьютер;

  • Запускать и закрывать программу;

  • Выполнять конструкторские композиции различных тематик в программе;

  • Рассказывать, устно описывать предметы, явления ( человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.), выражать свое отношение;

  • Логически рассуждать, размышлять, делать выводы

Способы определения результативности.

Совместная работа в рамках единого образовательного процесса повышает мотивацию, активизирует познавательный интерес, что, в свою очередь, стимулирует мыслительные процессы, способствует развитию у детей основ самоанализа, самоконтроля, создает предпосылки для формирования многогранности личности.

Программа состоит из пяти интерактивных мастерских, каждая из которых представляет собой творческую, познавательную, развивающую среду, содержащую разнообразный набор материалов для демонстрационной и творческой работы. См. Приложение 1

В каждой мастерской предусмотрены уровни сложности, которые позволяют использовать программу на разных возрастных этапах. Выбрав более высокие уровни сложности, ребенок получает возможность одновременно использовать не только представленные на экране элементы, но и активизировать по заданной теме элементы из других мастерских. Градация уровней сложности определяет количество и объем одновременно воспринимаемой и используемой ребенком информации, учитывает психофизиологические возможности каждой возрастной группы детей.



Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (6 – 7 лет).

Детям этого возраста присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память; ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления; значительно увеличивается активно используемый словарный запас и появляется способность пользоваться разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной речи. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и окружающие люди.



Формы и методы контроля: тестирование, конкурсы, выставки, фестивали, отчетные мероприятия.

Проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств детей можно, наблюдая, их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые создаются для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.

Подведение итогов по результатам освоения материала каждого раздела программы проводится в форме интерактивных выставок творческих работ, когда в процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных творческих подходов и использования многообразных инструментов программы.  В конце года готовится итоговая выставка творческих работ, в которой участвуют все дети объединения.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Создание конструкторской среды для организации проектной деятельности старших дошкольников помогают: 



  • активно применять в проектной работе компьютерные технологии;

  • выстраивать воспитательно-образовательный процесс вариативно, учитывая познавательные потребности и интересы детей;

  • организовывать интегрированное обучение в рамках поисковой и продуктивной деятельности;

  • обеспечивать взаимосвязь работы на компьютере с другими видами детской деятельности.

Самое главное, данная программа поможет развить у ребенка любознательность, творческую активность, способность решать самостоятельно интеллектуальные и личностные задачи, т. е. овладеть теми интегративными качествами, которые характеризуют разносторонне развитого ребенка с инженерным подходом к решению задач. 

Для реализации курса необходимо наличие следующих компонентов:



  1. Компьютеры, расположенные в компьютерном классе (ИКТ-кабинет) и компьютерное рабочее место учителя с проекционным оборудованием, дополнительные цифровые устройства;

  2. Программно-методический комплекс «ФАНТАЗЁРЫ. Мультитворчество» с установкой на каждый ПК ученика;

  3. Принтер

  4. Экран настенный

  5. Акустическая система Microlab SOL04


Срок реализации программы

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы – 9 месяцев. Программа реализуется в учебный период - с 1 сентября по 31 мая.



Объем учебного времени: 72 часа в год (аудиторные занятия).

Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 учебных часа или 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Учебный час для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму, длится 20 мин.

Оптимальная наполняемость группы – 9-12 человек, допустимая – 18 человек.

Учебный план




п/п

Раздел программы/модуль

Количество часов

Практи

ческие


Теоретические

самоподготовка

Всего




1

Знакомство с компьютером и программой, основные ключевые понятия об информационных процессах

5

1




6

2.

МАСТЕРСКАЯ – «Сказки природы» Конструирование из природного материала

8

4




12

3.

МАСТЕРСКАЯ – «Цветочная фантазия» Композиционное творчество

7

5




12

4.

МАСТЕРСКАЯ – «Строитель-Архитектор» Проектная работа

6

6




12

5.

МАСТЕРСКАЯ – «Художник» Художественно-декоративные росписи народных промыслов

6

6




12

6.

МАСТЕРСКАЯ – «Театр из бумаги» Литературно-творческие композиции

6

6




12

7.

Конкурсы, праздники, выставки

1

3




4

8.

Итоговое занятие

1

1

-

2

Итого за учебный год (аудиторные занятия)

40

32




72

Календарный учебный график



Календарный год

включает в себя каникулярное время и делится на учебный год с 1 сентября по 31 мая


Продолжительность учебного года

Начало учебного года – первая неделя сентября.

Окончание учебного года – последняя неделя мая

Продолжительность учебного года – 36 недель





сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Продолжительность учебного года (всего)

4 недели

4 недели

4 недели

5 недель

3 недели

4 недели

5 недель

4 недели

4 недели

36 недель

8 часов

8 часов

8 часов

10 часов

6 часов

6 часов

8 часов

8 часов

10 часов

72

часа


Каталог: upload -> iblock -> 246
iblock -> Часы-смартфон
iblock -> Руководство пользователя для телефона Apple iPhone 6
iblock -> Руководство по эксплуатации Методика калибровки Технические характеристики. Минимальный радиус кривизны поверхностей контролируемых изделий, 6мм
iblock -> Технические требования
iblock -> Технологические карты
iblock -> Оптимизация процесса восстановления измененных и уничтоженных маркировочных обозначений на блоках двигателей транспортных средств
iblock -> Инструкция по эксплуатации Температурный gsm извещатель Grinson T7 Благодарим Вас за выбор температурного gsm извещателя Grinson T7


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница