Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни



Скачать 300.24 Kb.
Дата27.08.2018
Размер300.24 Kb.
#46351
ТипПояснительная записка

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Бузулука

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

«Здоровое детство – здоровая жизнь»


Пояснительная записка

Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию — быть здоровым.

Всемирная организация здравоохранения трактует здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Следовательно, целостное понимание здоровья подразумевает не только единство здоровья организма, но и организма и личности со свойственным им уровнем развития, степенью развитости мышления, определённым менталитетом, позволяющим проявлять некую меру трудоспособности, социальной активности, которая, в свою очередь, определяется стратегией жизни человека, степенью его влияния на жизненные обстоятельства.

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст.51 Федерального закона «Об образовании». Решение этой проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей, требует совместных усилий и координации деятельности педагогов, медицинских работников, психологов, родителей. Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей культуры.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

Школа № 8 относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью – «школа, содействующая сохранению здоровья детей»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Программа обеспечивает:

  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

  • формирование установки на использование здорового питания;

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • применение рекомендуемого врачами режима дня;

  • формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (пониженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с осо6енностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Общие положения нормативно-правовой базы программы «Здоровое детство – здоровая жизнь»


Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Концепция УМК: “Школа России».

Факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:



  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью

В школе № 8 систематически проводится мониторинг состояния здоровья обучающихся. Данные мониторинга, анкетирование родителей, детей позволили выявить причины заболеваний обучающихся.

Соседство с промышленными предприятиями города отрицательно влияет на экологическую обстановку, неблагоприятно сказывается на здоровье жителей города (заболевания органов дыхания, глаз, эндокринной системы, аллергические заболевания).

25% семей наших обучающихся являются малоимущими, 20% социально незащищенными. Много семей не имеют постоянной прописки, снимают жилье. В некоторых семьях дети не получают полноценное питание, что приводит к заболеваниям органов пищеварения, зрения.

Эти причины социального характера негативно влияют как на физическое, так и на психическое здоровье обучающихся.

В связи с развитием информационных технологий значительно возросла компьютерная нагрузка. Дети часами сидят за компьютером дома, много времени проводят возле телевизора. Ухудшается зрение, дети жалуются на головные боли, усталость. Статичность позы приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Многие дети увлечены компьютерными играми, пропагандирующими насилие, жестокость. Эти игры травмируют психику ребенка.

Школьный фельдшер, педагоги провели мониторинг состояния здоровья обучающихся школы, выявили основные группы заболеваний (заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, органов зрения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта), установили причины этих заболеваний, отследили динамику показателей здоровья обучающихся во время пребывания в школе и совместно с педиатром районной поликлиники составили программу мероприятий по профилактике выявленных заболеваний.

На первом месте в нашей школе стоят заболевания опорно – двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, кифозы, плоскостопия).

Для снижения показателей заболеваемости медицинской службой школы разработаны методические рекомендации по гигиене зрения в образовательном учреждении, даны рекомендации по использованию дыхательных упражнений, упражнений и формирования правильной осанки.

Цель:

Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать у обучающихся ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье и дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

  • развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье

Принципы, которые легли в основу создания программы:

  1. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему предметного содержания, а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ре6енка.

  2. Учет возрастных особенностей обучающихся

  3. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

  4. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

  5. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия по материализованной программе к речевому и умственному выполнению действий, переход от поэтапных действий к автоматизированным.

  6. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы

  7. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.

Сроки реализации программы: 2011-2015 г.г.

Основные исполнители программы:

  • Управляющий Совет;

  • Научно-методический совет;

  • ШМО начальной ступени обучения;

  • ШМО физической культуры;

  • Отдел межведомственного взаимодействия в сфере профилактики управления по г. Бузулуку ФС РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств (по согласованию);

  • Детские библиотеки города (по согласованию);

  • Инспекция по делам несовершеннолетних г. Бузулука;

  • Центральная детская поликлиника г.Бузулука;

  • Учреждения спорта и физической культуры (по согласованию).

Ожидаемые конечные результаты:

Реализация программы позволит:



  • Усовершенствовать созданную в МОУ «СОШ № 8» модель развивающего, здоровьесберегающего, безопасного образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения;

  • Улучшить качество лицейского образования на начальной ступени на основе эффективного функционирования здоровьесберегающей среды и применения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий образования;

  • Проводить динамический анализ функционального состояния субъектов образовательного процесса;

  • Снизить заболеваемость и уровень функциональных нарушений у обучающихся и педагогов;

  • Повысить уровень профессиональной культуры и компетентности специалистов лицея;

  • Повысить уровень физического развития и физической подготовленности лицеистов;

  • Оптимизировать адаптационные процессы на всех этапах обучения;

  • Повысить успешность детей и подростков в процессе обучения и овладения различными видами деятельности за счет снижения заболеваемости;

  • Снизить количество детей группы социального риска с девиантными формами поведения;

  • Осуществить социальную адаптацию детей и подготовку их к самостоятельной жизни;

  • Создать возможности для формирования основных жизненных ценностей ребёнка, в которых здоровье займёт престижное место;

  • Стабилизировать и улучшить состояние физического, психического, социального, нравственного, духовного и интеллектуального здоровья детей.

Контроль за выполнением программы:

Общий контроль за выполнением программы осуществляет Управляющий совет МОУ «СОШ № 8» в лице председателя, а также администрация школы.



«Программа формирования культуры и безопасного здорового образа жизни на начальной ступени образования»



Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители мероприятия




I. Подготовка педагогических кадров




1.

Участие в обучающих семинарах, проводимых органами управления образованием города

По мере проведения

Администрация школы, руководитель МО начальной школы




2.

Проведение семинаров с приглашением соответствующих специалистов по ознакомлению педагогов с требованиями ФГОС по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Один раз в триместр

Администрация школы





3.

Обучение классных руководителей основным гигиеническим критериям рациональной организации урока.

ежемесячно

Администрация школы

Педагог-психолог






4.

Оказание методической помощи при составлении программ элективных курсов, связанных с пропагандой ЗОЖ и первичной профилактикой наркомании и ВИЧ-инфекции.

В течение года

МО школы




II. Развитие материально-технической базы здоровьесберегающей образовательной среды




1.

Капитальный ремонт и модернизация спортивного зала, приобретение и установка современного спортивного оборудования

2011-2012 г.г.

Директор школы

2.

Оборудование дополнительного тренажёрного зала в школе

2011-2012 г.г.

Директор школы






III. Создание оптимальных внешнесредовых условий в школе – здоровьесберегающая педагогика

1.

Разработка методических рекомендаций по организации и проведению уроков физической культуры, практическое освоение методов и форм физической культуры

2011-2013 г.г.

МО учителей физической культуры




2.

Отслеживание и предупреждение негативного влияния образовательных программ школы на снижение здоровья обучающихся

2011-2015г.г.

Фельдшер школы




3.

Разработка методрекомендаций по увеличению двигательной активности обучающихся на переменах

2011г.г.

МО учителей начальных классов




4.

Внедрение в практику системы совместной работы всех участников образовательного процесса по предупреждению травматизма обучающихся в образовательном процессе

2011г.

Администрация школы,

педколлектив






5.

Проведение мониторинга сохранения и укрепления здоровья обучающихся по индивидуальной карте развития учащегося на весь период обучения в начальной школе

2011-2015г.г.

Фельдшер школы,

кл. руководители начальных классов






6.

Совершенствование работы по реализации оздоровительной направленности физического воспитания, сочетание обучения, воспитания, лечебно-профилактических мероприятий и отдыха

2011-2015г.г.

МО учителей начальных классов,

МО учителей физической культуры






7.

Соблюдение санитарных норм и правил объёма максимально допустимой нагрузки, в т.ч. по нормам домашних заданий

2011-2015 г.г.

Администрация школы,

МО учителей начальных классов






8.

Совершенствование медицинского обслуживания обучающихся в школе, неукоснительное обеспечение врачебного контроля обучающихся в процессе учебных, учебно-тренировочных занятий, соревнований

011-2015г.г.

Администрация школы




9.

Совершенствование системы обеспечения обучающихся горячим питанием в школе

2011-2015г.г.

Управляющий Совет

Администрация школы






IY. Воспитание культуры здоровья участников образовательного процесса




1.

Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью)

2011-2015г.г.

МО учителей начальных классов




2.

Интеграция вопросов, связанных с воспитанием культуры здоровья, в преподавание базисных учебных дисциплин

2011-2015г.г.

МО учителей начальных классов




3.

Работа университета для родителей на начальной ступени обучения

1 раз в триместр

Родительский комитет школы




Y. Создание условий для обеспечения безопасного здоровьесберегающего процесса




1.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований, санитарно-гигиенического состояния во всех учебных помещения лицея согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2 1178-02 от 28.11.2002 № 49;

Ежегодно

Управляющий Совет

Администрация школы






2

Обеспечение постоянного контроля состояния травмоопасных кабинетов, мастерских, спортивных залов и спортивных площадок, исправность электрических розеток, наличие аптечек, инструкции и журналов по охране труда

Ежегодно

Управляющий Совет

Администрация школы






3.

Проведение занятий с обучающимися, педагогическими, техническими работниками и другим обслуживающим персоналом по изучению правил обеспечения безопасности; проведение тренингов по действиям в чрезвычайных ситуациях

1 раз в триместр

Администрация школы




4.

Отработка правил и действий поста охраны в здании школы

1 раз в месяц

Администрация школы




5.

Отработка действий коллектива школы в чрезвычайных ситуациях по отдельному плану

1 раз в триместр

Администрация школы

Штаб ГО школы






YI. Развитие физической и двигательной активности лицеистов




1.

Разработка критериев оценки утомления обучающихся (по внешним признакам) и в соответствии с ними использование физкультминуток, физкультпауз, переключения внимания и др.

2011г.

МО учителей начальных классов




2.

Проведение динамических пауз для предупреждения преждевременного умственного утомления и профилактики нарушений зрения, осанки и возникновения застойных явлений в кровообращении и дыхании

Ежедневно

МО учителей начальных классов




3.

Мониторинг уровня и состояния здоровья для выявления учащихся групп риска и прогноза заболеваемости

Ежемесячно

Фельдшер школы




4.

Расширение охвата занятиями в специальных групп для занятий физической культурой в соответствии с потребностями обучающихся

Ежегодно

МО учителей физической культуры




VII. Организация работы психологов и социального педагога




1.

Индивидуальная и групповая работа психолога, социального педагога с обучающимися

В течение года

Психолог, соц. педагог




2.

Обучение учителей-предметников повышению культуры взаимоотношений с обучающимися и овладение ими неконфликтных педагогических технологий

В течение года

Психолог




3.

Работа с классными руководителями по определению детей «группы риска», созданию благоприятной атмосферы в классе, обучение проведению психотерапевтических классных часов

В течение года

Психолог




4.

Индивидуальная работа с родителями обучающихся, обучение их ведению различных треннингов, создание групп поддержки из числа родительского актива

В течение года

Психолог,

Родительский комитет школы






VIII. Организация работы ученического самоуправления




1.

Функционирование Совета здоровья по пропаганде ЗОЖ и первичной профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции

В течение года

Президент ШДО




2

Организация проведения месячника «Здоровье», декады и месячника правовых знаний, в классных коллективах

В течение года

Зам. директора по ГПВ, классные руководители, МО учителей физической культуры




3

Организация проведения регулярных Дней Здоровья в школе

1 раз в четверть

Зам. директора по ГПВ, классные руководители, МО учителей физической культуры




IX. Организация деятельности медиацентра




1.

Регулярное проведение информационных теле- и радиопередач с приглашение ответственных лиц из соответствующих структур

В течение года

Ответственный редактор




2.

Издание тематических выпусков печатных изданий (газета «ПУПС»)

В течение года

Ответственный редактор




3.

Использование возможностей Интернет-сайта для ведения профилактической и пропагандистской работы

В течение года

Ответственный за сайт




4

Создание медиапродуктов о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

В течение года

Зав. библиотекой




5.

Проведение конкурса творческих работ «Мы за здоровый образ жизни»

Ежегодно

Зам. директора




X. Организация работы с родительской общественностью




1.

Организация информационной поддержки родителей через систему родительского всеобуча с привлечением научного потенциала медико-генетического кабинета

В течение года

Администрация школы




2.

Углубленное психолого-педагогическое сопровождение родителей и детей «группы риска»

В течение года

Психолог




XI. Организация совместной деятельности с внешней социокультурной средой




1.

Разработка и утверждение планов и договоров о совместной деятельности с различными учреждениями внешней социокультурной среды, заинтересованными в пропаганде ЗОЖ и профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции

При планировании работы на год

Администрация школы





4. Оценка эффективности реализации программы.

Выполнение мероприятий программы позволит:



  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

К показателям достижения цели и задач программы могут быть отнесены:

  • Улучшение здоровья обучающихся, снижение количества детей с хроническими заболеваниями;

  • Увеличение количества детей с основной группой здоровья;

  • Повышение мотивации к обучению, рост процента качества знаний;

  • Использование в образовательном процессе элективных курсов, направленных на повышение уровня знаний по здоровьесбережению, имеющих прикладной характер

  • Повышение количественных показателей обучающихся, посещающих занятия в спортивных секциях и оздоровительных группах

  • Уменьшение количества детей «группы риска» по употреблению психоактивных веществ;

  • Уменьшение количества обучающихся, совершивших правонарушения.

  • Повышение уровня социальной адаптации обучающихся

Формы представления результатов программы:

  • Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации программы

  • Методические разработки по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования

  • Материалы СМИ МОУ «СОШ № 8» по проблемам формирования и функционирования здоровьесберегающей образовательной среды

  • Материалы научно-практических семинаров и конференций, проводимых на базе МОУ «СОШ № 8».

Использование возможностей УМК в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК: “Школа России». Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.



Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса

Здоровьесберегающие технололии

Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.

В нашей школе из образовательных технологий учителями применяются следующие технологии:

Гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили

Педагогика сотрудничества

Технология проектирования

Коррекционные технологии

В 1-ом классе для развития мышления применяются упражнения «Гимнастика мозга», разработанные американскими педагогами доктором наук Полом Деннисоном и Гейл Деннисон. Это специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для формирования успешного опыта обучения и творческой самореализации личности.



Технологии оздоровления и профилактики

Оздоровление детей посредством различных движений - кинезотерапия. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма.



Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечение искусством становится в настоящее время центром современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей.

Благотворное психоэмоциональное воздействие оказывают на детей чтение книг. Учителя рекомендуют детям литературные произведения, которые учат добру, милосердию, помогают детям преодолевать трудности, решать проблемы.

Учителя МОУ «СОШ № 8» в своей работе используют метод лечения книгой – библиотерапию, описанный Н.Г. Бронниковой-Сократовой.

Использование игровых методов преподавания происходит на занятиях по предшкольной подготовке дошкольников и в адаптационный период к школе, т.к. игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно в игре развивается детский интерес, любознательность.

«Уроки общения», которые проводятся в игровой форме, направлены на формирование культуры общения, развитие коммуникативных навыков, повышение учебной мотивации, снижение состояния психического дискомфорта, тревожности, эмоционального напряжения.

Игра - мощный лечебный фактор. Когда ребенок встречает истинное понимание и принятие своего состояния, он преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротические состояния и становится способен к личностному росту и развитию. Это центральное положение игровой терапии К. Роджерса, которую применяют наши учителя, психолог, логопед



Универсальные компетенции, формирующиеся у обучающихся в процессе освоения содержания примерной программы:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения полного благополучия;

  • активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;

  • доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты изучения примерной программы:

  • активное включение обучающихся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

  • проявление у детей:

  • позитивных качеств личности и умения управлять своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;

  • дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей;

• оказание школьниками бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья.

Метапредметные результаты изучения примерной программы - это умения обучающихся:

  • давать объективную оценку здоровья как социокультурному феномену, на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • защищать и сохранять личное и общественное здоровье позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологическим возрастным особенностям;

  • планировать и организовывать самостоятельную деятельность (учебную и досуговую) с учетом требований сохранения и совершенствования здоровья;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях человека;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами и совершенствовать с учетом индивидуальных особенностей.

Мониторинг эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются:



  • через анкетирование родителей и обучающихся

  • через психологические тестирования: в 1-ых классах и предшкольных группах – адаптация к школе, 2-4 классы – учебная мотивация, 4-ые классы – готовность к переходу в среднюю школу

  • в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

Скачать 300.24 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница