Программа Государственного экзамена по истории Казахстана



Скачать 356.54 Kb.
Дата29.08.2018
Размер356.54 Kb.
#46538
ТипПрограмма

Программа

Государственного экзамена

по истории Казахстана

История Казахстана – память казахского и других народов, проживавших и проживающих на территории суверенного м независимого государства Республики Казахстан. Истории Казахстана есть полноправная часть истории всего человечества, которая органично вплетается в контекст всемирной истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, история тюркских народов, стран Центральной Азии. История Казахстана – наука, изучающая в целостном виде исторические события, явления, факты, процессы, выявляющая исторические законы и закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.

С обретением Республикой Казахстан независимости и суверенитета неизмеримо актуализировать учебная дисциплина «История Казахстана», основными задачами которой стали: возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности патриотизма

Современное видение истории Казахстана предполагает ее и терпретацию в контексте мировой истории, истории евразийского континента, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов и стран центральноазиатского региона. Наряду с этим, возрастают ее много функциональная роль и значимость. Главная из этих функций заключается в том, что предмет «Истории Казахстана» является государственно значимой учебной дисциплиной, что проистекает от ее возрастающей роли в реализации приоритетных задач развития казахстанского общества. Именно поэтому предмет введен в учебные планы всех вузов нашей страны. Студенты, получившие диплом о высшем образовании обязаны сдавать государственный экзамен по Отечественной истории наряду с аналогичным экзаменом по специальности. Это свидетельствует о большей ответственности, которая возлагается как на преподавателей по истории Казахстана, так и студентов и руководителей вузов.

При создании настоящей типовой программы авторы исходили из учета комплекса задач, определяющих роль и значение преподавания «Истории Казахстана» в Республике Казахстан:

- создание теоретической и методологической базы исторических знаний, отвечающей задачам становления и укрепления суверенной государственности Казахстана;

- создание идеологической базы для консолидации казахстанского общества на основе совместной истории народов Казахстана;

- внедрение подходов, учитывающих уникальное место истории Казахстана в контексте глобальной истории взаимодействия Запада и Востока, а также в общем потоке всемирной истории и человеческой цивилизации;

- построение единого логического стержня истории Отечества, основанного на цельном восприятии: этногенеза государствообразующей нации - казахов и народов Казахстана; эволюции государственности на территории Казахстана; совокупности исторических фактов и событий; уроков истории;

- наполнение содержания казахстанской модели развития в период становления независимости реальным научно-историческим знанием, которое состояло бы в установлении главных причин и факторов успешности преодоления постимперского этапа и выхода Казахстана на магистраль хозяйственной и идейно-культурной самодостаточности на рубеже ХХ-ХХ1 ив.

Основная цель учебной дисциплины «История Казахстана» - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейшей эпохи до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа.

Авторы настоящей программы исходили, в первую очередь, из задач, выдвигаемых «Концепцией становления исторического сознания в Рес­публике Казахстан» (1995г.). Вместе с тем учитывается конкретная ситуация в историческом образовании, новации в исторической науке, потребности студенческой аудитории, особенности методики преподавания и предоставления учащимся исторической информации. При составлении настоящей программы был взят во внимание опыт создания типовых и учебных программ в области исторического образования в Казахстане. Не остались в стороне опыт мировой исторической науки и педагогической практики в преподавании истории, а также нетрадиционные методы и методики.

При создании типовой программы авторы учитывали объективную природу данного жанра. Любой опыт, приобретаемый через обычные образовательные каналы, всегда оказывается не только поверхностным, но и устаревшим. Опыт исторического мышления, приобретаемый таким образом, формируется учебниками, а учебники всегда описывают не то, что сейчас думают настоящие современные историки, а то, что думали историки прошлого, историки того времени, когда создавался тот исходный материал, на базе которого и были составлены учебники. К моменту включения и учебники устаревают не только результаты исторического мышления. Устаревают также и его принципы, то есть идеи о предмете, методе и ценности исторического мышления в целом. Поэтому одна из важных задач для всех знаний, приобретаемых через образовательные каналы, - это преодоление иллюзии завершенности.

На первоначальном этапе необходимо обновление теоретических основ, методологии и методики подготовки учебного материала. При этом нужно избегать ориентации на одну универсальную теорию, выступающую н качестве всеобъемлющей методологии научного поиска в области истории, а также сводить исторический поток к осмыслению лишь отдельного ряда вопросов. Рациональный подход в данном случае видится в целостном осмыслении прошлого, настоящего и будущего Отечества в контексте развития всего человечества на принципах соблюдения современных общезначимых познавательных норм, опирающихся на теоретические результаты современной исторической науки.

Методика освоения студентами учебного .материала и системы оценки приобретенных ими знаний должна основываться на следующих научных параметрах:

1. Динамика развития отечественной истории (движущие силы, механизмы, тенденции, закономерности исторического развития).

2. Структура истории Казахстана, ее периодизация и социально-пространственное членение (части, фазы, стадии, формации, цивилизации, мировые системы, эпохи).

3. Общий ход истории, то есть структура истории, объясненная через ее, динамику (переходы, трансформации, большие циклы, прогресс и регресс, эволюция).

В задачи настоящей типовой программы входило создание для студентов возможности комплексного восприятия истории Казахстана на мировоззренческом уровне. Практическая же сторона состоит в том, чтобы обеспечить учащимися условия достижения успешных, конструктивных результатов. Безусловно, авторы не претендуют на всеобщность и всесказанность. Это логично, если иметь в виду, что за пользователями данной программы необходимо оставить право на выбор, ее творческое использование при создании рабочих программ, силлабусов.

С учетом специфики кредитной технологии обучения основное содержание настоящей типовой программы представлено не по разделам и темам, а по блокам, которые созданы по принципу опоры на периодизацию истории Казахстана.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Главная проблема в данном разделе программы - это методология изучения история и периодизации истории Казахстана. Прежняя система подачи исторического материала нарушала целостное восприятие исторического процесса, особенно общей динамики развития государственности на территории Казахстана.

Первостепенную важность в истории имеет процесс появления собственно человека. Появление, формирование, развитие человека в различных частях света имеет много специфических черт и сходств. Первое, что отличало человека от остальной природы, - его трудовая деятельность. История человечества делится на два больших периода: первобытный мир и период функционирования сложно организованных, социально дифференцированных обществ. Первобытными называются сообщества людей, для которых характерны небольшая численность, простая организация социума, примитивный быт и культура. Условия естественной среды обитания и необходимость в самосохранении породили у первобытных людей собирательство и охоту - простейшие виды хозяйствования, основу которого составлял коллективный труд. Основным средством, обеспечивавшим такую форму трудовой деятельности людей, были каменные орудия. Они же и предоставляют базовую информацию о жизни далеких предков человечества, где Казахстан не является исключением.

Согласно тому, из чего изготавливались орудия труда, в археологии принято делить историю на три больших периода, условно называемых «веками»: каменный, бронзовый и железный. Наиболее длинный по своей временной протяженности - каменный век (2,6 млн. лет назад - 3 тыс. лет до н.э.). Бронзовый век длился 2,5 тысяч лет (3 тыс. лет до н.э. - 7 - 5 вв. до н.э.). Главной хозяйственной деятельностью носителей андроновской культуры стало пастушеское скотоводство. Истоки этногенеза казахского народа связаны с племенными союзами туров и ариев, первых древних насельников известных по письменным источникам на территории Казахстана. Переход к кочевому образу жизни произошел в конце II тыс. до н. э,

Эпоха раннего железа привела к повсеместному переходу к кочевому скотоводству. Великая степь Евразии была освоена скифо-сакской общностью. Преемниками историко-культурного наследия саков стали усуни и кангюи, а савраматов - сарматы. Гуннская держава стала первой кочевой империей в Центральной Азии.

Тюркский каганат - первая Евразийская кочевая империя. История тюрков связана с распадом государства гуннов. Тюрки продолжили развитие гуннской государственной и культурной традиции. Казахстан находился в составе Тюркского каганата, границы которого расширились до Ирана, Северного Кавказа и Причерноморья. С этого момента вплоть до монгольского завоевания казахская государственность развивалась в лоне степной цивилизации тюрков. Все тюркские государственные образования находились на одном уровне социально-экономического и культурного развития.

В Х1-ХП вв. кипчаки стали консолидирующей основой формирования казахского народа. Завершающий этап образования самой кипчакской народности прерван Чингизханом.

В конце ХШ - начале XV вв. Кок-Орда и Ак-Орда стали первыми крупными государственными объединениями на местной этнической основе

Далее по данному блоку проблем средневековой истории являются приоритетными следующие темы:

- Образование казахской народности. Этноним «казак» (казах)

Казахские жузы.

- Казахское ханство в XV- начале XVIII вв.

- Эволюция казахской государственности в средние века.

История распорядилась так, что в досуверенном Казахстане эпохи-нового времени освещалась в той мере, в какой это требовалось для обоснования причин присоединения Казахстана к России и демонстрации прогрессивности этого исторического акта. Тем самым исследователь, решившийся осветить эту проблему, был заранее обречен на одностороннее ее решение в рамках строго дозволенного. Современная историография проявила себя тем, что актуализировала многие проблемы отечественной истории нового времени, среди которых особо выделяются проблемы защиты Отечества и освободительной борьбы казахского народа.

Вышесказанное выводит нас на ряд крупных проблем, объясняющих причины случившегося коренного перелома в отечественной истории. Приоритетное место среди них занимает проблема места Казахстана в контексте геополитической ситуации в Центральной Азии в первой четверти

XVIII в.


Объективно в рассматриваемый период страны Востока были насильственно включены в орбиту мирового капиталистического хозяйства, как его аграрно-сырьевой придаток. Как показывает опыт историографии стран Азии нового времени, при освещении причин, задержавших формирование капиталистического уклада в них, совершенно не брался на внимание тот факт, что, будучи традиционными обществами, как Казахское ханство, так и Джунгарское государство представляли собой отдельно взятые цивилизации со свойственными им внутренними закономерностями развития, а также сложившейся системой приоритетов и ценностей во внешнеполитической деятельности.

Всестороннее понимание политической истории указанных государств


будет, на наш взгляд, наиболее полным, если обратить на параллели в судьбе
Казахстана и стран Азии в рассматриваемый период. К началу нового
времени независимость сохраняли лишь Ойратское (Джунгарское) ханство и
Казахстан.

Россия, оправившись от недавней войны со шведами, начинает активизировать свои внешнеполитические действия в Азии. Очевидно, учитывая ее специфику, в этом направлении она решила не «прорубить окно», а найти «ключ к вратам» Азии. В свете сказанного проясняются некоторые детали внешнеполитических причин разразившейся войны между казахами и джунгарами в первой четверти ХУШ в.

Аныракайская битва является символом окончательного наступления для Казахстана эпохи нового времени. Это была последняя яркая страница в истории двух кочевых народов Евразии перед наступательными действиями колониализма. Казахи, будучи более приспособленными к происходившим в мире новым общественно-экономическим условиям и геополитической ситуации, обратили свои взоры на будущее в сторону обновляющейся России. Для джунгаров, стремившихся сохранить единство своего государства и его политическую независимость в надежде на реванш над такими же, как и они, кочевыми казахами, история обернулась закатом. На роль реальных же устроителей и наблюдателей за последней корридой кочевников на евразийском материке история выбрала их великих соседей, которым было суждено стать могущественными империями. Дух Аныракая гудет не раз обнаруживать себя в процессе противостояния казахского народа завоевателям земли предков и освободительной борьбе за сохранение ее территориальной целостности, государственности и суверенитета.

Одной из приоритетных в отечественной истории нового времени является проблема казахско-русских отношений с середины XVI в. до начала XX столетия. Предшествующая историография этой проблемы претерпела различного рода оценки, начиная со ставшего классическим в советское время определения «присоединение» и завершая термином «вхождение». Историческим фактом является то, что Казахстан в результате сложнейших коллизий в международных отношениях потерял свою политическую независимость и государственный суверенитет.

Всемирная история распорядилась так, что начавшиеся складываться мирохозяйственные связи и расширяющийся мировой рынок поставили человечество перед фактом стремления отдельных мировых государств держать пульс торговых путей, что в свою очередь вызвало их соперничество за торговое, военное и промышленное преобладание в мире. В этих условиях по- иному складывается судьба стран Центральной Азии. Казахстан с его цветущей степной цивилизацией, истоки которой восходят к колыбели общего прошлого человечества, становится объектом внешней политики сопредельных великих соседей. Россия, ставшая централизованным государством с утвердившейся абсолютной монархией, имея опыт дипломатического подчинения азиатских народов и военных экспедиций, направляет свои взоры на казахские земли, которые должны будут стать «ключом вратами ко всем азиатским странам и землям».

Приоритетным для 4-го блока «Казахстан в новое время» является следующий круг проблем:

- Периодизация истории Казахстана в новое время.

- Эволюция теоретико-методологических подходов в изучении истории Казахстана нового времени.

- Историография узловых проблем истории Казахстана в новое время.

- Основные источники по новой истории Казахстана, их специфика.

- Особенности социально-экономического и политического развития Казахстана.

- Трансформация казахской кочевой общины и менталитета казахов новое время.

- Казахстан в системе международных отношений в Центральной Азии в новое время.

- Казахстан и Россия в условиях единого потока колониализма.

- Казахстан - колония Российской империи.

- Народно-освободительное движение казахского народа в новое время как единый процесс.

- Эволюция идеи суверенитета и государственной независимости Казахстана в условиях нового времени.

- Этнические процессы и демографическая ситуация в Казахстане ХVIII- начале XX вв.

- Религиозный фактор в общественной жизни Казахстана в ХVIII-начале XX вв. Конфессиональная политика царизма в Казахстане.

- Культура Казахстана в новое время

История Казахстана XX столетия по насыщенности событийным


материалом, а главное по брутальности идеологического насилия и попыткам
освободиться от него, представляет собой один из основных разделов
отечественного летописания. В историческом плане - это, прежде всего,
описание невиданного по долговременности эксперимента над человеческим
естеством, а также оптимальной казахстанской модели выхода из этого
состояния на уровень национально-государственного суверенитета. С другой
стороны, отечественная историография (советского времени), строго
детерминированная в советско-марксистских схемах, не а состоянии дать
адекватной мировоззренческой картины в соответствии с уровнем развития
науки, поскольку она сама по себе являлась особым научно-политическим
феноменом, вписанным в систему тоталитарного государства и
приспособленным к обслуживанию его идейно-политических потребностей.
В первую очередь, это касается методологических подходов в толковании
этапов советизации и модернизации на фоне возникших за последние
десятилетия историософских направлений («информационного»
(А.Тоффлер), «технотронного» (З.Бжезинский), «научно-рационалистического» (Ю.Хабермас), «технико-информационного) (Дж.Мартин, Т.Сувер), «цивилизационно-конфликтного» (С .Хантингтон) и т. д.).

Магистральными линиями в подготовке учебного материала по истории Казахстана в XX веке могли бы послужить следующие последовательные этапы развития республики;

1. Национальная политика большевизма.

2. Казахская национальная идея и рост национального самосознания и условиях тоталитаризма.

3. Процессы деэтнизации в условиях социализма.

4. Попытки создания советской цивилизации.

5. Распад СССР, новые альтернативы.

В целом, за 70-летний период развития народы СССР приобрели трагическое знание тоталитарно опыта. В этом отношении как для России и других республик важно понять не только сущность большевизма, но и глубинные источники угнетения как гарантии того, что развивающиеся ныне суверенные государства в своем развитии пойдет по пути реальной демократии.

Одной из актуальных проблем фундаментальной исторической науки вступают теоретико-методологические проблемы исторического познания становления и развития государственной независимости Казахстана. В данном аспекте задача состоит не в том, чтобы дать простой фактологический анализ распада империи и возникновения на ее месте малых государств с идентичной предопределенностью судеб. Феномен Казахстана в том и состоит, что вопреки ожиданиям глубокого экономического коллапса и, как следствие, внутренней детонации гражданского неповиновения пройти труднопреодолимы путь признания государства в международном сообществе как равноправного члена. Даже тот кроткий отрезок времени, за который республика состоялась как суверенное государство осмысление истории как единого всемирного процесса, а с другой – все более подчеркивается

К настоящему времени остро назрела необходимость наполнения содержания, казахстанской модели развития в период независимости реальным научно-историческим знании ем, которое состояло бы в установлении главных причин и факторов успешности преодоления постимперского этапа и выхода Казахстана в магистраль хозяйственной и идейно-культурной самодостаточности. В ряду приоритетных задач можно выделить следующие:

- унитарный характер государственного строительства как гаранта целостности страны;

- формирование казахстанского социума не как новой этнической общности, а как общности граждан разных национальностей на основе их гражданского самоопределения;

- модернизация народно-хозяйственного и социокультурного комплексов;

- обусловленность проведения поэтапных политических реформ по фарватеру экономического благоприятствовании;

- становление Казахстана как реально действующего фактора на международной арене.

Не секрет, что по данным направлениям, равно как и по другим аспектам новейшей истории отечества ведется ожесточенная борьба мировоззрений не только среди радетелей и недоброжелателей, но и между настоящими патриотами страны. Во многом это обусловлено фрагментированным историческим знанием о недавнем прошлом. Поэтому задача официальной исторической науки видится в создании целостной картины отечественной истории во всем ее многообразии. При этом необходимо выявление структурных моментов развития казахстанского общества. Это позволит представить историю как особую сферу, наделенную своей бытийной спецификой, а с другой - показать ее упорядоченность и, соответственно, изобразить ее как нечто понятное и рациональное.

В настоящее время подобный концептуальный анализ объективного исторического процесса невозможен без учета общемировой тенденции интернационализации всех сторон жизни. Для Казахстана в данном случае он обуславливается сопряжением двух составляющих: движения в сторону глобализации и приверженности Республики Казахстан идеям нового евразийства. Историческая наука в этом отношении уже сыграла важную роль в качестве мобилизующего общественное сознание фактора. Особенность момента состояла в том, что на вызовы современности по унификации социокультурных процессов она предложила парадигму вхождения в будущее общечеловеческой цивилизации на основе сохранения имманентных черт и национальной самобытности. Одновременно она выступила против цивилизационного противостояния Востока и Запада, континентализма и атлантизма.

В данном контексте задача историков состоит в модернизации этих двух понятий от уровня некоей «мессианской роли» и «особого мироощущения» до понятных всем сентенций полицентрического мира. В пространственно временном измерении это означает, что глобализация в историческом измерении коррелирует не с новыми империями и мировыми жандармами, а с сухопутными торговыми маршрутами по странам-сателлитам Великого Шелкового пути, не с хронологией и картографией завоевательных походом, а с кросс-культурным взаимообогащением и культивацией общемировые гражданских ценностей. Методологические подходы здесь далеко не беспроблемны, особенно в вопросе о взаимоотношениях между восточной и


западной цивилизациями. Роль историков в данном случае - найти точки
соприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов евразийского субконтинента. При этом следует учитывать и тот факт, что эскалация национальных и этнических проблем во многом явилась реакцией на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. Историческая наука Казахстана в этом отношении может не противопоставить себя западной техногенной цивилизации, а выступить ее равным партнером, продолжая вносить, но уже в более интенсивном режиме в копилку мировых ценностей веками копившийся духовно-культурный потенциал общежития и толерантности. Обуславливается это тем, что и глобальном знании не может быть объекта без субъекта познания и что целостность мира, человечества предполагает в своей основе взаимозависимость образов и сущностей этой целостности.


БЛОК 3. КАЗАХСТАН В НОВОЕ ВРЕМЯ

(XVIII - начало XX вв.)

Казахстан в первой четверти XVIII в.

Вступление Казахстана в эпоху нового времени: теоретические аспекты и проблемы. Периодизация. Историография и источники.

Международное положение Казахстана: особенности и перспективы. Казахстан в системе Центральной Азии.

Внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в Казахстане в первой четверти XVIII в. Джунгарская агрессия в Казахстане. «Актабан шубырынды». Казахско-джунарские войны. Консолидация казахского общества перед лицом джунгарской агрессии. Предводители и идеологи Народного ополчения казахов против джунгар. Булантинская и Аныракайская битвы. Последствия джунгарского нашествия. Отражение казахско-джунгарских войн в устной народной историологии.



Казахстан и Россия в условиях нового времени

Предпосылки казахско-русских отношений в ХV-ХVП вв. Казахско-русские отношения в первой четверти XVIII в. Казахстан в системе «Восточной политики» Петра I. Казачья колонизация.

Начало присоединения Казахстана к России: историография и источники. Хан Абулхаир как государственный, политический деятель и полководец. Казахстан в контексте внешней политики России второй

четверти ХVШ в.



Начало эпохи колониализма в Казахстане

Историография, проблемы. Источники.

Экономическое и социально-политическое развитие Казахстана во второй четверти XVIIIв.

Изменения во внутреннем и внешнеполитическом развитии Казахстана. Цинский Китай и Джунгария. Колониальная политика России в Казахстане. Ослабление Джунгарского ханства. Казахско-джунгарские отношения. Казахстан и Джунгария во внешней политике России и Китая.

Казахское общество в XVIII веке. Хозяйство казахов. Кочевое скотоводство - основа материального производства казахского общества, Кочевья казахов. Особенности развития земледелия. Состояние ремесел. Изменения в экономике. Внешняя торговля. Общественное устройство казахов. Социальное деление. Понятия «белая кость» («ак суйек»), «черная кость» («кара суйек»), их содержание и структура.

Государственность Казахстана в эпоху Абылая. Внутреннее и внешнеполитическое положение Казахстана. Хан Аблай как политический и государственный деятель, его стремление к политической независимости и суверенитету. Взаимоотношения Абылая с Российской и Цинской империями. Борьба Абылай хана за объединение казахских земель.

Социальное развитие казахского общества. Динамика и трансформация геополитических условий в Центральной Азии к концу XVIII в. Изменение внешнеполитического положения Казахстана к концу XVIII в.

Казахстан и среднеазиатские государства в конце XVIII - во второй половине XIX вв. Политическая ситуация на территории Среднего жуза в период правления преемников Абылай-хана (80-е гг. XVIII в. — 1821г.).

Проблема сохранения суверенитета и независимости в Казахстане и Средней Азии в условиях колониальной экспансии России и Англии. Административные реформы России в Казахстане. Ликвидация ханской власти в Казахстане.

Народно-освободительное движение казахского народа в условия утраты государственной независимости и суверенитета в ХVШ-начале ХХ вв. Основные этапы, итоги, проблемы.

Первый этап народно-освободительного движения казахского народа (1731-1837 гг.). Участие казахов в российском освободительном движении. Восстания Сырыма Датова, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова, Касыма Абылайханова, Саржана Касымова, Жоламана Тленшиева. Особенности идеологии и специфика начального этапа народна освободительного движения в Казахстане.


Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана и

XIX - начале XX в.
Историография и источники.

Особенности экономического и социально-политического положения Казахстана. Казахстан во внешней политике Российской империи в первой половине XIX в.

Борьба за сохранение территориальной целостности и государственности Казахстана. Второй этап народно-освободительного движения казахского народа (1837-1870 гг.). Кенесары Касымов - воин, патриот, правитель. Народная война 1837-1847 гг. Восстания Джанходжи Нурмухамедова и Есета Котибарова. Движение протеста на Мангышлаке. Общее и особенное на втором этапе народно-освободительного движения в Казахстане. Казахстан и Россия в освободительном движении.

Окончательное подчинение Казахстана Российской империей. Потеря Казахстаном суверенитета и независимости. Объявление земли казахов собственностью Российского государства. Реформы царизма в Казахстане во второй половине XIX в.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XIX - начале XX в. Казахстан - колония Российский империи. Объявление земли казахов собственностью Российского государства. Переселенческая политика и столыпинская модернизация в Казахстане в начале XX века.

Положение об управлении Туркестанским краем и степными областями. Усиление централизации колониального управления. Изменения в структуре судопроизводства, сущность судебных нововведений. Начало рабочего движения. Социальное неравноправие народа. Эксплуатация детского труда. Формы недовольства рабочих. Первые забастовки.

Формирование полиэтнического общества в Казахстане: общая характеристика. Этнические процессы и их социально-демографические характеристики в конце ХIХ-начале XX вв. Полиэтнический состав населения: основные факторы, источники формирования, состав. Казахский аул. Жатаки (отходничество). Переселенческая деревня.

Российская империя - тюрьма народов. Казахи. Взаимоотношения народов.

Русские в Казахстане. Польские ссыльные в Казахстане. Переселение уйгуров и дунган на территорию Казахстана. Причины переселения. Положение уйгуров и дунган на китайской земле. Первые поселения. Хозяйство, развитие земледелия. Развитие культуры уйгуров и дунган.

Развитие земледелия в Жетысу. Торговля. Ярмарки. Промыслы. Промышленность. Процессы урбанизации. Социально-культурный облик городов. Банковско-денежные отношения. Состояние путей сообщения и торговли в крае. Формирование рабочих кадров. Система землепользования и обострение аграрного вопроса. Последствия столыпинских аграрных реформ. Связи Казахстана с Китаем. Превращение Бухтармы, Петропавловска, Семипалатинска в центры торговли с Синьцзяном. Дальнейшее развитие торговых отношений. Ослабление казахско-китайских торговых отношений, причины.

Третий этап народно-освободительного движения в Казахстане последняя четверть XIX - начало XX вв.). Особенности реформаторского движения казахской интеллигенции в конце XIX - начале XX вв. Новое удержание идеи казахской национальной государственности

Международное значение Русской революции 1905-1907гг. и ее влияние на Казахстан. Усиление колониальной политики царизма. Начало рабочего движения, нарастание оппозиционного движения казахского крестьянства. Каркаралинская петиция 1905 года. Участие казахов в деятельности I-III Государственных дум России. Роль казахской интеллигенции в народно-освободительном движении. Идеи парламентаризма и национальной автономии. Формирование социал-демократических и кадетских групп. Проблема возрождения и рост национального самосознания казахского народа.

Возрождение национально-демократического, реформаторского

движения в Казахстане в начале XX в. Казахская политическая, интеллектуальная, духовная элита (А.Букейханов, М.Дулатов, А.Байтурсынов, братья Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Ш.Кудайбердиев и др. Роль газеты «Казах», журнала «Айкап» в становлении национального самосознания.

Метрополия Россия и колония Казахстан в первой мировой войне. События 1916г. в Казахстане: причины, характер, уроки. Позиция
социальных слоев в отношении царского Указа от 15 июня 1916г. Основные очаги и лидеры движения. Причины поражения и историческое значение. Историческое значение борьбы казахского народа за независимость и
государственную самостоятельность в ХVIII-начале XXв.

Казахстан в 1917 году. Национально-освободительное


и национально-демократическое движение. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан. Общественно-политическая деятельность В.И.Ленина. Создание органов Советской власти. Политические партии и течения весной и летом 1917г. Большевики, кадеты, эсеры, движение и партия «Алаш», «Уш Жуз», «Шуро-и-Исламия», «Шуро-и-улемия» и др.

Эволюция национальной идеи, национальной государственности в эпоху нового времени. Рост национального самосознания казахского народа и ХVШ- начале XX вв. Место Казахстана в потоке истории борьбы народов мира за национальное возрождение и новое время.


Культура Казахстана (ХVII-начало ХХ вв.)

Российские экспедиции ХVШ в. в Казахстане. Казахская литература.

Актанберды жьграу. Бухар жырау. Таттикара, Умбетай Тилеуулы, Шал-Кулекеулы.

Мусульманское и русское образование. Русская историография Казахстана. А.И.Левшин - Геродот казахской истории. Русско-казахские литературные связи.

Основные направления в казахской литературе. Музыкальная культура.

Жырау, айтысы, сказители.

Материальная культура. Домашние промыслы и ремесла казахов в конце ХIХ-начале XX вв.

Просветительские учреждения и научные общества в 60-70-х гг. XIX в. Областные статистические комитеты. Открытие библиотек. Народное образование; трудности и недостатки.

Искусство и музыкальная культура. Казахстанская тематика в изобразительном искусстве. Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей Шигайулы, Таттимбет Казангапулы, Биржан Кожагулы, Акансеры-Акжигит Кормасаулы и др.

Возрождение национального самосознания. Казахская демократическая литература. Первые периодические издания на казахском языке.

Просветительское и реформаторское направление в культуре Казахстана конца ХIХ-начала XX вв. Деятельность и научное наследие Ч.Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, И.Алтынсарина, Х.М.-С.Бабаджанова, Б.Даулбаева, Д. Чувакова, Ш.Кудайберды-улы и др. Роль и место материальной и духовной культуры казахского народа в мировом культурном наследии. Наследие казахской интеллектуально-духовной элиты.
БЛОК 4. КАЗАХСТАН В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Октябрьская революция 1917г. и её предпосылки

Отношение к революции различных социальных слоев общества. Дискуссии о социальной базе и движущих силах Октября (К вопросу о «колониальной революции», «революции города» и т.д.).

Особенности установления Советской власти в Казахстане. Социально-
политическая ситуация в крае. Начало гражданского противостояния. П
общеказахский съезд и его решение о национальной автономии. Партия
«Алаш» как фактор политической борьбы. Разгром «Кокандской
автономии». Первые шаги Советов и их восприятие в обществе.
Гражданская война - трагедия народа (1918-1920 гг.)

Осложнение политической ситуации и дальнейшее нарастание


гражданского противостояния. Свержение Советской власти на севере,
северо-востоке Казахстана. Казахстан в годы военных действий. События на
западе и юге края. Образование Семиреченского, Уральского, Восточного,
Актюбинского и Туркестанского фронтов. Народ по разные стороны
баррикад: военно-политическая дифференциация общества в гражданской
войне. «Белый» и «Красный» террор. Роль и место политических партий и
движений в период войны. Идеология, политика и практика
«революционной» и «контрреволюционной» власти. Социально-

экономические и политические последствия гражданской войны.


Образование Казахской Советской государственности

Образование революционного комитета по управлению Казахским краем. Переход от ревкомов к Советам. Деятельность комиссии ВЦИК и СНК РСФСР по делам Туркестана. Декрет Советского правительства от 26 августа 1920 «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Социалистической Советской Республики». Учредительный съезд Советов КАССР. «Декларация прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР» и ее содержание. Образование Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Республики.


Политика «военного коммунизма в Казахстане» (1918-март 1921г..)

«Военный коммунизм» - первая попытка осуществления большевиками


«бестоварной утопии». Национализация промышленности. Блокирование
товарно-денежных отношений (запрет на свободу торговли, натурализации
оплаты труда и т.д.). Централизация управления экономикой. Введение
продовольственной диктатуры (установление монополии государства на
заготовку и распределение сельскохозяйственной продукции,

продразверстка). Запрет на аренду средств производства (земли, рабочего


скота, орудий труда) и отношении найма-сдачи рабочей силы (наёмного труда).

Усиление «классового террора». Экономический кризис как реакция на политику «военного коммунизма». Развал промышленности. Обвал сельскохозяйственного производства. Голод 1921-1922гг: масштабы бедствия. Рост социального напряжения в обществе и политический кризис: Крестьянское движение сопротивления: антисоветские восстания в крае.


НЭП в Казахстане

Социально-экономические и политические предпосылки перехода к НЭПу. Денационализация средней и мелкой промышленности. Расширение функции товарно-денежных отношений (допущения свободы торговли, замена натуральной оплаты труда на денежную, денежная реформа 1922- 1924гг). Отмена продовольственной диктатуры (замена продразвёрстки налоговыми отношениями).

Борьба социалистической, докапиталистической и стихийно-рыночной, тенденции: вопрос «кто-кого». Формирование многоукладной структуры экономики. Земельно-водная реформа на юге Казахстана и ее результаты.
Советское государственное строительство в крае

Территориально-административное устройство. Воссоединение казахских земель в составе КАССР. Демографическая ситуация: перепись

1926г.

Регулятивные акции государства в области поземельных отношений (земельно-водная реформа на юге Казахстана 1921-1922 гг.) Общественно-политическая оппозиция. Советские «классовые» реформы в ауле как первый удар по традиционной структуре Казахстана: передел сенокосно-пахотных угодий, конфискация скота у крупных «баев-полуфеодалов», идея большевистской «социальной справедливости» кредитной и налоговой политике.



Общественно-политическая и идейная борьба в крае. Политика «Малого Октября» и насильственная советизация казахского аула: Ф.И. Голощёкин его креатура. Оппозиция. Дискуссия о путях социально-экономическом развития республики: обсуждение проблем и перспектив скотоводческого и зернового хозяйства, индустриализации и культурного строительства и др.

Социально-экономические итоги НЭПа

Начато восстановления промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Кооперативное движение. Развитие торговли. Вопрос о периоде завершения НЭПа в историографии. Начало отхода от идеологии НЭПа. Кризис сельхоззаготовок 1927-1928 гг. Переход к силовым заготовкам сельхозпродукции. Усиление налогового режима. Начало развёртывания массовых антикрестьянских репрессий.

Культурная жизнь в крае. Идейные воззрения национальной

интеллигенции: деятельность и творчество Магжана Жумабаева, Ахмета

Байтурсынова, Жусупбека Аймаутова, Мыржакыпа Дулатова. Алихана

Букейханова, Шакарима Кудайбердыулы. Формирование новой казахской

советской интеллигенции.
Коллективизация сельского хозяйства - трагедия крестьянства Казахстана

«Сталинская аграрная революция»: цели и смысл. Огосударствление аграрного сектора экономики как механизм решения проблемы накопления: для промышленной модернизации. Силовая политика перевода кочевников и полукочевников на оседлость. Вопрос об экологической рациональности, Экономической целесообразности и социальной эффективности политики «оседания». Экономические и политические цели перевода кочевников на оседлость. Наращивание «классового натиска». Курс на ликвидацию

кулацко-байских хозяйств. «Раскулачивание». Окончательное разрушение традиционной структуры Казахстана и его трагические последствия. Голод 1932-1933 гг. Массовая миграция населения. Крестьянское движение сопротивления. Подавление советским режимом крестьянских выступлений.
Индустриализация: характер, темпы, масштабы

Пятилетний план развития народного хозяйства СССР и место в ней Казахстана.

Расширение промышленной инфраструктуры республики. Трансформация характеристик структуры производственных сил: добывающий сектор как её доминанта (ориентация на сырьевые отрасли). Специфика формирования кадров рабочего класса. Процесс урбанизации.
Социально-экономическое развитие Казахстана накануне войны

Преобразование КАССР в союзную республику. Социальная, демографическая и этнодемографическая ситуация в республике (Материалы «репрессированной» переписи 1937 года и данные фальсифицированной переписи).

Промышленность. Транспорт. Энергетика. Категории рабочих и источники их пополнения. Сельскохозяйственное производство. Процессы урбанизации.
Общественно-политическая ситуация

Расправа с идейной и политической оппозицией. Дальнейшее нарастание идеологического и политического террора. Политические репрессии.

Народное образование. Ликвидация неграмотности взрослого населения. Дискуссия о школьном строительстве. Переход на латинизированный алфавит. Вклад интеллигенции 20-З0-х годов в создание национальной системы просвещения. Успехи образовательной школы. Средние специальные учебные заведения. Первые вуз Казахстана. Становление науки и образование научных учреждений. Общество изучения Казахстана.
Деятельность Казахского филиала АН ССР (Каз.ФАН). Наркомпрос Каз. АССР. Роль А. Байтурсынова и других деятелей культуры в консолидации
сил национальной творческой интеллигенции.

Становление казахской советской литературы. С.Сейфуллин, И.Жансугуров, Ж.Аймаутов, М.Дулатов, Б.Майлин, М.Ауэзов, М.Жумабаев, С.Муканов, Г.Мусрепов и др. Творчество писателей И.Анова, И.Шухова, Д.Снегина, Х.Алиева, М.Хамраева др.

Становление казахского советского искусства. Возникновение народных театров, клубов. Роль композиторов А.В.Затаевича и Е.Г.Брусиловского в развитии музыкального искусства Казахстана. Выдающийся казахский певец А.Кашаубаев. Видные деятели казахского искусства: К.Байсеитова, К.Жандарбеков, Ж.Шанин и др. Становление национального драматического театра.

Первая декада искусства Казахстана в Москве в 1936г. Изобразительное искусство (Н. Хлудов, А.Кастеев). Книгоиздательство и

печать. Опыт культурного строительства. Трагические репрессии и отношении интеллигенции.
Казахстан в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Нападение фашистской германии на СССР. Начало войны, ее характер Территория Казахстана в планах фашистской Германии. Казахстанцы на фронте. Подвиги защитников Брестской крепости. Героизм казахстанцев в боях за Москву и Ленинград. Первые герои-казахстанцы. Боевые подвиги


казахстанцев в разгроме немецких войск под Сталинградом. Разгром немецко-фашистских войск на Курской дуге и участие в нем казахстанцев. Казахстанцы в освобождении территории Украины и других братских советских республик.

Мобилизация людских и экономических ресурсов Казахстана для отпора агрессору. Перестройка экономики края на военный лад. Мероприятия Советского государства по развитию военной промышленности в Казахстане. В тылу, кА на фронте. Трудовые подвиги рабочих и крестьян республики. Роль женщин и молодежи в народном хозяйстве Казахстана. Эвакуация в Казахстан. Приём и размещение перемещенных предприятий населения и культурных ценностей. Эвакуированные деятели советской науки и культуры в Казахстане.

Народное движение помощи фронту. Сборов средств в фонд обороны. Участие казахстанцев в строительстве танковых колонн, авиационных эскадрилий. Помощь Казахстана освобожденным районам в восстановлении неродного хозяйства. Депортация репрессированных народов в Казахстан в годы войны и их размещение.

Участие казахстанцев в партизанском движении сопротивления в оккупированной Европе. Вклад партизан-казахстанцев в освобождении территории Украины, Белоруссии и северозападных областей РСФСР.

Казахстан в период завершающего этапа Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Казахстанцы в боях за освобождение народов Центральной и Юго-Восточной Европы от фашистских оккупантов и в штурме Берлина.
Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 гг.)

Социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в республике. Перестройка экономики на мирный лад. Создание на территории Казахстана ядерных полигонов. Продолжение политических репрессий. Дело Е.Бекмаханова «Лагерная экономика» (Карлаг, Степлаг и другие).


Казахстан в годы «хрущёвской декады» (1953-1964 гг.)

Курс на реформирование сельского хозяйства (сентябрьский (1953г.)

Пленум ЦК КПСС и его решения (повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, снижение сельскохозяйственных налогов). XX сьезд КПСС – развенчание культа личности Сталина, но не радикальный отход от сталинизма. Реформирование в управлении экономикой (совнархозы как принцип территориально-производственного управления народным хозяйством).

Освоение целинных и залежных земель в Казахстане как продолжение курса на экстенсификацию экономики. Экономические, экологические и социальные последствия «целины»

Развитие промышленности и транспорта. Формирование градообразующих производств и новых городов. Военно-промышленный комплекс: строительство космодрома «Байконур». Развитие процессов урбанизации населения. Хрущевские социальные иллюзии («догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока, масла», «сравнять грани между городом и деревней» и т.д.).

Подвижки в сфере благосостояния общества (жилищно-коммунальное

строительство, увеличение производства товаров широкого потребления и расширение их ассортимента и т.д.). «Оттепель» в общественно-политической жизни. Развитие науки и культуры.

Казахстан во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

Нарастание пороков административно-командной системы. Экстенсивный характер промышленности и сельского хозяйства.

«Рост без развития» - главная характеристика экономики. Провалы в реформировании экономики. Дальнейшая бюрократизация сферы управления обществом. Возрастание роли Казахстана в союзном народнохозяйственном комплексе. Изменение в социальной структуре народонаселения.

Стагнация качества жизни. Рост проблемы дефицита. Обострение экологических проблем. Наука, образование и культура.
Политика «перестройки» в Казахстане (1985-1991гг.)

Основные этапы политики «перестройки» и их характеристика. Неспособность административно-командной системы к реформированию, нарастание системного кризиса. События декабря 1986г. в Алма-Ате, демонстрация кризиса этноцентристской политики Советского государств. Крах иллюзий о возможности демократизации общественных отношении в условиях государственного тоталитаризма.

Попытки создания неформальных объединений: от экологических и национально-культурных движений к первым общественно-политическим объединениям.

Обострение системного кризиса накануне развала СССР. Обнажение несостоятельности советской экономической и социально-политической модели развития.


БЛОК 5. НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН
Казахстан на пути к независимости

Отечественная история и государственный язык – факторы мобилизующие и консолидирующие казахстанское общество на пути независимости. Реабилитация представителей казахской национальной интеллигенции Ш. Кудайбердиева, А. Букейханова, А. Байтурсынова и др. (1988г.). Закон о языках (1989г.). Учреждение в республике поста Президента. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР

(1990).
Провозглашение независимости Казахстана

Подготовка реформирования СССР. Захват власти Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19 августа 1991г., срыв Новоогоревского соглашения. Внеочередной съезд Компартии Казахстана, ее роспуск. Первые всенародные выборы Президента Казахстана. Переименование Казахской ССР в Республику Казахстан. Конституционный закон «О государственной независимости РК» (1991г.) Определение пути развития. Работа Н.А. Назарбаева «На пороге XXI века».


Создание Содружества независимых государств (СНГ)

Беловежское соглашение об аннулировании Союзного договора 1992г. , и образовании СНГ. Ахшабадская встреча лидеров республик Средней Азии и Казахстана. Алма-Атинская встреча глав независимых постсоветскийх государств, подписание «Протокола о создании СНГ», Алма-Атинская Декларация об образовании СНГ (1991г.).


Государственное строительство Республики Казахстан

Работа Н.А.Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана

как суверенного государства» (1992г.). Утверждение символов РК - флаг,

герб, гимн (1992 г.) Первая Конституция независимого Казахстана (1993г)

Указ Президента Н.А. Назарбаева «О введении национальной валюты» (1991г.). Создание Ассамблеи народов Казахстана (АНК) – общественного института согласия и единения народов Казахстана, консультативного и совещательного органа при Президенте. Первая сессия АНК, ее решения.

Всенародный референдум, принятие ныне действующей Конституции

РК (1995г.). Выборы в двухпалатный Парламент. Модернизация системы государственного управления, разграничение полномочий между уровнями госуправления и межбюджетных отношений. Первое Послание Президента народу Казахстана. Послание Президента страны: «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», долгосрочные приоритетные цели развития РК (1997г.) Перенос столицы из Алматы в Астану. Воззвание к народу Казахстана 10 декабря 1997г.

Речь Н.А. Назарбаева «Десять лет, равные столетию» на торжественном собрании посвященном 10-летию независимости Казахстана 16 декабря 2001г., в г. Астане.


Экономическое развитие

Трудности на пути к суверенитету: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня, безработица, криминогенность. Меры по их преодолению: реструктуризация экономики, создание социально ориентированного рынка, приватизация и либерализация цен, инвестиционная политика.

Программа развития ООН (ПРООН). Отчеты по вопросам человеческого развития (ИЧР). Первый выпуск Отчета по человеческому развитию в Казахстане. ПРООН о росте ИЧР в Казахстане. Приоритеты и перспективы развития таких сфер экономики, как промышленность, аграрный и финансово-банковский секторы. Направления реформирования экономики Казахстана на современном этапе – кластерный принцип развития экономики, индустриально-инновационные технологии, инвестиционная, налоговая, аграрно-индустриальная политика, развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи. Подготовка вступления Казахстана в ВТО. Внешнеэкономическое сотрудничество РК, деятельность компаний Тексако-Мобил, Би Пи Амоко, Шелл, Шеврон и других ТНК США, Западной Европы, ряда компаний из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Новые системы международных коммуникаций – ТРАСЕКА, Север-Юг, ТАЕВОЛС, КТК и др.

Речь Н.А. Назарбаева «Поднятая целина – символ дружбы и созидания» на торжественном заседании, посвященном 50-летию освоения целинных и залежных земель 6 февраля 2004г. в г. Астане. Послание Президента народу страны «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» (19 марта 2004г).


Общественно-политическое развитие

Первый всемирный курултай казахов. Форум народов Казахстана (1992). Общественные движения и политические партии в РК. Миграционные и демографические процессы в Казахстане, изменения в социальной структуре населения. Первая перепись населения в условиях суверенитета.

Межнациональное согласие - основа укрепления независимости и демократии в Республике Казахстан. Социальные реформы: государственные программы по преодолению бедности, повышению трудовой занятости населения, поддержки молодежи студенчества, пенсионная реформа.

Развитие демократических процессов, введение пропорциональной системы выборов в Парламент, результаты выборов по партийным спискам

Развитие институтов гражданского общества - неправительственные организации, профсоюзы. I Гражданский форум и его значение. «Стратегия Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период». Информационная политика РК, развитие СМИ. Деятельность Национального совета Республики Казахстан. Организация постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества. Деятельность Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества.

Совершенствование деятельности правоохранительных и судебных органов. Создание и деятельность Комиссии по правам человека при Президенте Казахстана. Введение в РК институтов уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). Введение моратория на смертную казнь Ратификация Казахстаном Международных пактов об экономических социальных и культурных правах; о гражданских и политических правах. Общенациональная программа политических реформ.

Послание Президента Н.А. Назарбаева народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» (18 февраля 2005г.).

Духовное развитие

Реформы системы образования, науки. 1997 г. Год национального единства и памяти жертв массовых политических репрессий. 1998 г. год национальной истории. 1999г. Год преемственности поколений. 2000 г. Год поддержки культуры.

Первый съезд лидеров мировых и традиционных религий в г. Астане (2003г.). Работа Н.А. Назарбаева «В потоке истории». Государственная программа «Культурное наследие». Её цель и основные направления реализации: развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия. Воссоздание исторических и архитектурных памятников; создание целостной системы изучения культурного наследия - фольклора, традиций, обычаев, создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования.


Внешняя политика РК

Признание суверенного Казахстана мировым сообществом, принятие его! в ООН. Выступление Президента Н.А. Назарбаева на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Его речь «Великодушие каждой страны залог благополучия планеты». Многовекторность внешней политики независимого Казахстана.

Инициатива РК по организации Совещания по взаимодействию и мерам
|доверия в Азии (СВМДА) (1992г.) Первая встреча руководителей
внешнеполитических ведомств государств-участников СВМДА, «Декларация
принципов, регулирующих отношения между государствами-членами

СВМДА. (1999г.). Первый саммит руководителей стран-участников СВМДА, Алматинский акт и Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями (2002г.).



Сотрудничество Казахстана с международными организациями: |ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЭКОСОС и др., а также с МБР, МВФ, ОБСЕ. Участие РК в интеграционных процессах глобального и регионального масштабов, таких как ОЭС, ЦАЭС, ОДКБ, ШОС. Первая международная конференция мира и согласия в Алматы, Декларация участников конференции «К миру и стабильности» (2003г.). Первый официальный визит Президента РК в Российскую федерацию, его выступление в МГУ им. Ломоносова, идея евразийства. Терракты 11 сентября 2001г. в США, антитеррористическая |акция США в Афганистане. Иракская война. Позиция РК по отношению к этим событиям. Работа Н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие».

Отказ Казахстана от ядерного оружия, находившегося на его территории. Указ Президента Казахстана о закрытии Семипалатинского ядерного полигона (1991 г.). Работа Н.А.Назарбаева «Эпицентр мира».
Каталог: ebook -> umkd
umkd -> Программа дисциплины «Аграрная экология»
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Лекция Теоретические основы стратегии экономического развития Республики Казахстан
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Лекция часа Приборы для контроля параметров микроклимата, систем вентиляции, пылегазового режима, пылегазоулавливающих систем
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Учебно-методическии комплекс
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы судебно-медицинской экспертизы»

Скачать 356.54 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница