Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Хабаровский государственный университет экономики и права»
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор по учебной работе
________________И.Б.Миронова
«10» сентября 2016 г.
ПРОГРАММА
общеобразовательного вступительного испытания
по дисциплине «История»
Хабаровск 2016
Программа общеобразовательного вступительного испытания по дисциплине «История» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Составитель: к.ф.н., доцент Ерыкалов А.Б.
Программа вступительного испытания обсуждена на заседании кафедры философии, истории и теории государства и права от «09» сентября 2016 г. протокол № 1.
Зав. кафедрой ФТИГП ________________ /Никитенко М.Г./
История
Шкала и критерии оценивания
Шкала и критерии оценивания
Задания А1 – А15 оцениваются по 2 балла каждое. В каждом задании надо выбрать один ответ из предложенных вариантов ответа.
Задания В1 – В10 оцениваются по 5 баллов каждое. В каждом задании надо указать краткий ответ.
Задание С1 оценивается в 20 баллов. В задании надо изложить свое мнение по представленным точкам зрения, привести не менее трех фактов или положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную точку зрения.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания – 34.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
1.
2.
|
Введение…………………………………………………………………………...
Программа вступительного испытания ………………..………………………..
|
4
7
|
|
Список литературы …………………………………………………..…………..
|
33
|
ВВЕДЕНИЕ
Вступительное испытание по истории проводится для отдельных категорий поступающих на базе среднего общего образования.
Вступительное испытание по истории проводится письменно в форме теста. Продолжительность экзамена – 3 часа (180 минут).
В отличие от других научных дисциплин история имеет дело не с существующими в данный момент реальными объектами, а с тем, что было. Важнейшее место в историческом познании занимает реконструкция прошлого. Этим, каждый по-своему, занимаются историки, авторы учебников и те, кто изучает историю. В основе воссоздаваемой исторической картины лежит информация о конкретных событиях – их времени, месте, участниках и т. д., которая строго и беспристрастно фиксируется историками. Это относительно объективная (объективированная) часть исторического знания. В то же время при описании исторических событий их современниками и потомками высказываются разные суждения о причинах и следствиях событий, множественность оценок и т. п. Субъективное отношение связано с мировоззрением, определенными индивидуальными и общественными ценностями. Оно в той или иной мере присуще как участникам событий, так и тем, кто размышляет о них столетия спустя.
Отмеченные особенности познания истории находят отражение в многообразии знаний и умений, приобретаемых поступающими при изучении данного предмета. В состав их подготовки входит, наряду со знанием хронологии, фактов и понятий, владение следующими умениями и навыками: описание исторических событий и объектов, критическое восприятие и анализ информации источников, раскрытие сущности и значения явлений, сопоставление исторических версий и оценок и обоснование своей позиции и др.
Нормативными документами, определяющими содержание подготовки школьников по истории в средней школе, являются "Обязательный минимум содержания исторического образования" и "Требования к уровню подготовки по истории выпускников основной и средней школы". Первый из названных документов находит отражение в базовых программах и традиционно служит ориентиром для преподавателей и учащихся, показывая, что следует знать. Вместе с тем, не менее важным является вопрос о том, что нужно уметь. Совокупность требований к исторической подготовке выпускников средней школы представлена в следующем перечне.
1. Хронологические знания, умения работать с хронологией:
– называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
– составлять хронологические и синхронистические таблицы;
– характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.
2. Знание фактов, работа с фактами:
– называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с источниками:
– читать историческую карту с опорой на легенду;
– использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
– проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
– высказывать суждение о назначении, ценности источника;
– характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
– сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
– рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
– на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;
– составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
5. Анализ, объяснение:
– соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
– показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
– называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;
– классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основание самостоятельно;
– объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
– сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия;
– излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Версии, оценки:
– излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
– сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
– высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных
версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
– определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Программа включает 15 тематических блоков, раскрывающих основные этапы исторического развития нашей страны. При создании программы авторы исходили из принципов историзма и объективности, концепции многофакторного подхода к истории, что предопределяет необходимость показа действий различных факторов, выявления альтернатив и объяснение причин реализации одной из них в переломные моменты истории России. Большое внимание уделено личностно-психологическим аспектам исторического развития, что проявляется, прежде всего, в раскрытии роли крупнейших исторических деятелей, а также влиянии ментальных установок народов России на ход исторического процесса.
Рекомендуемая программой учебная литература поможет поступающим пополнить знания, полученные в ходе изучения истории, а также самостоятельно подготовить отдельные вопросы.
Программа вступительного испытания по дисциплине «История»
Тема 1. Древнейший период нашей страны. Появление первых политических образований
Зарождение человеческого общества. Заселение территории нашей страны. Стоянки древних людей. Родовые общины скотоводов и земледельцев.
Начало обработки металла. Разложение первобытнообщинного строя. Становление классового общества и государственности различных народов нашей страны. Античные города-государства в Северном Причерноморье. Скифы, их общественный строй и культура.
Борьба с готами. Гунны. Славяне и великое переселение народов. Народы нашей страны на рубеже I тыс. н.э.
Племенные союзы восточных славян в VI – IX вв. Территория. Соседи: Волжская Болгария, Хазария. Занятия славян. "Путь из варяг в греки". Общественный строй. Язычество. Князь и дружина. Походы на Византию.
Распад первобытнообщинных отношений. Соседская община. Город. Ремесло и торговля. Внутренние и внешние факторы, подготовившие возникновение государственности у восточных славян.
Поделитесь с Вашими друзьями: |