Программа по физике 9 класс



Скачать 85.27 Kb.
страница1/3
Дата21.11.2018
Размер85.27 Kb.
#60964
ТипПрограмма
  1   2   3


МКОУ Камышинская СОШ



Рабочая

программа

по физике

9 класс

Составил: Гаврилов А.А.

Учитель физики

д. Ивановка 2013 – 2014 гг.



Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.i, авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкинаii, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.iii

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая. Для приобретения или совершенствования умения работать с физическими приборами «для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включена лабораторная работа: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины».

Считаю необходимым также внести тему «Математический маятник», так как данный материал необходим при подготовке к итоговой аттестации.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.


Проверка знаний учащихся

Оценка ответов учащихся



Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

Оценка контрольных работ



Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и

недочётов.



Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   - 5 недочётов.



Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.



Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Оценка лабораторных работ



Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если работа выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной части таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.




Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)


№ урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечания

Законы движения и взаимодействия тел 25 часов

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета

1




§1-5 (Ф-7)

2

Перемещение

1




§ 1-10 (Ф-8)

3

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1




§ 12-24 (Ф-8)

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Проверочная работа по теме «Механическое движение»

1




§ 25-47 (Ф-8)

5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1




§ 48- 55
(Ф-8)

6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение»

1




§ 56-67 (Ф-8)

7

Вводный контроль

1




КЗ (Ф-8)

8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1




§ 1-8

9

Решение задач по теме «Основы кинематики»

1




Тест

10

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

1




Кр

11

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1




§ 9 - 10

12

Второй закон Ньютона

1




§ 11

13

Третий закон Ньютона

1




§ 12

14

Свободное падение тел Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона»

1




§ 13

15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1




§ 14

16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения»

1




Записи

в тетради



17

Закон всемирного тяготения

1




§ 15

18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

1




§ 16 (17)

19

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1




§ 18 - 19

20

Искусственные спутники Земли

1




§ 20

21

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1




§ 21

22

Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ» Реактивное движение. Ракеты

1




§ 22

23

Закон сохранения механической энергии

1




§ 23

24

Решение задач по теме «Основы динамики»

1




Записи в

тетради


25

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

1




КЗ

Механические колебания и волны. Звук 11 часов

26

Колебательное движение. Колебательные системы.

1




§ 24 - 25

27

Величины, характеризующие колебательное движение

1




§ 26

28

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

1




Записи

в тетради



29

Математический маятник. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

1




Записи

в тетради



30

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

1




§ 27 - 29

31

Механические волны. Продольные и поперечные волны Проверочная работа по теме «Механические колебания»

1




§ 30 - 32

32

Длина и скорость распространения волны

1




§ 33

33

Источники звука. Звуковые колебания. Проверочная работа по теме «Механические волны»







§ 34

34

Распространение звука. Скорость звука

1




§ 35 - 38

35

Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук» Тест по теме «Звук»

1




§ 39 - 41

36

Контрольная работа №2 по теме «Механические колебания и звук»

1




КЗ

Электромагнитное поле 17 часов

37

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле

1




§ 56-59 (Ф-8)

§ 42 – 43



38

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1




§ 56-59 (Ф-8)

§ 44


39

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

1




§ 61(Ф-8)

§ 45


40

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

1




§ 60 (Ф-8)

§ 46 - 47



41

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле»

1




§ 48 - 49

42

Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»







§ 50

43

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор Проверочная работа «Электромагнитная индукция.

1




§ 32, 33
(Ф-8)
§ 51

44

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1




§ 52 - 53

45

Конденсатор. Проверочная работа по теме «Электромагнитные волны»

1




§ 28 (Ф-8)

§ 54


46

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

1




§ 55

47

Принципы радиосвязи и телевидения







§ 56

48

Электромагнитная природа света. Тест по теме «Электромагнитные волны»

1




§ 57 - 58

49

Преломление света.

1




§ 62, 65,66 (Ф-8)

§ 59


50

Дисперсия света.

1




§ 63-64 (Ф-8)

§ 60


51

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1




§ 30 (Ф-8)

§ 62 - 64



52

Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

1




Записи

в тетради



53

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

1




КЗ

Строение атома и атомного ядра 11 часов

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

1




§ 65

55

Модели атомов. Опыт Резерфорда

1




§ 66

56

Радиоактивные превращения атомных ядер

1




§ 67

57

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра

1




§ 68 - 71

58

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1




§ 72 - 74

59

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1




§ 75

60

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Проверочная работа

1




§ 76 - 77

61

Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1




Записи

в тетради



62

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» Самостоятельная работа

1




§ 78

63

Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика»

1




§ 79 – 80

64

Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика»

1




Записи

в тетради



Итоговое повторение 4 часа

65

Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики»

1




Записи

в тетради



66

Тест по теме «Кинематика и динамика» Повторение материала по теме «Механические колебания и волны»

1




67

Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»

1




68

Итоговая контрольная работа

1





Скачать 85.27 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница