Программа по самбо для занимающихся в мбоу дод «дюсш «СПартак» г. Выкса подготовлена в соответствии с утвержденным стандартом «Муниципальной услуги дополнительного образования детей по программам спортивной подготовки»



страница1/6
Дата09.05.2018
Размер1.18 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная предпрофессиональная программа по самбо для занимающихся в МБОУ ДОД «ДЮСШ «СПартак» г. Выкса подготовлена в соответствии с утвержденным стандартом «Муниципальной услуги дополнительного образования детей по программам спортивной подготовки» от 09.12.2013 №СЭД-15-01-36-52 и на основе примерной программы спортивной подготовки для, СДЮСШОР 2005 года (авторы С.Е.Табаков, С.В.Елисеев, А.В.Конаков), допущенной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму.

Самбо – это унифицированная методика обучения и воспитания, состоящая из системы физических, психических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспитания любого человека вне зависимости от его пола, возраста, физического состояния, национальности, вероисповедания.

Программа сохраняет преемственность подходов и принципов, содержит необходимые данные, отвечающие современным требованиям и условиям работы тренеров-преподавателей ДЮСШ.

Основная направленность дополнительная предпрофессиональной й программы выражается в следующем:

- улучшение физического развития учащихся, создание условий для развития личности;

- выявление задатков и способностей у детей, занимающихся борьбой самбо;

- привитие стойкого интереса к занятиям, профилактика асоциального поведения;

- воспитание черт спортивного характера, обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Программой предусмотрена организация образовательного процесса на этапе начальной подготовки от 1 года до 3 лет и на учебно-тренировочном этапе 5 лет.

На этап начальной подготовки зачисляются обучающиеся в возрасте с 10 лет, желающие заниматься борьбой самбо и имеющие письменное разрешение врача. Продолжительность одного занятия не должна превышать двух часов.

Основные задачи на этапе начальной подготовки:

- улучшить состояние здоровья и закаливание;

- внести коррекцию недостатков физического развития;

- привлечь максимально возможное число детей и подростков к занятиям самбо, формировать у них устойчивый интерес, мотивацию к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;

- приобрести знания в истории и развитии самбо;

- овладеть необходимыми навыками безопасного падения на различных покрытиях (в том числе не только в условиях спортивного зала);

- обучить основам техники самбо, подготовить к разнообразным действиям в ситуациях самозащиты;

- развить физические качества (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости);

- воспитать моральные и волевые качества, способствовать становлению спортивного характера;

- организовать контроль за развитием физических качеств;

- выполнить контрольно-переводные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап.

На учебно-тренировочный этап зачисляются обучающиеся, прошедшие спортивную подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года и выполнившие установленные программой контрольно-переводные нормативы.

Продолжительность одного занятия не должна превышать четырех часов.

Задачи учебно-тренировочного этапа подготовки:

дальнейшее развитие физических качеств и функциональной подготовленности;

- совершенствование технико-тактического арсенала борьбы самбо;

приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов;

- воспитание специальных психических качеств;

- выполнение первого спортивного разряда.

Максимальный возраст учащихся проходящих спортивную подготовку на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе – до 17 лет (включительно).




  1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

 

    1. Режим учебно-тренировочной работы.

В основу комплектования учебных групп положена система многолетней подготовки с учётом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Многолетняя спортивная подготовка – это единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп; оптимальное соотношение процессов обучения, воспитания физических качеств, формирования двигательных умений и навыков; нацеленность на высшее спортивное мастерство; оптимальное соотношение различных сторон подготовленности; неуклонный рост объёма средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постоянно меняется; поступательное увеличение объёма и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок; строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок; одновременное развитие физических качеств на всех этапах и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды наиболее благоприятные для этого.

Максимальный состав определяется с учётом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

Содержание тренировочного процесса определяется тренерским советом в соответствии с учебной программой, определяющей минимум содержания, максимальным объёмом тренировочной работы, требований к уровню подготовленности занимающихся.

Ответственность за создание условий учёбы, тренировки, отдыха обучающихся несут должностные лица спортивной школы.




Период обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальный количественный состав в группе

Оптимальный количественный состав в группе

Максимальный количественный состав в группе

Максимальный объём тренировочной нагрузки в

в неделю /в год

Требования по физической, технической и спортивной подготовки на конец учебного года

Группы начальной подготовки

НП-1

10

8


14-16


30


6 / 312

Выполнение нормативов ОФП

НП-2




6


12-14


24


9 / 468

Выполнение нормативов ОФП,СФП,ТТП

НП-3




6

11-13

22

9 / 468

Выполнение нормативов ОФП,СФП,ТТП

Учебно-тренировочные группы

УТ-1

12

6


10-12


20


12 / 624

Выполнение нормативов ОФП,СФП, ТТП,

2 юн. разяд

УТ-2




6

9-11

20

14 / 728

Выполнение нормативов ОФП,СФП, ТТП

2 ю 50%, 1ю 50%

УТ-3




4


8-10


16


16 / 832

Выполнение нормативов ОФП,СФП, ТТП



УТ-4,5




4


7-9


14


18 / 936

Выполнение нормативов ОФП,СФП, ТТП

1 разряд

1.2.Расписание занятий (тренировок) составляется по представлению тренера преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других организациях, осуществляющих спортивную подготовку.

Продолжительность одного занятия не должна превышать:

- в группах начальной подготовки первого года обучения 2х часов;

- в группах начальной подготовки свыше года и учебно-тренировочных -3х часов;

Основными формами учебно-тренировочной работы являются: групповые занятия, индивидуальные занятия, участие в соревнованиях различного ранга, теоретические занятия, занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора, медико-восстановительные мероприятия, культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах, показательных выступлениях. Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований и могут привлекаться к проведению отдельных частей тренировочных занятий в качестве тренеров.


1.3. Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:

- углубленное медицинское обследование (2 раза в год);

- медицинское обследование перед соревнованиями;

- врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

- санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

- контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Показатели соревновательной деятельности и выполнение нормативов по общей, специальной и технической подготовке в группах НП и УТ фиксируются в рабочей документации тренера-преподавателя (журналы, планы-конспекты занятий).

1.4. Минимальные требования к спортивному инвентарю и оборудованию, а также обеспеченности объектами спорта:

- наличие тренировочного спортивного зала;

- наличие тренажерного зала;

- допускается наличие игрового зала;

- наличие раздевалок, душевых, допускается наличие восстановительного центра;

- наличие медицинского кабинета, оборудованного в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (зарегистрирован Минюстом России 14.09.2010, регистрационный номер № 18428);

- обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения спортивной подготовки;

- обеспечение спортивной экипировкой;

- обеспечение проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;

- обеспечение питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке;

- осуществление медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля, за счет средств, выделяемых организации, осуществляющей спортивную подготовку, на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке либо получаемых по договору об оказании услуг по спортивной подготовке.





    1. Структура годичного цикла

Современное представление о планировании подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют микроциклы, мезоциклы и макроциклы.

Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю.

В спортивных единоборствах по направленности тренировочных воздействий принято выделять шесть блоков построения недельных микроциклов: развивающий физический (РФ); развивающий технический (РТ); контрольный (К); подводящий (П); соревновательный (С) и восстановительный (В).



Мезоцикл – структура средних циклов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практике средний цикл тренировки содержит от двух до шести микроциклов.

Макроцикл тренировки предполагает три последовательных фазы – приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и некоторой утраты спортивной формы. Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.

На этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, так как основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке.

На учебно-тренировочном этапе годичный цикл подготовки включает подготовительный, соревновательный и переходный периоды.


  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Требования к технике безопасности в учебно-тренировочном процессе самбистов.

Самбо, как ни один другой вид спорта, развивает качества такие как координация движений, сила, скорость, выносливость, гибкость и пластика, память, аналитическое мышление, расчетливость действий.

Причины травматизма на занятиях самбо:

Слабая подготовленность тренера к проведению занятий (отсутствие учебной документации, отсутствие постепенности и последовательности в овладении двигательными навыками, индивидуального подхода к занимающимся, особенно к новичкам, сложность и несоответствие их физической и технической подготовленности, отсутствие разминки).

Участие в соревнованиях без достаточной подготовки; нарушение правил соревнований, инструкций, положений, методических указаний.

Неправильная или несвоевременная страховка, незнание и несоблюдение правил самостраховки.

Нарушение правил врачебного контроля выражается в ряде форм:

Допуск тренером к занятиям и судьей к соревнованиям лиц, не прошедших предварительного медицинского обследования, а также освобожденных от занятий; несоблюдение принципа распределения занимающихся по состоянию здоровья, полу, возрасту, степени подготовленности, весовым и разрядным категориям.

Преждевременный допуск к занятиям и соревнованиям после перенесения заболеваний.

Отсутствие периодического медицинского осмотра.

Отсутствие или неправильная врачебная рекомендация; неумение тренера определить у занимающихся наличие симптомов переутомления, перетренированности.

Недостатки в воспитательной работе усиливают возможность травматизма на занятиях и вызваны терпимым отношением тренера к нарушениям дисциплины, грубому отношению занимающихся друг к другу; невыполнением занимающимися указаний и объяснений тренера; применением занимающимися запрещенных приемов, бросков за площадь ковра во время борьбы.

Администрация школы систематически проводит инструктаж по технике безопасности для тренерского состава.

Требования к тренерско-преподавательскому составу в целях обеспечения техники безопасности:

- довести до сведения занимающихся правила внутреннего распорядка на спортивном сооружении;

- ознакомить занимающихся с правилами техники безопасности на спортивном сооружении, в спортивном зале;

- организовать занятия со спортсменами в соответствии с расписанием, разработанным административно-хозяйственным персоналом спортивного сооружения;

- присутствовать при входе занимающихся в зал, а также контролировать уход занимающихся из зала;

- прибыть в спорткомплекс за 30 минут до начала занятий;

- вести учет посещаемости занимающимися учебных занятий и тренировок в журнале соответствующего образца;

- следить за своевременностью предоставления занимающимися медицинских справок, заверенных подписью врача и печатью.

Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях самбо.

Занятия проводятся согласно расписанию.

Все допущенные к занятиям учащиеся должны иметь специальную спортивную форму (одежду, обувь).

Вход занимающихся в зал разрешается только в присутствии тренера.

Занятия по борьбе должны приходить только под руководством тренера или инструктора, назначенного тренером.

При разучивании приемов броски проводить в направлении от центра ковра к краю.

При всех бросках падающий использует приемы самостраховки (группировка и т.д.), он не должен выставлять руки при падениях; за 10-15 минут до начала тренировочной схватки борцы должны проделать интенсивную разминку, особое внимание необходимо обратить на мышцы спины, лучезапястные, голеностопные суставы.

Во время тренировочной схватки по сигналу тренера-преподавателя спортсмены немедленно прекращают борьбу. Спарринг проводится между участниками одинаковой подготовленности и весовой категории (особенно на этапе начальной подготовки).

После окончания занятия организованный выход из зала занимающихся проходит под контролем тренера-преподавателя.

Тренер-преподаватель должен:

Проводить систематическую разъяснительную работу по профилактике травматизма на занятиях; добиваться дисциплины, точного выполнения своих указаний.

Строго контролировать занимающихся во время тренировочных занятий, не допуская случаев выполнения упражнений без своего разрешения.

Немедленно прекращать занятия при применении грубых или запрещенных приемов.

Перед началом занятия провести тщательный осмотр места его проведения, убедиться в исправности спортинвентаря, надежности установки и закрепления оборудования, соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий, инструктировать занимающихся о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений.

Обучать безопасным приемам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения.

По результатам медицинского осмотра знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждого спортсмена, в необходимых случаях обеспечивать страховку; при появлении признаков утомления или при жалобе спортсмена на недомогание и плохое самочувствие спортсмена необходимо немедленно направлять к врачу.

Прекращать занятия или применять меры к охране здоровья занимающихся при резких изменениях погоды: гроза, ливень, град, ураган, резких колебаниях температуры.

Принимать меры против обморожений при занятиях в зимних условиях.

В местах проведения занятий иметь аптечку с необходимыми принадлежностями и медикаментами для оказания первой помощи.

Знать приемы спасания тонущих и способы оказания первой медицинской помощи.

Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки

планируется с учетом возрастных особенностей занимающихся. Разделы программного материала взаимосвязаны друг с другом в процессе многолетней подготовки самбистов. Программный материал может выполняться занимающимися в составе общей группы, индивидуально (работа по заданию тренера-преподавателя отдельно от группы) или самостоятельно (выполнение общеразвивающих или специальных упражнений) в свободное время с учетом рекомендаций тренера-преподавателя.



3. ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ
3.1 Группа начальной подготовки первого года обучения (НП-1).

Борьба в партере.

  1. Удержания с боку.

  2. Удержание поперек.

  3. Удержание со стороны головы.

  4. Удержание верхом

  5. Перевороты скручиванием захватом ноги и руки изнутри.

  6. Перевороты скручиванием захватом ноги и руки снаружи

  7. Перевороты забеганием с ключом, захватом предплечья другой руки из нутрии.

  8. Болевой приём на руку, рычаг локтя через бедро от удержания с боку.

  9. Болевой приём на руку, рычаг через предплечье от удержания поперёк.

  10. Болевой приём на руку, рычаг локтя захватом руки между ног.

  11. Болевой приём на ногу, ущемление ахиллова сухожилия.

Броски в стойке.

  1. Задняя подножка под выставленную ногу

  2. Передняя подножка,

  3. Боковая подсечка

  4. Зацеп изнутри за разноимённую ногу.

  5. Выведение из равновесия рывком.

  6. Бросок захватом ноги за пятку изнутри.

  7. Бросок захватом ноги под колено изнутри.

  8. Бросок захватом двух ног, вынося ноги в стороны и без отрыва от ковра.

  9. Бросок поворотом «через бедро».

  10. Бросок через голову с упором стопой в живот.

Самооборона.

  1. Освобождение от захватов.

  2. Защита от ударов рукой.

  3. Защита от ударов ногой.

Контрольные нормативы по физической подготовке для НП-1

№№

п/п


Наименование упражнений

Мальчики

Девочки

Оценки

5

4

3

5

4

3

1

Челночный бег 3 по 10м ( с)

8,4

8,9

9,4

8,8

9,4

10,0

2

Подтягивание на высокой перекладине, ( кол-во раз)

7

5

4

-

-

-

3

Подтягивание на низкой перекладине, (кол-во раз)

-

-

-

17

14

10

4

Сгибание и разгибание рук в положении лежа ( кол-во раз)

17

13

8

9

7

5

5

Поднимание туловища из положения лежа на спине с фиксированными стопами, (раз)

20

15

10

13

9

6

6

Прыжок в длину с места ( в см.)

2.00

1.75

1.45

1.90

1.65

1.35

Каталог: programmi
programmi -> 2011 год Системы счисления (с с.)
programmi -> Программа профессиональной подготовки команд участников
programmi -> Программа экзамена для поступления в адъюнктуру по специальности 14. 01. 03-болезни уха, горла и носа
programmi -> Рабочая программа по учебному предмету «Цветоведение»
programmi -> История России с древнейших времен до конца XIX века
programmi -> Программа дополнительного образования детей «Музыка детям»
programmi -> Программа профессиональной подготовки команд участников
programmi -> Рабочая программа по математике (базовый уровень) 4 в класс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница