Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов



Дата09.08.2019
Размер173 Kb.
#127094
ТипРабочая программа

МБОУ ЛИЦЕЙ № 3

Рабочая программа
Наименование учебного предмета: химия

Класс: 9А, 9Б, 9Д

Учитель: Каретина Л.В.

Срок реализации программы: 2016-2017 уч.г.

Количество часов по учебному плану:

Всего 68 часов в год, 2 часа в неделю

Воронеж

2016-2017



Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ лицея №3, на основе авторской программы О.С.Габриеляна (Рабочие программы. Химия. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Т.Д.Гамбурцева.-М.: Дрофа, 2012) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс.- М.: Дрофа, 2015г. (ФГОС)

  2. Рабочая тетрадь. 9 класс. Авторы: Габриелян О.С., Сладков С.А.- М.: Дрофа, 2015г

  3. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 класс. Авторы: Габриелян О.С., Яшукова А.В .- М.: Дрофа, 2015г


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами являются следующие умения:

1.осознание роли веществ: - определять роль различных веществ в природе и технике; - объяснять роль веществ в их круговороте.

2.рассмотрение химических процессов: - приводить примеры химических процессов в природе; - находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

3.использование химических знаний в быту: – объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

4.объяснять мир с точки зрения химии: – перечислять отличительные свойства химических веществ; – различать основные химические процессы; - определять основные классы неорганических веществ; - понимать смысл химических терминов.

5.овладение основами методов познания, характерных для естественных наук: - характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы; - проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

6.умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе: - использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов; – различать опасные и безопасные вещества.

7.давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;

8. описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

9. описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

10. классифицировать изученные объекты и явления;

11. делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

12. структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

13. моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;

14. анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

15. проводить химический эксперимент;

16. оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Личностными результатами изучения химии являются следующие умения:

Учащийся должен:



знать и понимать:

  1. основные исторические события, связанные с развитием химии и общества;

  2. достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии;

  3. основные принципы и правила отношения к природе;

  4. основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  5. правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ;

  6. основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;

  7. социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией;

испытывать:

  1. чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире;

  2. любовь к природе;

  3. уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) — уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников;

  4. чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с миром веществ и их превращений;

  5. самоуважение и эмоционально- положительное отношение к себе;

признавать:

  1. ценность здоровья (своего и других людей);

  2. необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;

осознавать:

  1. готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты;

  2. готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;

проявлять:

  1. экологическое сознание;

  2. доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  3. обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций;

  4. целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;

  5. убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;

уметь:

  1. устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами);

  2. выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии;

  3. выполнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов;

  4. строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  5. осознавать собственные ценности и соответствие их принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

  6. выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами;

  7. в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.



Содержание учебного предмета

Тема 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты. Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1— 3-го периодов. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

Тема 2. Металлы

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 . Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 16. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 17. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 18. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Практикум 1. Свойства металлов и их соединений

1. Осуществление цепочки химических превращений.

3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов.

Тема 3. Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл». Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 19. Получение и распознавание водорода. 20. Исследование поверхностного натяжения воды. 21.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 22. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 23. Изготовление гипсового отпечатка. 24. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 25. Ознакомление с составом минеральной воды. 26. Качественная реакция на галогенид-ионы. 27. Получение и распознавание кислорода. 28. Горение серы на воздухе и в кислороде. 29.Свойства разбавленной серной кислоты. 30. Изучение свойств аммиака. 31. Распознавание солей аммония. 32. Свойства разбавленной азотной кислоты. 33. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 34. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 35. Распознавание фосфатов. 36. Горение угля в кислороде. 37. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 38. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 39. Разложение гидрокарбоната натрия. 40. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.

Практикум 2. Свойства соединений неметаллов

4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

5. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»

6. Получение, собирание и распознавание газов

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительного процесса.

Тематическое планирование







Название темы

Количество часов

1

Общая характеристика химических элементов и химических реакций

10

2

Металлы

14




Практикум 1 «Свойства металлов и их соединений»

2

3

Неметаллы

25




Практикум 2 «Свойства соединений неметаллов»

3

4

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)

10




Резервное время

4







68

Календарно-тематическое планирование




№ урока

Тема урока

Дата

по плану

фактически

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ







2

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ







3

Амфотерные оксиды и гидроксиды. Л/опыт №1







4

ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Л/опыт №2







5

Химическая организация природы







6

Классификация химических реакций. Л/опыт №3







7

Понятие о скорости химической реакции. Л/опыты №4-8







8

Катализаторы. Л/опыты №9-11







9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. ПЗ и ПСХЭ»







10

Контрольная работа №1 по теме «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. ПЗ и ПСХЭ»







11

Положение элементов-металлов В ПСХЭ. Физические свойства металлов. Сплавы







12

Химические свойства металлов. Л/ опыт №12







13

Металлы в природе. Общие способы их получения. Л/опыт №13







14

Понятие о коррозии металлов







15

Общая характеристика элементов IА группы. Соединения щелочных металлов







16

Общая характеристика элементов IА группы. Соединения щелочных металлов. Л/опыт №14







17

Щелочноземельные металлы. Соединения щелочноземельных металлов.







18

Щелочноземельные металлы. Соединения щелочноземельных металлов. Л/опыт №15







19

Алюминий и его соединения







20

Алюминий и его соединения. Л/опыт №16







21

Железо и его соединения. Л/опыт №17







22

Железо и его соединения. Л/опыт №18







23

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений







24

Практическая работа №3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов







25

Обобщение знаний по теме «Металлы»







26

Контрольная работа №2 по теме «Металлы»







27

Общая характеристика неметаллов







28

Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения







29

Водород. Л/опыт №19







30

Вода. Л/опыты №20-25







31

Галогены







32

Соединения галогенов. Л/опыт № 26







33

Кислород. Л/опыт №27







34

Сера, ее физические и химические свойства. Л/опыт №28







35

Соединения серы







36

Серная кислота как электролит и ее соли. Л/опыт №29







37

Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты







38

Практическая работа №4 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»







39

Азот и его свойства







40

Аммиак и его свойства. Л/опыт №30







41

Соли аммония. Л/опыт №31







42

Оксиды азота. Азотная кислота как электролит, ее применение. Л/опыт №32







43

Азотная кислота как окислитель, ее получение. Л/опыт №33







44

Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях. Л/опыты №34, 35







45

Углерод Л/опыт №36







46

Оксиды углерода







47

Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды. Л/опыты №37-39







48

Кремний







49

Соединения кремния. Л/опыт №40







50

Силикатная промышленность







51

Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»







52

Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»







53

Обобщение по теме «Неметаллы»







54

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»







55

Обобщение знаний по теме «ПЗ и ПСХЭ в свете теории строения атома»







56

Обобщение знаний по теме «ПЗ и ПСХЭ в свете теории строения атома»







57

Обобщение знаний по теме «Виды химических связей и типы кристаллических решеток»







58

Обобщение знаний по теме «Классификация химических реакций. Скорость химических реакций»







59

Обобщение знаний по теме «Диссоциация электролитов в растворах. Ионные уравнения реакций»







60

Обобщение знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции»







61

Обобщение знаний по теме «Классификация и свойства неорганических веществ»







62

Обобщение знаний по теме «Классификация и свойства неорганических веществ»







63

Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии







64

Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии







65

Резервное время







66

Резервное время







67

Резервное время







68

Резервное время









Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница