Программа по велоспорту-шоссе разработчик программы: Тренер



Скачать 102.58 Kb.
страница1/3
Дата09.08.2019
Размер102.58 Kb.
#128093
ТипПрограмма
  1   2   3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 4

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ВЕЛОСПОРТУ-ШОССЕ


Разработчик программы:

Тренер-преподаватель высшей категории

Карамышев В.И.

Срок реализации программы: 10 лет

г.Тюмень,2014

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



1. Пояснительная записка

3

2. Учебный план

5

2.1. Задачи и преимущественная направленность тренировочного процесса

6

3. Методическая часть

11

3.1. Планирование тренировочной работы спортивной школе

11

3.2. План-график годичного цикла подготовки

13

3.3.Организационно-методические рекомендации к постарению этапов многолетней подготовки

15

3.4. Педагогический и врачебный контроль

27

3.5. Техническая подготовка

29

3.6. Воспитательная работа и психологическая подготовка

34

3.7. Восстановительные средства и мероприятия

38

3.8. Инструкторская и судейская практика

40

4. Система контроля и зачетные требования

42

5. Перечень информационного обеспечения

48


I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе теория и методика юношеского спорта развивается стремительными темпами, постоянно пополняясь новыми научными данными и приобретая всё большее практическое значение. Высокий уровень результатов в современном велоспорте предъявляет особые требования ко всем аспектам подготовки спортсменов. Для дальнейшего совершенствования мастерства гонщиков требуется решение ряда научных и методических задач.

Многие вопросы теории и методики юношеского спорта решены на современном уровне. Вместе с тем, учитывая современные тенденции спорта, в котором особая роль отводится эффективности тренировочного процесса, можно говорить о необходимости экспериментального обоснования системы многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов. В этой связи большое значение имеет разработка программного обеспечения спортивного резерва на всех этапах подготовки.

Предпрофессиональные программы по видам спорта являются основным документом по организации и проведению тренировочного процесса в спортивных школах. Однако теоретический анализ программно-методического обеспечения в СДЮСШОР показал отсутствие современных программ по многим видам спорта, в том числе и в велосипедном, что не может, не отразится в будущем на качестве подготовки юных спортсменов. Изменение данной ситуации многие авторы (Захаров А.А., Медведев А.И., Никитушкин В.Н) видят в улучшении организационной структуры многолетней подготовки на всех её этапах путём создания и реализации образовательных программ, отвечающим современным требованиям, что поможет оптимизировать тренировку юных спортсменов в многолетних и годичных циклах.

Таким образом, выявленные противоречия между теорией оптимизации эффективности процесса многолетней подготовки с одной стороны и практическими способами реализации её определили проблему поиска действенных способов управления тренировочным процессом, в связи с чем возникла острая необходимость в разработке специальной учебно-спортивной программы по велосипедному спорту с учётом системы перспективного планирования многолетней подготовки квалифицированных велосипедистов.

Данная программа составлена на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ с учётом передового, многолетнего опыта работы по подготовке квалифицированных спортсменов и результатов исследований, анализа научно-методической литературы, опросов тренеров и специалистов.

Предпрофессиональная программа содержит обширный фактический материал, который характеризует основное содержание и методику тренировки спортсменов различного возраста, квалификации и пола, носит ярко выраженный прикладной характер, ориентирует тренеров на глубокие знания методических основ спортивной тренировки.

Весь материал в программе излагается по следующим группам: группам начальной подготовки, учебно-тренировочным группам, группам спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, что позволяет использовать в тренировочном процессе единое направление от групп начальной подготовки до групп спортивного совершенствования.

Программа рассчитана на 10 лет, основной идеей которой является обучение езде на велосипеде детей в возрасте 10 лет и подготовка из числа одарённых воспитанников высококвалифицированных спортсменов.

Пердпрофессиональная программа подготовки спортсменов включает в себя нормативную и методическую часть, и содержит учебный материал по основным видам подготовки, распределение его по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объёмы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование результатов по годам обучения; организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; практические материалы и методические рекомендации по проведению тренировочных занятий.



II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план относится к документу перспективного планирования и определяет основное направление подготовки спортсменов, продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Является необходимым документом для составления оптимального плана тренировки.

В учебном плане должен учитываться режим тренировочной работы в неделю с расчётом на 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительные 6 недель для тренировки в спортивно – оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.

Учебный план для всех годов обучения



№ п/п

Разделы подготовки

Группы

НП-1

НП-2

НП-3

ТГ-1

ТГ-2

ТГ-3

ТГ-4

ТГ-5

СС-1

СС-2

1

Теоретическая подготовка

6

6

6

8

10

12

12

10

10

8

2

Общая физическая подготовка (ОФП)

150

156

156

150

162

178

180

180

180

120

3

техническая и тактическая подготовка

70

128

128

198

278

344

394

475

540

688

4

Психическая подготовка

20

28

28

38

40

44

46

48

48

46

5

Соревновательная подготовка

16

24

24

36

38

48

72

89

128

148

6

Педагогический и врачебный контроль (включая самоконтроль)

26

40

40

42

46

50

64

70

64

64

7

Техническое обслуживание велосипедов

20

32

32

36

38

40

52

52

68

68

8

Приемные и переводные испытания

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

9

Инструкторская и судейская практика










10

10

10

10

10







Всего часов в год

312

416

416

520

624

728

832

936

1040

1144

С увеличением общего объёма часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки. Из года в год повышается удельный вес нагрузок на спортивно – техническую, специальную физическую, технико-тактическую подготовку. Постепенно уменьшается объём нагрузок, направленных на ОФП.

2.1.ЗАДАЧИ И ПРЕИМУЩЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения необходимо осуществлять в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки:

1. Этап начальной подготовки.

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра.

Направленность этапа начальной (предварительной) подготовки:


  • укрепление здоровья, улучшение физического развития

  • овладение основами техники выполнения упражнений

  • приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта

  • выявление задатков и способностей детей

  • привитие стойкого интереса к занятиям спортом

  • воспитание черт спортивного характера

Основные задачи этапа начальной подготовки по велоспорту:

1 год обучения



  • начальное обучение велоспорту

  • общефизическая подготовка

  • теоретическая подготовка

  • изучение техники индивидуальной гонки на шоссе

  • сдача зачётов по теоретической подготовке

  • участие в соревнованиях на шоссе в индивидуальной гонке

  1. Тренировочный этап.

Формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приёмные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Направленность этапа начальной спортивной специализации (до 2-х лет обучения):

  • повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности

  • овладение основами техники

  • приобретение соревновательного опыта путём участия в соревнованиях по различным видам спорта

  • уточнение спортивной специализации.

Основные задачи этапа подготовки по велоспорту:

1 год обучения



  • повышение уровня общей и специальной физической подготовке

  • изучение техники и тактики езды в индивидуальных, командных и групповых гонках на шоссе

  • изучение техники и тактики езды по кроссу

  • теоретическая подготовка

  • сдача зачётов по ОФП, теоретической и практической подготовки

  • участие в соревнованиях с целью выполнения норм 3 разряда

2 -3 год обучения

  • повышение уровня общей и специальной физической подготовки

  • изучение особенности техники и тактики езды в гонке-критериум

  • сдача зачётов по ОФП, теоретической и практической подготовке

  • выполнение норм 2 разряда

  • судейство соревнований по велоспорту

Направленность этапа углубленной тренировки (свыше 2-х лет обучения):

  • совершенствование техники

  • развитие специальных физических качеств

  • повышение уровня функциональной подготовленности

  • накопление соревновательного опыта

Основные задачи этапа подготовки по велоспорту:

3 год обучения



  • повышения уровня специальной физической подготовки, технического и тактического мастерства

  • сдача зачётов по ОФП, теоретической и практической подготовке

  • подтверждение нормы 2 разряда

  • судейство соревнований по велоспорту

4 год обучения

  • дальнейшее повышение уровня специальной физической подготовки, технического и тактического мастерства

  • выполнение норм 1 разряда

  • сдача зачётов по ОФП, теоретической и практической подготовке

  • судейство соревнований по велоспорту и велокроссу

5 год обучения

  • дальнейшее повышение уровня специальной физической подготовки, технического и тактического мастерства

  • выполнение норм КМС

  • сдача зачётов по ОФП, теоретической и практической подготовке

  • получение звания спортсмен-инструктор

  • судейство соревнований по велоспорту и велокроссу

  1. Этап спортивного совершенствования.

Формируется из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

Направленность этапа спортивного совершенствования:

  • совершенствование техники

  • развитие специальных физических качеств

  • освоение повышенных тренировочных нагрузок

  • достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов (выполнение нормативов КМС и МС)

  • дальнейшее приобретение соревновательного опыта

Основные задачи этапа подготовки по велоспорту:

1 год обучения



  • дальнейшее повышение уровня специальной физической подготовки, технического и тактического мастерства

  • подтверждение норм КМС

  • сдача зачётов по ОФП, теоретической и практической подготовке

  • судейство соревнований по велоспорту и велокроссу

2 год обучения

  • дальнейшее повышение уровня специальной физической подготовки, технического и тактического мастерства

  • выполнение норм Мастера спорта

  • сдача зачётов по ОФП, теоретической и практической подготовке

  • судейство соревнований по велоспорту и велокроссу

  • дальнейшее повышение уровня специальной физической подготовки, технического и тактического мастерства


III.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Цель работы спортивной школы:

- воспитание здорового, гармонически развитого члена нашего общества

- воспитание членов сборной команды РФ

В процессе тренировочной деятельности по подготовке велосипедистов необходимо добиваться решения следующих задач:

1. Формирование устойчивого интереса к активным занятиям спортом

2. Укрепление здоровья детей и пропаганда здорового образа жизни

3. Совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма

4. Воспитание моральных, нравственных и волевых качеств.

5. Освоение техники и тактики велосипедного спорта

6. Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности

7. Воспитание из спортсменов членов сборных команд области, региона, РФ

Тренировочные занятия содержат следующие направления:



  • езду на велосипеде по шоссе

  • езду на велосипеде по пересечённой местности

  • упражнения на велотренажёрах

  • упражнения на тренажёрах различной направленности

  • легкоатлетический кросс

  • спортивные игры

  • подвижные игры

  • езду на лыжах

  • упражнения на велотренажёрах

  • упражнения на силовых тренажёрах

  • гимнастические упражнения;

а также получение теоретических знаний: изучение техники и тактики велосипедного спорта, истории спорта, теории и методики физического воспитания, гигиены и т.д.

Занятия велосипедным спортом проводятся круглогодично как на свежем воздухе, так и на велосипедных базах.

Основные формы учебной работы:

• групповые теоретические и практические занятия в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы, по расписанию, утверждённому директором школы

• индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов

• тренировочные занятия, проводимые на учебно-тренировочных сборах и спортивных лагерях

• инструкторская и судейская практика.

Успешная организация и планирование учебно-тренировочного процесса в СДЮСШОР включает ведение тренерами-преподавателями следующих документов:

1. Ежегодные планы комплектования отделения и учебных групп

2. Перспективные планы работы учебных групп и индивидуальные для спортсменов старших разрядов

3. Годовые графики расчёта учебных часов по периодам годового плана для различных групп занимающихся

4. Годовой план тренировок для каждой учебной группы

5. Рабочие поурочные планы занятий для каждой группы

6. Индивидуальные тренировочные планы для спортсменов старших разрядов

7. Журнал учёта групповых занятий

8. Календарный план спортивно-массовых мероприятий

9. Личные карточки спортсменов

10. Дневники самоконтроля, которые ведут спортсмены под контролем тренера.

3.2. ПЛАН-ГРАФИК ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ

План – график является организационно – методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год. В нём раскрывается последовательность прохождения материала по периодам и месяцам, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

Основное значение составления плана – графика – в комплексном планировании основных количественных и качественных показателей организации и содержания учебно-тренировочного процесса, средств и методов контроля и восстановления. План – график должен представлять собой конкретно выраженную и чётко просматриваемую организационно – методическую концепцию построения тренировки.

При определении степени дозировки нагрузки тренеру необходимо помнить, что нагрузки могут быть различными. Максимальные тренировочные нагрузки гонщик получает в тех случаях, когда он должен преодолеть 90-100% дистанции с максимальной интенсивностью. Большими тренировочными нагрузками принято называть такие, при которых гонщик проходит 70-80 % дистанции с максимальной интенсивностью. Под «средними» следует понимать прохождение 40-50 % дистанции с максимальной интенсивностью. Малые характеризуются прохождением с максимальной интенсивностью 20-30 % дистанции.

Для классификации степени усилий употребляется пятибалльная система. В ней балл соответствует самому малому усилию, равному примерно 20-30 % от возможных усилий велосипедиста; два балла выражают степень усилий, при которой гонщик затрачивает 30-40 % возможных усилий; три балла – средняя степень усилий, составляющая 55-60 %; четыре балла – большая степень усилия, требующая затраты 75-80 % возможных усилий; пять баллов – максимальные 100 % усилия.

При составлении плана – графика необходимо учитывать сроки проведения соревнований в календаре спортивно – массовых мероприятий, который в свою очередь составляется на основе календаря федерации велоспорта России. В настоящее время большинство специалистов рассматривают соревнования не только как предмет целевой деятельности спортсмена, но и как мощный фактор подготовки, в значительной степени обеспечивающий эффективность процесса совершенствования спортивного мастерства.



Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле количество соревнований:

Виды соревнований

Этапы подготовки

НП

ТГ

СС

До 1 г

Св 1г

До 2 лет

Св 2 лет

До 1 г

Св 1 г

Контрольные

8

8

15

25

46

55

Отборочные




3

6

8

10

12

Основные




1

2

2

3

3

Главные







1

1

1

1

Итого:

8

12

20-25

35-55

65

70-75

Этапы многолетней тренировки и основные соревнования

Этапы тренировки

Основные соревнования


Начальной подготовки

Первенство СДЮСШОР по общей физической подготовке /январь/

Первенство СДЮСШОР среди младших школьников в гонках на шоссе / июнь – июль/

Первенство СДЮСШОР по велокроссу / сентябрь/

Тренировочный этап

Первенство СДЮСШОР по общей физической подготовке / январь/

Первенство России в гонках на шоссе / олимпийские виды, многодневная гонка, критериум / - июнь - август

Этап спортивного совершенствования

Первенство России в гонках на шоссе – рейтинговые гонки /апрель – сентябрь/

3.3.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Тренировочный процесс каждого года обучения условно делится на 3 периода: подготовительный, соревновательный и переходный:

• Ноябрь - апрель – подготовительный

• Май – сентябрь – соревновательный

• Октябрь - ноябрь – переходный

• Ноябрь - апрель – подготовительный

• Май – сентябрь – соревновательный

Подготовительный период условно делятся на 2 этапа:

• этап предварительной подготовки (общеподготовительный этап)

• этап специализированной – предсоревновательной подготовки и приобретения спортивной формы (специально - подготовительный этап).

Основные задачи общеподготовительного этапа:

• повышение уровня всесторонней физической подготовленности спортсменов

• развитие и совершенствование физических качеств

• совершенствование техники педалирования и езды на велосипеде в зимних условиях

На этапе специальной подготовки основной задачей является повышение функциональных возможностей организма, развитие специальных физических качеств, необходимых велосипедисту.

Тренировочные занятия подготовительного периода направлены на создание базы для достижения высоких спортивных результатов для определённой группы занимающихся. Особое внимание уделяется совершенствованию общей и специальной подготовленности, укреплению здоровья и повышению спортивной работоспособности.

Длительность подготовительного периода 5-7 месяцев и зависит от стажа занятий, квалификации и особенно генетически обусловленных двигательных функций спортсменов. Зависимость выражается в том, что велосипедисты высокого класса с большим стажем занятий более быстро адаптируются к большим объёмам нагрузок, выполненными в подготовительном периоде.

Наиболее общим критерием оптимальности структуры служит спортивный результат, достигаемый в конце подготовительного периода, он должен быть выше, чем в предыдущем сезоне. Если спортсмен в течение соревновательного периода не улучшает свои результаты, показанные в начале, то это часто свидетельствует о том, что на втором этапе подготовительного периода была излишне стремительно повышена интенсивность работы, а общий объём нагрузки в конце периода был чрезмерно сокращён.

В соревновательном периоде основное внимание уделяется совершенствованию технической и тактической подготовленности спортсменов, повышению уровня их тренированности и дальнейшему совершенствованию спортивной формы. Соревновательный период, в зависимости от календарного плана участия в соревнованиях, может состоять из этапа предварительных соревнований (ранних стартов) и этапа участия спортсменов в наиболее ответственных соревнованиях года. Длительность периода 4-5 месяцев.

В переходном периоде главное внимание уделяется активному отдыху, укреплению здоровья, общей физической подготовке и переключению на занятия упражнениями из других видов спорта. Длительность переходного периода 1-1,5 месяца.

С ростом квалификации спортсменов продолжительность всех периодов может изменяться.



Скачать 102.58 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница