«Утверждаю»
Директор МАОУ «СОШ № 16»
___________ Парфилова Н.В.
«__»__________2011г.
ПРОГРАММА подготовки по плаванию для начальных классов МАОУ «СОШ № 16» г. Альметьевска. РТ 2011 – 2012 учебный год Тренер Загидов Ш.Ш.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Допущено Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту
Программа подготовлена авторским коллективом кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в составе:
-
А.А. Кашкин, профессор, доктор педагогических наук;
-
О.И. Попов, профессор, доктор педагогических наук;
-
В.В. Смирнов, доцент, кандидат педагогических наук;
-
Рецензент: Т.М. Абсалямов, профессор, доктор педагогических наук.
ЛИТЕРАТУРА
-
Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
-
Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1999.
-
Викулов А.Д. Плавание. - М.: Владос-пресс, 2003.
-
Волков Н.И., Олейников В.И. Биологически активные пищевые добавки в специализированном питании спортсменов.
-
- М.: Спортакадемпресс, 2001.-80 с.
-
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
-
Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. - М.:Физкультура и-спорт, 1981.
-
Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Высшая школа, 1980.
-
Дубровский В.И. Гигиенический массаж и русская баня. - М.: Шаг, 1993.
-
Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. - М.: Владос, 2002.
-
Золотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте. - Киев.: Здоро-в'я, 1990.
-
Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
-
Макаренко Л.П. Юный пловец. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
-
Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования / Под ред. Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой. - М.: ФиС, 1983.
-
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ /Составители: В.Г. Бауэр, Е.П. Гончарова, В.Н. Панкратова. - М.: 1995.
-
Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
-
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М.: Астрель, 2003.
-
Плавание. Программа для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ) / Под ред. Л.П. Макаренко и Т.М. Абсалямова. - М., 1977.
-
Плавание. Поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / Под общ. ред. Л.П. Макаренко. - М., 1983.
-
Плавание. Методические рекомендации (учебная программа) для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. А.В. Козлова. - М., 1993.
-
Плавание: Учебник / Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2000.
-
Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред Н.Ж. Булгаковой. -М., Физкультура и спорт, 2001.
-
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997.
-
Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (СДЮШОР). -М.: Советский спорт, 1987.
-
Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР).
-
Система подготовки спортивного резерва / Под. ред. В.Г. Никитушкина. -М., 1993.
-
Талаче Ежи. Энциклопедия физических упражнений. -М.: Физкультура и спорт, 1998.
-
Уильямс М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки. - Киев: Олимпийская литература, 1997.
Программа по плаванию для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) по плаванию разработана в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года, нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ (Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. - М., 1995.), и Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ (Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 "Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР)".
Настоящая программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных (УТ) группах, группах спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), которые организуются в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Кроме того, программа может быть использована для работы с пловцами в спортивных клубах, училищах олимпийского резерва (УОР) и коллективах физической культуры.
Правовые вопросы данной программы регламентируются различными законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные положения Гражданского кодекса РФ (ГК), закона "О физической культуре и спорте в РФ" № 80-ФЗ, закона "Об образовании", закона "Об общественных организациях".
Настоящая программа по плаванию реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в ст. 2 № 80-ФЗ:
-
o непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
-
учета интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;
-
признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
-
создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций.
Программу можно рассматривать как нормативную основу подготовки спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации, осуществляемой в соответствии с уставами физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, спортивных клубов и коллективов физической культуры (п. 5 ст. 8 № 80-ФЗ).
Создание и функционирование спортивных школ в виде учреждений дополнительного образования регламентируется в соответствии с ФЗ № 3266-1 от 17.07.92 г. "Об образовании".
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режимы учебно-тренировочной работы, основные требования по физической, технической и спортивной подготовке, условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки.
В методической части настоящей программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных (благоприятных) фаз возрастного развития физических качеств. Представлены типовые учебные планы по годам подготовки, схемы построения годичных циклов, приводятся допустимые тренировочные нагрузки и методические рекомендации по планированию тренировочного процесса. Для каждого этапа многолетней подготовки рекомендуются основные тренировочные средства. Описаны средства и методы педагогического и врачебного контроля, основной материал по теоретической подготовке, воспитательной работе и психологической подготовке, инструкторской и судейской практике. Дана классификация основных восстановительных средств и мероприятий.
Нормативные показатели деятельности спортивных школ и методические рекомендации разработаны с учетом предыдущих программ для спортивных школ по плаванию [1977 г., 1983 г., 1993 г.] и являются итогом многолетних наблюдений за учащимися детско-юношеских спортивных школ, анализа отечественных и зарубежных систем многолетней подготовки спортсменов.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Спортивная школа создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органом местного самоуправления в заявительном порядке. Права на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке лицензии (разрешения).
Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления физической культурой. Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих звание "Мастер спорта" или занявших 1-6 места на первенствах, чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских играх.
Основные цели спортивной школы:
-
формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
-
профессиональное самоопределение;
-
укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
-
достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.
Задачи деятельности спортивных школ различаются в зависимости от этапа подготовки. Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения нормативных показателей по общей, специальной физической и спортивно-технической подготовке. При невыполнении нормативов учащиеся могут пройти обучение повторно, но не более одного раза на данном году обучения.
Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП).
К спортивно-оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В группах СОП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.
Основные задачи подготовки:
-
укрепление здоровья и закаливание;
-
устранение недостатков физического развития;
-
овладение жизненно необходимым навыком плавания;
-
обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;
-
развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);
-
формирование устойчивого интереса, мотивации к занятием плаванием и к здоровому образу жизни;
-
воспитание морально-этических и волевых качеств.
Этап начальной подготовки (НП). На этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих заниматься превышает план комплектования, тренерский совет спортивной школы может принять решение о спортивной ориентации детей на занятия плаванием в группах НП либо СОП на основе комплексной оценки соответствия двигательных способностей, мотивации и особенностей телосложения требованиям плавания. Продолжительность этапа 2-3 года. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Основные задачи подготовки:
-
улучшение состояния здоровья и закаливание;
-
устранение недостатков физического развития;
-
привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятием плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;
-
овладение жизненно необходимых навыков плавания;
-
обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;
-
приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
-
воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
-
поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и
-
двигательной одаренности.
-
-
2. КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ
-
Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения в спортивной школе. Состав нормативов изменяется в зависимости от этапа обучения. Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом контролирующий характер, тогда как для групп начального обучения, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования выполнение нормативов является, кроме того, и важнейшим критерием для перевода занимающихся на следующий этап многолетней спортивной тренировки.
-
В спортивно-оздоровительных группах возраст занимающихся - от 6 до 17 дет, в них могут заниматься как начинающие, так и спортсмены, прошедшие подготовку на других этапах. Поэтому нормативы, представленные в табл. 2, являются ориентировочными исходными величинами. Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.
-
-
Таблица 1
-
НОРМАТИВЫ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП
-
Контрольные упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
Общая физическая подготовка
|
Челночный бег 3 х 10 м; с
|
9,5
|
10
|
Бросок набивного мяча 1 кг; м
|
3,8
|
3,3
|
Наклон вперед с возвышения
|
+
|
+
|
Выкрут прямых рук вперед-назад
|
+
|
+
|
Кистевая динамометрия
|
+
|
+
|
Прыжок в длину с места
|
+
|
+
|
Техническая подготовка
|
Длина скольжения
|
6 м
|
6 м
|
Техника плавания всеми способами:
|
|
|
а) с помощью одних ног
|
+
|
+
|
б) в полной координации
|
+
|
+
|
Выполнение стартов и поворотов
|
+
|
+
|
Проплывание дистанции 100 м избранным способом
|
+
|
+
| -
-
Примечание: + норматив считается выполненным при улучшении показателей.
-
Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной подготовки являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Примерные контрольные требования на первом году занятий представлены в табл. 3.
-
Нормативы для групп 2-го года обучения являются приемными для зачисления в учебно-тренировочные группы (табл. 4). Зачисление в учебно-тренировочные группы проводится на конкурсной основе по результатам контрольных испытаний, причем наиболее важными являются нормативы по технической подготовке.
-
Критериями оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы.
-
Таблица 2
-
-
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
-
Контрольные упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
Общая физическая подготовка
|
Бросок набивного мяча 1 кг; м
|
3,8
|
3,3
|
Наклон вперед стоя на возвышении
|
+
|
+
|
Выкрут прямых рук вперед- назад
|
+
|
+
|
Челночный бег 3 х 10 м; с
|
10,0
|
10,5
|
Техническая и плавательная подготовка
|
Длина скольжения; м
|
6
|
6
|
Оценка техники плавания всеми способами, баллы:
|
|
|
а) 25 м с помощью одних ног
|
+
|
+
|
б) 25 м в полной координации
|
+
|
+
|
Проплывание дистанции 200 м
|
Проплыть всю дистанцию технически правильно
|
Интегральная экспертная оценка
|
Сумма баллов
| -
Примечание: + норматив считается выполненным при улучшении показателей.
Поделитесь с Вашими друзьями: |