Программа профессиональной пробы профессии: изготовитель художественных изделий из дерева Тамбов, 2015



Скачать 202.77 Kb.
Дата09.08.2018
Размер202.77 Kb.
#43299
ТипПрограмма

Тамбовское областное государственное автономное профециональное образовательное учреждение

«Техникум отраслевых технологий»




ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

профессии: изготовитель художественных изделий из дерева

Тамбов, 2015

Программа разработана в соответствии с "Методическими рекомендациями по разработке и содержанию модульных программ профессиональных проб по профессиям и специальностям образовательно-производственных кластеров"

Организация-разработчик:

ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»

Разработчик:

Белякова Ирина Николаевна, мастер производственного обучение: ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»

СОГЛАСОВАНО





Содержание

  1. Общая характеристика профессии.

  2. Паспорт программы профессиональной пробы.

  3. Структура и содержание пробы.

    1. Учебный план и дидактическое обеспечение занятий профессиональной пробы.

    2. Содержание практических занятий.

  4. Учебно-методическое и информационное обеспечение.

Глоссарий.

Приложения.



1.Общая характеристика профессии « изготовитель художественных изделий из дерева»

Область профессиональной деятельности: - Выполнение комплекса работ по художественной обработке дерева, бересты и осуществление технологических операций по созданию художественных изделий из них различной степени сложности, назначения и области применения

Объекты профессиональной деятельности:
  • деревянная архитектура малых форм,

  • отделка интерьеров,

  • мебель,

  • бытовые предметы,

  • декоративные изделия,


  • сувениры и игрушки

Виды профессиональной деятельности и соответствующие им профессиональные

компетенции:


    • Подбор материала по внешним признакам, качества и цветовой гаммы

    • Применение правил композиции при художественной обработке и изготовлении изделий из дерева

    • Выбор способов и приемов декорирования изделий из бересты

    • Подбор материала, зачистка, обработка

    • Нанесение рисунка на заготовку

    • Подготовка деталей к сборке и склеиванию

    • Распознавание видов декоративно-прикладного искусства и традиционных особенностей изделий из бересты и дерева

    • Выполнение операции ручной обработки бересты, дерева

    • Изготовление вручную художественных изделий из бересты разных форм (овальных, цилиндрических и др.) в сочетании с деревом.

    • Плетение изделий из бересты

    • Выполнение резьбы с помощью специальных инструментов

    • Шлифовка и грунтовка изделия

    • Покрытие изделия отделочным материалам
    Реставрация художественных изделий из дерева

Изготовитель художественных изделий из дерева, выжигальщик по дереву

Изготовитель художественных изделий из дерева - по собственным композициям производит сувениры, игрушки, декоративные панно, шкатулки, предметы мебели и др. Подбирает бересту и древесину с учетом текстуры, рисунка. При обработке поверхностей применяет различные виды резьбы, фанеровку, шлифовку, полировку, тонировку красителями. Работает, как правило, за столом или верстаком. В работе использует вспомогательные материалы - фанеру, дерево, бересту. При помощи ручных и электрифицированных инструментов осуществляет полировку изделий, проводит монтаж изделий.

Составляет орнаментальные композиции по собственным или готовым эскизам с применением плотного тиснения или резьбы.

Использует различные виды и приемы оформления бересты и резьбы вручную или с помощью несложных инструментов. Заготавливает сырье и материал для работы, обеспечивает сочетание потребительских и художественных характеристик изделий. Применяет различные способы и приемы выжигания по дереву рисунков разной степени сложности, применяя оборудование, аппараты и приспособления для выжигания.

Каждый народ имеет свои традиции в искусстве, обусловленные духовной жизнью и психологией. Самобытным почерком владеет русское народное творчество, которое внимательно к художественной форме и чутко к красоте. Основанное на переживаниях возвышенных и прекрасных категорий, оно обладает большой преображающей силой, способностью очищать душу, делать её лучше. Это хорошо чувствовали наши предки, создавая собственными руками и украшая быт высокохудожественными и декоративными предметами. Ф.И.Буслаев, заложивший основы изучения русского языка, фольклора, истории быта, писал: «…как только исчезает почтительность к идеалам и заветам предков; как только сам народ позволяет без уважения относиться к собственной культуре, к национальным святыням, к сохранителю нации - родному языку», ему грозит опасность утраты своей идентичности, единства самосознания, что ведёт к исчезновению его как общности.

Историю русского декоративно-прикладного искусства невозможно отделить и от истории ремёсел, ведь всякий мастер декоративного искусства, прежде всего ремесленник. Изделия из бересты – от незамысловатых глубоких туесков до ювелирных кружевных шкатулок, декоративных подносов, прорезных картин, декоративных игрушек, панно изготавливают мастера Тамбова, Рассказова, Селезней Тамбовского района. Мир художественных образов, созданных русскими мастерами, обладает высокой эстетической ценностью, и в нём воплощаются в причудливой форме языческие и христианские мотивы в сочетании с местными мотивами и сюжетами.

Деревянные поделки – от незамысловатых до ювелирной тонкости кружевных картин, шкатулок - простодушны и теплы, выполненные нашими мастерами не только украшают, но и согревают душу человека. Дерево, береста, продолжают излучать энергию живого дерева, пропитанную ласковым среднерусским солнцем, душистым лесным ветерком и птичьим звоном.

Тип и класс профессии.

Профессия изготовитель художественных изделий из дерева, относится к типу: «Человек - художественный образ», по характеру труда является профессией творческого класса. Поскольку она связана с работой по эскизу и трафарету. Сопутствующий тип профессии:

Профессия изготовитель художественных изделий из дерева относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил и нормативов, стандартов.

Содержание деятельности

Изготовление из бересты и дерева художественных изделий-сувениров, декоративных панно, предметов интерьера и др.

Подборка бересты по цвету, текстуре и рисунку, эскизу.

Изготовление художественных изделий по собственным композициям.

Подбор материала для изделий, обработка заготовок, склеивание деталей, сборка изделия.

Оформление поверхности изделий различными видами резьбы, выжигания, шлифованием, тонировкой красителями, полированием и аппликации.

Изготавливают копий традиционных народных изделий.
В обязанности изготовителя художественных изделий из дерева входят:

Подготовка материала к работе (зачистка, обработка, выравнивание)

Приготовление рабочего инструмента для выполнений, различных операции

Выравнивание, украшение с помощью чекана, зачистка стыка

Склеивание деталей

Окончательная сборка деталей



В своей работе берестянщик использует средства труда:

вещественные (орудийные) — ручные (нож острый, нож- косяк, ножницы, молоток, чекан, шило, стамеска прямая, полукруглая),

механизированные и электрические (электроточило, электролобзик); измерительные (металлическая линейка, циркуль, угольник).

невещественные (функциональные), — практическое наглядное-действенное и наглядно-образное мышление, долговременную моторную и сенсорную (зрительную, тактильную) память, объемное, распределенное внимание; общую координацию движений тела, мелкую моторику рук; органы чувств — зрение, слух, осязание.


Требования к индивидуальным особенностям.

К индивидуальным способностям и особенностям относятся:

  • Творческой мышление

  • Художественные способности

  • Аккуратность

К личностным способностям и качествам:

• личная организованность;

• внимательность;

• терпение;

• усидчивость.
Условия труда

Берестянщик работает в комфортных условиях — в помещении, мастерской самостоятельно. Изготавливает изделия в индивидуальной форме как надомник. Основные рабочие позы — сидя за столом.



Профессиональные риски.

Рабочая поза – положение, сидя за столом. Долговременное нахождение в этом положении может привести к заболеваниям, сопровождающимся болями в спине и шее.

На производстве существует ряд технологических процессов связных с образованием пыли и вредный запах клея, морилки.

Мастера часто страдают болезнями суставов рук, нагрузка на зрения в процессе работы очень высока.



Медицинские противопоказания:

Работа не рекомендуется людям, имеющим:



  • заболевания опорно-двигательного аппарата (ограничивающие подвижность рук и кистей рук);

  • аллергию на химические вещества, древесную пыль; болезни органов дыхания (бронхиальная астма и др.);

  • сердечнососудистой системы (гипертония, пороки сердца, сердечная недостаточность и др.);

  • нервной системы (неврозы, опухоли и др.);

  • органов зрения

Область применения.

Изготовитель изделий из дерева работают в специальных производственных помещениях (цехах).

Карьерный рост связан с повышением профецианального разряда. Изготовитель художественных изделий из дерева может работать индивидуально на дому.
Карьерный рост.

Можно двигаться по линии оттачивания профессионализма: выполнять все более сложные и ответственные задачи, повышать свой разряд, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки, осваивать все новые специальности в рамках профессии.

Берестянщик может заниматься предпринимательской деятельностью самостоятельно или в составе групповой организации.


Со временем, имея стаж и опыт работы, достигнув высшей квалификации и повышая сложность работы, берестянщик может претендовать на должность бригадира, мастера- педагога, предпринимателя. При выборе такого варианта карьеры необходимо образование не ниже среднего специального (повысить образовательный уровень можно в техническом колледже, техникуме, либо профильном институте).
Родственные профессии:

  • изготовитель художественных изделий из бересты;

  • изготовитель художественных изделий из лозы;

  • выжигальщик по дереву;

  • резчик по дереву и бересте;

  • фанеровщик художественных изделий из дерева;


Где можно обучиться


Техникум отраслевых технологий. Г.Тамбов, ул.Рылеева, д. 77. 51-51-47

Промышленно-технологический колледж. Тамбовская обл., г.Мичуринск, ул.Киевская, д.2 8(47545) 2-11-43

Котовский индустриальный техникум. Тамбовская обл. г.Котовск, ул.Котовского, д.37. 8(47541) 4-25-26

Тамбовский бизнес колледж. г.Тамбов, ул.Гастелло, д.32а 44-46-09

 
Техникум отраслевых технологий. г. Тамбов, ул.Рылеева, д. 77. 51-51-47


  • Строительный колледж. Г. Тамбов, Бульвар Энтузиастов, д.2, 45-05-30

2. Паспорт программы профессиональной пробы
Программа профессиональной пробы по профессии «Изготовитель художественного изделия из дерева». Представляет собой методическую разработку, включающую комплекс программных тематических практико-ориентировочных мероприятий по профессии.

Цель программы:

  • формирование представлений, необходимых для принятий осознанно решения. Относительного выбора или отказа от получения профессии «Изготовитель художественных изделий из дерева».

Задачи:

  • познакомить учащихся со спецификой профессии;

  • дать попробовать себя в типичных для данной профессии видах деятельности освоить на практике некоторые приемы: обработки материала при помощи инструментов и приспособлений.

  • изготовить изделия из различных древесных материалов

  • помочь учащимся утвердиться или отказаться от выбора данной профессии

Продолжительность пробы 2ч
Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов общеобразовательных организаций.

Профессиональная проба направлена на формирование и развитие следующих компетенций:




  • выполнять эскиз изготавливаемого изделия

  • осуществлять технологическую обработку материалов, заготовок для изделий при помощи различного оборудования, инструментов, аппаратов, приспособлений

  • изготавливать художественные изделия из различных древесных материалов

  • выполнять различные виды декорирования изделий



Спецификация формируемых у обучающихся знаний, умений, трудовых действий в рамках компетенций


действия

умения

знания

ресурсы

Организация рабочего места изготовителя изделий из дерева


организовывать рабочее место для выполнения изделий из дерева


общее представление о профессии. Виды основных материалов, применяемых при производстве берестяных работ и свойства материалов, используемых при берестяных работах;

наименование, назначение и правила применения ручного инструмента, приспособления и инвентаря. Методы организации труда на рабочем месте;




Инфраструктура:

Мастерская изготовитель художественных изделий из дерева, ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»



Оборудование:

проектор и экран, компьютеры



Рабочее место берестянщика: материалы ( клей « Момент», береста, дерево), инструменты (нож, ножницы, молоток, стамеска, чеканы, и тд) приспособления: (линейка, циркуль, карандаш, рабочая доска, стерка )

Выполнять эскиз изготавливаемого изделия


Правильно выполнять эскиз орнамент, при изготовление художественного изделия

Техническую характеристику выполнению эскиза при строение орнамента художественных изделий из дерева


Осуществлять технологическую обработку материалов, заготовок для изделий при помощи различного оборудования, инструментов, аппаратов, приспособлений


Производить технологическую обработку материала, заготовки, деталей изделия на специальным оборудованием

Технологические операции обработки материалов, заготовок для изделий из дерева

Изготавливать художественные изделия из различных древесных материалов


Выполнять раскрой и сборку изделий, разметку, выпиливание, склейку деталей


Последовательность раскроя и сборки изделия. Способы выравнивание, выпиливания, склеивания художественных изделия из дерева


Выполнять различные виды декорирования изделий

Выполнять декорирование изделий из древесного материала


Орнаментальные композиции и рисунки для декорирования, правила их построение

Формы организации профессиональной пробы

  • беседы;

  • тестирование;

  • профессиональная практика.



Формализованные результаты обучения:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;


Методические рекомендации.
Профессиональная проба по профессии «Изготовитель изделий из дерева» рассчитана

на 2 часа.

Методическое обоснование профессиональной пробы по профессии « Изготовитель изделий из дерева». Одна из целей: выполнение технологических операции по обработке материала и деталей изделия, специальными инструментами и приспособлениями, электрооборудование. С этой задачей справляется данная профессиональная проба.

Программа данной профессиональной пробы представляет собой методическую разработку, которая включает в себя программные тематические практико-ориентировочных мероприятий по профессии, а именно уроки теоретического обучения и профессиональные пробы, выполняемые как под наблюдением мастера производственного обучения, так и самостоятельно.

Эта проба формирует общие представления о технологии изготовления изделий, об основных видах принимаемым оборудованиям, материала, о технологии выполнение отдельных операции, об основных правил техники безопасности при выполнение работ. Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения профессией «Изготовитель изделий из дерева», знакомятся с оборудованием, правила безопасности труда, санитарии и гигиены.

Применяются наглядные пособия как проекционные материалы (презентации, видеофильмы, фотографии интерьеров), так и натуральные образцы (трафареты, инструменты, выжигатель).



3. Структура и содержание профессиональной пробы.

3.1.Учебный план и дидактическое обеспечение занятий профессиональной пробы



Темы занятий

Количество часов (минут)

Дидактическое обеспечение и оборудование

всего

мини-лекций

практ.

занятия


стажи-

ровка



Информационно-теоретический модуль (подготовительный этап)
















1.Погружение в профессию.


0,5

0,5

-

-

Презентация профессии.

Метод ЗХУ.

проектор и экран,

Учебно-методическая документация



Практический модуль (практический этап)
















1. Осуществить обработку материала технологический процесс изготовления декоративного цветка



-



-

Технологическая карта; инструменты личного пользования и приспособления

Аналитический модуль (заключительный этап)
















Коллективное обсуждение результатов выполнения проб

0,5ч

0,5ч

-

-

Метод ЗХУ

Всего:







-






Профессиональная проба включает три этапа:
Подготовительный этап.

При выполнении этого этапа учащиеся должны получить обобщенную информацию о профессиональной деятельности изготовителя изделий из дерева в сфере деревообрабатывающего производства, ознакомиться с организацией рабочего места изготовителя изделий из дерева, ознакомиться с общими сведениями о производстве и общими сведениями об оборудовании.

Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка к выполнению профессиональной пробы.

Практический этап.
Этот этап профессиональной пробы состоит из четырех последовательно выполняемых частей, которые построены на основе элементов профессиональной деятельности изготовителя изделий из дерева. Результативность выполнения каждой части оценивается преподавателем или мастером производственного обучения отдельно. После выполнения частей пробы преподаватель или мастер п/о подводит итоги дает общую оценку работы обучающихся.

Уровень сложности пробы, которую будет выполнять каждый учащийся, должен соответствовать уровню его подготовленности и профессиональным интересам. Выбор уровней сложности может быть осуществлен преподавателем, мастером п/о или обучающимся. При этом не обязательно уровни сложности технологического, ситуативного и функционального компонентов будут совпадать. По мере выполнения пробы преподаватель или мастер п/о, заполняет протокол.


Заключительный этап (рефлексивный).
Проводится в форме заключительного урока непосредственно по завершению профессиональной пробы. Итогом профессиональных проб может стать окончательный выбор школьником профессии (основной, запасной варианты) в рамках профиля обучения.

Выполнение пробы направлено на диагностику профессионально важных качеств.



3.2.Содержание практического занятия.


Компоненты пробы

технологический

ситуативный

функциональный

  1. Осуществить обработку материала и технологический процесс изготовления декоративного цветка

Задание

Организовать рабочее место

Освоить приемы обводки трафарета на готовый материал




Осуществить обработку материал. Подготовить детали цветка к склеиванию

Произвести правку орнамента и обводку трафарета. Проанализировать полученный результат

Условие

I уровень сложности

Задание выполняется с участием мастера производственного обучения

II уровень сложности

Задание выполняется под наблюдением мастера производственного обучения

III уровень сложности

Задание выполняется самостоятельно.

Результат

Задание считается выполненным, если технология выполнения процесса не было нарушено

Задания считается выполненным, если самостоятельно были применены все способы изготовления художественного изделия из дерева

Задания считается выполненным, если все этапы выполнены в полном объемы


4.Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература

  1. Финягин В.В. Изделия из бересты. Москва 2001 год

  2. Березнев А.В. резьба по дереву. С. мастер 2000 год


Дополнительная литература

  1. В.Г. Буриков, В.Н.Власов, Домовая резьба, Россия 1997 год

  2. Б.А. Степанов, Материаловедение для профессии, Москва издательство «Академия» 2006 год

  3. Г.Я. Федотов, Забытые ремесла, Москва 2002 год

  4. Т.А Матвеев, Мозаика и резьба по дереву, Москва 2001 год

  5. Т.А. Матвеева, Ремонт и реставрация мебели, Москва 2000 год

  6. Б.А. Степанов, Технология плотничных, столярных работ, Москва 2006 год

  7. С. А. Чеботарев, Культурно-исторические судьбы народных промыслов Тамбовского края. Тамбов 2009 год


Материально- техническое обеспечение

Оборудование мастерской изготовитель изделий из дерева; лаборатория: наличие компьютеров с доступом в интернет, интерактивная доска, проектор.


Интернет-ресурсы

  • http://www.profvibor.ru/catalog/?ELEMENT_ID=2203&SECTION_ID=140

  • http://volkolledzh.ru/component/content/article/257-professiogrammy-dlya-professij-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya?start=3


Глоссарий

Береста – (верхний слой коры березы), гибкий, упругий, влагостойкий материал для изготовления декоративный изделий.

Дерево – один из самых универсальных материалов твердый, мягкий, практичный. По физическим свойством из него изготавливают дома, мебель, декоративно художественные изделия

Клей « Момент» – необходим для склеиваний деталей материала

Нож- косяк – применяют для выравниваний материала и резьбы

Нож- резак – используют для резьбы по дереву, бересты

Ножницы – среднего размера нужны для обработки и резьбы заготовок

Шило – слегка притупленное используют для нанесения рисунков на бересту

Чеканы – применяются для нанесений рисунка на гладкую поверхность материала, эта металлические стержни разного диаметра с различными насечками в виде геометрических рисунков

Рабочая доска – для выполнения на ней практических работ

Молоток – необходим для пробивания и набивания чеканов на материал

Линейка – делениями для разметки материала и выравнивание материала

Циркуль – используют как разметочный и измерительный инструмент для построения окружности
МЕТОДИКА "СПОСОБНОСТЬ К ЦЕЛОСТНОМУ ВОСПРИЯТИЮ

ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И СООТНЕСЕНИЮ ЧАСТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ПРЕДМЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ"

Т.Н. ГОЛОВИНОЙ
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а, 1 б) с не полными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука, рис. 1 в). Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы ("Дорисуй треугольники" и т.п.). Подчеркивается, что t  шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером 21x30 см.



Обработка результатов

Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами го типа дает возможность составить представление о способности ребенка целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом хорошо выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; яри дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда впускают небольшую асимметрию.

Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте. Наибольшие трудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они замыкают его контур, не производя при м необходимых кругообразных движений, поэтому площадь "дорисованный" фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дорисовывании -угольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера, или "не узнают" равенства. При дорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании принципов работы, допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы.

* Методика используется для диагностики подростков, подозреваемых в умственной отсталости.



c:\users\психологи\desktop\головиной.jpg

Программа разработана в соответствии с « Методическими рекомендациями по разработке и содержанию модульных программ профессиональных проб по профессиям и специальностям образовательно-призводственных кластеров»


Организация-разработчик: ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»
Разработчик: Белякова Ирина Николаевна, изготовитель художественной изделий из бересты.

ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»

УВАЖАЕМЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ!

Вы получили (или получите) необходимые первоначальные сведения о

Профессиональной деятельности изготовителя изделий из дерева.



Для формирования лучшего понимания и актуализации базовых знаний. Вам предлагается заполнить столбцы в таблице. Работать Вы можете индивидуально или в малых группах.

Вопросы:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Что вы знаете о технологии изготовления художественных изделий из дерева?










Что вы знаете о материале (береста, дерево)?










Приходилось ли вам заготавливать бересту?










Какие изделия Вы знаете из бересты?










Приходилось Вам изготавливать изделия из бересты?










Хотели, ли бы ВЫ научится рисовать, мастерить?










Приходилось ли Вам изготавливать художественные изделия своими руками?










Хотели, ли бы Вы научиться этому ремеслу?










Узнали Вы что-то новое для себя?











Скачать 202.77 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница