Министерство социального развития Новосибирской области
государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания Новосибирской области
«Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Легкая атлетика
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
(Разработана в рамках проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»)
Срок реализации программы: с 01.08.2016г. по 30.09.17г.
Новосибирская область
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
-
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
5. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
6. ПЛАН ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа занятий адаптивной физической культуры и спортом по легкой атлетике (далее Программа) для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, предназначена для работы с занимающимися с нарушением интеллекта в специализированных детских домах, специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида и психоневрологических интернатах.
Легкая атлетика по популярности является одним из самых массовых видов спорта. Популярность данного вида спорта объясняется тем, что он включает в себя большое количество дисциплин, не требует дорогостоящего оборудования, специальных сооружений для своей организации. Формирует здоровый образ жизни, способствует реабилитации, адаптации к жизни и интеграции в обществе инвалидов и лиц с нарушением интеллекта. Легкая атлетика является основным и наиболее массовым видов спорта в программе «Специальная Олимпиада России» соревнования которые наиболее гармоничны и продуктивны для данной категории спортсменов, где они соревнуются согласно их функциональным возможностям в дивизионах, распределяющих спортсменов согласно показанному результату.
Легкая атлетика по программе Специальной Олимпиады включают в себя следующие дисциплины: бег 25 м, 50 м, 100 м, 200 м, 400 м, 800 м, 1500 м, 3000 м, 110 метров с барьерами. Метание мяча, прыжки в длину. Эстафеты 4х100 м, 4х400 м.
1.1. Структура системы многолетней подготовки.
Многолетняя подготовка – единственный педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:
1)строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
2)неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно меняется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП(по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;
3)непрерывное совершенствование спортивной техники;
4)неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки спортсменов;
5)правильное планирование соотношения тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;
6)развитие физических качеств спортсмена на всех этапах подготовки с учетом преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ И ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
К занятиям в спортивно-оздоровительных группах можно приступать в возрасте от 8 до 9 лет, имея любой уровень подготовленности. Основная задача – развить интерес детей инвалидов к систематическим занятиям легкой атлетикой. В зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, текущего состояния и самочувствия нагрузка может несколько увеличиваться или уменьшаться.
Группы начальной подготовки комплектуют из детей 9 - 10 лет. На этапе начальной подготовки основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием главным образом средств ОФП, освоению технических элементов и навыков. По окончании годичного цикла тренировки занимающиеся должны выполнить нормативные требования разносторонней физической подготовленности. В течение учебного года на место выбывших учеников (по причине отсутствия желания посещать занятия, пропусков занятий по состоянию здоровья и т.п.) могут набираться новички. Таким образом, на протяжении учебного года группы, проходящие программу первого года начального обучения, могут обновлять свой состав 2-3 раза. На этапе начальной подготовки после второго года обучения занимающийся должен освоить технику, овладеть теоретическими знаниями курса начального обучения, сформировать умения и навыки, касающиеся спортивного режима, питания, утренней гимнастики. В зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, его текущего состояния и самочувствия нагрузка может несколько увеличиваться или уменьшаться.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Главное внимание продолжает занимать разносторонняя физическая подготовка, повышение уровня функциональных возможностей, включение средств с элементами специальной физической подготовки, дальнейшее расширение арсенала технико-тактических навыков и приемов. По окончании годичного цикла юные спортсмены обязаны выполнить контрольном - переводные нормативы, участвовать в соревнованиях. При планировании спортивной подготовки на тренировочном этапе в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, и на этой базе - повышение уровня специальной физической работоспособности, развитие специальных физических качеств, овладение техническими навыками. В соревновательном периоде ставится задача улучшения спортивных результатов прошлого сезона, а также выполнение контрольно-переводных нормативов. В зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, текущего состояния и самочувствия нагрузка может несколько увеличиваться или уменьшаться.
ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Задачами этого этапа подготовки являются окончательный выбор специализации и создание фундамента специальной подготовленности. В зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, текущего состояния и самочувствия нагрузка может несколько увеличиваться или уменьшаться. Основной принцип тренировочной работы на этапе спортивного совершенствования - специализированная подготовка, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей занимающегося, воспитание бойцовских качеств и умений тактической борьбы.
Структура годичного цикла на этапе спортивного совершенствования сохраняется такой же, как и при подготовке занимающихся на тренировочном этапе.
ЭТАП ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Основной целью этапа является выведение занимающихся на результаты международного уровня. Структура годичного цикла на этом этапе носит индивидуальный характер с четко выраженными периодами подготовки. Основное содержание этого этапа - максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать предельную мобилизацию функциональных возможностей организма спортсмена. Суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, резко расширяется соревновательная практика и объем специальной психологической, тактической и интегральной подготовки. На данном этапе завершается переход к узкоспециализированной подготовке. В соревновательном периоде для подготовки к главному старту сезона используются серии соревновательных стартов. Техническое совершенствование спортсменов на этом этапе во многом связано с использованием средств объективной оценки структуры движений, в основе которых - применение кино- и видеотехники.
-
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
-
Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
по виду спорта спорт лиц с нарушением интеллекта
Легкая атлетика - бег на короткие дистанции, легкая атлетика - бег на средние и длинные дистанции
I, II, III функциональные группы
мужчины, женщины
Этапы спортивной подготовки
|
Продолжительность этапов (в годах)
|
Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)
|
Периоды спортивной подготовки
|
Функциональные группы
|
Наполняемость групп (человек)
|
Этап начальной подготовки
|
Без ограничений
|
9
|
До года
|
III
|
10
|
II
|
8
|
I
|
3
|
Свыше года
|
III
|
8
|
II
|
6
|
I
|
2
|
Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
|
Без ограничений
|
12
|
До года
|
III
|
6
|
II
|
5
|
I
|
2
|
Второй и третий годы
|
III
|
5
|
II
|
4
|
I
|
2
|
Четвертый и последующие годы
|
III
|
4
|
II
|
3
|
I
|
1
|
Этап совершенствования спортивного мастерства
|
Без ограничений
|
15
|
Все периоды
|
III
|
3
|
II
|
2
|
I
|
1
|
Этап высшего спортивного мастерства
|
Без ограничений
|
16
|
Все периоды
|
III
|
2
|
II
|
2
|
I
|
1
|
-
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с нарушением интеллекта
Легкая атлетика - бег на короткие дистанции, легкая атлетика - бег на средние и длинные дистанции
I, II, III функциональные группы
мужчины, женщины
Содержание подготовки
|
Этапы спортивной подготовки
|
Этап начальной подготовки (%)
|
Тренировочный (этап спортивной специализации) (%)
|
Этап совершенствования спортивного мастерства (%)
|
Этап высшего спортивного мастерства (%)
|
Общая физическая подготовка
|
59 - 63
|
49 - 53
|
40 - 44
|
38 - 40
|
Специальная физическая подготовка
|
28 - 30
|
32 - 36
|
39 - 43
|
42 - 46
|
Техническая подготовка
|
3 - 7
|
1 - 5
|
4 - 6
|
5 - 6
|
Тактическая подготовка
|
1 - 5
|
0 - 4
|
0 - 3
|
0 - 3
|
Психологическая подготовка
|
0 - 2
|
1 - 4
|
1 - 4
|
1 - 4
|
Теоретическая подготовка
|
0 - 2
|
1 - 3
|
1 - 3
|
1 - 3
|
Спортивные соревнования
|
1 - 4
|
1 - 5
|
4 - 5
|
5 - 6
|
Интегральная подготовка
|
1 - 5
|
1 - 4
|
1 - 3
|
1 - 3
|
Восстановительные мероприятия
|
0 - 2
|
1 - 4
|
1 - 5
|
3 - 7
|
2.3. Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта
спорт лиц с нарушением интеллекта
Легкая атлетика - бег на короткие дистанции, легкая атлетика - бег на средние и длинные дистанции
I, II, III функциональные группы
мужчины, женщины
Виды спортивных соревнований
|
Этапы спортивной подготовки
|
Этап начальной подготовки
|
Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
|
Этап совершенствования спортивного мастерства
|
Этап высшего спортивного мастерства
|
Контрольные
|
12
|
16
|
16
|
12
|
Отборочные
|
4
|
8
|
12
|
16
|
Основные
|
2
|
2
|
4
|
5
|
Всего за год
|
18
|
26
|
32
|
33
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |