Программа «развитие родственных связей сиблингов»



страница1/4
Дата09.05.2018
Размер0.83 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ СИБЛИНГОВ»
Пояснительная записка.

Формирование родственных отношений среди сиблингов, воспитывающихся в социальных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является частью их подготовки к самостоятельной и семейной жизни. Сохранив родственные отношения в детском возрасте, эти воспитанники в будущем будут иметь дополнительный ресурс в оказании друг другу эмоциональной, психологической и материальной помощи и поддержки. Они не будут чувствовать себя одинокими и беззащитными. У них появятся дополнительные возможности в сохранении семейной идентичности и уверенности в себе. Тесные родственные связи смогут помочь им эффективнее адаптироваться в социуме, научат согласовывать свои действия в выборе профессии, создании семьи и воспитании будущих детей.

Трудно переоценить значение сиблингов (братьев и сестер) в формировании межличностных отношений в детской среде и освоении разнообразных социальных ролей. Братья и сестры, как носители определенной семейной субкультуры, могут быть приоритетными образцами для подражания товарищами в детских играх, друзьями и даже врагами. Причем большинство переживает каждую из выше указанных ролей, обогащая социальный опыт взаимодействия со сверстниками и развивая способности выбирать свою стратегию поведения в различных социальных ситуациях в условиях социального учреждения и за его пределами.

Кроме того, сохранение родственных отношений оказывает существенное влияние на процесс адаптации к новым условиям в самом учреждении. Особое значение такая деятельность будет иметь в том случае, когда из одной семьи помещаются школьники и дошкольники. Старшие сиблинги представляются младшими опорой и защитой, что помогает пережить эмоциональный стресс и чувство отчужденности.

Наконец, формирование родственных связей среди сиблингов в условиях социального учреждения имеет важнейшее значение в связи с современной политикой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По существующим в настоящее время законам кровные братья и сестры не должны разлучаться при передаче в замещающие семьи. Сохранившиеся при этом родственные отношения и связи без сомнения сыграют положительную роль в адаптации в новых условиях. Знание характера этих отношений поможет замещающим родителям выбрать наиболее оптимальную модель воспитания, а службам сопровождения – оказывать своевременную помощь в установлении контактов со всеми членами новой семьи.

Актуальность проблемы развития родственных связей сиблингов в условиях их институционального воспитания обостряется и тем фактом, что около половины всех социальных сирот, находящихся на попечении государства, составляют именно они. В учреждениях интернатного оказываются целые родственные подсистемы, системные функции. И их особенности часто не учитываются и не находят поддержки в структуре подобных заведений.

Например, дети распределяются по разным группам, не имея возможности общаться друг с другом без посторонних. Утрата связей с братьями и сестрами при передаче ребенка в государственное учреждение может вести к вторичной травматизации ребенка после изъятия его из семьи. Напротив, сохранение братско-сестринских отношений является фактором, снижающим риск неудач в семейной жизни уже выросших детей-сирот и воспроизведения социального сиротства.

Связь с братьями и сестрами оказывает на ребенка воспитывающее значение и является важным фактором социализации, т.к. он получает информацию о своей семье, о распределении обязанностей, месте детей в семье и о многом другом. Для формирования здоровой идентичности человеку необходимо знать, откуда он взялся и каковы его корни. Поддержание отношений позволяет получить дополнительную информацию о своей истории.

В числе старших братьев и сестер может оказаться кто-то, кто способен взять этого ребенка на попечение – такие варианты рассматриваются в первую очередь и считаются предпочтительными, поскольку ребенок остается частью своей семьи. Он может хотеть встреч с сиблингами, проживающими вне учреждения, и испытывать потребности в сведениях о своей семье, своем прошлом. Задача сотрудников: обеспечить безопасность этих контактов.

Трансформация и разрушение социальной ситуации развития, связанные с утратой привычных семейных связей, в том числе, и внутри сиблинговой системы является мощной травмой, «двойной» утратой, которая не получает, как правило, необходимой поддержки в условиях институализации. Функции сиблинговых связей, существующие в семьях в условиях неблагополучия или институционального воспитания утрачиваются. В условиях учреждений, где у ребенка меняется окружающий его предметный мир, общение со взрослыми не имеет такого стабильного и эмоционально насыщенного характера, как в семье. Ресурсность сиблинговых связей становится очевидной: именно на них, а иногда и только на них, может лечь нагрузка, связанная с сохранением какой бы то ни было стабильности и непрерывности мира для ребенка.

Сохранение сиблинговой системы с ее функциями, близкими к тем, которые существуют в семье, видимо, является условием, снижающим риск воспроизведения социального сиротства, так как в ней ребенок осваивает длительные, близкие сверстниковые (горизонтальные) отношения, на основе которых в дальнейшем он строит свою семью и другие внесемейные связи, а также сохраняет чувство принадлежности к родственникам.

В центре «Созвездие» на 01.04.2014 года проживает от 30 до 50% от общего числа воспитанников (приложение 3). Сиблинговые подсистемы включают от 2 до 7 детей. Многие воспитанники имеют братьев и сестер, проживающих за пределами центра. С небольшими расхождениями в числовых показателях такое положение дел характерно для нашего и многих других подобных учреждений. Качественный анализ родственных связей показал, что дети помнят своих родителей и высоко оценивают сложившиеся в семье родственные отношения. Вместе с тем, у подавляющего большинства детей нет теплых отношений между братьями и сестрами; значительная часть воспитывающихся в разных учреждениях не знает об их существовании. Крайне слабо поддерживаются связи с теми, кто старше 18 лет, ведь, зачастую, не осознается роль и значение родственных связей ни в ситуации учреждения, ни после выхода из него.

Полученные диагностические данные и опыт работы с детьми, имеющими родственные отношения, позволили педагогам центра выработать к детям-родственникам несколько иное отношение в вопросах воспитания. При работе с сиблингами дополнительно применяется сочетание методов и приемов, отличное от тех, которыми пользуются в процессе воспитания детей, не имеющих братьев и сестер.

Таким образом, традиционно сложившаяся в учреждении работа с детьми-сиблингами была систематизирована и дополнена общекультурным направлением, что нашло отражение в данной программе.



Цель программы: формирование и развитие родственных связей в сиблинговых группах у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи:

1. Сохранить и укрепить имеющиеся родственные связи ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Создать условия для общения сирот-сиблингов.

3. Сформировать предпосылки к успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством воспитания уважительного отношения к семейным ценностям.

Оказать способствование проведению подготовительной работы по устройству сиблинговых групп в замещающую семью.

Преимущества и особенности программы:

- позволяет сосредоточиться на достижении конкретной поставленной цели, выделяя задачи, над решением которых работает специалист; органично решать сопутствующие воспитательные и образовательные задачи:

- является частью комплексной программы учреждения, содействует решению задач в приоритетных направлениях его деятельности по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье;

- имеет возможность использовать практический тренажер – модуль самостоятельного проживания воспитанников;

- включает многих членов коллектива в работу с целью комплексного решения задач;

- реализация программы возможна без дополнительных временных и материальных затрат, основные задачи решаются также в ходе выполнения режимных моментов;

- обеспечивает рост профессиональной компетентности сотрудников;

- создает базу для построения новой программы развития центра «Созвездие».



Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

- Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях;

- Конституцией Российской Федерации;

- Федеральным законом Российской Федерации от 22.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 № 328-ФЗ;

- Законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120 ФЗ;

- Федеральным законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями на 28.12.2013);

- Постановлением Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 04.10.2000 № 751;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- проектом письма Минобрнауки РФ «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»;

- проектом письма Минобрнауки РФ «Концепция реструктуризации и реформирования в субъектах Российской Федерации организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- письмом от 01.03.2011 № 06-370 «О направлении примерного положения о центре содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей»;

- письмом Минобразования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Законом Новосибирской области «О защите прав детей в Новосибирской области» от 12.05.2003 № 111;

- уставом учреждения.

Методология

Общие закономерности психического и личностного развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях, отражены в трудах И.А. Залысиной, А.И. Захарова, Э.А. Минковой, В.С. Мухиной, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, Е.О. Смирновой, Е.А. Стреблевой, Н.Н. Толстых, Н.Г. Травниковой, Т.А. Шиловой, Т.И. Шульги и др. Значимыми являются также работы зарубежных авторов (М. Айнсворза, Дж. Боулби, Й. Лангмайера, З. Матейчика, К. Прингля, А. Фрейд и других), изучавших характер ранней депривации, отсутствия контакта с матерью и взрослыми на этапе взросления развивающейся личности.



Особенности сиблинговых отношений

С психологической точки зрения сиблинговые взаимоотношения имеют двойственную природу. С одной стороны, это отношения родственные: их, прежде всего, следует рассматривать как подсистему семьи, члены которой связаны очень тесными узами (эмоциональными, практическими и др.), а также условиями развития и воспитания, ценностями и традициями. С другой стороны, подобные отношения – это, по сути, отношения со сверстниками (какой бы ни была разница в возрасте между ними), в отличие от отношений с другими – старшими или младшими родственниками.

Несмотря на то, что психологи начали изучать сиблингов и их взаимоотношения еще в XIX веке, только в конце прошлого они стали фокусироваться на характерных чертах. Ранние исследования главным образом посвящались изучению влияния разницы в возрасте и порядка рождения сиблингов на их будущие достижения. На протяжении 80-х-90-х годов ХХ века психологи стали больше интересоваться семьей как целостной структурой. Это стало причиной проведения ряда исследований, изучающих как братья и сестры влияют на развитие друг друга, на семейное благополучие, и, наоборот, как семья влияет на их взаимоотношения.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Она определяются местом и функциями индивида в группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра; старший, младший). Понятие роли было впервые введено в арсенал социальной психологии Дж. Мидом.

Проблема взаимоотношений детей в семье имеет глубокие корни. Уже в библейских легендах упоминаются истории о весьма драматичных отношениях между родными братьями. И хотя развитие отношений Каина и Авеля, Исава и Иакова во многом различно, в их основе лежит сходный мотив – борьба за первенство.

При этом в обыденном сознании бытует миф об абсолютной любви, не омраченной никакими ссорами, раздорами, негативными эмоциями. Любви как априорной данности, гарантом которой является тесная кровная, родственная связь между детьми. Идеализируя реальность, мифология обладает рядом привлекательных черт, но имеет один существенный недостаток: слабую связь с этой самой реальность.

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными А. Адлером, А. Фроммом, Л. Шнейде-ром и Г. Хоментаускасом.

Так А. Бардиан, М. Руфо, И. Никольская, Е. Карпунина и И. Карепанова утверждали лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное). Интерес к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.

Типологии взаимоотношений взрослых сиблингов

Взаимоотношения между сиблингами складываются очень по-разному, а потому встает вопрос об их типологии и структуре. Установлено, к примеру, что пары сестра-сестра являются наиболее эмоционально близкими, а брат-брат – конкурирующими. Несколько иначе интерпретирует влияние пола на взаимоотношения между взрослыми сиблингами Х. Риггио. Он утверждает, что женщины просто больше делятся личной информацией и чаще общаются друг с другом чем мужчины. При этом не было выявлено никаких связанных с полых различий в привязанности сиблингов и удовлетворенности их взаимоотношениями.

В психологической литературе имеется большое количество упоминаний об исследованиях, посвященных взаимоотношениям между сиблингами и личностными чертами братьев и сестер. В диссертационном исследовании Ш. Нил из Университета Джорджии изучалось влияние схожести сиблингов старшего подросткового возраста на сиблинговую совместимость (т.е. на близость и теплоту отношений с братом или сестрой): чем более схожи они по своим личностным качествам, тем более близкими и теплыми, с их точки зрения, являются отношения между ними.

В диссертационном исследовании М. Бруссони рассматривался, в частности, вопрос о влиянии личностных черт на привязанность между сиблингами, респондентами выступали студенты колледжа. Для определения особенностей отношений между сиблингами использовался Опросник взаимоотношений взрослых сиблингов (Adult Sibling Relationship Questionnaire), а для построение личностного профиля – пятифакторный опросник (NEO Five Factor Inventory). В нем выделяются те же факторы, что и в описанном выше исследовании Ш. Нил.

Американские исследователи K. Купер и Р. Купер, специализирующиеся на изучении особенностей развития детей в разных культурах, показали, что в подростковом возрасте дружба может выполнять компенсаторную функцию. В случае недостаточной эмоциональной поддержки и недостаточной близости внутри семьи, но при наличии хорошо развитых социальных навыков, подросток может получать недостающую психологическую поддержку в дружеских отношениях. Более того, авторы исследования установили, что в этих случаях дружеские отношения являются более близкими и доверительными, чем у подростков с теплыми, надежными и ровными отношениями в семье.

При всем сходстве образов «друга» и «сиблинга» установлено важное различие между ними. В отношении вторых обнаруживается существенно большая готовность к принятию, независимо от его личностных качеств. Тогда как, чтобы быть «другом», нужно отвечать большему числу требований, в частности демонстрировать (доказывать) надежность и устойчивость во взаимоотношениях.

Как известно, изначально ребенок входит в этот мир и воспринимает его в буквальном смысле сквозь призму привязанности к матери. И хотя позже (в детстве и подростковом возрасте) круг лиц, к которым формируется привязанность, расширяется, мать чаще всего сохраняется в качестве основного такового объекта. А так как именно в это время закладываются и начинают развиваться отношения с сиблингом, то перспективным является исследование связи привязанности к матери с типом взаимоотношений между братьями-сестрами.

Т.В. Якимова ставит проблему изучения, поддержания и сохранения сиблинговых связей в условиях институализации. Ею рассматриваются предположения о том, что утрата или изменение отношений братьев и сестер вне семьи является травмирующим фактором для ребенка, а также о том, что их сохранение становится фактором, способным снизить риск воспроизводства социального сиротства. К середине XX века научно доказано и общепризнано, что важнейшим условием развития ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, ее замещающим).

Для социальных сирот значимость и эмоциональная насыщенность отношений с их лишенными родительских прав матерями и отцами остается очень высокой. Не вызывает сомнения то, что факторами, позволяющими выпускникам интернатных учреждений чувствовать себя психологически защищенными в самостоятельной жизни, являются позитивные связи с родителями замещающей семьи и кровными родственниками.

Обзор литературы, посвященной социальному сиротству, показал, что такой его аспект, как общение братьев и сестер в закрытых учреждениях практически не изучен. Как правило, в фокусе внимания исследователей проблематики развития ребенка-сироты, процессов деинституализации детей-сирот, их сопровождения в приемных семьях и т.д. находится один ребенок, а не система его взаимоотношений с близкими людьми.

К настоящему времени достаточно хорошо изучены на всех возрастных этапах особенности общения детей-сирот со взрослыми и сверстниками, проанализированы специфические особенности условий жизни детей, оказывающие негативное влияние на их личностное развитие. В многочисленных исследованиях показано, что условия институционального воспитания являются факторами риска нарушений представлений о своей будущей половой, семейной роли, затрудняют формирование эталонов полоролевых ориентаций и стереотипов поведения, а также создание собственной семьи и ее сохранение в будущем. У детей-сирот быстро исчерпывается привязанность, поддержание супружеских отношений часто не получает развития. Таким образом, они в большей степени, чем кто-либо, являются группой риска по отказу от собственных детей.

Дефицит личностного общения, интимных обращений, эмоциональная бедность общения, регламентированность и формализованность общения со взрослыми, частая смена предметного мира, отсутствие «собственности» являются типичными чертами жизненной ситуации ребенка-сироты. Смена педагогов в интернатном учреждении, взаимодействующих с детьми, разделенность их функций, перевод из одной группы в другую, из одного учреждения в другое не позволяет ребенку выстроить систему отношений привязанности.

Эти жизненные обстоятельства лишают детей важного для них переживания своей ценности и значимости для других. При этом не формируется представление и переживание ценности другого человека, способность к эмпатии и развитию длительных отношений. Компенсаторными механизмами достижения субъектности, чувства собственной значимости, эмоциональной наполненности и единства с другими, а также определения границ своего психологического пространства часто становятся проявления агрессивности в поведении, нарушения принятых правил: появляется конфликтность, воровство, ранняя сексуальность.

В ряде работ показана взаимосвязь между эмоционально-личностным развитием, особенностями привязанности ребенка-сироты и особенностями его познавательной сферы. Например, Й. Лангмейер и З. Матейчик обнаружили факт неразвитости временной перспективы будущего у растущих без родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы видят причину этого в том, что сироты не знают о своем прошлом. Настоящее и прошлое для них «размыто», они не видят связи настоящего с прошлым, а связь с будущим похожа на «бегство». Известно, что умение представить себя в прошлом, настоящем и будущем позволяет личности увидеть перспективы собственного развития. Для воспитанников интерната характерно доминирование краткосрочных планов, склонность пренебрегать предшествующими условиями жизни и последствиями своего поведения, что проявляется в инфантилизме, невысокой ценности настоящего, отсутствии ответственного отношения к собственному времени жизни.

Нельзя не согласиться с А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых в том, что специфика психического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется общепринятыми критериями нормы и патологии: вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка – они просто другие. У детей наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных новообразований, а формирование некоторых механизмов, позволяющих приспособиться к жизни в особых условиях. Эти же механизмы могут затруднять постинтернатную социализацию детей и их адаптацию к жизни в замещающей семье.

Таким образом, психологические особенности ребенка-сироты в значительной мере определяются спецификой их социальной ситуации развития. Одним из самых травмирующих факторов пребывания в учреждениях является отсутствие стабильного поддерживающего окружения, эмоционально насыщенных длительных и непрерывных связей ребенка с другими людьми. Брать на себя эти функции могут сиблинговые связи. Их вклад в развитие личности показан в психоаналитически ориентированных исследованиях и в системном подходе к работе с семьей (А. Адлер, М. Боуэн, С. Минухин, В. Тоумен). А вот значение, ресурсность и особенности отношений братьев и сестер в условиях институализации остаются неизученными.

Исследователи развития ребенка-сироты, как правило, констатируют факт важности поддержания сиблинговых связей и их разрушения в условиях институализации. Так Г.В. Семья связывает статус сироты с такой специфической особенностью развития, как трудность формирования чувства психологической защищенности, обусловленную многими факторами и, в том числе, отсутствием привязанности или потерей связи с братьями и сестрами, воспитывающимися в одном учреждении. А. Синклер и А. Гиббс считают, что «непрерывность отношений с сиблингами приносит большую пользу для детского благополучия, и дети сами считают очень ценным, когда их поселяют совместно или в условиях, позволяющих поддержать контакты с сестрами и братьями».

Исследователи, однако, установили, что контакты сиблингов оказываются в значительной степени потерянными. По данным И.Б. Назаровой только половина из тех, кто находятся в одном учреждении со своими братьями и сестрами, поддерживают общение друг с другом. При этом в исследовании выявлена отрицательная корреляционная зависимость между проживанием сестры и брата в одном детском учреждении и их общением друг с другом. Автор объясняет это значительной разницей детей в возрасте и их проживанием в разных группах. Таким образом, совместное проживание братьев и сестер в одном учреждении не всегда означает сохранение связей между ними.

Система взаимоотношений братьев и сестер является значимым компонентом социальной ситуации развития. «Сиблинги образуют первую группу равных, в которую вступает ребенок. В этом контексте дети оказывают друг другу поддержку, получают удовольствие, нападают, выбирают «козлов отпущения» и вообще обучаются друг от друга. Они вырабатывают собственные стереотипы взаимодействий – ведения переговоров, сотрудничества и соперничества. Они обучаются дружить и враждовать, учиться у других и добиваться признания. Как правило, в этом постоянном процессе взаимообмена они занимают различные места, что укрепляет в них как ощущение принадлежности к группе, так и сознание возможностей индивидуального выбора и наличия альтернатив в рамках системы. Эти стереотипы приобретут большое значение впоследствии, когда дети будут переходить во внесемейные группы равных, в систему школы и позже – в мир работы».

Сиблинговые отношения – одни из самых продолжительных из близких отношений между людьми. Независимо от их эмоционального содержания (теплые, формальные, конфликтные и пр.) часто они продолжаются дольше других межличностных отношений (дружеских, супружеских, детско-родительских), создают общий опыт жизни братьев и сестер, начиная с раннего детства и до преклонного возраста. Постоянное общение и взаимодействие, общие семейные ритуалы и привычки в самых простых ежедневных ситуациях предоставляют возможность людям всех возрастов формировать и развивать привязанность, эмоционально значимые связи, чувство семейного единства.

Одна из специфических особенностей сиблинговых отношений вне семьи связана с влиянием возрастного фактора, который необходимо учитывать персоналу детских домов и интернатов. Семейные связи складываются, интегрируются и осознаются личностью постепенно. В силу возрастных особенностей познавательных процессов (ситуативность, конкретность мышления и пр.) маленьким детям сложно воспринимать своих кровных братьев или сестер, проживающих отдельно в учреждении, оставшихся в кровной семье или находящихся в другой приемной семьей, в качестве сиблингов так же, как тех, с кем дети живут вместе изо дня в день. Становясь старше дети, выросшие в приемных семьях или закрытых учреждениях, более активно интересуются своими родственными связями и отношениями. Из-за возрастных особенностей ребенка сиблинговые связи могут быть либо вовсе не сформированы, либо легко утрачены.

Другая специфическая особенность этих отношений вне семьи связана с системным фактором. Очевидно, что так же, как личность ребенка развивается специфическим образом при изменении социального контекста, иначе идет развитие и всей сиблинговой системы, изменяются ее функциональные и структурные характеристики. В семьях с нарушением родительского функционирования нагрузка на такую систему многократно возрастает. Братья и сестры могут взять на себя ответственность, скомпенсировать не решаемые взрослыми членами семьи задачи: обеспечение физической и психологической безопасности детей (друг друга), стабильности семейной жизни, социальной и бытовой поддержки.

Таким образом, значение сиблинговых связей прослеживается в способности ребенка устанавливать партнерские (горизонтальные) отношения с другими людьми в настоящем и будущем, а также через эти связи формируется переживание принадлежности к семейной группе (семейная идентичность). Отношения между братьями и сестрами естественно продолжаются и при институализации сирот и приобретают в этих условиях свою специфику.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Свод правил по безопасной работе сотрудников органов исполнительной власти Самарской области, государственных органов Самарской области
2017 -> Руководство по эксплуатации общие сведения. «Жидкий акрил»
2017 -> О восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы
2017 -> Решение по гражданскому делу по моему иску к Петрову А. Н о выселении. В удовлетворении исковых требований мне было отказано в полном объеме
2017 -> Ротавирусная инфекция Профилактика острой кишечной инфекции


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница