Программа «Шанс» (базовый уровень) Направленность: Социально-педагогическая



Скачать 292.27 Kb.
Дата17.11.2018
Размер292.27 Kb.
ТипПрограмма




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОВРЕМЕННИК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шанс»

(базовый уровень)

Направленность: Социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации программы: 2 года

Количество часов: 324 часа

Разработчик: Уварова Татьяна Петровна,

педагог дополнительного образования

п.г.т. Березово



2016

Паспорт программы


Полное название программы

Дополнительная образовательная программа «Шанс».

Руководитель учреждения

Директор – Макагонова Елена Николаевна

Юридический адрес организации

628140, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область (Березовский район) п.г.т. Березово, ул. Собянина, д.52

e-mail

dom.shckolnicovbrz@yandex.ru

Организация исполнитель

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Березовский Дом школьников»

Телефон-факс

8(34674)2-11-40

Автор программы

Уварова Татьяна Петровна

Должность

Педагог дополнительного образования

Направленность

Социально - педагогическая

Нормативно – правовая база

    1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

    2. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы;

    3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

    4. распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;

    5. распоряжение правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р «План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;

    6. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    7. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

    8. распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

    9. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями);

    10. распоряжение правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р «Государственная программа «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года»;

    11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

    12. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

    13. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями);

    14. постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «Положение «О лицензировании образовательной деятельности» (с изменениями);

    15. письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

    16. постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»;

    17. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.1997 № 884 «Положение о порядке присвоения звания «Образцовый детский коллектив».

    18. Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 № 68 «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;

    19. постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 № 357-п «Стратегия действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012 - 2017 годы»;

    20. распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 09.02.2013 № 45-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями);

    21. постановление правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;

    22. приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 06.03.2014 № 229 «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года»;

    23. Уставом МБУ ДО «Современник»;

    24. Образовательной программой МБУ ДО «Современник» на 2016-2017 учебный год.

Цель программы

Развитие творческого мышления, коммуникативных качеств, интеллектуальных способностей и нравственных ориентиров личности в процессе создания литературных произведений.

Задачи программы

Образовательные:

Формирование у подростков самостоятельного умения создавать стихи, малую прозу;

желания развивать себя как творческую, созидательную личность на основе общечеловеческих ценностей.

Формировать навыки самостоятельного литературного творчества учащихся;

Формировать умение анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.

Развивать литературный и общий кругозор учащихся; компетентность в области стихосложения и прозы.

Развивающие:

Развитие способности к самовыражению и образному восприятию окружающего мира.

Развитие познавательных способностей учащихся.

Развитие устойчивого интереса к литературе.

Развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Развивать умение вырабатывать собственный взгляд на происходящие события, умение отличать главное от второстепенного.

Воспитательные:

Развитие общей культуры и поведенческой этики.

Создавать предпосылки становления гражданственно-зрелой, патриотически настроенной, высоконравственной, толерантной, креативной личности;

Формировать навыки адаптации учащихся в рыночных условиях современного общества, социализации личности ребенка, в первую очередь, через активную публичную деятельность и общественную.

Развитие умения оценивать собственные возможности и работать в творческой группе.

Воспитание личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности.

Воспитание нравственных ориентиров.

Формирование сознательности, ответственности отношение к начатой работе.

Выработать культуру общения с людьми, как со сверстниками, так и со старшим поколением.


Срок реализации

2 года

География участников, их количество, возраст

п.г.т. Березово

5 - 10 человек 7-15 лет




Пояснительная записка

Обоснование создания программы «Шанс» обусловлено следующими факторами. Во – первых: учащиеся творческого объединения имеют высокую мотивацию к продолжению обучения по данной программе на новой, более высокой ступени сложности, что объясняется, в первую очередь, желанием создавать самостоятельные творческие произведения литературного характера. Во - вторых, это объясняется и проблемами школьных программ по развитию речи: не все дети умеют хорошо писать сочинения, особенно сочинения – рассуждения, как того требует ЕГЭ, современный государственный экзамен. В – третьих: характерной чертой нашего времени становится ориентация на формирование навыков адаптации молодежи в рыночных условиях современного общества, социализации личности ребенка, в том числе и через активную творческую и публичную деятельность, создание у подрастающего поколения предпосылок становления гражданственно-зрелой, патриотически настроенной, высоконравственной, толерантной, креативной личности, чему в немалой степени соответствуют программы социально – педагогического направления работы с детьми и подростками, в том числе и программы развития литературных способностей детей.



Новизна программы – развитие способностей подростков в различного вида творческой деятельности: литературной, сценической, юнкоровской. Занятия программы «Шанс» состоит в том, чтобы обучения способствуют дальнейшему художественно-творческому развитию учащихся, в том числе, и в сложный период взросления в старших классах школы, когда уменьшается количество часов на преподавание уроков литературы в негуманитарных классах. Поэтому много часов отводится формированию умений написания сочинений описательного характера (1 год обучения), сочинений повествовательного характера и сочинений рассуждений (2 полугодие учебного года). Предусматривается и активное включение учащихся в различные виды творческой деятельности; литературные конкурсы разных уровней, публичные выступления, творческие встречи и т.д.

Актуальность программы

1. Общественной потребностью в творчески активных и грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к историческому прошлому и современному искусству, в том числе и литературы, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

2. Происходит сокращение спектра образовательных программ дополнительного образования, так как слабо учитываются интересы подростков, стремящихся освоить новые формы деятельности, популярные в детской и молодежной среде, в том числе и формы литературной деятельности.

3.Отсутствие программ развития литературной одаренности для детей младшего, среднего, а особенно старшего возраста, в системе дополнительного образования. Содержательные программы развития дарований, расширения литературного кругозора учащихся практически отсутствуют и в школах, а если они есть, то часто в форме небольших факультативов и краткосрочных курсов.



Новизна программы заключается в следующем: она не только призвана формировать у детей определенные навыки (создания поэтических и прозаических произведений, основы юнкоровской деятельности), но и углублять их знания в области поэзии, прозы. Предусматривается определенная теоретическая и практическая работа по развитию грамотной речи, обогащенной средствами художественно –эстетической выразительности родного языка.

Программа основывается на следующих принципах:

-добровольного участия в работе кружка;

-природосообразности (учет биологических, возрастных данных детей);

-культуросообразности (опора на ценностные ориентиры, культуру нашего народа);

- интеграции общего и дополнительного образования (учет знаний, приобретаемых в школе и расширение их представлений о поэзии, прозе).

-комплексного подхода к обучению (использование на занятиях музыкальных произведений, репродукций; совместная работа с руководителями других студий, кружков, творческой интеллигенцией, творческими коллективами).

Одним из важных аспектов обучения по данному проекту является работа с одаренными детьми. С учащимися, имеющими особые способности к написанию прозаических и стихотворных произведений Программа «Шанс» предусматривает как индивидуальную, так и групповую деятельность (в том числе внеурочную). В дальнейшем с наиболее одаренными подростками планируется составление индивидуальных программ обучения.

Многим детям свойственна разбросанность интересов, они хотели бы охватить всё, записаться везде. При такой "всеядности" детей важно сочетание широты и глубины содержания разнообразных форм занятий, гибкость их использования, проведение массовых урочных и внеурочных занятий с учетом индивидуальных способностей, предпочтений ребят.



Организация проведения занятий - небольшая часть определенных занятий отводится на изучение теоретического материала, а основная часть занятий - на практическую работу по написанию стихов, рассказов, на консультации по изученной теме, редактирование черновых вариантов. Причём, углубление, специализация знаний проводится в соответствии с возрастом и способностями участника кружка, годом его обучения. В этих же целях программой предусматривается проведение большого количества индивидуальных занятий

Цель программы:

формирование у подростков умения создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов.



Задачи программы:

- сформировать навыки самостоятельного литературного творчества учащихся;

- через взаимодействие с поэтами старшего поколения (литературное общество «Друза») способствовать овладению принципами общения, азов стихосложения;

- развивать творческие способности детей, навыки публичных выступлений подростков;

- создавать предпосылки становления гражданственно-зрелой, патриотически настроенной, высоконравственной, толерантной, творческой личности;

- формировать навыки адаптации учащихся в рыночных условиях современного общества, социализации личности ребенка, в первую очередь, через активную публичную деятельность и общественную.



Адресат программы обучаюучащиеся в возрасте 7 - 15 лет.
Педагогические технологии

Личностно-ориентированное обучение (работа с одарёнными детьми, с подростками, имеющими определённые проблемы в усвоении программного материала).



  1. Технология организации групповой деятельности на занятиях.

  2. Здоровьесберегающие технологии (тренинги, оздоровительные игры, , физкультминутки, приёмы психотерапии; меропр. по ЗОЖ.

  3. Технология проведения КТД различной направленности (Иванов И.П.)

  4. Технология проведения студийных занятий (Щуркова Н.Е.)

6.Технологии организации самоуправленческой деятельности учащихся (Селевко Г.К.)

7. Информационно-коммуникативные технологии.


Основные методы обучения.

1. Словесные методы обучения (объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация)

2. Работа с текстами художественных произведений.

3. Методы практической работы: написание стихов, рассказов и др.художественных произведений.

4. Метод наблюдения: запись наблюдений, художественные зарисовки, рисунки, фото-видео съёмка.

5. Метод проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор; аргументов и фактов доказательств, самостоятельный поиск обучающимися материала на поставленную проблему; самостоятельное изучение определённой части учебного материала

6. Проектно-конструкторские методы: моделирование КТД, создание творческих работ литературных произведений, разработка сценариев праздников, спектаклей.

7. Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные игры, подвижные, , игры на развитие памяти, внимания, воображения, игры –конкурсы, игры – путешествия, ролевая, деловая игра.

8. Наглядный метод обучения: используются наглядные материалы (картины, рисунки, фотографии, тексты, видеоматериалы).

10. Интеграционный метод: используются на занятиях и внеклассных мероприятиях различные средства искусства (литература, музыка, театр, ИЗО, хореография и.т.д.).

11. Психологические и социологические методы и приемы: анкетирование, тесты, создание решения различных ситуаций (психологические тренинги, социодрамы).

12.Практико-ориентированная деятельность:(письменные работы, тренировки, репетиции, интервью, публицистические зарисовки, заметки в газету, видеосъёмки).

Формы занятий


  • Основная форма работы – групповая, но, в связи с различным уровнем развития и личностными качествами детей занятия строятся на индивидуальном общении или в составе небольшой группы.

  • Как правило, занятия комбинированные, т.е. включают в себя теоретическую часть (беседы, лекции) и практическую часть (под руководством педагога, самостоятельная работа, игра, творческие практикумы).

  • Чтобы сделать занятие разнообразнее и интереснее, активно используются такие формы, как обсуждение, викторина, мастер-класс, конкурс, съемка на мероприятиях.

Новизна программы состоит в комплексном методе обучения принципиально разным видам деятельности в рамках одного направления. Постижение основ стихосложения, создания прозаических произведений, азов журналистики расширяет для ребенка возможности самореализации и, в дальнейшем, профориентации. Занятия в объединении позволяют сформировать как практические навыки создания творческих работ, в т. ч. с использованием ИКТ (презентации, проекты и т. д.), так и развить интеллектуально-творческие способности воспитанников в процессе работы.

Вид программы модифицированная

Направленность программы - социально – педагогическая

Уровень освоения – общекультурный, базовый


Цель программы – Развивать творческое мышление, коммуникативные качества, интеллектуальные способности и нравственные ориентиры личности в процессе создания литературных произведений.

Для реализации этой цели в ходе обучения необходимо решить целый ряд воспитательных, развивающих, образовательных и организационно – практических задач:

Образовательные:

Формирование у подростков самостоятельного умения создавать стихи, малую прозу; желания развивать себя как творческую, созидательную личность на основе общечеловеческих ценностей.

Формировать навыки самостоятельного литературного творчества учащихся;

Формировать умение анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.

Развивать литературный и общий кругозор учащихся; компетентность в области стихосложения и прозы.

Развивающие:

Развитие способности к самовыражению и образному восприятию окружающего мира.

Развитие познавательных способностей учащихся.

Развитие устойчивого интереса к киноискусству.

Развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Развивать умение вырабатывать собственный взгляд на происходящие события, умение отличать главное от второстепенного.

Воспитательные:

Воспитание общей культуры и поведенческой этики.
Программа рассчитана на 2 года обучения

1 год обучения: – 162 ч, с сентября по май (9 месяцев)

2 раза в неделю по 2,25 ч.



2 год обучения: 162 ч, с сентября по май (9 месяцев)

2 раза в неделю по 2,25 ч.



Ожидаемые результаты программы

1.Участие в конкурсах литературных работ и других творческих конкурсах различного уровня.

2. Выпуск стихотворного сборника совместно с обществом «Друза».
Учебно - тематический план программы , 1 год обучения.




Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Техника безопасности.

1

1

0

2

Стихосложение

1. Основы поэзии. Рифма. Чистоговорки. Двусложные размеры стихов. Виды стихов. Тема. Идея.

2. Поэтическое творчество. Русская поэзия. Выразительные средства русского языка и их использование в стихотворной речи. Жанры поэзии. Выразительность поэтической речи. Поэзия и штампы.

3 Практикумы по стихосложению.



70

10

60

3

Прозаические произведения.

1 Основы создания прозаических произведений. Тема. Идея. Стили. Типы речи. Жанры. Выразительные средства языка в создании прозаических произведений: эпитет, олицетворение, метафора.

2 Практикумы по созданию рассказов и др. прозы.


30

10

20

4

Устное народное творчество.

  1. Выразительные средства устного народного творчества (сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки).

  2. Практикумы по созданию произведений устного народного творчества.

20

3

17

5

Групповая деятельность (по подготовке публикаций, коллективных творческих работ).

40

2

38

6

Мониторинг учебной деятельности учащихся:

Диагностика затруднений в освоении учебного материала.

Диагностика творческого развития детей.

Диагностика учебных возможностей.



1

0

1




Итого:

162

26

136


Учебно – тематический план 2 год обучения.





Темы занятий.

Количество часов

всего

Теор

Практ

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ в ТО и по ОУ.

1

1

0

2

Тема: Литературные жанры. Стихи и проза: «Лед и пламень не столь различны меж собой». Связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью.

5

2

3

3

Тема: Стихосложение: «Я знаю силу слов».

Жанры: баллады, басни как оригинальные поэтические жанры.

Лексическое разнообразие рифмы. Буриме. Традиционная поэзия и поэзия стихов без рифмы. Белый стих. Японские танки и хокку. Стихи российских и зарубежных поэтов. Комментированное чтение. Звуковой анализ стиха.

«Поэзия и мы»: внимательность и воображение читателя.

Песенная поэзия. Бардовская песня.

Поэзия и штампы: стилистическая неточность, назидательность.

Практикумы по стихосложению.


30

5

25

4

Тема: Литературная проза. Жанры литературных произведений: рассказы, повести, романы, легенды, фантастика, детективы, сочинения, эссе.

Сопоставление произведений разных жанров.

Повествовать – значит рассказывать: построение рассказа на основе сюжета.

«Краткость – сестра таланта»; русские и зарубежные писатели – мастера короткого рассказа.

Практикумы по написанию прозаических произведений.


17

5

12

5

Тема: Устное народное творчество как основа современной литературы.

Жанры: потешки, небылицы, загадки, пословицы, прибаутки, притчи, скороговорки. Былины как отражение жизни народа.

Виды и типы сказок. Мифы, легенды. Фантазия, вымысел и реальность. Народные и литературные сказки России. Сказки и легенды народов ЮГРЫ. Сказки народов мира. Алгоритм сочинения сказки. Практикум по сочинению сказок, легенд, мифов.


20

6

14

6

Тема: Студия актерского мастерства: интонация, логические пауза и ударение, выразительность жестов и мимики.

10

2

8

7

Тропы как средства художественной выразительности языка в литературе. Особенности художественного стиля речи. Роль метафор, эпитетов, сравнений и других тропов в создании образов в художественном произведении.

20

6

14



8

Тема: Творческая деятельность: КТД - коллективное творческое дело: Коллективное планирование, моделирование, проведение.

Творческие встречи с поэтами, музыкантами, творческими людьми.

Концертная деятельность: мероприятия в Доме школьников, в поселке, встречи с ветеранами труда и тыла, активной общественностью.

Участие в литературных конкурсах различного уровня и различной направленности.



15

6

9

9

Тема: Проектно – исследовательская деятельность. Проект «Мой поэтический сборник». Создание учащимися творческих проектов, участие в исследовательской деятельности.

40

2

38

10

Тема. Мониторинг учебной деятельности.

4

0

4



Итого:


162

35

127


Оценочный материал

Вводный (проводится в начале работы, для закрепления знаний, умений и навыков) – беседа – диалог, тесты, анкеты, викторины.

Текущий (в ходе учебного занятия для закрепления знаний по данной теме) – , , опрос, наблюдение, конкурсы, творческие задания.

Итоговый (проводимый после прохождения программы) – тестирование, выполнение практической творческой работы: самостоятельное создание 4стихотворения или прозаического произведения по заданной тематике или буриме; одаренные дети – самостоятельное творчество.

Мониторинг образовательных результатов учащегося.



Мониторинг личностного развития учащегося.
Учебно - методическая литература:




п/п

Автор, название методического пособия, статьи в журнале




журнала, год издания

и т.д.

1

Алиева Л.В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания




Внешкольник. - 2006. - № 11.



2

Богданова Р.У. К проблеме оценивания результативности в системе ДО




Внешкольник. - 1997. - № 1

3

Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей




Д О - 2004. - № 12.



4

Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении ДО детей




- Ярославль: Б.и., 2000.



5

Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских творческих объединений




Внешкольник. - 2003. - № 4.



6

Кашепов М.В. Критерии результативности в работе педагога ДО




Внешкольник. - 2007. - № 2.



7

Кленова Н.В., Ломова В.Ф., Маренков А.В. Технология наблюдения за развитием личностных качеств школьника




Школьные технологии. - 1999. - № 1, 2.



8

Михайлова Т.В. Педагогический мониторинг деятельности детского объединения




Приложение к журналу "Внешкольник" 2005. - № 11.

9

Прохвостова И.А. Диагностика обучения и личностного развития воспитанников по программе "Обучение, развитие, игра"




Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - № 6.

10

Сулейманова Н.И. Диагностика результативности воспитательной системы "Королевство добра"




Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 10 (96).

11

Аркин И.И. Возвращение к литературе.




Литература в школе. 1998 № 1.

12

Шенкман В.И. И близких всех душа не позабудет (развитие речи).




Литература в школе. 1997 № 1.


Учебный материал к занятиям.



Автор. Название. Изд-во. Год.

Кол-во


1

Хрестоматия по эстетике. «Библиотека лицеиста».

Москва 1995 год.

1

2

Л Е Стрельцова. «Литература и фантазия». Москва. Просвещение. 1992 г.

1

3

Уроки добра и красоты. Смоленский обл. инст. усоверш-я учителей. 1995.

1

4

Л. Царенко. «От потешек к пушкинск. балу». Линка – пресс. Москва. 1999г.

1

5

Н. Дереклеева. «Организация родительских собраний в 1 -11 классах». Москва. Русское слово. 2000 год.

1


6

Т А Ладыженская. « Развивайте дар слова ». Москва. Просвещение. 1982 г.

1

7

« Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». Москва. Просвещение. 1977 год и 1990 год

1

8

В. Рахматшаева. Грамматика общения. Семья и школа. Москва. 1995 год.

1

9

Н.В. Нечаева. Обучение грамоте. Организация литературного творчества.

Москва. 1992 год.



1

10

О.В. Узорова. Практическое пособие по развитию речи.«Аквариум». ГИППВ.1998.

1

11

М.М. Безруких. Сказка как источник творчества детей.

Москава. «Гуман-й издат-й центр ВЛАДОС». 2001.



1

12

Е. Брандис «От Эзопа до наших дней»

Москва. «Детская литература».1980.



1

13

Методические пособия по обучению сочинениям.

Издательство «Учитель». Влогоград. 1996 год.



5

14

Г. Бардиер.

Я хочу (психологическое сопровождение естественного развития детей). Издат-ва «Вирт», «Дорваль». Кишинев. Санкт – Петербург. 1993.



1

15

Н.В. Цзен. Тренинг , игры и упражнения. «Физкультура и спорт». Москва. 1998.

1

16

К тайнам слова. Занимательная лингвистика. Волгоград. 2008.

1

17

Внеклассное чтение. Интерактивные занятия. Волгоград. 2011.

1

18

Занимательная лингвистика. Программа. Материалы к занятиям. Волгоград. 2009.

1

19

А. Ганери. Книга исследователя. Москва. «Риполклассик» .2010.

1

20

Методическая медиатека. «Сочинение по предложенному тексту»

1


Список используемой литературы для учащихся.





Автор. Название. Дата издания.

Кол-во

1

Сборники стихов поэтов литературного общества «Друза»: Березово. 1998.

ВВ Шевырталов. Березово. 2001.

ЛН Полетаева. Сафоново. 2007.

ЛН Полетаева. Екатеринбург.. 2010

ЛН Полетаева. Екатеринбург.. 2012

ВП Канева. Березово. 2008.

ОИ Айбатова (буклет). Березово. 2008.

М Пуртова. Тюмень.2010.



4
1

1

1



1

1

1



1

2

В. Степанов. Русские пословицы и поговорки. »Аст – пресс». Москва. 1999.

1

3

Загадки для малышей Астрель. Тула. 2011.

1

4

Агния Барто. Сборник стихов. 1997.

1



Приложение №2

Контрольные вопросы и задания.

Контрольные задания. 1 год обучения.

Придумай стихотворение по заданному «Буриме». Озаглавь его.

1 идет?

2 Новый год,

3 встречать

4 поздравлять!
5 Дед Мороз,

6 принес,

7 игрушку,

8 хлопушку,


9 велосипед,

10 ( мопед, привет!)

11 хоровод

12 Новый год!


«Работа над пониманием текста» (деформированный текст).

На занятии используются деформированные тексты. Рассказ крупно напечатан, затем текст разрезан на части. Ученику следует восстановить его, т.е., собрать части в нужном порядке, а для этого необходимо понять смысл сообщаемого, установить последовательность описываемых событий и причинно-следственные связи. Когда работа завершена, взрослому не нужно говорить правильно ли ее выполнили и на сколько правильно. Ученик сам узнает это, стоит ему посмотреть на обратную сторону собранной карточки. Там была наклеена картинка и, если рассказ верно составлен, то и картинка будет собрана правильно. Мы не проводим такую работу как проверочную. Ей придается игровой, занимательный характер и служит она для целей «научиться», «потренироваться». Никто не скрывает, что снизу наклеена картинка-ключ и любой мог бы туда посмотреть до выполнения работы, но ведь в игре интересно «получится - не получится». В начале, когда такие карточки только появляются к классе, с ними дети работают в парах. Они по очереди выбирают часть текста и говорят почему нужно поставить именно эту часть. После согласия партнера часть устанавливается на место. Понятно, что в этих условиях нет необходимости подсмотреть «в ответ».




  1. Найди в текстах тропы: метафору, эпитеты.

С.Есенин. "Не жалею, не зову, не плачу."

Не жалею,не зову, не плачу,

Все прошло, как с белых яблонь дым,

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.
Не вернуть того, что отмечталось,

Не догнать того, что не сбылось,

Слишком раннюю утрату и усталость,

,Испытать мне в жизни привелось.

Дух бродяжий, ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст,

О.моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!


Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне,

Будто я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.


Не жалею,не зову, не плачу,

Все прошло,как с белых яблонь дым,

Увяданья золотом охваченный

Я не буду больше молодым...


В Гончаров. "Осень".

Вслушайтесь,

У осени есть свои звуки,

Осенью сердце мое обнажается так же,

Как вот эти деревья.

Оно сжимается в зябкий

Одинокий комочек,

Оно слушает,

И его мечты неотделимы

От воспоминаний.

И от всего этого

Образуются звуки,

Свои звуки,

И слова, и переживания

Тоже свои.


  1. Определить вид тропа, придумать с тропами предложения или небольшое эссе.

№1 серебряные змеи, прозрачные леса, увядшая мечта, звенящий воздух, плачущее сердце,поющая душа, плачущая свеча, железное сердце, застывший взгляд,плачущие камни. вздыхающие волны.



№2 А.С. Пушкин: "Жестокий век, жестокие сердца!"

Тест по теме «Стихосложение»

Вариант 1

  1. Найти просторечье, эпитет, анафору, приём звукописи
    А. «Одарена воображением мятежным»
    Б. «И вестник утра ветер веет»
    В. «Татьяна прыг в другие сени»
    Г. «Тут был, однако, цвет столицы.
    Тут были дамы пожилые,
    В чепцах и розах, с виду злые,
    Тут было несколько девиц…»
    Анафора ___________
    Эпитет _____________
    Звукопись __________
    Просторечье ________

  1. Определите размер стихотворения
    И Демон видел… На мгновенье
    Неизъяснимое волненье
    В себе почувствовал он вдруг,
    Немой души его пустыню
    Наполнил благодатный звук

  1. Составьте рифмы из следующих слов
    Послушный, ясна, безмятежных, печаль, даль, розы, простодушной, луна, нежных, страны, лет, слёзы, тишины, цвет

  1. Даете названия стихотворным размерам
    - - //- - // - - // - - // - - // - - (ударение на втором слоге)
    - - // - - // - - // - - // - - // - - (ударение на первом слоге)
    - - - // - - - // - - - // - - - // - - - (ударение на втором слоге)
    - - - // - - - // - - - // - - - // - - - (ударение на третьем слоге)
    - - - // - - - // - - - // - - - // - - - (ударение на первом слоге)

  1. Соотнесите художественные приёмы, средства изобразительности и приведённые строки стихотворений
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета,
    как ризой она* *Антитеза
    Я тот, чей взор надежду губит,
    Я тот, кого никто не любит* *Звукопись
    Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень* *Анафора
    Все, как было. Только странная воцарилась тишина* *Эпитет
    Задремали звезды золотые,
    Задрожало зеркало затона* *Сравнение

  1. Какие тропы, стилистические фигуры и поэтические приёмы использованы в данных цитатах?
    …Дети бесови поля перегородиша, а
    Храбрии русици преградиша чрълеными щиты. («Слово о полку Игореве»)
    Смуглый отрок бродил по аллеям,
    У озёрных грустил берегов.
    И столетие мы лелеем
    Еле слышный шорох шагов. (Анна Ахматова)
    И глухо, как от подачки.
    Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились слёзы собачьи
    Золотыми звёздами в снег. (С. Есенин)
    О сад ночной, таинственный орган,
    Лес длинных труб. Приют виолончелей. (Н. Заболоцкий)
    Гляжу назад – прошедшее ужасно;
    Гляжу вперёд – там нет души родной! (М. Лермонтов)

  1. Подчеркните метафоры
    Слава – нас учили – дым;
    Свет – судья лукавый.
    Вот баллады толк моей:
    Лучший друг нам жизни сей
    Вера в провиденье
    Благ зиждителя закон:
    Здесь несчастье – лживый сон:
    Счастье – пробужденье.



  1. Напишите стихотворение на тему «Природа», используя всевозможные художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)



  2. Тест по теме «Стихосложение»
    Вариант 2

  1. Найти просторечье, эпитет, анафору, приём звукописи
    А. «Дика, печальна, молчалива…»
    Б. «И человека растянуть он позволял не как-нибудь…»
    В. «Когда гремел мазурки гром..»
    Г. «Тут был на эпиграммы падкий,
    На всё сердитый господин,
    На чай хозяйский слишком сладкий,
    На плоскость дам, на топ мужчин»
    Анафора ___________
    Эпитет _____________
    Звукопись __________
    Просторечье ________

  1. Определите размер стихотворения
    И гордый Демон не отстанет,
    Пока живу я, от меня,
    И ум мой озарять он станет
    Лучом чудесного огня.

  1. Составьте рифмы из следующих слов
    В тишине, скалою, шумный, певец, пою, упирали, умный, мою, пловец, грозою, чёлн, напрягали, на челне, полн.

  2. Какой поэт использовал эти рифмы, назовите стихотворение.
    Укажите количество стоп в стихотворениях. Назовите их размер
    «Сижу за решёткой в темнице сырой…»
    «И ангел строгими очами на искусителя взглянул..»
    «Славная осень! Здоровый, ядрёный.
    Воздух усталые силы бодрит…»

  1. Соотнесите определение с соответствующим термином
    Определённый повторяющийся
    ритм стихотворения* *размер стихотв.
    Звуковое совпадение последних слогов* *строфа
    Одна строка в стихотворном
    произведении* *рифма
    Регулярное сочетание ударного
    и безударного слога* *стих
    Группа стихов, объединённая
    определённой системой рифмовки* *стопа

  1. Какие тропы, стилистические фигуры и поэтические приёмы использованы в данных цитатах?
    Ещё в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят –
    Бегут и будят сонный брег (Ф.Тютчев)
    Раненым медведем
    Мороз дерёт (Н.Асеев)
    Целый день осыпаются с клёнов
    Силуэты багровых сердец (Д.Самойлов)
    Клянусь я первым днём творенья
    Клянусь его последним днём… (М.Лермонтов)
    Шёпот сердца, уст дыханье,
    Трели соловья.
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья. (А.Фет)

  2. Соотнесите литературоведческие понятия с определениями
    А. Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основе общего для обоих признака.
    Б. образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления.
    В. Один из тропов, сопоставление предметов или явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам.
    Г. Художественное противопоставление обстоятельств, понятий, положений, образов.
    Антитеза ___________
    Метафора ___________
    Эпитет _____________
    Сравнение___________

  1. Напишите стихотворение на тему «Природа», используя всевозможные художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)

Каталог: programs
programs -> Открытый конкурс на реализацию краткосрочных Дополнительных Образовательных Программ повышения квалификации ппс вузов России
programs -> Программа «Фармацевтическая химия»
programs -> Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 04. 04. 01 «Химия» Тема Общая химия и неорганическая химия
programs -> Программа «Биоорганическая химия»
programs -> Документация о проведении запроса цен в электронной форме
programs -> Программа учебной дисциплины
programs -> Пояснительная записка Актуальность программы
programs -> Оао «Чусовской металлургический завод»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница