Программа выявления и развития физических способностей детей дошкольного возраста с нарушением осанки к занятиям фитбол-гимнастикой



Скачать 244.92 Kb.
страница1/6
Дата26.04.2022
Размер244.92 Kb.
#130835
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6
Diplom
Семинар


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



2.1. Программа выявления и развития физических способностей детей дошкольного возраста с нарушением осанки к занятиям фитбол-гимнастикой


В формировании физической культуры личности происходит не только приобретение двигательных навыков и знаний, связанных с ними, но и развитие физических способностей дошкольников.


Для выявления физических способностей я использовал следующие понятия:
Физическое качество - это совокупность биологических и психических характеристик личности человека, выражающая его физическую готовность к совершению активных двигательных действий.
Физические способности - это задатки человека. Они присущи всем, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному [31].
Цель программы - выявление и развитие физических способностей дошкольников с нарушением осанки к занятиям фитбол-гимнастикой.
Задачи:
1. Выявлять и развивать мышечную силу (силовые качества) у детей дошкольного возраста с нарушением осанки.
2. Распознавать и развивать быстроту (скоростные навыки) у дошкольников с нарушением осанки.
3. Распознавать и развивать координацию у дошкольников с нарушением осанки (координационные навыки).
4. Выявить и развить у дошкольников с нарушением осанки настойчивость.
5. Демонстрировать и развивать гибкость у дошкольников с нарушением осанки.
В настоящее время принято выделять пять основных физических способностей (классификация по Н.И. Долговой): мышечная сила (силовые способности), быстрота (скоростные способности), координация (координационные способности), выносливость и гибкость. Каждый из них имеет разные формы проявления в разных видах двигательной активности.
Физическая способность может выражаться в различных физических качествах. И наоборот, физическое качество может выражаться в различных физических способностях. Всем известно, что человеческий организм развивается неравномерно (гетерохромно). У ребенка есть фазы, в которых одни физические характеристики развиваются лучше, чем другие. Их называют сенситивными.
Сенситивная фаза - это чувствительная фаза в развитии детского организма. Если в эти периоды будет достигнуто ведущее воспитательное воздействие, то оно будет намного выше, чем в другие.
Определение физической способности детей дошкольного возраста с нарушением осанки к занятиям фитбол-гимнастикой:
а) мышечная сила (силовые навыки)
Сила - это способность человека преодолевать внешнее и внутреннее сопротивление за счет напряжения мышц. Различается:

  • абсолютная сила - величина максимального усилия;

  • относительная сила - это величина абсолютной силы, приходящаяся на килограмм веса тела.

Градиент силы - это способность человека увеличивать усилие в единицу времени (например, некоторое время подтягиваться).
Цель: продемонстрировать силовые возможности: метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.
Методика: По команде «Старт!» Бросок мешка правой (левой) рукой методом «за спину, через плечо». Встаньте за контрольную линию, бросьте мешок с песком как можно дальше. Засчитывается лучший бросок (дается три попытки) [31].
б) Быстрота (скоростные способности)
Быстрота - это способность человека выполнять двигательные действия за минимальное для данных условий время, не снижая эффективности приема, выполняемого двигательного действия. Скорость делится на 2 группы:

  • скорость отдельного движения (например, бега);

  • скорость двигательных реакций - это процесс, начинающийся с восприятия информации о начале действия и заканчивающийся началом реакции.

Цель: продемонстрировать скоростные навыки в беге на 30 м с высокого старта.
Методология: в забеге принимают участие не менее двух человек. По команде «Старт!» Дети подходят к стартовой линии и занимают исходные позиции. По команде «Внимание!» Наклониться вперед и ответить на команду «Марш!» бегут на пути к финишу. Фиксируется лучший результат.
У каждого человека бывает такое явление, когда он не может «побить» свой результат. Скоростной барьер - это привычка преодолевать расстояния с определенной скоростью.
в) Координация (способность координировать)
Координация - это способность координировать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения объединяются в единое двигательное действие, выполняемое экономно, необременительно, пластично, четко [9, с. 110].
К основным навыкам координации относятся:

  • умение ориентироваться в пространстве;

  • равновесие;

  • ритм;

  • способность воспроизводить, дифференцировать, оценивать и измерять пространственные, временные и силовые параметры движения;

  • ответная реакция;

  • скорость перестройки двигательной активности.

Цель: определить умение быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.
Методика: в забеге могут участвовать один или два ребенка дошкольного возраста. Перед началом забега на линии старта и финиша каждого дошкольника раскладывают игральные кости. По команде «Старт!» Дети выходят на стартовую линию. По команде «Марш!» добежать до финиша, оббежать куб на старте и финише и так далее. Общее время работы фиксируется.
г) Выносливость
Выносливость - это способность человека выдерживать утомление, выполнять работу, не теряя ее эффективности.
Утомление - это временное снижение работоспособности, вызванное умственным или физическим напряжением.
Фазы утомления:

  • усталость - это субъективное ощущение утомления. Эта фаза защищает тело от утомления;

  • компенсированное утомление - в этой фазе возможно сохранение работоспособности за счет дополнительных произвольных усилий. Однако при этом наблюдаются некоторые изменения в биохимической структуре движения.

  • некомпенсированное утомление - это снижение общей рабочей силы до ее прекращения.

Виды тестов для выявления выносливости:
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданный уровень активности. На основе этого критерия разработаны прямые и косвенные методы измерения выносливости. В прямом методе испытуемого просят выполнить задание (например, пробежать) с определенной интенсивностью (60%, 70%, 80% или 90% от максимальной скорости). Сигналом к окончанию теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги редко используют прямой метод, так как им сначала необходимо определить максимальную скоростную способность испытуемых (пробежать 20 или 30 метров в движении), затем рассчитать заявленную скорость для каждого из них, и только потом приступать к тестирование [31].
В практике физического воспитания в основном используется косвенный метод, при котором выносливость дошкольников определяется временем преодоления ими достаточно большой дистанции. Например, для старших дошкольников длина дистанции обычно составляет 600-800м. Используются также тесты с фиксированным временем бега 6 или 12 минут. Рассчитывается расстояние, пройденное за заданное время.
д) Гибкость
Гибкость - это способность человека выполнять движения максимальной амплитуды. Зависит от:
1. Эластичности и податливости мышц связок.
2. От температуры окружающей среды.
3. От суточной периодики (утром, вечером).
4. От строения суставов.
5. От общего состояния организма.
Различают:
а) активная гибкость - увеличение амплитуды за счет напряжения мышц;
б) пассивная гибкость - амплитуда достигается внешними растягивающими силами.
Разница между активной и пассивной гибкостью называется «запасом гибкости».
3. Развитие физических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением осанки к занятиям фитбол-гимнастикой
а) Мышечная сила (силовые навыки)
Цель: развивать мышечную силу (силовые качества) детей дошкольного возраста с нарушением осанки
Средства развития силы:
1. Упражнения с внешними отягощениями (мешочки с песком).
2. Упражнения, усиленные весом собственного тела.
Методы развития силы:
1. Метод максимального усилия (1-2 повторения с максимальным весом).
2. Флешинг: его суть заключается в том, что выполняется не одно упражнение на определенную группу мышц, а несколько последовательных
3. Метод малых усилий (много подходов с малым весом).
б) Быстрота (скоростные способности)
Цель: развивать быстроту (скоростные навыки) дошкольников с нарушением осанки.
Основные методы развития быстроты:
1. Методика строго регламентированного упражнения:
а) повторный метод: суть его сводится к выполнению упражнений с около максимальной или предельной скоростью. Задания следует выполнять в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на скорость отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такова, чтобы сохранялась максимальная скорость (обычно 5-10 секунд), отдых между упражнениями должен обеспечивать наибольшую рабочую готовность (30 секунд - 5 минут в зависимости от вида упражнений и состояния ребёнка ). Варианты повторного метода в развитии быстроты по Озолину Н.Г.
б) методы переменных (вариативных) упражнений с разными скоростями и ускорениями по заданной программе в специально созданных условиях. При методе вариативных упражнений чередуются движения высокой интенсивности (в течение 4-5 секунд) и движения меньшей интенсивности - сначала увеличивают скорость, затем поддерживают ее, а затем замедляют. Это повторяется несколько раз подряд [31].
2. Круговой метод тренировки. Подбирают упражнения, нацеленные на ключевые группы мышц и суставы.
3. Игровой метод. Проведение скоростных упражнений в играх на свежем воздухе и специальных эстафетах.
4. Метод соревнования. Используется в виде различных тренировочных соревнований.
в) Координация (способность координировать)
Цель: развивать координационные способности дошкольников с нарушением осанки.
Средствами развития являются упражнения, представляющие собой определенное координационное усилие дошкольников, содержащие элементы нового, отличающиеся разнообразием воплощения, включающие в себя задания на регуляцию и самооценку различных параметров движения.
Ведущими методами являются:

  • метод вариативного упражнения;

  • игровой метод.

Развитие способности различать разные параметры движения основано на сопоставлении их субъективной оценки с объективным результатом.
При формировании «чувства времени» предлагается пройти определенное расстояние за определенное время, а затем сравниваются заявленные и фактические результаты.
При формировании «чувства пространства» эффективно введение в окружающую среду дополнительных ориентиров, указывающих направление, амплитуду и траекторию движений [19, с. 67].
Важное место в развитии функции равновесия занимают упражнения, направленные на совершенствование вестибулярного аппарата. Сюда входят множественные скручивания, наклоны, круговые движения головой и туловищем, кувырки и т. д.
Развитие способности выполнять движения в определенном ритме достигается за счет специально организованных звуковых сигналов или музыкального сопровождения физических упражнений. Используются упражнения на месте, ходьба, бег с движениями рук, головы и верхней части туловища под счет, конкретные команды или музыкальное сопровождение. Используются также танцевальные упражнения и двигательные импровизации в заданном ритме [14, с. 98].
Развитие произвольной мышечной релаксации основано на чередовании сокращения и расслабления соответствующих групп мышц. Важно добиться отсутствия напряжения мышц, непосредственно не участвующих в работе, например, мышц плечевого пояса при беге.
Контроль мимических мышц лица помогает предотвратить скованность. Имеет смысл совмещать фазы движения с фазами дыхания.
г) Выносливость
Цель: развивать выносливость у дошкольников с нарушением осанки
Основным средством развития выносливости являются физические упражнения, достаточно длительная нагрузка.
Методы развития выносливости:
1. Метод круговой тренировки.
2. Повторно-интервальный.
3. Игровой.
д) Гибкость
Цель: развивать гибкость у дошкольников с нарушением осанки
Средства развития гибкости:
1. Упражнения на растяжку с постепенно увеличивающейся амплитудой.
2. Маховые упражнения в медленном темпе (боли быть не должно).
Прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости, необходимо размяться. В связи с этим упражнения на растяжку обычно проводят в заключительной части.
Ощутимые периоды развития гибкости: 5-6 и 9-14 лет. Активная гибкость развивается: 10-14 лет. Пассивная гибкость - 9-11 лет.
4. Этапы реализации программы
I этап - подготовительный. Включает подборку методов оценки физических возможностей (начальное тестирование детей дошкольного возраста с нарушением осанки).
II этап - основной. Включает в себя методы развития физических способностей.
III этап - заключительный. Подведение итогов, анализ результатов, оформление результатов [31].



Скачать 244.92 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница