Программы внеурочной деятельности Общие положения



Скачать 158.78 Kb.
страница1/4
Дата05.02.2019
Размер158.78 Kb.
#71334
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4

Программы внеурочной деятельности

Общие положения

ВВЕДЕНИЕ

Программа внеурочной деятельности представляет собой программу организации внеурочной деятельности подростков по конкретным видам (кроме учебной), в которых возможно решение задач воспитания и социализации подростков. Программа ориентирована на учащихся 5-6-х классов.



Цели и задачи внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования -целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное предназначение внеурочной деятельности - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

В определении содержания программ школа руководствовалась педагогической целесообразностью и ориентировалась на запросы и потребности обучающихся и их родителей.

Предусмотренные данной программой занятия проводятся как в группах, состоящих из смешанных групп обучающихся 5-х классов (образовательная программа дополнительного образования «Хоровое искусство» и «Театральное искусство», так и в класс-группах «Развитие интеллектуальных умений», «Мой город», «Спортивные группы».

Программа предполагает как проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками (5ч в неделю на каждого ученика), так и возможность организовывать занятия крупными блоками - «интенсивами» (спектакли, походы, экскурсии и т. д.)

Каждый из модулей предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности и направлен на решение своих педагогических задач.

Пояснительная записка

Необходимость обращения к внеурочной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования (5-6 кл.)

Сегодня внеурочную деятельность (ВУД) в общеобразовательном учреждении необходимо организовывать с целью вовлечения обучающихся в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом. Внеурочная деятельность организуется в соответствии с требованиями ФГОС к организации ВУД школьников:

- внеурочная деятельность в 5-х классах включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 5 часов в неделю;

- школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы;


  • часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся;

  • все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные, образовательные и развивающие результаты.

Учебный план для 5-6-х классов включает для каждого класса 5 часов внеурочной деятельности по 5 направлениям:

  • спортивно-оздоровительное;

  • духовно-нравственное;

  • социальное;

  • общекультурное;

  • общеинтеллектуальное.

Заинтересованность школы введением внеурочной деятельности (ВУД) объясняется и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов обучающегося возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как обучающий выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов.

Реализация ВУД обучающихся будет способствовать:



  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

  • формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.


Цель внеурочной деятельности:

создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.



Задачи педагогического коллектива:

  • изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС ООО;

  • определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся 5-6 классов;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор обучающимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

  • проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

  • теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

  • определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

  • разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

  • овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС ООО.

  • эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Научно-методическое обеспечение

Научно-методическую поддержку при реализации ВУД будут оказывать:



  • специалисты (методисты) Управления образования г.о. Химки;

  • координаторы ГБОУ ВПО «Академии социального управления» Московской области, кафедра дополнительного образования и сопровождения детства;

  • специалисты ГБОУ ДПО «Центра профессионального развития» г.о. Химки



Материально-техническое обеспечение

Для введения внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО В 5 классах в школе имеются необходимые условия: имеются столовая и медицинский кабинет, спортивные залы (1),спортивный инвентарь, актовый зал (1), музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальная аудио-видео - техника, ТСО, библиотека, игровая площадка и тренажёрная площадка и др. Школа располагает кабинетом, оборудованным компьютерной техникой(15), подключенной к локальной сети Интернет. В кабинетах имеются телевизоры.


Информационное обеспечение

фонд музея школы, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.



Принципы реализации ВУД:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию.


ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРВЛЕНИЕ

Образовательная программа «Театральное искусство»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа «Театральное искусство» является средством активизации процесса художественно-творческого развития школьников через приобщение к искусству театра в студийной деятельности. Занятия по предложенному курсу способствуют эстетическому и интеллектуальному развитию школьника. Игровая методика рассчитана на два года и строится на основе активного творческого взаимодействия режиссера-педагога и его учеников. Методика подразумевает свободу творческого воображения и творческого мышления ученика, и предусматривает максимальное развитие его творческого начала.

Ценность и значимость данной программы заключается в том, что воспитание актерских умений и приобщение к театральному искусству происходит в естественной сюжетно-игровой форме, в непрерывном взаимодействии со сверстниками и педагогом. Эта отличительная особенность данной программы способствует раскрепощению личности учащегося и содействует безболезненному переходу от игры к учебной деятельности. Вместе с тем театральное занятие-игра носит обучающий и воспитательный характер, преследуя конкретные педагогические цели: воспитание у подростка общения с театральным искусством и развитие их творческих способностей.

Учебно-творческая деятельность по данной программе предусматривает также выступление учащихся-актеров перед зрителями, показ мини-спектаклей и драматических действ. Большое значение для развития у учащихся эстетического отношения к актерской деятельности имеет привлечение родителей к изготовлению костюмов для представлений, приглашение их на открытые занятия и на премьерные показы.

Программное содержание представляет собой логичное постепенное знакомство с искусством театра и процессом работы актера.

Структурную схему данной программы можно легко упростить либо развить и дополнить, исходя из интересов, потребностей, уровня знаний, умений и навыков каждого конкретного ученика или группы.

Материал курса «Театральное искусство» включает в себя идею интеграции с содержанием общеобразовательных предметов: «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Музыка», «Ритмика». Процесс постановки представления актуализирует возможности отдельных учебных дисциплин, синтезирует их опыт, и, тем самым, способствует разностороннему развитию обучающегося.

Таким образом, программу следует рассматривать не как строгую методику, а как попытку подойти к воспитанию творческих способностей учащегося средствами театрального искусства в синтезе с общеобразовательными программами.

ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей учащегося, его воображения, мышления, речи, коммуникативных и волевых качеств средствами театрального искусства; освоение внутренней и внешней актерской техники; воспитание устойчивого интереса к театральному искусству и сценической деятельности; содействие приобщению учащихся посредством театра к литературе и искусству.
ЗАДАЧИ:


  1. Создание условий для реализации внутреннего «Я» учащегося через театральную деятельность.

  2. Знакомство с искусством театра и актерской деятельностью.

  3. Воспитание основных качеств актерской техники, речевой и пантомимической выразительности (мимики и жестов).

  4. Воспитание у учеников основ театральной культуры.

  5. Обучение умению вживаться в актерский образ и передавать его средствами актерской техники.

  6. Развитие эстетического отношения к театру и к творчеству актера.

  7. Создание условий для межпредметной интеграции, способствующей синтетическому постижению любой учебной информации.



ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ:

1. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность - по 45 минут. Программа рассчитана на 2 года обучения.

2. Занятия комплексные, включают упражнения на пантомимическую и речевую выразительность, развитие памяти, внимания, воображения, мышления, коммуникативных и волевых качеств.

3. Занятия направлены на разностороннее развитие ученика (знания - средства развития творческих способностей личности).

4. Педагог уважает личность и творческую индивидуальность ученика и относится к нему как к со-творцу и партнеру.
СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ

ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ1

Курс «Театральное искусство» построен на принципах реалистического театра школы переживания («метод физических действий» и «метод действенного анализа»). Для выполнения поставленных программой задач предусмотрены три основных вида художественной деятельности: выполнение учебно-тренировочных упражнений, восприятие театрального искусства и самостоятельное творчество учащихся. Указанные виды деятельности входят в структуру каждого отдельного занятия и рассматриваются как единый, неразрывный процесс обучения и воспитания средствами театрального искусства.

1. Разминка в полукруге - психологический настрой на занятие (пальчиковые игры, игры и упражнения на элементы внутренней техники актера: внимание, воображение, мышление, память, волю).

2. Речевая разминка (исполнение стихов, мини-диалогов, скороговорок с различной интонацией, громкостью и темпом речи, возможно с одновременным подключением телодвижений).

3. Основной блок: воспитание и совершенствование актерских умений на основе познавательного или сказочного материала посредством «игры в поведение»: выполнения сюжетно взаимосвязанных учебно-творческих заданий, создания драматизаций и драматических действ.

4. Партнерский анализ творческих достижений.

5. Прощание (с элементами актерской или зрительской культуры).
Предполагаемые результаты

учебно-творческой деятельности по данной программе:


  • К окончанию первого года обучения каждый ученик: освоит позиции, как вежливого зрителя, так и активного исполнителя; приобретет навыки внутренней раскрепощенности и мобилизованности к творческой сценической деятельности; научится одновременно и последовательно включаться в партнерское взаимодействие, согласовывать свои действия с партнерами в коллективном этюде; получит элементарные знания о средствах актерского искусства; сможет называть и различать виды театра (драма, кукольный театр, опера, балет, оперетта).

  • К окончанию второго года обучения каждый ученик получит: представление о «составляющих» сценического образа; приобретет навык эстетической оценки; научится вычленять сценическое действие, связывать его с предлагаемыми обстоятельствами и правдиво осуществлять в заданных обстоятельствах; получит представление об исполнительской задаче, событии и его оценке; познакомится с создателями спектакля.

  • Так же обучающийся получит: представление о драматическом конфликте и научится разгадывать его смысл, понимать сочетание текста и действия; научится отмечать и оценивать точность исполнителя; овладеет словесным действием, научится говорить партнеру заданную фразу с разными подтекстами, определять и повторять обращенное к ним действие; познакомится с драматургией; расширит свой театральный словарь (действие, задача, сверхзадача, подтекст, реплика, диалог, монолог, ремарка, акт).

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1 год обучения

«Театральное искусство»
Главная задача первого года обучения – воспитание умения осуществлять взаимообусловленные действия через развивающие театральные игры и учебные упражнения.
Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Кол-во часов





Мы знакомимся с театром (сент.) .

5

1.1.

Мы знакомимся с театром.

1

1.2.

Что делают в театре?

3

1.3.

Работники театра.

1



Театр приглашает в сказку (окт. – дек.).

8

2.1.

Чудеса в театре.

1

2.2.

Мы превращаемся в сказочных героев.

1

2.3.

Мы играем в сказку.

2

2.4

Осенняя сказка.

2

2.5.

Зимняя сказка.

2



Всем на удивление наше представление (янв. – март).

9

3.1.

Разыграем сказку сами.

1

3.2.

Какие бывают актеры?

1

3.3.

Мы - актеры театра кукол.

2

3.4.

Представление в нашем театре.

5



Актер играет роль (апр.).

9



Наш друг - театр (май ).

3

5.1.

Театр – это искусство (май 1).

1

5.2.

Театры вокруг нас (май 2).

1

5.3.

Мы дружим с театром (май 3 – 4).

1




ИТОГО ЧАСОВ


34

Содержание программы.
I. Мы знакомимся с театром.
1. Мы знакомимся с театром.

Цель: знакомство с театром как средством развлечения.

1.1 Беседа «Мы знакомимся с театром» - 1 час.

1.2 «Что делают в театре?»

Цель: воспитание навыка актерского действия/ знакомство с элементарными правилами зрительской и актерской культуры.

1) Беседа «Что делают в театре?» - 1 час.


1)Упражнения актёрского тренинга на развитие произвольного внимания, долговременной памяти, творческого воображения, памяти ощущений и памяти физических действий.

2)Упражнения на воспитание навыка актёрского перевоплощения.

3)Упражнения на воспитание речевой выразительности: сила голоса, чёткость дикции. - 1 час.


  1. Упражнения на воспитание навыка самостоятельного активного действия в заданных условиях.

  2. Упражнения на воспитание навыка актёрского перевоплощения.

  3. Упражнения и игры на знакомство ученика с правилами элементарной зрительской и актёрской культуры.

  4. Упражнения на развитие громкости голоса. – 1 час.


1.3 «Работники театра».

Цель: знакомство с профессиями «актёр» и «режиссёр» и с их деятельностью в театре, воспитание умения брать на себя роли актёра и зрителя.

  1. Беседа «Кто работает в театре?»

  2. Сюжетно-ролевая игра «Наш театр». – 1 час.


II. Театр приглашает в сказку.
2.1 Чудеса в театре.

Цель: знакомство с театральной условностью, воспитание веры в правду вымысла, развитие игровых и коммуникативных умений, воспитание умения коллективного взаимодействия.

  1. Беседа «По правде и понарошку».

  2. Упражнения на воспитание умения владеть громкостью голоса и чёткой дикцией.

  3. Упражнения на воспитание веры ребёнка в правду вымысла, на память ощущений и память физических действий. – 1 час.

2.2 Мы превращаемся в сказочных героев.

Цель: воспитание навыка веры в театральную условность, навыка перевоплощения в сказочные образы; развитие коммуникативных умений детей, воспитание пантомимической выразительности.

  1. Упражнения на воспитание умения владеть разной интонацией и разной силой голоса.

  2. Упражнения на развитие внешней техники (актёрские взаимодействия).

  3. Упражнения на развитие внутренней техники.- 1 час.


2.3 Мы играем в сказку.

Цель: совершенствование навыка сценического поведения, актёрской техники ребёнка, закрепление элементов актёрской и зрительской культуры.

  1. Рассматривание иллюстраций с образами сказочных героев.

  2. Упражнения на владение разной интонацией и разным тембром голоса.

  3. Упражнения на совершенствование актёрской техники ребёнка (осуществление партнёрских взаимодействий).

  4. Беседа «Игра актёра- это труд». – 1 час.

1)Драматизации по мотивам русских народных сказок. – 1 час.


2.4 Осенняя сказка.

Цель: Закрепление навыка перевоплощения в образы живой и неживой природы, совершенствование внутренней и внешней техники ребёнка-актёра, закрепление элементов актёрской и общей культуры.

  1. Слушание сказки с музыкальным сопровождением.

  2. Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев.

  3. Драматизация по мотивам сказки. – 1 час.

1)Этюды на воплощение образов сказочных героев по сюжету сказки.

2)Мини-представление по сказке. – 1 час.
2.5 Зимняя сказка.

Цель: та же.


  1. Слушание и пресказывание « Зимней сказки».

  2. Этюды на воплощение образов сказочных героев по сюжету сказки.- 1час.

1)Драматизация «Зимней сказки».

2)Мини-представление для зрителей. – 1 час.


  1. Всем на удивление наше представление!


3.1 Разыграем сказку сами.

Цель: совершенствование актёрской техники ребёнка, обучение

умению осуществлять партнёрские взаимодействия.

  1. Упражнения на совершенствование сценической речи (интонация, дикция).

  2. Упражнения на воспитание мимической выразительности.

  3. Слушание выразительного рассказывания русских народных сказок.

  4. Этюды по мотивам русских народных сказок. -1 час.


3.2 Какие бывают актёры?

Цель: закрепление представлений о профессии актёра и актёрском труде, знакомство с актерами театра кукол и особенностями их работы.

  1. Беседа «Актёры в театре».

  2. Упражнения на воспитание пантомимической выразительности.

  3. Беседа «Театр кукол».

  4. Упражнения на воспитание элементарных умений кукловождения в разнообразных видах детского театра кукол. – 1 час.



Скачать 158.78 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница