ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВОЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ ВОЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО
В 2018 ГОДУ
Москва – 2017
ИСТОРИЯ
Кандидат на поступление в Военный университет должен:
знать:
– периодизацию всемирной и отечественной истории;
– основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
– современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
– важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
– историческую обусловленность современных общественных процессов.
уметь:
– проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
– анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, иллюстрация);
– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
– использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
– систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;
– преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
– представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;
– использовать исторические знания для аргументации в ходе письменного описания, дискуссии, представления различных точек зрения.
История России с древности до конца XVI в.
Народы и древнейшие государства на территории России. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Русь в IX – начале XII в. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. «Русская Правда». Международные связи Древней Руси. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.
Русские земли и княжества в XII –XVI в. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.
Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Культурное развитие русских земель и княжеств.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVI вв.
История России XVII – XVIII вв.
Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Социальные движения XVII в. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации. Северная война. Провозглашение Российской империи.
«Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя. Особенности экономики России в XVIII в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Русское просвещение. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в.
Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Отечественная война1812 г. Начало промышленного переворота. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны.
Россия во второй половине XIX в. Реформы 1860–1870-х гг. Политика контрреформ. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Русско-японская война. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения. Реформы П.А. Столыпина. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.
Россия, СССР в 1914–1945 гг.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. Революция и Гражданская война в России. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.
Переход к новой экономической политике. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация. Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира.
СССР, Российская Федерация в 1946 г. – начале XXI в.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста. Углубление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы. Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.
Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения1991 г. и распад СССР. Политический кризис сентября–октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская Федерация в 2000–2015 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.
В.В. Путин. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. Возвращение Крыма. Современная российская культура.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Вступительное испытание проводится в письменной форме. На экзамен отводится 210 минут. Начало отсчета времени – с момента вскрытия кандидатами конверта с билетом вступительного испытания. В процессе выполнения письменной работы разрешается пользоваться только программой для проведения вступительного испытания по истории.
ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово (словосочетание), последовательность цифр. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 10, 13–15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5–9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка, – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка, – 2 баллами; если допущено две-три ошибки, – 1 баллом; если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 20, 21, 22 ставится от 0 до 2 баллов; за задание 23 – от 0 до 3 баллов; за задание 24 – от 0 до 4 баллов; за задание 25 – от 0 до11 баллов. Задание 25 оценивается по семи критериям: указание событий (явлений, процессов); исторические личности и их роль в данный период истории России; причинно-следственные связи; историческая оценка событий; использование исторических терминов, понятий; наличие/отсутствие фактических ошибок; форма изложения.
Критерии оценки исторического сочинения (Задание 25)
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).
К1. Указание событий (явлений, процессов).
2 б. Правильно указаны два события (явления, процесса).
1 б. Правильно указано одно событие (явление, процесс).
0 б. События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно.
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
2 б. Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России.
1 б. Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России.
0 б. Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно.
ИЛИ:
– Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована.
– Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
– Исторические личности названы неверно.
– Исторические личности не названы.
К3. Причинно-следственные связи
По данному критерию не засчитываются причинно- следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.
2 б. Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.
1 б. Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период.
0 б. Причинно-следственные связи указаны неверно.
ИЛИ
– Причинно-следственные связи не указаны.
К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
1 б. Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков
0 б. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.
ИЛИ
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана.
К5. Использование исторической терминологии
1 б. При изложении корректно использована историческая терминология
0 б. Все исторические термины, понятия использованы некорректно.
ИЛИ
– Исторические термины, понятия не использованы
К6. Наличие фактических ошибок.
1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
2 б. В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки.
1 б. Допущена одна фактическая ошибка.
0 б. Допущены две или более фактические ошибки.
К7. Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
1 б. Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).
0 б. Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений.
Максимальный балл по заданию 25 – 11 баллов.
На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале. Максимальный первичный балл за работу– 55.
Примерное соответствие первичных и тестовых баллов экзамена
-
Первичный
|
Тестовый
|
Первичный
|
Тестовый
|
|
|
|
|
13
|
32
|
35
|
60
|
14
|
34
|
36
|
62
|
15
|
35
|
37
|
64
|
16
|
36
|
38
|
66
|
17
|
37
|
39
|
68
|
18
|
38
|
40
|
70
|
19
|
40
|
41
|
72
|
20
|
41
|
42
|
74
|
21
|
42
|
43
|
76
|
22
|
43
|
44
|
78
|
23
|
44
|
45
|
80
|
24
|
45
|
46
|
82
|
25
|
47
|
47
|
84
|
26
|
48
|
48
|
86
|
27
|
49
|
49
|
88
|
28
|
50
|
50
|
90
|
29
|
51
|
51
|
92
|
30
|
52
|
52
|
94
|
31
|
54
|
53
|
96
|
32
|
55
|
54
|
98
|
33
|
56
|
55
|
100
|
34
|
58
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
Основная:
1. Левандовский А.А, Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2014.
2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. В 2-х ч. (углубленный уровень) – М.: Русское слово, 2014.
Дополнительная:
1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России (базовый уровень).– М.: Дрофа, 2014.
2. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России (базовый уровень),– М.: Дрофа, 2014.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
kleo.den-asu.ru – сайт ассоциации «История и компьютер».
zhurnal.ape.relarn.ru – сайт «Исследования в России».
www.klarino2.narod.ru/rus_history.html – история России с древнейших времен до конца XVII в., история России с конца XVII в. до конца XIX в., правители Руси, генеалогия русских князей.
http://www.codex.barrt.ru/ – материалы по истории России
http://www.pereplet.ru/history/titul.html – материалы по истории России
http://school.holm.ru/predmet/history/russia/more2.html – официальные документы по истории России до 1917 г.
http://www.lc.ru/vendors/newdisk/ history.html – энциклопедия истории России, охватывает период с 862 по 1917 г.
http://www.unn/ac.ru/ – материалы по региональной истории и истории России с древнейших времен до начала ХХ в.
http://grivik.chat.ru/predmets/his_rus.html – электронные версии классических трудов по русской истории.
http://jurfak.spb/ru/links/link_list.asp?tld=10 – собрание редких книг и статей по истории России.
http://kolibry.cyberpalm.com/01270002.html – летописи как основной источник русской истории от древнейших времен до середины XVI столетия.
БИОЛОГИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ НА ПОСТУПЛЕНИЕ
Кандидат на поступление в Военный университет должен:
Знать:
- этапы развития научных знаний в области биологии;
- вклад российских и зарубежных ученых в развитие биологии;
- структуру комплекса современных биологических наук;
- взаимосвязь биологии с другими науками;
- характеристику основных форм жизни на Земле;
- закономерности роста и развития животных организмов;
- характеристику уровней организации живых систем (ген, клетка, ткань, система органов, организм, вид, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема);
- основные закономерности наследственности и изменчивости живых организмов;
- основные этапы и закономерности эволюции жизни на Земле;
- возникновение и развитие человека – антропогенез;
- основные понятия анатомии, физиологии, экологии и здоровья человека.
Уметь:
- применять полученные знания для характеристики живых организмов и жизни в целом на Земле;
- объяснить роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого абитуриента;
- объяснить родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных, роль различных организмов в жизни человека и в собственной деятельности, необходимость окружающей среды;
- объяснить родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственности и изменчивости, проявление наследственных заболеваний;
- использовать выработанные навыки обучения для самостоятельного получения биологических знаний и продолжения формирования биологического мировоззрения.
Владеть:
- биологической терминологией, применять термины и понятия в зависимости от темы;
- навыками самостоятельного поиска биологической информации в различных источниках (учебниках, учебных пособиях, справочниках, ресурсах интернета) и применять ее;
- навыками использования приобретенных знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Биология – наука о живой природе
Биология как наука
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.
Клетка как биологическая система
Современная клеточная теория.
Основные положения клеточной теории, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов — основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.
Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.
Роль химических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки — основа ее целостности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |