Программы вступительных испытаний, проводимых



Скачать 130.68 Kb.
страница1/5
Дата09.08.2019
Размер130.68 Kb.
#127302
  1   2   3   4   5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВОЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРОГРАММЫ

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ

ВОЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО


В 2018 ГОДУ

Москва – 2017


ИСТОРИЯ
Кандидат на поступление в Военный университет должен:

знать:

– периодизацию всемирной и отечественной истории;

– основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

– современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

– особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

– важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

– историческую обусловленность современных общественных процессов.

уметь:

– проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

– анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, иллюстрация);

– различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

– использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

– соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

– систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;

– преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;

– использовать исторические знания для аргументации в ходе письменного описания, дискуссии, представления различных точек зрения.


История России с древности до конца XVI в.

Народы и древнейшие государства на территории России. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Русь в IX – начале XII в. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. «Русская Правда». Международные связи Древней Руси. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.

Русские земли и княжества в XII –XVI в. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.

Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Культурное развитие русских земель и княжеств.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVI вв.


История России XVII – XVIII вв.
Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Социальные движения XVII в. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации. Северная война. Провозглашение Российской империи.

«Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя. Особенности экономики России в XVIII в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Русское просвещение. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в.
Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Отечественная война1812 г. Начало промышленного переворота. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны.

Россия во второй половине XIX в. Реформы 1860–1870-х гг. Политика контрреформ. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Русско-японская война. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения. Реформы П.А. Столыпина. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.
Россия, СССР в 1914–1945 гг.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. Революция и Гражданская война в России. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.

Переход к новой экономической политике. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация. Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Причины, этапы Великой Отечественной войны. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира.


СССР, Российская Федерация в 1946 г. – начале XXI в.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста. Углубление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.

СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы. Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.

Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения1991 г. и распад СССР. Политический кризис сентября–октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская Федерация в 2000–2015 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.

В.В. Путин. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. Возвращение Крыма. Современная российская культура.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Вступительное испытание проводится в письменной форме. На экзамен отводится 210 минут. Начало отсчета времени – с момента вскрытия кандидатами конверта с билетом вступительного испытания. В процессе выполнения письменной работы разрешается пользоваться только программой для проведения вступительного испытания по истории.
ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово (словосочетание), последовательность цифр. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 10, 13–15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5–9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка, – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка, – 2 баллами; если допущено две-три ошибки, – 1 баллом; если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует, – 0 баллов.

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 20, 21, 22 ставится от 0 до 2 баллов; за задание 23 – от 0 до 3 баллов; за задание 24 – от 0 до 4 баллов; за задание 25 – от 0 до11 баллов. Задание 25 оценивается по семи критериям: указание событий (явлений, процессов); исторические личности и их роль в данный период истории России; причинно-следственные связи; историческая оценка событий; использование исторических терминов, понятий; наличие/отсутствие фактических ошибок; форма изложения.



Критерии оценки исторического сочинения (Задание 25)
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).
К1. Указание событий (явлений, процессов).

2 б. Правильно указаны два события (явления, процесса).

1 б. Правильно указано одно событие (явление, процесс).

0 б. События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно.


К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2 б. Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России.

1 б. Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России.

0 б. Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно.

ИЛИ:

– Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована.



– Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

– Исторические личности названы неверно.

– Исторические личности не названы.
К3. Причинно-следственные связи

По данному критерию не засчитываются причинно- следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.

2 б. Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

1 б. Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период.

0 б. Причинно-следственные связи указаны неверно.

ИЛИ


– Причинно-следственные связи не указаны.

К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1 б. Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков

0 б. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ


Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана.
К5. Использование исторической терминологии

1 б. При изложении корректно использована историческая терминология

0 б. Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ


– Исторические термины, понятия не использованы
К6. Наличие фактических ошибок.

1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.

2 б. В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки.

1 б. Допущена одна фактическая ошибка.

0 б. Допущены две или более фактические ошибки.
К7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.

1 б. Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

0 б. Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений.

Максимальный балл по заданию 25 – 11 баллов.

На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале. Максимальный первичный балл за работу– 55.


Примерное соответствие первичных и тестовых баллов экзамена


Первичный

Тестовый

Первичный

Тестовый













13

32

35

60

14

34

36

62

15

35

37

64

16

36

38

66

17

37

39

68

18

38

40

70

19

40

41

72

20

41

42

74

21

42

43

76

22

43

44

78

23

44

45

80

24

45

46

82

25

47

47

84

26

48

48

86

27

49

49

88

28

50

50

90

29

51

51

92

30

52

52

94

31

54

53

96

32

55

54

98

33

56

55

100

34

58








ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
Основная:

1. Левандовский А.А, Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2014.

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. В 2-х ч. (углубленный уровень) – М.: Русское слово, 2014.
Дополнительная:

1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России (базовый уровень).– М.: Дрофа, 2014.

2. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России (базовый уровень),– М.: Дрофа, 2014.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
kleo.den-asu.ru – сайт ассоциации «История и компьютер».

zhurnal.ape.relarn.ru – сайт «Исследования в России».

www.klarino2.narod.ru/rus_history.html – история России с древнейших времен до конца XVII в., история России с конца XVII в. до конца XIX в., правители Руси, генеалогия русских князей.

http://www.codex.barrt.ru/ – материалы по истории России

http://www.pereplet.ru/history/titul.html – материалы по истории России

http://school.holm.ru/predmet/history/russia/more2.html – официальные документы по истории России до 1917 г.

http://www.lc.ru/vendors/newdisk/ history.html – энциклопедия истории России, охватывает период с 862 по 1917 г.

http://www.unn/ac.ru/ – материалы по региональной истории и истории России с древнейших времен до начала ХХ в.

http://grivik.chat.ru/predmets/his_rus.html – электронные версии классических трудов по русской истории.

http://jurfak.spb/ru/links/link_list.asp?tld=10 – собрание редких книг и статей по истории России.

http://kolibry.cyberpalm.com/01270002.html – летописи как основной источник русской истории от древнейших времен до середины XVI столетия.

БИОЛОГИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ НА ПОСТУПЛЕНИЕ

Кандидат на поступление в Военный университет должен:

Знать:

- этапы развития научных знаний в области биологии;

- вклад российских и зарубежных ученых в развитие биологии;

- структуру комплекса современных биологических наук;

- взаимосвязь биологии с другими науками;

- характеристику основных форм жизни на Земле;

- закономерности роста и развития животных организмов;

- характеристику уровней организации живых систем (ген, клетка, ткань, система органов, организм, вид, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема);

- основные закономерности наследственности и изменчивости живых организмов;

- основные этапы и закономерности эволюции жизни на Земле;

- возникновение и развитие человека – антропогенез;

- основные понятия анатомии, физиологии, экологии и здоровья человека.



Уметь:

- применять полученные знания для характеристики живых организмов и жизни в целом на Земле;

- объяснить роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого абитуриента;

- объяснить родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных, роль различных организмов в жизни человека и в собственной деятельности, необходимость окружающей среды;

- объяснить родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственности и изменчивости, проявление наследственных заболеваний;

- использовать выработанные навыки обучения для самостоятельного получения биологических знаний и продолжения формирования биологического мировоззрения.



Владеть:

- биологической терминологией, применять термины и понятия в зависимости от темы;

- навыками самостоятельного поиска биологической информации в различных источниках (учебниках, учебных пособиях, справочниках, ресурсах интернета) и применять ее;

- навыками использования приобретенных знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Биология – наука о живой природе

Биология как наука

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.



Клетка как биологическая система

Современная клеточная теория.

Основные положения клеточной теории, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов — основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.

Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.

Роль химических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки — основа ее целостности.




Скачать 130.68 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница