Авторы: Жукова Инна Витальевна, Маутер Светлана Анатольевна, Сударикова Светлана Геннадьевна, Чигинцева Виктория Викторовна.
Полное название образовательного учреждения: Томская область, г. Колпашево муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
Предмет: литература
Тема: Путь героя. Нравственные уроки литературной сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Класс: 5
Учебно-методическое обеспечение: Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях
Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2015. Ч.1 - 303с.; Ч.2 - 303с.
Время реализации занятия: 45 минут.
Цель урока: Проследить путь главного героя – Фильки. Понять, какие нравственные уроки он извлёк. Каковы нравственные уроки литературной сказки К. Паустовского.
Задачи урока:
-формировать навыки осмысленного, акцентированного чтения, умения выделять ключевые слова или слова-концепты;
-научиться искать и выделять необходимую информацию;
- уметь пользоваться разными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым – это где работа с эпизодами;
- формировать умение работать в группе и выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
- формировать умение работать по алгоритму, сверяя свои действия с целью, уметь анализировать, делать выводы.
-приобщать к нравственным ценностям, понятиям, таким как добро, милосердие, умение прощать и т.д.
Тип урока: урок «открытия» нового знания (типология уроков в соответствии с ФГОС ООО).
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: компьютерная презентация, аудио- и видеоматериалы, раздаточный дидактический материал.
План проведения урока:
Этапы урока
|
Временная реализация
|
Подготовительный этап.
|
Во время перемены
|
Организационный момент.
|
20 сек.
|
Этап мотивации (проблемная ситуация).
|
3 мин. 40 сек.
|
Этап актуализации знаний.
|
6 мин.
|
Этап открытия новых знаний. Организация исследовательской работы учащихся в группах.
|
26 мин.
|
Этап первичного закрепления.
|
2 мин.
|
Подбор домашнего задания.
|
3 мин.
|
Этап итоговой рефлексии.
|
4 мин.
|
Ход урока.
Подготовительный этап. Произвольно делим детей на группы в игровой форме (приём «пазлы»): учащимся предложено выбрать фрагмент картинки из текста произведения, а затем найти этот фрагмент на целом изображении. Для каждой группы были предложены свои картинки-пазлы, связанные с основными героями сказки. Это была своеобразная мотивация учащихся до начала урока.
I.Организационный момент.
Слайд 1
- Здравствуйте. Садитесь. Я не устаю поражаться тому, как много удивительного в нашей жизни. И сегодня на уроке мы узнаем много нового и познавательного.
II. Проблемная ситуация.
Слайд 2
-Посмотрите на слайд. В этой упаковке продаётся товар в магазине. Как вы думаете, что может быть так упаковано для продажи?
Ответы учащихся.
Слайд3
- На самом деле – содержание этой упаковки необычно.17 июня 2007 года в новостях сообщили что в Шанхае открылся магазин духовных ценностей. Стоит такая баночка не более 10 долларов, так что теперь вечные ценности стали доступны всем. В магазине много покупателей, т.к. оригинальный товар пользуется спросом. Автор идеи (хозяин) духовного магазина – датчанин Мадс Ханстром, по его словам, – хотел заставить современного потребителя задуматься о по – настоящему важных вещах.[2]
- Как вы считаете, какие же духовные ценности решил продавать Мадс Ханстром?
- Скажите, пожалуйста, а на самом деле можно ли купить добро? Милосердие? Честность? Отзывчивость? А ту же совесть?
- А позаимствовать? Взять на время?
Слайд 4
А если нельзя купить, если нельзя позаимствовать, то как можно стать обладателем этих ценностей?
- Кто или что может помочь нам узнать что такое «добро», «честность», «честь»?
- Что помогает формировать эти ценности?
- Семья помогает? А еще что? (самовоспитание, опыт/ пример др. людей, на уроках литературы, жизнь)
- Спасибо!
- Действительно, литература заставляет нас задуматься о том, что такое «милосердие», что такое жестокость, она дает нам возможность понять, что есть человеколюбие и ответственность, где грань между добром и злом.
Вот и сегодня на материале литературной сказки Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб» мы будем вести разговор о нравственных ценностях и нравственном выборе.
- Но для начала я предлагаю вам повторить материал предыдущего урока.
III. Актуализация знаний.
Слайд5
- Дайте определение литературоведческим терминам.
1. Определите соответствие:
В первой колонке даны сами литературоведческие термины, а во второй - их определения.
Ваша задача - найти соответствия термина и его определения.
- Кто прочитает определение и найдет соответствующий термин?
- Что такое «сюжет»?
- Что такое «эпизод»?
- И последний термин «герой литературного произведения»?
- С работой справились успешно. Молодцы!
2. Следующее задание «Узнай героя по описанию».
Слайды 6 - 10
- Я вам предлагаю фразы из текста, по которым вы должны определить героя. Знаком готовности к ответу является поднятая рука.
- «ранен во время войны», «выполнял тяжелую работу», «побирался» (Конь)
- «скорый на работу», «сердитый», «быстрые глаза»,«мучная пыль навек въелась в него», «мельник». (Панкрат)
- «У меня вместо ноги деревяшка», «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», «покряхтел, изловчился, поднял корку». (Старый солдат)
- Именно этот герой рассказал Фильке историю о старом солдате. (Бабка).
- И еще один герой: Его любимая фраза «Да ну тебя» (Филька)
- Молодцы! Продолжаем работу.
3. Третье задание – «Восстанови сюжет»:
Слайды 11 - 12
На слайде в произвольном порядке расположены основные эпизоды литературной сказки. Ваша задача – восстановить последовательность сюжета. Т.е. какой эпизод должен быть первым? Вторым? Далее? Следующий? И, наконец, последний?
- Затрудняетесь ответить? Сформулирую по-другому: каким героем объединены эти эпизоды?
- Так чем же интересен этот герой? Какой путь он прошел? Какие уроки извлёк?
Слайд13
- Именно на эти вопросы мы должны найти сегодня ответы, анализируя эти эпизоды. Тема нашего занятия - Путь героя. Нравственные уроки литературной сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
- Сегодня вы работаете в группах. И для того, чтобы работа была успешной, я предлагаю вам повторить правила совместной работы.
Слайд14
- Пожалуйста, ...прочитай первое правило. ..., озвучь второе. ..., тебя я попрошу прочитать третье правило.
-
Будьте добросовестными по отношению к товарищам, работайте в полную меру своих сил.
-
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
-
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.
-
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать другие варианты решения.
- Ребята, мы с вами видим, что работа в группах - это не соревнование, а совместный путь достижения цели, где каждый помогает друг другу. Договорились?
IV. Открытие новых знаний. Организация исследовательской работы учащихся.
Слайд15
- Вначале проследим путь героя, который представим в виде лестницы, где каждый этап - новая ступенька.
- Ребята, а какие эпизоды нам важны для того, чтобы понять этот путь и самого героя?
- Назовите эти эпизоды по порядку. Какой нам нужен первый эпизод? (по сюжету, т.е. соблюдая последовательность событий)
- Вот теперь каждая группа будет анализировать отдельный этап пути нашего героя.
- Для этого у вас на партах лежат листы. Возьмите лист под номером 1. Здесь для вас предложены задания. Посмотрите.
- А теперь возьмите лист под номером 2. Здесь вам предлагается алгоритм, т.е. последовательность вашего ответа.
Слайд16
Ваша задача:
1) дать анализ эпизода по предложенной схеме;
2) для того чтобы ваша работа была успешной, определитесь, кто из вас будет записывать варианты решений, а кто будет выступать с ответом. Прочитав свой эпизод, вы сможете ответить на 5 предложенных вопросов по алгоритму. Вам понятно задание? На работу вам дается 6 минут. (Приложение)
- Ваша работа в группах закончена. Положите ручки, ответы.
-Пожалуйста, первая группа, слушаем ваши ответы. Кто у вас в группе должен отвечать? Выходи к доске. Слушаем тебя.
- Возможно, кто-то из группы хотел бы дополнить предложенный ответ?
-Наши ответы совпали! Слайд17
- Вторая группа, кто у вас отвечает? Пожалуйста, к доске, слушаем тебя. Есть дополнения в группе? Потрудились на совесть!
- И здесь я с вами согласна! Слайд17
- Третья группа - ваша очередь. Выходи к доске. Слушаем ваш ответ. Есть дополнения в группе? Молодцы, умеете работать! Слайд17
- Четвертая группа - ваша очередь. Выходи к доске, слушаем тебя. Есть дополнения в группе? Отлично, слаженная работа! Слайд17
- Посмотрите на эту лестницу. Работая в группах, мы проследили этапы пути героя от начала к концу повествования.
- Какой же путь проходит Филька? От чего к чему пришел наш герой? Слайд17
- Верно, путь Фильки – путь от зла к добру. Именно таков сюжет сказки.
- Но этот путь автор показывает нам не только через сюжет, поступки героя и его чувства. Внутренние изменения, которые происходят с Филькой, напрямую связаны с состоянием природы.
- Предлагаю вам вновь поработать в группе.
Работа с «тёплыми» и «холодными» словами.
- Ваша задача – проследить, как изменяется состояние природы и как эти изменения связаны с Филькой.
- Для этого вы должны будете взять лист под номером 2, на котором вы будете работать, перечитать эпизод и подчеркнуть «холодные» и «тёплые» слова, которые описывают состояние природы:
Слайд18
1) перечитайте эпизод,
2) в самом эпизоде подчеркните «холодные» и «тёплые» слова, которые описывают состояние природы.
- Ребята, будьте внимательны: возможно, в вашем эпизоде вы найдете только одну группу слов: «тёплые» или «холодные». Повторяющиеся слова не подчеркивайте. Выделяем только слова, передающие состояния природы, а не человека. Ребята, вам понятно задание? На работу дается не более 2 минут.
- Все, ребята, работа закончена. Отвечаем с места.
- Пожалуйста, какие «тёплые» или «холодные» слова нашла первая группа.
-Кто у вас будет отвечать? Слушаем. Слайд19
-Вторая группа, у вас отвечает... Пожалуйста. Слайд19
- Третья группа. Слушаем вашего отвечающего... Слайд19
- Предоставляем слово четвертой группе. Кто у вас отвечает? Пожалуйста,... слушаем. Слайд19
- Посмотрите на нашу лестницу-путь. Как состояния природы отражают изменения, которые происходят с героем? (Филька совершает злой поступок, и природа холодна и враждебна. Филька совершает добро и природа становится «тёплой»).
- Молодцы! Вы точно сформулировали ответ на вопрос!
- Какие же уроки извлёк Филька из этой ситуации? Что осознал и над чем задумался наш герой? (сумел задуматься о том, что совершил; нужно уметь понять свои ошибки)
- Что понял Филька? (то, что ты делаешь, отражается на окружающих)
-Очень точно подмечено! Как камень, брошенный в воду, даёт круги, так и наши поступки, плохие или хорошие, отражаются на окружающих, имеют свои последствия.
Работа с названием сказки.
- Ребята, мы сейчас с вами выделяли «холодные» и «тёплые» слова, передающие состояния природы.
-А что еще «теплого» в сказке? О чем ещё «тёплом» идёт речь? (слово «теплый» есть в названии - «Теплый хлеб».
Слайд20
- Почему же сказка, в которой рассказывается о Фильке и его поступках, названа не в честь главного героя, а «Теплый хлеб»? Ребята, а что вы представляете, когда слышите слова «тёплый хлеб»?
- Какой смысл вкладывает автор в это название?
Для начала предлагаю вам прослушать аудиофрагмент.[1]
- Итак, почему же «тёлый хлеб»? Давайте выясним, исходя из прослушанного фрагмента, что же значит «теплый хлеб» для наших главных героев.
- А что значит «тёплый хлеб» для коня, который приносит ему Филька? (жизнь, еда).
- Принимает ли конь этот подарок из рук Фильки? (Да, но не сразу).
- Почему же все - таки принимает? (простил)
- Как повел себя конь, когда съел весь хлеб? (положил голову на плечо Фильки).
- А это означает, что Филька и конь помирились (примирение).
Слайд21
- А теперь давайте посмотрим, что значит «тёплый хлеб» для Фильки. Почему именно Филька понёс хлеб коню? (испытывает чувство вины; лично решил исправить свой злой поступок - раскаяние, возможность исправить злой поступок).
- А если Филька решил исправить свой поступок, то о чём это говорит? (осознает и признает свою вину) - осознание, признание.
- Т.е. Филька, который совершил злой поступок – обидел коня, теперь совершает доброе дело.
-Значит «тёплый хлеб» - это и символ Добра.
-Посмотрите на доску. Здесь все наши с вами ответы.
- А теперь давайте в целом посмотрим, какой же смысл вкладывает К.Г. Паустовский в слова «тёплый хлеб».
Слайд22
Продолжите фразу:
«Тёплый хлеб - это символ (чего?)______________________».
- Я с вами согласна.
V. Первичное закрепление знаний.
Слайд23
Тёплый хлеб – это и символ признания и исправления своей ошибки, это и символ добра, которое торжествует над злом, это и символ жизни, которую можно сохранить искренностью, сердечностью, чуткостью и отзывчивостью.
Слайд24
- От кого или от чего зависит, что победит в нашей жизни: зло или добро? От кого или от чего зависит, каков будет наш путь? Я предлагаю вам познакомиться с притчей.
Слайд25
Просмотр видео-притчи.[3]
Слайд26
- Ребята, как вы поняли: от кого или от чего зависит, каков будет наш путь.
- Только от нас зависит, какой волк в нас победит.
-Только от нас зависит, по какому пути мы пойдем: по пути зла или по пути добра.
VI. Подбор домашнего задания.
Слайды 27 - 28
В Нескучном саду в Москве открыт «памятник доброты». Скульптурная композиция представляет собой изображение одуванчика, с пушинками в виде раскрытых ладошек, на которых нарисованы открытые глаза. Автором памятника является Григорий Потоцкий. Его скульптуры доброте уже установлены в восьми странах мира: Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Китае, Эстонии, Латвии и Украине.
Вот и я вам в качестве варианта домашнего задания предлагаю создать свой «памятник Доброты» разными способами: словесно, при помощи красок или пластилина, картона или спичек и т.д.
Слайд29
- В качестве другого варианта я вам предлагаю поработать с эпиграфом к произведению. Для этого вам необходимо из предложенных пословиц выбрать ту, которую можно считать эпиграфом к произведению, т.е. нужно выбрать ту пословицу, которая отражаем суть произведения и объяснить свой выбор. Можете предложить свою пословицу.
Справочный материал:
-
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
-
Не бойся первой ошибки, избегай второй.
-
Ошибка красна поправкой.
-
Спешите делать добро.
- Перечисленные задания были на выбор.
- А в качестве обязательного задания вам необходимо продолжить фразу: «Основная идея сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» заключается в том, что__________________________________________________
Это домашнее задание (и основное, и его варианты) напечатано для каждого из вас на карточках, которые лежат на столах. (Приложение 2)
-Все взяли себе задание?
VII. Итоговая рефлексия.
- И последняя наша с вами работа. Весь урок мы описывали путь Фильки, анализировали, какие уроки он извлёк. А теперь я предлагаю вам описать свой путь, который вы прошли на этом уроке. Этот путь, как и путь Фильки, представлен в виде лестницы.
Слайд30
- На первой ступеньке нужно ответить на вопрос, «что я повторил»?
-На второй ступеньке - продолжить фразу «я задумался о том, почему...».
- А на третьей ступеньке - дополнить фразу «я понял, что..»
- Я вам предлагаю не более двух минут, чтобы каждый из вас выполнил эту работу.
«Мой путь»
- я повторил:…..
- я задумался о том, почему…
- я понял, что…
- Время вышло. Слушаем ваши ответы с места.
Слайд31
- Ребята, я очень благодарна вам за урок! Благодарна за то, что вы были такими активными, отзывчивыми. Я думаю, то мы с вами можем заполнить пятую ступеньку нашего пути. Сегодня все поработали хорошо!
- Оценку «отлично» за урок я хотела бы поставить________. Жду ваши дневники для выставления отметок.
Приложение 1.
Группа 1.
Задания.
1. Восстановите эпизод, используя слова и выражения для справок:
-
жалобно, протяжно
-
раненый конь
-
нехотя
-
закинул хлеб
-
злорадного
-
«Да ну тебя!»
-
наотмашь ударил
-
«…на вас не напасёшься»
3. Какие слова и выражения из восстановленного эпизода характеризуют состояние Фильки?
4. Какая фраза является формулой жизни Фильки? С каким чувством он произносит её в данном эпизоде?
5.Выберите из предложенных вариантов тот, который наиболее полно раскрывает Фильку в этом эпизоде: исправил свою ошибку, задумался о своем поступке, признал свою ошибку, совершил злой поступок.
План выступления ответственного в группе.
Своё выступление постройте по образцу.
1.Наша группа восстановила эпизод следующим образом (зачитать….)
Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: __________________________________________________________
В один из таких тёплых серых дней ___________ постучал мордой в калитку к Филькиной бабке.
Филька ___________ встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и ______________________________________.коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька________________далеко в рыхлый снег и закричал:
- ___________, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!
И вот после этого ___________________ окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал___________________, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.
3. Состояние Фильки характеризуют такие слова, как__________________________
4. Формулой жизни Фильки является фраза «______________», которую он произносит с (со)___________________________________________________________
5. Этот эпизод показывает нам Фильку как человека, который_____________________
Группа 2.
Задания.
-
Восстановите эпизод, используя слова и выражения для справок:
-
засмеялся
-
«Что ж теперь делать?»
-
лютый мороз
-
всхлипывая
-
злобы людской
-
«Да ну вас!»
-
дурной человек
-
охлаждения сердца
3. Какие слова и выражения из восстановленного эпизода характеризуют состояние Фильки?
4. Формулой жизни Фильки является фраза «Да ну тебя (вас)!», которую герой произносит несколько раз. С каким чувством он произносит её в данном эпизоде?
5.Выберите из предложенных вариантов тот, который наиболее полно раскрывает Фильку в этом эпизоде: исправил свою ошибку, задумался о своем поступке, признал (осознал) свою ошибку, совершил злой поступок.
План выступления ответственного в группе.
Своё выступление постройте по образцу.
1..Наша группа восстановила эпизод следующим образом (зачитать….)
<….> Вечером колючий мороз прошёл по деревне. Бабка, плача, рассказывала Фильке, что их ждёт неминучая смерть.
Филька тоже заплакал от страха и кричал на мышей: «___________! Проклятые!» - _________________ <….> и весь трясся, слушая причитания бабки:
- От_____________сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз. Шёл через деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин возьми и дай только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул и говорит: "Вот тебе! Жуй!".
- «Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - У меня вместо ноги деревяшка." - Раз дюже голодный - подымешь, - ___________ мужик. Солдат поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. Тогда он вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, а потом ударил___________________. И мужик тот помер.
- Отчего же он помер? – хрипло спросил Филька.
- От _______________, - ответила бабка. - Знать, и нынче завелся в Бережках _________________ и сотворил злое дело. Оттого и мороз.
- _______________,бабка? - спросил Филька из-под тулупа.- Неужто помирать?
- Зачем помирать? Надеяться надо.
- На что?
- На то, что поправит дурной человек своё злодейство.
- А как его исправить? - спросил,______________, Филька.
2. Состояние Фильки характеризуют следующие слова_________________________
3. Фразу «Да ну вас!» Филька произносит, испытывая чувство __________________________________________________________________________
4. Этот эпизод показывает нам Фильку как человека, который_____________________
Группа 3.
Задания.
1. Восстановите эпизод, используя слова и выражения для справок:
-
«…соберу со всей деревни ребят»
-
присел от страха
-
«Да ну его!»
-
выскочил
-
всеобщее спасение
-
твоей вины
-
придумывал
-
раненого коня
3. Какие слова и выражения из восстановленного эпизода описывают действия (глаголы) Фильки? Как эти слова характеризуют его состояние?
4. Формулой жизни Фильки является фраза «Да ну тебя!», которую герой произносит несколько раз. С каким чувством он произносит её в данном эпизоде?
5.Выберите из предложенных вариантов тот, который наиболее полно раскрывает Фильку в этом эпизоде: исправил свою ошибку, задумался о своем поступке, признал (осознал) свою ошибку, совершил злой поступок.
План выступления ответственного в группе.
Своё выступление постройте по образцу.
1.Наша группа восстановила эпизод следующим образом (зачитать….)
Филька запахнул тулупчик, __________________ на улицу, побежал к мельнице и постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, …………… на корточки, затаился.
Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел ____________________ и как из-за этого упал на деревню мороз. Филька сопел, вытирал рукавом глаза.
- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.
- Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет____________________. И перед раненой лошадью – тоже.
Филька в это время сидел на лавке, ёрзал,_____________________________.
- Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт,_________________. Возьмём мы ломы, будем рубить лёд, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо мельницы. Она разогреется, станет тёплой и начнёт молоть. Будет и мука, и вода, и ____________________________.
- А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?
- ________________!- уверенно сказал Филька.- Пробьём мы и такой лёд!
2. Действия Фильки описываются такими словами и выражениями, как____________________________________. Эти слова показывают, что Филька чувствует.
3. В этом эпизоде Филька тоже произносит свою ключевую фразу «Да ну вас!». Но уже произносит её (как?) ___________________________________________________
4. Этот эпизод показывает нам Фильку как человека, который_____________________
Группа 4.
Задания.
1. Восстановите эпизод, используя слова и выражения для справок:
-
мирись
-
протянул хлеб
-
заплакал
-
горячая мука
-
тёплого хлеба
-
осторожно
-
скалывали лёд
-
улыбался
3. Какие слова и выражения из восстановленного эпизода описывают действия (глаголы) Фильки? Как эти слова характеризуют его состояние?
4. Формулой жизни Фильки является фраза «Да ну тебя!», которую герой произносит несколько раз. Почему в этом эпизоде он её не произносит?
5.Выберите из предложенных вариантов тот, который наиболее полно раскрывает Фильку в этом эпизоде: исправил свою ошибку, задумался о своем поступке, признал свою ошибку, совершил злой поступок.
План выступления ответственного в группе.
Своё выступление постройте по образцу.
1.Наша группа восстановила эпизод следующим образом (зачитать….)
На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Филька, ребята и старики ______________________ у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня задул тёплый ветер. Ветки ив оттаяли, и в воздухе запахло весной.
Старое колесо скрипнуло, заскрежетали жернова, из – под них полилась в мешки _______________________. Ночью по деревне стоял запах _________________________________. с румяной коркой.
На следующее утро Филька принёс к мельнице буханку свежего хлеба, разломил её, посолил и _______________________. коню. Но тот не взял. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко ___________________.
Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
- Не пужайся, Филька не злой человек. Бери хлеб, _____________________!
Конь помотал головой, подумал, потом ________________________. вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька _____________сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
2. Действия Фильки описываются такими словами и выражениями, как____________________________________. Эти слова показывают, что Филька чувствует……………
3. В этом эпизоде Филька не произносит свою любимую фразу «Да ну тебя!», потому что____________________________________________________________
4. Этот эпизод показывает нам Фильку как человека, который_____________________
Приложение 2
Домашнее задание
1. Задания на выбор:
Вариант 1.
Создайте свой «Памятник доброты» разными способами: словесно, при помощи красок или пластилина, картона или спичек и т.д.
Вариант 2.
Из предложенных пословиц выберите ту, которую можно считать эпиграфом к произведению. Объясните свой выбор. Можете предложить свою пословицу.
-
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
-
Не бойся первой ошибки, избегай второй.
-
Ошибка красна поправкой.
-
Спешите делать добро.
2. Обязательное задание для всех:
Продолжите фразу: «Основная идея сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» заключается в том, что ___________________.
Список источников:
1 Литературные чтения. К. Паустовский «Теплый хлеб» ВКонтакте.
http://yandex.ru/video/search?filmId=kcWLHQn-0Cw&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&path=wizard
-
Степанова Г.В. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2014.
-
http://xitfilms.ru/online/Rk42bUNhVkxnMVk=
Поделитесь с Вашими друзьями: |