Рабочая программа для курсов на рабочую профессию «Шиноремонтник»



Дата09.08.2019
Размер70.5 Kb.
#128466
ТипРабочая программа

Программа повышения квалификации рабочих

Квалификация - Специалист по шиномонтажным и шиноремонтным работам



Пояснительная записка.

Учебный план и рабочая программа для курсов на рабочую профессию «Шиноремонтник», предназначена для подготовки слесаря для выполнения шиномонтажных и шиноремонтных работ. Изучение курса базируется на знаниях студента полученных при изучении дисциплин: «Устройство автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля».

Примерная программа разработана в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования (утв. От 08.12.1999г Постановление Правительства РФ № 1362 и ОСТ 9 ПО 02.19.-2000).

Продолжительность обучения новых рабочих - 20 часов в соответствии с действующим Перечнем профессий профессиональной подготовки.

Обучение осуществляется групповым методом, (подгруппы по 2-4 человека).

К концу обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, технологическими условиями.

К самостоятельному выполнению работ обучающиеся допускаются только после сдачи квалификационного зачета, в том числе раздела по безопасности труда.

Квалификационная характеристика

В результате изучения курса студенты должны знать: нормативно – технические документы, устройство автошин и дисков, их классификацию и маркировку, техническое обслуживание автошин, требования к автошинам, условия определения группы ремонта, оборудование применяемое при демонтаже – монтаже и балансировке автошин, ремонте камер и покрышек, восстановление формы дисков, технику безопасности при выполнении работ и охране окружающей среды.



Студенты должны уметь: выполнить демонтаж – монтаж колеса с автомобиля, демонтаж – монтаж покрышки с диска колеса, выполнить балансировку колес с различной конструкцией дисков, выполнить ремонт камер методом горячей и холодной вулканизацией, ремонт покрышек бескамерных колес (жгутиком) и их холодную и горячую вулканизацию, восстановление штампованных дисков методом прокатки, определить по какому классу покрышки может быть восстановлены, выбраковать покрышку.

Учебный план

№ п/п

Наименование занятия

(краткое содержание)



Количество часов

Теория

Практические

Всего

1.

Устройство, классификация и маркировка шин и дисков.

2

-

2

2.

Комплектование легковых автомобилей автошинами, ТО автомобильных шин, уход за машинами.

2

-

2

3.

Требования, предъявляемые к покрышкам легковых автомобилей, пригодных к восстановлению.

2

2

2

4.

Технология демонтажа – монтажа шин. Технология ремонта и применение ремонтных материалов. Оборудование, применяемое при ремонте автошин. ТБ при выполнении работ.

2

8

2

4.1.

Работы по демонтажу – монтажу колёс легковых автомобилей.

-

2

2

4.2.

Горячая вулканизация (ремонт) камер и покрышек.

-

2

2

4.3.

Холодная вулканизация (ремонт) камер и покрышек.

-

4

4

4.4.

Виды балансировки колёс легковых автомобилей с применением различных типов балансировочных грузов (диски штампованные, диски легкосплавные).

-

2

2

Итого

Подгруппа горячая вулканизация – 2

Холодная вулканизация – 2

Демонтаж – монтаж – ½

Балансировка – ½

Подгрупп – 6/8


8

12/12

20/20


Содержание учебного материала.
Тема 1. Устройство, классификация, маркировка автошин и дисков колес.

Студенты должны знать:

- Устройство автомобильных шин для легковых автомобилей, их классификацию, маркировку.

- Устройство и маркировку дисков легковых автомобилей и их маркировку.

- Понятие вылета колеса и его влияние на управляемость автомобиля.

Содержание учебного материала:

Устройство неразборных дисков легковых автомобилей их классификация и маркировка. Вылет колеса понятие, где учитывается и на что влияет. Варианты изготовления дисков колес легковых автомобилей. Устройство пневматической шины легкового автомобиля (камерной и бескамерной). Преимущества и недостатки бескамерных автошин. Классификацию автошин и их маркировку.


Тема 2. Комплектование легковых автомобилей автошинами, ТО автомобильных шин.

Студент должен знать:

Правила комплектования автошинами легковых автомобилей в соответствии с ГОСТ.

Правила эксплуатации автомобильных шин. Регламентные работы выполнения при ТО автомобильных шин. Отказы и неисправности автошин, их причины и признаки.

Выполнить работы по ТО автошин.

Содержание учебного материала:

Отказы и неисправности автомобильных шин, их причины и признаки. Требования, предъявляемые к техническому состоянию автомобильных шин в соответствии с ГОСТ. Факторы, влияющие на износ шин. Правила эксплуатации шин. Работы по ТО шин.


Тема 3. Требования, предъявляемые к покрышкам легковых автомобилей, направляемых на восстановление протектора и ремонт.

Студент должен знать:

Группы ремонта автошин, по каким параметрам шины относят к той или иной группе ремонта.

Уметь: выполнять работу по определению технического состояния автошин и отнесения их по группам ремонта или на утилизацию.



Содержание учебного материала:

Группы ремонта автошин, их квалификация. Факторы отнесения к той или иной группе. Выбраковка автошин.


Тема 4. Технология демонтажа – монтажа шин легковых автомобилей, балансировку колёс. Применяемое оборудование. Технология ремонта камер и покрышек. Применяемое оборудование. ТБ при выполнении работ.

Студент должен:

Иметь представление – об общем устройстве и принципе действия приборов и стендов для демонтажа – монтажа и балансировки колес.

Знать: технологию демонтажа – монтажа покрышки, балансировки колёс, ремонта покрышки, бескамерных шин, холодной и горячей вулканизации. Применяемые ремонтные материалы.

Уметь: выполнить демонтаж, монтаж и балансировку колёс. Отремонтировать камеру методом горячей вулканизации, ремонт покрышки (жгутиками, грибками, универсальным пластырем). Выполнять восстановление штампованные диски методом прокатки.

Содержание учебного материала:

Демонтаж – монтаж колёс, балансировка. Технология выполнения работ, общее устройство и принцип работы стендов демонтажа – монтажа и балансировки.

Работы по текущему ремонту шин и камер оборудование для ТО и ремонта автошин.

Техника безопасности при выполнении работ.


Перечень практических работ



№ п.п.

Наименование практической работы

Количество

часов


1.

Работы по демонтажу – монтажу колёс легковых автомобилей.

2

2.

Горячая вулканизация (ремонт) камер и покрышек.

2

3.

Холодная вулканизация (ремонт) камер и покрышек.

4

4.

Виды балансировки колёс легковых автомобилей с применением различных типов балансировочных грузов (диски штампованные, диски легкосплавные).

2



Список учебной литературы

  1. ГОСТ – Р 51709-2001 г. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.

  2. Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04

  3. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств.

  4. Правила по охране труда на автомобильном транспорте ГОСТ Р – 200-01-95


Материальная часть по проведению курсов (шиномонтаж)

  1. Стенд для демонтажа покрышек колёс автомобилей «S – 403»

  2. Компьютерный станок «Мастер» для балансировки колес автомобилей.

  3. Стенд «Титан SТ – 16» для реставрации ободьев автомобильных колес.

  4. Электровулканизатор с пневматическим приводом «Этна – П».

  5. Пневматический инструмент с набором сменных насадок для обработки мест повреждений автомобильных камер и покрышек.

  6. Верстак с приспособлением для фиксации повреждённых автомобильных камер.

  7. Набор инструмента для проведения холодной вулканизации автомобильных камер и покрышек.

  8. Компрессор пневматический 4 – ST – 100

Опасность при шиномонтажных работах


Производство шиномонтажных работ относится к категории работ с повышенной опасностью. Ежегодно при выполнении шиномонтажных работ в организациях республики происходят случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями. При этом следует отметить, что число таких происшествий растет из года в год.

Согласно нормативным правовым актам по охране труда обязательным условием обеспечения безопасности при выполнении шиномонтажных работ является выполнение требований к технологическому процессу (подготовка рабочего места, проведение работ) и рабочим местам (наличие специальным приспособлений, инструмента и оборудования в соответствии с принятой технологией). Однако указанные требования далеко не всегда выполняются. Во многих организациях, эксплуатирующих колесные транспортные средства, в нарушение требований действующих правил и норм по охране труда, снятие и установка колес производятся без применения специального оборудования, приспособлений и инструмента. В большинстве происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями работы по накачке шин проводились вне специально отведенных и оборудованных мест. При этом, потерпевшие не знали или не учитывали то обстоятельство, что наибольшую опасность для них и окружающих представляет возможность выброса замочного кольца из канавки обода или разрыва колеса. Вместе с тем, материалы расследований свидетельствуют о том, что в большинстве происшедших несчастных случаев имело место безответственное отношение руководителей и специалистов организаций к исполнению обязанностей по охране труда, осуществлению контроля за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда.

При проведении шиномонтажных работ следует руководствоваться требованиями СТБ 960-94 «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности» и Правилами охраны труда на автомобильном транспорте, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01. 03. 2002 № 5/20, Межотраслевой типовой инструкцией по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21. 10. 2003 г. № 130.

В целях профилактики и недопущения несчастных случаев руководителям организаций необходимо:

—организовать работу и обеспечить контроль за соблюдением требований безопасности труда;

—назначить приказом по организации лиц, ответственных за выполнением шиномонтажных работ;

—монтажные и демонтажные работы по шинам выполнять в шиномонтажном отделении или приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений;

—перед началом работ необходимо пройти соответствующий инструктаж по охране труда, ознакомиться с технологической документацией на ремонт и техническое обслуживание автомобиля;

—не допускать к выполнению работ с повышенной опасностью работников, не знающих безопасных методов и приемов работы, не имеющих профессиональной подготовки, не прошедших специального обучения, инструктаж, стажировку и проверку знаний по охране труда.

Работающим нужно выполнять безопасные методы и приемы работы, неукоснительно соблюдать требования локальных нормативных документов и Правил охраны труда, некоторые требования из которых приведены ниже:

—перед снятием колес транспортное средство вывешивать на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры, а под вывешенную часть автомобиля – специальную подставку;

—подкачивание шин без демонтажа производить, если давление воздуха в них снизилось не более, чем на 40 процентов от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена;

—накачивание шин в сборе с ободом производить в специальном металлическом ограждении, способным защитить обслуживающий персонал от ударов съёмными деталями обода при самопроизвольном демонтаже;

—накачивание шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см кв.) с проверкой положения замочного кольца, а затем до максимального давления, предписываемого техническим паспортом автомобиля;

—на участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.

При производстве шиномонтажных работ не допускается:

—участие водителей и работников других специальностей при несоответствии их квалификации квалификационной характеристике выполняемых работ или наличия соответствующей смежной профессии;

—демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;

—снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;

—выбивать диск кувалдой (молотком);

—при накачивании шины воздухом исправление её положения на диске постукиванием;

—монтировки шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

—во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой:

—применение при монтаже шины замочных и бортовых колец, не соответствующих данной модели;



—накачивание шины свыше установленной заводом-изготовителем нормы;

—выполнять водителям шиномонтажные работы в рейсе.
Каталог: sites -> default -> files -> 2015
2015 -> Российская гастроэнтерологическая ассоциация
2015 -> Письмо Министерства здравоохранения РФ от 6 мая 2014 г. N 15-4/10/2-3185
2015 -> 1 Виды проводимости в полупроводниках. Собственная проводимость в полупроводниках
2015 -> Диагностика и лечение хронической и острой сердечной недостаточности
2015 -> Рекомендации по диагностике и лечению взрослых больных язвенным колитом
2015 -> Письмо Министерства здравоохранения РФ от 27 мая 2014 г. N 15-4/10/2-3798
2015 -> Разработаны экспертами Общества специалистов по неотложной кардиологии Утверждены на заседании Общества специалистов по неотложной кардиологии и профильной комиссии
2015 -> Российская гастроэнтерологическая ассоциация гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница