Рабочая программа для студентов направления подготовки >44. 03. 01 Педагогическое образование профиля «Физическая культура»



страница1/3
Дата16.06.2018
Размер0.63 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Тобольск


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор


______________/Е.А. Короткова/

«___» ________2016 г.



«Актуальные проблемы теории и методики физического воспитания на современном этапе»


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

профиля «Физическая культура»

Очная и заочная формы обучения

Тобольск – 2014 г.



Пояснительная записка
Курс по выбору «Актуальные проблемы методики физического воспитания на современном этапе» относится к блоку дисциплин предметной подготовки и изучается на 4 курсе в 7 семестре. (ОФО, ЗФО). Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 ч. ОФО, и 108 ч. ЗФО, из которых аудиторные занятия (лекции) 42 ч. ОФО и 18 ч. ЗФО, самостоятельная работа студентов – 30 ч. ОФО и 81 ч. ЗФО. Промежуточный контроль знаний студентов осуществляется по разделам курса.

Курс состоит из трех разделов: первый раздел «Гуманистическое движение «СпАрт»», второй раздел «Системы естественного оздоровления», третий раздел «Экстремальные виды спорта».

Перед окончанием изучения курса проводиться срезовая контрольная работа и тестирование.

1. Цель и задачи

В настоящее время идет поиск новых идей и подходов в организации физкультурно-спортивной работы с различными группами населения, в связи с этим целью данного курса является повышение социально-педагогического, культурного эффекта этой работы

Из целей следуют задачи:


  1. повысить гуманистическую значимость физической культуры и спорта;

  2. качественно улучшить процесс физического воспитания;

  3. повысить духовно-нравственную и эстетическую ценность спорта;

  4. укреплять интеграцию серии «Духовность – Спорт – Культура»

Изучение данного курса направлено на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательная;

- культурно-просветительная;

- научно-методическая.



Дополнение этих видов деятельности предполагает умение студентов решать следующие профессиональные задачи:

  1. Учебно-воспитательная деятельность:

    • осуществление процесса обучения физической культуре в соответствии с образовательной программой;

    • планирование и проведение учебных занятий по физической культуре с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

    • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения физической культуре, в том числе средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

    • применение современных средств оценивания результатов обучения;

    • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

    • реализация личностно-ориентационного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

    • работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии.

  2. Культурно-просветительная деятельность:

    • формирование общей культуры учащихся;

    • овладение знаниями историко-гуманистического потенциала спорта;

    • мировоззрения, мышления, приемов учебной и познавательной деятельности;

  3. Научно0-методическая деятельность:

    • выполнение научно-методической работы (курсовые работы, ВКР, участие в научно-методических конференциях);

    • участие в работе методобъединения учителей физической культуры;

    • самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации.



2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины



Студенты по окончанию курса должны иметь представление о:

  • гуманитарном центре «СпАрт»;

  • популярных системах естественного оздоровления;

  • ЗОЖ в жизни знаменитых людей (писателей, поэтов, артистов, спортсменов и др.);

  • популярных экстремальных видах спорта.

Студенты должны знать:

  • особенности спартианской системы воспитания, образования и организации досуга;

  • основные принципы спартианского кодекса;

  • системы естественного оздоровления, наиболее востребованные для разных возрастных групп населения;

  • популярные экстремальные виды спорта.

Студенты обязаны овладеть следующими умениями и навыками:

  • составить комплексную программу школьного спартианского Дня;

  • придумать положение нового проекта «Фамилиада»;

  • уметь различать экстремальный спорт – как развлечение и его олимпийские виды.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия (всего)

42

42

В том числе:







Лекции

Практические занятия

14

28


14

28

Самостоятельная работа (всего)

30

30


В том числе:







- составление опорных конспектов

- дифференцированное задание



12

18


12

18


Вид итогового контроля

Экзамен

Экзамен



Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия (всего)

18

18

В том числе:







Лекции

Практические занятия

6

12


6

12

Самостоятельная работа (всего)

81

81


В том числе:







- составление опорных конспектов

- дифференцированное задание



36

45


18

45


Вид итогового контроля

Экзамен

Экзамен


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения



п/п

Разделы дисциплины

(название)

Всего часов

Лекции

Практические

1

Гуманистическое движение «СпАрт»

12

4

8

2

Системы естественного оздоровления

16

6

10

3

Экстремальные виды спорта

14

4

10




Всего

42

14

28


Заочная форма обучения



п/п

Разделы дисциплины

(название)

Всего часов

Лекции

Практические

1

Гуманистическое движение «СпАрт»

6

2

4

2

Системы естественного оздоровления

6

2

4

3

Экстремальные виды спорта

6

2

4




Всего

18

6

12


4.2. Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Лекционный курс *




лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол-во часов

1

Раздел 1. «Гуманистическое движение «СпАрт»»

Тема «Гуманизация спорта и его интеграция с искусством».

Предлагаются новые формы объединения спорта (в его «одухотворенной» форме) с искусством и др. видами духовно-творческой деятельности, которые решают социально-педагогические, культурные задачи различных групп населения. Начало реализации проекта – 1991 г.


2


2

Раздел 1. «Гуманистическое движение «СпАрт»»

Тема «Программы, реализуемые на основе идей проекта «СпАрт»».

Автор проекта «СпАрт» - В.И Столяров, доктор философских наук, президент Центра Спартианской культуры (г. Москва). В реализации проекта, в разработке отдельных акций приняла участие большая группа ученых, практических работников в области культуры, спорта, физического воспитания.

Реализуются программы для разных групп населения. «Друзья СпАртиашки» (дошкольники), «СпАрт-Школа», «СпАртианские игры школьников», «Детская Сибириада», «Спартианская семья», «Рыцари СпАрта», «Красота и грация», «Фамилиада», «Спарианский день».

2


3

Раздел 1. «Гуманистическое движение «СпАрт»»

Тема «Спартианские игры» (СИ).

СИ – соревнования с разнообразными конкурсами, соревнованиями, связаны с миром спорта и искусства. Эти увлекательные игры имеют особенности: нет победителей, равноправное участие инвалидов с другими людьми. СИ – средство отдыха. Новая система поощрения участников, нет оскорбленных.

Спартианский конкурс изобретателей «Свое изобретение» – это игра, техническое приспособление для соревнования. Предложенные приспособления затрагивают правила, инвентарь и т.д. Они должны быть более интересными, эстетичными, демократичными (т.е. доступными для всех). Это позволяет создать свою спартианскую игротеку.

2


4

Раздел 1. «Гуманистическое движение «СпАрт»»

Тема «Спартианские клуб» (СК).

Клуб – добровольное объединение группы участников спартианского движения. Создаются СК на базе общеобразовательных или специализированных школ (ДЮСШ, ДЮКФП), музыкальных училищ, школ-интернатов, дворцов творчества молодежи по месту жительства и т.д. В клубе могут быть лица разного возраста, разных увлечений, разной физической подготовки.


2


5

Раздел 2. «Системы естественного оздоровления»

Тема «Методики восстановления опорно-двигательного аппарата».

МРЦ «Беляево» и МРЦ «Лосинный остров» бесспорные лидеры в области лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Уникальные авторские методики В.И. Дикуля, признанные во всем мире и огромный накопленный опыт, в сочетании с самым современным медицинским и реабилитационным оборудованием дают удивительные результаты.

Внедрены методы С.М. Бубновского и в санаторно-курортной практике (Жуковский, Истра, Анапа, Геленджик, Вологда, Пермь). Это направление из практики С.М. Бубновского стало пользоваться особой привлекательностью, особенно для оздоровления школьников. Так, Бубновский С.М. является одним из руководителей «Богатырских игр» в Ивановской области (г. Пестяки), в которых участвуют подростки и взрослые с использованием русских национальных забав (городки, лазание по столбам, метание топора, купание в проруби, элементы гиревого спорта и пр.).


2

6

Раздел 2. «Системы естественного оздоровления»

Тема «Закаливание и дыхание».

П. Иванов обладал необыкновенными возможностями. Долго мог находиться без дыхания под водой. Мог обходиться без сна. 4 дня в неделю голодал, обливался холодной водой. 50 лет ходил в одних трусах, босиком. Познав законы природы, научился побеждать болезни.

А. Стрельникова разработала методику излечения с помощью дыхательной гимнастики не только болезней голоса, но и других недугов, связанных с расстройством органов дыхания. Ее гимнастика имеет большую известность.


2

7

Раздел 2. «Системы естественного оздоровления»

Тема «Теории старения человека».

Наследственность. Вмешательство ученых в генетический аппарат. Мутационная. Процесс старения становится явным при повреждении ДКН. Энергетическая. Урегулировав t тела до 34,6 можно прожить до 200 лет и более. Антиоксидантная. Свободные радикалы повреждают клетки воздействуют на коллаген (головной мозг, иммунитет). Молекулярная. В клетке есть элемент теломер, который ведет отчет нашего времени. «Отравления». Ученые обнаружили вещество старения.

А.В. Суворов. Его система закаливания. Заслуги. Любил солдат, называл их чудо-богатыри. Часть ночи посвящал молитвам, пению; по характеру человек честный, ласковый, учтивый, твердый, знал языки.


2

8

Раздел 2. «Системы естественного оздоровления»

Тема «Основные параметры систем оздоровления».

Интенсивность упражнений для суставов должна определяться их состоянием. В молодом возрасте, до 30 лет, для профилактики будущих заболеваний достаточно делать до 20 движений в каждом упражнении. Зато позже, когда вам уже за 40, требуется гораздо больше движений. По Амосову от 50 до 100.



2

9

Раздел 2. «Системы естественного оздоровления»

Тема «Философия здоровья».

В течение сорока Г.С. Шаталова создавала Систему Естественного Оздоровления, благодаря которой сделала здоровыми не один десяток людей и еще больше людей научила быть здоровыми в своих лагерях и школах. Прочитала четыре тысячи лекций в разных городах нашей страны, собрала огромный экспериментальный материал, написала несколько книг.

Наш организм не просто сумма органов, а сложнейшая, тонкая, самонастраивающаяся система, которая находится в единстве с внешней средой обитания. Поэтому Система Естественного Оздоровления разработана как комплекс пяти сложных элементов: психологический настрой, питание, дыхание, движение и терморегуляция. Ни один из них нельзя исключить. Но приоритет остается за психологическим настроем человека и его духовностью.


2

10

Раздел 2. «Системы естественного оздоровления»

Тема «Активное долголетие».

М. Котляров – автор русского закал-бега, разработал экологический комплекс здоровья. Соединение бега с закаливанием обосновано рядом соображений: холод в отличие от тепла, если он не превышает физиологических возможностей организма, улучшает работу сердца и бронхиально-легочного аппарата.

Поль Брэгг – автор книги «Чудо голодания», рекомендовал людям с запущенным здоровьем начинать свои оздоровительные занятия с ходьбы. «Ходьба – король упражнений», – утверждал он. В день он советовал проходить 5-8 километров и быть способным удвоить это расстояние.

Конструктор А.А. Микулин рассматривает человеческий организм как механизм, который можно конструировать, активно боролся со старением организма. В 90 лет он выглядел как 45-летний, находился в хорошей физической форме, разрабатывал новые изобретения.



2

11

Раздел 3. «Экстремальные виды спорта»

Тема «Причины популярности экстремального спорта (ЭС)».

ЭС – оценивает физические возможности человека с измерением «еще быстрее, еще выше, еще сильнее», является универсальным средством общения. Экстремалы – интересные люди, закаленные, самодостаточные. Олимпийские виды: маунитнбайк, фристайл, сноубординг, скоростной спуск. В Тобольске популярен сноуборд и кросс на снегоходах.


2


12

Раздел 3. «Экстремальные виды спорта»

Тема «Экстремальный спорт на земле, воде и в воздухе».

На земле популярны: сноубординг, спидскиинг, скейтбординг, скейтинг и др.

На воде существуют развлечения: рафтинг, вейкбординг, дайвинг (дип-подгужение на глубину; рек-погружение на затонувшие объекты; кейв – подводные пещеры, айс – подледные погружения, дрифт – погружения на течениях; найт – ночные погружения). Популярны забавы на гидроцикле. Существуют различные классы водных мотоциклов: прогулочные, спортивные, люкс.

ЭС в небесах – кайтинг (параплан) – многие звезды виндсерфинга увлекаются им; воздушный змей используется для движения по воде на катамаране, лодке, водных лыжах.

Скайсерфинг – командный парашютный спорт с элементами акробатики.


2




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница