Принята на Педагогическом Утверждаю
совете Директор ______ Чомаев В.Д.
Протокол №_____ от Приказ № ________
«01» сентября 2016г. « 01» сентября 2016 г.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Медвежьегорская детско-юношеская спортивная школа №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
этап начальной подготовки
Вид спорта: теннис
Срок реализации: от 1 года до 3 лет
возраст обучающихся: 9-12 лет
автор:
тренер-преподаватель Коновалов М.И.
высшая квалификационная категория
г.Медвежьегорск-2016 год
Содержание
1.Пояснительная записка___________________________________________________3 стр.
2.Характеристика тенниса как игрового вида спорта___________________________5 стр.
3.Материально-техническая база, инвентарь__________________________________7 стр.
4.Продолжительность этапа начальной подготовки, минимальный возраст обучающихся для зачисления в группы ___________________________________________________7 стр.
5.Учебный план по теннису________________________________________________7 стр.
6.Содержание программного материала ______________________________________8 стр.
7.Теоретическая подготовка________________________________________________9 стр.
8.Практическая подготовка________________________________________________42 стр.
8.1.Общая физическая подготовка__________________________________________42 стр.
8.2.Специальная физическая подготовка_____________________________________43 стр.
8.3.Технико-тактическая подготовка _______________________________________45 стр.
8.4.Интегральная подготовка______________________________________________46 стр.
9.Психологическая подготовка____________________________________________47 стр.
10.Тренерская и судейская практика________________________________________55 стр.
11.Соревновательная деятельность_________________________________________55стр.
12.Самостоятельная работа________________________________________________56 стр.
13.Требования техники безопасности в процессе реализации Программы_________56 стр.
14.Объемы максимальных тренировочных нагрузок___________________________58 стр.
15.Учебно-тематическое планирование этап начальной подготовки______________58 стр.
16.Система контроля и зачетные требования_________________________________60 стр.
17.Комплексы контрольных упражнений, промежуточная аттестация___________61 стр.
18.Планируемые результаты обучения_______________________________________64 стр.
19.Перечень информационного обеспечения программы_______________________66 стр.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа для этапа начальной подготовки, составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р; Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании»; государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года № 196-П; Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»; приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»; приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»; письма Министерства спорта Российской Федерации от 12 мая 2014 года № ВМ-04-10/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»; Приказа №293 от 13 августа 2015 года Министерства по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия «Методические рекомендации по осуществлению деятельности организации, реализующих образовательные программы ,программы спортивной подготовке в области физической культуры и спорта», Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, 2.4.4.3172-14,утвержденные постановлением №41 от 04.07.2014 г.
Программа раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки, включая содержание теоретической и технической работы, планирование учебного материала по предметным областям и этапам подготовки, система контрольных нормативов и требований для перевода обучающихся на следующие года (этапы) подготовки.
Актуальность данной программы определяется её возможностями удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени, опираясь на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. В настоящее время растёт спрос со стороны родителей и детей на образовательные услуги в области физической культуры и спорта, так как дети, занимающиеся спортом с раннего возраста, развиваются быстрее и гармоничнее своих сверстников. Игра – основной вид деятельности, эффективное средство физического воспитания, подготовка к жизни и труду. Спортивные игры, имеют очень широкий спектр средств формирования личности ребёнка, широко используются как средство укрепления его физического и психического здоровья.
Программа предусматривает дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению, что позволяет сформировать основные компоненты учебной деятельности: умение видеть цель и способы ее достижения, умение контролировать и оценивать свои действия, реализовывать свои умения и навыки в практической деятельности.
На начальном этапе подготовки в данной программе наиболее широко используется игровой и соревновательный метод организации учебно-тренировочных занятий, что позволяет детям незаметно для себя и без давления со стороны тренера в процессе игры осваивать технические элементы, тактические взаимодействия. Важной особенностью здесь является принцип доступности и последовательности при подборе заданий и построении системы занятий. Нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе.
Несмотря на преимущественное технико-тактическое направление, уже на этапе начальной подготовки не рекомендуется раннее формирование игрового амплуа, поскольку преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования.
Основные задачи реализации программы в области физической культуры и спорта:
- на этапе начальной подготовки:
-
привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
-
формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
-
формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
-
всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
-
укрепление здоровья спортсменов;
-
отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта;
-
воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;
-
освоение основ техники избранного вида спорта;
Цель программы – развитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование у них здорового образа жизни, поддерживаемой на протяжении всего образовательного периода, привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи программы:
1.Привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
2. Улучшение состояние здоровья, включая физическое развитие.
3.Привитие устойчивого интересах занятиям теннисом.
4.Освоение основ техники тенниса.
5.Совершенствование полученных навыков и умений;
6.Динамика прироста индивидуальных показателей физической
подготовленности занимающихся.
7. Всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; подготовка и выполнение техники владения мячом.
8. Изучение теоретических сведений о врачебном контроле, технике, тактике и правилам игры в теннис.
9.Подготовка к участию в соревнованиях, участие в соревнованиях.
Конечный результат программы: совершенствование психических, эстетических, морально-волевых качеств, улучшение состояния здоровья обучающихся, создание базы знаний о здоровом образе жизни, привитие потребности к постоянным занятиям спортом, развитие быстроты, ловкости, изучение технических и тактических приемов игры в теннис.
2.Характеристика тенниса как игрового вида спорта
Теннис как вид спорта весьма популярен во всем мире. В этой игре присутствует масса традиций и отличительных особенностей, которые делают ее неповторимой и увлекательной. История этого вида спорта ведется со второй половины 19-го века. Тогда же появилось понятие «лаун-теннис», что дословно можно перевести, как теннис на лужайке. Именно этот термин профессионалы применяют к современному большому теннису. Предшественником современного большого тенниса можно назвать реал-теннис, который был представлен миру еще в 6-ом веке. Играли в реал-теннис в монастырях командами по 6 человек. Изначально мяч отбивался рукой, затем перчаткой, битой и вот, в 16-ом веке, появились ракетка и сетка. Стоит отметить, что к этому времени в реал-теннис играли многие европейские короли. Тогда же, игра перебралась со случайных помещений в специальные залы, которые элита отстраивала в своих замках. И долгое время реал-теннис оставался уделом избранных, в силу ограниченного пространства и малого числа участников. История превращения реал-тенниса в лаун-теннис (современного большого тенниса) достоверно не известна. Но некоторые источники утверждают, что он был изобретен в Уэльсе в 1873 году майором Уолтором Уингфилдом. Он придумал его в качестве развлечения для своих гостей в собственном особняке, позаимствовав многое от бадминтона. Например, высота сетки поначалу была такая же, как и в бадминтоне – полтора метра. В 1874 году Уингфилд запатентовал лаун-теннис, потому что уже тогда был очевиден его коммерческий успех. Но это не помогло ограничить число приверженцев данной игре, и большой теннис стал стремительными темпами распространяться по Великобритании и США. Со временем начали появляться и конкуренты, выпускающие оборудование для игры. И в 1877 году Уингфилд отказался продлевать патент – игра стала «народной». Стартом пути современного тенниса можно официально считать появление самого старого и одного из наиболее престижных турниров «Уимблдон», который впервые был проведен в 1877 году. После этого начали появляться и другие соревнования по большому теннису. Например, первое состязание между национальными сборными, именуемое Кубком Дэвиса, берет свое начало с 1900 года. Кроме того, большой теннис входит в список олимпийских видов спорта с момента проведения I-ой Олимпиады 1896 года. Правда, следует отметить, что больше, чем на 50 лет игра была исключена из Олимпийской программы и восстановлена лишь в 1988 году. Первые профессиональные теннисисты стали появляться в двадцатых годах прошлого века, а уже с начала семидесятых ведет свой отсчет Открытая эра, в соответствии с которой все турниры являются открытыми и объединены в несколько крупных туров, проводимых международными организациями ATP, ITF и WTA. Теннис – парная или командная игра, где главным принципом является отбить мяч с помощью специальной ракетки (струнным покрытием), следуя определенным правилам. Теннис развивает у ребенка координацию, внимание, умение общаться , улучшает общую физическую подготовку, выносливость, формирует такие качества, как целеустремленность, воля к победе, стрессоустойчивость.
3.Материально-техническая база, инвентарь
Материальная база – комплекс материальных и технических средств, необходимых и предназначенных для обеспечения спортивной подготовки спортсменов-волейболистов отделения волейбол в соответствии с программой спортивной подготовки.
Для успешной реализации настоящей программы имеется:
1.Теннисный корт ( стандартные размеры).
2.Спортивный зал (7*16 м).
3. Инвентарь: мячи для тенниса, ракетки, сетки, скакалки, набивные мячи, гимнастические маты, козел гимнастический, перекладина и др.
4.Продолжительность этапа начальной подготовки,
минимальный возраст обучающихся для зачисления в группы
Таблица №1
Этап спортивной подготовки
|
Год обучения
|
Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)
|
Максимальный объем трениро-вочной нагрузки в неделю
|
Минимальная наполняемость групп (кол.человек)
|
Начальная подготовка
|
1
|
7
|
6
|
14
|
2
|
8
|
8
|
12
|
3
|
9
|
8
|
12
|
5.Учебный план по теннису
Учебный план программы рассчитан на 42 недели. В эти недели могут проводиться спортивно-оздоровительные лагеря, которые организуются для обеспечения непрерывного образовательного процесса, оздоровления и активного отдыха обучающихся. Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в академических часах (45 мин) с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся.
Таблица №2
Содержание подготовки
|
Начальная подготовка
|
1 г.о.
|
2 г.о.
|
3 г.о.
|
обязательная (инвариативная) часть
|
Общая физическая подготовка
|
70
|
70
|
66
|
Специальная физическая подготовка
|
36
|
54
|
52
|
вариативная часть
|
Техническая подготовка
|
44
|
60
|
64
|
Тактическая,
теоретическая,
психологическая подготовка
|
38
|
56
|
58
|
Интегральная подготовка
|
38
|
40
|
40
|
Соревновательная деятельность, тренерская и судейская практика,
тренировочные
(оздоровительные) сборы
|
14
|
40
|
40
|
Самостоятельная работа
|
6
|
10
|
10
|
Контрольные нормативы (промежуточная и итоговая аттестация)
|
6
|
6
|
6
|
ИТОГО ЧАСОВ В ГОД
|
252
|
336
|
336
|
Примечание: Количество часов учебного плана (содержание подготовки- вариативная часть) может изменяться в пределах 15% от общего количества часов.
6.Содержание программного материала
Главной предпосылкой, которая характеризует готовность к освоению учебного материала, является физическая, двигательная ( в том числе координационная) и психическая готовность ребенка.
Тренировочные занятия на первом году этапа начальной подготовки в основном носят игровой характер, формируя значительный объем двигательных действий. Подвижные игры развивают всесторонние качества юного спортсмена. Используя бег, прыжки, акробатику, подвижные и спортивные игры. На это должно отводится 40% времени для занятий с мячом для ознакомления с техническими приемами.
Возрастные особенности детей младшего возраста позволяют целенаправленно действовать на развитие ловкости, гибкости, быстроты и скоростно-силовых качеств. В этом возрасте необходим индивидуальный подход к ребенку.
9.Теоретическая подготовка
Тематика теоретического материала:
1.История развития избранного вида спорта
Первые упоминания об игре, подобной теннису, были обнаружены историками еще в Древнем Риме и в Древнем Египте, хотя точно не установлены даже примерная дата и место появления тенниса как вида спорта.Совершенно достоверно, что уже в XIII веке во Франции была игра в маленький мячик, который необходимо было ладонью перебрасывать через сетку. Эта игра называлась: «же де пом» (игра ладонью).Также достоверно известно, что в XV веке, в 1480 г., король Франции Людовик XI распорядился, чтобы мяч для этой игры, который первоначально делался из лоскутков материи или конского волоса, стали обтягивать сверху кожей или шерстью, а на руках игроков появились кожаные перчатки.
Затем кто-то впервые попробовал отражать летящий мяч не ладонью, а широкой палкой. Так в XVI веке появились первые ракетки, представляющие собой круг с натянутыми веревками.
В Париже один за другим открывались специальные залы игры, получившей название «трипо». Такие залы оборудовались с большой роскошью и никогда не пустовали.
Английский путешественник, посетивший Францию тех времен, писал в своих путевых заметках, что во Франции больше игроков в «же де пом», чем пьяниц в Англии.
Вскоре игра пересекла пролив Ла-Манш и оказалась в Англии, где получила название, известное и в наше время: «теннис» (возможно, от французского слова «tenez» — вот вам, берите).
Первое официальное сообщение о состоявшемся теннисном матче появилось на страницах английского журнала «Спортинг мэгэзин» в начале XIX века. Лаконичный отчет гласил:
«Кошелек в 100 гиней разыгрывался в мае 1816 г. между Коксом, мастером теннисного корта Лондона, и Мар-кезио, мастером теннисного корта Турина, и был выигран последним после трех дней игры».
В те времена игра в теннис велась прежде всего на деньги, а долги проигравших теннисистов взыскивались даже по суду. Короли и вельможи могли выиграть или проиграть большие суммы.
Как правило, игра шла на крупную монету, называемую в обиходе «корона», номиналом в 60 су. Такая монета разменивалась на четыре более мелкого достоинства — по 15 су, каждая из которых являлась стоимостью одного из четырех очков гейма. Эта игра на интерес породила и пятнадцати балльную систему теннисного счета: 15, 30, 45 и 60.
В настоящее время спортивные комментаторы и судьи говорят: «сорок», а не сорок пять. Просто так звучит короче и энергичнее. Но еще в конце XIX века во Франции отсчитывали «сорок пять». Изменению сета способствовало и «обесценивание» счета «сорок пять», когда он лишился денежного подкрепления.
Исследуя историю счета очков на «пятнадцать», Борис Алексеевич Ульянов, известный в прошлом московский теннисист и автор многих книг по теннису, приходит к следующему заключению:
«Существует счетная система, называемая «шестидесятикратной», возникновение и происхождение которой относится, вероятно, ко временам вавилонской культуры (начало II тысячелетия, 539 г. до н. э. на территории современного Ирака). В этой системе начальной мерой была не единица, а шестьдесят единиц. Эта система служила для измерения углов и счета времени. Так, в последнем, например, принимается за единицу час (60 мин), а не одна минута. Меньшие величины выражаются в ней дробью по отношению к шестидесяти. По своему характеру теннисный счет является в основном шестидесятикратной системой, в которой обнаруживается примитивная форма деления целого на четыре части».
И легенда о монетах в 15 су, и исследования Ульянова как-то объясняют принятый в теннисе счет. Но следует заметить, что такая система счета в современном спорте присуща только теннису.
Если говорить об истории развития тенниса с указанием имен известных спортсменов, то следует вернуться к упомянутому в первой заметке о теннисе Филиппу Коксу. Уже 25 июля 1819 г. он доказал свое превосходство в матче, длившемся три дня, над чемпионом Франции Шарьером. Болельщиков восхищала его игра, о нем складывались легенды, а между собой его именовали Старым Коксом.
Так длилось 10 лет. Летом 1829 г. непобедимого Кокса разгромил француз Эдмон Барр, который после этого в течение многих лет удерживал славу величайшего игрока Старого Света, не имея себе равных до 60-летнего возраста.
Со временем постепенно менялись характер и облик игры.
Обобщив правила старого тенниса, майор индийской службы англичанин Уолтер Уиннгфилд предложил новую игру «сферистина», позволявшую играть в нее мужчинам и женщинам без ограничения возраста, получив 24 февраля 1874 г. на нее патент.
Но уже через год правила новой игры были дополнены и изменены, а сама игра получила название «лаун-теннис» («теннис на лужайке», или «травяной теннис»), что предусматривало игру на траве под открытым небом в отличие от старого тенниса, в который играли в залах на деревянных полах.
Со временем появились корты с различным покрытием как под открытым небом, так и в крытых залах, а название сократилось до одного слова «теннис».
В июне 1877 г. на площадках Всеанглийского крокет-клуба в Уимблдоне состоялся официальный турнир, ставший точкой отсчета современного тенниса.
О популярности тенниса говорит тот факт, что он был включен в число всего двенадцати видов спорта в про грамму первых Олимпийских игр 1896 г. в Афинах, в которых принимали участие только мужчины.
Первым олимпийским чемпионом стал англичанин Дж. Болэнд, победивший в одиночном разряде грека Д. Касдаглиса — 7:5, 6:4, 6:1, а в парном разряде он победил с немцем Фрицем Трауном также греческую пару Касдаглис—Петрококкинос со счетом 6:2, 6:4.
На вторых Олимпийских играх в 1900 г. в Париже выступали мужчины и женщины в одиночных соревнованиях, мужчины в парах и впервые разыгрывался микст (смешанный разряд).
Третья Олимпиада проходила в США в г. Сент-Луис в 1904 г., на которой теннисные награды разыграли между собой американские спортсмены.
Впервые на четвертой Олимпиаде в Лондоне в 1908 г. определялись победители как на открытых, так и на закрытых кортах.
На пятой Олимпиаде 1912 г. в Стокгольме повторилась та же система проведения игр на открытых и закрытых кортах раздельно: одни летом, а вторые зимой, а чемпионами игр провозглашались как летние, так и зимние победители.
Шестая Олимпиада 1916 г. не проводилась из-за первой мировой войны.
Но на седьмой Олимпиаде 1920 г. в Антверпене и восьмой 1924 г. в Париже теннис впервые был представлен во всех пяти разрядах: одиночные мужские и женские, парные мужские и женские, смешанные пары. Парижская Олимпиада стала на долгий срок для теннисистов последней. В 1926 г. возник конфликт между Олимпийским комитетом (МОК) и Международной федерацией тенниса (ИТФ) по поводу статуса тенниса. МОК счел теннис профессиональным видом спорта, а Олимпийские игры проводились только среди любителей. Таким образом, теннис был отлучен от участия в Олимпиадах.
После этого неоднократно поднимался вопрос, чтобы вернуть теннисистов в олимпийское движение, но только в 1968 г. в Мехико в составе Олимпийских игр был организован турнир по теннису. На этом турнире впервые и довольно успешно выступили наши соотечественники. В. Короткое занял 3-е место в одиночных соревнованиях, а в паре с А. Волковым так же стал бронзовым призером. В смешанной паре 3. Янсоне и В. Короткое стали победителями игр.
Казалось, что Мехико вернуло теннис в программу Олимпиад, но эту инициативу не поддерживали столицы последующих Олимпийских игр еще в течение двадцати долгих лет.
Только на Олимпиаде 1988 г. теннис вновь — обрел свое гражданство. СССР представляли семь ведущих наших спортсменов: Н. Зверева, Л. Савченко (Нейланд), А. Волков, Л. Месхи, А. Чесноков и А. Черкасов. Хотя они не привезли медалей, но осуществили принцип олимпийцев: «главное — участие».
На Олимпиаде 1992 г. в Барселоне наши теннисисты впервые вошли в число призеров: А. Черкасов в одиночном разряде и Наталья Зверева и Лейла Месхи в парном разряде стали бронзовыми призерами. Но, как сказал президент МОК X. А. Самаранч: «Обладатель любой олимпийской медали — незабываемый герой мирового спорта».
Настоящим триумфом российского тенниса стала Олимпиада 2000 г. в Сиднее: Е. Кафельников стал чемпионом, а Е. Дементьева получила серебряную медаль в одиночном разряде.
Олимпийская хронология далеко не отражает этапы развития и историю тенниса, а только демонстрирует его место в спорте в целом.
Теннис был одним из первых в любительском спорте, а затем смог задать тон и в профессиональном. В настоящее время это один из видов спорта, где выплачиваются за участие наибольшие гонорары.
Есть у тенниса и чемпионат мира, но не официальный, и масса других турниров. Наиболее значительными турнирами считаются турниры «Большого шлема», в который входят открытые чемпионаты Австралии, Великобритании (Уимблдонский турнир), Франции и США.
Символический приз «Большой шлем» присуждается спортсмену, выигравшему в течение года все четыре первенства. Лишь единицы покорили эту вершину.
Первым обладателем «Большого шлема» стал американский теннисист Д. Бадж в 1938 г. Только спустя 24 года, т. е. в 1962 г., «Большого шлема» был удостоен австралиец Р. Лейвер, он же в 1969 г., играя с участием профессионалов, повторно добыл «Большой шлем» и стал пока единственным в истории тенниса двукратным обладателем «Большого шлема» в одиночном разряде.
В своей книге «Как побеждать в теннисе» Р. Лейвер пишет: «Мне кажется, что повторить успех, которого добился я в 1969 г., не сможет ни один профессионал в мире».
Пока это утверждение никто не опроверг.
У женщин обладателями «Большого шлема» в одиночном разряде становились американка М. Конноли (1953 т.) и австралийка М. Смит-Корт (1970 г.). Последней победительницей всех четырех турниров «Большого шлема» удалось стать Штеффи Граф (Германия) в 1988 г.
Есть «шлемоносцы» и в парных разрядах:
в мужском парном разряде австралийцы Ф. Седж-мен и К. Мак-Грегор (1951 г.);
в женском парном разряде — бразильянка М. Буэ-но (1960 г.), которая выиграла открытый чемпионат Австралии в паре с англичанкой К. Трумэн, а три других чемпионата, в паре с американкой Д. Хард;
микст — австралийская пара К. Флетчер и М. Смит-Корт (1963 г.), а также О. Дэвидсен (1967 г.), партнершей которого в чемпионатах Великобритании, Франции и США была американка Б. Д. Кинг, а в открытом чемпионате Австралии — его соотечественница Л. Тернер.
Весьма престижна победа в каждом из турниров «Большого шлема», но в первую очередь — в Уимблдонском турнире. Этот турнир считается неофициальным первенством мира на травяных кортах. Свою историю Уимблдон начал с 1877 г., когда еще не проводились Олимпийские игры. Соревнования проводятся в пяти разрядах, а также для юниоров (возраст до 21 года) и ветеранов (старше 45 лет).
Поделитесь с Вашими друзьями: |