Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании МО Зам. дир. по УВР Директор школы
естественно-матем.цикла ______________ ________________
(протокол №1 Н.В Рогожкина Н.В. Рогожкина
от 30.08.13 г.)
МКОУ Ильинская ООШ
Рабочая программа по химии
9 класс
на 2013 – 2014 уч.г
Учитель
П.И.Горбенков
п.Ильинка
2013г.
Пояснительная записка.
Статус программы
Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2007.–192 с. – Современное образование.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.
Программа рассчитана на 70 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 10 часов, лабораторных опытов - 8.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии:
-
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
-
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
-
проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
-
использование для решения познавательных задач различных источников информации;
-
соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.
Информационно-коммуникативная деятельность
Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.
Рефлексивная деятельность
Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста.
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать:
-
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
-
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
уметь
-
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
-
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической
системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
-
характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;
-
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
-
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
-
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-
распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид- ионы.
-
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
безопасного обращения с веществами и материалами;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
-
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
-
приготовление растворов заданной концентрации.
Формирование общеучебных умений и навыков учащихся
Учебно - организационные:
-
уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
-
владеть техникой консультирования;
-
уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять
-
заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно - интеллектуальные:
-
уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
-
уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
-
взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
-
уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
-
уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно - информационные:
-
уметь применять справочный аппарат книги
-
самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
-
уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
Учебно - коммуникативные:
-
связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
-
излагать материал из различных источников;
-
владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции
Содержание
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ 8 КЛАССА (5 часов)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.
Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.
Химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Расчёты по химическим уравнениям.
Т е м а 1. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (14 часов)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью: кислот, щелочей, солей (тепловые явления при растворении).
Степень электролитической диссоциации (сильные и слабые электролиты).
Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и об окислительно-восстановительных процессах.
Расчеты по уравнениям химических реакций для случаев, когда одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Демонстрации:
-
Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.
-
Сравнение электрической проводимости концентрированных и разбавленных растворов уксусной кислоты.
-
Видеофильм «Химия. 9 кл. Электролитическая диссоциация».
-
Плакат «Количественные величины в химии».
-
Транспаранты «Процессы окисления-восстановления».
Лабораторные опыты:
-
Реакции обмена между растворами электролитов.
-
Качественная реакция на хлорид-ион.
Практическое занятие: «Решение экспериментальных задач по теме «ТЭД».
Расчетные задачи: расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Т е м а 2. ПОДГРУППА КИСЛОРОДА (5 часов)
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода.
Понятие аллотропии на примере кислорода и серы.
Сера. Строение молекул, физические и химические свойства, применение.
Серная кислота. Строение, свойства, применение. Качественная реакция на сульфат-ион.
Молярный объём газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Демонстрации:
-
Получение озона. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
-
Плакат «Количественные величины в химии».
-
Плакат «Взаимосвязь между физическими величинами».
Лабораторные опыты:
-
Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.
-
Распознавание сульфат-иона в растворе.
Расчётные задачи:
-
Расчёты с использованием понятия «молярный объём газа» по формуле и по уравнению.
-
Расчёты по уравнению с использованием закона объёмных отношений.
Т е м а 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (б часов)
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.
Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры и катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.
Демонстрации:
-
Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от площади поверхности соприкосновения (взаимодействие различных по размеру кусочков мела с кислотой), от концентрации и температуры (взаимодействие цинка с соляной кислотой разной концентрации и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при разных температурах).
-
Видеофильм «Основы молекулярно-кинетической теории».
-
Компакт-диск «Химия. 9 класс».
Расчетные задачи: расчеты по термохимическим уравнениям.
Т е м а 4. ПОДГРУППА АЗОТА (13 часов).
Общая характеристика элементов подгруппы азота.
Азот, строение-молекулы, физические свойства. Химические свойства азота: взаимодействие с металлами, водородом, кислородом.
Аммиак, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства аммиака: взаимодействие с кислородом, кислотами, водой, оксидами металлов.
Образование иона аммония. Соли аммония, состав, строение, физические и химические свойства: взаимодействие со щелочами, качественные реакции на ион аммония. Применение аммиака. Производство аммиака. Азотная кислота, строение молекулы, физические и химические свойства, применение.
Производство азотной кислоты, круговорот азота. Фосфор и его соединения (краткая характеристика).
Минеральные удобрения. Расчётные задачи на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации:
-
Растворение аммиака в воде.
-
Получение аммиака и его обнаружение.
-
Качественные реакции на сухие соли аммония и нитраты, растворы аммиака.
-
Модель установки для получения аммиака.
-
Видеофильм «Неорганическая химия. Азот и фосфор».
-
Плакат «Количественные величины в химии».
Лабораторные опыты:
-
Качественная реакция на растворы солей аммония (взаимодействие их с растворами щелочей при нагревании).
-
Ознакомление с азотными, фосфорными и калийными удобрениями.
Практическое занятие: решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота» (1 час).
Расчетные задачи: решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Т е м а 5. ПОДГРУППА УГЛЕРОДА (5 часов)
Общая характеристика подгруппы углерода. Сравнительная характеристика углерода и кремния как химических элементов и как простых веществ. Аллотропия углерода и кремния.
Явление адсорбции.
Оксиды углерода (II) и (IV) и оксид кремния: строение молекул (тип связи, тип кристаллической решетки), физические и химические свойства (в сравнении). Применение оксидов.
Угольная и кремниевая кислоты, их соли. Строение, свойства. Качественная реакция на карбонат-ион.
Круговорот углерода в природе. Силикатная промышленность. Расчётные задачи на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.
Демонстрации:
-
Поглощение углем растворенных веществ и газов.
-
Получение оксида углерода (IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи.
-
Получение кремниевой кислоты.
-
Коллекция «Стекло и изделия из стекла».
-
Плакат «Количественные величины в химии».
-
Видеофильм «Неорганическая химия. Углерод и кремний».
Лабораторные опыты:
-
Качественная реакция на карбонат-ион.
-
Ознакомление с образцами природных силикатов.
Расчетные задачи: вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси
Т е м а 6. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (3 часа)
Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства металлов. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от неё (обзорно).
Демонстрации:
-
Образцы металлов. Изучение их электропроводности. Модели кристаллических решеток металлов.
-
Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, другими веществами.
-
Опыты по коррозии металлов и защите их от коррозии.
-
Видеофильм «Неорганическая химия. Общие свойства металлов».
Лабораторный опыт: рассмотрение образцов металлов.
Тема 7. МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ ПОДГРУПП 1-Ш ГРУПП ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (5 часов)
Общая характеристика металлов главных подгрупп 1-Ш групп Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (в сравнении). Натрий и кальций. Строение и свойства. Соединения натрия и кальция. Их свойства. Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гид-роксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов.
Демонстрации:
Взаимодействие кальция и натрия с водой.
-
Качественная реакция на ионы кальция и бария.
-
Устранение жёсткости воды.
-
Взаимодействие алюминия с водой, кислотами, щелочью, солями.
-
Механическая прочность оксидной пленки алюминия.
-
Видеофильм «Металлы главных подгрупп».
Лабораторные опыты:
-
Ознакомление с важнейшими соединениями - солями натрия, калия, кальция.
-
Ознакомление с образцами алюминия и его соединений.
Тема 8. ЖЕЛЕЗО - ЭЛЕМЕНТ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ VIII ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА(3 часа)
Железо: строение, свойства. Характеристика соединений железа (II) и (III): оксиды, гидроксиды, соли. Природные соединения железа.
Демонстрации: природные соединения железа, получение гидроксидов железа (II) и (III), их свойства.
Практическое занятие: металлы, соединения металлов (2 часа).
Тема 9. ПРОМЫШЛЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ (2 часа)
Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Основные способы промышленного получения металлов. Электролиз (обзорно).
Демонстрация: электролиз водного раствора хлорида меди (II).
Т е м а 10. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (б часов)
Понятие об органических веществах и органической химии. Многообразие органических веществ.
Основные идеи теории строения органических соединений по А. М. Бутлерову.
Понятие изомерии.
Предельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакция замещения). Применение предельных углеводородов. Понятие о гомологах и гомологических рядах.
Непредельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакция присоединения). Применение непредельных углеводородов.
Понятие о циклических углеводородах.
Природные источники углеводородов. Виды топлива.
Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).
Общие понятия об аминокислотах и белках.
Демонстрации:
-
Некоторые свойства непредельных углеводородов (горение, реакция присоединения).
-
Модели молекул некоторых органических веществ, схемы, таблицы.
-
Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».
-
Компакт-диск «Углерод и его соединения. Углеводороды».
-
Видеофильм «Органическая химия.
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учащихся:
-
Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.
-
Габрусева Н.И. Химия: 9 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся/ Н.И.Габрусева. – М.: Просвещение, 2008. – 95 с.
-
Хомченко И.Г. Решение задач по химии. - М.: ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.
-
Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четв. издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
Литература для учителя:
-
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
-
Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.
-
Титова И. М. Уроки химии V111 класс. : Пособие для учителя. СПб.: КАРО, 2002.
-
Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.
-
Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2008.
-
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
-
Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2003.
-
Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 класс. М.: Аквариум, 1997.
-
Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.
-
Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А.
MULTIMEDIA - поддержка предмета:
-
Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.
-
Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 11-11 классы. - М.: ООО «Кирилл
и Мефодий », 2004.
-
Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа,2005.
Календарно - тематическое планирование 9 класс
-г
дата
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
5
Обязательные элементы содержания
|
Химический
эксперимент
(оборудование)
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Измерители
(вид контроля)
|
Домашнее задание
|
примечание
|
план
|
факт
|
Тема:Электролитическая диссоциация.
|
|
|
Сущность процесса электролитической диссоциации.Основные положения теории электролитическойкой диссоциациик
|
1
|
УОИСЗ
|
Определение периодического закона, строение ПС, строение атома, характеристика химического элемента, значение периодического закона
|
Периодическая система, план характеристики химического элемента, таблица по строению атомов
|
Знать определение периодического закона, периода, группы, физический смысл номера периода, группы, порядкового номера, значение периодического закона. Уметь давать характеристику химического элемента, сравнивать химические элементы по положению в ПС и строению атома
|
Фронтальный опрос. Письменная самостоятельная работа
|
Глава 1,№1
|
|
|
|
Диссоциация кислот, оснований, солей.
|
1
|
УОИСЗ
|
Определение химической связи, причины её образования, виды связи, типы кристаллических решеток
|
Таблицы по разным видам химической связи, таблицы типов кристаллических решёток
|
Знать определение химической связи, причины образования, определение ковалентной и ионной связи, виды кристаллических решёток. Уметь определять типы химической связи в простом и сложном веществе, записывать схемы их образования, определять тип кристаллической решётки, прогнозировать по нему физические свойства веществ
|
Фронтальный опрос. Письменная самостоятельная работа по уроку 1
|
Глава 1,№2,воп.7-8.Зад.1
|
|
|
|
Слабые и сильные электролиты.Степень диссоциации.
|
1
|
УОИСЗ
|
Определение оксидов, кислот, оснований, солей, классификация основных классов, химические свойства
|
|
Знать определение оксидов, кислот, оснований, солей, их классификацию.
Уметь доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ, записывать уравнения химических реакций
|
Фронтальный опрос. Письменная самостоятельная работа по урокам 1-3
|
Глава 1,№3,вопросы 1-10
|
'-
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |