Рабочая программа по химии 9 класс на 2013 2014 уч г Учитель П. И. Горбенков п. Ильинка 2013г



страница1/3
Дата28.11.2017
Размер0.63 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

Рассмотрено Согласовано Утверждено

На заседании МО Зам. дир. по УВР Директор школы

естественно-матем.цикла ______________ ________________

(протокол №1 Н.В Рогожкина Н.В. Рогожкина

от 30.08.13 г.)

МКОУ Ильинская ООШ
Рабочая программа по химии
9 класс

на 2013 – 2014 уч.г


Учитель

П.И.Горбенков

п.Ильинка


2013г.

Пояснительная записка.
Статус программы

Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2007.–192 с. – Современное образование.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.

Программа рассчитана на 70 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 10 часов, лабораторных опытов - 8.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии:



  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);

  • проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;

  • использование для решения познавательных задач различных источников информации;

  • соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.



Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.



Информационно-коммуникативная деятельность

Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.



Рефлексивная деятельность

Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образователь­ного учреждения в форме теста.

Методы контроля: письменный и устный.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии ученик должен



знать / понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,

периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,

номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической

системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах



малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид- ионы.

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовление растворов заданной концентрации.


Формирование общеучебных умений и навыков учащихся

Учебно - организационные:

  • уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;

  • владеть техникой консультирования;

  • уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять

  • заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

Учебно - интеллектуальные:

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

  • уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать

  • взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

  • уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;

  • уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Учебно - информационные:

  • уметь применять справочный аппарат книги

  • самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;

  • уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

Учебно - коммуникативные:

  • связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;

  • излагать материал из различных источников;

  • владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции


Содержание
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ 8 КЛАССА (5 часов)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.

Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

Химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Расчёты по химическим уравнениям.

Т е м а 1. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (14 часов)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью: кислот, щелочей, солей (тепловые явления при растворении).

Степень электролитической диссоциации (сильные и слабые электролиты).

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и об окислительно-восстановительных процессах.

Расчеты по уравнениям химических реакций для случаев, когда одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Демонстрации:


  1. Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.

  1. Сравнение электрической проводимости концентрированных и разбавленных растворов уксусной кислоты.

  1. Видеофильм «Химия. 9 кл. Электролитическая диссоциация».

  2. Плакат «Количественные величины в химии».

  3. Транспаранты «Процессы окисления-восстановления».

Лабораторные опыты:

  1. Реакции обмена между растворами электролитов.

  2. Качественная реакция на хлорид-ион.

Практическое занятие: «Решение экспериментальных задач по теме «ТЭД».

Расчетные задачи: расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.


Т е м а 2. ПОДГРУППА КИСЛОРОДА (5 часов)

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода.

Понятие аллотропии на примере кислорода и серы.

Сера. Строение молекул, физические и химические свойства, применение.

Серная кислота. Строение, свойства, применение. Качественная реакция на сульфат-ион.

Молярный объём газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации:


  1. Получение озона. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

  2. Плакат «Количественные величины в химии».

  3. Плакат «Взаимосвязь между физическими величинами».

Лабораторные опыты:

  1. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.

  2. Распознавание сульфат-иона в растворе.

Расчётные задачи:

  1. Расчёты с использованием понятия «молярный объём газа» по формуле и по уравнению.

  2. Расчёты по уравнению с использованием закона объёмных отношений.

Т е м а 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (б часов)

Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры и катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации:



  1. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от площади поверхности соприкосновения (взаимодействие различных по размеру кусочков мела с кислотой), от концентрации и температуры (взаимодействие цинка с соляной кислотой разной концентрации и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при разных температурах).

  1. Видеофильм «Основы молекулярно-кинетической теории».

  2. Компакт-диск «Химия. 9 класс».

Расчетные задачи: расчеты по термохимическим уравнениям.

Т е м а 4. ПОДГРУППА АЗОТА (13 часов).

Общая характеристика элементов подгруппы азота.

Азот, строение-молекулы, физические свойства. Химические свойства азота: взаимодействие с металлами, водородом, кислородом.

Аммиак, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства аммиака: взаимодействие с кислородом, кислотами, водой, оксидами металлов.

Образование иона аммония. Соли аммония, состав, строение, физические и химические свойства: взаимодействие со щелочами, качественные реакции на ион аммония. Применение аммиака. Производство аммиака. Азотная кислота, строение молекулы, физические и химические свойства, применение.

Производство азотной кислоты, круговорот азота. Фосфор и его соединения (краткая характеристика).

Минеральные удобрения. Расчётные задачи на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Демонстрации:

  1. Растворение аммиака в воде.

  2. Получение аммиака и его обнаружение.

  3. Качественные реакции на сухие соли аммония и нитраты, растворы аммиака.

  4. Модель установки для получения аммиака.

  5. Видеофильм «Неорганическая химия. Азот и фосфор».

  6. Плакат «Количественные величины в химии».

Лабораторные опыты:

  1. Качественная реакция на растворы солей аммония (взаимодействие их с растворами щелочей при нагревании).

  1. Ознакомление с азотными, фосфорными и калийными удобрениями.

Практическое занятие: решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота» (1 час).

Расчетные задачи: решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Т е м а 5. ПОДГРУППА УГЛЕРОДА (5 часов)
Общая характеристика подгруппы углерода. Сравнительная характеристика углерода и кремния как химических элементов и как простых веществ. Аллотропия углерода и кремния.

Явление адсорбции.

Оксиды углерода (II) и (IV) и оксид кремния: строение молекул (тип связи, тип кристаллической решетки), физические и химические свойства (в сравнении). Применение оксидов.

Угольная и кремниевая кислоты, их соли. Строение, свойства. Качественная реакция на карбонат-ион.

Круговорот углерода в природе. Силикатная промышленность. Расчётные задачи на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

Демонстрации:



  1. Поглощение углем растворенных веществ и газов.

  2. Получение оксида углерода (IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи.

  3. Получение кремниевой кислоты.

  4. Коллекция «Стекло и изделия из стекла».

  5. Плакат «Количественные величины в химии».

  6. Видеофильм «Неорганическая химия. Углерод и кремний».

Лабораторные опыты:

  1. Качественная реакция на карбонат-ион.

  2. Ознакомление с образцами природных силикатов.

Расчетные задачи: вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси
Т е м а 6. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (3 часа)

Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства металлов. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от неё (обзорно).

Демонстрации:


  1. Образцы металлов. Изучение их электропроводности. Модели кристаллических решеток металлов.

  2. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, другими веществами.

  3. Опыты по коррозии металлов и защите их от коррозии.

  4. Видеофильм «Неорганическая химия. Общие свойства металлов».

Лабораторный опыт: рассмотрение образцов металлов.
Тема 7. МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ ПОДГРУПП 1-Ш ГРУПП ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (5 часов)

Общая характеристика металлов главных подгрупп 1-Ш групп Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (в сравнении). Натрий и кальций. Строение и свойства. Соединения натрия и кальция. Их свойства. Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гид-роксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов.

Демонстрации:

Взаимодействие кальция и натрия с водой.


  1. Качественная реакция на ионы кальция и бария.

  2. Устранение жёсткости воды.

  3. Взаимодействие алюминия с водой, кислотами, щелочью, солями.

  4. Механическая прочность оксидной пленки алюминия.

  5. Видеофильм «Металлы главных подгрупп».

Лабораторные опыты:

  1. Ознакомление с важнейшими соединениями - солями натрия, калия, кальция.

  2. Ознакомление с образцами алюминия и его соединений.

Тема 8. ЖЕЛЕЗО - ЭЛЕМЕНТ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ VIII ГРУППЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА(3 часа)

Железо: строение, свойства. Характеристика соединений железа (II) и (III): оксиды, гидроксиды, соли. Природные соединения железа.

Демонстрации: природные соединения железа, получение гидроксидов железа (II) и (III), их свойства.

Практическое занятие: металлы, соединения металлов (2 часа).

Тема 9. ПРОМЫШЛЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ (2 часа)

Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Основные способы промышленного получения металлов. Электролиз (обзорно).

Демонстрация: электролиз водного раствора хлорида меди (II).


Т е м а 10. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (б часов)

Понятие об органических веществах и органической химии. Многообразие органических веществ.

Основные идеи теории строения органических соединений по А. М. Бутлерову.

Понятие изомерии.

Предельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакция замещения). Применение предельных углеводородов. Понятие о гомологах и гомологических рядах.

Непредельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакция присоединения). Применение непредельных углеводородов.

Понятие о циклических углеводородах.

Природные источники углеводородов. Виды топлива.

Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).

Общие понятия об аминокислотах и белках.



Демонстрации:

  1. Некоторые свойства непредельных углеводородов (горение, реакция присоединения).

  2. Модели молекул некоторых органических веществ, схемы, таблицы.

  3. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».

  4. Компакт-диск «Углерод и его соединения. Углеводороды».

  5. Видеофильм «Органическая химия.


ЛИТЕРАТУРА

Литература для учащихся:

  1. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.

  2. Габрусева Н.И. Химия: 9 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся/ Н.И.Габрусева. – М.: Просвещение, 2008. – 95 с.

  1. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. - М.: ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.

  2. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четв. издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.


Литература для учителя:

  1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.

  2. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.

  3. Титова И. М. Уроки химии V111 класс. : Пособие для учителя. СПб.: КАРО, 2002.

  4. Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.

  5. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2008.

  6. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.

  7. Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2003.

  8. Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 класс. М.: Аквариум, 1997.

  9. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.

  10. Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А.


MULTIMEDIA - поддержка предмета:

  1. Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.

  2. Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 11-11 классы. - М.: ООО «Кирилл
    и Мефодий », 2004.

  4. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа,2005.

Календарно - тематическое планирование 9 класс



дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

5

Обязательные элементы содержания



Химический

эксперимент

(оборудование)


Требования к уровню подготовки учащихся

Измерители

(вид контроля)



Домашнее задание

примечание

план

факт

Тема:Электролитическая диссоциация.







Сущность процесса электролитической диссоциации.Основные положения теории электролитическойкой диссоциациик

1

УОИСЗ

Определение периодического закона, строение ПС, строение атома, характеристика химического элемента, значение периодического закона

Периодическая система, план характеристики химического элемента, таблица по строению атомов

Знать определение периодического закона, периода, группы, физический смысл номера периода, группы, порядкового номера, значение периодического закона. Уметь давать характеристику химического элемента, сравнивать химические элементы по положению в ПС и строению атома

Фронтальный опрос. Письменная самостоятельная работа

Глава 1,№1








Диссоциация кислот, оснований, солей.

1

УОИСЗ

Определение химической связи, причины её образования, виды связи, типы кристаллических решеток

Таблицы по разным видам химической связи, таблицы типов кристаллических решёток

Знать определение химической связи, причины образования, определение ковалентной и ионной связи, виды кристаллических решёток. Уметь определять типы химической связи в простом и сложном веществе, записывать схемы их образования, определять тип кристаллической решётки, прогнозировать по нему физические свойства веществ

Фронтальный опрос. Письменная самостоятельная работа по уроку 1

Глава 1,№2,воп.7-8.Зад.1










Слабые и сильные электролиты.Степень диссоциации.

1

УОИСЗ

Определение оксидов, кислот, оснований, солей, классификация основных классов, химические свойства




Знать определение оксидов, кислот, оснований, солей, их классификацию.

Уметь доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ, записывать уравнения химических реакций



Фронтальный опрос. Письменная самостоятельная работа по урокам 1-3

Глава 1,№3,вопросы 1-10

'-


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница