Рабочая программа по истории Росии (базовый уровень) «А», «Б», «В», «А», «Б», «В» классов учителей



Скачать 291.78 Kb.
страница1/8
Дата09.08.2019
Размер291.78 Kb.
#128483
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8













муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 25 г. Химки














Утверждено

Директор школы

_________Е.В.Смирнова

«___»_____2017 г.



Рабочая программа

по истории Росии

(базовый уровень)


6 «А», «Б», «В», 7 «А», «Б», «В» классов

учителей Султангуловой В.В., Шароновой Е.М.

2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

СОЖЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Основное содержание

Тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по истории России предназначена для 6—10 классов и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт) и авторской программы по истории России к УМК И.Л.Адреева, О.В.Волобуева, Л.М.Ляшенко «История России. 6-10 классы» М.: Дрофа, 2016.

Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.

Задачи изучения истории в школе:


  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству,

  • в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Базовые принципы школьного исторического образования:

  • идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской

  • государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее

  • развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • ценности гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответствен-

  • ность;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской

  • идентичности и патриотизма;

  • общественное согласие и уважение как необходимое усло- вие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

  • познавательное значение российской истории;

  • формирование требований к каждой ступени непрерывно- го исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечиваю- щий достижение личностных, метапредметных и предметных об- разовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитатель- ных приоритетах:



  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

  • многоуровневое представление истории в единстве локаль- ной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмо-

  • трение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

  • исторический подход как основа формирования содержа- ния курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными

  • предметами социально-гуманитарного цикла;

  • антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

  • историко-культурологический подход, формирующий спо- собности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному

  • отношению к культурному наследию.

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязатель- ной дисциплины в 5—9 классах в общем объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе — 3(2) часа в неделю, в 10 классе курс истории изучается в качестве обязательного предмета 3 часа в неделю.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История», поэтому в 6–8 классах на него отводится не менее 40 часов в год, в 9—10 классах — не менее 60 часов в год. Рекомендуется изучать курсы последовательно — снача- ла всеобщая история, а затем отечественная история. Некото- рые темы (например, мировые войны) могут изучаться син- хронно.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:



  • российская гражданская идентичность, патриотизм, лю- бовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину,

  • прошлое многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание куль- туры своего народа и своего края в контексте общемирового

  • культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей

  • современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшеству- ющих поколений, способность к определению своей позиции

  • и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осо-

  • знанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, цен- ностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результа-

  • ту и способу действия на уровне произвольного внимания, вно-




  • сить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограни-

  • чение понятий, установление причинно-следственных и родо- видовых связей и др.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов

  • сети Интернет;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре- зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение,

  • эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с со- учениками, освоение основ межкультурного взаимодействия

  • в школе и социальном окружении;

  • умение работать в группе, слушать партнера, формулиро- вать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою

  • позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разре- шать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разреше- ния конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и законо- мерностях развития России с древности до настоящего времени;

  • способность применять понятийный аппарат историческо- го знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущ-

  • ности и значения событий российской истории;

  • способность применять исторические знания для осмысле- ния общественных событий и явлений прошлого России;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оцени- вать историческую информацию из различных исторических

  • и современных источников, раскрывая ее социальную принад- лежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и ве- щественными историческими источниками, понимать и интер-

  • претировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к отечественному историческому наследию, куль- туре своего и других народов России; готовность применять исто-

  • рические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.


6 класс

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (VIII—XV вв.)


Выпускник научится:


  • локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси

  • и всеобщей истории;

  • использовать историческую карту как источник информа- ции о территории, об экономических и культурных центрах Руси,

  • направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

  • проводить поиск информации в исторических текстах, ма- териальных исторических памятниках Средневековья;

  • составлять описание образа жизни различных групп насе- ления в средневековых обществах на Руси, памятников матери-

  • альной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономи- ческих и социальных отношений, политического строя на Руси;

  • б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневеково- го человека о мире;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий отече- ственной истории Средних веков;

  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Сред- невековья, показывать общие черты и особенности (в связи с по-

  • нятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

  • давать оценку событиям и личностям отечественной исто- рии периода Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

  • сравнивать свидетельства различных исторических источ- ников, выявляя в них общее и различия;

  • составлять на основе учебника и дополнительной литерату- ры описания памятников средневековой культуры Руси, объ-

  • яснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.


7—9 классы

РОССИЯ В XVI — НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Выпускник научится:

  • локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории Рос-

  • сии и всеобщей истории в Новое время;

  • использовать историческую карту как источник информа- ции о границах России в Новое время, об основных процессах

  • социально-экономического развития, о местах важнейших собы- тий, направлениях значительных передвижений — походов, заво- еваний, колонизаций и др.;

  • анализировать информацию различных источников по оте- чественной истории Нового времени;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников матери-

  • альной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной исто-

  • рии Нового времени;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) эконо- мического и социального развития России в Новое время; б) эво-

  • люции политического строя (включая понятия «монархия», «са- модержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) пред- ставлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий и про- цессов отечественной истории периода Нового времени (соци-

  • альных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);

  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое вре- мя; сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной исто- рии периода Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально- экономическое и политическое развитие России в Новое время;

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлеж-

  • ности и достоверности источника, позиции автора и др.);

  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных

  • памятников своего города, края и т. д.

10 класс

РОССИЯ В XХ — НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

Выпускник научится:

  • локализовать во времени основные этапы отечественной истории XХ — начала ХХI в. и проводить ее периодизацию по

  • различным основаниям; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в ХХ в.;

  • использовать историческую карту как источник информа- ции о событиях ХХ в. и основных процессах социально-экономи-

  • ческого развития;

  • анализировать информацию различных источников по оте- чественной истории ХХ в.; находить эти источники в окружаю-

  • щей реальности;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в ХХ в., памятников материальной

  • и художественной культуры; рассказывать о значительных собы- тиях и личностях отечественной истории ХХ в.;

  • систематизировать и обобщать исторический материал, со- держащийся в учебной и дополнительной литературе по отече-

  • ственной истории ХХ в.;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономи- ческого и социального развития России в ХХ в.; б) эволюции по-

  • литического строя (включая понятия «революция», «гражданская война», «диктатура» и др.); в) представлений о мире и обществен- ных ценностях; г) художественной культуры ХХ в.;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий и про- цессов отечественной истории ХХ в. (социальных движений,

  • реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);

  • сопоставлять развитие России и других стран в ХХ в.; срав- нивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной исто- рии ХХ в.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами различного происхождения

  • (определение принадлежности и достоверности источника, пози- ции автора и др.);

  • сравнивать развитие России и других стран в ХХ в.; объяс- нять, в чем заключались общие черты и особенности;

  • применять знания по истории России и своего края в ХХ в. при составлении описаний исторических и культурных памятни-

  • ков своего города, края и т. д.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ



Введение

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают исто- рию. Роль и место России в мировой истории. Проблемы перио- дизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.



Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к про- изводящему на территории Северной Евразии. Ареалы древней- шего земледелия и скотоводства. Появление металлических ору- дий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразий- ских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I ты- сячелетия до н. э. Античные города-государства Северного При- черноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении сла- вян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Ев- ропы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Восто- ка. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.



Образование государства Русь

Исторические условия складывания русской государственно- сти: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые изве- стия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевни- ками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское насле- дие на Руси.

Русь в конце X — начале XII века

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территори- ально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Ка- тегории рядового и зависимого населения. Древнерусское право:

«Русская Правда», церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, пече- негами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Культурное пространство

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средне- векового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Пись- менность. Распространение грамотности, берестяные грамоты.

«Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митро- полита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владими- ра Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Нача- ло храмового строительства: Десятинная церковь, София Киев- ская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII — начале XIII века

Формирование системы земель — самостоятельных госу- дарств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского ро- да Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волын- ская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внеш- няя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моле- ние» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокамен- ные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Влади- мире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрье- ва-Польского.

Русские земли в середине XIII—XIV веке

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингис- хана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Воз- никновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после мон- гольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовско- го государства и включение в его состав части русских земель. Се- веро-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в систе- ме балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православ- ной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радо- нежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV веках

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казан- ское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногай- ская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое По- ле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причер- номорья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в свя- зи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимо- действие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цик- ла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразитель- ное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке

Борьба за русские земли между Литовским и Московским го- сударствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Меж- доусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно- политической роли Москвы в православном мире. Теория

«Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие об- щерусского Судебника. Формирование аппарата управления еди- ного государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняже- ской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестя- жатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная лите- ратура. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитек- тура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горо- жан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.



Скачать 291.78 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница