Рабочая программа по Общая хирургия, лучевая диагностика (наименование дисциплины) для специальности



страница1/13
Дата02.06.2019
Размер2.82 Mb.
#95320
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРВЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ



УТВЕРЖДЕНО

на заседании Методического Совета ПСПбГМУ

«___»________20 __г., протокол №___

проректор по учебной работе,

председатель Методического Совета

профессор _______________А.И. Яременко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По

Общая хирургия, лучевая диагностика




(наименование дисциплины)

для

специальности


Педиатрия - 060103


(наименование и код специальности)


Факультет

педиатрический




(наименование факультета)

Кафедра

Общей хиуругии,

рентгенологии и радиационной медицины






(наименование кафедры)

Санкт-Петербург

2013
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки по направлению (специальности) «Педиатрия» 060103, квалификация (степень) «специалист» (Приказ Минобрнауки России от 08.11.2010 № 1122.

УМК рассмотрен и одобрен на совместном заседании кафедр общей хирургии и рентгенологии и радиационной медицины

«__»_________ 2013 г., протокол заседания № ___
Заведующий кафедрой

общей хирургии, профессор

Д.Ю.Семёнов
Заведующий кафедрой рентгенологии

и радиационной медицины

профессор В.И.Амосов

Рабочая программа одобрена цикловой методической комиссией по

______________________________________________________________

______________________ «____» ___________ 2013_ г., протокол № __.

Председатель цикловой

методической комиссии



д.м.н., профессор С.А.Карпищенко



  1. Цель и задачи дисциплины:


Цель дисциплины – обучить студентов пропедевтике хирургических болезней и основам общей хирургической патологии, общим принципам диагностики и лечения общих хирургических заболеваний (в том числе ургентных) и основам клинического мышления, профессиональным умениям обоснованного, комплексного использования методик лучевой визуализации, необходимых для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности по медицинским специальностям.

Задачами дисциплины являются:


  • дать знания по основным этапам развития истории хирургии и лучевой диагностики;

  • вооружить обучающихся вопросами медицинской этики и деонтологии, уметь выяснять жалобы больного;

  • ознакомление студентов с принципами организации и работы отделений лучевой диагностики в лечебно-профилактических учреждениях, создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;

  • ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности при работе с аппаратами лучевой визуализации;

  • научить студентов алгоритму и навыкам проведения физикального обследования хирургического больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) и лучевых исследований, составлению алгоритма лучевого обследования при основных клинических синдромах;

  • алгоритм составления плана обследования хирургического больного;

  • вырабатывать у студентов навыки оказания первой медицинской помощи на месте с определением вида транспортировки больного по назначению;

  • дать знания асептики и антисептики;

  • знать основы анестезиологии и реанимации;

  • обучить студентов методам диагностики повреждений и отдельных хирургических заболеваний, остановки кровотечений, определения группы и резус-принадлежности крови, постановки проб на индивидуальную совместимость крови реципиента и донора, заполнять систему для внутривенных вливаний, выполнять туалет раны, наложить повязку, выполнить транспортную иммобилизацию, обследовать хирургического больного;

  • создание у студента целостного представления о предмете и диагностических возможностях комплекса средств лучевой визуализации;

  • обучение студентов грамотному и обоснованному назначению лучевых исследований, составлению алгоритма лучевого обследования при основных клинических синдромах;

  • обучение студентов назначению профилактических лучевых исследований при диспансеризации здоровых и больных лиц, при беременности и ее осложнениях, при проведении экспертизы трудоспособности больных;

  • обучение студентов проведению диагностики заболеваний и патологических состояний при оказании плановой, неотложной медицинской помощи и при травматических повреждениях;

  • обучение студентов распознаванию основных видов лучевых изображений с указанием объекта исследования и основных анатомических структур;

  • обучение студентов выявлению ведущих лучевых синдромов и осуществлению синдромальной лучевой диагностики заболеваний;

  • обучение студентов проведению описаний рентгенологических картин в форме протокола.




  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности 060103 Педиатрия и изучается в четвертом, пятом семестрах в цикле хирургических дисциплин.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных дисциплин: философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык;

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин: математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология;

- в цикле профессиональных дисциплин: гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, пропедевтика внутренних болезней, факультетская терапия, профессиональные болезни, лучевая диагностика, общая хирургия, лучевая диагностика, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, неврология, медицинская генетика.


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способен и готов к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

готов и способен использовать методы управления; к организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).

способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента (ПК -1);

способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ПК- 4);

способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);

способен и готов проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);

способен и готов применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебно-профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными (ПК- 7);

способен и готов к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК- 15);

способен и готов анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК- 16);

способен и готов выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК- 17);

способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК- 19);

способен и готов осуществлять первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, оказывать медицинскую помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК- 21).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи детям и подросткам при неотложных состояниях;

  • современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков, взрослого населения хирургического профиля; общие принципы и особенности диагностики наследственных заболеваний и врожденных аномалий;

  • особенности лучевой диагностики при патологии различных систем органов - диагностические возможности, показания и противопоказания к использованию, подготовка пациентов к проведению исследований;

  • обоснование к назначению профилактических лучевых исследований при диспансеризации здоровых и больных, при проведении экспертизы трудоспособности больных;

  • особенности назначения лучевого обследования при беременности и ее осложнениях;

  • правила ведения протоколов лучевых исследований;

  • виды и методы современной анестезии (масочный, эндотрахеальный, внутривенный) у детей и подростков; способы и методы профилактики послеоперационных легочных осложнений; особенности проведения интенсивной терапии у детей и подростков;

  • особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанимационных мероприятий детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мирное и военное время;

  • принципы и методы оказания первой медицинской и при неотложных состояниях у детей и подростков;

  • общие принципы клинического обследования хирургического больного;

  • диагностические возможности основных методов обследования хирургических больных.

  • основные этапы лечения больных с наиболее распространенными видами хирургических заболеваний;

  • основы деятельности медперсонала;

  • патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся критических состояний (острая дыхательная недостаточность, острая сердечно-сосудистая недостаточность, остановка кровообращения, все виды гипоксии, отек головного мозга, реперфузионный синдром);

  • принципы коррекции критических состояний;

  • принцип получения изображения при лучевых методах диагностики (рентгенологический, ультразвуковой, радионуклидный методы, компьютерная и магнитно-резонансная томография);

  • - диагностические возможности различных методов лучевой диагностики;

  • - возможности метода лучевой терапии;

  • - основные лучевые признаки:

  • 1/травматических повреждений костей и суставов;

  • 2/воспалительных, дегенеративно-дистрофических заболеваний и опухолей костно-суставного аппарата;

  • 3/заболеваний легких и сердца;

  • 4/заболеваний органов пищеварения;

  • 5/неотложных состояний;

  • 6/заболеваний печени и желчевыводящих путей;

  • 7/заболеваний почек и мочевыделительной системы


Уметь

собрать анамнез; провести опрос ребенка и подростка, его родственников, провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение характеристик пульса, частоты дыхания и т.п.), при необходимости направить детей и подростков на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам;



    • интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку и подростку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;

    • разработать больному ребенку или подростку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия;

    • выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь детям подросткам и взрослым, пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;

    • проводить диагностику заболеваний и патологических состояний при оказании плановой и неотложной медицинской помощи,

    • самостоятельно распознавать основные виды лучевых изображений с указанием объекта исследования и основных анатомических структур;

    • выявлять ведущий лучевой синдром и осуществлять синдромальную лучевую диагностику заболеваний;

    • проводить описание рентгенологической картины в форме протокола;

    • анализировать результаты лучевой диагностики с помощью протокола лучевого обследования или консультации специалиста лучевой диагностики;

    • определить лучевые признаки « неотложных состояний» (кишечная непроходимость, свободный газ в брюшной полости, пневмо- гидроторакс, травматические повреждения костей и суставов, жёлчнокаменная болезнь, мочекаменная болезнь );

  • составлять алгоритм лучевых исследований пациентов;

  • определять показания и противопоказания к применению методов лучевой диагностики;

  • давать рекомендации по подготовке к лучевому исследованию;

  • узнавать метод лучевого исследования, распознавать изображение анатомических структур;

- распознавать лучевые симтомы основных патологических состояний органов

и систем человека;



  • определить лучевые признаки неотложных состояний (кишечная непроходимость, свободный газ в брюшной полости, пневмогидроторакс, травматические повреждения костей и суставов, желчнокаменная и мочекаменная болезнь);

  • самостоятельно работать с учебной, научной, справочной литературой.


владеть:

  • алгоритмом постановки предварительного диагноза детям и подросткам с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным детям и подросткам;

  • алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи детям и подросткам при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

  • обработкой рук дезинфицирующими растворами и умением подготовить их к операции. обработать пролежни и операционное поле.

  • пользоваться специальной одеждой для проведения хирургических операций, современными перевязочными материалами и бандажами, современной мебелью.

  • дезинфекцией медицинского инструментария и средств ухода за больными; гигиеническую обработку тела оперируемого; гигиеническую обработку остальных пациентов; катетеризацию мочевого пузыря;

  • транспортировкой больного при оказании первой медицинской помощи и в пределах хирургического стационара;

  • первой медицинской помощью (восстановить проходимость верхних дыхательных путей, наложения бактерицидных повязок, гипсовой лонгеты, транспортной шины, владеть методикой плевральной пункции, непрямого массажа сердца, методикой ИВЛ способом «рот в рот», «рот в нос», мешком Амбу , помощи больному при рвот);

  • умением измерять центральное венозное давление.

  • формулировать основной диагноз, осложнения и сопутствующие заболевания.

  • накладывать и снимать транспортные шины, бинтовые и стандартные повязки.

  • собрать анамнез и обеспечить рекомендуемый мониторинг дальнейшего ведения больного.

  • оказать неотложную помощь при ожогах и отморожениях, при острой дыхательной недостаточности на догоспитальном этапе, при остановке дыхания, при остановке сердца, при отравлениях, при ожогах пищевода, при гипертермии, при судорогах, организовать транспортировку с переломами и вывихами, транспортировку в критических состояниях;

  • оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;

  • установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: - критическое (терминальное) состояние, - состояние с болевым синдромом;

  • поставить предварительный синдромальный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;

  • наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

  • алгоритмами лучевого исследования больных с заболеваниями органов грудной полости, пищеварительной системы, костей и суставов, почек;

  • принципами неотложной лучевой диагностики в пульмонологии и гастроэнтерологии;

  • алгоритмом лучевого обследования при подозрении на травматические повреждения костно-суставного аппарата;

  • формулировкой протоколов, интерпретацией результатов лучевых методов исследования.


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ










Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

V

VI

Аудиторные занятия (всего)

120

60

60

В том числе:

-







Лекции (Л)

12

6

6

Клинические практические занятия (КПЗ)

108

54

54

Семинары (С)

-







Самостоятельная работа (всего)

60

29

31

В том числе:

-







Анамнез хирургического больного

4

4




История болезни хирургического больного

6




6

Другие виды самостоятельной работы (изучение учебного материала, подготовка к занятиям)

50

25

25

Вид промежуточной аттестации (зачет)

Экзамен

36





Экзамен

36


Каталог: images -> home -> universitet -> Struktura -> Kafedry
Kafedry -> И. П. Павлова Комплексная реабилитация больных пороками сердца в кардиохирургии
Kafedry -> И. П. Павлова Комплексная реабилитация больных пороками сердца в кардиохирургии
Kafedry -> Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «эстетическая ринопластика». Регистрационный номер в реестре программ непрерывного медицинского образования
Kafedry -> Программа для итоговой государственной аттестации по хирургическим дисциплинам для студентов VI курса (2009 год)
Kafedry -> Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «контурная пластика туловища и конечностей». Регистрационный номер в реестре программ непрерывного медицинского образования
Kafedry -> Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «пластика молочных желез». Регистрационный номер в реестре программ непрерывного медицинского образования
Kafedry -> Интраоперационная защита миокарда у пациентов с приобретенными и врожденными пороками сердца
Kafedry -> СанПиН 1 2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"
Kafedry -> Трофические язвы (ulcus tropcum) – дефект кожи и подлежащих тканей нейрогенно-трофического происхождения, отличающихся торпидн


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница