Рабочая программа по учебному предмету «историческое краеведение»



страница1/4
Дата13.12.2017
Размер0.74 Mb.
#3094
ТипРабочая программа
  1   2   3   4



Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 8

Рабочая программа

по учебному предмету

«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

в 8 «А», «Б», «В», «Г» классах

на 2017 – 2018 уч. Год

Программа разработана учителем Чигирева Е.М.

Рабочая программа разработана на основе региональной программы по предмету «Историко-культурное краеведение», автор М.И.Баранникова, Воронеж, ВГПУ., 2012 г.

Количество часов в неделю 1, всего в год - 35 ч.

Пояснительная записка

.

Программа регионального курса «Историческое краеведение» составлена на основе Федерального базисного плана и федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базовом уровне.


Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания.

Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как

основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.

Нормативными основаниями изучения курса «Краеведение» являются Федеральный закон «Об образовании», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, делегировавшие право разработки национально-регионального компонента субъектам федеративного государства. В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 19 декабря 2012 г. № 1067 в региональном базисном учебном плане часы регионального компонента рекомендуется использовать на введение учебного курса «Краеведение» в 8-9 классах в объеме 1 час в неделю «Историческое краеведение».

Изучение регионального курса «Историческое краеведение» предусматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружающем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание курса «Историческое краеведение» нацеливает на использование предметных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.

Курс «Историческое краеведение» позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.



Актуальность изучения истории края определяется государственным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.

Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» - развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:

  • формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;

  • развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;

  • воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;

  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников,

  • организации исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.

Общая характеристика программы курса «Историческое краеведение»

Содержание программы курса «Историческое краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.

Изучение курса «Историческое краеведение» в 8-9 класса в объеме 69 часов (по 1часу в неделю) предусмотрено в региональном компоненте базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области. В 8 классе изучается история Воронежского края с древности до середины XIX в., в 9 классе - со второй половины XIX в до современности. Преподавание курса целесообразно вести синхронно - параллельно с историей России. В предлагаемом тематическом планировании представлен примерный вариант распределения учебного материала по темам и урокам.

Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронежскому краю, посещения архивов и музеев (приложение 3). Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического краеведения (приложение 1).

Ожидаемые результаты

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать):

- основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

- изученные виды исторических источников;

уметь:

- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;



- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

- искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, проектов.

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Учащиеся в процессе урочной и внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).

Систематизации краеведческого образования способствует участие в туристско-краеведческом движении школьников Воронежской области и реализации программы «Край родной» на 2012-16 гг., разработанной Областным центром дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания и утвержденной Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области приказом от 27.04.2012 г. № 420 (приложение 2).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Содержание рабочей программы

Введение (1 ч.).

Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.

Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, университетами академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.

Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.

Источники краеведения: краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.

Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношения к деятельности предшествующих поколений и современников своих земляков. «Краеведение - объединяющее начало всех наук (Д.С. Лихачев).


Раздел I. Историческое краеведение (14 ч.)

2. Древние культуры на территории Воронежского края. (1 ч.)

Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологических памятников - поселения и погребения. Природы климатические условия. Общинный характер социальной организации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позднего палеолита, железного века. Роль археологической экспедиции С.Н. Замятина.

Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры; Борщевская культура VIII-X веков в бассейне среднего и верхнего течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородскское, Животинное.

Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные подходы к происхождению слова «Воронеж» (В.П. Загоровский A.M. Аббасов, Е.А. Пульвер, Ю.Е. Пульвер, А.В. Кожемякин и др.).


3.Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства. (1 ч.)

Содержание понятия «раздробленность», причины этого исторического явления и последствия для Воронежского края. Разорение монголо-татарами Рязанского княжества, опустошение воронежских земель.

Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании города-в крепости Воронеж и ее строительство в 1586 и 1594 годах.

Роль Воронежской крепости на южных рубежах страны. Другие города-крепости Белгородской черты. Заселение края украинцами в XVII веке (Острогожск).



4. Воронежский край в XVIII веке. (1 ч.)

Борьба России с Турцией и Крымским ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра I 1695, 1696 гг. Роль Воронежа в Азовских походах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725 г. Административное устройство губернии по указу 1799 г. Пожары и новая планировка города.


5. Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск. (1 ч.)

Бобров. Заселение Бобровской слободы в XVII веке. «Государев двор». Бобров - город с 1799 г. Герб города. Храмы: Покровский и Николая Чудотворца, Успенский. Благотворительная деятельность купца А.И. Медведева. Активное строительство в 70-е годы XIX века. Открытие сельскохозяйственного музея в 1911 г. Провозглашение Советской власти 17 ноября 1917 г. В центре боевых действий Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.

Богучар. Основание казаками слободы Богучар в 1704 г. Поучение статуса города в 1799 г. В составе Слободско-Украинской Губернии в 1797-1802 гг. Пожары XIX века и кирпичное строительство в 60-е годы XIX века. Комплекс уездных земских учреждений. Установление Советской власти 25 февраля 1918 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Немецкая оккупация июль - декабрь 1942 г.).

Борисоглебск. Основание крепости Ново-Павловской указом 1етра I в 1698 г. Строительство соборной церкви св. Бориса и Глеба в 1703 г. Переименование в город Борисоглебск. Уездный город Тамбовской губернии с 1799 г. Герб города. Успенская церковь первое каменное сооружение (на месте церкви Бориса и Глеба.) Застройка города по новому плану Александра I. Строительств железной дороги. Церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Сретения Господня. Архитектурные памятники города. Установление Советской власти в январе 1918 г. Боевой город в Гражданской войне. Вхождение в Воронежскую область в 1928 г. Открытие драмтеатра в 1930 г.


6. Города Воронежской области: Бутурлиновка, Калач, Новохоперск. (1 ч.)

Бутурлиновка. Бутурлиновская слобода - центр имений графа А.Б. Бутурлина и его семьи. Второе название - Петровское. Развитие в XVIII-XIX вв. перерабатывающей промышленности и акта ной торговли. Каменное строительство (Преображенская церковь, Успенская церковь). Второй по численности населения город. Железнодорожное строительство в конце XIX века. Промышленное производство (винное, кирпичное, клееварное, маслобойное и др.). Город с 1917 г. Установление Советской власти в ноябре 1917 Фронтовой город в годы Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.

Калач. Основан украинским поселенцами в начале XVIII века. Острогожский полк войсковых казаков. Первый каменный храм- Успенская церковь (1750), церковь Вознесения Господня (1776 церковь Воскресения Господня (1818). Усадьба Комова - архита турный памятник. Железнодорожное строительство в конце X века. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Город 1945 г.

Новохоперск. Хоперская крепость построена в 1716 г. Корабельная верфь в 1768 г. Собор Воздвижения креста (1774). Статус уездного города с 1799 г. Герб города. 1802 г. - возвращение в Воронежскую губернию. Церковь Святой Троицы (1835). Собор Воскресения Христова (1865). Богоявленская ярмарка. Железнодорожное строительство. Установление Советской власти в ноябре; 1917 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Памятник В.И. Ленину (1924). Город - музей провинциальной архитектуры.


7. Города Воронежской области: Острогожск, Павловск. (1 ч.)

Острогожск. Закладка крепости в 1652 г. при царе Алексея Михайловиче. Каменное строительство с 1700-х гг. (Богоявленская церковь в Лушниковке и Троицкий собор на городской площади Церковь Преображения Господня, церковь Михаила Архангела в слободе Пески - памятник архитектуры федерального значения). С 1779 г. - центр уезда. Герб города. Специализация слобод. В 1916 г. Острогожск - второй город губернии по численности населения, развитию торговли и промышленности. Советская власть установилась в октябре 1917 г. Прифронтовой город в Гражданскую войну, был занят белыми. Немецкая оккупация 1942 г.

Павловск. Основание крепости в 1709 г. по распоряжению Петра I. Перенос Адмиралтейства из Таврова в Павловск. Упадок крепости после смерти Петра I. С 1779 г. - уездный город. Герб города. Развитие кустарно-промышленного производства в XIX в. (маслобойное, мыловаренное, салотопленное) и торговли (Московско-Черкасский тракт). Духовное училище. Женская гимназия. Реальное училище - памятник архитектуры. Комплекс земской больницы. Советская власть установилась в феврале 1918 г. Фронтовой город в Гражданской войне, прифронтовой - в Великой Отечественной.
8. Города Воронежской области: Россошь, Землянск, Калитва. (1 ч.)

Россошь. Основание слободы по указу в 1702 г. Первое документальное упоминание в 1721 г. Завод породистых лошадей помещика Черткова. Открытие в 1834 г. Кретовоздвиженской церкви. Строительство колокольни Александра Невского. Городской парк культуры и летний театр, фонтан. Железнодорожное строительство. Заводы: чугунолитейный, кирпичный. Храм Ильи Пророка. С 1923 г. - статус города. Немецкая оккупация в 1942 г., концлагерь на территории города.

Землянск. Челобитная украинских переселенцев во главе с И. Дашкевичем в 1661 г. царю с просьбой о строительстве города. Рубленый город с 8 башнями и подземным ходом возводился под руководством воеводы Г. Островского. Преображенская церковь, Воскресенский собор. Уездный город с 1799 г. Герб города. Кирпичное гражданское строительство с 1825 г. Больничный комплекс. Советская власть с 1918 г. Ликвидация Землянского уезда в 1923 г., Землянск переименован в село.

Село Калитва. Заселение края украинцами. Возведение крепости по указу Петра I (1722). С 1799 г. - уездный город. Герб города. Упразднение статуса города в 1865 г., перевод жителей в разряд государственных крестьян.


9. Города (села) Воронежской области: Коротояк, Костенки, Орлов. (1 ч.)

Коротояк. Крепость построена в 1647 г. Данила Яковлев - воевода - руководил строительством крепости. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Слободы: Стрелецкая, Казачья, Пушкарская. До конца XVIII века - база для заготовления провианта для донских казаков. Активизация экономической жизни во второй половине XIX века. Строительство учебных заведений. Советская власть установилась в феврале 1918 г. С 1923 г. Коротояк - село.

Костенки. Город-крепость возведена в 1642 г. Богдан Конинский - руководитель строительства, городской голова. Церковь Иоанна Предтечи, церковь Василия Великого. Потеря значения после упразднения Белгородской черты. Со второй половины - волостной центр. Село - государственный археологический музей-заповедник.

Орлове Рождение крепости в 1646 г. Форпост Белгородской оборонительной черты. Церковь Троицкая, церковь Богоявленская (1702). Потеря статуса города в 1799 г.


10. Города Воронежской области: Нижнедевицк, Тавров. (1 ч.)

Нижнедевицк. Преобразование села Нижняя Девица в уездный город (1779). Слободы: Гореловка, Гусевка,Чибисовская. Земледелие - основное занятие.Каменное строительство с 30-х годов XIX века, кирпичное строительство с последней четверти XIX века. Высшее реальное училище. Установление Советской власти в январе 1918 г. Ожесточенные бои во время Гражданской


войны. Фронтовой город в годы Великой Отечественной войны.

Таврово. Распоряжение Петра I о строительстве крепости Тавров в связи с кораблестроением. Суконная промышленность. Пожар 1744 г. Неудачная попытка возобновления строительства кораблей при Екатерине II.


11. Воронеж до и после Великой Отечественной войны. (1 ч.)

Установление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917 г. Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Освобождение от белых армией С.М. Буденного.

Воронеж - административный центр Центрально-Черноземной области (1928-1934).

Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943 гг. 25 января 1943 г. — день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х годов.

Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны I степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).

Воронежская губерния начала XX века - сельскохозяйственный район. Социалистическая модернизация в крае, (индустриализация и коллективизация). Сталинские репрессии в Воронежском крае.

Награждение области орденом Ленина (1935). Быстрое промышленное развитие. Награждение области вторым орденом Ленина (1956).

Нововоронежская АЭС (1964). Создание межхозяйственных сельхозпредприятий в 70-е годы XX века.

Политические и экономические перемены 90годов XX века.
12. Повторительно-обобщающий урок по разделу. Систематизация знаний. (1 ч.)

13. Урок-презентация ученических сообщений. (1 ч.)
14-15. Уроки-экскурсии. (2 ч.)

Раздел П. Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа (8 ч.)
16. Становление и развитие школьного образования в Воронежской области. (1 ч.)

Роль епископа Митрофана и церкви в развитии школьного дела. Документальные свидетельства о первых школах края (с. Ендовище, Острогожск, Коротояк, Черкасская слобода). Содержание школьного образования в XVII - начале XVIII века.

Причины актуализации просвещения в начале XVIII века. Открытие в 1703 г. в Воронеже адмиралтейской «русской школы», структура школы. Попытка Петра I создать сеть государственных общеобразовательных начальных школ (цифирных, гарнизонных), архиерейская школа - профессиональное духовное учебное заведение. Воронежская духовная семинария.
17. Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII - первой половине ХIХ в. (1 ч.)

Цели Екатерины II в проведении реформы образования. «Устав народным училищам в Российской империи» о системе образования: главные народные училища, малые народные училища, частные школы (пансионы). Открытие 22 сентября 1786 г. Воронежского главного народного училища (многопредметная программа, новые учебники, пособия, профессиональные кадры), С.Н. Маркин — выпускник училища. Открытие малых народных училищ в Острогожске (1788), Боброве и Павловске (1799). Популярность домашнего обучения.

Реформа образования в начале XIX века (централизация управления образованием; приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты). Открытие гимназии в Воронеже (17 января 1809 г.). Знаменитые выпускники гимназии (Н.И. Костомаров, Л.Ф. Змеев, А.Н. Афанасьев, М.Ф. де Пуле и др.).

Приезд великого князя, будущего императора Александра Николаевича, в Воронеж (июль 1837 г.).

Открытие уездного училища в Острогожске (1808), Н.В. Станкевич, И. Крамской - выпускники училища. Открытие Воронежского уездного училища (1809). А. Кольцов, Н.В. Ники-тенко - выпускники.

Открытие приходских училищ с 1806 г. в Павловском, Бобровском и других уездах. К 1828 г. в губернии 7 приходских училищ.

Новый школьный устав 1928 г. (3-ступенчатая школа). Создание начальных школ другими ведомствами и частными лицами без участия Министерства народного просвещения: волостные училища ведомств, приходские училища МВД, Министерства государственных имуществ, крестьянские школы.
18. Роль воронежского земства в развитии просвещения Образование в начале XX века. (1 ч.)

Буржуазный характер реформ Александра II. Земская реформа 1864 г. Строительство, ремонт, содержание школьного персонала, подготовка педкадров. В 1898 г. в губернии 560 земских школ.

Открытие церковно-приходских школ наряду с земскими Проблема развития образования в губернии. Рост заинтересованности в образовании среди различных слоев населения. Земский проект всеобщего начального образования в Воронежской губернии. Влияние исторических событий начала XX века на развитие образования. Развитие женского образования в крае (училища, гимназия, прогимназия). К 1 января 1916 г. в губернии 20 женских учебных заведений. Воронежский Михайловский кадетский корпус (с 1845 г.) и его знаменитые выпускники: СИ. Мосин, А.Н. Лодыгин, Г.В. Плеханов, А.С. Суворин и др.

Открытие реальных гимназий с 1864 г. (с 1871 г. - реальные училища). Открытие коммерческих училищ (с 1907 г., к 1916 - 4).


19. Становление советской школы. (1 ч.)

Попытки Временного правительства демократизировать народное образование, трудности реализации реформы.

Государственные мероприятия по реформированию образования после октября 1917 г., создание новой системы управления образованием. Проблемы развития школы в период 1917-1920 гг.

Борьба с детской беспризорностью, детские дома, детские комиссии. Фабрично-заводские ученичества и семилетки. Школы крестьянской молодежи с 1924 г.

Система образовательных учреждений с 1934 г.: школы начальные, неполные, средние. Всеобуч с 1929 г. Школы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (к концу 1921 г. в губернии 846 школ ликбеза).
20. Система образования Воронежской области в 1940-1970 гг. (1 ч.)

Приостановление развития школы и сокращение образовательной сети в связи с началом Великой Отечественной войны, частичной немецкой оккупацией города и области. Активное участие учителей и школьников в борьбе с захватчиками (партизанские группы, истребительные отряды). Открытие Суворовского военного училища в 1943 г. Раздельное обучение мальчиков и девочек.

Обязательное восьмилетнее образование с 1962/63 учебного года. Переход ко всеобщему среднему образованию с 1972 г.
21. Развитие высшей школы и науки. (1 ч.)

Предпосылки развития высшей школы и науки в Воронежском крае. Открытие в 1913 г. сельскохозяйственного института (ректор - ученый-почвовед К.Д. Глинка) имени Петра Великого. Открытие в 1930 г. вузов: медицинского, лесотехнического, химико-технологического, инженерно-строительного. ВГУ — одно и старейших заведений города, основанный на базе Дерптского (Юрьевского) университета, созданного в 1802 г. Открытие педагогического института (1931), вечернего машиностроительной института (1956), который в 1962 году реорганизован в политехнический.

Воронежский государственный институт искусств (1971). Воронежский филиал Московского государственного института физической культуры и другие филиалы московских вузов.

Научно-исследовательские заведения при ВГУ. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства ЦЧО им, В.В. Докучаева (Таловский район). Всесоюзный институт свеклы и сахара (Рамонь). Проблемная лаборатория геологии и минерального сырья. Вклад воронежских ученых в развитие науки.




  1. Урок - презентация. (1 ч.)




  1. Урок систематизации знаний с элементами диспута. (1 ч.)



Каталог: sveden -> files
files -> Экология агроландшафтов
files -> 530 учащихся, на конец года – 519 учащихся в 24 классах-комплектах
files -> К рабочей программе «Английский язык, 10 класс»
files -> К рабочей программе по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 классов
files -> В. Д. Шадриков 27 марта 2000 года Номер государственной регистрации 260гум/сп Вводится в действие с момента утверждения государственный образовательный стандарт
files -> I. Целевой раздел
files -> Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница