Рабочая программа по внеурочной деятельности Саратов 2012



Скачать 113.36 Kb.
Дата17.09.2018
Размер113.36 Kb.
#48598
ТипРабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ООШ № 69»

Рассмотрено на педагогическом Утверждаю

Совете директор МОУ «ООШ № 69»

протокол № ____ Зайцева Л.С.

от _____________ г. _____________________
Книжный Айболит
Учебная рабочая программа

по внеурочной деятельности










Саратов 2012

Содержание

1

Пояснительная записка………………………………………….

3

2

Содержание программы………………………………………....

5

3

Планируемые результаты освоения программы……………….

7

4

Учебно-тематический план……………………………………..

8

5

Календарно-тематическое планирование………………………

9

6

Список литературы……………………………………………...

11



  1. Пояснительная записка

Книга – величайшее достижение человеческого разума. Она помогает овладеть знаниями, познавать людей и окружающий мир, приобретать профессию и приобщаться к прекрасному.

Работники издательств и полиграфических предприятий стремятся дать людям умные, добрые, красочные, долговечные книги, талантливо оформленные, изготовленные по самой передовой технологии, с использованием лучших сортов бумаги, современных переплетных материалов, синтетических пленок, т.е. такие, которые должны жить долго и хорошо служить людям.

Но при частном пользовании, небрежном обращении, неправильном хранении книга со временем ветшает, утрачивает свой первозданный вид, и дальнейшая работа с ней затрудняется.

Цель курса:

- формирование у детей положительного отношения к общественно-полезному труду;

- знакомство детей с основными приемами и методами ремонта и реставрации книг.

Задачи курса «Книжный Айболит»: не только научить каждого ребенка бережно относиться к книгам, но и сформировать умения вовремя отремонтировать, восстановить поврежденную книгу.

Программа составлена таким образом, что ребята вначале осваивают элементарные приемы реставрации книги без ее разборки, отрабатывают способы переплета на макулатурной бумаге, а затем приступают к общему ремонту книг.

Приобщение ребят к работе в данном кружке даст им возможность проникнуть в тайны производства книги, познакомиться с ее историей, с современными способами изготовления. Обучающиеся познают ни с чем не сравнимое и вполне законное чувство гордости, удовлетворения результатами своего труда: ведь отремонтированная руками ребят книга всегда будет напоминать им о достигнутом мастерстве.

Знания и трудовые навыки, полученные детьми в кружке, пригодятся им в течение всей жизни. Традиционные, несложные инструменты и приспособления для ремонта всегда можно изготовить самостоятельно, поэтому реставрация и восстановление книг доступны каждому даже в домашних условиях.

Важное воспитательное значение для школьников будут иметь экскурсии в музей, на полиграфическое предприятие, книжные выставки, в библиотеки и книгохранилища. Посещая библиотеки и книгохранилища, в которых есть отделы реставрации или переплетные мастерские, ребята смогут познакомиться с процессом восстановления книг, с организацией рабочего места и труда переплетчика, наконец, понять, что знания и навыки, приобретенные ими в кружке, имеют большое общественное значение. Освоив основы переплетного дела, школьники смогут оказывать посильную помощь библиотекарям в восстановлении их книжного фонда.

В процессе обучения учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками не только связанными с конкретной трудовой деятельностью, но и такими, которые успешно могут быть применены в самых различных областях деятельности. Это относится к умению анализировать объекты и свои действия, делать соответствующие выводы, планировать свою деятельность, рисовать, чертить, вести простейшие измерения и вычисления, пользоваться различными инструментами и приспособлениями и т.д.


Выполнение предлагаемой программы преследует также и воспитательные цели, в частности, формирование умения трудиться в коллективе, бережного отношения к школьному имуществу, аккуратности.

Важной специфической задачей курса является значительное расширение словарного запаса школьников.

Данная программа рассчитана на обучающихся первого класса.
2. Содержание программы

1. Что такое книга (5 часов)

История развития переплетного дела. Изобретение бумаги. Рукописные книги. Начало книгопечатания. Деревянные, кожаные переплеты. Труд древнего переплетчика — сочетание мастерства художника, ювелира, гравера по металлу, резчика по дереву и кости. Современное книгоиздание. Составление рассказа на тему «Труд древнего переплетчика».



2. Конструкция и основные элементы книги (5 часов)

Терминология переплетного дела. Конструкция и элементы книги. Практическая работа «Как устроена книга». Книжный блок; способы крепления в блоке. Практическая работа «Подготовка книги к обработке книжного блока». Форзацы, их конструкции и способы крепления к блокам. Практическая работа «Соединение первого листа книжного блока с передней сторонкой переплетной крышки». Конструкции переплетных крышек и их классификация. Изготовление переплетных крышек. Печатные и титульные элементы книги. Изготовление суперобложки.



3. Как хранить и беречь книгу (7 часов)

Правила хранения книг и обращения с ними. Старение материалов, их разрушение и разложение. Отбор книг, нуждающихся в ремонте. Действие на книгу солнечного света, пыли, сырости, различных насекомых. Способы хранения книг. Осмотр книги и выявление последствий неблагоприятного хранения. Приемы очистки от пыли и других загрязнений. Изготовление предохраняющих оберток, суперобложек.



4. Материалы для переплетных работ. Клеи и работа с ними (4 часа)

Виды бумаги и ее использование при ремонте и реставрации книг. Разметка картона. Переплетный картон, его марки и употребление. Переплетные ткани (коленкор, ледерин, дерматин), текстильные ткани, нетканые материалы, материалы с латексным покрытием, армированная бумага. Склеивание текстильных тканей с бумагой. Нитки для шитья книжных блоков. Скрепление листов в книге (ручной способ). Шнур, полиграфическая марля, тесьма, каптал. Переплетные клеи, их свойства и требования, предъявляемые к ним. Способы приготовления клеев, их применение. Практическая работа «Равномерное нанесение клея на переплетные материалы, прикантовка и притирка приклеиваемых деталей» .



5. Инструменты для ремонта книг (1час)

Кисти, прессы. Ремонт книг с использованием необходимых инструментов.



6. Помощь книге (9 часов)

Реставрация книги, если она намокла. Подклеивание форзаца к блоку. Восстановление старой обложки книги. Вставка книжного блока в переплетные крышки. Переплетный картон. Переплетные ткани. Экскурсия в библиотеку. Реставрация книг. Ремонт поврежденных листов книги: вкладка листов по трафарету. Ремонт поврежденных листов книги: подклейка утерянных фрагментов и заплат. Экскурсия в центральную библиотеку. Хранение и реставрация книг.



3. Планируемые результаты освоения программы

Обучающиеся будут знать:

- историю развития переплетного дела;

- виды переплетов;

- терминологию переплетного дела;

- составные части книги;

- способы хранения книг;

- материалы и инструменты, необходимые для переплетных работ;

- как выполнить реставрацию книг.

Обучающиеся будут уметь:

- рассказывать об истории переплетного дела;

- изготавливать закладки для книг;

- правильно хранить книги;

- выполнять самостоятельно несложный ремонт книг;

- работать в группах;

- прогнозировать последствия коллективных решений;

- оценивать (в пределах своих возможностей) свои действия;

- критично относиться к своему мнению;

- отбирать необходимую информацию, полученную из разных источников;

- передавать содержание в сжатом, выборочном виде;

- осуществлять добрые дела, полезные другим людям;

- оценивать свои поступки и поступки своих товарищей.
4. Учебно-тематическое планирование




п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Что такое книга

5

2

Конструкция и основные элементы книги

5

3

Как хранить и беречь книгу

7

4

Материалы для переплетных работ, клеи и их применение

6

5

Инструменты для ремонта книг

1

6

Помощь книге

9




Итого

33


5. Календарно-тематическое планирование курса

Месяц

Неделя

Разделы курса


занятия

Тема урока

Сентябрь

1

Что такое книга

5 часов


1

История развития переплетного дела.

2

2

Изобретение бумаги. Рукописные книги.

3

3

Начало книгопечатания.

4

4

Чем отличается труд современного переплетчика от труда древнего переплетчика.

Октябрь

5

5

Современное книгоиздание.

6

Конст-рукция и основные элементы книги

5 часов


6

Терминология переплетного дела. Конструкция и элементы книги. Практическая работа «Как устроена книга».

7

7

Книжный блок; способы крепления в блоке. Практическая работа «Подготовка книги к обработке книжного блока».

8

8

Форзацы, их конструкции и способы крепления к блокам. Практическая работа «Соединение первого листа книжного блока с передней сторонкой переплетной крышки»

9

9

Конструкции переплетных крышек и их классификация. Изготовление переплетных крышек.

Ноябрь

10

10

Печатные и титульные элементы книги. Суперобложка. Изготовление суперобложки.

11

Как хранить и беречь книгу

7часов




11

Правила хранения книг и обращения с ними.

Рисуем памятки.



12

12

Старение материалов, их разрушение и разложение. Отбор книг, нуждающихся в ремонте.

Декабрь

13

13

Действие на книгу солнечного света, пыли, сырости, различных насекомых. Очистка книг от пыли.

14

14

Осмотр книги и выявление последствий неблагоприятного хранения.

15

15

Приемы очистки от пыли и других загрязнений.

Практическая работа.



16

16

Изготовление предохраняющих оберток, обложек, суперобложек.

Январь

17

17

Изготовление закладок для книг.

18

Материалы для пере-плетных работ, клеи и их приме-нение

6часов


18

Виды бумаги и ее использование при ремонте и реставрации книг. Подготовка к ремонту.

19

19

Переплетный картон. Переплетные ткани. Разметка картона.

Февраль

20

20

Склеивание текстильных тканей с бумагой.

21

21

Нитки для шитья книжных блоков. Скрепление листов в книге (ручной способ).

22

22

Переплетные клеи, их свойства. Заклейка корешка книжного блока.

Март

23

23

Приемы равномерного нанесения клея на переплетные материалы. Ремонт книг.

24

Инструменты

1час


24

Инструменты для ремонта книг. Кисти, прессы. Подготовка инструмента к работе.

25

Помощь книге

9 часов


25

Реставрация книги, если она намокла.

Апрель

26

26

Подклеивание форзаца к блоку.

27

27

Восстановление старой обложки книги.

28

28

Вставка книжного блока в переплетные крышки.

29

29

Экскурсия в библиотеку. Реставрация книг.

Май

30

30

Ремонт поврежденных листов книги: вкладка листов по трафарету.

31

31

Ремонт поврежденных листов книги: подклейка утерянных фрагментов и заплат.

32

32

«Как продлить жизнь книге?» Викторина

33

33

Экскурсия в центральную библиотеку. Хранение и реставрация книг.


6. Список литературы

  1. Ирошников Ю.П. Переплет и реставрация книг.- М.: Просвещение,2004

  2. Мазок Н.Н. Кружок переплетного дела М.: Просвещение, 1987.

  3. Тимаев Р.И. Живи, книга! – М.: Молодая гвардия, 1980





Скачать 113.36 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница