Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умка» составлена на основании следующих документов: Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения фгос ноо»



Скачать 133.15 Kb.
Дата09.07.2019
Размер133.15 Kb.
#118439
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тегинская средняя общеобразовательная школа


Утверждаю

Директор МБОУ Тегинская СОШ

_____________С.Л. Токушева

«__» ______________ 2017 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«УМКА»
2 класс
на 2017-2018 уч. год.

Учитель начальных классов:

Броваренко Н.В.

с. Теги, 2017 – 2018 уч. г.


1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умка» составлена на основании следующих документов:

Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС НОО» (письмо Министерства образования МО от 12.09.2012 г.);

Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Планируемые результаты начального общего образования;

Программа «Русский язык» (авторы Е.В.Бунеева, Р.Н. Бунеев) 2012 год; программа «Математика» (авторы М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова) 2011 год на основе ФГОС;

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики и русского языка на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Изучение лингвистических интересов обучающихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Программа курса как раз рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы клуба, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.



Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, логическому мышлению, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.

Задачи программы:

-обогащение словаря;

-развитие устной и письменной речи;

-расширять кругозор в различных областях элементарной математики;

-совершенствование работы над содержательной стороной слова;

-активизация познавательных интересов;

-раскрытие творческих способностей;

-развитие образного и логического мышления;

-воспитание доброжелательности, толерантности. Предполагаемые результаты: занятия в  клубе должны помочь учащимся: 1) усвоить основные базовые знания по математике, русскому языку; 2) помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

3) формировать творческое мышление;

4) способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; 5) успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.  Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы : - решение занимательных задач; - игры, викторины;

- участие в олимпиадах, конкурсах;

- знакомство с научно- популярной литературой, связанной с математикой; - поиск информации;

- экскурсии; - исследовательская деятельность; - проектная деятельность; - самостоятельная деятельность;

- работа в парах, группах; - творческие работы

2.Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.
Дополнительное занятие «Умка» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Первый год обучения ставит цель- научить ориентироваться в таких понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

Второй год обучения ставит цели - дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее.

Третий год обучения ставит целью - сформировать у учащихся основные базовые понятия, такие как: «точка», «линия», «отрезок», «луч», «углы», «треугольники», «четырехугольники», научить сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.

Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении геометрических задач: привить навыки пользования циркулем, транспортиром.



Четвертый год ставит цели знакомить учащихся с понятием высота, медиана, биссектриса, их построениями: определять площади геометрических фигур, с применением формул; познакомить с геометрическими телами.
3.Место программы в учебном плане.
Курс «Умка» для начальной школы в 3 классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.


4.Описание ценностных ориентиров содержания программы «Умка».
Ценностные ориентиры изучения данного курса предполагает как расширение содержания, так и совокупность методик и технологий, позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся .

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека. Выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


5.Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

клуба «Умка».
Ожидаемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

-учебно-познавательный интерес к предмету;

-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;

-умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

-формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

-развитие морально-этического сознания;

-формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.



Регулятивные универсальные учебные действия:

-умение учитывать установленные правила в планировании;

-умение решать проблемы творческого характера;

-умение адекватно воспринимать оценку;

-умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

-умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

-умение добывать новые знания;

-умение перерабатывать информацию;

-умение строить суждения в простой форме;

-умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-умение договариваться;

-умение работать в паре, группе, коллективе;

-умение адекватно использовать речевые средства;

-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Тематический план.
В предлагаемом курсе выделяются 2 модуля: модуль «Математика» и модуль «Русский язык»

Общий объем времени в 2 классе составляет 34 часа.



6.Содержание программы.

2 класс 34 часа

Модуль «Математика»

Вводное занятие 1 час

Взвешивание, переливание, распиливание 2 часа

Познакомить со взвешиванием, видами взвешивания, необходимостью взвешивания. Переливание, распиливание

Задания геометрического содержания 11 часов

Познакомить с взаимным расположением фигур на плоскости .Учить делению фигур на заданные части .Учить составлять фигуры из заданных частей. Учить преобразовывать фигуры по заданным условиям .Экскурсия на природу и знакомство с ориентированием в пространстве .Изготовление по рисунку маршрута движения ( по составленному плану). Экскурсия – наблюдение пейзажа с разных позиций .Рисование предмета с разных позиций (вид слева, справа, прямо)

Числа и операции над ними 7 часов

Интерактивные игры «Магические квадраты». Поиски закономерностей. Чётные и нечётные числа. Логические задания Восстановление знаков действий. Запись цифр и действий у других народов. Сравнение числовых и буквенных выражений. Решение уравнений. Кроссворды. Числовые головоломки Отгадывание результата вычислений по формуле: (х. 3):х+7=10

Модуль «Русский язык»

Слова-противники 3 часов

Антонимы.

Игры «Труд и лень», «Весёлый и грустный», «Ленивый и прилежный», «Узелки на память», «Напоминайкин просит слова», «И грустно и радостно», «Четверо друзей», «Берёза, тополь, липа», «Наоборот», «Кто прав?» и др.

Звучащее слово: Б.Тимофеев «Далеко мой стук слышится вокруг», «В.Орлов «Спор», П.Ребро «Кто прав?», «Г.Сапгир «Яблоко», Д.Родари «Тараторка», К.Ушинский «Ленивый и прилежный», Н.Найдёнова «Загадка», Н.Сладков «Чёрным по белому», С.Баруздин «Какое над нами небо?», Г.Поженян «Звёзды» и др.



Игра «Умники и умницы».
Почему их так называют? 3 часов

Происхождение слов (Этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Заимствованные слова.

Игры: «В зоопарке», «Почему так птицу назвали?», «Что кроется в названии животного?», «Почему так рыбу зовут?», «Лёгкие вопросы», «Знаете ли вы?», «Почему так названы растения?», «Что за гриб?», «Какие это цветы?», «Какое насекомое?» и др.

Звучащее слово: Е.Ильин «Ежевика», «Поползень», Е.Трутнева «Подсолнух», Н.Сладков «Имена птиц», В.Берестов «Мать-и-мачеха», Г.Ганейзер «Что звери на лугу забыли?» и др.



Праздник слов.

Устаревшие слова 3 часов

Архаизмы.

Игры: «Слова-долгожители», «Изменившиеся слова», «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», Кому принадлежат эти предметы?», Что делали раньше этими предметами?», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Что кроется в фамилиях?», «Почему так говорят?», «Кем он будет?», «Напоминайкин глаголит», «Знаете ли вы?», «Непонятные слова», «Забытые слова» и др.

Конкурс «Непонятные слова»

Новые слова 4 часов

Неологизмы.

Игры: «Новые слова», «Новый предмет», «Откуда это слово?», «Какое слово моложе?», «Ответьте!», «Три слова», «А вы знаете?», «Два новых слова», «Напоминайкин произносит речь», Что это за зверь?», «Знаете ли вы?», «Узелок на память» и др.

Звучащее слово: Г.Сапгир «Ту» летит», «Завтра», «Мы забрались в этот шар», Г.Граубин «Шишкопад», Н.Егоров «От села до переката», И.Демьянов «За обедом», В.Голяховский «Листопад», Я.Аким «Космонавт», С.Сахарнов «Рам и Рум», М.Родина «Я был на Луне», «Товарищ» (по Жарикову), Б.Раевский «Пионеры» и др.



Праздник слов.
7.Календарно-тематическое планирование.

2 класс


урока

Сроки прохож-дения

Наименование разделов и тем уроков

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

1




Вводное занятие.




Взвешивание, переливание, распиливание (3 ч)

2




Взвешивание

Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

3




Переливание, распиливание

Задания геометрического содержания (11 ч)

4




Взаимное расположение фигур на плоскости

Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии), и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).


5




Деление фигур на заданные части

6




Составление фигур из заданных частей

7




Составление фигур из заданных частей

8




Преобразование фигур по заданным условиям

9-10




Ориентирование в пространстве

11-12




Вычерчивание по рисунку маршрута движения с использованием составленного плана движений

13




Вид одного и того же пейзажа с разных позиций

14




Вид одного и того же пейзажа с разных позиций

Числа и операции над ними (7 ч)

15




Интерактивные игры «Магические квадраты»

Выполнять универсальные логические действия:

(анализ, синтез,  выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений)




16




Поиски закономерностей. Чётные и нечётные числа. Логические задания

17




Восстановление знаков действий.

18




Запись цифр и действий у других народов.

19




Сравнение числовых и буквенных выражений. Решение уравнений. Кроссворды.

20-21




Числовые головоломки Отгадывание результата вычислений по формуле: (х. 3):х+7=10

Слова-противники (3 ч)

22




Антонимы. Игры «Угадай слово», «Ленивый и прилежный»

Применять изученные знания и способы действий в измененных условиях.


23




Игры «Закончи пословицу», «И грустно и радостно»

24




Игра «Умники и умницы»

Почему их так называют? (3 ч)

25




Происхождение слов.

Применять изученные знания и способы действий в измененных условиях.


26




Что за птица? Что за зверь? Что за рыба?

27




Праздник слов

Устаревшие слова (3 ч)

28




Забытые слова

Выполнять задания поискового и творческого характера.

29




О чём расскажут нам фамилии?

30




Конкурс «Непонятные слова»

Новые слова (4 ч)

31




Неологизмы. Игра «Новое слово»

Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

32




Игры «Какое слово моложе?», «Три слова»

33




Праздник слов

34




Подведение итогов. Чему научились?







Всего 34 часа



8.Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Литература:

1.Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарёв Ю.А. «Русское слово», М.: «Просвещение»

2.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», М.: «Просвещение»

3.Даль В.И. «Пословицы русского народа», М.: «Просвещение»

4.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников», М., «Просвещение»

5.Маршак С.Я. «Сказки, песни, загадки», М., «Детгиз»

6.Светловская Н.Н. «Путь первоклассника к книгам», М., «Педагогика»

7.Сергеев В.Н. «Новые значения старых слов», М., «Просвещение»

8.Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников», М., «Просвещение»

9.Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», М., «Просвещение»

10.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель»

11.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб

12.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей»

13.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник

14.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако»

15.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»

16.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань»

17.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал



Печатные пособия: предметные картинки, наглядные пособия и т.д.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: материалы сайта http://www.sch2000.ru/, http://school-collection.edu.ru/

Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, магнитная доска, персональный компьютер, экран, проектор, колонки, принтер.




Скачать 133.15 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница