Рабочая программа по волейболу этап начальной подготовки



Скачать 173.38 Kb.
страница1/7
Дата09.08.2019
Размер173.38 Kb.
#127156
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7


Принята на Педагогическом Утверждаю:

совете Директор ______ Чомаев В.Д.

Протокол №_____ от Приказ № ________

«01» сентября 2016 г. «01» сентября 2016 г.


Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Медвежьегорская детско-юношеская спортивная школа №2»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по волейболу
этап начальной подготовки
Срок реализации

от 1 года до 3 лет

возраст обучающихся 9-12 лет
автор:

тренер-преподаватель

Чомаева К. В.

Кв. категория- первая


г. Медвежьегорск – 2016 год



Содержание
1. Пояснительная записка_________________________________________________ 3 стр.

2. Основные задачи реализации программы __________________________________4 стр.

3. Характеристика волейбола как игрового командного вида спорта______________5 стр.

4. Навыки в других видах спорта, способствующие повышению профессионального масерства_______________________________________________________________ 7 стр.

5. Учебно-тематический план_______________ _______________________________ 8 стр.

6. Содержание программного материала_____________________________________ 11 стр.



6.1. Теоретическая подготовка______________________________________________11 стр.

6.2. Практическая подготовка______________________________________________ 34 стр.

6.2.1. Общая физическая подготовка_________________________________________36 стр.

6.2.2 Специальная физическая подготовка___________________________________ 41 стр.

6.2.3. Техническая подготовка_____________________________________________ 44 стр.

6.2.4. Тактическая подготовка_____________________________________________ 46 стр.

6.2.5. Интегральная подготовка ____________________________________________ 47 стр.

6.2.6. Тренерская и судейская практика _____________________________________ 47 стр.

6.2.7. Соревновательная деятельность_______________________________________ 48 стр.

6.2.8. Самостоятельная работа_____________________________________________ 48 стр.

7. Воспитательная работа_________________________________________________ 48 стр.

8. Психологическая подготовка ____________________________________________49 стр.

9. Система контроля и зачетные требования__________________________________ 53 стр.

9.1. Комплексы контрольных упражнений, промежуточная аттестация___________ 54 стр.

9. Планируемые результаты обучения_______________________________________ 55 стр.

10. Перечень информационного обеспечения программы_______________________56 стр.



1. Пояснительная записка
Рабочая программа в области физической культуры и спорта (далее программа), составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р; Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании»;государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года № 196-П;Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»; приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»; приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»; письма Министерства спорта Российской Федерации от 12 мая 2014 года № ВМ-04-10/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»; Приказа №293 от 13 августа 2015 года Министерства по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия «Методические рекомендации по осуществлению деятельности организации, реализующих образовательные программы ,программы спортивной подготовке в области физической культуры и спорта», Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, 2.4.4.3172-14,утвержденные постановлением №41 от 04.07.2014 г.

Программа раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки, включая содержание теоретической и технической работы, планирование учебного материала по предметным областям и этапам подготовки, система контрольных нормативов и требований для перевода обучающихся на следующие года (этапы) подготовки. На этап начальной подготовки зачисляются дети с 9 лет.


Актуальность данной программы определяется её возможностями удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени, опираясь на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. В настоящее время растёт спрос со стороны родителей и детей на образовательные услуги в области физической культуры и спорта, так как дети, занимающиеся спортом с раннего возраста, развиваются быстрее и гармоничнее своих сверстников. Игра – основной вид деятельности, эффективное средство физического воспитания, подготовка к жизни и труду. Спортивные игры, имеют очень широкий спектр средств формирования личности ребёнка, широко используются как средство укрепления его физического и психического здоровья.

Новизна программы состоит в своеобразном подходе к подготовке волейболистов и призвана соответствовать приоритетным идеям дополнительного образования. Ребёнку даётся возможность самому определить свой образовательный путь и, в случае, если он быстрее и лучше справляется с заданиями, возможность дальнейшего своего совершенствования. Кто же медленнее продвигается в своих достижениях, не должен восприниматься как отстающий. Достижения и того, и другого должны расцениваться по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими. Обучающийся должен иметь возможность лично принимать участие в конкретной деятельности, направленной на получение им новых знаний и умений, решая при этом жизненно важные для него проблемы, которые могут быть связаны с общением с друзьями, людьми старшего возраста, организацией досуга, поиском повышения своего статуса в группе.

Педагогическая целесообразность образовательной программы заключена в разумной достаточности меры педагогического вмешательства, предоставление обучающимся самостоятельности и возможностей для самовыражения и творческого потенциала. Она определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение не только к физической, но и к общечеловеческой культуре, на применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

Содержание данной программы построено с учётом, как общепедагогических принципов обучения, так и основополагающих принципов спортивной подготовки юных волейболистов - системность, преемственность, вариативность.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. Необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите.

Программа предусматривает дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению, что позволяет сформировать основные компоненты учебной деятельности: умение видеть цель и способы ее достижения, умение контролировать и оценивать свои действия, реализовывать свои умения и навыки в практической деятельности.

На начальном этапе подготовки в данной программе наиболее широко используется игровой и соревновательный метод организации учебно-тренировочных занятий, что позволяет детям незаметно для себя и без давления со стороны тренера в процессе игры осваивать технические элементы, тактические взаимодействия. Важной особенностью здесь является принцип доступности и последовательности при подборе заданий и построении системы занятий. Нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе.

Несмотря на преимущественное технико-тактическое направление, уже на этапе начальной подготовки не рекомендуется раннее формирование игрового амплуа, поскольку преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования.


2. Основные задачи реализации программы:
- на этапе начальной подготовки:

  • привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;

  • формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

  • формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

  • всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

  • укрепление здоровья спортсменов;

  • отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта;

  • воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;

  • освоение основ техники избранного вида спорта;

Цель программы- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Программа направлена на:

- отбор одаренных детей;

- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;

- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Образовательная цель: создание условий для гармоничного развития личности ребенка, его физических способностей в целом, успешного развития психических процессов и нравственных качеств, формирования сознания и мышления, творческого подхода и самостоятельности, профессиональной ориентации.

тренировочных нагрузок; совершенствование технического и тактического мастерства; целевая установка на спортивное совершенствование; повышение функциональной подготовленности; стабильность выступлений.


3. Характеристика волейбола как игрового командного вида спорта
Игровые виды спорта, в том числе волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований, прежде всего на уровне спорта высших достижений в основном его проявлениях: профессиональном, некоммерческом и профессионально-коммерческом.

Волейбол (англ. Volleybal lот volley - «залп», «удар с лета», и ball - «мяч») – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника так, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), или игрок защищающейся команды, допустил ошибку. При этом для организации нападения игрокам одной команды дается не более трех касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке). Центральный орган волейбола как международного вида спорта, определяющий свод правил FIVB (англ.) - Международная волейбольная федерация. Волейбол – олимпийский вид спорта с 1964 года. Волейбол - неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет свою специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейболе является прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективных ударов. Для любителей волейбол - распространенное развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря. Существуют многочисленные варианты волейбола, что отпочковались от основного вида, - пляжный волейбол (олимпийский вид с 1996 года), мини-волейбол. Также сидячий волейбол с 1992 года в Барселона внесен в программу параолимпийских игр.

Волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Волейбол,

широко представлен в программе Олимпийский игр, а также в профессиональном спорте. Большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и многообразных, проявлений в процессе соревновательной деятельности соперничающих команд и отдельных игроков представляет собой захватывающее зрелище, а также делает волейбол средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне. Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий - приемов игры (техники).

При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого элемента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита – «нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.  

В индивидуальных спортивных играх (теннис, настольный теннис, бадминтон и др.) спортивный результат полностью зависит от каждого противодействующего спортсмена (игрока). В командных же спортивных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены: как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он, и наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена здесь должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть, и «во вред себе» в том или ином отношении).

При присутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков.

Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективные интересы в каждый данный момент состязания есть важнейшая часть, важнейшая задача процесса подготовки игрока для командных игр. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на спортсменов. Часто такое воздействие бывает весьма жёстким, сильным, действенным, что развивает у человека соответствующие личные качества. В связи с этим командные игры, условия спортивной жизни в них является действенным средством воспитания - естественно, при соответствующей деятельности тренеров, воспитателей, педагогов и др.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности, например, в волейболе создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) обусловливает требование надежности, стабильности навыков и т.д. В волейболе, например, каждая ошибка отражается на результате (выигрыш или проигрыш очка).

В командных играх соревновательную деятельность ведут несколько спортсменов, и многое зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником.

Для волейбола особенностью является ступенчатый характер движения спортивного результата. В играх это своеобразная первая ступень - « технико-физическая», нужна ещё организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных.

Во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других качеств, свойств личности.

Таким образом, волейбол - необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это - силовая подача в прыжке, мощные нападающие

удары у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии.

Волейбол, как спортивная игра, имеет очень широкий спектр средств формирования личности ребёнка, широко используется как средство укрепления его физического и психического здоровья.

Результат программы: обучающиеся, прошедшие этапы: начальной подготовки 1;2 года обучения, выполнившие требования программы, успешно сдавшие промежуточную аттестацию, переводятся на тренировочный этап.


4. Навыки в других видах спорта, способствующие повышению

профессионального мастерства

Легкая атлетика. Бег — один из распространенных и доступнейших видов физических упражнений — служит прекрасным средством развития быстроты, силы идругих важных качеств. Вовлекая в работу многие мышечные группы, бегвызывает усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом, представляет возможность, варьируя различнымидистанциями, добиваться более высоких уровней быстроты и выносливости.Бег с места, ускорения с ходу по травянистым склонам вниз, вверх илитраверсами и по песчаному грунту. Бесконечное разнообразие беговых

упражнений делает бег одним из основных средств ОФП(бег с ускорением до 30 – 40 м. Повторный бег 2 – 3 раза по 20 – 30 м. Бег 30 – 60 м. Бег с чередованием с ходьбой до 400 м. Кросс 300 – 500 м. 6-, 12-минутный бег. Прыжки через планку с поворотом на 90 и 1800 с прямого разбега. Прыжки в высоту способом перешагивание. Прыжки в длину с места и с разбега).Прыжки и подскоки совершенствуют координацию движений, функциивестибулярного аппарата, улучшают ориентировку в пространстве.Гимнастика успешно развивает координацию движений, силу, ловкость ибыстроту. Упражнения на кольцах и перекладине требуют смелости ирешительности. Прыжки через различные гимнастические снаряды позволяютв короткое время полета прочувствовать положение отдельных частей тела в безопорном положении. Батут и акробатика — отличные разновидности гимнастики, развивающие координацию, вестибулярныйаппарат, устойчивость, силу.

Подвижные игры — разнообразные и быстрые действия в условиях постоянно меняющейся обстановки — развивают быстроту, ловкость,выносливость и тактическое мышление. Они эмоциональны, вызывают интересу занимающихся, дают возможность мобилизовать усилия занимающихся безособого волевого напряжения, разнообразно и интересно проводитьтренировки. В играх присутствует элемент соревнования, стремление к победе,что, бесспорно, ценно и необходимо любому спортсмену. Так же подвижные игры важны, как средство воспитания национальных и культурных ценностей культуры.

Баскетбол пользуется заслуженной популярностью у всех спортсменов. Он развивает быстроту реакции на действия партнеров и полет мяча,вырабатывает выносливость.

Волейбол — наиболее доступная, интересная и простая игра, которую можно рекомендовать для активного отдыха.

Футбол дает большую физическую нагрузку в процессе самых разнообразных действий. Доступность и высокая эмоциональность этой игрыне нуждаются в рекомендациях. Однако высокий травматизм, особенно вхолодные осенние месяцы, ограничивает его использование как средства ОФП.

Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственнойориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях,воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости,поддержание умственной и физической работоспособности, снятиеэмоционального напряжения.

Групповые упражнения с гимнастическими скамейками. Упражнения в равновесии и в сопротивлении, лазании по канату, шесту, лестнице, подтягивании. Простейшие висы, упоры, подъемы и соскоки, выполняемые на гимнастических снарядах (перекладина, кольца, брусья, конь, бревно). Прыжки через козла, коня и стол с подкидным мостиком. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой. Акробатические упражнения.Различные кувырки: вперед, назад, боком, стойка на лопатках, стойки на голове и руках, мостик из стойки на голове и на руках, переход в мостик, «полушпагат» и «шпагат» напрыгивание на гимнастический мостик с прыжком вверх, прыжки вверх с трамплина без поворота и с поворотом на 180 гр. и 360 гр. Плавание.Обучение умению держаться на воде. Плавание произвольным способом на скорость и на выносливость. Простейшие прыжки в воду с места и с разбега (вход в воду ногами и головой). Игры на воде. Плавание вольным стилем без учета времени.

5. Учебно-тематический план для групп начальной подготовки 1, 2 г.о.

Учебный план программы рассчитан на 42 недели. В эти недели могут проводиться учебно-тренировочные занятия, соревнования (учебные, основные, контрольные), теоретические занятия, беседы, спортивно-оздоровительные лагеря, которые организуются для обеспечения непрерывного образовательного процесса, оздоровления и активного отдыха обучающихся. Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в академических часах (45 мин) с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся




Содержание

подготовки

НП-1 г.о.

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

07

Итого

Обязательная (инвариативная) часть

Общая физическая подготовка

10

10

10

14

5

5

5

2

1

4

4

70

Специальная физическая подготовка

3

3

6

3

3

5

6

6

1







36

Вариативная часть. Теоретическая подготовка

10

История и развитие волейбола






















1










1

Место и роль ФК и спорта в современном обществе

1































1

Основы законодательства в сфере ФК и спорта













1



















1

Основы спортивной подготовки
















1
















1

Необх. сведения о строениях и функциях организма человека



















1













1

Гигиенические знания умения и навыки




1




























1

Режим дня, зак-я, здоровый образ жизни







1

























1

Основы спортивного питания










1






















1

Требования к оборуд-ю, инвентарю и спорт. экипировке

























1







1

Требования техн. без. при занятиях волейболом




























1




1

Практическая подготовка

Техническая подготовка

6

10

7

4

4

4

3

5

4







47

Тактическая подготовка

4







4

6

5

2

2

2

5




30

Интегральная подготовка

2







2

1




8

4

9

12




38

Инструкторская и судейская практика





































Самостоятельная работа

2



















2




2




6

Психологическая подготовка




























2




2

Соревновательная подготовка

7

Учебные



















3

2










5

Контрольные




























2




2

Основные





































Дополнительные





































КН (промежуточная итоговая аттестация)

























6







6

ИТОГО ЧАСОВ

В ГОД И ПО МЕСЯЦАМ

28

24

24

28

20

20

28

24

24

285

4

252

Содержание

подготовки

НП-2 г.о.

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

07

Итого

Обязательная (инвариативная) часть

Общая физическая подготовка

7

7

7

7

7

7

7

7

7

3

4

70

Специальная физическая подготовка

5

5

5

5

5

4

10

11

4







54

Вариативная часть. Теоретическая подготовка

10

История и развитие волейбола

1































1

Место и роль ФК и спорта в современном обществе
















1
















1

Основы законодательства в сфере ФК и спорта




1




























1

Основы спортивной подготовки







1

























1

Необх. сведения о строениях и функциях организма человека



















1













1

Гигиенические знания умения и навыки






















1










1

Режим дня, зак-я, здоровый образ жизни

























1







1

Основы спортивного питания










1






















1

Требования к оборуд-ю, инвентарю и спорт. экипировке













1



















1

Требования техн. без. при занятиях волейболом

1































1

Практическая подготовка

Техническая подготовка

10

7

10

10

10

10










3




60

Тактическая подготовка
















10

10

10

10

6




46

Интегральная подготовка

8

13

4

13

2



















40

Инструкторская и судейская практика






















1










1

Самостоятельная работа




























6

2

8

Психологическая подготовка































2

2

Соревновательная подготовка

7

Учебные




2

2




1




3

1










9

Контрольные




1

2










1

1










5

Основные







5













4










9

Дополнительные





































КН (промежуточная итоговая аттестация)

























6







6

ИТОГО ЧАСОВ

В ГОД И ПО МЕСЯЦАМ

32

36

36

36

26

32

32

36

34

32

4

336

Каталог: pasport -> files
files -> Рабочая программа этап начальной подготовки
files -> Оздоровительные тренировки
files -> Основная образовательная программа начального общего образования в контексте фгос ( по умк «Гармония» ) в мкоу сош №8 а. Куликовы Копани
files -> Пояснительная записка Программа курса географии 5–9 классов составлена на основе
files -> Рабочая программа этап начальной подготовки
files -> Пояснительная записка цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 3

Скачать 173.38 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница