К 300-летию учреждения Нижегородской губернии
Подвиг ополчения в творчестве художников, скульпторов и архитекторов.
Работу выполнила: Корепова Алёна Владимировна (15 лет), ученица 9 А класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения
Вахтанской средней общеобразовательной школы городского округа город Шахунья
Руководитель: Колчанова Ирина Васильевна,
учитель истории МБОУ Вахтанской СОШ
Адрес: 606900 Нижегородская область,
городской округ г. Шахунья, п.Вахтан
ул. Ленина, 12. Тел. 8 (83152)43-142
2014 год
В 2012 году страна отметила великую дату в истории России – 400-летие освобождения нашего Отечества от литовско-польских захватчиков в 1612 году. Годы их властвования в России в 1605 – 1612 годах получили название эпохи Смутного времени. Эпохи, которая, вслед за угасанием старинного рода великих государей российских – Рюриковичей, дала России династию царей Романовых. Однако не цари и бояре спасли нашу Родину от нашествия иноземных захватчиков, а народное ополчение, в которое вошли представители всех сословий государства Российского – крестьяне, мещане, купечество, мастеровые люди, служилое дворянство, знать и духовенство. Возглавили ополчение нижегородский гражданин, земский староста Кузьма Минин, и военачальник, князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Какой незаурядный ум, недюжинные организаторские способности, сметку и талант дипломата проявил Минин, чтобы собрать воедино людей не только разного социального положения, но и разных национальностей в условиях охвативших всю страну «смут», множества самозваных военных «вождей», а также претендентов на русский престол. Благодаря его активным и продуманным действиям Нижний Новгород превратился в действительный общерусский центр патриотического движения. Залогом успеха стало и решение призвать в качестве воеводы известного в народе опытного военачальника Д.М.Пожарского.
4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
История Нижегородского ополчения стала не только одной из самых ярких страниц в истории нашего края, но и в исторической памяти поколений. Подвиг нижегородцев – образец воинской доблести, истинного патриотизма и гражданской ответственности на все времена. Он вселял мужество и вдохновлял россиян и во времена Отечественной войны 1812 года, и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и, конечно же, оставил свой след в культуре нашей большой страны.
Оценивая заслуги нижегородцев, русский историк И.Забелин впоследствии сказал: «Нижегородский подвиг в нашей истории – дело великое, величайшее из всех исторических дел, потому что оно в полном смысле - дело народное».
Благодарные россияне никогда не забывали этой знаменательной даты – 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года, и весьма широко праздновали день освобождения Москвы и России от литовско-польского владычества. Особенно большое значение эта дата получила в год её 200-летия – в 1812 году, когда русские войска победили французов и изгнали Наполеона из Москвы и России. После обращения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 22 сентября 2004 года по первому каналу центрального телевидения от лица всех религиозных деятелей России – установить день 4 ноября (22 октября по старому стилю) всенародным ежегодным праздником народного единства – в нашей стране появился День народного единства.
Великий подвиг нижегородцев нашел свое отражение в художественной литературе и искусстве. Нижегородскому ополчению посвящены поэтические и прозаические произведения писателей XIX века и наших современников, написаны гимны и оперы, живописные работы, сняты художественные фильмы, созданы памятники архитектуры. Наибольшее количество памятников народному ополчению находится на территории Нижегородской области, и это не удивительно, ведь Нижний Новгород был не только центром сбора ополчения, но и родиной Минина (он родом из г.Балахна) и Пожарского (родовое поместье князей – село Юрино). Есть они и в других городах – в Ярославле, Москве, Суздале. Среди них немало памятников Кузьме Минину, Дмитрию Пожарскому, но мне хотелось бы подробнее рассказать о тех, что были воздвигнуты именно в честь Второго народного ополчения.
В честь особо важных событий в Древней Руси возводились храмы-мемориалы, с XVI века обычно шатровые. Сразу после смут начала XVII века было не до дорогостоящих каменных работ. Когда же положение в стране нормализовалось, на вершине холма в Нижегородском кремле был возведён «государевой казной» шатровый Михайло-Архангельский собор (1628 – 1631 гг.), храм-памятник в честь Нижегородского ополчения и его вождей. Он поставлен на месте своего предшественника, возведенного еще в XIII веке, "до Батыя". Под сводами собора, где хранятся знамена нижегородских ополчений 1612 и 1812 годов, покоится прах великого патриота России Кузьмы Минина. (Приложение 1)
А несколькими годами раньше, в 1613 – 1615 годах, князь Дмитрий Пожарский на пожалованной за "Московское очищение" в награду от царя Михаила Романова "Пурецкой отчине", что находилась в Нижегородском уезде, построил монастырь в честь святого Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, покровителя земли Нижегородской. А рядом с монастырем возвёл церковь в честь Спаса Преображения. И монастырь, и церковь первоначально были деревянными. Князь Пожарский строил их как памятник народному ополчению, освободившему Москву в 1612 году от литовско-польских завоевателей. (Приложение 1)
Наиболее значимой реликвией храма было знамя Нижегородского ополчения 1612 года, под сенью которого Д.М.Пожарский вместе с К.Мининым совершили свой исторический подвиг. Это знамя находится сейчас в московской Оружейной палате, ибо в 1826 году по указу императора Николая I оно было затребовано в Москву, благодаря чему и сохранилось. Узнав об утрате дорогой им реликвии, жители села взбунтовались и 25 зачинщиков были сосланы в Сибирь. Но, увидев огромную любовь жителей села к имени Д.М. Пожарского, по указу императора в 1827 году в Москве были изготовлены две копии с этого знамени. Они были присланы в Пурех, где хранились в нижней (Успенской) церкви Спасо-Преображенского храма. Позднее была изготовлена еще одна копия со знамени и помещена в гробнице К. Минина в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. На сегодняшний день все три копии со знамени утрачены. (Приложение 2)
В 1630 году в Москве был сооружён деревянный храм в честь иконы Казанской Божьей матери. Из многих достоверных источников, дошедших до наших дней, известно, что строителем (в те времена так назывались люди, на чьи деньги строилось сооружение) Казанского cобора в Москве является великий гражданин России, освободитель Отечества – князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Собор был специально построен для помещения в него чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая сопровождала народное ополчение в 1612 году и в сильной мере способствовала победе ополченцев над литовско-польскими захватчиками. Для иконы князем в этой церкви был устроен специальный придел. И после того, как в построенный им Казанский собор был перенесен из Введенской церкви драгоценный Образ, "собор принял функции главного храма-памятника в честь победы 1612 года со всеми связанными с этим праздником особенностями ритуала".
В 1635 году храм сгорел, а в 1636 году на его месте на средства первого царя династии Романовых - Михаила Федоровича был вновь возведён Казанский собор в воспоминание об освобождении Москвы и, в широком смысле, - Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей свою милость через чудотворную Казанскую икону. Собор стал одной из важнейших московских церквей. В 1936 г. храм был снесен. Восстановлен в 1993 г. на средства города. Этот храм был и остаётся памятником в честь победы 1612 года над польскими интервентами, в честь Казанской иконы Божией Матери (обретена в Казани в 1579), главной войсковой святыни ополчения. (Приложение 1)
В 1687 г. в Нижнем Новгороде купцом Афанасием Олисовым был построен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери Казанской в память Нижегородского ополчения Минина и Пожарского. Церковь была каменная, одноглавая, с трапезной и колокольней. В 1867-1869 гг. главный храм был перестроен и стал пятиглавым. В 1935 г. храм взорвали. В настоящее время идут работы по его восстановлению. Примечательно, что возрождение церкви началось в 2005 году, когда впервые отмечался День народного единства. (Приложение 1)
В августе 1997 года, в честь 385-летия выхода ополчения на Москву, на Которосльской набережной перед Святыми воротами Спасо-Преображенского монастыря в центре Ярославля была торжественно открыта часовня - памятник в честь подвига народного ополчения, вышедшего от стен города под предводительством К. Минина и Д. Пожарского, (архитектор Г.Л. Дайнов). (Приложение 1) Сооружение это — одновременно и часовня, поскольку там есть изображения христианских святых, и памятник прошлому, так как внутри на плите начертаны слова «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков». В часовне есть в виде витража изображение иконы Казанской Божьей матери, покровительницы русского и ярославского воинства. Знак хорошо виден издали. Вблизи имеет сходство с космической ракетой. А знаете ли вы, что эта часовня изображена на лицевой стороне тысячерублёвой купюры?
Одной из самых известных скульптурных композиций в память о Нижегородском ополчении и его предводителях является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. (Приложение 3) Вот что мне удалось узнать о том, как создавалась эта скульптурная композиция. Идею о её создании в русском обществе стали обсуждать в 1803 году по инициативе Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Однако тогда правительство эту инициативу не поддержало, ссылаясь на недостаток средств. Но идея не была забыта, уже в 1804 году скульптор Иван Петрович Мартос по собственной инициативе создал первый эскиз памятника. В 1808 году вопрос о памятнике Минину и Пожарскому снова был поднят, но на этот раз по инициативе жителей Нижнего Новгорода. Начался сбор средств, который быстро дал необходимую сумму. Тогда Александр I принял решение о проведении конкурса на создание памятника, который планировали установить в Нижнем Новгороде. В конкурсе приняли участие многие видные русские скульпторы. Лучшим был признан проект Мартоса. Монумент уже изготовленной модели оказался столь хорош, что министр внутренних дел А.Куракин 15 февраля предложил его установить в Москве, а на собранные нижегородцами деньги возвести на родине Минина обелиск.
По мартосовской модели памятник в 1816 году отлил в бронзе в Петербурге Василий Екимов. В Москву памятник из Петербурга отправили водным путем. Путь проходил по Неве и Онежскому озеру, затем по каналам и Шексне до Рыбинска, а оттуда Волгой до Нижнего Новгорода. В городе, где Минин начинал собирать ополчение, памятнику устроили торжественную встречу. Очевидец так описывал это событие: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены как некие горожане, так и всего здешнего края жители появлением в здешних водах столь знаменитого памятника согражданину своему». Из Нижнего памятник по Оке довезли до Коломны, а затем по Москве-реке прямо к стенам Кремля. Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 года. На Красной площади, заполненной тысячами москвичей, были выстроены войска, прошел военный парад. Под барабанный бой и крики «ура» с памятника сняли покрывало. Памятник произвел на зрителей большое впечатление. На нем в русской рубашке изображен нижегородский староста Кузьма Минин, призывающий Дмитрия Пожарского возглавить ополчение и повести его на спасение отечества. Пожарский, опираясь на щит, принимает меч из рук Минина. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них - стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом - нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. Одна из московских газет так описывала это событие: «Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».
В 1930 году при проведении реконструкции Красной площади памятник был перенесен к храму Василия Блаженного. Уже в нашем веке восторжествовала справедливость и в отношении Нижнего Новгорода. В 2005 г. в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве (скульптор Зураб Церетели).
Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. (Приложение 3). Кто-то может возразить, что это памятник предводителям, но, на мой взгляд, рассматривать его надо иначе. Мне кажется, что, работая над проектом памятника, Мартос хотел увековечить память не только этих талантливых и мужественных людей, но и истинный патриотизм простого народа. Вспомните, на барельефах памятника изображены с одной стороны несущие пожертования нижегородцы, а с другой стороны – изгоняющее поляков народное ополчение. Вот уже более 190 лет стоит этот памятник в Москве, вызывая у россиян чувство, очень точно выраженное в 1829 году В.Г.Белинским: «Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что тогда со мной делается!.. Вот, думаю я, два… исполина веков, обессмертившие имена свои пламенной любовью к милой родине. Они всем жертвовали ей: имением, жизнью, кровию… и спасли погибающую отчизну… имена их бессмертны, как дела их». (Белинский В.Г. Полн.собр.соч. В 13-ти т. М., 1956, т.11, с.31).
Ещё один памятник стоит неподалёку от кремлёвской стены, и значение его для нас, русских, велико бесконечно. Это обелиск, установленный в честь руководителей народного ополчения 1612 г. Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, в Нижегородском кремле. (Приложение 3) Такого памятника нет ни на одной из площадей Европы. Как ни велико значение нижегородского мещанина Минина и князя Дмитрия Пожарского, но они не были, однако, исключительными явлениями в то время, когда геройски выдвинулись на защиту заполоненного поляками Отечества. В их лице памятник воздвигнут восторжествовавшей земской силе, спасшей и восстановившей государство в эпоху безгосударственности. Минин и Пожарский были только крупными представителями, крупными проявлениями этой силы. То, что происходило на нижегородской площади, происходило и на большинстве площадей России. Сотни, если не тысячи, Мининых действовали, ратовали и говорили на всем пространстве Русской земли, и преимущественно на севере. Города сообщались между собой грамотами, заключали договоры, писали монастырям и отдельным лицам. Великое движение охватило всю Русь. Исподволь выработалось и сказалось во всей силе единое народное сознание, двинувшее наконец ополчение в бой.
В 1819 г. Академия Художеств объявила конкурс на проект обелиска Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде. Заказчиком выступило Нижегородское губернское правление. Лучшим был признан проект известного архитектора из Санкт-Петербурга, профессора Академии Художеств Авраама Ивановича Мельникова, выполненный совместно с И.П. Мартосом в 1825 г. Место установки монумента рядом с бровкой крутого откоса Кремлевского холма было выбрано А.И. Мельниковым.
Памятник установлен на ровной площадке у кромки Часовой горы в центральной части Нижегородского Кремля. Обелиск имеет вертикальную центрально-симметричную композицию и представляет собой четырехгранный сужающийся кверху столб с заостренной пирамидальной верхушкой на квадратном в плане пьедестале. Он выполнен в духе подражания античности, характерном для искусства ампира. Его отличают монументальная ясность замысла, простые и строгие формы, лаконичный и выразительный силуэт.
С северной и южной сторон пьедестала имеются бронзовые позолоченные барельефы, один из которых посвящен К. Минину, а второй - Д. Пожарскому. Оба барельефа заключены в прямоугольник и одинаковы по композиции: в центре помещен простой постамент с бюстом героя, над головой которого две крылатые богини славы в античных хитонах держат лавровый венок. На постаментах имеются надписи: с северной стороны - «Козьма Минин», с южной – «Князь Пожарский». Углы барельефов визуально закреплены четырьмя выпуклыми розетками. Над барельефами на стволе обелиска укреплены чугунные доски с надписями: с северной стороны - «Гражданину Минину благодарное потомство 1826 года»; с южной стороны – «Князю Пожарскому благодарное потомство 1826 года».
Память о подвиге второго ополчения уже несколько веков бережно хранит Нижегородский кремль. Тогда, в 1612 году, из стен Ивановской башни вышло на освобождение Москвы от польско-литовских интервентов всенародное ополчение под управлением нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В память этого события в 2001 году с наружной стороны башни установлен барельеф, выполненный скульптором Л.Т.Ядринцевым. (Приложение 3)
В Балахне, на родине К.Минина, на месте первой остановки Нижегородского ополчения 16 сентября 1990 года был торжественно открыт памятник Минину (скульптор А.Колобов, восстановлен в листовой меди - скульптор А.Н.Горшков, фриз – В. Р. Маслов). У подножия памятника находится плита, на которой высечены слова: «Нижегородское ополчение 1612 года выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля – начале марта. Первым этапом пути была Балахна. На этом месте Нижегородское ополчение разбило свой лагерь». (Приложение 3)
Удивительно, но барельеф с Мининым и Пожарским есть и в Берлинском мемориальном Трептов-парке.
Все эти памятники – лишь малая толика от той благодарности, которую испытывает каждый, кому дорога история Отчизны. Память народную о временах Смуты хранят не только эти памятники, но и художественные полотна. Одно из них находится в Нижегородском государственном художественном музее. Это картина К.Е.Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» - самая большая по площади патриотическая картина России (6,98 х 5,94 метра). (Приложение 4)
Фантазия художника населила полотно огромным количеством типов, характеров, лиц самого разнообразного выражения, передала оттенки настроений и переживаний собравшихся на площади людей. Такая грандиозная картина потребовала от художника много душевных и физических сил и несколько лет работы. Только портретно решенных героев в картине было свыше 100.
Положенные в основу картины подлинные факты нашли воплощение, например, в изображении сцены в правой части холста: из деревянной церкви Иоанна Предтечи идет крестный ход с чудотворной иконой Казанской Богоматери. Эту икону послал на сохранение в Нижний патриарх Гермоген. Еще одно имя подсказали Маковскому исторические предания и летописи - имя незадачливого воеводы Нижнего князя Звенигородского. Перед лицом опасности он не смог найти в себе такой нравственной силы, которая помогла бы ему сплотить народ в единый боевой организм. В картине художник не случайно помещает его рядом с Мининым. Воевода стоит в задумчивой позе, и несложно понять его мысли: народ внимает не ему, боярину знатному, древних кровей, а слушает «мужа родом не славна; но смыслом мудра». Боярин - один из немногих драматически насыщенных образов произведения, разработанный с психологической тщательностью и глубиной.
Замысел картины «Воззвание Минина» относится к 70-м годам XIX столетия. К. Маковский, зарекомендовавший себя как мастер многофигурной композиции решился на создание большого исторического полотна. Первые наброски и эскизы дают возможность представить начало непростого, затянувшегося на многие годы пути к реализации этого замысла, пути, отмеченного компромиссами, кризисными состояниями, исканиями и художественными находками. Летом 1891 года Маковский приезжал в Нижний Новгород. Жизненные впечатления, полученные в старинном русском городе, окончательно утвердили в нем решение писать картину о Нижегородском ополчении и его вожде Кузьме Минине. Здесь, на месте событий, он работал с архивными документами как страстный ученый-исследователь. Это не могло, конечно, не сказаться на документальной убедительности будущей картины.
Больше того, город преподнес Маковскому поистине бесценный подарок - вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины. Это одно из самых запоминающихся по силе эмоционального воздействия мест города.
Художественная интуиция помогла Маковскому выбрать именно этот уголок Нижнего для изображения в картине. Прозорливый выбор! У историков тогда не было единого мнения о том, где происходило выступление Минина перед народом: на кремлевской площади перед Спасо-Преображенским собором, у Дмитриевской башни или на Нижнем посаде. Историки документально доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Маковский оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа. Впервые законченное произведение было показано зрителю в 1896 году на открывшейся в Нижнем Новгороде выставке.
Кстати, у Константина Маковского есть ещё одна картина об истории ополчения и его предводителе – «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году». (Приложение 4)
В Самарском областном художественном музее хранится ещё одна картина, посвящённая событиям 1612 года, - холст работы М.И. Пескова «Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году» (1861). Картина была принесена в дар Румянцевскому музею в 1870 наследником престола великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III). Это большое полотно М.И.Пескова (его размеры 157х204) всё же уступает по масштабности картине Маковского. При всей выраженной принадлежности картины к академической школе (центральное расположение фигуры героя, театральность поз, "классическое" однообразие лиц и т.п.) в ней налицо и определенные уступки требованиям времени: подчеркнутый национальный колорит, русские костюмы, изображение нижегородского собора на заднем плане. (Приложение 4)
К истории народного ополчения обращался в своём творчестве и известный русский художник Илья Ефимович Репин. Он написал картину (её размеры 54 × 102 см) «Кузьма Минин» в 1894 году. Сюжет нам хорошо знаком – Минин собирает пожертвования для формирования ополчения. Увидеть её можно в Астраханской областной картинной галерее им. П.М.Догадина (Астрахань). (Приложение 4)
С пламенным призывом к нижегородцам обращается Кузьма и на картине русского художника Алексея Даниловича Кившенко «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам». Успех второго ополчения отразил в своей работе и русский художник Эрнст Лисснер. Широко известна его картина «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 г.» (Приложение 4)
Героические страницы истории не менее интересны и современным российским художникам. Среди них можно назвать имена Заслуженного художника России Рябовола Валерия Андреевича (В его исторической серии на тему «Россия XVII-XVIII веков» есть картины, посвящённые ополчению 1612 года.), художника Максима Фаюстова, Елены Доведовой, нижегородского художника Сергея Малиновского. (Приложение 5)
Из статьи искусствоведа, доцента, члена Союза художников России Л. И. Помыткиной: «В основу картины нижегородского художника Сергея Викторовича Малиновского “Нижегородский подвиг. 1611 год” положена идея духовности русского народа, объединенного православной верой».
Каждый художник по-своему изображает события той эпохи, но, безусловно, все работы объединяет идея всенародного единства и безграничной любви к Отечеству.
Во все времена источником достоверной информации о событиях, связанных со вторым ополчением, были и остаются исторические документы, научные исследовательские работы. Список их очень велик. Я назову лишь некоторые из них. Это статьи и монографии о Нижегородском ополчении А.Малиновского, П.Мельникова, Н.Чичагова, М.Погодина, И.Забелина, труды по истории России Вл.Соловьёва, П. Г. Любомирова и Н.Костомарова. В своей работе я использовала интернет-ресурсы, созданные на основе 11-го тома Сборника НГУАК, который целиком посвящен Нижегородскому ополчению, книгу «Глядя с Откоса: рассказы о родном крае» А.В. Седова и др.
На сегодняшний день существует большой выбор литературных произведений, в основу которых положены исторические события 1611-1612 гг. Очень интересны книги Шамшурина В.А. «Алтарь Отечества», «Выборный человек Кузьма Минин», «Жребий Кузьмы Минина», «Каленая соль» и «Набат над Волгой»; роман Костылева В.И. «Кузьма Минин»; исторический роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» и др.
О народном ополчении написаны драмы, трагедии, поэмы:
- Костылев В., Лондон Т. «Козьма Минин» (народная драма в 4-х действиях);
- Петров Н. «Минин и Пожарский, или спасенная Россия» (трагедия в 5 действиях);
- Шихматов С.А. «Пожарский, Минин, Гермоген, или спасенная Россия» (лирическая поэма в 3-х песнях);
- Садулин Е.В. «Минин» (поэма);
- Островский А.Н. «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (драматическая хроника в 5-ти действиях в стихах).
Поэт Борис Садовский, сын А.Я. Садовского, третьего председателя НГУАК (с 1908 по 1918 гг.) в 1912 году написал Гимн в память 300-летия Нижегородского ополчения 1611-1612 гг.
История России – неисчерпаемый источник идей для талантливых, творческих людей. Однажды композитор Б.Асафьев (1884-1949), впоследствии ставший академиком АН СССР и председателем правления Союза советских композиторов, за кулисами Большого Театра на старом занавесе увидел изображение «Въезд князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина-Сухорука в Кремль» и решил, что это хороший сюжет для оперы. Либретто оперы в 5 актах (9 картинах) написал Михаил Булгаков. История оперы «Минин и Пожарский» была очень непростой и при жизни Булгакова не ставилась и не публиковалась. Впервые она была опубликована только в 1980 году.
Калашников П. написал либретто оперы в 5 действиях «Нижегородцы». Музыка Э.Направника. (Опубликована в 1868 году.)
С. Дехтярев переложил на музыку ораторию в 3 частях «Минин и Пожарский или освобождение Москвы» Горчакова Н.Д. (опубликована в 1817 году).
Вдохновлённые подвигом нижегородцев, композиторы и режиссёры, поэты и писатели создают новые, интересные произведения, посвящая их событиям четырёхсотлетней давности.
10 мая 2011 в Нижнем Новгороде состоялось первое концертное исполнение оперы нижегородского композитора Бориса Сазонова «Минин и Пожарский». Сначала на свет появилась поэма «Минин и Пожарский», и лишь потом было решено переложить ее на музыкально-драматический язык. Так появилась идея создать оперу. Работа шла несколько лет.
А несколькими годами раньше, 4 ноября 2005 года на сцене театра оперы и балета им. А. С. Пушкина в Нижнем Новгороде зрители увидели исторический спектакль, посвященный Нижегородскому ополчению 1612 года, «Перелистывая памяти страницы». В основу спектакля были положены материалы из трудов великих русских историков: С. Соловьева, В. Ключевского, Н. Костомарова, И. Забелина и др. В музыкальном сопровождении представления звучали сцены из опер, арии и хоры М. Глинки, М.Мусоргского, С. Прокофьева и др., а также духовная и классическая музыка.
История ополчения оставила свой след и в российском кинематографе. В 1939 году в свет вышел исторический художественный фильм «Минин и Пожарский» - экранизация повести В. Б. Шкловского «Русские в начале XVII века». Режиссеры: Всеволод Пудовкин и Михаил Доллер. В ролях: Борис Ливанов, Александр Ханов, Борис Чирков, Николай Черкасов, Лев Свердлин и другие. Производство Московской киностудии «Мосфильм». Это замечательный исторический фильм о том, как после вторжения поляков в начале XVII века нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский подняли народ на борьбу с захватчиками. Всем миром они выковали оружие, отлили пушки и отправились из родного Нижнего Новгорода в Москву - освобождать Родину от врагов.
В 2007 году российский режиссёр Владимир Хотиненко представил на суд зрителей свой художественный фильм «1612: Хроники смутного времени». Это приключенческий фильм, фоном для сюжета которого являются события Смуты. Несмотря на присутствие в фильме исторических персонажей (Ксения Годунова, князь Пожарский), он является больше «костюмным», нежели «историческим», так как реальные факты и события значительно изменены и подчинены вымышленной сюжетной линии. Интересным фактом является то, что в киноленте звучит песня-плач, написанная на «стихи самой Ксении Годуновой».
Собирая информацию о том, какой след оставило Нижегородское ополчение в культуре России, я пришла к выводу – сколько бы веков ни минуло с тех пор, интерес россиян к событиям «Смутного времени» не угасает, и хранится в их сердцах благодарность и уважение к родной истории. Наверное, ещё не одно десятилетие Великий подвиг будет будоражить умы историков, писателей, режиссёров и скульпторов и, возможно, появятся новые объекты культуры. Ведь изучая и осмысливая историю, пропуская события как бы через себя, начинаешь по-новому чувствовать и воспринимать их. Результатом такого умственного труда и становятся памятники, картины, литературные и музыкальные произведения, художественные фильмы – наше культурное наследие.
В процессе работы я узнала много интересного, нашла удивительные факты, связанные с историей нашего Нижегородского края. Чем больше информации мне удавалось найти, тем более захватывающей и увлекательной представлялась мне эпоха Минина и Пожарского. Жаль, что объём исследовательской работы не позволяет более подробно рассказать о творчестве писателей и художников, связанном с событиями Смуты 1611-1612 гг.
Приложение 1.
Памятники архитектуры.
Спасо-Преображенская церковь села Пурех. Фото Соколова А. 1912 г.
Михайло-Архангельский собор Нижегородского Кремля
Казанский собор в Москве
Памятник в честь подвига народного ополчения, вышедшего от стен города под предводительством К.Минина и Д.Пожарского
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери Казанской в Нижнем Новгороде
Приложение 2.
Знамя Нижегородского ополчения 1612 года
Приложение 3.
Памятники
Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Литография
Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Скульптор Мартос И.П.
|
Нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. Барельеф на северной стороне постамента памятника
|
|
Народное ополчение изгоняет поляков из Москвы. Барельеф на южной стороне постамента памятника
|
Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде. Скульптор З.Церетели
Обелиск в честь ополчения Минина и Пожарского, Нижний Новгород
Барельеф в Нижегородском Кремле, посвященный
Нижегородскому ополчению 1611-1612 г. Скульптор Л.Ядринцев
Барельеф с Мининым и Пожарским в мемориальном Трептов-парке (Берлин, Германия)
Памятный камень у подножия
памятника Кузьме Минину в Балахне
Приложение 4.
Картины 
К.Е.Маковский «Минин на площади Нижнего Новгорода, М.И. Песков «Воззвание к нижегородцам призывающий народ к пожертвованиям» гражданина Минина в 1611 году»

К.Е.Маковский «Воззвание Кузьмы Минина Эрнст Лисснер «Изгнание польских интервентов из Московского к нижегородцам в 1611 году» Кремля в 1612 г.»
Приложение 5.
Картины современных художников
Валерий Рябовол «Смутное время. Ополченцы Пожарского XVII век»
Максим Фаюстов «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам в 1611 г.», 2008-2010 гг., 250х450см
Сергей Малиновский «Нижегородский подвиг. 1611 г.» Елена Доведова «Освобождение Кремля от поляков»
Список использованной литературы
-
Великое дело Минина и Пожарского: Сб. / Под ред. Н.М. Добротвора. — Горький, 1943. — 144 с.
-
Князья Пожарские: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней/ сост. Александр Соколов, протоиерей; подбор ил. А.Н.Рябов. — Н.Новгород: Растр-НН, 2004. — 87 с.
-
Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский: сборник / Авт.-сост. В.А. Шамшурин. — М.: Новатор, 1997. — 398 с. — (Российские судьбы — РОСС).
-
Кузьма Минин // Нижегородский край. Именитые земляки и гости: [кн.-альбом]. — Н.Новгород, 2005. — С.24-25.
-
Мельников П. Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время. — Н.Новгород, 1843.- 32 с.
-
Помыткина Л.И. К.Маковский «Воззвание Минина»: Альбом. — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во,1978. — 24 с.
-
Рябов А.Н. Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия: памятники героям Нижегородского ополчения. — Саранск, Н.Новгород: [респ. тип. «Красный Октябрь»], 2005. — 141 с.; цв. ил. — (Нижегородское ополчение).
-
Патриотический подвиг нижегородцев. Минин и Пожарский. / А.В. Седов // Глядя с Откоса: рассказы о родном крае.-Н.Новгород,2009.- С.95-101.
-
Шамшурин В.А. Набат над Волгой. — Н.Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1991. — 366 с.
-
Шишов А.В. Минин и Пожарский. — М.: Воениздат, 1990. — 158 с.
Интернет-ресурсы, использованные в работе
-
http://www.nnews.nnov.ru/news/2011/05/10/culture/minin-zapel/
-
http://www.d-pozharsky.ru/publikacii/kto-zhe-postroil-kazanskij-sobor
Читать полностью: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17055/
-
http://history.sgu.ru/?wid=602
-
http://www.nnov.org/Минин
-
http://ru.wikipedia.org
-
http://bibliotekar.ru
-
http://www.bg-gallery.ru
-
http://gallery-izmailovo.ru
Поделитесь с Вашими друзьями: |