Работу выполнила



Дата09.08.2019
Размер2.47 Mb.
#127428

К 300-летию учреждения Нижегородской губернии

Подвиг ополчения в творчестве художников, скульпторов и архитекторов.



http://d-pozharsky.ru/_mod_files/ce_images/foto1.jpg

Работу выполнила: Корепова Алёна Владимировна (15 лет), ученица 9 А класса

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Вахтанской средней общеобразовательной школы городского округа город Шахунья
Руководитель: Колчанова Ирина Васильевна,

учитель истории МБОУ Вахтанской СОШ


Адрес: 606900 Нижегородская область,

городской округ г. Шахунья, п.Вахтан

ул. Ленина, 12. Тел. 8 (83152)43-142

2014 год


В 2012 году страна отметила великую дату в истории России – 400-летие освобождения нашего Отечества от литовско-польских захватчиков в 1612 году. Годы их властвования в России в 1605 – 1612 годах получили название эпохи Смутного времени. Эпохи, которая, вслед за угасанием старинного рода великих государей российских – Рюриковичей, дала России династию царей Романовых. Однако не цари и бояре спасли нашу Родину от нашествия иноземных захватчиков, а народное ополчение, в которое вошли представители всех сословий государства Российского – крестьяне, мещане, купечество, мастеровые люди, служилое дворянство, знать и духовенство. Возглавили ополчение нижегородский гражданин, земский староста Кузьма Минин, и военачальник, князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Какой незаурядный ум, недюжинные организаторские способности, сметку и талант дипломата проявил Минин, чтобы собрать воедино людей не только разного социального положения, но и разных национальностей в условиях охвативших всю страну «смут», множества самозваных военных «вождей», а также претендентов на русский престол. Благодаря его активным и продуманным действиям Нижний Новгород превратился в действительный общерусский центр патриотического движения. Залогом успеха стало и решение призвать в качестве воеводы известного в народе опытного военачальника Д.М.Пожарского.

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

История Нижегородского ополчения стала не только одной из самых ярких страниц в истории нашего края, но и в исторической памяти поколений. Подвиг нижегородцев – образец воинской доблести, истинного патриотизма и гражданской ответственности на все времена. Он вселял мужество и вдохновлял россиян и во времена Отечественной войны 1812 года, и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и, конечно же, оставил свой след в культуре нашей большой страны.

Оценивая заслуги нижегородцев, русский историк И.Забелин впоследствии сказал: «Нижегородский подвиг в нашей истории – дело великое, величайшее из всех исторических дел, потому что оно в полном смысле - дело народное».

Благодарные россияне никогда не забывали этой знаменательной даты – 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года, и весьма широко праздновали день освобождения Москвы и России от литовско-польского владычества. Особенно большое значение эта дата получила в год её 200-летия – в 1812 году, когда русские войска победили французов и изгнали Наполеона из Москвы и России. После обращения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 22 сентября 2004 года по первому каналу центрального телевидения от лица всех религиозных деятелей России – установить день 4 ноября (22 октября по старому стилю) всенародным ежегодным праздником народного единства – в нашей стране появился День народного единства.

Великий подвиг нижегородцев нашел свое отражение в художественной литературе и искусстве. Нижегородскому ополчению посвящены поэтические и прозаические произведения писателей XIX века и наших современников, написаны гимны и оперы, живописные работы, сняты художественные фильмы, созданы памятники архитектуры. Наибольшее количество памятников народному ополчению находится на территории Нижегородской области, и это не удивительно, ведь Нижний Новгород был не только центром сбора ополчения, но и родиной Минина (он родом из г.Балахна) и Пожарского (родовое поместье князей – село Юрино). Есть они и в других городах – в Ярославле, Москве, Суздале. Среди них немало памятников Кузьме Минину, Дмитрию Пожарскому, но мне хотелось бы подробнее рассказать о тех, что были воздвигнуты именно в честь Второго народного ополчения.

В честь особо важных событий в Древней Руси возводились храмы-мемориалы, с XVI века обычно шатровые. Сразу после смут начала XVII века было не до дорогостоящих каменных работ. Когда же положение в стране нормализовалось, на вершине холма в Нижегородском кремле был возведён «государевой казной» шатровый Михайло-Архангельский собор (1628 – 1631 гг.), храм-памятник в честь Нижегородского ополчения и его вождей. Он поставлен на месте своего предшественника, возведенного еще в XIII веке, "до Батыя". Под сводами собора, где хранятся знамена нижегородских ополчений 1612 и 1812 годов, покоится прах великого патриота России Кузьмы Минина. (Приложение 1)

А несколькими годами раньше, в 1613 – 1615 годах, князь Дмитрий Пожарский на пожалованной за "Московское очищение" в награду от царя Михаила Романова "Пурецкой отчине", что находилась в Нижегородском уезде, построил монастырь в честь святого Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, покровителя земли Нижегородской. А рядом с монастырем возвёл церковь в честь Спаса Преображения. И монастырь, и церковь первоначально были деревянными. Князь Пожарский строил их как памятник народному ополчению, освободившему Москву в 1612 году от литовско-польских завоевателей. (Приложение 1)

Наиболее значимой реликвией храма было знамя Нижегородского ополчения 1612 года, под сенью которого Д.М.Пожарский вместе с К.Мининым совершили свой исторический подвиг. Это знамя находится сейчас в московской Оружейной палате, ибо в 1826 году по указу императора Николая I оно было затребовано в Москву, благодаря чему и сохранилось. Узнав об утрате дорогой им реликвии, жители села взбунтовались и 25 зачинщиков были сосланы в Сибирь. Но, увидев огромную любовь жителей села к имени Д.М. Пожарского, по указу императора в 1827 году в Москве были изготовлены две копии с этого знамени. Они были присланы в Пурех, где хранились в нижней (Успенской) церкви Спасо-Преображенского храма. Позднее была изготовлена еще одна копия со знамени и помещена в гробнице К. Минина в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. На сегодняшний день все три копии со знамени утрачены. (Приложение 2)

В 1630 году в Москве был сооружён деревянный храм в честь иконы Казанской Божьей матери. Из многих достоверных источников, дошедших до наших дней, известно, что строителем (в те времена так назывались люди, на чьи деньги строилось сооружение) Казанского cобора в Москве является великий гражданин России, освободитель Отечества – князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Собор был специально построен для помещения в него чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая сопровождала народное ополчение в 1612 году и в сильной мере способствовала победе ополченцев над литовско-польскими захватчиками. Для иконы князем в этой церкви был устроен специальный придел. И после того, как в построенный им Казанский собор был перенесен из Введенской церкви драгоценный Образ, "собор принял функции главного храма-памятника в честь победы 1612 года со всеми связанными с этим праздником особенностями ритуала".

В 1635 году храм сгорел, а в 1636 году на его месте на средства первого царя династии Романовых - Михаила Федоровича был вновь возведён Казанский собор в воспоминание об освобождении Москвы и, в широком смысле, - Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей свою милость через чудотворную Казанскую икону. Собор стал одной из важнейших московских церквей. В 1936 г. храм был снесен. Восстановлен в 1993 г. на средства города. Этот храм был и остаётся памятником в честь победы 1612 года над польскими интервентами, в честь Казанской иконы Божией Матери (обретена в Казани в 1579), главной войсковой святыни ополчения. (Приложение 1)

В 1687 г. в Нижнем Новгороде купцом Афанасием Олисовым был построен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери Казанской в память Нижегородского ополчения Минина и Пожарского. Церковь была каменная, одноглавая, с трапезной и колокольней. В 1867-1869 гг. главный храм был перестроен и стал пятиглавым. В 1935 г. храм взорвали. В настоящее время идут работы по его восстановлению. Примечательно, что возрождение церкви началось в 2005 году, когда впервые отмечался День народного единства. (Приложение 1)

В августе 1997 года, в честь 385-летия выхода ополчения на Москву, на Которосльской набережной перед Святыми воротами Спасо-Преображенского монастыря в центре Ярославля была торжественно открыта часовня - памятник в честь подвига народного ополчения, вышедшего от стен города под предводительством К. Минина и Д. Пожарского, (архитектор Г.Л. Дайнов). (Приложение 1) Сооружение это — одновременно и часовня, поскольку там есть изображения христианских святых, и памятник прошлому, так как внутри на плите начертаны слова «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков». В часовне есть в виде витража изображение иконы Казанской Божьей матери, покровительницы русского и ярославского воинства. Знак хорошо виден издали. Вблизи имеет сходство с космической ракетой. А знаете ли вы, что эта часовня изображена на лицевой стороне тысячерублёвой купюры?

Одной из самых известных скульптурных композиций в память о Нижегородском ополчении и его предводителях является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. (Приложение 3) Вот что мне удалось узнать о том, как создавалась эта скульптурная композиция. Идею о её создании в русском обществе стали обсуждать в 1803 году по инициативе Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Однако тогда правительство эту инициативу не поддержало, ссылаясь на недостаток средств. Но идея не была забыта, уже в 1804 году скульптор Иван Петрович Мартос по собственной инициативе создал первый эскиз памятника. В 1808 году вопрос о памятнике Минину и Пожарскому снова был поднят, но на этот раз по инициативе жителей Нижнего Новгорода. Начался сбор средств, который быстро дал необходимую сумму. Тогда Александр I принял решение о проведении конкурса на создание памятника, который планировали установить в Нижнем Новгороде. В конкурсе приняли участие многие видные русские скульпторы. Лучшим был признан проект Мартоса. Монумент уже изготовленной модели оказался столь хорош, что министр внутренних дел А.Куракин 15 февраля предложил его установить в Москве, а на собранные нижегородцами деньги возвести на родине Минина обелиск.

По мартосовской модели памятник в 1816 году отлил в бронзе в Петербурге Василий Екимов. В Москву памятник из Петербурга отправили водным путем. Путь проходил по Неве и Онежскому озеру, затем по каналам и Шексне до Рыбинска, а оттуда Волгой до Нижнего Новгорода. В городе, где Минин начинал собирать ополчение, памятнику устроили торжественную встречу. Очевидец так описывал это событие: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены как некие горожане, так и всего здешнего края жители появлением в здешних водах столь знаменитого памятника согражданину своему». Из Нижнего памятник по Оке довезли до Коломны, а затем по Москве-реке прямо к стенам Кремля. Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 года. На Красной площади, заполненной тысячами москвичей, были выстроены войска, прошел военный парад. Под барабанный бой и крики «ура» с памятника сняли покрывало. Памятник произвел на зрителей большое впечатление. На нем в русской рубашке изображен нижегородский староста Кузьма Минин, призывающий Дмитрия Пожарского возглавить ополчение и повести его на спасение отечества. Пожарский, опираясь на щит, принимает меч из рук Минина. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них - стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом - нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. Одна из московских газет так описывала это событие: «Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

В 1930 году при проведении реконструкции Красной площади памятник был перенесен к храму Василия Блаженного. Уже в нашем веке восторжествовала справедливость и в отношении Нижнего Новгорода. В 2005 г. в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве (скульптор Зураб Церетели).

Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. (Приложение 3). Кто-то может возразить, что это памятник предводителям, но, на мой взгляд, рассматривать его надо иначе. Мне кажется, что, работая над проектом памятника, Мартос хотел увековечить память не только этих талантливых и мужественных людей, но и истинный патриотизм простого народа. Вспомните, на барельефах памятника изображены с одной стороны несущие пожертования нижегородцы, а с другой стороны – изгоняющее поляков народное ополчение. Вот уже более 190 лет стоит этот памятник в Москве, вызывая у россиян чувство, очень точно выраженное в 1829 году В.Г.Белинским: «Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что тогда со мной делается!.. Вот, думаю я, два… исполина веков, обессмертившие имена свои пламенной любовью к милой родине. Они всем жертвовали ей: имением, жизнью, кровию… и спасли погибающую отчизну… имена их бессмертны, как дела их». (Белинский В.Г. Полн.собр.соч. В 13-ти т. М., 1956, т.11, с.31).

Ещё один памятник стоит неподалёку от кремлёвской стены, и значение его для нас, русских, велико бесконечно. Это обелиск, установленный в честь руководителей народного ополчения 1612 г. Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, в Нижегородском кремле. (Приложение 3) Такого памятника нет ни на одной из площадей Европы. Как ни велико значение нижегородского мещанина Минина и князя Дмитрия Пожарского, но они не были, однако, исключительными явлениями в то время, когда геройски выдвинулись на защиту заполоненного поляками Отечества. В их лице памятник воздвигнут восторжествовавшей земской силе, спасшей и восстановившей государство в эпоху безгосударственности. Минин и Пожарский были только крупными представителями, крупными проявлениями этой силы. То, что происходило на нижегородской площади, происходило и на большинстве площадей России. Сотни, если не тысячи, Мининых действовали, ратовали и говорили на всем пространстве Русской земли, и преимущественно на севере. Города сообщались между собой грамотами, заключали договоры, писали монастырям и отдельным лицам. Великое движение охватило всю Русь. Исподволь выработалось и сказалось во всей силе единое народное сознание, двинувшее наконец ополчение в бой.

В 1819 г. Академия Художеств объявила конкурс на проект обелиска Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде. Заказчиком выступило Нижегородское губернское правление. Лучшим был признан проект известного архитектора из Санкт-Петербурга, профессора Академии Художеств Авраама Ивановича Мельникова, выполненный совместно с И.П. Мартосом в 1825 г. Место установки монумента рядом с бровкой крутого откоса Кремлевского холма было выбрано А.И. Мельниковым.

Памятник установлен на ровной площадке у кромки Часовой горы в центральной части Нижегородского Кремля. Обелиск имеет вертикальную центрально-симметричную композицию и представляет собой четырехгранный сужающийся кверху столб с заостренной пирамидальной верхушкой на квадратном в плане пьедестале. Он выполнен в духе подражания античности, характерном для искусства ампира. Его отличают монументальная ясность замысла, простые и строгие формы, лаконичный и выразительный силуэт.

С северной и южной сторон пьедестала имеются бронзовые позолоченные барельефы, один из которых посвящен К. Минину, а второй - Д. Пожарскому. Оба барельефа заключены в прямоугольник и одинаковы по композиции: в центре помещен простой постамент с бюстом героя, над головой которого две крылатые богини славы в античных хитонах держат лавровый венок. На постаментах имеются надписи: с северной стороны - «Козьма Минин», с южной – «Князь Пожарский». Углы барельефов визуально закреплены четырьмя выпуклыми розетками. Над барельефами на стволе обелиска укреплены чугунные доски с надписями: с северной стороны - «Гражданину Минину благодарное потомство 1826 года»; с южной стороны – «Князю Пожарскому благодарное потомство 1826 года».

Память о подвиге второго ополчения уже несколько веков бережно хранит Нижегородский кремль. Тогда, в 1612 году, из стен Ивановской башни вышло на освобождение Москвы от польско-литовских интервентов всенародное ополчение под управлением нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В память этого события в 2001 году с наружной стороны башни установлен барельеф, выполненный скульптором Л.Т.Ядринцевым. (Приложение 3)

В Балахне, на родине К.Минина, на месте первой остановки Нижегородского ополчения 16 сентября 1990 года был торжественно открыт памятник Минину (скульптор А.Колобов, восстановлен в листовой меди - скульптор А.Н.Горшков, фриз – В. Р. Маслов). У подножия памятника находится плита, на которой высечены слова: «Нижегородское ополчение 1612 года выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля – начале марта. Первым этапом пути была Балахна. На этом месте Нижегородское ополчение разбило свой лагерь». (Приложение 3)

Удивительно, но барельеф с Мининым и Пожарским есть и в Берлинском мемориальном Трептов-парке.

Все эти памятники – лишь малая толика от той благодарности, которую испытывает каждый, кому дорога история Отчизны. Память народную о временах Смуты хранят не только эти памятники, но и художественные полотна. Одно из них находится в Нижегородском государственном художественном музее. Это картина К.Е.Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» - самая большая по площади патриотическая картина России (6,98 х 5,94 метра). (Приложение 4)

Фантазия художника населила полотно огромным количеством типов, характеров, лиц самого разнообразного выражения, передала оттенки настроений и переживаний собравшихся на площади людей. Такая грандиозная картина потребовала от художника много душевных и физических сил и несколько лет работы. Только портретно решенных героев в картине было свыше 100.

Положенные в основу картины подлинные факты нашли воплощение, например, в изображении сцены в правой части холста: из деревянной церкви Иоанна Предтечи идет крестный ход с чудотворной иконой Казанской Богоматери. Эту икону послал на сохранение в Нижний патриарх Гермоген. Еще одно имя подсказали Маковскому исторические предания и летописи - имя незадачливого воеводы Нижнего князя Звенигородского. Перед лицом опасности он не смог найти в себе такой нравственной силы, которая помогла бы ему сплотить народ в единый боевой организм. В картине художник не случайно помещает его рядом с Мининым. Воевода стоит в задумчивой позе, и несложно понять его мысли: народ внимает не ему, боярину знатному, древних кровей, а слушает «мужа родом не славна; но смыслом мудра». Боярин - один из немногих драматически насыщенных образов произведения, разработанный с психологической тщательностью и глубиной.

Замысел картины «Воззвание Минина» относится к 70-м годам XIX столетия. К. Маковский, зарекомендовавший себя как мастер многофигурной композиции решился на создание большого исторического полотна. Первые наброски и эскизы дают возможность представить начало непростого, затянувшегося на многие годы пути к реализации этого замысла, пути, отмеченного компромиссами, кризисными состояниями, исканиями и художественными находками. Летом 1891 года Маковский приезжал в Нижний Новгород. Жизненные впечатления, полученные в старинном русском городе, окончательно утвердили в нем решение писать картину о Нижегородском ополчении и его вожде Кузьме Минине. Здесь, на месте событий, он работал с архивными документами как страстный ученый-исследователь. Это не могло, конечно, не сказаться на документальной убедительности будущей картины.

Больше того, город преподнес Маковскому поистине бесценный подарок - вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины. Это одно из самых запоминающихся по силе эмоционального воздействия мест города.

Художественная интуиция помогла Маковскому выбрать именно этот уголок Нижнего для изображения в картине. Прозорливый выбор! У историков тогда не было единого мнения о том, где происходило выступление Минина перед народом: на кремлевской площади перед Спасо-Преображенским собором, у Дмитриевской башни или на Нижнем посаде. Историки документально доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Маковский оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа. Впервые законченное произведение было показано зрителю в 1896 году на открывшейся в Нижнем Новгороде выставке.

Кстати, у Константина Маковского есть ещё одна картина об истории ополчения и его предводителе – «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году». (Приложение 4)

В Самарском областном художественном музее хранится ещё одна картина, посвящённая событиям 1612 года, - холст работы М.И. Пескова «Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году» (1861). Картина была принесена в дар Румянцевскому музею в 1870 наследником престола великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III). Это большое полотно М.И.Пескова (его размеры 157х204) всё же уступает по масштабности картине Маковского. При всей выраженной принадлежности картины к академической школе (центральное расположение фигуры героя, театральность поз, "классическое" однообразие лиц и т.п.) в ней налицо и определенные уступки требованиям времени: подчеркнутый национальный колорит, русские костюмы, изображение нижегородского собора на заднем плане. (Приложение 4)

К истории народного ополчения обращался в своём творчестве и известный русский художник Илья Ефимович Репин. Он написал картину (её размеры 54 × 102 см) «Кузьма Минин» в 1894 году. Сюжет нам хорошо знаком – Минин собирает пожертвования для формирования ополчения. Увидеть её можно в Астраханской областной картинной галерее им. П.М.Догадина (Астрахань). (Приложение 4)

С пламенным призывом к нижегородцам обращается Кузьма и на картине русского художника Алексея Даниловича Кившенко «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам». Успех второго ополчения отразил в своей работе и русский художник Эрнст Лисснер. Широко известна его картина «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 г.» (Приложение 4)

Героические страницы истории не менее интересны и современным российским художникам. Среди них можно назвать имена Заслуженного художника России Рябовола Валерия Андреевича (В его исторической серии на тему «Россия XVII-XVIII веков» есть картины, посвящённые ополчению 1612 года.), художника Максима Фаюстова, Елены Доведовой, нижегородского художника Сергея Малиновского. (Приложение 5)

Из статьи искусствоведа, доцента, члена Союза художников России Л. И. Помыткиной: «В основу картины нижегородского художника Сергея Викторовича Малиновского “Нижегородский подвиг. 1611 год” положена идея духовности русского народа, объединенного православной верой».

Каждый художник по-своему изображает события той эпохи, но, безусловно, все работы объединяет идея всенародного единства и безграничной любви к Отечеству.

Во все времена источником достоверной информации о событиях, связанных со вторым ополчением, были и остаются исторические документы, научные исследовательские работы. Список их очень велик. Я назову лишь некоторые из них. Это статьи и монографии о Нижегородском ополчении А.Малиновского, П.Мельникова, Н.Чичагова, М.Погодина, И.Забелина, труды по истории России Вл.Соловьёва, П. Г. Любомирова и Н.Костомарова. В своей работе я использовала интернет-ресурсы, созданные на основе 11-го тома Сборника НГУАК, который целиком посвящен Нижегородскому ополчению, книгу «Глядя с Откоса: рассказы о родном крае» А.В. Седова и др.

На сегодняшний день существует большой выбор литературных произведений, в основу которых положены исторические события 1611-1612 гг. Очень интересны книги Шамшурина В.А. «Алтарь Отечества», «Выборный человек Кузьма Минин», «Жребий Кузьмы Минина», «Каленая соль» и «Набат над Волгой»; роман Костылева В.И. «Кузьма Минин»; исторический роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» и др.

О народном ополчении написаны драмы, трагедии, поэмы:

- Костылев В., Лондон Т. «Козьма Минин» (народная драма в 4-х действиях); http://opentextnn.ru/data/462.065_gimn_1912.jpg

- Петров Н. «Минин и Пожарский, или спасенная Россия» (трагедия в 5 действиях);

- Шихматов С.А. «Пожарский, Минин, Гермоген, или спасенная Россия» (лирическая поэма в 3-х песнях);

- Садулин Е.В. «Минин» (поэма);

- Островский А.Н. «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (драматическая хроника в 5-ти действиях в стихах).
Поэт Борис Садовский, сын А.Я. Садовского, третьего председателя НГУАК (с 1908 по 1918 гг.) в 1912 году написал Гимн в память 300-летия Нижегородского ополчения 1611-1612 гг.

История России – неисчерпаемый источник идей для талантливых, творческих людей. Однажды композитор Б.Асафьев (1884-1949), впоследствии ставший академиком АН СССР и председателем правления Союза советских композиторов, за кулисами Большого Театра на старом занавесе увидел изображение «Въезд князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина-Сухорука в Кремль» и решил, что это хороший сюжет для оперы. Либретто оперы в 5 актах (9 картинах) написал Михаил Булгаков. История оперы «Минин и Пожарский» была очень непростой и при жизни Булгакова не ставилась и не публиковалась. Впервые она была опубликована только в 1980 году.

Калашников П. написал либретто оперы в 5 действиях «Нижегородцы». Музыка Э.Направника. (Опубликована в 1868 году.)

С. Дехтярев переложил на музыку ораторию в 3 частях «Минин и Пожарский или освобождение Москвы» Горчакова Н.Д. (опубликована в 1817 году).

Вдохновлённые подвигом нижегородцев, композиторы и режиссёры, поэты и писатели создают новые, интересные произведения, посвящая их событиям четырёхсотлетней давности.

10 мая 2011 в Нижнем Новгороде состоялось первое концертное исполнение оперы нижегородского композитора Бориса Сазонова «Минин и Пожарский». Сначала на свет появилась поэма «Минин и Пожарский», и лишь потом было решено переложить ее на музыкально-драматический язык. Так появилась идея создать оперу. Работа шла несколько лет.

А несколькими годами раньше, 4 ноября 2005 года на сцене театра оперы и балета им. А. С. Пушкина в Нижнем Новгороде зрители увидели исторический спектакль, посвященный Нижегородскому ополчению 1612 года, «Перелистывая памяти страницы». В основу спектакля были положены материалы из трудов великих русских историков: С. Соловьева, В. Ключевского, Н. Костомарова, И. Забелина и др. В музыкальном сопровождении представления звучали сцены из опер, арии и хоры М. Глинки, М.Мусоргского, С. Прокофьева и др., а также духовная и классическая музыка.

История ополчения оставила свой след и в российском кинематографе. В 1939 году в свет вышел исторический художественный фильм «Минин и Пожарский» - экранизация повести В. Б. Шкловского «Русские в начале XVII века». Режиссеры: Всеволод Пудовкин и Михаил Доллер. В ролях: Борис Ливанов, Александр Ханов, Борис Чирков, Николай Черкасов, Лев Свердлин и другие. Производство Московской киностудии «Мосфильм». Это замечательный исторический фильм о том, как после вторжения поляков в начале XVII века нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский подняли народ на борьбу с захватчиками. Всем миром они выковали оружие, отлили пушки и отправились из родного Нижнего Новгорода в Москву - освобождать Родину от врагов.

В 2007 году российский режиссёр Владимир Хотиненко представил на суд зрителей свой художественный фильм «1612: Хроники смутного времени». Это приключенческий фильм, фоном для сюжета которого являются события Смуты. Несмотря на присутствие в фильме исторических персонажей (Ксения Годунова, князь Пожарский), он является больше «костюмным», нежели «историческим», так как реальные факты и события значительно изменены и подчинены вымышленной сюжетной линии. Интересным фактом является то, что в киноленте звучит песня-плач, написанная на «стихи самой Ксении Годуновой».
Собирая информацию о том, какой след оставило Нижегородское ополчение в культуре России, я пришла к выводу – сколько бы веков ни минуло с тех пор, интерес россиян к событиям «Смутного времени» не угасает, и хранится в их сердцах благодарность и уважение к родной истории. Наверное, ещё не одно десятилетие Великий подвиг будет будоражить умы историков, писателей, режиссёров и скульпторов и, возможно, появятся новые объекты культуры. Ведь изучая и осмысливая историю, пропуская события как бы через себя, начинаешь по-новому чувствовать и воспринимать их. Результатом такого умственного труда и становятся памятники, картины, литературные и музыкальные произведения, художественные фильмы – наше культурное наследие.

В процессе работы я узнала много интересного, нашла удивительные факты, связанные с историей нашего Нижегородского края. Чем больше информации мне удавалось найти, тем более захватывающей и увлекательной представлялась мне эпоха Минина и Пожарского. Жаль, что объём исследовательской работы не позволяет более подробно рассказать о творчестве писателей и художников, связанном с событиями Смуты 1611-1612 гг.



Приложение 1.

Памятники архитектуры. e:\documents and settings\пионерская\рабочий стол\минин и пож\мих-арх собор покоятся мощи минина.jpg



f1

Спасо-Преображенская церковь села Пурех. Фото Соколова А. 1912 г.

e:\documents and settings\пионерская\рабочий стол\минин и пож\казанской бм.jpg


Михайло-Архангельский собор Нижегородского Кремля


e:\documents and settings\пионерская\рабочий стол\минин и пож\яр час.jpg

Казанский собор в Москве

изображение

Памятник в честь подвига народного ополчения, вышедшего от стен города под предводительством К.Минина и Д.Пожарского

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери Казанской в Нижнем Новгороде

Приложение 2.

Знамя Нижегородского ополчения 1612 года



http://www.d-pozharsky.ru/_img/d1.jpg

http://www.d-pozharsky.ru/_img/d2.jpg

Приложение 3.

Памятники



e:\documents and settings\пионерская\рабочий стол\минин и пож\м и п.jpg


Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Литография
http://shkolazhizni.ru/img/content/i36/36198.jpg


Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Скульптор Мартос И.П.




нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. барельеф на северной стороне постамента памятника

Нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. Барельеф на северной стороне постамента памятника

народное ополчение изгоняет поляков из москвы. барельеф на южной стороне постамента памятника

Народное ополчение изгоняет поляков из Москвы. Барельеф на южной стороне постамента памятника

e:\documents and settings\пионерская\рабочий стол\минин и пож\м и п в нижнем.jpg


Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде. Скульптор З.Церетели


http://dickhunter.narod.ru/nn_039.jpg

Обелиск в честь ополчения Минина и Пожарского, Нижний Новгород


Барельеф в Нижегородском Кремле, посвященный

Нижегородскому ополчению 1611-1612 г. Скульптор Л.Ядринцев

e:\documents and settings\пионерская\рабочий стол\минин и пож\балахна памятный камень.jpg


Барельеф с Мининым и Пожарским в мемориальном Трептов-парке (Берлин, Германия)

Памятный камень у подножия

памятника Кузьме Минину в Балахне

Приложение 4.

Картиныe:\documents and settings\пионерская\рабочий стол\минин и пож\маковский.jpg

К.Е.Маковский «Минин на площади Нижнего Новгорода, М.И. Песков «Воззвание к нижегородцам призывающий народ к пожертвованиям» гражданина Минина в 1611 году»

К.Е.Маковский «Воззвание Кузьмы Минина Эрнст Лисснер «Изгнание польских интервентов из Московского к нижегородцам в 1611 году» Кремля в 1612 г.»



Приложение 5.

Картины современных художников



Валерий Рябовол «Смутное время. Ополченцы Пожарского XVII век»







Максим Фаюстов «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам в 1611 г.», 2008-2010 гг., 250х450см

Сергей Малиновский «Нижегородский подвиг. 1611 г.» Елена Доведова «Освобождение Кремля от поляков»

Список использованной литературы



  1. Великое дело Минина и Пожарского: Сб. / Под ред. Н.М. Добротвора. — Горький, 1943. — 144 с.

  2. Князья Пожарские: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней/ сост. Александр Соколов, протоиерей; подбор ил. А.Н.Рябов. — Н.Новгород: Растр-НН, 2004. — 87 с.

  3. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский: сборник / Авт.-сост. В.А. Шамшурин. — М.: Новатор, 1997. — 398 с. — (Российские судьбы — РОСС).

  4. Кузьма Минин // Нижегородский край. Именитые земляки и гости: [кн.-альбом]. — Н.Новгород, 2005. — С.24-25.

  5. Мельников П. Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время. — Н.Новгород, 1843.- 32 с.

  6. Помыткина Л.И. К.Маковский «Воззвание Минина»: Альбом. — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во,1978. — 24 с.

  7. Рябов А.Н. Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия: памятники героям Нижегородского ополчения. — Саранск, Н.Новгород: [респ. тип. «Красный Октябрь»], 2005. — 141 с.; цв. ил. — (Нижегородское ополчение).

  8. Патриотический подвиг нижегородцев. Минин и Пожарский. / А.В. Седов // Глядя с Откоса: рассказы о родном крае.-Н.Новгород,2009.- С.95-101.

  9. Шамшурин В.А. Набат над Волгой. — Н.Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1991. — 366 с.

  10. Шишов А.В. Минин и Пожарский. — М.: Воениздат, 1990. — 158 с.

Интернет-ресурсы, использованные в работе

  1. http://www.nnews.nnov.ru/news/2011/05/10/culture/minin-zapel/

  2. http://www.d-pozharsky.ru/publikacii/kto-zhe-postroil-kazanskij-sobor

    Читать полностью: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17055/



  3. http://history.sgu.ru/?wid=602

  4. http://www.nnov.org/Минин

  5. http://ru.wikipedia.org

  6. http://bibliotekar.ru

  7. http://www.bg-gallery.ru

  8. http://gallery-izmailovo.ru



Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница