СОДЕРЖАНИЕ
распознавать логически некорректные высказывания. 80
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, 80
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы. 80
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; 81
вычислять площади прямоугольников. 81
распознавать логически некорректные высказывания; 82
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики. 82
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; 82
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; 82
составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов. 82
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство. 82
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; 83
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных. 83
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; 83
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; 84
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета. 84
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; 84
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов. 84
использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов. 85
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства; 85
проверять справедливость числовых равенств и неравенств; 86
решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным; 86
решать системы несложных линейных уравнений, неравенств; 86
проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства); 86
решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения; 86
изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой. 86
Находить значение функции по заданному значению аргумента; 86
находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях; 86
определять положение точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на координатной плоскости; 86
по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции; 86
строить график линейной функции; 86
проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности); 86
определять приближенные значения координат точки пересечения графиков функций; 86
оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия; 86
Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах; 86
решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора; 86
представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков; 86
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика; 87
определять основные статистические характеристики числовых наборов; 87
оценивать вероятность события в простейших случаях; 87
иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях. 87
оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях. 87
Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; 88
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; 88
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; 88
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам. 88
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 88
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 88
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; 88
применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии; 88
применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях. 88
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни. 88
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 88
Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки. 88
распознавать движение объектов в окружающем мире; 89
распознавать симметричные фигуры в окружающем мире. 89
Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости; 89
определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости. 89
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 89
использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения. 89
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики; 90
использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений. 90
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; 90
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; 90
составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов; 90
записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения. 90
Оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем; 90
выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание, умножение); 90
выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенного умножения; 90
выделять квадрат суммы и разности одночленов; 90
раскладывать на множители квадратный трехчлен; 90
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в виде дроби; 91
выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательную степень; 91
выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни; 91
выделять квадрат суммы или разности двучлена в выражениях, содержащих квадратные корни; 91
выполнять преобразования выражений, содержащих модуль. 91
выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде; 91
выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов. 91
Оперировать понятиями: уравнение, неравенство, корень уравнения, решение неравенства, равносильные уравнения, область определения уравнения (неравенства, системы уравнений или неравенств); 91
решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным с помощью тождественных преобразований; 91
решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным с помощью тождественных преобразований; 91
решать дробно-линейные уравнения; 91
решать простейшие иррациональные уравнения вида , ; 91
решать уравнения вида ; 91
решать уравнения способом разложения на множители и замены переменной; 91
использовать метод интервалов для решения целых и дробно-рациональных неравенств; 91
решать линейные уравнения и неравенства с параметрами; 91
решать несложные квадратные уравнения с параметром; 91
решать несложные системы линейных уравнений с параметрами; 91
решать несложные уравнения в целых числах. 91
составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач других учебных предметов; 91
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений и неравенств при решении задач других учебных предметов; 92
выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи; 92
уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи. 92
Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, четность/нечетность функции; 92
строить графики линейной, квадратичной функций, обратной пропорциональности, функции вида: , ,, ; 92
на примере квадратичной функции, использовать преобразования графика функции y=f(x) для построения графиков функций ; 92
составлять уравнения прямой по заданным условиям: проходящей через две точки с заданными координатами, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой; 92
исследовать функцию по ее графику; 92
находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичной функции; 92
оперировать понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия; 92
решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию. 92
иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам; 92
использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов. 92
различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи; 92
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; 94
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; 94
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета. 94
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; 94
составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основе данных; 94
оценивать вероятность реальных событий и явлений. 94
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 95
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 96
Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира; 96
строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур; 96
применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур. 96
применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений. 96
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 96
строить рассуждения на основе использования правил логики; 97
использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов. 97
выполнять и объяснять результаты сравнения результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений, используя разные способы сравнений; 98
записывать, сравнивать, округлять числовые данные реальных величин с использованием разных систем измерения; 98
составлять и оценивать разными способами числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов. 98
Свободно оперировать понятиями степени с целым и дробным показателем; 98
выполнять доказательство свойств степени с целыми и дробными показателями; 98
оперировать понятиями «одночлен», «многочлен», «многочлен с одной переменной», «многочлен с несколькими переменными», коэффициенты многочлена, «стандартная запись многочлена», степень одночлена и многочлена; 98
свободно владеть приемами преобразования целых и дробно-рациональных выражений; 99
выполнять разложение многочленов на множители разными способами, с использованием комбинаций различных приемов; 99
использовать теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета, для поиска корней квадратного трехчлена и для решения задач, в том числе задач с параметрами на основе квадратного трехчлена; 99
выполнять деление многочлена на многочлен с остатком; 99
доказывать свойства квадратных корней и корней степени n; 99
выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, корни степени n; 99
свободно оперировать понятиями «тождество», «тождество на множестве», «тождественное преобразование»; 99
выполнять различные преобразования выражений, содержащих модули. 99
выполнять преобразования и действия с буквенными выражениями, числовые коэффициенты которых записаны в стандартном виде; 99
выполнять преобразования рациональных выражений при решении задач других учебных предметов; 99
выполнять проверку правдоподобия физических и химических формул на основе сравнения размерностей и валентностей. 99
решать разные виды уравнений и неравенств и их систем, в том числе некоторые уравнения 3 и 4 степеней, дробно-рациональные и иррациональные; 99
знать теорему Виета для уравнений степени выше второй; 99
понимать смысл теорем о равносильных и неравносильных преобразованиях уравнений и уметь их доказывать; 99
владеть разными методами решения уравнений, неравенств и их систем, уметь выбирать метод решения и обосновывать свой выбор; 99
использовать метод интервалов для решения неравенств, в том числе дробно-рациональных и включающих в себя иррациональные выражения; 99
решать алгебраические уравнения и неравенства и их системы с параметрами алгебраическим и графическим методами; 99
владеть разными методами доказательства неравенств; 99
решать уравнения в целых числах; 99
изображать множества на плоскости, задаваемые уравнениями, неравенствами и их системами. 100
составлять и решать уравнения, неравенства, их системы при решении задач других учебных предметов; 100
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении различных уравнений, неравенств и их систем при решении задач других учебных предметов; 100
составлять и решать уравнения и неравенства с параметрами при решении задач других учебных предметов; 100
составлять уравнение, неравенство или их систему, описывающие реальную ситуацию или прикладную задачу, интерпретировать полученные результаты. 100
Свободно оперировать понятиями: зависимость, функциональная зависимость, зависимая и независимая переменные, функция, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, наибольшее и наименьшее значения, четность/нечетность функции, периодичность функции, график функции, вертикальная, горизонтальная, наклонная асимптоты; график зависимости, не являющейся функцией, 100
строить графики функций: линейной, квадратичной, дробно-линейной, степенной при разных значениях показателя степени, ; 100
использовать преобразования графика функции для построения графиков функций ; 100
анализировать свойства функций и вид графика в зависимости от параметров; 100
свободно оперировать понятиями: последовательность, ограниченная последовательность, монотонно возрастающая (убывающая) последовательность, предел последовательности, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия, характеристическое свойство арифметической (геометрической) прогрессии; 100
использовать метод математической индукции для вывода формул, доказательства равенств и неравенств, решения задач на делимость; 100
исследовать последовательности, заданные рекуррентно; 100
решать комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. 100
конструировать и исследовать функции, соответствующие реальным процессам и явлениям, интерпретировать полученные результаты в соответствии со спецификой исследуемого процесса или явления; 100
использовать графики зависимостей для исследования реальных процессов и явлений; 100
конструировать и исследовать функции при решении задач других учебных предметов, интерпретировать полученные результаты в соответствии со спецификой учебного предмета. 101
использовать формулы комбинаторики при решении комбинаторных задач; 101
решать задачи на вычисление вероятности в том числе с использованием формул. 101
представлять информацию о реальных процессах и явлениях способом, адекватным ее свойствам и цели исследования; 101
анализировать и сравнивать статистические характеристики выборок, полученных в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления, решения задачи из других учебных предметов; 101
оценивать вероятность реальных событий и явлений в различных ситуациях. 101
Решать простые и сложные задачи, а также задачи повышенной трудности и выделять их математическую основу; 101
распознавать разные виды и типы задач; 101
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач и задач повышенной сложности для построения поисковой схемы и решения задач, выбирать оптимальную для рассматриваемой в задаче ситуации модель текста задачи; 101
различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения сложных задач разные модели текста задачи; 102
знать и применять три способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию, комбинированный); 102
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы; 102
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа; 102
уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно; 102
анализировать затруднения при решении задач; 102
выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные; 102
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; 102
изменять условие задач (количественные или качественные данные), исследовать измененное преобразованное; 102
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях, конструировать новые ситуации на основе изменения условий задачи при движении по реке; 102
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета; 102
решать разнообразные задачи «на части»; 102
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби; 102
объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение), выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов; 102
решать логические задачи разными способами, в том числе, с двумя блоками и с тремя блоками данных с помощью таблиц; 102
решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновывать решение; 102
решать несложные задачи по математической статистике; 102
овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях. 103
конструировать новые для данной задачи задачные ситуации с учетом реальных характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; 103
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета; 103
конструировать задачные ситуации, приближенные к реальной действительности. 103
Свободно оперировать геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений; 103
самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новые классы фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям; 103
составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, исследовать полученные модели и интерпретировать результат. 103
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 104
Оперировать понятием набора элементов, определяющих геометрическую фигуру, 104
владеть набором методов построений циркулем и линейкой; 104
проводить анализ и реализовывать этапы решения задач на построение. 104
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 104
выполнять построения на местности; 104
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. 104
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 104
В повседневной жизни и при изучении других предметов: 105
рассматривать математику в контексте истории развития цивилизации и истории развития науки, понимать роль математики в развитии России. 105
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Наименование программы
|
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новопокурлеевская основная общеобразовательная школа» (далее ООП ООО МОБУ «Новопокурлеевская ООШ»)
|
Основные разработчики программы
|
Исполняющий обязанности директора школы;
Учитель русского языка и литературы;
Учитель математики;
Учитель биологии;
Учитель истории.
|
Исполнители основных мероприятий программы
|
Участники образовательных отношений: администрация школы, педагогический коллектив МОБУ «Новопокурлеевская ООШ», педагоги дополнительного образования, обучающиеся, родители (законные представители), социальные партнёры школы.
|
Сроки реализации
|
5учебных лет (сентябрь 2015 г. – май 2020г.)
|
Нормативно-правовые основания для разработки ООП НОО МОБУ «Новопокурлеевская ООШ»
| -
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - №273-ФЗ);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785);
-
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106);
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Минобрнауки России от 4 октября 2011 г. № 986);
-
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
-
Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 года N 1698/506-V-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области" (с изменениями от 3 октября 2014 года N 2521/704-V-ОЗ);
-
Государственная программа Оренбургской области «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 № 553-пп);
-
План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013–2018 годы (Приложение к постановлению Правительства области от 30.04.2013 № 348-п);
-
Положения о региональной системе оценки качества образования Оренбургской области (Приложение №1 к приказу министерства образования Оренбургской области от 07. 09. 2009 г. № 01/20-1373)
,Устав МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» (утверждён постановлением администрации Саракташского района № 696 от 31.07.2015 года).
|
Объемы и источники финансирования
|
Учредитель – Администрация муниципального образования «Саракташский район»:462138 Оренбургская область, Саракташский район, с. Покурлей, ул. Центральная 22;
Тел.: (35333) 22-7-45.
Спонсорская помощь, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц. Средства грантов.
|
Сроки реализации ООП
|
5 учебных лет (сентябрь 2015 г. – май 2020 г.)
|
Нормативно-правовые основания для разработки
ООП ООО МОБУ «Новопокурлеевская ООШ»
|
Федеральный уровень:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", (ст. 12, п.5);
-
ООП ООО разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования1 и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы2 (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 12, п.7);
-
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
-
Локальные акты, обеспечивающие реализацию ООП ООО в образовательной организации, разрабатываются в соответствии со ст.28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации; ст. 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Региональный уровень:
-
Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 года N 1698/506-V-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области" (с изменениями от 3 октября 2014 года N 2521/704-V-ОЗ);
-
Государственная программа Оренбургской области «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 № 553-пп);
-
План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013–2018 годы (Приложение к постановлению Правительства области от 30.04.2013 № 348-п);
-
Положения о региональной системе оценки качества образования Оренбургской области (Приложение №1 к приказу министерства образования Оренбургской области от 07. 09. 2009 г. № 01/20-1373).
Муниципальный уровень:
-
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам муниципальными общеобразовательными организациями Саракташского района» (Постановление администрации Саракташского района от 29.11.2016 № 951-п);
-
Муниципальная программа «Развитие системы образования Саракташского района на 2014-2020 годы» (Постановление администрации Саракташского района от 15.10.2013 г. №1624-п с изменениями от 31.12.2015 г. №1233).
Уровень образовательной организации:
-
Устав МОБУ «Новопокурлеевская ООШ»
-
Программа развития МОБУ «Новопокурлеевская ООШ»
|
Контактный телефон образовательной организации
|
(35333) 22-7-45
|
Адрес электронной почты образовательной организации
|
pokurlei@mail.ru
|
Содержание ООП ООО МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» отражает требования ФГОС ООО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО МОБУ «Новопокурлеевская ООШ», конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС ООО и учитывающие региональные, национальные особенности жителей села Покурлей, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов ООП ООО МОБУ «Новопокурлеевская ООШ».
Администрация и педагогический коллектив МОБУ «Новопокурлеевская ООШ», реализующие основную образовательную программу основного общего образования, обязаны обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
-
с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в МОБУ «Новопокурлеевская ООШ»;
-
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации МОБУ «Новопокурлеевская ООШ», Уставом образовательной организации.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, закрепляются в заключённом между ними и МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования
Целями реализации ООП ООО МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» являются:
-
становление гражданина и патриота, социально активного и ответственного, способного к самообразованию и самосовершенствованию с целью нахождения своего места в современном обществе;
-
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
-
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
-
усиление патриотической направленности ООП ООО, обусловленное традициями школы, отраженными в его названии – «Новопокурлеевская основная общеобразовательная школа»;
-
обеспечение преемственности начального общего, основного общего образования;
-
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
-
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
-
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
-
взаимодействие МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами с.Покурлей;
-
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную и волонтёрскую деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
-
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности (в том числе с использованием форм заочного и дистанционного участия);
-
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада МОБУ «Новопокурлеевская ООШ»;
-
обеспечение условий для формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся и их умения выстраивать свою жизнедеятельность в конкретных условиях российского социума в целом, и с. Покурлей, в частности;
-
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды с. Покурлей для приобретения опыта реального управления и действия;
-
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы, расположенными в Саракташском районе;
-
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
В качестве основных методологических подходов к разработке и реализации ООП ООО МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» приняты системно-деятельностный, личностно-ориентированный и культурологический подходы.
Системно-деятельностный подход предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Личностно-ориентированный подход предполагает:
-
обеспечение приоритетности личности обучающегося в образовательной системе МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» посредством категорий цели и содержания образования, методов обучения и входящих в их состав конкретных технологий, деятельностей преподавателя и обучающихся, критериев эффективности образовательной деятельности;
-
обеспечение и поддержание процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности обучаемого, развития его неповторимой индивидуальности посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий;
-
проектирование технологического комплекса образовательной деятельности основной школы на основе выявленных образовательных потребностей обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития личности ребенка, реализацию его природных склонностей и способностей.
Реализация культурологического подхода позволяет:
-
производить отбор и систематизацию социогуманитарного материала в соответствии с целями и задачами образовательной деятельностью в МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» и современными социокультурными запросами и тенденциями социума с. Покурлей;
-
осуществлять дидактическую переработку разнообразной культурологической информации в материал учебных дисциплин основной школы с целью усиления их гуманитарной направленности, а также углубление и расширение содержания, связанное с Великой Отечественной войной;
-
устанавливать междисциплинарные и внутридисциплинарные связи с целью формирования у обучающихся целостного социогуманитарного знания, основ культурологического восприятия социальных явлений и процессов.
-
формировать определённые традиции при организации школьного коллектива, в котором закладываются соответствующие формы и правила его существования, формируется готовность использовать и интерпретировать усвоенные в процессе обучения культурные образцы в русле актуальных потребностей развития патриотизма общества;
-
обеспечить необходимое взаимодействие МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» и социума Саракташского района, Оренбургской области, организовать внеурочную и проектно-исследовательскую деятельность учащихся патриотического направления.
Реализация данных подходов более подробно отражена в программе развития МОБУ «Новопокурлеевская ООШ».
Основная образовательная программа сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:
-
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
-
с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
-
с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
-
с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
-
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества (от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской).
Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), являющимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
-
бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
-
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
-
особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
-
обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т.е. моральным развитием личности;
-
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
-
изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Принципы, составляющие основу анализа и организации образовательных отношений в МОБУ «Новопокурлеевская ООШ»:
1. Принцип природосообразности: образовательная деятельность в основной школе строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (педагогическому коллективу школы необходимо знать возможности обучающихся, также опираться на них при организации образовательных и воспитательных отношений, кроме того необходимо направлять образовательную деятельность на развитие самовоспитания, самообразования обучающихся, это будет возможным при правильно выстроенной системе внутришкольного контроля оценки качества образования).
2. Принцип гуманизации: принцип социальной защиты растущего человека, при которой образовательная деятельность в МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» строится на полном признании гражданских прав обучающегося и уважении к нему.
3. Принцип целостности (упорядоченности): достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами образовательной деятельности, описанными в ООП ООО МОБУ «Новопокурлеевская ООШ».
4. Принцип демократизации: предоставление участникам образовательных отношений в МОБУ «Новопокурлеевская ООШ», определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания (выбор темпа, сроков, направлений и уровней обучения).
5. Принцип культуросообразности: максимальное использование в воспитании и образовании культуры и социальной среды с. Покурлей (потенциала социальных партнеров школы, культурно-исторических особенностей села).
6. Принцип единства и непротиворечивости действий МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» и образа жизни обучающихся: ориентация всех компонентов образовательной деятельности школы на установление взаимосвязей между всеми сферами жизни обучающихся (интересы и потребности ребенка, его занятость в системе дополнительного образования и пр.).
Кроме того, ООП ООО МОБУ «Новопокурлеевская ООШ» соответствует требованиям Международной конвенции о правах ребенка, основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе Оренбургской области «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 № 553-пп):
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства и Оренбургской области;
3) общедоступность качественного образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Поделитесь с Вашими друзьями: |